205 счет в бюджетных учреждениях

По дебету какого счета (205.31. или 209.30) бюджетному учреждению следует отражать начисление доходов от возмещения арендатором затрат по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг, если учреждением отдельно заключается договор аренды (например, нежилого помещения) и параллельно этому договору заключается договор на компенсацию коммунальных и эксплуатационных расходов?

4 августа 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление доходов в качестве компенсации произведенных бюджетным учреждением коммунальных и эксплуатационных расходов может быть отражено в бухгалтерском учете с использованием счета 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг».

Обоснование вывода:
В ситуации, когда компенсация коммунальных и эксплуатационных расходов осуществляется на основании отдельного договора, ее следует рассматривать в качестве дохода бюджетного учреждения и соответствующим образом отражать в учете.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ относятся доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат, в том числе доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления. Таким образом, поступление дохода в возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов относится на статью 130 КОСГУ.
Согласно нормам п.п. 197, 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), в бюджетном учреждении поступающие доходы могут учитываться на счетах 205 00 «Расчеты по доходам» и 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
При этом на счете 205 00 отражаются расчеты по суммам:
— доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций;
— поступивших от плательщиков предварительных оплат.
С использованием счета 205 00 «Расчеты по доходам» отражается начисление и поступление доходов, которые связаны с осуществлением уставных (основных) видов деятельности бюджетного учреждения (смотрите абзац 7 п. 93 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Такие доходы учреждение заранее может спланировать.
Доходы по компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, получаемые в рамках предусмотренной уставом учреждения деятельности по предоставлению в аренду помещений, могут быть отражены в учете с использованием балансового счета 205 31. Кроме того, на использование в рассматриваемой ситуации счета 205 31 указывает заключение отдельного договора на компенсацию коммунальных и эксплуатационных расходов, то есть речь идет о планируемых доходах.
В свою очередь, на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» помимо сумм возмещения недостач, ущерба подлежат отражению, в частности, расчеты по компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам». Как правило, поступление доходов, отраженных на счете 209 00, учреждение не может заранее спланировать, то есть речь идет о разовых, непостоянных доходах. Примером подобных доходов могут служить доходы от реализации имущества, доходы, полученные в виде страхового возмещения, в том числе по ОСАГО, КАСКО и т.п.
Таким образом, положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 174н определены общие правила отнесения доходов на счет 205 00 или 209 00, исходя из которых можно сделать вывод о том, что доходы, получаемые бюджетным учреждением в соответствии с договором о компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, целесообразно отражать с использованием счета 205 31. Аналогичное мнение высказывалось в разъяснениях уполномоченных органов по подобному вопросу*(1).
Вместе с тем конкретный перечень доходов, которые бюджетное учреждение будет отражать с использованием счета 205 00 или 209 00, целесообразно закрепить в положениях учетной политики.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Расчеты по доходам. Счет 205 00 (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

12 июля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

О. Гришакова
эксперт журнала «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение»

В казенных, бюджетных и автономных учреждениях для учета расчетов по ущербу и иным доходам применяется синтетический счет 0 209 00 000. Данный счет включает соответствующие аналитические счета, на которых отражаются расчеты по компенсации затрат учреждения, штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба. В статье на примерах рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете таких операций.

В соответствии с ФСБУ «Доходы» доходы учреждения в виде компенсации расходов, штрафов, пеней, неустоек, иных возмещений ущерба по своей экономической сущности относятся к доходам по необменным операциям.

В бухгалтерском учете для осуществления расчетов по таким доходам применяются следующие группировочные счета:

– 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»;

– 0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»;

– 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

– 0 209 80 000 «Расчеты по иным доходам».

Данные группировочные счета детализируются соответствующими аналитическими счетами.

Счет 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»

Этот счет включает в себя следующие аналитические счета:

Номер и наименование счета

Вид доходов (поступлений)

0 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат»

Доходы в виде возмещения учреждению:

– сумм предварительной оплаты, не возвращенных контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;

– сумм задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы);

– сумм задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;

– сумм государственной пошлины, ранее уплаченной при обращении в суд;

– затрат, понесенных работодателем при приобретении трудовой книжки или вкладыша в нее (в виде платы, взимаемой с персонала при выдаче трудовой книжки или вкладыша);

– расходов, связанных с консульскими действиями;

– расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек;

– затрат на содержание имущества, находящегося в пользовании, вне договора аренды (безвозмездного пользования);

– расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

0 209 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» (применяется только у казенных учреждений)

Поступления в доход бюджетов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, сформированной получателем бюджетных средств, в том числе от возврата подотчетным лицом выданного ему аванса в прошлые отчетные периоды, а также от возврата в бюджет остатков наличных денежных средств в кассе, сформированных получателем бюджетных средств на 1 января текущего финансового года

В 15 – 17‑м разрядах счетов 0 209 34 000, 0 209 36 000 отражается код аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат».

В 24 – 26‑м разрядах данных счетов указывается подстатья КОСГУ в соответствии с п. 13.6, 14.6 Порядка № 209н (в зависимости от статуса контрагента).

В учетной политике учреждения целесообразно предусмотреть порядок признания доходов по компенсации затрат в отношении тех или иных видов поступлений. Например, начисление доходов в виде возмещения ранее оплаченного аванса в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, нужно отражать на дату предъявления плательщику документа с требованием возврата задолженности в сумме неисполненных обязательств. Начисление доходов от возмещения работником платы за выданную ему трудовую книжку надо осуществлять на дату ее передачи (на основании акта приема-передачи, иного документа).

Для начисления задолженности по компенсации затрат применяются следующие корреспонденции счетов (в зависимости от ситуации):

Дебет

Кредит

Начислена сумма задолженности работника по излишне выплаченным ему суммам оплаты труда (не удержанная из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний

0 209 34 567

0 401 10 134

Начислена сумма задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск

0 209 34 567

0 401 10 134

Начислена сумма задолженности перед учреждением, подлежащая возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

0 209 34 56х

0 401 10 134

Начислена задолженность по требованиям бюджетного (автономного) учреждения по компенсации расходов учреждения по выданным авансам подотчетным лицам, по произведенным предварительным оплатам в рамках договоров (соглашений), не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ

0 209 34 56х

0 208 хх 667

0 206 хх 66х

Перевод дебиторской задолженности текущего года казенного учреждения в задолженность по доходам от возврата дебиторской задолженности прошлых лет (по состоянию на 31 декабря текущего года при условии, что срок исполнения обязательств по уплате истек в текущем году)

1 209 36 56х

1 208 хх 667

1 206 хх 66х

Начислена сумма задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

0 209 34 56х

0 401 10 134

Бюджетное учреждение спорта заключило с индивидуальным предпринимателем договор на поставку строительных материалов на сумму 200 000 руб. Условиями договора предусмотрена уплата аванса в размере 30 % стоимости договора (60 000 руб.). Аванс был перечислен учреждением за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. Поставщик не исполнил обязательства по договору. После проведения с поставщиком претензионной работы материалы были переданы в суд.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражены следующие операции:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечисление аванса по договору поставки строительных материалов

4 206 34 566

4 201 11 610

Забалансовый счет 18

(подстатья 344 КОСГУ)

60 000

Начисление суммы ущерба по возмещению аванса, уплаченного в рамках договора на поставку строительных материалов

4 209 34 566

4 206 34 666

60 000

Уменьшение задолженности (возмещение затрат, списание) отражается следующими бухгалтерскими записями (в зависимости от типа учреждения и ситуации):

Дебет

Кредит

Поступление средств в виде компенсации (возмещения) затрат учреждения:

на лицевой (расчетный) счет, в кассу бюджетного (автономного) учреждения

0 201 11 510

0 201 21 510

0 201 34 510

0 209 34 66х

в кассу, на счет казенного учреждения, открытый в кредитной организации

1 201 34 510

1 201 21 510

1 209 3х 66х

в доход бюджета (если казенное учреждение наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет)

1 210 02 ххх

1 209 3х 66х

в доход бюджета (если казенное учреждение является получателем бюджетных средств и за ним не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет)

1 303 05 831

1 304 04 ххх

1 209 3х 66х

1 303 05 731

Компенсация (возмещение) затрат учреждения работником путем удержаний из его заработной платы (иных выплат), произведенных в порядке предусмотренном законодательством РФ:

в рамках одного источника финансового обеспечения

0 304 03 837

0 209 3х 667

за счет иных источников финансового обеспечения

0 304 03 837

0 304 06 832

0 304 06 732

0 209 3х 667

Списание с балансового учета задолженности в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием должника неплатежеспособным

0 401 10 173

Забалансовый счет 04*

0 209 3х 66х

*
Одновременно списанная с балансового учета задолженность подлежит учету на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность».

Работнику автономного учреждения спорта, впервые заключившему трудовой договор, выдан бланк трудовой книжки за плату (в размере расходов на его приобретение). Стоимость бланка трудовой книжки (350 руб.) удержана из зарплаты работника по его заявлению. Выплата заработной платы осуществляется за счет субсидии, выделенной на выполнение госзадания.

Оплата, взимаемая работодателем при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее, подлежит учету при определении базы по налогу на прибыль организаций и НДС (Письмо Минфина РФ от 19.05.2017 № 03‑03‑06/1/30818).

В бухгалтерском учете автономного учреждения будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начисление задолженности работника в сумме компенсации стоимости бланка трудовой книжки

2 209 34 567

2 401 10 134

Начисление НДС

2 401 10 134

2 303 04 731

58,33

Начисление налога на прибыль организаций

2 401 10 189

2 303 03 731

Удержание из зарплаты работника суммы компенсации стоимости бланка трудовой книжки в погашение задолженности, начисленной в рамках приносящей доход деятельности

4 302 11 837

4 304 03 837

4 304 03 737

4 304 06 732

Погашение задолженности работника (компенсация расходов на приобретение бланка трудовой книжки)

2 304 06 832

2 209 34 667

Счет 0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»

Названный счет включает в себя следующие аналитические счета:

Номер счета, наименование

Вид доходов (поступлений)

0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»

Доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг

0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений»

Поступления страхового возмещения от страховых организаций при возникновении страховых случаев

0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

Доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу, в том числе ущерба по финансовым активам

0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия»

Поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, не отнесенных на подстатьи 141 – 144 КОСГУ

В 15 – 17‑м разрядах счета 0 209 40 000 отражается код аналитической группы подвида доходов бюджетов 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба».

В 24 – 26‑м разрядах счета проставляется подстатья КОСГУ в соответствии с п. 13.6, 14.6 Порядка № 209н (в зависимости от статуса контрагента).

Указанные в таблице виды доходов признаются в бухгалтерском учете на дату возникновения требования к плательщику штрафов, пеней, неустоек, требования возмещения ущерба, в частности при вступлении в силу вынесенного постановления (решения) по делу об административном правонарушении, определения о наложении судебного штрафа, при предъявлении плательщику документа, устанавливающего право требования по уплате предусмотренных контрактом (договором, соглашением) неустоек (штрафов, пеней), ущерба в сумме, обозначенной в соответствующих документах (п. 34, 35 ФСБУ «Доходы»).

Для начисления задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, иным суммам возмещения ущерба применяются следующие корреспонденции счетов (в зависимости от ситуации):

Дебет

Кредит

Начисление суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, иным санкциям

0 209 41 56х

0 401 10 141

Начисление суммы задолженности по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев

0 209 43 56х

0 401 10 143

Начисление суммы денежного взыскания (штрафа) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу, в том числе ущерба по финансовым активам (за исключением страховых возмещений)

0 209 44 56х

0 401 10 144

Начисление процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения

0 209 45 56х

0 401 10 145

Бюджетное учреждение спорта признано потерпевшей стороной в результате ДТП с его автомобилем. Сумма страхового возмещения по договору ОСАГО составила 135 000 руб.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут отражены следующие операции:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступление на лицевой счет учреждения суммы страхового возмещения по договору ОСАГО

2 201 11 510

Забалансовый счет 17

(подстатья 143 КОСГУ)

2 209 43 665

135 000

Начисление дохода в сумме страхового возмещения по договору ОСАГО

2 209 43 565

2 401 10 143

135 000

Начисление налога на прибыль организаций*

2 401 10 189

2 303 03 731

27 000

*
Сумма страхового возмещения подлежит учету для целей исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ (письма Минфина РФ от 10.04.2018 № 03‑03‑05/23510, от 10.11.2017 № 03‑03‑06/3/74209).

Казенное учреждение заключило с коммерческой организацией договор на поставку продуктов питания на сумму 210 000 руб. Условиями договора предусмотрена уплата аванса в размере 30 % стоимости договора (63 000 руб.). Поставщик не исполнил свои обязательства. Сначала учреждение направило претензию поставщику, затем обратилось в суд с иском о возмещении ущерба в размере перечисленной предоплаты по договору (63 000 руб.), процентов по неустойке за нарушение сроков поставки (5 000 руб.) и процентов за пользование чужими денежными средствами (10 000 руб.).

В бухгалтерском учете казенного учреждения будут отражены следующие операции:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечисление аванса по договору поставщику

1 206 34 564

1 304 05 342

63 000

Начисление суммы ущерба в сумме аванса по договору

1 209 34 564

1 206 34 664

63 000

Предъявление неустойки по условиям договора

1 209 41 564

1 401 10 141

5 000

Начисление процентов за пользование чужими денежными средствами

1 209 45 564

1 401 10 145

10 000

Уменьшение задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, иным суммам возмещения ущерба отражается следующими бухгалтерскими записями (в зависимости от типа учреждения и ситуации):

Дебет

Кредит

Поступление сумм предъявленных штрафов, пеней, неустоек, возмещений причиненного учреждению ущерба:

на лицевой (расчетный) счет, в кассу бюджетного (автономного) учреждения

0 201 11 510

0 201 21 510

0 201 34 510

0 209 4х 66х

в кассу, на счет казенного учреждения, открытый в кредитной организации

1 201 34 510

1 201 21 510

1 209 4х 66х

в доход бюджета (если казенное учреждение наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет)

1 210 02 ххх

1 209 4х 66х

в доход бюджета (если казенное учреждение является получателем бюджетных средств и за ним не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет)

1 303 05 831

1 304 04 ххх

1 209 4х 66х

1 303 05 731

Уменьшение расчетов путем прекращения встречного требования зачетом (при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю договора (контракта) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов)):

в рамках одного источника финансового обеспечения

0 302 хх 83х

0 209 41 66х

за счет иных источников финансового обеспечения

0 302 хх 83х

0 304 06 832

0 304 06 732

0 209 41 66х

Списание с балансового учета задолженности в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела, или принудительного взыскания, а также в связи с признанием должника неплатежеспособным

0 401 10 173

Забалансовый счет 04*

0 209 4х 66х

*
Одновременно списанная с балансового учета задолженность подлежит учету на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность».

Автономное учреждение спорта заключило договор с коммерческой организацией на поставку спортивного оборудования на сумму 1 000 000 руб. Оплата по договору осуществляется за счет средств целевой субсидии. Поставка оборудования произведена с нарушением срока, предусмотренного договором. В связи с этим поставщику предъявлено требование об уплате неустойки в размере 20 000 руб.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие операции:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступление спортивного оборудования

5 106 21 344

5 302 31 734

1 000 000

Предъявление неустойки по условиям договора

2 209 41 564

2 401 10 141

20 000

Оплата поставщику согласно договору (с учетом встречного требования)

(1 000 000 ‑ 20 000) руб.

5 302 31 834

5 201 11 610

Забалансовый счет 18

(статья 310 КОСГУ)

980 000

Зачет встречных требований

5 302 31 834

2 304 06 834

5 304 06 734

2 209 41 664

20 000

Счет 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»

Группировочный счет 0 209 70 000 включает следующие аналитические счета:

– 0 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;

– 0 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;

– 0 209 72 000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;

– 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».

В 15 – 17‑м разрядах счета 0 209 70 000 проставляется соответствующий код аналитической группы подвида доходов 400 «Выбытие нефинансовых активов» (410, 420, 430, 440).

В 24 – 26‑м разрядах счета указывается подстатья КОСГУ в соответствии с п. 13.6, 14.6 Порядка № 209н (в зависимости от статуса контрагента).

На данных счетах ведется учет расчетов по суммам ущерба, полученного в результате выявленных недостач, хищений нефинансовых активов, порчи материальных ценностей, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке (п. 220 Инструкции № 157н).

Размер ущерба определяется на день его обнаружения исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления указанных активов.

В бухгалтерском учете суммы недостач, хищений, порчи имущества и возмещение ущерба отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Начисление суммы ущерба, причиненного учреждению недостачей объектов нефинансовых активов, в том числе:

основных средств

0 209 71 56х

0 401 10 172

нематериальных активов

0 209 72 56х

материальных запасов

0 209 74 56х

Поступление средств от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба:

на лицевой (расчетный) счет, в кассу бюджетного (автономного) учреждения

0 201 11 510

0 201 21 510

0 201 34 510

0 209 7х 66х

в кассу, на счет казенного учреждения, открытый в кредитной организации

1 201 34 510

1 201 21 510

1 209 7х 66х

в доход бюджета (если казенное учреждение наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет)

1 210 02 ххх

1 209 7х 66х

в доход бюджета (если казенное учреждение является получателем бюджетных средств и за ним не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет)

1 303 05 831

1 304 04 ххх

1 209 7х 66х

1 303 05 731

Возмещение виновными лицами ущерба в натуральной форме

0 401 10 172

0 209 7х 66х

Возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, преду­смотренном законодательством РФ:

в рамках одного источника финансового обеспечения

0 304 03 837

0 209 7х 667

за счет иных источников финансового обеспечения

0 304 03 837

0 304 06 832

0 304 06 732

0 209 7х 667

В ситуации, когда виновные лица не установлены либо сумма ущерба от хищения, порчи имущества не признана виновными лицами, оформленные в предусмотренном порядке материалы могут быть переданы для предъявления гражданского иска либо возбуждения уголовного дела. При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Если в результате следственных мероприятий виновные лица не установлены или признаны судом неплатежеспособными, а также если в силу законодательства РФ предварительное следствие, уголовное дело, принудительное взыскание приостановлено, задолженность подлежит списанию с балансового учета и отражению на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность» в зависимости от ситуации:

Казенные учреждения могут выступать в роли администраторов доходов бюджета в случаях, когда главные администраторы доходов бюджета, в ведении которых они находятся, наделяют их полномочиями администраторов доходов бюджета в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).

Администраторы доходов бюджета, в соответствии с законодательством РФ, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисляют, учитывают, взыскивают и принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Полный перечень полномочий администраторов доходов бюджета определен п. 2 ст. 160.1 БК РФ.

Учет операций по администрированию доходов бюджета осуществляется администраторами доходов бюджета в соответствии с положениями Инструкций N N 162н <1>, 157н <2>.

<1> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Начисление администрируемых доходов. Согласно п. 197 Инструкции N 157н для учета расчетов по доходам предназначен счет 1 205 00 000 «Расчеты по доходам». На указанном счете отражаются суммы начисленных администраторами доходов в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступившей от плательщиков предварительной оплаты.

Расчеты по доходам группируются на счете 1 205 00 000 в разрезе видов доходов бюджета, администрируемых учреждением в рамках выполнения полномочий администратора доходов, и (или) видов поступлений, предусмотренных утвержденной сметой учреждения, на следующих счетах бюджетного учета (п. 199 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н):

— 1 205 11 000 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»;

— 1 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности»;

— 1 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»;

— 1 205 41 000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»;

— 1 205 51 000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы»;

— 1 205 52 000 «Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;

— 1 205 53 000 «Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций»;

— 1 205 61 000 «Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование»;

— 1 205 71 000 «Расчеты по доходам от операций с основными средствами»;

— 1 205 72 000 «Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами»;

— 1 205 73 000 «Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами»;

— 1 205 74 000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами»;

— 1 205 75 000 «Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами»;

— 1 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов».

Аналитический учет расчетов по поступлениям необходимо вести в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов (п. 200 Инструкции N 157н).

Доходы текущего финансового года учитываются на счете 1 401 10 000. Для определения финансового результата деятельности учреждения доходы группируются по видам доходов в разрезе КОСГУ (п. 299 Инструкции N 157н).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <3> для учета доходов установлены следующие статьи и подстатьи КОСГУ:

— 110 «Налоговые доходы»;

— 120 «Доходы от собственности»;

— 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;

— 140 «Суммы принудительного изъятия»;

— 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ»;

— 152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;

— 153 «Поступления от международных финансовых организаций»;

— 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»;

— 171 «Доходы от переоценки активов и обязательств»;

— 172 «Доходы от операций с активами»;

— 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»;

— 180 «Прочие доходы».

<3> Утверждены Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Доходы, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, учитываются на счете 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 301 Инструкции N 157н, п. 123 Инструкции N 162н). К ним относятся:

— доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода;

— доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;

— доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;

— иные аналогичные доходы.

По кредиту указанного счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету — суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому такие доходы относятся. При этом учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой учреждения, в разрезе договоров, соглашений.

В рамках формирования учетной политики казенное учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе исходя из отраслевых особенностей деятельности, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (поступлений) учреждения (п. 301 Инструкции N 157н).

Руководствуясь положениями Инструкции N 162н, приведем корреспонденции счетов по начислению администрируемых доходов бюджета:

Дебет <*>

Кредит <*>

Начислены администрируемые доходы текущего финансового года

1 205 xx 560

1 401 10 xxx

Начислены администрируемые доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг (на основании договоров и расчетных документов)

1 205 31 560

1 401 40 130

<*> Здесь и далее по тексту на месте «xx» указываются соответствующие группа и код вида синтетического счета, а на месте «xxx» — соответствующая статья (подстатья) КОСГУ.

Поступление администрируемых доходов. Согласно п. 90 Инструкции N 162н поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора доходов, и выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761), предоставляемой учреждению органом Федерального казначейства.

Операции по поступлению в бюджет администрируемых платежей, а также расчеты с финансовым органом по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату, отражаются на счете 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» (п. 227 Инструкции N 157н, п. 89 Инструкции N 162н).

Аналитический учет расчетов по счету 1 210 02 000 ведется с обязательным применением кодов доходов бюджетной классификации, приведенных в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ. Операции по названному счету отражаются в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. п. 228, 229, 233, 234 Инструкции N 157н).

Операции по поступлениям в бюджет администрируемых платежей отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Поступили администрируемые доходы на счет бюджета (в том числе минуя счет Федерального казначейства)

1 210 02 xxx

1 205 xx 660

Пример 1. Казенное учреждение (администратор доходов бюджета) в рамках осуществления приносящей доход деятельности выполняет строительные работы. Госконтракт с заказчиком заключен на сумму 500 тыс. руб. Денежные средства за выполненные работы перечислены заказчиком напрямую в доход бюджета минуя счет Федерального казначейства.

В учете казенного учреждения данные операции отразятся следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход, полученный от выполнения строительных работ

1 205 31 560

1 401 10 130

500 000

Поступил доход на счет бюджета минуя счет Федерального казначейства

1 210 02 130

1 205 31 660

500 000

Операции по возврату плательщикам излишне перечисленных доходов отразятся следующими проводками:

Дебет

Кредит

Начислена сумма возврата плательщикам излишне полученных доходов

1 401 10 xxx

1 205 xx 660

Перечислена сумма возврата доходов бюджета плательщикам

1 205 xx 560

1 210 02 xxx

Доходы, требующие уточнения органами Федерального казначейства, учитываются следующим образом:

Дебет

Кредит

Начислена сумма доходов, требующая уточнения органами Федерального казначейства (администраторами невыясненных поступлений)

1 210 02 180

1 205 81 660

Отражена сумма доходов после ее уточнения органами Федерального казначейства (администраторами невыясненных поступлений)

1 205 81 560

1 210 02 180

Перечисление администрируемых доходов в другие бюджеты бюджетной системы РФ отразится в учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Отражена администратором сумма распределяемых доходов текущего отчетного периода, перечисленных органом Федерального казначейства в другие бюджеты бюджетной системы РФ

1 401 10 xxx

1 210 02 xxx

Отражено финансовым органом как администратором доходов поступление в бюджет распределенных доходов, администрирование которых осуществляется соответствующим администратором доходов иного бюджета (с указанием в первых трех разрядах номера счета кода соответствующего главного администратора доходов бюджета)

1 210 02 xxx

1 401 10 xxx

Для учета администратором доходов расчетов с органом Федерального казначейства по средствам бюджета, находящимся на отчетную дату на счете органа Федерального казначейства для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ и подлежащим зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, предназначен счет 1 210 04 000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет» (п. 232 Инструкции N 157н). Данные средства учитываются администратором доходов на основании предоставляемой органом Федерального казначейства справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468), а именно сумм, указанных в графе 25 (п. 94 Инструкции N 162н).

Обратите внимание! По завершении финансового года показатели соответствующих счетов аналитического учета счета 1 210 04 000 должны быть нулевыми (п. 94 Инструкции N 162н).

Доходы, находящиеся на отчетную дату на счете органа Федерального казначейства и подлежащие зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, необходимо учитывать следующим образом:

Дебет

Кредит

Отражена сумма доходов, поступивших на счет органа Федерального казначейства в текущем отчетном периоде и подлежащих зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде

1 210 04 xxx

1 210 02 xxx

Зачислена в текущем периоде в доход бюджета сумма доходов, поступивших к распределению на счет органа Федерального казначейства в предыдущем отчетном периоде

1 210 02 xxx

1 210 04 xxx

Внутриведомственные расчеты между администраторами доходов бюджета. Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, предназначен счет 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 262 Инструкции N 157н).

Аналитический учет по указанному счету ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе бюджетов и соответственно зачисляемых видов платежей (п. 264 Инструкции N 157н).

Бухгалтерские записи по учету расчетов между администраторами доходов бюджета, наделенными отдельными полномочиями по администрированию доходов бюджета, будут следующими:

Дебет

Кредит

Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета

1 303 05 830

1 205 xx 730

Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета

1 210 02 xxx

1 303 05 730

Отражены суммы расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленных извещениями (ф. 0504805)

1 304 04 xxx

1 303 05 830

1 303 05 730

1 304 04 xxx

Пример 2. Казенное учреждение реализовало специализированной организации металлолом. Доходы, полученные от реализации металлолома, в размере 2000 руб. поступили напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение наделено отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет. Полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет закреплены за органом государственной власти.

Данные операции необходимо отразить следующими проводками:

Вопрос аудитору

Казенное учреждение (бюджет субъекта РФ) является администратором доходов. На лицевой счет поступают административные штрафы, вынесенные мировыми судьями. Далее в соответствии с п. 4 ст. 46 БК РФ суммы штрафов подлежат зачислению 50% в субъект РФ, 50% — в бюджет муниципального образования по месту нахождения мирового судьи. На лицевой счет казенного учреждения поступает вся сумма штрафов (дебет счета 1 210 02 145 кредит счета 1 205 45 660). УФК само распределяет суммы в субъект РФ и в бюджет муниципального образования.

Какими проводками отразить уменьшение доходов от штрафов, т.к. в бюджет субъекта РФ распределено только 50%? В отчете (ф. 0503127) необходимо заполнять утвержденные бюджетные назначения по доходам. Каким образом это сделать, чтобы в форму попадали только цифры, которые относятся к бюджету субъекта РФ?

Суммы распределяемых доходов текущего отчетного периода, перечисленных органом казначейства в другие бюджеты, отражаются администратором доходов бюджета по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 401 10 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 210 02. Это установлено п. 91 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н).

Таким образом, в бюджетном учете администратора доходов бюджета субъекта РФ распределение доходов от административных штрафов между бюджетами отражается записями:

Дебет КДБ 1 205 45 560 Кредит КДБ 1 401 10 145 — начислены доходы от административных штрафов в полном размере (п. 78 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ 1 210 02 145 Кредит КДБ 1 205 45 660 — поступили доходы от административных штрафов на лицевой счет администратора доходов (п. 91 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ 1 401 10 145 Кредит КДБ 1 210 02 145 — отражены администратором доходов бюджета субъекта РФ суммы распределяемых доходов текущего отчетного периода, перечисленные органом казначейства в бюджет муниципального образования (п. 91 Инструкции № 162н).

Поступление распределенных доходов на единый счет бюджета иного уровня (в рассматриваемой ситуации — в бюджет муниципального образования) в бюджетном учете администратора доходов бюджета не отражается.

Поступление в бюджет распределенных доходов, которые администрирует учреждение иного бюджета (в рассматриваемой ситуации администратор бюджета субъекта РФ), отражается финансовым органом бюджета иного уровня как администратором доходов (п. 91 Инструкции № 162н). Правила присвоения кодов классификации доходов бюджетов от административных штрафов, установленных КоАП РФ, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, приведены в п. 8.5 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н.

Если на дату составления бюджетной отчетности, в т.ч. отчета (ф. 0503127), суммы, поступившие на лицевой счет администратора доходов, не распределены в другие бюджеты, они отражаются по дебету счета 1 210 04 145 и кредиту счета 1 210 02 145 (п. 94 Инструкции № 162н). Разъяснения даны в письме Минфина России от 05.07.2012 № 02-06-07/2561. Соответственно, на каждую отчетную дату объем доходов на счете 210 02 равен сумме дохода бюджета субъекта РФ без учета доходов иных бюджетов.

Особенности составления и представления бюджетной отчетности администраторами поступлений в бюджеты установлены инструкцией, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее — Инструкция № 191н). Согласно п. 273 Инструкции № 191н администратор доходов формирует бюджетную отчетность по операциям администрирования поступлений в бюджет в объеме форм месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, установленных для получателя бюджетных средств, и представляет ее главному администратору доходов бюджетов.

В графе 4 разд. «Доходы бюджета» отчета (ф. 0503127) отражаются годовые объемы плановых показателей по доходам, утвержденных законом (решением) о бюджете на текущий (отчетный) финансовый год (п. 55 Инструкции № 191н). В эту графу включаются прогнозные назначения по доходам бюджета субъекта РФ. Плановые показатели по доходам других бюджетов казенное учреждение субъекта РФ не формирует.

В соответствии с п. 60 Инструкции № 191н данные по счетам аналитического учета счета 1 210 02 000 служат основанием для отражения показателей в графе 5 раздела «Доходы бюджета» отчета (ф. 0503127). При этом на каждую отчетную дату на счете 1 210 02 145 будут данные о поступлениях, которые относятся к доходам бюджета субъекта РФ.

Таким образом, в отчет (ф. 0503127) по состоянию на каждую отчетную дату должны быть включены показатели плановых и фактических поступлений доходов, которые относятся к доходам бюджета субъекта РФ. Специальных способов отражения в программе не требуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *