11 разряд оплаты труда

При оформлении сотрудника на новом месте работы между работодателем и работником устанавливается определенная схема оплаты труда, обязательной частью которой в львиной доле случаев является должностной оклад.

О том, для чего нужен должностной оклад, по какому принципу он рассчитывается и можно ли его изменить, мы сегодня и поговорим.

Коэффициенты для исчисления должностных окладов

Согласно трудовому законодательству должностным окладом является фиксированная сумма оплаты трудовой деятельности за исполнение собственных должностных обязанностей. Должностной оклад не может включать в себя социальные, стимулирующие или компенсационные выплаты.

Трудовой Кодекс РФ определяет базовый должностной оклад как ставку заработной платы работника государственной или муниципальной организации, осуществляющего профессиональную деятельность рабочего или служащего без учета дополнительных выплат.

Таким образом, минимальный размер заработной платы, установленный на уровне государства, положен в основу установления размеров должностных окладов сотрудников.

Оклад любого работника напрямую зависит от множества факторов, среди которых:

  • рабочая нагрузка;
  • профильное образование;
  • квалификация;
  • стаж работы.

Внимание! Должностной оклад – это фиксированная сумма оплаты труда, устанавливаемая в зависимости от занимаемой сотрудником должности, квалификации, профильного образования и стажа работы на данном предприятии.

Размер оплаты трудовой деятельности служащих устанавливается с опорой на схемы должностных окладов, которые разрабатываются на уровне организации или целой отрасли:

  1. Отраслевые схемы используются для определения окладов сотрудников организаций, финансируемых из бюджетных источников.
  2. Схемы окладов, утвержденные на уровне фирм, финансируемых за счет собственных средств, принимают форму штатного расписания с указанием номенклатуры должностей специалистов и соответствующими размерами окладов.

В схемах должностных окладов обеих групп может указываться диапазон размера заработной платы, именуемый «вилкой» окладов.

Установление минимальной и максимальной планки оплаты труда позволяет определять размеры окладов сотрудников в индивидуальном порядке, опираясь на их квалификацию, опыт работы, объем выполняемых работ и деловые качества.

Уровень профессионализма и специалистов, и рабочих определяется с помощью градации на категории, благодаря чему осуществляется дифференциация окладов сотрудников. Большинству организаций характерна трехступенчатая градация.

Согласно трудовому законодательству, положение об оплате труда может предусматривать установление персонального повышающего коэффициента:

  • по занимаемой должности;
  • за выслугу лет ().

В случае установления повышающего коэффициента, размер предстоящих выплат определяется путем математического умножения размера оклада на коэффициент.

Персональный повышающий коэффициент может быть назначен с учетом:

  • профессиональной подготовки;
  • сложности выполняемых работ;
  • степени ответственности сотрудника.

Решение о надбавке принимается руководителем предприятия в отношении каждого работника индивидуально.
Коэффициент за выслугу лет может быть установлен сотрудникам в зависимости от общего профессионального стажа на данном предприятии.

Как происходит надбавка к должностному окладу

Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

  • установленных тарифных ставок;
  • должностных окладов;
  • сдельных расценок.

Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности.

Надбавки к окладу бывают двух видов:

  • обязательные;
  • необязательные.

Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

Если работодатель желает установить надбавку сотруднику при отсутствии условий для установления обязательной доплаты, то такая надбавка будет считаться персональной и устанавливается она в индивидуальном порядке.

Персональная надбавка может быть установлена работодателям за:

  • стаж работы сотрудника;
  • профессиональное мастерство;
  • работу с коммерческой тайной;
  • владение иностранным языком;
  • ученую степень;
  • результаты работы.

Надбавка может быть установлена в виде фиксированной суммы (например, 1000 рублей к окладу) или процентов (например, 15% от оклада).

В любом случае размер любой доплаты должен быть отражен в трудовом договоре. В некоторых случаях допустима отсылка к документу, определяющему порядок начисления персональной надбавки к окладу сотрудника.

Уникальный приказ об изменении (повышении) должностного оклада

Изменение оклада сотрудника может быть инициировано служебной запиской с указанием причин изменения оклада. Если окладная часть впоследствии будет уменьшена, то пожелания линейного руководителя учитываться не будут.

Причинами увеличения окладной части может стать:

  • систематическое перевыполнение плана;
  • повышение квалификации;
  • успешно пройденная аттестация;
  • большой опыт работы.

Кроме того, повышение должностного оклада может быть инициировано в результате изменения служебных обязанностей.

Для того чтобы поднять вопрос о повышении оклада:

  1. Руководитель работника должен предоставить вышестоящему начальству служебную записку с информацией о причинах увеличения оклада своему подчиненному.
  2. Впоследствии документ должен быть согласован с уполномоченным лицом или директором организации.
  3. После того, как увеличение оклада будет одобрено, сотрудник отдела кадров должен подготовить уникальный приказ о корректировке окладной части заработной платы сотрудника, а также о внесении корректировок в штатное расписание.
  4. Кроме того, все изменения должны быть отображены и в трудовом договоре. Для этого необходимо подготовить дополнительное соглашение, которое в дальнейшем будет подписано обеими сторонами.
  5. В случае достижения договоренности любого рода, составляется уникальный приказ об изменении должностного оклада и допсоглашение к трудовому контракту.

Так как данный приказ не имеет утвержденной на законодательном уровне формы, любое учреждение вправе составить его в произвольном формате на фирменном бланке предприятия. При этом крайне важно, чтобы приказ отражал следующие данные:

  • сведения о предприятии;
  • реквизиты приказа;
  • город или населенный пункт, где был составлен приказ;
  • дату составления документа;
  • изменения в условиях трудовой деятельности;
  • аргументацию необходимости изменения должностного оклада;
  • подписи сторон.

Таким образом, окончательный вариант приказа об изменении оклада должностному лицу будет выглядеть примерно следующим образом:

Организационно-правовая форма компании
«наименование»

ПРИКАЗ № (номер приказа)

Город

дата

о повышении оклада (имя сотрудника в дательном падеже)

В связи с (причина повышения оклада, например: улучшение качественных показателей/ изменение штатного расписания/ расширение функционала) ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Установить (должность и ФИО сотрудника) должностной оклад в размере (новая сумма оклада цифрами и прописью) рублей с (дата изменения оклада).
  2. Главному бухгалтеру (ФИО бухгалтера) обеспечить своевременные выплаты указанного в пункте 1 настоящего приказа оклада и других сумм, рассчитываемых исходя из него, а также проконтролировать корректность оформления всех кадровых документов.
  3. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) внести изменения в штатное расписание (дата и номер штатного расписания), установив оклад по должности (наименование должности) в размере (сумма нового оклада).
  4. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору (дата и номер трудового договора сотрудника) с (ФИО сотрудника) об установлении оклада в размере (сумма нового оклада) с (дата изменения оклада).
  5. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) ознакомить с настоящим приказом (ФИО сотрудника)под роспись.

Основание: (наименование, дата и номер документа, инициировавшего повышение оклада, например: докладная записка руководителя отдела/ приказ о внесении изменений в штатное расписание)

Генеральный директор (наименование компании) (ФИО)_______________(подпись) __

Изменения в условиях оплаты профессиональной деятельности вступят в силу сразу же после подписания документов обеими сторонами.

Главное помнить, что как бы ни менялись условия оплаты трудовой деятельности, в случае достижения какой-либо договоренности, между сторонами должен быть составлен приказ и допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда. Без этой документации изменение окладной части будет считаться недействительным.

О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В УРОВНЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.01.93 N 14, от 27.02.95 N 189, от 20.12.2003 N 767)

Во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. N 2705-1 «О некоторых вопросах связанных с введением в действие Закона Российской Федерации «О повышении минимального размера оплаты труда» и Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 1992 г. N 895 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Считать необходимым:

осуществить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании;

упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников, создать механизм поддержания этих соотношений на основе применения Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (далее — Единая тарифная сетка).

Установить, что применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

2. Утвердить Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы согласно приложению N 1, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих согласно приложению N 2, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы согласно приложению N 3.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти относит к разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки другие должности, не предусмотренные приложениями N 2 и 3 к настоящему постановлению. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2003 N 767)

Предоставить право руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, в соответствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами Российской Федерации в установленном порядке, месячные ставки и оклады, исходя из 9 и 10 разрядов Единой тарифной сетки, а на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утверждаемому Министерством труда Российской Федерации, исходя из 11 и 12 разрядов Единой тарифной сетки. (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.95 N 189)

Министерство труда и социального развития Российской Федерации по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти устанавливает разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников отраслей бюджетной сферы в зависимости от квалификационных требований, предъявляемых к работникам, и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2003 N 767)

3. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации, учреждениям, организациям и предприятиям, находящимся на бюджетном финансировании, осуществить необходимые подготовительные работы, имея в виду приступить в IV квартале 1992 г. к введению Единой тарифной сетки с месячной тарифной ставкой (окладом) I разряда в размере 1350 рублей в пределах бюджетных ассигнований на 1992 год. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.01.93 N 14)

4. Министерству труда Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и местной администрации осуществлять контроль за соблюдением оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с Единой тарифной сеткой.

5. Установить, что учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки.

6. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2003 N 767)

7. Установить, что разряды оплаты труда работников в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются по результатам аттестации служащих и перетарификации рабочих.

Руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, провести в IV квартале 1992 г. аттестацию служащих и перетарификацию рабочих в соответствии с квалификационными требованиями.

Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации осуществлять контроль за проведением аттестации и перетарификации работников.

Министерству труда Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации утвердить в двухнедельный срок основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Министерствам и ведомствам Российской Федерации, исходя из указанных основных положений, разработать в месячный срок соответствующие отраслевые положения.

8. Установить, что министерства ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга дают разрешение на введение Единой тарифной сетки в подведомственных учреждениях, организациях и на предприятиях по мере их готовности и при наличии необходимых финансовых средств.

9. В тех случаях, когда вводимые для работников в соответствии с настоящим постановлением ставки (оклады) в учетом коэффициентов надбавок и льгот оказываются ниже действующих ставок (окладов) в учетом коэффициентов, надбавок и льгот, этим работникам за время их работы в данном учреждении, организации и на предприятии в той же или более высокой должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате.

10. Министерству труда Российской Федерации:

провести с министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга необходимую организационную и методологическую работу, связанную с введением Единой тарифной сетки;

давать в необходимых случаях разъяснения, связанные с применением настоящего постановления.

11. Министерству финансов Российской Федерации определить порядок и источники финансирования расходов на введение Единой тарифной сетки.

12. Министерству труда Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации подготовить и представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в действующее законодательство в связи с принятием настоящего постановления.

Б.ЕЛЬЦИН

Приложение N 1
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 1992 г.
N 785

ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.95 N 189)

Примечания.

1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ставки (оклады) работников остальных разрядов Единой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.

2. Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с Единым тарифно — квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8-й разряды Единой тарифной сетки. Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады, исходя из 9 — 12 разрядов Единой тарифной сетки по перечням, утверждаемым министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации.

3. Должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 — 20 процентов ниже оклада соответствующего руководителя.

Приложение N 2
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 1992 г. N 785

РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОБЩЕОТРАСЛЕВЫМ ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ

Категории и должности работников Диапазон разрядов
I. Технические исполнители
Дежурный бюро пропусков 2
Копировщик 2
Нарядчик 2
Табельщик 2
Учетчик 2
Экспедитор 2
Агент 3
Делопроизводитель 3
Секретарь 3
Секретарь — машинистка 3
Счетовод 3
Чертежник 3
Архивариус 3 — 4
Кассир (включая старшего) 3 — 4
Машинистка 3 — 4
Экспедитор по перевозке грузов 3 — 4
Инкассатор (включая старшего) 4 — 5
Секретарь — стенографистка 4 — 5
Статистик 4 — 5
Стенографистка 4 — 5
II. Специалисты
Диспетчер (включая старшего) 4 — 5
Инспектор (включая старшего) 4 — 5
Лаборант (включая старшего) 4 — 5
Техники всех специальностей и наименований 4 — 8
Бухгалтер 5 — 11
Инженеры различных специальностей и наименований 6 — 11
Переводчик 6 — 11
Переводчик — дактилолог 6 — 11
Психолог 6 — 11
Редактор 6 — 11
Социолог 6 — 11
Товаровед 6 — 11
Физиолог 6 — 11
Художник 6 — 11
Экономисты различных специальностей и наименований 6 — 11
Юрисконсульт 6 — 11
Архитектор 6 — 13
Конструктор 6 — 13
Математик 6 — 13
Программист 6 — 13
Технолог 6 — 13
Художник — конструктор (дизайнер) 6 — 13
Электроник 6 — 13
Бухгалтер — ревизор 7 — 11
III. Руководители
Заведующие:
камерой хранения 3
архивом 3 — 4
бюро пропусков 3 — 4
копировально — множительным бюро 3 — 4
фотолабораторией 3 — 4
хозяйством 3 — 4
экспедицией 3 — 4
канцелярией 4 — 5
машинописным бюро 4 — 5
складом 4 — 6
Мастер участка (включая старшего) 6 — 11
Начальник хозяйственного отдела 7 — 8
Начальник участка (смены) 7 — 12
Производитель работ (прораб), включая старшего 8 — 11
Начальник отдела 11 — 14
Начальник цеха 11 — 14
Главный специалист 13 — 17
Руководитель учреждения, организации, предприятия 10 — 18

Приложение N 3
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 1992 г. N 785

РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОСНОВНЫМ ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ ОТРАСЛЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

Категории и должности работников Диапазон разрядов
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО <*>
<*> В настоящем приложении приведены должности работников, характерные для соответствующей отрасли. Общеотраслевые должности приведены в приложении N 2.
Специалисты
Администратор (включая старшего) 4 — 11
Хранитель фондов (включая старшего) 5 — 9
Архивист, палеограф, археограф 6 — 11
Методист 7 — 12
Художник — реставратор (занятый реставрацией памятников истории, культуры и архивных документов) 7 — 15
КУЛЬТУРНО — ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Руководитель кружка, культорганизатор 6 — 8
Библиотекарь, экскурсовод, гид — переводчик, аккомпаниатор 6 — 11
Режиссер, балетмейстер, хормейстер, артист (студий и самодеятельных коллективов), художник — постановщик 9 — 12
АРТИСТИЧЕСКИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРСОНАЛ ТЕАТРОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ, ЦИРКОВ И КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Артисты всех жанров 4 — 15
Художники всех специальностей, руководитель литературно — драматической части, заведующий художественно — постановочной частью 11 — 14
Режиссер — постановщик, балетмейстер — постановщик, художник — постановщик, дирижер 13 — 15
Главные: режиссер, дирижер, балетмейстер, хормейстер, художник 14 — 17
Художественный руководитель 15 — 18
Руководители
КУЛЬТУРНО — ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Главный специалист 11 — 14
Заведующие (начальники): структурными подразделениями по основной деятельности, филиалами, реставрационными мастерскими, лабораториями 11 — 14
Главные: инженер, хранитель фондов, художник, архитектор, дирижер, хормейстер, балетмейстер, режиссер 12 — 15
Директор (заведующий), генеральный директор 10 — 16
АРХИВНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Главный специалист 11 — 14
Заведующие (начальники): отделами (секторами) по основной деятельности, лабораториями, архивохранилищами 11 — 14
Главный хранитель фондов 12 — 15
Директор (заведующий) архивного учреждения, директор филиала 10 — 16
ТЕАТРЫ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ, ЦИРКИ И КОНЦЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Заведующие (начальники): отделами по основной деятельности, службами и цехами 11 — 14
Директор (заведующий), генеральный директор 15 — 17
РЕДАКЦИИ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ
Редакционный персонал
Машинистка редакции 5 — 8
Корреспондент, редактор 6 — 13
Собственный корреспондент, обозреватель, специальный корреспондент 10 — 13
Руководители
Заведующий отделом по основной деятельности 11 — 13
Редактор отдела 12 — 14
Ответственный секретарь 14 — 15
Главный редактор, редактор газеты (журнала) 10 — 18
НАУКА И НАУЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Научный сотрудник 8 — 17
Руководители
Главные специалисты: в отделах, отделениях, лабораториях, мастерских 12 — 14
Главный инженер (конструктор, технолог, архитектор) проекта научной организации 13 — 15
Руководитель основного структурного подразделения, ученый секретарь 13 — 16
Директор филиала (начальник, заведующий) 13 — 16
Руководитель учреждения (организации) 16 — 18
ОБРАЗОВАНИЕ
Педагогический персонал учреждений народного образования
Учителя всех специальностей, преподаватель, воспитатель, концертмейстер 7 — 14
Методист, мастер производственного обучения 8 — 13
Высшие учебные заведения
Профессорско — преподавательский состав 8 — 17
Руководители
Учреждения народного образования
Руководитель структурного подразделения 8 — 12
Директора (заведующие): внешкольных учреждений, детских дошкольных учреждений, школ, интернатов, детских домов, лицеев, гимназий, профессионально — технических и средних специальных учебных заведений, колледжей, учебно — производственных кабинетов и др. 10 — 16
Высшие учебные заведения
Руководитель основного структурного подразделения 13 — 16
Директор филиала 16 — 17
Ректор 17 — 18
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
Учреждения здравоохранения (включая санитарно — эпидемиологический надзор)
Младший медицинский персонал
Младшая медицинская сестра по уходу за санитарка больными, 2 — 3
Средний медицинский персонал
Медицинская сестра (включая старшую) 4 — 10
Зубной техник 5 — 8
Фельдшер, фельдшер — лаборант, акушерка (включая старших) 5 — 10
Помощник врача 6 — 9
Зубной врач 6 — 12
Врачи
Врачи различных специальностей 8 — 15
Служба милосердия и отделения социальной помощи на дому
Социальный работник 3 — 5
Специалист по социальной работе 7 — 11
Аптечные учреждения
Лаборант 5 — 7
Фармацевт 6 — 9
Провизор (включая старшего) 8 — 13
Руководители (учреждения здравоохранения, служба милосердия, отделения социальной помощи на дому, аптечные учреждения, санитарно — эпидемиологический надзор)
Главная медицинская сестра 8 — 13
Заведующий отделением социальной помощи на дому 10 — 11
Заведующий отделом аптечного учреждения 10 — 14
Заведующий аптечным учреждением 11 — 16
Председатель врачебно — трудовой экспертной комиссии (врач) 12 — 16
Руководитель (главный врач, директор, заведующий, начальник) 13 — 18
Главный эксперт по врачебно — трудовой экспертизе 14 — 18
Главный врач центра госсанэпиднадзора — главный государственный санитарный врач 15 — 18
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Специалисты
Тренер — преподаватель по спорту 6 — 12
Инструктор — методист 7 — 12
Руководители
Руководитель спортивной школы 10 — 15
Руководитель спортивного сооружения 10 — 16
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Специалисты
Ветеринарный фельдшер (ветеринарный техник) 4 — 10
Агроном, зоотехник, энтофитопатолог, энтомолог, микробиолог, токсиколог, бактериолог 6 — 13
Ветеринарный врач 8 — 14
Руководители
ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА
Начальники (заведующие) структурных подразделений: отделов, отрядов, лабораторий, участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участков, ветеринарных пунктов: погранично — контрольного, транспортного; скорой ветеринарной помощи, ветеринарных аптек 10 — 15
Начальники (директора, заведующие): станций по борьбе с болезнями животных, лабораторий, эпизоотических экспедиций, отрядов; ветеринарно — санитарных станций 13 — 16
Заведующий ветеринарной поликлиникой 14
Начальник зонального управления государственного ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации и транспорте — государственный ветеринарный инспектор зонального управления 15 — 18
СЛУЖБА ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Начальники (заведующие): отделов, лабораторий (биологической, контрольно — токсикологической, фитогельминтологической, диагностики и прогнозов), пунктов сигнализации и прогнозов 9 — 14
Начальники (директора): станций защиты растений, биофабрик, экспедиций, отрядов 13 — 17
Заведующий Российской республиканской лабораторией диагностики и прогнозов развития и распространения вредителей и болезней растений 17
СОРТОИСПЫТАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР И СЛУЖБА СЕМЕННОГО КОНТРОЛЯ
Руководители структурных подразделений: Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, Республиканской государственной семенной инспекции 10 — 14
Руководитель государственной семенной инспекции 10 — 17
Руководитель инспектуры Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур 13 — 17
Директор Всероссийского центра оценки качества сельскохозяйственных культур 16
Председатель Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, начальник Республиканской государственной семенной инспекции 17 — 18
СЛУЖБА ПО КАРАНТИНУ РАСТЕНИЙ
Государственный инспектор по карантину растений 9 — 15
Начальник пограничного пункта 14 — 16
Начальники: пограничных государственных инспекций, государственных инспекций по карантину растений 13 — 17
Начальник Государственной инспекции по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 18
ИНСПЕКЦИИ ПО КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ, КОНТРОЛЬНО — ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ
Государственный инспектор 10 — 12
Руководитель контрольно — производственной лаборатории 10 — 14
Главный государственный инспектор 13 — 17
Руководитель государственной инспекции по качеству 15 — 18
СЛУЖБА КОНЕВОДСТВА
Главные: зоотехник, ветеринарный врач 12 — 15
ЛЕСНОЕ И ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО (включая национальные парки, государственные заповедники и государственные лесные хозяйства)
Специалисты
Охотовед 6 — 11
Инструктор: парашютной, десантно — пожарной, парашютно — пожарной службы, команды, группы (включая старших) 9 — 11
Инспекторы: летно — производственной, парашютной, десантно — пожарной службы (включая старших) 9 — 11
Летчик наблюдатель (включая старшего) 10 — 12
Руководители
Государственный инспектор: по охране леса национального парка, государственного заповедника 10 — 12
Начальники: авиаотделения, пожарно — химической станции, лесопитомника; командир авиазвена 10 — 12
Начальники служб: летно — производственной, летно — испытательной, парашютной, десантно — пожарной, связи и сигнализации 11 — 13
Участковый государственный инспектор: по охране леса, национального парка, государственного заповедника 11 — 13
Старший государственный инспектор: по охране леса, национального парка, государственного заповедника 12 — 14
ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Руководители
Начальник насосной станции 8 — 12
Начальники производственных отделов: водопользования и кадастра, механизации, эксплуатации мелиоративных систем 12 — 14
Начальники: отделений каналов, механизированных отрядов 13 — 14
Начальник управления эксплуатации водохранилищ 14 — 16
РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Плавсостав
Радиоспециалист 7 — 12
Главный (старший) механик, старший электромеханик, механик 7 — 15
Капитан речного судна 9 — 14
Капитан морского судна 10 — 17
Специалисты
Рыбовод, ихтиолог, гидробиолог, гидрохимик, микробиолог, ихтиопатолог 8 — 12
Руководители
Государственный инспектор рыбоохраны 9 — 13
Начальники (заведующие): отделов, лабораторий (гидрохимических, ихтиопатологических, гидробиологических) 10 — 14
Главные: инженер, рыбовод, ихтиопатолог; капитан флота, заведующий лабораторией бассейнового управления рыбоохраны 12 — 16
Старший государственный инспектор рыбоохраны 14 — 16
Директора (начальники): рыбоводных заводов, рыбопитомников, нерестово — выростных хозяйств, рыбоводно — мелиоративных, машинно — мелиоративных, акклиматизационных и производственных станций 14 — 16
Начальник бассейнового управления 15 — 17
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Руководители
Начальники: станций, отрядов, экспедиций,партий 9 — 13
Начальники отделов (лабораторий, секторов): служб средств измерений, служб автоматизированной системы передач данных, обсерваторий, гидрометбюро, вычислительных центров 10 — 14
Начальники отделов (лабораторий, секторов): гидрометцентров, центров по мониторингу загрязнения окружающей среды, центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, региональных центров приема и обработки спутниковых данных и приравненных к ним 11 — 15
Начальники: экспедиций, полевых экспериментальных баз 12 — 14
Главные инженеры: служб средств измерений, служб автоматизированных систем передачи данных, вычислительных центров; главный синоптик центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 13 — 15
Главные инженеры: региональных вычислительных центров, региональных центров приема и обработки спутниковых данных, центров по мониторингу загрязнения окружающей среды и приравненных к ним; главный синоптик гидрометцентра 14 — 16
Начальники: служб средств измерений, служб автоматизированных систем передачи данных, вычислительных центров 14 — 16
Начальник отдела аппарата территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и приравненные к нему 14 — 16
Начальники: гидрометцентров, центров по мониторингу загрязнения окружающей среды, региональных вычислительных центров, центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, центров гидрометеорологических данных и приравненных к ним 15 — 17
Начальник территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и приравненные к нему 16 — 18
ПРОЧИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
МОРСКИЕ И РЕЧНЫЕ СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ, БЕРЕГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПОИСКОВО — СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
Плавсостав
Электрорадионавигатор (старший) 5 — 8
Главный (старший) механик, старший электромеханик, механик 7 — 15
Дежурный капитан акватории, капитан — диспетчер 8 — 13
Капитан, капитан — багермейстер,капитан — кранмейстер, докмейстер 8 — 17
Руководители
Начальник маяка 7 — 11
Начальник отдела управления вспомогательного флота, капитан флота, главный капитан акватории 10 — 16
ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Специалисты
Составитель (включая старшего): извещений мореплавателям, руководств для плавания 6 — 10
Производитель гидрографических работ, групповой инженер — механик (включая старшего) 6 — 11
Редактор (включая старшего): морских карт, руководств для плавания, извещений мореплавателям 6 — 11
Топограф и девиатор (включая старшего), лоцман 6 — 13
Руководители
Начальники: гидрометеорологических станций, радиоаппаратных, метеорологических станций 6 — 11
Начальники: отделов, отделений, партий, участков гидрометеорологического центра флота и гидрометеорологической станции флотилии, экспедиций, отрядов, аэрологических станций 8 — 14
Начальники: части управления района, части оперативной навигационной информации, депо карт и книг, отдела, отделения 9 — 14
ПАТЕНТНАЯ СЛУЖБА
Государственный эксперт 12 — 16
ВОЕНИЗИРОВАННАЯ, ПОЖАРНАЯ И СТОРОЖЕВАЯ ОХРАНА
Специалисты
Дежурный пульта управления 4 — 5
Инструктор: по противопожарной профилактике, служебного собаководства 4 — 6
Оперативный дежурный отряда 5 — 7
Руководители
Начальники: пожарного надзора, команды служебного собаководства, охраны участка, смены 4 — 6
Начальник группы (караула), командир отделения, старшина, старшина — моторист (капитан — механик) патрульно — сторожевого катера, мастер (по ремонту пожарных рукавов, газодымозащитной службы, оружейный), диспетчер 4 — 6
Начальники: отдельной команды (части), подразделения охраны объекта 4 — 7
Начальник отряда 7 — 9

Первая составляющая часть — оклад (должностной оклад) — в соответствии с положениями статьи 129 ТК РФ представляет собой фиксированный размер оплаты труда работников, в который не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Данная часть заработной платы устанавливается за исполнение должностных обязанностей (по должностям руководителей и служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) в расчете за календарный месяц или за иную единицу времени.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих, за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы.

В свою очередь, на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих. При этом необходимо учитывать, что в учреждениях отдельных главных распорядителей средств федерального бюджета рабочим принято устанавливать тарифную ставку (а не оклад).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ под базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющуюся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);

В соответствии с пунктом 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Под профессиональными квалификационными группами (ПКГ) понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (статья 144 ТК РФ).

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам определены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525.

Профессии рабочих и должности служащих формируются в ПКГ с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:

  • отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, в т. ч. руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

При этом профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну ПКГ, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой ПКГ в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития России (перечень документов приведен в приложении № I.3.4).

Внутри ПКГ должности служащих и профессии рабочих группируются по квалификационным уровням. На основе принятой классификации по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням работникам устанавливаются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы. Таким образом обеспечивается дифференциация уровней оплаты труда всего круга работников бюджетной сферы. Чем выше уровень профессиональной квалификационной группы и квалификационный уровень внутри ПКГ, тем выше должен быть размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы конкретного работника.

Распределение должностей служащих и (или) профессий рабочих по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням осуществляется именно с целью дифференциации уровней оплаты труда сотрудников.

Назначение на должность, определение соответствия работника занимаемой должности, присвоение тарификационных разрядов рабочим, квалификационных категорий служащим и прочие вопросы должны решаться на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Также соответственно ПКГ в ряде случаев устанавливаются дополнительные выплаты по оплате труда.

Распределение должностей служащих и профессий рабочих по соответствующим профессиональным квалификационным группам и профессиональным квалификационным уровням приведено в приложении № I.3.5.

Учреждения при установлении окладов работникам в первую очередь исходят из базовых (минимально гарантированных) окладов (ставок), определенных соответствующими министерствами (ведомствами) в принятых ими примерных положениях (см. приложение № I.3.1).

При этом необходимо учитывать, что определенные соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета базовые оклады (ставки) являются рекомендательными. В случае наличия достаточных ассигнований учреждения вправе предусмотреть установление окладов своим сотрудникам на более высоком уровне.

В соответствии с пунктом 7.1 Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н) минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС.

Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка размеров окладов (ставок) в сторону повышения.

В учреждениях силовых министерств и ведомств, на которые не распространяется действие утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, размеры должностных окладов (окладов) определяются в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов (см. приложение № I.3.3), предусматривающих конкретные или вилочные (в пределах «от» и «до») значения.

Оклады работникам (из числа тех, оплата труда которых до 1 декабря 2008 г. строилась на основе ЕТС), занятым в центральных аппаратах и (или) территориальных органах федеральных государственных органов власти, устанавливаются на основании соответствующих ведомственных нормативных актов (см. приложение № I.3.2), а также положений приказа Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н.

Данным приказом определены минимальные размеры окладов работников, занимающих должности служащих. Они определены на основе отнесения занимаемых служащими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н:

Перечень должностей

Рекомендуемый размер оклада (должностного оклада), рублей

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня»

Не менее 1221

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих второго уровня»

Не менее 1548

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня»

Не менее 2278

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня»

Не менее 3197

Работникам, осуществляющим деятельность по профессиям рабочих в государственных органах власти, оклады устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС, если только иное не предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами.

Если в ПКГ соответствующая должность не приведена, оклад по ней устанавливается самостоятельно руководителем учреждения (с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов). При этом рекомендуется исходить из соотношения размеров устанавливаемых окладов между категориями работников со сходными (примерными) требованиями к занимаемым должностям согласно ЕКС или применяемых тарифно-квалификационных характеристик.

По отдельным должностям с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов может предусматриваться оплата труда за 1 нормо-час работы. Например, в санаторно-курортных учреждениях Минздравсоцразвития России (приказ от 28.08.2008 № 464н) такие условия оплаты труда могут устанавливаться в отношении сотрудников из числа занимающих должности уборщика помещений (санитарки, санитарки-мойщицы), уборщика территории, культорганизатора, библиотекаря, экспедитора по перевозке грузов, машинистки, аккомпаниатора, программиста, садовника.

Ставки почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава также устанавливаются руководителем учреждения. При этом рекомендуется ставки оплаты определять в процентах от величины должностного оклада, предусмотренного по должностям, отнесенным к первому квалификационному уровню ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня», учитывая при этом суммы оплаты за отпуск.

Размеры ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, приведены в пункте 19 приложения № 1 к приказу МВД России от 27.08.2008 № 751 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

Штатное расписание бухгалтерии многие представляют себе так: есть главный бухгалтер, а есть рядовые специалисты. Может быть — еще заместитель главбуха. Дело в том, что всё не так просто, среди обычных бухгалтеров тоже есть различные «уровни». Рассмотрим, какие бывают категории бухгалтеров, зачем они нужны и от чего зависят.

Для чего нужны категории бухгалтеров?

Специалисты бухслужбы могут выполнять совершенно разные задачи, которые существенно отличаются по уровню сложности. Понятно, что и уровень оплаты труда у них должен быть разным.

Поэтому рядовых бухгалтеров нужно «различать», иначе непонятно, почему двум специалистам, должности которых именуются одинаково, начисляется разная зарплата.

В бюджетных учреждениях применение разрядов, установленных Квалификационным справочником (постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37), является обязательным (ст. 144 ТК РФ). Коммерческие компании, в отличие от бюджетников, не обязаны использовать этот документ в работе, но на практике для удобства часто применяют ту же классификацию.

От чего зависит категория бухгалтера?

Категория бухгалтера зависит от уровня его квалификации. Требования к специалисту можно разделить на формальные и дополнительные.

Первая группа требований — это образование и стаж. Образование может быть высшим или средним специальным, также учитывается и прохождение курсов профессиональной переподготовки. Стаж работы по специальности должен быть тем больше, чем на более высокий разряд претендует специалист.

Но, конечно, одних «внешних» признаков во многих случаях недостаточно. Например, сотрудник с высшим образованием и стажем от 3 лет формально может претендовать на то, чтобы занять должность бухгалтера 1 категории. Но если у него нет опыта работы на соответствующем участке, то вряд ли такой специалист сможет сразу эффективно выполнять свои обязанности.

Поэтому, кроме рассмотрения документов, важно выяснить и реальную квалификацию кандидата с учетом специфики бизнеса.

Также полезно будет и запросить информацию у предыдущего работодателя.

Квалификация бухгалтеров по категориям в России

Кроме постановления № 37, в РФ на сегодня действует профессиональный стандарт «Бухгалтер». Его текущая версия утверждена приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н. Оба документа предусматривают следующие «уровни» квалификации рядового бухгалтера:

  • бухгалтер 1 категории;
  • бухгалтер 2 категории;
  • бухгалтер.

Обратите внимание!

Упомянутые документы не являются обязательными для коммерческих компаний, поэтому на практике бизнесмены используют требования одного из них или модифицируют их под себя.

Таблицу с требованиями к бухгалтерам различных категорий можно скачать здесь.

Бухгалтер высшей категории: требования к квалификации

Высшим уровнем среди рядовых специалистов является бухгалтер 1 категории. Он обычно отвечает за какой-либо сложный участок (например, расчет зарплаты), а иногда — руководит группой коллег.

Что должен знать бухгалтер по заработной плате

Постановление № 37, которым пользуются бюджетные учреждения, предъявляет к специалистам 1 категории более жесткие квалификационные требования, чем профстанарт «Бухгалтер»: обязательное высшее образование и не менее 3 лет стажа на предыдущем «уровне».

Профстандарт говорит, что для 1 категории достаточно среднего специального образования. Причем оно может даже быть непрофильным, если кандидат затем прошел курсы профессиональной переподготовки. Стаж в данном случае тоже ниже, достаточно всего 1 года работы в должности бухгалтера второй категории.

Коммерческие организации могут ориентироваться на любой из стандартов, или комбинировать их требования, исходя из специфики бизнеса и организации учета.

Как повысить разряд?

Чтобы перейти на следующую ступень квалификации, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Это относится как к формальным признакам, например, к достижению определенной продолжительности стажа, так и к профессиональным компетенциям.

Специалист без опыта, как правило, может претендовать только на начальную позицию «безкатегорийного» бухгалтера. Это в первую очередь относится к бюджетным учреждениям, где соблюдение формальных требований жестко регламентировано.

В коммерческих компаниях возможны разные варианты. Если есть вакансия, а кандидат-новичок подтвердил, что его квалификация соответствует требованиям, то он может сразу получить и «категорийную» должность.

Для перехода на другой «уровень» кандидаты обычно проходят процедуру аттестации. Это относится как к бюджетным, так и к большинству коммерческих компаний (особенно — крупных и средних).

Каких-то специальных «сертификатов» или удостоверений по итогам аттестации обычно не выдают, ее результаты отражаются только во внутренних документах организации.

Что должен знать и уметь бухгалтер в наше время

Вывод

Рядовые специалисты по учету могут занимать должности различной категории в зависимости от своей профессиональной квалификации.

Требования для учетных работников установлены Квалификационным справочником, который обязателен для бюджетных учреждений, и профстандартом «Бухгалтер».

Коммерческие организации могут в добровольном порядке использовать любой из этих документов или разработать на их основе собственные требования.

Заказать услугу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *