115 ФЗ ответственность за нарушение

В случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего надзорного органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия надзорного органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование в соответствии с пунктом 1.5-4 статьи 7 настоящего Федерального закона. Указанный запрет устанавливается сроком на один год.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ – основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств.

Глава 1 дает определения таким понятиям, «как доходы, полученные преступным путем», «легализация», «уполномоченный орган», «обязательный контроль», «внутренний контроль» и другие.

Глава 2 посвящена вопросам предупреждения легализации доходов. Определен круг организаций, ответственных за исполнение закона: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.

Прописана процедура контроля со стороны этих организаций, если совершаются операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Сделки с недвижимостью также подлежат контролю, если цена объекта превышает 3 млн рублей.

Кроме того, закон определяет, что все сделки вне зависимости от суммы подпадают под данный закон, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Приводятся основания, по которым определяется круг лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям.

Далее в законе прописаны обязанности организации, на которую возложен контроль, — по письменному запросу контролирующего органа идентифицировать личность клиента, а также выгодоприобретателя от сделки, не позднее следующего дня докладывать в уполномоченный орган о проведенной операции, подлежащей контролю, и о любой другой сделке.

При этом необязательной считается идентификация клиента, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. рублей или 15 тыс. — при обмене наличной валюты.

В дополнение к основным требованиям в законе говорится также об особенностях работы с иностранными публичными лицами.

Закон предписывает организациям разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать ответственного специалиста за соблюдение законодательства о легализации денежных средств. Кредитные организации должны разрабатывать внутренние правила с учетом рекомендаций Банка России.

В этих правилах определяются процедуры по выявлению подозрительных, необычных сделок и доведение их до сведения контролирующего органа. Закон также предписывает, в каких случаях кредитная организация имеет право отказать физическому или юридическому лицу в проведении операции.

Отдельно в законе прописаны права и обязанности адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Глава 3 закона посвящена организации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В ней указывается, что уполномоченный орган, отвечающий за противодействие, определяется президентом и является федеральным органом исполнительной власти.

В обязанности уполномоченного органа входит сбор информации о сделках, связанных с легализацией доходов, и при наличии достаточных оснований передача материалов в правоохранительные органы. При этом уполномоченный орган может своим распоряжением приостановить подозрительные операции на срок до пяти дней.

Работники уполномоченного органа обязаны сохранять в тайне получаемую ими информацию. Вред, причиненный уполномоченным органом или его сотрудниками юридическим или физическим лицам, подлежит компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4 посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней, в частности, говорится об обмене информацией с соответствующими органами других стран, о признании приговоров и о выдаче преступников.

Глава 5, заключительная, говорит об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, о прокурорском надзоре за его соблюдением и порядке обжалования решений уполномоченного органа.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ

Давид Гликштейн, менеджер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

В августе 2001г. в РФ был принят специальный закон N 115-ФЗ, направленный на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. За время его действия он неоднократно претерпевал изменения. За неисполнение требований данного федерального закона предусмотрена ответственность. Можно ли ее минимизировать и каким образом?

Фабула дела:

Во исполнение требований закона N 115-ФЗ ПАО «Плюс-Банк» (далее ответчик) направило в адрес ООО Торгово-Логистическая компания «БАЗИС-Н» (далее истец) почтовым отправлением запрос о предоставлении в течение одного рабочего дня с момента его получения документов в обоснование денежных операций.

В связи с неполучением ответа ответчик на основании пункта 12.1 Тарифов банка по обслуживанию юридических лиц на основании распоряжения от 13.09.2017 списал с расчетного счета истца денежные средства в размере 500000 руб. в счет уплаты штрафа за невыполнение/несвоевременное выполнение истцом обязанности по предоставлению документов.

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о взыскании 500000 руб. неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Судебный акт: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 10 мая 2018 г. по делу N А46-18221/2017

Выводы суда:

1. В соответствии с положениями ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк имеет право на списание денежных средств, находящихся на счете, без акцепта клиента только по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

2. В случаях, указанных в законе N 115-ФЗ, при наличии оснований банк имеет право запрашивать у клиента документы для его идентификации, идентификации его представителей, выгодоприобретателей, документально фиксировать сведения по операциям клиента и предоставлять их в уполномоченный орган.

3. Утвержденный ответчиком в п. 12.1 Тарифов штраф за невыполнение/несвоевременное выполнение истцом обязанности по предоставлению по запросу ответчика документов и информации является по сути неустойкой, которая должна устанавливаться дополнением к договору в письменной форме, если она была введена после заключения договора банковского счета.

4. Установленный ответчиком штраф законом не предусмотрен. В связи с этим списание денежных средств в размере 500000 руб., в виде «заградительного тарифа» является неосновательным обогащением.

1) Что самое главное для банка? Это, естественно, прибыль. Где и когда произойдет событие, в результате которого появятся убытки, просчитать заранее невозможно. Можно лишь принять меры к их предотвращению либо минимизации. КоАП РФ очерчена граница финансовой ответственности за ненадлежащее исполнение требований закона 115-ФЗ.

2) Закон № 115-ФЗ, на который ссылался ответчик, не наделяет его правом на одностороннее установление специальных штрафов за непредставление документов и (или) пояснений либо представление недостоверных и (или) недействительных документов.

3) Ответчик устанавливал свой штраф как «заградительный тариф». Сколько клиентов банка могли бы позволить себе заплатить такой штраф без риска оказаться банкротом. Кто из субъектов малого предпринимательства, будучи в здравом уме, согласился бы на открытие расчетного счета в банке с такими тарифами? Таким образом, принятие такого рода штрафов в одностороннем порядке ведет не только к нарушению закона, но и может стать причиной прекращения деятельности хозяйствующих субъектов.

4) Любая деятельность хозяйствующего субъекта в правовом поле имеет очевидный экономический смысл и ведет к его основной цели деятельности – извлечению прибыли. Чем выше риск, тем выше прибыль. Этот закон рынка никогда не будут отменен.

5) В свете указанного, можно подойти к такого рода тарифам с другой точки зрения: не являются ли такого рода тарифы скрытой платой за проведение «сомнительных» операций? При привлечении к ответственности банк останется в аналогичном финансовом положении. Если же последствий для банка не возникнет, то в наличии будет клиент, проводящий сомнительные операции, и банк, который в качестве платы за риск проведения таких операций, ввел особенный тариф.

Если организация приобретет имущество,добытое продавцом преступным путем, ее строго накажут. Минимальный штраф составит 1 млн рублей. Соответствующие поправки в КоАП РФ разработал Росфинмониторинг.

Что случилось?

Росфинмониторинг разработал и опубликовал на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов законопроект «О внесении изменений в (Кодекс об административных правонарушениях Статья Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях)» в части установления ответственности юридических лиц за легализацию (отмывание) денежных средств или другого имущества. Вторым законопроектом с поправками в сам Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено введение новой обязанности для организаций принимать «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем».

Следить за работниками и контрагентами

После принятия поправок руководители организаций будут обязаны принимать меры по предупреждению совершения организацией сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенных преступным путем.

Такие меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем будут включать:

  1. сотрудничество с правоохранительными органами и с уполномоченным органом по вопросам противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
  2. внедрение процедур, направленных на установление добросовестности контрагентов в рамках совершения сделок или финансовых операций;
  3. информирование работников юридического лица о принимаемых юридическим лицом мерах, направленных на предупреждение вовлечения их в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем;
  4. иные меры в зависимости от специфики хозяйственной деятельности организации.

Таким образом организации обяжут «стучать» на контрагентов и работников в превентивных целях. Несогласных с этим будут наказывать.

Новые штрафы за закон № 115-ФЗ

Как отмечают чиновники в пояснительной записке:

Введение ответственности юридических лиц за отмывание денежных средств или иного имущества обусловлено необходимостью создания новых эффективных мер противодействия преступности, совершаемой в интересах юридических лиц либо с использованием возможностей юридических лиц, а также позволит привести законодательство Российской Федерации в соответствие с положениями 3 Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и положениями статьи 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (ратифицирована Федеральным законом от 26.07.2017 № 183-ФЗ).

Поправки в КоАП РФ, предложенные Росфинмониторингом, вводят значительные штрафы за нарушение требований «антиотмывочного» закона №115-ФЗ. Авторы инициативы отмечают, что:

Угроза несения санкций будет мотивировать юридическое лицо более ответственно подходить к обеспечению безопасности, инвестиционной стратегии, будет способствовать принятию ими действенных мер контроля за членами органов управления, а также наемными работниками.

Новой статьей 15.27.3 КоАП РФ Предлагается привлекать к ответственности должностных лиц и владельцев компаний, включая бенефициарных владельцев за приобретение имущества, добытого третьими лицами якобы преступным путем. Как будет сказано в самой статье, правонарушением признается:

Совершение в интересах и/или от имени юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенных заведомо для совершающего вышеуказанные действия лица преступным путем.

За такие деяния предусмотрен административный штраф в трехкратном размере стоимости приобретенного имущества, но не меньше 1 млн рублей. Так же будет предусмотрена приостановка деятельности организации на 90 дней с конфискацией приобретенного имущества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *