192 ФЗ

Закон № 54-ФЗ, регулирующий применение ККТ, претерпел изменения и 3-го июля вышла его обновленная версия — в редакции Закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ. Рассмотрим ключевые поправки, содержащиеся в ней.

Начнем с того, что изменилось само название 54-ФЗ и теперь оно «О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», т.е. подразумевает все расчеты, а не только «… при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» как это было ранее.

Прежде, чем знакомиться с комментариями к изменениям в 54-ФЗ по онлайн-кассам, советуем изучить сам текст Закона 192-ФЗ от 03 июля 2018 года в любой правовой системе, например, Консультант Плюс — .

Кто еще освобожден от онлайн-касс с принятием Закона 192-ФЗ от 03 июля 2018 года

В первую очередь обращают на себя новые нормы Закона № 54-ФЗ — в редакции от 03.07.2018 года, по которым ряд хозяйствующих субъектов — в дополнение к тем, кто осуществляет виды деятельности по пункту 2 статьи 2 закона, получил освобождение от применения онлайн-касс.

Право не использовать онлайн-кассы теперь имеют:

  1. ИП на ПСН — осуществляющие любые виды деятельности, кроме:
  • парикмахерских и косметических услуг;
  • ремонта и техобслуживания радиоэлектронного оборудования, бытовых приборов, часов;
  • ремонта из выпуску изделий из металла;
  • ремонта и техобслуживания автомоилей, мотоциклов;
  • оказания услуг по пассажирским перевозкам, грузоперевозкам наземным и водным транспортом;
  • ветеринарных услуг;
  • организации занятий физкультурой и спортом;
  • организации охоты;
  • занятия деятельностью в сфере медицины и фармацевтики;
  • организации проката;
  • розницы;
  • общепита;
  • выпуска молочной продукции;
  • рыболовства, разведения рыбы;
  • ремонта ПК, оборудования для связи.

Прочие разрешенные на ПСН виды деятельности, которые перечислены в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ — всего их несколько десятков, предприниматель теперь может вести без использования онлайн-кассы. При этом, вместо кассового чека ИП на патенте должен выдать своему клиенту чек товарный — в котором будут содержаться реквизиты, указанные в абзацах с 4-го по 12-й в пункте 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ.

Остальным ИП на ПСН придется, если нет желания использовать онлайн-кассу, довольствоваться отсрочками, действующими до 1 июля 2019 года — по основаниям, приведенным в пункте 7.1 статьи 7 Закона № 290-ФЗ, который дополняет Закон № 54-ФЗ.

  1. ИП и юридические лица, которые ведут торговлю с помощью автоматов, принимающих исключительно монеты (при этом, автоматы должны быть полностью механическими без каких-либо электронных компонентов).

Пример такого типа оборудования — механический автомат по продаже маленьких резиновых шариков для детей. Опустив туда монетку, ребенок или сопровождающий его взрослый могут извлечь понравившийся (или случайно попавшийся — в зависимости от конструкции аппарата) шарик.

  1. Государственные и муниципальные библиотеки — при оказании платных услуг гражданам (перечень таких услуг устанавливается Правительством России).

  1. Организации, реализующие полномочия государственных и муниципальных органов власти при оказании платных услуг по предоставлению парковочных мест.

Отметим, что наряду с «либерализацией» норм Закона № 54-ФЗ, отражающей освобождение от применения ККТ некоторыми категориями хозяйствующих субъектов, можно пронаблюдать и факт существенного ужесточения ряда ранее действовавших критериев освобождения бизнесов от установки онлайн-касс.

Так, в положениях пункта 2 статьи 2 закона теперь сказано о том, что не применять ККТ можно при ведении разносной торговли только вне стационарной торговой сети. Ранее — при ведении любой разносной торговли.

Кстати, в новом законе присутствуют условно «либеральные» нормы (скорее разъясняющего характера, но, тем не менее стоящие внимания) — о том, что:

  • разносную торговлю можно вести «в том числе» на борту самолета или в вагоне поезда;
  • кассу можно не применять при торговле в розлив «безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой» (ранее — просто «безалкогольными напитками», к которым, однако, молоко и воду, в принципе можно было отнести и без прямой конкретизации — но законодатель решил их обособить от прочих напитков, не содержащих «градусов»).

Отметим также, что ИП и юридические лица, продающие при реализации газет и журналов (то есть, пользующиеся основанием для неприменения ККТ по пункту 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ), могут осуществлять продажу «сопутствующих товаров» и не использовать при этом онлайн-кассы. При этом, ассортимент «сопутствующих товаров» утверждается органом исполнительной власти региона.

Следующие изменения в Законе № 54-ФЗ касаются непосредственно пользования онлайн-кассой — прежде всего, в части организации выдачи кассовых чеков покупателям.

Кому разрешили не выдавать чек

В статье 1.2 Закона № 54-ФЗ появился новый пункт 5.1 в котором появилась норма о том, что кассовый чек (или БСО) с онлайн-кассы хозяйствующий субъект вправе не выдавать, если:

  1. Расчеты осуществлены с помощью электронных платежных систем с использованием автоматических устройств в целях оплаты транспортных услуг — по перевозке пассажиров, грузов, багажа.

Таким устройством может быть, к примеру, терминал для покупки билетов (опционально — выписки посадочных талонов) в аэропорту.

  1. В расчетах использована вендинг-машина с дисплеем, где может быть отображен QR-код (с данными по чеку), который покупатель может отсканировать на смартфон.

Исключение в обоих случаях — если покупатель до момента расчета каким-либо образом сообщил продавцу свои контактные данные, на которые может быть отправлен кассовый чек в электронном виде. В этом случае электронный чек отправляется покупателю обязательно.

Отметим, что в указанных двух сценариях кассовый аппарат может быть использован в режиме без передачи данных в ФНС — то есть, можно сэкономить на подключении услуг Оператора фискальных данных.

Обязательное условие применение преференций по указанным двум сценариям — наличие на корпусе автоматического торгового оборудования легко читаемого идентификационного номера устройства (который при необходимости может быть проверен ФНС).

Новые правила выдачи чека при «дистанционной» продаже

В ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ присутствует (еще с предыдущей редакции) пункт 5, устанавливающий правила выдачи кассовых чеков при дистанционной торговле через интернет — при которой покупатель и продавец не взаимодействуют непосредственно. При осуществлении продаж таком формате Закон № 54-ФЗ предписывает продавцу направлять покупателю электронный чек на контакты, указанные при оформлении заказа.

В новой редакции статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ появился пункт 5.3, регулирующий выдачу чеков в правоотношениях, которые:

  • также характеризуются тем, что покупатель и продавец не взаимодействуют непосредственно между собой;
  • вместе с тем, «не попадают под действие» пункта 5 статьи 1.2 закона (как и пункта 5.1, рассмотренного нами выше).

Яркий пример таких правоотношений — когда покупатель оплачивает товар, выбранный в интернет-магазине, не через сайт данного интернет-магазина, а через банковскую кассу, взяв собой квитанцию с реквизитами продавца. Ранее подобная схема расчетов не регламентировалась на уровне федерального закона, а разъяснения государственных ведомств по ней были довольно противоречивыми. Теперь в Законе № 54-ФЗ появились нормы, регламентирующие расчеты в таких ситуациях.

Видео — комментарии от компании Консультант плюс к Федеральному закону 192-ФЗ от 03 июля 2018 года, который внес изменения в 54-ФЗ по онлайн-кассам:

Магазин, получивший оплату от покупателя через банк по квитанции (либо иным способом, не подходящим под расчеты, регламентированные пунктом 5 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ), должен передать покупателю кассовый чек:

  1. В электронном виде — на контакты, предоставленные самим покупателем, не позднее дня, следующего за тем, в котором осуществлен расчет (и не позднее момента передачи купленного товара).
  1. В бумажном варианте — одновременно с передачей товара (и если к тому моменту не было возможности отправить кассовый чек в силу того, что контакты не были предоставлены покупателем).
  2. В бумажном варианте — при ближайшем непосредственном контакте с покупателем (или его представителем), если к тому моменту не было возможности отправить электронный чек.

Таким образом, магазин, обнаружив приход на расчетном счете, отражающий факт оплаты товара покупателем по квитанции, должен «пробить» выручку и отправить покупателю электронный чек на предоставленные контакты. Если таких контактов нет — вручить бумажный чек при выдаче товара либо при первом обращении покупателя.

Чек коррекции — официально

В новой редакции Закона № 54-ФЗ дано официальное определение кассовому чеку коррекции. В принципе, оно соответствует тому, которое фактически звучало в разъяснениях официальных лиц, но его закрепление на уровне федерального законодательства — событие, которое заслуживает внимания.

В соответствии с новым пунктом 5.1 статьи 4.3 закона под кассовым чеком коррекции (или БСО коррекции) следует понимать фискальный документ, формируемый в целях фискализации ранее совершенных доходов или расходов, которые не были проведены через онлайн-кассу непосредственно в момент их совершения (например, в силу того, что онлайн-касса сломалась или ее было невозможно использовать, поскольку отключили электричество). Так, через чек коррекции пробивается выявленная в конце смены лишняя выручка или, наоборот, недостача — с применением, соответственно, признака «приход» или «расход» по чеку в реквизите «признак расчета».

Иных условий для применения чека коррекции законодательство не предусматривает. Для корректировки ошибочных операций по фискализации должны применяться обычные чеки — с использованием подходящих реквизитов «признак расчета» и сопутствующих ему.

Обязанности банковских агентов

Платежные агенты — посредники между продавцом и покупателем, могут вести деятельность в соответствии с двумя основными нормативными актами — Законом «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ (регулирует работу банковских платежных агентов — тех, которые ведут деятельность на основании договоров с банками) и Законом «О приеме платежей налоговыми агентами» № 103-ФЗ (регулирует работу «простых» платежных агентов — то есть, тех, которые не связаны договорами с банком).

В предыдущей редакции Закона № 54-ФЗ порядок приема платежей агентами регулировался довольно поверхностно: в пунктах 3 и 4 статьи 4.7 был лишь приведен перечень ряда дополнительных реквизитов к кассовому чеку, которые должны быть применены агентами. В новой редакции закона норм, регламентирующих порядок действий агентов в ходе приема платежей, стало заметно больше — если говорить конкретно о тех агентах, которые ведут деятельность в юрисдикции Закона № 161-ФЗ.

Так, в статье 1.2 появился новый пункт 5.5, по которому таким агентам при осуществлении автоматических расчетов прямо предписано выдавать плательщикам чеки в бумажном или электронном виде (если предоставлены контакты для этого). Ранее такая обязанность устанавливалась косвенно — из общей совокупности норм действовавшей тогда редакции Закона № 54-ФЗ.

В новой редакции Закона № 54-ФЗ также содержатся нормы, устанавливающие ряд технологических особенностей ККТ, используемой банковскими агентами, а также порядок определения адреса места расчетов с помощью такой ККТ.

Прочие изменения в 54-ФЗ по онлайн-кассам с 2018 года: на что обратить внимание

В свежей редакции Закона № 54-ФЗ определенно заслуживает внимания ряд норм, пусть и по многим признакам второстепенных, но все же значимых на практике. Так, полезно знать, что в соответствии с новой редакцией закона:

  1. Отчет о закрытии накопителя (например, при его замене в связи с истечением срока эксплуатации) может быть сформирован только после того, как в ФНС (при посредничестве ОФД) были переданы все предусмотренные техническими стандартами фискальные документы (и их получение подтверждено ОФД).
  1. В законе официально закреплено (до того подразумевалось), что в юрисдикцию нормативно-правового акта входят:
  • получение или выплата денежных средств в виде предоплаты, аванса за товар;
  • зачет, возврат предоплаты или аванса;
  • выдача и погашение займов на оплату товара;
  • операции в рамках процедур, соответствующих встречному предоставлению за те или иные товары.

Все указанные процедуры подлежат фискализации в установленном законом порядке — с учетом норм Закона № 54-ФЗ, требований, отраженных в форматах фискальных документов.

  1. Пользователь онлайн-кассы вправе сформировать общий кассовый чек в конце месяца (или иного периода, установленного законом) по расчетам, которым соответствует процедура зачета или возврата предоплаты (аванса) за услуги:

  • оказанные при проведении культурно-массовых мероприятий;
  • оказанные в транспортной сфере;
  • имеющие отношение к связи;
  • связанные с абонентской платой за облачное ПО, хостинг (и прочие электронные услуги, перечисленные в статье 174.2 НК РФ).

При этом, хозяйствующий субъект вправе не выдавать покупателю (клиенту) такой чек ни в каком виде.

  1. Если возврат или зачет осуществлены в рамках правоотношений, попадающих под действие пунктов 5 и 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ (то есть, осуществляемых в рамках дистанционной торговли), то данные виды расчетов подлежат фискализации с последующим направлением кассовых чеков клиентам в электронной форме.

Можно отметить, что в Законе № 54-ФЗ также установлены новые правила:

  • выдачи кассовых чеков страховщиками;
  • взаимодействия ответственных сторон при ведении реестра ККТ;
  • в части некоторых требований к ККТ;
  • в части некоторых положений в правилах регистрации ККТ, замены накопителя;
  • взаимодействия между органами власти и подотчетными им организациями, деятельность которых связана с реализацией положений закона на практике — прежде всего, речь идет об ОФД.

Безусловно, важную роль в понимании новшеств, закрепленных в свежей редакции Закона № 54-ФЗ, играет и позиция официальных органов — ждем актуальные разъяснения от ФНС, Минфина и иных структур.

Список поправок с комментариями

Предлагаем посмотреть комментарии к поправкам в 54-ФЗ, которые внес Федеральный закон 192-ФЗ от 03 июля 2018 года:

ФГИС Меркурий: что это и кто должен регистрироваться в данной системе Россельхознадзора.

Как работать с ККТ в полном соответствии с требованиями 54-ФЗ.

Как зарегистрировать кассовый аппарат в Налоговой службе https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/kak/zaregistrirovat-kkt-v-nalogovoj.html на официальном сайте или через визит в ИФНС.

Много принципиальных изменений в использование онлайн-касс внес Федеральный закон №192 от 3.07.2018. Поменялись нормы, связанные с применением касс, которые передают информацию онлайн в налоговую инспекцию. Теперь онлайн-касса используется даже в случае безналичного расчета при дистанционном обслуживании.

Подробнее об этом расскажем в статье. Также вы узнаете, нужно ли использовать онлайн-оборудование при получении аванса/предоплаты, при проведении платежей между счетами ЮЛ и ИП.

Переходите на онлайн-кассу? Подберем ККТ для ИП и ООО за 5 минут. Оставьте заявку и получите консультацию.

Применение ККТ по закону с 3 июля 2018 года

Порядок применения касс регулируется 54-ФЗ от 22.05.2003. Именно в него были внесены изменения. Если раньше этот закон касался работы с кассой при расчетах наличностью и банковскими картами, то сейчас закон касается электронных и иных безналичных вариантов расчета.

Раньше он устанавливал правила применения кассовой техники непосредственно для расчетов, теперь эти правила будут использоваться в целях налогообложения, отслеживания информации, у кого какая выручка, движение товаров/услуг, и как это влияет на налоги. Движение товаров будет отслеживаться, даже если оплата производится в безналичной форме (электронные деньги, оплата по квитанции).

Это изменение было внесено, чтобы устранить путаницу и снять ряд вопрос, касающихся безналичных расчетов. После принятия первых поправок в 54-ФЗ в 2016 году, когда владельцев бизнеса, принимающих платежи наличными и с банковских карт, обязали перейти на онлайн-кассы, возникли вопросы, нужно ли применять кассу в случае с безналичными расчетами. Это понятие не ограничивается электронными платежными форматами, куда относятся расчеты с электронных кошельков, банковских карт, через специальные платежные приложения, с баланса телефона.

Теперь в него также входят оплата платежными поручениями и квитанциями.

Возьмем для примера юриста, оказывающего платные услуги населению и принимающего платежи на расчетный счет путем оплаты клиентом квитанции в банке или терминале. По новому закону он будет обязан выдавать чеки с 1.07.2019, пока можно применять бланк строгой отчетности (БСО).

Обратите внимание! Четких разъяснений, в течение какого периода должен выдаваться чек: сразу после оказания услуг или после предъявления клиентом оплаченной квитанции — нет. Советуем уточнить этот вопрос в территориальном отделении ФНС.

Делаем вывод: если вы принимаете безналичные платежи любого формата (электронные деньги, платежное поручение, квитанция на оплату), то обязаны применять ККТ по закону с 2018 года. Переход на онлайн-кассы для предпринимателей, принимающих ЭСП (электронные средства платежа), состоялся 1.07.2018. В случае использования квитанций и поручений организации и ИП получили отсрочку до 1.07.2019, чтобы изучить информацию и законы, успеть подготовиться к переходу (приобрести оборудование, зарегистрировать его в ФНС).

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен — Онлайн-касса!
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Нужна ли ККТ при расчетах между ЮЛ и ИП по закону в 2018 году?

ИП и ЮЛ, осуществляющие платежи на расчётные счета, не обязаны применять онлайн-кассы. Возьмем для примера двух предпринимателей, одного из которых условно обозначим Продавец, второго — Покупатель. Продавец продал партию товара, Покупатель произвел оплату со своего расчетного счета на расчетный счет Продавца. В этом случае платежи проводятся без применения кассового оборудования. Если оплата производилась наличностью или с карты банка, то в таком случае уже нужно пробивать чек на онлайн-кассе. Изготовление и представление чеков закрепляется за Продавцом.

Дистанционная продажа и использование ККТ по закону в 2018 году

Владельцы интернет-магазинов, лица, предоставляющие услуги дистанционно (юристы-консультанты, разработчики сайтов и прочие), не освобождены от соблюдения контрольно-кассовой дисциплины. При расчетах с потребителями они обязаны выдавать чеки и передавать информацию об операциях в налоговую. Вопрос, как это осуществить?

В этом случае законом предусмотрено несколько способов передачи фискального документа клиенту:

  1. При получении товара в точке выдачи бумажный чек выдается в обязательном порядке, если потребителю до этого не отправляли электронный.
  2. При получении заказа на почте (оплата наложенным платежом) выдается бумажный чек, распечатанный на кассовом оборудовании, установленном в отделении.
  3. При предоставлении услуг в сети Интернет клиенту предоставляется электронный фискальный документ на e-mail или по СМС.
  4. При доставке товара курьерской службой курьер распечатывает чек после получения оплаты.
  5. При заказе товара в интернет-магазине, при условии осуществления доставки на дом и отсутствии возможности передать бумажный чек, потребитель получает электронный.
  6. При осуществлении переводов, приеме платежей за коммунальный услуги, телевидение, интернет и прочее клиенту отправляется электронный чек.

Изменились сроки предоставления чекового документа — не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем продажи товара, предоставления услуги. Например, если покупка оплачена сегодня, а доставят только завтра, значит и чек может быть направлен завтра. Если покупка и доставка осуществляется в один и тот же день, значит чек отправляется покупателю в этот же день. Если платеж произведен ночью, чековый документ формируется и отправляется в течения рабочего дня.

Нужна онлайн-касса? Подберем ККТ для вашего бизнеса за 5 минут. Оставьте заявку и получите консультацию.

Применение ККТ при предоплате: закон от 3 июля 2018 года

Изменения в законе затронули расчеты с получением предоплаты/аванса. Сюда можно отнести предоплату по договору купли/продажи, покупку абонемента в фитнес-центр, сертификата на покупку в магазине, оказание разного вида услуг (например, косметических) и прочее. Печатается обычный чек, передающийся оператору фискальных данных (ОФД), затем в налоговую. При покупке сертификата чек выдается покупателю, а не его предъявителю.

В случае зачета или возврата предоплаты/аванса, внесенных за оказание услуг (транспортные перевозки, организация праздников и прочее) формируется чек с указанием периода, за который производилась оплата (не превышающий календарного месяца). Это оговорено в п. 2.1 ст. 1.2 54-ФЗ.

Кто может не распечатывать чеки на ККТ по закону в 2018 году?

Поправки в законе коснулись вендинга и услуг по перевозке. При реализации товаров через автоматы разрешено не печатать бумажный фискальный документ. При желании потребителя и при предъявлении абонентского номера и e-mail, ему направляется электронный формат чека. Исключение — подакцизные товары, слабая алкогольная продукция, товары, которые нужно маркировать. Здесь использование онлайн-кассы — обязательно условие для легальной торговли.

С 1.02.2020 года во время расчета на экране должен отображаться QR-код, по которому покупатель считывает информацию о покупке и сравнивает ее с бумажным чековым документом.

Что касается транспортных услуг, здесь оборудование с ФН можно не применять при использовании ЭСП через автоматические устройства.

Как снять ККТ с учета по закону в 2018 при прекращении деятельности?

Если вы решили прекратить деятельность или обанкротились, снимать кассу с учета не нужно. Это произойдет автоматически после прекращения деятельности и появлении соответствующей информации в едином государственном реестре.

Этой процедурой занимаются сотрудники ФНС после того, как вы подадите уведомление о ликвидации организации, протокол собрания участников, иные документы, предусмотренные в этой случае.

Поломка ФН: как применять ККТ по закону в 2018 году?

Если по какой-то причине считывание данных с фискального накопителя и передача данных в налоговую стала невозможна, нужно уведомить об этом ФНС.

Для этого нужно:

  1. Отдать ФН на экспертизу изготовителю.
  2. В течение 5 дней подать заявление о снятии кассы с учета.
  3. Получить результат экспертизы в течение месяца с момента сдачи накопителя.
  4. Отправить в налоговую информация, снятую с ФН, в пределах двухмесячного срока с даты заявления о снятии.
  5. При обнаружении брака и невозможности отправки данных с ФН в налоговую службу, никаких дополнительный сведений передавать не нужно.

На заметку! Будьте готовы к тому, что при отсутствии заводского брака налоговая может привлечь к ответственности за нарушение работы с ККТ.

Отсрочка от применения ККТ по закону в 2018?

Утвержден список представителей бизнеса, получивших отсрочку до 01.07.2019. Этот вопрос освещался ранее, и в перечень вошли ИП на ПСН и ЕНВД, оказывающие услуги населению (кроме общепита и не имеющие наемных работников), но с 03.07.2018 года он расширился на несколько позиций.

В него добавлены следующие компании и бизнесмены:

  • получающие деньги за товары и услуги на расчетный счет путем оплаты квитанций или платежных поручений;
  • принимающие платежи за жилье или услуги коммунального характера, капремонт;
  • предоставляющие займы на оплату товаров, услуг (сюда также вошли ломбарды, выдающие займы под залог имущества)

Кто полностью освобожден от ККТ по закону в 2018 году?

Законодательно утвердили список компаний и видов деятельности, которые вообще освобождены от использования контрольно-кассового оборудования.
В него входят:

  • кредитные организации;
  • торговля на рынке без торгового помещения;
  • сбыт домашней продукции (молоко, творог, консервация и прочее);
  • сбыт изделий, созданных своим трудом;
  • услуги носильщика;
  • услуги в ведении хозяйственных дел;
  • дизайнерские услуги, помощь в ремонте помещений;
  • уход за пожилыми и детьми;
  • сбыт печатной продукции;
  • разносная торговля (пригородные электропоезда, автобусы и поезда дальнего следования);
  • платные услуги библиотек;
  • сельские ФАП (при условии наличия одной аптеки);
  • организации, осуществляющие деятельность в труднодоступной местности;
  • организации, осуществляющие деятельность в местности, где невозможно стабильное подключение к сети интернет.

Зарегистрируем и подключим кассу за 1 день! Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут. Оцените, насколько полезна была информация в статье?

03.07.2018 вступили в силу существенные поправки, внесенные в Закон № 54-ФЗ Законом № 192-ФЗ . В статье мы рассмотрим изменения в порядке применения ККТ, наиболее актуальные для учреждений здравоохранения

18.09.2018 Репин А., эксперт журнала

Общие положения.

Во-первых, отметим, что Закон № 192-ФЗ переименовал Закон № 54-ФЗ, и теперь его название выглядит следующим образом: «О применении ККТ при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Во-вторых, введены новые понятия: бенефициарный владелец, версия модели ККТ, выгодоприобретатель. Под версией модели ККТ понимается модель ККТ, имеющая уникальный для своего наименования номер версии, присвоенный ее изготовителем. Выгодоприобретатель – лицо, которое не является непосредственно руководителем, главным бухгалтером, членом коллегиального исполнительного органа или учредителем организации, к выгоде которого действуют указанные лица при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом организации.

Кроме того, Закон № 192-ФЗ ввел новое определение термина «расчеты». Теперь под расчетами понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В понятие «расчеты» также входят:

  • прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;
  • зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;
  • предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг;
  • предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Правила применения ККТ.

Сфера применения ККТ. Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным законом. Закон № 192-ФЗ добавил уточнение, что ККТ в обязательном порядке должна быть внесена в реестр ККТ.

Выдача чека при оказании отдельных видов услуг. Исходя из п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета учреждение здравоохранения обязано выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты. Иными словами, Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что при каждом расчете обязательно должен выдаваться кассовый чек или БСО.

Теперь уточнено, что при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услуги связи, услуги в электронной форме, упомянутые в ст. 174.2 НК РФ, а также за иные услуги, определенные Правительством РФ, учреждение может сформировать один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или иной продолжительности, установленной законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

При осуществлении указанных в п. 5 и 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, учреждения вправе направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности).

Порядок выдачи чека. Согласно новой редакции п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ учреждения при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети Интернет, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом пользователь может не печатать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе.

Закон № 192-ФЗ уточнил, что при расчетах (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) кассовый чек или БСО может не выдаваться в случае (п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ):

  • осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
  • осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для выдачи данного товара, при условии отображения при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода. QR-код должен позволять покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО), а структура его данных должна включать в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа.

Заметим, что в указанных случаях можно применять ККТ (за исключением ККТ, которая не работает в онлайн-режиме) вне корпуса автоматического устройства. При этом ККТ должна иметь легко читаемый заводской номер, нанесенный в месте, доступном для осмотра без перемещения и (или) разборки ККТ.

Если учреждение не подпадает под приведенные выше условия при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем, то он обязан обеспечить передачу покупателю кассового чека (БСО) одним из следующих способов (п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в электронной форме – не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара;
  • на бумажном носителе – вместе с товаром (если в электронной форме не направляется);
  • на бумажном носителе – при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем в случае расчетов за работы и услуги без направления в электронной форме.

Применение ККТ в отдаленных от сетей связи местностях. Теперь к таким местностям приравнены территории военных объектов, объектов органов ФСБ, органов государственной охраны, органов внешней разведки. На указанных территориях можно не передавать данные ККТ в онлайн-режиме.

Безналичные расчеты между организациями. Как мы видим из нового определения, под расчетами понимается прием (получение) и выплата денежных средств за товары, работы, услуги как в наличном, так и в безналичном порядке. Исходя из данного определения применять ККТ необходимо при всех случаях безналичных переводов, в том числе и между организациями. Однако Закон № 192-ФЗ уточнил, что ККТ не нужно применять при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Применение ККТ при использовании торговых автоматов. Закон № 192-ФЗ расширил перечень случаев неприменения ККТ, включив в него использование автоматических устройств для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой ЦБ РФ, кроме автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей). К таким автоматическим устройствам можно отнести торговые автоматы по продаже бахил, не использующие в своей работе электрическую энергию.

Применение ККТ библиотеками. Согласно п. 12 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками РАН, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом. Перечень таких услуг утверждается Правительством РФ.

Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ.

Напомним, что ККТ в обязательном порядке должна быть поставлена на регистрационный учет в налоговом органе.

Перечень сведений, указываемых в заявлении о регистрации ККТ. Согласно новой редакции п. 2 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование учреждения;
  • ИНН учреждения;
  • адрес и место установки (применения) ККТ;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра модели ККТ;
  • наименование модели фискального накопителя;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения ККТ в составе автоматического устройства для расчетов);
  • сведения о применении регистрируемой ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (в случае применения такого режима);
  • сведения о применении регистрируемой ККТ только при оказании услуг (в случае регистрации автоматизированной системы для бланков строгой отчетности);
  • сведения о применении регистрируемой ККТ только при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети Интернет (в случае регистрации ККТ, предназначенной для использования только при осуществлении таких расчетов);
  • сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок, интерактивных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (в случае регистрации ККТ, предназначенной для использования при осуществлении такой деятельности);
  • сведения о применении ККТ при приеме денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении такой деятельности);
  • сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, и о номерах этих автоматических устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

Дата регистрации, перерегистрации, снятия с регистрационного учета ККТ. Датой регистрации, перерегистрации, снятия с регистрационного учета ККТ считается дата формирования налоговым органом соответствующей карточки. Законом № 192-ФЗ уточнено, что карточки будут выдаваться налоговым органом в течение 10 (а не 5, как было ранее) рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления. Также уточнено, что датой снятия ККТ налоговым органом с регистрационного учета при ее снятии с учета в одностороннем порядке без заявления пользователя считается дата формирования налоговым органом карточки о снятии ККТ с регистрационного учета, выдаваемой (направляемой) пользователю в течение 5 рабочих дней с даты снятия налоговым органом ККТ с учета в одностороннем порядке.

Согласно п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ в случае перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя или снятия ККТ с регистрационного учета пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя. Сведения, содержащиеся в сформированном отчете о закрытии фискального накопителя, передаются в налоговый орган вместе с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в связи с заменой фискального накопителя или заявлением о снятии ККТ с регистрационного учета. Данные сведения могут не передаваться в налоговый орган в случае утраты ККТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, хищения ККТ или в случае поломки фискального накопителя вследствие заводского брака, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти накопителя, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя. Факт поломки фискального накопителя вследствие заводского брака должен быть документально подтвержден изготовителем ального накопителя.

Снятие ККТ с учета в одностороннем порядке. Согласно внесенным изменениям ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ККТ с регистрационного учета в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности учреждения (п. 18 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Кроме того, налоговый орган вправе снять с регистрационного учета ККТ в одностороннем порядке без заявления пользователя при выявлении ККТ, не соответствующей требованиям законодательства РФ (п. 15 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). В таком случае учреждение обязано в течение 30 календарных дней с даты снятия ККТ с регистрационного учета предоставить в налоговый орган фискальный накопитель для считывания содержащихся в нем фискальных данных.

Необходимо отметить, что при снятии ККТ с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой ККТ с регистрационного учета по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе и при наличии факта поломки фискального накопителя учреждение предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения экспертизы. Учреждение в течение 60 календарных дней с даты снятия налоговыми органами ККТ с регистрационного учета в одностороннем порядке без его заявления о снятии такой ККТ с регистрационного учета в случае поломки фискального накопителя представляет в налоговые органы сведения, содержащиеся в фискальном накопителе, в случае если изготовителем накопителя подтверждена возможность считывания фискальных данных из сломанного накопителя.

Поломка фискального накопителя. Законом № 192-ФЗ уточнено, что в случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя учреждение предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения изготовителя фискального накопителя о причинах такой поломки.

Учреждение в течение 5 рабочих дней со дня поломки фискального накопителя подает заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявление о снятии ККТ с регистрационного учета в отношении ККТ, в составе которой применялся такой накопитель.

Изготовитель фискального накопителя в течение 30 календарных дней со дня получения накопителя для проведения экспертизы направляет пользователю и через кабинет ККТ в налоговые органы заключение по результатам экспертизы фискального накопителя, содержащее сведения о заводском номере накопителя, наличии заводского брака, а также о возможности считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти накопителя.

Учреждение в течение 60 календарных дней с даты подачи заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявления о снятии ККТ с регистрационного учета в случае поломки фискального накопителя подает в налоговые органы сведения, содержащиеся в фискальном накопителе, в случае если изготовителем накопителя подтверждена возможность считывания фискальных данных из сломанного накопителя.

Законом № 192-ФЗ внесены изменения в требования, предъявляемые к ККТ (ст. 4 Закона № 54-ФЗ), а также требования, предъявляемые к фискальному накопителю.

Порядок и условия применения ККТ.

Согласно п. 4 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

Законом № 192-ФЗ предусмотрено, что кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ.

Согласно п. 5.1, введенному в ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ, отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи ККТ в налоговые органы через ОФД всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы через ОФД, и получения подтверждения в отношении всех этих фискальных документов.

Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности.

Уточнены отдельные реквизиты, которые должны быть включены в кассовый чек и БСО. В частности, предусмотрено, что цена товаров, работ, услуг обязательно должна указываться в валюте РФ. При указании формы расчета должно быть отражено, происходит оплата в наличном или в безналичном порядке. Кроме того, кассовый чек или БСО должны содержать QR-код. При осуществлении расчетов, упомянутых в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, кассовый чек должен содержать сведения о месте (адресе) установки автоматического устройства для расчетов, с применением которого был осуществлен расчет.

Нельзя оставить без внимания изменения в требованиях к кассовому чеку (БСО), вступающие в силу с 01.07.2019. Согласно п. 6.1, который дополнит ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, кассовый чек или БСО, сформированные при осуществлении расчетов между организациями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
  • ИНН покупателя (клиента);
  • сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);
  • сумма акциза (если применимо);
  • регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  • уточнено и расширено понятие «расчеты»;
  • установлены случаи, когда может быть сформирован один кассовый чек (БСО) вместо нескольких, а также определено, когда и как следует выдавать чеки при безналичной оплате;
  • уточнены случаи, когда учреждения вправе не применять ККТ;
  • установлено, что ККТ не нужно применять при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями, за исключением расчетов с использованием электронного средства платежа.
  • предусмотрена возможность неприменения ККТ при использовании торговых автоматов по продаже бахил, работающих не на электрической энергии;
  • с 01.07.2019 кассовый чек должен быть дополнен новыми реквизитами.

Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, №9, 2018 год

Подписка Разместить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *