1010294 код операции НДС

Содержание

О «камералке» декларации по НДС с льготными операциями

Луговая Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как налоговый орган проверяет обоснованность льгот по НДС? Какой объем документов истребует? Чем руководствуется при этом? Должно быть, читатель догадался, что речь в настоящей консультации пойдет о разъяснениях по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ). ФНС довела их до нижестоящих инспекций Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Кстати, напомним: на тему НДС-льгот (со ссылкой на обозначенное письмо ФНС) мы рассуждали в консультации А. М. Рабиновича «Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?». Рекомендуем материалы (как дополняющие друг друга) читать в паре.

Рекомендации для льготных операций

Согласно налоговому законодательству (п. 6 ст. 88 НК РФ) ревизоры вправе контролировать льготы, но (!) только те из них, которые подпадают под понятие «налоговая льгота» с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и позиции Пленума ВАС, изложенной в п. 14 Постановления от 30.05.2014 № 33. Это касается, например, столовых школ, организаций инвалидов, коллегий адвокатов и др. (ст. 149 НК РФ) – названные лица не платят НДС с реализации, а инспекторы вправе требовать у них документы и пояснения.

К сведению: операции, не ограниченные видом деятельности и доступные организациям любых форм собственности, не дают компаниям налоговых преимуществ. Поэтому такие операции (например, займы, реализация жилья и др.) не относятся к разряду льготируемых. Истребуемые по ним документы в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять (Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

В настоящее время ФНС выступила с предложением изменить Налоговый кодекс (дополнить п. 6 ст. 88). При таких обстоятельствах инспекции смогут законно требовать документы и пояснения по всем необлагаемым операциям.

С целью эффективности администрирования налога ФНС издала рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции (далее – Рекомендации). Таковые основаны на риск-ориентированном подходе, предполагающем контроль лишь некоторых (не всех) льготных операций.

Но чтобы объем истребуемых документов был сокращен (что, безусловно, является положительным моментом для имеющих преимущество по НДС плательщиков), нужно четко следовать Рекомендациям.

Составляем реестр подтверждающих обоснованность применения льгот документов

В соответствии с Рекомендациями «льготники» представляют пояснения в виде реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (приложение 1 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@).

Порядок истребования таких документов одинаков для всех категорий налогоплательщиков вне зависимости от их принадлежности к группе налогового риска. Напомним, уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2″с учетом результатов предыдущих проверок (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Различают три группы:

  • налогоплательщики с низким налоговым риском – они ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем;

  • налогоплательщики с высоким налоговым риском – они обладают признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, не имеют достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства (исполняют в минимальном размере);

  • налогоплательщики со средним налоговым риском – оставшиеся (не включенные в группы с высоким или низким налоговым риском) налогоплательщики.

Пример 1.

Образовательное учреждение оказывает платные услуги образовательного характера, которые в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС. Облагаемых НДС операций образовательное учреждение не осуществляет.

Доход от оказания образовательных услуг за I квартал отражен в разд. 7 налоговой декларации по НДС по соответствующему коду операции (1010245 – графа 1) в сумме 156 800 000 руб. (графа 2).

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях учреждение представило реестр по рекомендуемой ФНС форме.

Количество перечисленных в реестре документов:

– по основному виду образования – 12;

– по дополнительному образованию – 15;

– по повышению квалификации – 20.

Код операции

В том числе:

Сумма необлагаемых операций в разрезе видов, отраженных в налоговой декларации

Наименование контрагента

ИНН

КПП

Документы, подтверждающие обоснованность применения льгот

вид (группа, направление) необлагаемой операции

Тип документа (договор, платежное поручение и т. д.)

Дата

Сумма операции, руб.

1010245 (реализация услуг в сфере образования)

Основное образование

106 800 000

Альфа

Договор

90 000 000

П/п

Бета

Договор

10 000 000

П/п

Гамма

Договор

5 000 000

П/п

Дзета

Договор

1 000 000

П/п

Тета

Договор

500 000

П/п

Сигма

Договор

300 000

П/п

Дополнительное образование

35 500 233

Повышение квалификации

14 499 767

Всего

х

156 800 000

х

х

х

х

х

х

156 800 000

Если налогоплательщик не представит реестр или представил его не по рекомендованной форме, контролеры вправе запросить все документы по льготным операциям. (Довольно любопытно: с одной стороны, главное налоговое ведомство страны указывает, что реестр документов, подтверждающих правомерность использования льгот, носит рекомендательный характер, с другой, подчеркивает, что представление реестра не по рекомендованной форме может повлечь выставление сплошного требования о представлении документов.) Например, в случае невозможности идентифицировать подтверждающие документы, невозможности их соотнести с использованными льготами, неуказания в реестре суммы операции.

Пример 2.

ООО «Лютик» и ООО «Ромашка» представили декларации по НДС за I квартал 2017 года в одну ИФНС. В обеих декларациях заявлены льготные операции по пп. 2 и 3 ст. 149 НК РФ.

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях ООО «Лютик» представило реестр по установленной в Письме ФНС России № ЕД-4-15/1281@ форме, а ООО «Ромашка» – в произвольной форме.

Согласно данным СУР АСК «НДС-2» оба налогоплательщика относятся к категории налогоплательщиков с высоким налоговым риском.

По итогам применения к указанным налогоплательщикам риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:

– у ООО «Лютик» – сокращенный объем документов (подробности – в следующем разделе консультации);

– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

Таким образом, снизить налоговые риски можно, не отклоняясь от рекомендованной формы.

Алгоритм истребования документов

Налоговики обрабатывают реестр и рассчитывают объем документов, которые необходимо истребовать в дальнейшем. Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода льготной операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении 2 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.

Если «льготник» представит реестр по рекомендованной форме и в документах не будет противоречий, максимальное количество запрошенных документов в разрезе кодов операций составит 40% их общего объема (но не более 500 документов). Если количество документов по определенному коду операции составит менее 30, контролеры истребуют их в полном объеме.

Пример 3.

Вернемся к условию предыдущего примера.

По итогам применения риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:

– у ООО «Лютик» – 40% объема документов (но не менее 30 и не более 500) по каждому коду льготной операции;

– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

А теперь рассмотрим подробнее алгоритм истребования документов в зависимости от принадлежности организации к той или иной группе налогового риска.

Уровень налогового риска

Условия определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Высокий

Организации представляют документы в любом случае

Средний

Организации представляют максимальное количество документов, если:

– заявлена льгота по коду операции впервые;
– по результатам предыдущей «камералки» контролеры выявили нарушения в части конкретной льготы.

Факт того, что нарушений по части применения льготы в ходе предыдущей проверки не выявлено, ведет к сокращению истребуемых документов до 10% общего объема.

При представлении типовых договоров (и отсутствии нарушений в предыдущих «камералках») контролеры истребуют не более 5% объема документов*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение четырех налоговых периодов подряд и нарушений при этом не выявлено, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период

Низкий

Организации должны представлять максимальное количество документов, только если контролеры обнаружили нарушения по итогам предыдущей «камералки».

Если льгота применена впервые, инспекция запросит не более 10% общего объема документов. Если же при этом представляются формы типового договора (договоров), объем истребуемых документов составит не более 5%*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, без нарушений, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период

* В случае если внутри одного кода операции типовая форма договора используется налогоплательщиком не для всех операций, то по этому коду следует истребовать 10%.

В Письме ФНС России № ЕД-4-15/1281@ не разъяснено, что именно подпадает под выявленное нарушение по коду операции. Получается, что фактически любое нарушение (в том числе не связанное с занижением налоговой базы), зафиксированное в акте предыдущей камеральной проверки, может стать причиной для увеличения объема истребуемых документов. Достаточно, например, не представить один документ, чтобы в акте проверки появились нарушения о непредставлении и отсутствии документа (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ), которые явятся основанием для истребования большего объема документов.

О расчете объема документов

Примеры заполнения расчета объема документов, подлежащих истребованию в целях проверки обоснованности применения льгот в разрезе кода операций, приведены в приложении 3 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.

Соответствующие расчеты производит сам инспектор, но ни расчета, ни информации о том, к какой категории риска относится налогоплательщик, он не представит. Контролер лишь выставит требование о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ, причем по тем операциям, которые его интересуют (для каждого кода операции). Под пристальным вниманием, понятно, окажутся сделки на весомые суммы.

Пример 4.

Обратимся к условиям примера 1, уточнив их следующими данными.

Предположим, что уровень налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2» налогоплательщика средний. В предыдущих налоговых декларациях по указанному коду имелись нарушения.

Налоговый орган определит объем документов, подлежащих истребованию, следующим образом:

Не менее 50% объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

Можно ли обжаловать запрос лишних документов?

Объем истребуемых документов Налоговым кодексом (п. 6 ст. 88, ст. 93) не ограничен. Нет таких ограничений и в требовании о представлении документов. Поэтому обжалование факта истребования лишних (по мнению налогоплательщика) документов по льготным операциям вряд ли имеет перспективы.

Ограничить право контролеров на истребование бумаг, ссылаясь на Письмо ФНС России № ЕД-4-15/1281@, также не удастся.

К сведению. За неисполнение требования о представлении пояснений контролеры вправе оштрафовать организацию по ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу» НК РФ, согласно которой:

  • неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, определенного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.;
  • те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

* * *

Итак, мы показали суть метода, предложенного ФНС в Письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и связанного с проведением камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции.

К факторам, определяющим, будет очередная «камералка» выборочной или полномасштабной, относятся:

  • наличие или отсутствие налоговых нарушений;

  • продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций;

  • представление или непредставление компанией реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы.

Код операции по НДС

Актуально на: 1 апреля 2019 г.

В некоторых разделах декларации по НДС есть графы c названием «Код операции». Это такие разделы, как:

  • раздел 2 – заполняется налоговыми агентами;
  • разделы 4-6 – заполняются организациями и ИП, у которых были экспортные операции;
  • раздел 7 – заполняется организациями и ИП по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), операциям, не признаваемым объектом налогообложения, операциям по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, а также по суммам оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев.

Как видим, с определенными кодами в декларации отражаются не обычные операции по реализации товаров на территории РФ, а «особенные» НДС-операции.

Все коды операций по НДС приведены в приложении № 1 к Порядку заполнения декларации (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Если в декларации не заполнить необходимые коды, то декларация не пройдет форматно-логический контроль и не будет принята налоговым органом.

Коды операций в Разделе 2

Коды для налоговых агентов соответствуют пунктам ст. 161 НК РФ, а также п.10 ст.174.2 НК РФ, по нормам которых агенты рассчитывают налоговую базу по НДС (Раздел IV Приложения № 1 к Порядку). Примеры кодов приведены ниже.

1011711 Реализация товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в качестве налогоплательщиков, а также реализация работ, услуг таких иностранных лиц с применением безденежных форм расчетов
1011712 Реализация работ, услуг иностранных лиц, не состоящих на учете в качестве налогоплательщиков, кроме случаев применения безденежных форм расчетов
1011703 Предоставление органами госвласти и управления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества

Коды операций в «экспортных» Разделах 4-6

Список кодов для операций, облагаемых по ставке 0%, гораздо больше (Раздел III Приложения № 1 к Порядку). Приведем некоторые из них.

1011410 Реализация несырьевых товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (не указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ)
1011412 Реализация несырьевых товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ)
1010421 Реализация несырьевых товаров (не указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ) на территорию государств — членов ЕАЭС

Для корректировок налоговых баз и налоговых вычетов в рамках экспортных операций тоже предусмотрены свои коды.

Коды операций в Разделе 7

Значимую часть рассматриваемых кодов составляют коды операций, не признаваемых объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ, Раздел I Приложения № 1 к Порядку). Приведем примеры таких кодов.

1010801 Операции, не признаваемые реализацией товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 39 НК РФ)
1010806 Операции по реализации земельных участков (долей в них)
1010807 Передача имущественных прав организации ее правопреемнику
1010811 Реализация товаров, местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 147 НК РФ)
1010812 Реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 148 НК РФ)

Свои коды также присвоены операциям, не подлежащим налогообложению НДС по ст. 149 НК РФ (Раздел II Приложения № 1 к Порядку).

Код операции по объектам основных средств

Данный код в НДС-декларации указывается в приложении № 1 к разделу 3. В нем отражаются суммы налога по объектам основных средств, ранее принятые к вычету, которые теперь подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Это может быть связано с тем, например, что с определенного момента объект стал использоваться в деятельности, не облагаемой НДС (п. 2 ст. 170 НК РФ). Приложение заполняется один раз в год, – в декларации по НДС за IV квартал, в течение 10 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию (п. 39 Порядка). Для каждого объекта основных средств должно быть заполнено свое приложение (п. 39.1 Порядка).

Кодов операций по объектам основных средств всего 7 (Раздел V Приложения № 1 к Порядку). Приведем основные из них:

1011801 Объект основного средства, завершенный капитальным строительством подрядными организациями
1011802 Объект основного средства, завершенный капитальным строительством при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления
1011803 Объект основного средства, приобретенный по гражданско-правовому договору
1011805 Модернизация (реконструкция) объекта основного средства

Пояснения по использованию кода операции 1010292 и другим при заполнении декларации по НДС

Как разобраться с кодами операций?

Схема применения кода 1010292

Взаимосвязь кодов 1010292 и 1010256

Реализация по коду 1010256 (топологии интегральных схем, промышленные образцы и др.)

Особенности применения кода 1010256

Когда услуги по проведению техосмотра попадают в раздел 7 декларации по НДС с кодом 1010203?

Отсутствует лицензия: понадобятся ли коды?

Знакомимся с кодом 1011712

Нюансы применения кода 1011712

Итоги

Как разобраться с кодами операций?

Налогоплательщики, представляющие в инспекции декларации по НДС, часто сталкиваются с необходимостью отражения кодов тех или иных операций.

Коды необходимы для заполнения разделов 2, 4-7. Какие это разделы, узнайте на рисунке:

Коды — это наборы из 7 цифр, каждый из которых обозначает определенную операцию. Все коды разделены на 5 групп и описаны в приложении № 1 к Порядку заполнения декларации по НДС, утв. приказом ФНС от 29.10.2014 № MMB-7-3/558@.

На рисунке ниже представлены:

  • название каждой группы кодов операций;
  • диапазон кодов, предусмотренных для каждой группы;
  • ссылка на статью НК РФ.

Перечень кодов, действующй в 2020 году, можно скачать в этом материале.

Что будет, если в декларации не проставить код операции? Она не пройдет логический контроль, и контролеры ее не примут. Поэтому необходимо разбираться в кодах и правильно отражать их в декларации, если в этом возникнет необходимость.

Далее расскажем подробнее об отдельных кодах.

Расшифровка терминов со ссылками на НПА для кода 1010292

Согласно приложению № 1 к приказу ФНС № MMB-7-3/558@ в обновленной редакции данный код применяется для отражения в декларации операций по предоставлению займов. Обратимся к нормативным документам.

Какие НПА нужно знать, чтобы правильно отразить операции по этому коду в декларации:

  • подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ — определяет, что на территории РФ не облагаются НДС операции займа, включая проценты по ним;
  • пп. 44.2-44.5 Порядка заполнения декларации по НДС — расшифровывают порядок отражения информации в строках раздела 7, посвященного необлагаемым операциям.
  • ГК РФ и иные НПА — в части расшифровки терминов «денежный заем», «заем ценными бумагами», «проценты по займу», «операция РЕПО».

Схема применения кода 1010292

Рассмотрим схему применения кода 1010292, сконцентрировав в ней необходимые сведения для заполнения декларации:

На основании этой схемы заполним раздел 7 по данным примера.

ПАО «Весенний ветер» заключило договор займа с отечественной компанией ООО «ПалеттоЛюкс». Его сумма — 3 400 250 руб. Во 2-м квартале начисленные проценты по займу составили 38 253 руб. При заполнении раздела 7 необходимо учесть, что:

  • для займодавца (ПАО «Весенний ветер») выдача займов не является основной деятельностью;
  • общехозяйственные расходы по необлагаемым операциям у займодавца отсутствуют.

Как выглядит заполненный раздел 7 декларации по НДС с кодом операции 1010292, смотрите ниже:

При заполнении графы 2 следует учесть, что в нее заносится не «тело займа», а сумма начисленных процентов (письмо ФНС от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7896).

Взаимосвязь кодов 1010292 и 1010256

Взаимосвязь заключается в следующем: код 1010256 в декларации по НДС так же, как и код 1010256, отражается в одном и том же разделе (раздел 7). Обе эти операции относятся к группе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Что еще объединяет эти коды? При наличии в разделе 7 указанных кодов налоговики при проведении камеральных проверок пытаются затребовать у налогоплательщика дополнительные документы. Какие? Речь идет о документальных подтверждениях правомерности отражения в декларации не облагаемых НДС операций. Причем аргументируют контролеры свои требования тем, что освобождение указанных операций от НДС носит характер налоговой льготы.

Однако судьи с ними не соглашаются — налогоплательщику удается доказать в судебном порядке, что обязанность по представлению документов вместе с декларацией противоречит п. 88 НК РФ (определения ВАС РФ от 31.01.2014 № ВАС-497/14, ВАС РФ от 12.11.2012 № ВАС-6809/12).

Подробнее о том, когда в разделе 7 декларации по НДС нужно проставить код 1010256, расскажем в следующем разделе.

Реализация по коду 1010256 (топологии интегральных схем, промышленные образцы и др.)

Код 1010256 код в декларации по НДС проставляется в том случае, если в отчетном периоде происходит реализация исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Исключительное право — это право лица на использование охраняемых объектов (включая право запрета их использования).

Что понимать под термином «результаты интеллектуальной деятельности»? Основные понятия расшифрованы ниже:

Итак:

  • Реализация исключительных прав на указанные объекты по подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагается НДС.
  • При отражении таких операций в разделе 7 декларации проставляется код 1010256.

Особенности применения кода 1010256

Из предыдущего раздела мы выяснили, что реализация исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности не облагается НДС. По отношению ко всем рассмотренным объектам действует единое правило: если в отчетном квартале произошла такая реализация, данная операция подлежит отражению в разделе 7 декларации по НДС с кодом 1010256.

Это общий подход, у которого могут быть интерпретации в процессе хозяйственной деятельности.

Например, российская организация приобрела у иностранной компании права на использование результатов секрета производства (ноу-хау). Передача прав на результаты интеллектуальной деятельности является услугой. Встает вопрос: что будет признаваться местом реализации услуги в данной ситуации? По подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ это территория Российской Федерации, если покупатель осуществляет деятельность в нашей стране. И операция по реализации исключительных прав на секрет производства НДС не облагается (позицию чиновников Минфина см. в письме от 18.11.2016 № 03-07-08/68105).

Когда услуги по проведению техосмотра попадают в раздел 7 декларации по НДС с кодом 1010203?

В разделе 7 декларации по НДС отражаются самые разнообразные операции, не подлежащие обложению НДС. Так, код 1010203 предназначен для отражения не облагаемой НДС операции по реализации услуг по проведению техосмотра (подп. 17.2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако такая услуга не будет облагаться налогом только при определенных условиях — они указаны в законе «О техническом осмотре…» от 01.07.2011 № 170-ФЗ. Что это за условия?

НДС не облагается проведение техосмотра, если он проводится компанией или ИП (в т. ч. дилером), аккредитованным в установленном порядке на проведение техосмотра (подп. 7 ст. 1 закона № 170-ФЗ). Их называют операторами техосмотра. При этом правила аккредитации операторов строго регламентированы (утверждены приказом Минэкономразвития России от 28.11.2011 № № 697). Только в этом случае оказавший услугу налогоплательщик на законных основаниях заполнит код 1010203 в разделе 7 декларации.

Если услуга по проведению техосмотра оказана компанией или ИП, не прошедшими аккредитацию, такие услуги облагаются НДС, и в разделе 7 с кодом 1010203 эта операция отражаться не должна (письмо Минфина России от 05.04.2012 № 03-07-11/101).

Отсутствует лицензия: понадобятся ли коды?

Отсутствие лицензии на определенные виды деятельности, указанные в ст. 149 НК РФ (операции, не облагаемые НДС), лишает компании и ИП данной льготы.

Например, один из видов операций, подлежащих отражению в разделе 7 декларации по НДС, это услуги по организации азартных игр (код 1010226). Однако использовать освобождение от НДС организаторы азартных игр вправе только при наличии специальной лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ). Обязательное лицензирование данной деятельности предусмотрено п. 31 ч. 1 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Если такой лицензии нет, НДС необходимо исчислять и уплачивать в общем порядке (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Это же правило в равной степени относится и к другим освобожденным от НДС операциям (если наличие лицензии обязательно). Например:

С полным перечнем операций, не подлежащих обложению НДС, вас познакомит эта публикация.

Знакомимся с кодом 1011712

Чтобы правильно отразить код операции 1011712 в декларации по НДС, также нужно ознакомиться с некоторыми терминами и статьями НК РФ.

Данный код проставляют в разделе 2 декларации по НДС налоговые агенты. Посмотрим, кого налоговое законодательство относит к налоговым агентам и когда им следует проставлять указанный код в декларации:

Обратите внимание, что код 1011712 проставляется при заказе у иностранца работ или услуг — не при приобретении товара (при покупке у иностранца товаров код операции — 1011711).

Вот здесь нас подстерегает сложность, связанная с определением места реализации работы или услуги. Если с товаром всё более-менее понятно (товар отгружен в России — значит, местом реализации признается РФ), то услуги и работы — разговор отдельный.

Как налоговому агенту правильно определить место реализации работы (услуги), расскажем в следующем разделе.

Нюансы применения кода 1011712

В чем может возникнуть сложность? Дело в том, что выполнить обязанности налогового агента российской компании или ИП потребуется только в том случае, если сделка с иностранцем (по приобретению работ или услуг) произошла на территории нашей страны. Поэтому прежде чем заняться оформлением раздела 2 декларации по НДС, убедитесь в этом (ст. 148 НК РФ). С данным обстоятельством нам поможет разобраться представленная ниже схема:

Как видите, сложности с определением места оказания услуги (выполнения работ) вполне возможны. А неверная оценка этого обстоятельства может повлиять на правильное заполнение раздела 2 декларации по НДС и обоснованное применение кода 1011712.

Итоги

Коды операций проставляются в разделах 2, 4-7 декларации по НДС. Они кодируют операции, не признаваемые объектом обложения НДС, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции по ставке 0% и др. Если не проставить их в декларации, она не пройдет логический контроль, и налоговики такой отчет не примут.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *