1 юридическое лицо

Юридическое лицо — самостоятельный относительно своих участников субъект гражданских правоотношений. Она приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в пределах прав, предоставленных им при законом или уставом.

Орган юридического лица (далее — орган) — это юридическая конструкция, создаваемая правом с целью дать возможность сформировать и выразить волю юридического лица, отстаивать его интересы. Между юридическим лицом и его органом правовые отношения не возникают. Действия органа — это действия самого юридического лица. Орган — это законный представитель юридического лица, поскольку его полномочия основаны на указаниях закона и могут осуществляться без доверенности. Поэтому его надо рассматривать как институционально-функционального представителя юридического лица. Інституціональність представительства органа проявляется в утверждении на законодательном уровне механизма получения последней гражданских прав и обязанностей через свои органы, установление не только возможности, но и необходимости формирования соответствующих органов последней, их состав, порядок создания, а также компетенции. Функциональность органа проявляется в осуществлении им в интересах последней своих полномочий в пределах определенной законом (уставом) компетенции.

Исходя из приведенного, следует разграничивать представительство как институт гражданского права, введение которого связано с необходимостью осуществлять юридические действия тех субъектов гражданского права — физических или юридических лиц, которые при определенных обстоятельствах лишены способности или возможности осуществлять их самостоятельно, и в качестве функционального представителя юридического лица — орган, исходя из особенности юридического лица, которая заключается в том, что она, как самостоятельный субъект права, участвующий в гражданском обороте только через этот орган (органы). Такой подход присущ современным законодательствам большинства развитых стран Заходу1. Законодатель Украины тоже стоит на этой позиции. В отношениях с третьими лицами орган выступает от ее имени и обязан действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно и не превышать своих полномочий относительно представительства (ч. Ст. 94 ГК). К представителям закон относит и членов органа юридического лица (ч. 4 ст. 94).

Органы юридического лица могут быть:

по назначению — волеутворюючі и волевиявляючі (исполнительные). В частности, общее собрание является высшим органом акционерного общества, общества с ограниченной відповідальністю2, но они только формируют волю последнего, а выражать ее может или правления акционерного общества — коллегиальный исполнительный орган, или единоличный исполнительный орган.

Юридическое лицо может иметь как один орган (совет, правление), так одновременно и несколько органов (общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление и тому подобное). Порядок назначения или избрания органов управления, а также иные правила, регламентирующие их деятельность, устанавливаются законами и учредительным документом юридического лица.

Вместе с тем действующее законодательство закрепило не только возможность реализации правосубъектности юридического лица через систему органов последней. ГК предусматривает, что юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности также и через своих участников в случаях, установленных законом (ч. 2 ст. 94). Таким образом, законодатель как бы легализует возможность участников своими действиями приобретать для юридического лица определенные права и обязанности. Впрочем, такая возможность не может быть безграничной. Следует признать правильным, что законодатель указывает на ее границы — это может происходить исключительно в случаях, предусмотренных законом. Связывается это с тем, что в системе юридических лиц функционируют такие организации, в которых реализация правосубъектности через систему органов приведет к разрушению основных принципов их функционирования. Так, полное товарищество относится к хозяйственных обществ, в основе которых лежит личный момент, поскольку для него характерно сочетание личного участия участников и их имущества с целью осуществления предпринимательской деятельности от имени общества. В этом товариществе участники солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по его обязательствам всем имуществом, что им принадлежит, а отсюда, заинтересованность каждого из участников в делах общества, что возможно лишь при условии, если ведение этих дел будет осуществляться ими самими. Каждый участник имеет право действовать от имени полного товарищества, если учредительным договором не определено, что все участники ведут дела совместно или что ведение дел поручено отдельным участникам (ч. 1 ст. 122 ГК Украины).

В случае общего ведения участниками дел общества для совершения каждой сделки необходимо согласие всех участников общества, хотя учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством их голосов. Каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов.

Если ведение дел поручено отдельным участникам, другие участники могут совершать сделки от имени общества при наличии у них доверенности, выданной участниками, которым поручено ведение дел общества.

Согласно ст. 136 ГК управление деятельностью коммандитного общества осуществляется полными участниками в порядке, установленном для полного товарищества. Учитывая, что вкладчики до участия в этом обществе привлекаются исключительно с целью увеличения его складочного капитала, они отстраняются от всякого участия в ведении дел последнего и, как следствие, от представительства из его дел. Относительно этого вкладчики не наделены никакими правами и не несут никаких обязанностей. Так, они не имеют права возражать против действий полных участников относительно управления деятельностью коммандитного общества, хотя и имеют право оспаривать такие действия, если ими нарушаются условия учредительного договора общества или они не соответствуют закону. Однако вкладчик может быть допущен к управлению ведением дел этого общества, но исключительно тогда, когда ему будет выдана доверенность полными участниками как лицами, осуществляющими управление обществом.

Таким образом, можно констатировать, что действующее законодательство закрепило несколько моделей реализации юридическим лицом правосубъектности: или через систему своих органов, в зависимости от вида юридического лица, либо через участников (лиц) в случаях, установленных законом. Но независимо от того, какая бы легальная модель реализации правосубъектности юридическим лицом не применялась, закон требует и от органов, и от лица, которое в соответствии с учредительных документов или закона выступает от имени юридического лица, осуществление полномочий таким образом, чтобы это соответствовало требованиям добросовестности и разумности. Это предписание направлено не только на защиту интересов самого юридического лица, но и интересов ее участников. С помощью таких категорий, как добросовестность и разумность, закон устанавливает пределы осуществления полномочий указанных институционально-функциональных представителей, предотвращая тем самым злоупотребления правом со стороны последних.

Разумность и добросовестность действий указанных лиц зрезюмуються (ч. 5 ст. 12 ГК Украины). Совершение сделки с превышением полномочий не может создавать правовых последствий для лица, от имени которого она совершена. Поэтому превышение органом юридического лица полномочий, императивно установленных законом, влечет за собой признание сделки недействительной по правилам статей 215-216 ГК Украины.

Структурное построение органов юридического лица полностью зависит от вида последней. По общему правилу, органами управления обществом являются общие сборы его участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом. Исключения касаются, прежде всего, полных и коммандитных обществ, а также обществ, которые имеют специальную правоспособность. Так, органами корпоративных инвестиционных фондов, которые осуществляют деятельность исключительно по совместному инвестированию, согласно Закону Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды»)’ являются общее собрание акционеров и наблюдательный (наблюдательный) совет. Образование других органов в этих фондах запрещено (ст. 14). Однако управление активами этого фонда на основании соответствующего договора осуществляет компания по управлению активами. В отношениях с третьими лицами указанная компания должна действовать от имени и в интересах корпоративного инвестиционного фонда на основании договора об управлении активами (ст. 11). Согласно Закону Украины «О кредитных союзах»‘ органами управления кредитного союза является общее собрание его членов, наблюдательный совет, ревизионная комиссия, кредитный комитет и правление. Причем решением общего собрания членов кредитного союза могут быть созданы и другие органы управления. Кредитный комитет является специальным органом, ответственным за организацию кредитной деятельности союза. Он назначается наблюдательным советом, подотчетен общему собранию и наблюдательному совету и несет перед ними ответственность за эффективность кредитной деятельности союза.

В акционерных обществах может к тому же быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа и защиту прав акционеров общества (ч. 1 ст. 160 ГК). Таким образом, наблюдательный совет — это орган, который сочетает в себе и управленческие, и контрольные функции. Создание наблюдательного совета является обязательным в акционерных обществах с количеством акционеров — владельцев простых акций 10 лиц и более. В обществе с количеством акционеров — владельцев простых акций 9 лиц и меньше в случае отсутствия наблюдательного совета его полномочия осуществляются общим собранием (ч. 2 ст. 51 Закона Украины «Об акционерных обществах»2).

В структуре органов общества выделяют высший орган — общее собрание участников как волеутворюючий орган, который определяет вопросы, связанные с жизнедеятельностью общества на всех этапах его существования вплоть до принятия решения о прекращении деятельности (ч. 5 пп. «е», «й» ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах»3, ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О кооперации»4). Согласно законодательству именно этот орган формирует иные органы управления и органы контроля, в частности ревизионную комиссию, причем исполнительные органы подотчетны общему собранию (ч. 5 пп. «в», «г» ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах», ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О кооперации»). Относительно учредительного собрания, то они не являются разновидностью общих собраний участников, поскольку общее собрание — это орган управления обществом, а на момент созыва учредительного собрания общества как субъекта права еще не существует, то есть нет субъекта, в котором осуществляется управление.

Признание общего собрания участников (акционеров, членов) высшим органом управления общества означает, что деятельность этого органа — способ осуществления обществом своей дееспособности. Так, согласно ч. 5 п. «д» ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах», ч. 1 пп. 11-12 ст. 33 Закона Украины «Об акционерных обществах» общее собрание AT, TOB, ОДО утверждает годовые результаты деятельности этих обществ, порядок распределения прибыли, срок и порядок выплаты доли прибыли (дивидендов), а согласно ч. И ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах» общее собрание ООО, ОДО утверждают договоры (сделки), заключенные на сумму, превышающую указанную в уставе этих обществ. Отсутствие такого решения влечет за собой недействительность сделки.

Решение общего собрания участников общества-это особый юридический акт. который принимается в процессе реализации указанным органом своей компетенции и направлен на формирование воли юридического лица.

В отдельных случаях закон позволяет принимать решения в обществе не общему собранию участников, а в другом, специально созданном для этого органа. Так, согласно ч. 7 ст. 15 Закона Украины «О кооперации» возможно, если это предусматривается уставом кооператива созыв собрания уполномоченных кооператива. Это происходит в случае, когда по организационным причинам, а именно из-за территориального размещения или значительной численности членов кооператива проведения общего собрания членов кооператива невозможно. Количество членов кооператива, имеющих право делегировать уполномоченных, и порядок их делегирования определяются уставом кооператива.

учитывая то, что ГК закрепил возможность функционирования обществ одного лица, возникает вопрос о возможности создания в них такого органа управления, как общее собрание участников. Ответ на этот вопрос дан в Законе Украины «Об акционерных обществах» в отношении акционерных обществ одного лица (ст. 49). Впрочем предложенный подход может быть распространено на все общества одного лица. Полномочия общего собрания общества одного лица осуществляются участником единолично. Решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, оформляется участником в письменном виде (в форме приказа) и удостоверяется печатью общества или нотариально.

Традиционно доктрина гражданского права и гражданское законодательство относят исполнительный орган в классических органов общества, который представляет последнее в гражданских правоотношениях. Независимо от вида предпринимательского общества исполнительный орган, в отличие от общего собрания участников общества, является волевиявляючим его органом, который осуществляет функцию непосредственного управления им (ч. 1 ст. 161; ч. 2 ст. 145 ГК; статьи 17, 62 и 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах»; статьи 58-61 Закона Украины «Об акционерных обществах»; ст. 16 Закона Украины «О кооперации»).

Исполнительный орган общества создается по решению общего собрания общества с установлением его компетенцию и состав. Этот орган подотчетен в своей деятельности общему собранию участников (акционеров) общества, организует выполнение их решений и несет перед ними ответственность за эффективность работы общества.

При решении вопросов в пределах своей компетенции исполнительный орган юридического лица действует самостоятельно и никакой другой орган не вправе давать ему юридически обязательные указания. Полномочия исполнительного органа на совершение сделок определяются в соответствии с принципом общей правоспособности юридического лица, то есть исполнительный орган может совершать любые сделки, не запрещенные законом. Однако следует учитывать, что предпринимательские общества, занимающиеся исключительными видами предпринимательской деятельности (страховой, банковской и тому подобное) и не могут заниматься никакими другими видами деятельности, имеют специальную правоспособность.

нельзя не обратить внимание на то, что ГК предусмотрел возможность избрания исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью не только из состава его участников (ст. 145). Безусловно, это не «изобретение» украинского законодателя. Современное гражданское законодательство РФ знает такой институт как управляющая компания хозяйственного общества, который заменяет исполнительный орган хозяйственного общества другим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. Ст. 103 ГК РФ). В научной литературе это связывают с тем, что одним из характерных признаков современности является обособление функции управления от капіталу1, а отсюда не обязательным является правило, согласно которому управление должно осуществляться только тем органом, который формируется в структуре юридического лица, хотя существует и другая точка зрения, которую можно назвать негативной. Представители последней считают, что в связи с тем, что юридическое лицо реализует свою волю непосредственно через свои органы, если таким органом становится по договору другая коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, юридическое лицо теряет свою сутність2.

Исходя из того, что законодатель Украины предусмотрел возможность избрания исполнительного органа общества не только из состава его участников, возникает вопрос: отражается ли это на традиционных признаках юридического лица? На первый взгляд складывается впечатление, что нет, поскольку именно общее собрание участников такого общества принимают решение о создании исполнительного органа — дирекции (директора) из состава его участников. Впрочем, во-первых, это должно происходить только тогда, когда образовать дирекцию или избрать единоличного директора исключительно из состава участников общества невозможно, поскольку последние неспособны должным образом выполнять свои обязанности, от чего будут страдать интересы общества, а отсюда и интересы его участников. Во-вторых, принимая решение по этому вопросу, общие сборы должны знать: кто конкретно будет входить в состав исполнительного органа, включая и лиц, не являющихся его членами, а для этого необходимо заранее получить информацию о деловых качествах таких лиц (лица), а также согласие от них на осуществление управления обществом. Именно поэтому в научной литературе высказано мнение, что введение такой новеллы является преждевременным.

Учреждение создается по волеизъявлению лица, которое стоит вне ее или даже уже перестала существовать, поскольку учредительный акт о ее создании может содержаться и в завещании. Исходя из того, что управлять юридическим лицом можно или путем создания в ее структуре соответствующих органов, или путем закрепления за участниками последней права своими действиями приобретать для нее определенные права и обязанности по управлению учреждением законодатель избирает первый путь и устанавливает, что в учреждении обязательно создается такой исполнительный орган, как правление, к которому применяются положения ст. 99 ГК о исполнительный орган общества, хотя учредительным актом может быть предусмотрено создание и других органов управления учреждением с определением порядка их формирования и состав. В отличие от обществ закон запрещает учредителям учреждения принимать участие в ее управлении как единолично, так и через систему ее органов. Таким образом, свобода учреждения — это волеизъявление его учредителя (-лей), которое проводится в жизнь ее правлением. Этим объясняется то, что в учреждении нет волеутворюючого органа, а существует лишь волевиявляючий (исполнительный) орган — правление.

в Соответствии с законом полномочия органа, который действует от имени юридического лица, могут быть ограничены компетентными органами. Это касается ограничений полномочий, прежде всего, исполнительного органа юридического лица, который в отличие от других ее органов представляет юридическое лицо в гражданском обороте, осуществляя без доверенности от ее имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

Но ограничения полномочий относительно представительства юридического лица в отношениях с третьими лицами не имеет юридической силы, кроме случаев, когда юридическое лицо докажет, что третье лицо знало или по всем обстоятельствам не могло не знать о таких ограничениях. Другие органы юридического лица, в частности общее собрание или наблюдательный совет общества участвуют в приобретении гражданских прав и обязанностей обществом путем создания исполнительного органа и принятия в пределах своих полномочий обязательные для последнего решений, осуществляя контроль за его деятельностью, например, в АО путем дачи согласия на совершение крупных сделок, сделок, относительно совершения которых есть заинтересованность, и тому подобное (статьи 70-71 Закона Украины «Об акционерных обществах»).

Компетенция исполнительного органа юридического лица может быть ограничена учредительными документами по сравнению с тем, как она определена законом, при условии если другое не предусмотрено самим законом. Так, согласно ст. 70 Закона Украины «Об акционерных обществах» решение о совершении значительного правочину, если рыночная стоимость имущества или услуг, являющихся ее предметом, составляет от 10 до 25 процентов стоимости активов по данным последней годовой финансовой отчетности АО, принимается наблюдательным советом, а уставом АО могут быть определены дополнительные критерии для отнесения сделок к категории крупных сделок. Отсюда для признания действительными сделок, которые совершаются с третьими лицами, необходимо соблюдение исполнительным органом такого требования, как действие в пределах компетенции, определяемой для него не только законом, другими нормативно-правовыми актами, но и учредительными документами.

ГК Украины не содержит нормы, предусматривающей последствия ограничения полномочий на совершение сделки, хотя законодательство других стран, в частности РФ, опыт которой можно было бы позаимствовать, предусматривает, например, что когда в уставе акционерного общества будут определены дополнительные критерии для отнесения сделок к категории значительных, а исполнительный орган общества при совершении такой сделки не учтет этого и таким образом выйдет за пределы установленных ограничений, то эта сделка будет считаться оспариваемым и может быть признана судом недействительной по иску юридического лица, в интересах которого были установлены ограничения, если она докажет, что контрагент знал или не мог не знать об этом.

Возможность ограничения полномочий органа юридического лица должна быть указана в законе и найти свое закрепление в учредительных документах юридического лица, а истец должен доказать, что контрагент знал или мог знать о таких ограничениях (доказать факт ознакомления контрагента в момент подписания сделки с учредительными документами юридического лица, указать на заключенный с банком договор на расчетно-кассовое обслуживание юридического лица, что свидетельствует о том, что банк ознакомлен с уставными ограничениями полномочий исполнительного органа юридического лица).

Хотя существующая система требований к учредительным документам юридического лица, которые подаются на регистрацию в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, требует обязательного внесения сведений о компетенции органов юридического лица (ч. 1 ст. 88 ГК, ч. 2 ст. 82 ГК, статьи 4,37, 51,67,65,76 Закона Украины «О хозяйственных обществах», пункты 11 и 13 ч. 2 статей 13, 33, 52, 58-59 Закона Украины «Об акционерных обществах»), включая и ограничения полномочий относительно представительства юридического лица (ч. 2 ст. 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»), на практике все сводится к тому, что до Устава (иного учредительного документа) вносится только перечень вопросов, которые охватываются компетенцией ее органов, что вряд ли сможет послужить юридическому лицу в доказательстве того, что третье лицо знало об ограничении компетенции того или иного органа. Поэтому было бы целесообразным, чтобы Устав юридического лица не содержал перечень вопросов, которые относятся к компетенции ее органов, в частности исполнительного органа, как органа, который осуществляет руководство текущей деятельностью юридического лица, а это означает совершения значительного количества действий, которые все не могут найти отражение в уставе, а содержал нормы, которые бы устанавливали ограничения или запрет на осуществление органами юридического лица тех или иных действий, а также предусматривали бы основные их права и обязанности.

Однако никто не может запретить юридическому лицу, в интересах которого были установлены ограничения полномочий ее органов, при совершении сделки с выходом за пределы ограничения таких полномочий, принять в дальнейшем такая сделка путем принятия исполнения по нему ее уполномоченным органом.

Вышеприведенное характеризует правовой статус органов юридического лица, которые, по общему правилу, создаются и наделяются компетенцией на период деятельности юридического лица. А как быть в том случае, когда юридическое лицо находится на стадии прекращения своей деятельности? Остается компетенция органов юридического лица неизменной или она изменяется и в какой степени?

Анализ действующего законодательства свидетельствует о следующем. Выполнение функций по прекращению юридического лица по решению участников юридического лица, суда или органа, принявшего такое решение, может быть возложена, во-первых, орган юридического лица (абз. 2 ч. 2 ст. 105 ГК), и тогда компетенцией этого органа будет охватываться осуществления всех мероприятий, направленных на прекращение деятельности юридического лица. Во-вторых, выполнение функций по прекращению юридического лица может быть возложена на назначенную вышеуказанными органами комиссию по прекращению юридического лица (далее — комиссия) (абз. 1 ч. 2 ст. 105 ГК), к которой перейдут полномочия по управлению делами юридического лица и которому будет предоставлено право выступать в суде от имени юридического лица, что прекращается (ч. Ст. 105 ГК). Таким образом, комиссия — это специальный орган юридического лица, который назначается и наделяется определенной компетенцией исключительно с целью проведения процедуры прекращения юридического лица или в форме ликвидации, либо в форме правопреемства. Хотя ответа на то, как соотносятся понятия «управления делами юридического лица» и «управления юридического лица», законодательство не дает, а судебная практика предлагает различные варианты решения относительно этого, логичным является вывод, что комиссия на указанной стадии заступает место органов юридического лица.

Подытоживая сказанное, органы юридического лица можно классифицировать в зависимости и от компетенции, которой они наделяются на различных этапах функционирования юридического лица, на основные (постоянные) и специальные (временные).

Признаками, определяющими организацию, являются:

1. Миссия. Она рассматривается в широком смысле как философия и предназначение, смысл существования организации.

2. Цель. Она придает определенную и конкретную направленность действиям организации.

3. Обособленность. Это выражается в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися наразличного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.

4. Ресурсы. Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией:

— технические ресурсы — особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов и т.п.;

— технологические ресурсы — динамичность методов технологии, наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и др.;

— кадровые ресурсы — квалификационный, демографический, профессиональный состав работников;

— пространственные ресурсы — характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникаций;

— информационные ресурсы — характер располагаемой информации о самой ПС внешней среде, возможность ее расширения и повышения достоверности;

— финансовые ресурсы — состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий;

— интеллектуальные ресурсы — особые знания и умения.

5. Принцип саморегулирования. Предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни. Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство.

6. Организационная культура — система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, совокупность установившихся традиций, символов, верований, которая определяет характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Включает субъективные элементы — ритуалы, мифы, связанные с историей организации. Объективные — символика, оформление интерьеров, внешний вид зданий и т.п.

7. Внутренняя среда организации — совокупность форм и процессов, придающих организации конкретное, присущее только ей лицо. Основные элементы внутренней среды:

а) структура организации — состав и соотношение входящих в нее подсистем, выделяемых по критериям производственных или управленческих процессов. Различают структуру производства и структуру управления. В структуре управления имеются такие функциональные подсистемы как маркетинг, управление инновациями, производством, персоналом, финансами и др.

б) разделение труда — качественное разграничение и обособление различных видов трудовой деятельности, и закрепление их за отдельными людьми и подразделениями. Разделение труда служит основой дальнейшей специализации.

в) технология охватывает инструменты, оборудование, процессы, действия, материалы, и знания, требуемые для преобразования ресурсов организации в выпускаемые товары или услуги.

г) люди — поведение работников, как отдельных личностей, так и групп.

8. Внешняя среда организации характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами организации.

Первый ряд переменных (деловое окружение, или микросреда, или факторы прямого воздействия) — все те организации, которые связаны с данной организацией в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты и т.д. С элементами делового окружения организация находится в состоянии двустороннего взаимодействия.

Второй ряд переменных (фоновое окружение, или макросреда, или факторы отдаленного воздействия) — социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативное управление, предопределяют стратегически важные решения. Важнейшая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, физико-географическим факторам. Фоновые внешние переменные организациям приходится принимать к сведению и либо подчиняться, либо «уходить» от их воздействия, либо пытаться иными способами их нейтрализовать.

Статья 48 ГК РФ даёт определение юридического лица: в приведённом в ней определении юридического лица закреплены признаки соответствующей конструкции. Решающим из них является имущественная обособленность. Именно её выражает содержащееся в ст. 48 ГК указание на то, что юридическое лицо «имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество». При этом под «обособленным имуществом» понимается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идёт об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, — от имущества её членов. Своё конкретное выражение имущественная обособленность находит в том, что юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь самостоятельный баланс (коммерческая организация) или самостоятельную смету (некоммерческая организация).

Второй существенный признак юридического лица, включённый в его определение, — самостоятельная имущественная ответственность. Согласно ГК, юридическое лицо «отвечает по своим обязательством этим (т.е. обособленным) имуществом». Если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами, ни участники, ни учредители юридического лица не отвечают по его долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников).

Третий признак юридического лица — самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени. Он означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Наконец, четвёртый признак, не включённый в указанную статью, но предполагаемый ею, именуется обычно «организационным единством». Из него следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделённые весьма определённой компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Те, кто находятся внутри юридического лица (руководители и работники), должны знать, что представляет собой соответствующее образование, чем оно будет заниматься, кто и как управляет им, что представляет собой его имущество и др. Это же важно и для тех, кто вступает или только намеревается вступить с данным образованием в правовые отношения.

Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования являются публично-правовыми образованиями. В ст.124 ГК сформулирован важнейший принцип участия этих образований в гражданско-правовых отношениях на равных началах с лицами как юридическими, так и физическими. 2. Правовой статус указанных в п.1 ст.124 ГК образований, выступающих в качестве субъектов гражданского права, приравнен к правовому статусу юридических лиц, поскольку иное не вытекай из закона и их особенностей. Например, публично-правовые образования, в отличие от юридических лиц, не вправе отказываться от права собственности (ст.236 ГК).

Каждое из указанных в ст.124 ГК государственных и муниципальных образований своими законодательными и иными нормативными актами определяет круг органов, через которые эти образования осуществляют свои гражданские права, принимают и исполняют обязанности. Так, например, в обязательствах из причинения вреда, подлежащего возмещению за счет государственного или муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст.1071 ГК). По специальному поручению от имени государственных и муниципальных образовании могут выступать и частные лица.

Пункт 1 ст.126 ГК определяет пределы ответственности указанных в ней субъектов по своим обязательствам. Этот предел ограничивается размерами казны этих субъектов, при этом из состава казны исключается имущество, которое не может находиться в частной собственности. Казну составляет имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за юридическими лицами. Возможность обращения взыскания на такие объекты казны, как земля и природные ресурсы, должна быть специально предусмотрена законом.

Правила ст.126 ГК исключают ответственность государственных и муниципальных образований по обязательствам друг друга. Полностью исключена и ответственность созданных такими образованиями юридических лиц по обязательствам этих образований. Сами такие образования отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц лишь в случаях, специально предусмотренных законом — например, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (ст.115 ГК).

До настоящего времени закон об иммунитете государства и его собственности еще не принят, поэтому указанные вопросы регулируются на основе действующих международных договоров Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права.

Таким образом, ни Правительство РФ, ни министерства юридическими лицами считаться не могут.

· Учреждение — организация, создаваемая собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Правовая характеристика учреждения:

Ц Учредительный документ — устав, утвержденный собственником;

Ц Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности учреждения;

Является единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности. А правом оперативного управления имуществом

Особенностями учреждений являются следующие:

  • 1) создаются по воле собственника имущества;
  • 2) правоспособность ограничена некоммерческими целями деятельности, т. е. они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей;
  • 3) имущество принадлежит на праве оперативного управления;
  • 4) собственник имущества вправе изъять все имущество или его часть;
  • 5) ответственность по долгам учреждение несет только имеющимися у него денежными средства-

ми (обращение взыскания на имущество учреждения в натуре не допускается);

6) при недостаточности денежных средств учреждения для покрытия его долгов к субсидиарной ответственности может быть привлечен собственник имущества. Реорганизация и ликвидация учреждения производятся по решению собственника имущества. Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его собственнику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *