346 13 НК РФ

2.2. Кто не вправе применять УСН

Однако воспользоваться правом на применение упрощенной системы налогообложения могут воспользоваться не все, даже при условии выполнения необходимых требований закона.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1. Организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Согласно статьи 55 Гражданского Кодекса РФ:

1) Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2) Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3) Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

2. Банки.

Под банками понимаются:

а) Собственно коммерческие банки – это кредитные организации, которые имеют исполнительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (в соответствии со статьями 1, 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля 2006 г.)).

б) Другие (небанковские) кредитные организации – это юридические лица, имеющие право осуществлять только отдельные банковские операции, предусмотренные Законом о банках, уставами юридических лиц и лицензией, выданной Банком России. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России (в соответствии со статьями 1, 5, 13, 15 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля 2006 г.)).

3. Страховщики.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г., 21 июня, 20 июля 2004 г., 7 марта, 18, 21 июля 2005 г.) п.1 статьи 6 определяет понятие страховщик.

Страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.

4. Негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственный пенсионный фонд (далее – фонд) (согласно Статьи 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изменениями от 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16 октября 2006 г.)) – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

– деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

– деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

– деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

5. Инвестиционные фонды.

Деятельность инвестиционных фондов регулируется Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (с изменениями от 29 июня 2004 г., 15 апреля 2006 г.). В соответствии с п. 2 статьи 1 настоящего Федерального закона инвестиционный фонд – находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

В рамках данного закона инвестиционные фонды подразделяют на два вида:

1) Акционерный инвестиционный фонд– открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд».

Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд» в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).

2) Паевой инвестиционный фонд – обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Паевой инвестиционный фонд должен иметь название (индивидуальное обозначение), идентифицирующее его по отношению к иным паевым инвестиционным фондам.

Ни одно лицо, за исключением управляющей компании паевого инвестиционного фонда, не вправе привлекать денежные средства и иное имущество, используя слова «паевой инвестиционный фонд» в любом сочетании.

6. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г.), а именно:

– Брокерская деятельность.

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

– Дилерская деятельность.

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

– Деятельность по управлению ценными бумагами.

Под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

– ценными бумагами;

– денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

– денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

– Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг).

Клиринговая деятельность – деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

– Депозитарная деятельность.

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

– Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

– Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

7. Ломбарды.

8. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров , а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

– лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

– препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

– парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно;

– подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;

– товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

– парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

Для целей настоящей статьи бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 °C при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом.

Игорный бизнес (согласно ст. 364 НК РФ) – предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Налогом на игорный бизнес облагаются игровые автоматы – специализированное оборудование, используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. В соответствии с Письмом МНС России от 12.03.2004 N 22-1-14/413 «О налоге на игорный бизнес» игровые автоматы с мягкими игрушками подпадают по действие главы 29 НК РФ, а следовательно организации применяющие такое оборудование не вправе применять УСНО.

10. Частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований (с 01 января 2006 г. согласно Письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 ноября 2006 г. N 03-11-04/2/240).

В соответствии с Основами законодательства Российской федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня, 29 декабря 2006 г.) нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Согласно п. 2 статьи 11 Налогового Кодекса РФ частные нотариусы являются индивидуальными предпринимателями, самостоятельно уплачивают все установленные действующим законодательством налоги.

11. Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.) соглашение о разделе продукции (далее – соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

При выполнении соглашения о разделе продукции применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах (Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

12. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии п. 3 статьи 346.12 Налогового Кодекса РФ данные организации и индивидуальные предприниматели не могут применять упрощенную систему налогообложения.

Порядок налогообложения таких фирм регулируется Главой 26.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) НК РФ.

Перейти на уплату ЕСХН могут только организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными производителями.

В соответствии с п. 1 статьи 346.2 Налогового Кодекса РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %.

13. Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

В соответствии с Постановление N А42-3067/2006-29 от 25.09.2006 г. ФАС Северо-Западного округа данное ограничение не распространяется на организации, учрежденные государственными органами, в частности, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, поскольку они не подпадают под понятия «организация» и «юридическое лицо».

14. Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Средняя численность работников определяется Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (с изменениями от 30 ноября 2005 г.).

15. Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налог на прибыль организаций Налогового Кодекса РФ.

При этом применяется Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (с изменениями от 18 мая 2002 г., 12 декабря 2005 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г.) и Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н) (с изменениями от 18 сентября 2006 г.).

16. Бюджетные учреждения.

В соответствии с п. 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г.) бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономных учреждений, в целях Бюджетного Кодекса РФ признаются бюджетными учреждениями.

17. Иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица – головной организации (согласно ст. 21 Федерального законf от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г.)).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Упрощённая система налогообложения является особой системой является особым режимом налогообложения, право пользования которым предоставлено не всем предпринимателям. В статье расскажем про право на применение УСН, поможем определиться руководителям бизнеса в возможности применения УСН в своей деятельности.

Кто имеет право применять УСН

Все вопросы, касающиеся упрощённой системы налогообложения, регулируются главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Упрощённая система налогообложения предполагает освобождение налогоплательщика от ряда налоговых выплат:

Налоги, от которых освобождены налогоплательщики УСН Пояснение
Юридические лица
Налог на прибыль Исключение:

  • лица, контролирующие иностранные компании (п.1.6 ст.284 НК РФ);
  • доходы в виде дивидендов (п.3 ст.284 НК РФ);
  • операции с некоторыми видами долговых обязательств (п.4 ст.284 НК РФ)
Налог на имущество Исключение: объекты недвижимости, налоговая база которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости
НДС Исключение:

  • импорт товаров;
  • осуществление операций в рамках договора простого товарищества, инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом, концессионного соглашения (ст.174.1 НК РФ)
Физические лица (ИП)
НДФЛ Исключение:

  • доходы в виде дивидендов (п.3 ст.284 НК РФ);
  • стоимость выигрышей, призов в части, превышающей 4000 рублей;
  • проценты от доходов по вкладам в банках на территории РФ;
  • экономия на процентах при получении заёмных средств в части, превышающей сумму процентов исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (в рублях) и 9% над суммой процентов (в валюте);
  • доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием;
  • доходы от использования денежных средств в потребительских кооперативах.
Налог на имущество физических лиц В отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

Исключение: объекты недвижимости, налоговая база которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости

НДС Исключение: импорт товаров;

осуществление операций в рамках договора простого товарищества, инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом, концессионного соглашения (ст.174.1 НК РФ)

Кто имеет право перейти на УСН

В соответствие с п.2 ст.346.12 НК РФ налогоплательщики имеют право переходить на упрощённую систему налогообложения лишь в том случае, если за 9 месяцев того года, когда организация подаёт заявление о переходе на УСН, доходы не превысили 112,5 млн.рублей. Для того, чтобы перейти на УСН – предпринимателям текущего года необходимо письменно уведомить налоговые органы в срок до 31 декабря. Читайте также статью: → «Переход на УСН или перевод предприятия на «упрощенку».

В уведомлении указывается:

  • выбранный объект налогообложения;
  • остаточная стоимость основных средств;
  • размер доходов на 01 октября текущего года.

Необходимо заметить, что предприниматель подаёт не заявление, а уведомление в налоговый орган, т.е. он самостоятельно берёт на себя всю ответственность за принятое решение.

Подавать уведомление можно, начиная с 01 октября и вплоть до 31 декабря, но применять УСН можно начинать лишь с 01 января следующего года. Вновь созданные организации, желающие применять УСН, обязаны уведомить налоговые органы в 30-дневный срок с даты регистрации.

Пример 1. Индивидуальный предприниматель Доходный Д.Д. получил свидетельство о постановке на учёт в качестве налогоплательщика 10.03.2017 г. Уведомить налоговые органы о переходе на УСН ему придётся не позднее 07.04.2017 г. Налоговые органы, в свою очередь, никаких уведомлений о применении организацией или предпринимателем УСН не предоставляет.

В случае необходимости подтверждения принятого решения о переходе на «упрощёнку» лучше запросить информационной письмо, которое в обязательном порядке будет предоставлено ФНС. Перейти с упрощённой системы налогообложения на другую возможно лишь по окончании налогового периода. Таким образом, предпринимателю прежде, чем уведомлять налоговые органы о переходе на УСН, необходимо принять взвешенное решение.

Кто не имеет права применять УСН

Упрощённую систему налогообложения не имеют права применять следующие организации (индивидуальные предприниматели) (ст.346.12 НК РФ):

  • организации с филиалами;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации, ведущие деятельность по добыче и реализации полезных ископаемых;
  • организации, ведущие деятельность по производству подакцизных товаров;
  • организации, ведущие деятельность по проведению азартных игр;
  • нотариусы и адвокаты, ведущие частную деятельность;
  • организации, перешедшие на сельскохозяйственный налог;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%;
  • организации с количеством работников более 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 150 млн. рублей;
  • казённые и бюджетные учреждения;
  • организации, не уведомившие налоговые органы о переходе УСН в срок до 31 декабря или не позднее 30 календарных дней после постановки на налоговый учёт для вновь созданных организаций;
  • микрофинансовые организации;
  • частные агентства занятости населения.

Когда можно утратить право на применение УСН

Право применения УСН могут утратить предприниматели в случаях, если:

  • по истечение налогового периода доходы превысили 150 млн.рублей;
  • средняя численность сотрудников превысила 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств составила более 150 млн.рублей.

Об утрате права применения УСН налогоплательщик обязан уведомить налоговые органы в течение 15 дней после завершения отчётного периода (первый квартал, полугодие, девять месяцев), т.е. сообщить необходимо в срок:

  • до 15 апреля;
  • до 15 июля;
  • до 15 октября.

Декларацию в данном случае необходимо предоставить не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом, т.е.:

  • до 25 апреля;
  • до 25 июля;
  • до 25 октября.

В случае, если организация, работающая на УСН, прекратила своё существование – необходимо подать декларацию в налоговые органы в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем окончания деятельности. В тот же период необходимо произвести уплату налога. Читайте также статью: → «Сроки сдачи декларации по УСН в 2017 году».

Пример 2. ООО «АБВ», ведущее деятельность, подлежащую УСН, прекратило своё существование 18 марта 2017 г. Сдать декларацию в налоговый орган и произвести уплату налога необходимо в срок до 25 апреля 2017 года.

Кто и на каких условиях может применять УСН

Налогоплательщик имеет право применять УСН при условии, что соблюдаются следующие требования:

  • не нарушаются правила применения УСН, указанные в ст.346.12 в отношении видов деятельности организации (перечень указан в разделе «Кто не имеет права применять УСН?» данной статьи);
  • доля участия сторонних организаций не превышает 25%
  • средняя численность сотрудников не более 100 человек в год;
  • остаточная стоимость основных средств на 01.01.2017 г. не превышает 150 млн.рублей;
  • сумма доходов не превышает 150 млн.рублей за 9 месяцев от начала налогового периода.

Пример 3. ООО «АБВ» в отчётном периоде за первый квартал 2017 года указывает доход, равный 152 млн.рублей. Таким образом, ООО «АБВ» обязано со 2 квартала начать вести свою деятельность в соответствии с общей системой налогообложения. Если ООО «АБВ» добровольно не изъявит желание сменить систему налогообложения – его в принудительном порядке обяжут работать в соответствии с общей системой налогообложения.

Критерии упрощённой системы налогообложения

Для того, чтобы принять решение о переходе на упрощённую систему налогообложения – предпринимателю необходимо очень чётко понимать критерии УСН:

Критерий Описание
Объект налогообложения
  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов
Налоговый период календарный год
Отчётные периоды
  • первый квартал
  • полугодие
  • девять месяцев
Налоговые ставки
  • объект налогообложения «доходы»: 6%
  • объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»: 15%

Сроки сдачи отчётности и уплаты налога при УСН

Расчёт налога при УСН производится нарастающим числом от предыдущего и учитывается в авансовых платежах, итоговый платёж будет исчислен в налоговой декларации. Сроки уплаты авансовых платежей не зависят от статуса налогоплательщика (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель):

Налоговый период Срок платежа
Первый квартал до 25 апреля
Полугодие до 25 июля
Девять месяцев до 25 октября

Срок сдачи налоговой декларации за налоговый период и уплаты окончательно исчисленного налога зависит от статуса налогоплательщика:

Налогоплательщик Срок сдачи декларации и уплаты налога
Индивидуальный предприниматель До 30 апреля
Юридическое лицо До 31 марта

Налоговая декларация подаётся после окончания налогового периода, т.е. в следующем календарном году.

В случае нарушения сроков сдачи налоговой декларации и уплаты УСН-налога или нарушении сроков внесения авансовых платежей налоговым законодательством предусмотрены штрафы и пени для нерадивых налогоплательщиков. Читайте также статью: → «Пример заполнения декларации по УСН в 2020».

Список законодательных актов регулирующих право

Список законодательных актов:

Нормативный акт Область регулирования
Глава 26.2 Налогового Кодекса РФ Упрощённая система налогообложения
Приказ ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощённой системы налогообложения» Форма уведомления

Рубрика «Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Наша организация является довольно крупной в области по количеству рабочих мест. Мы соответствуем все критериям, позволяющим применять УСН, но в 1 квартале средняя численность сотрудников составила 60 человек, во 2 квартале 80 человек, в 3 квартале 110 человек. Означает ли это то, что мы должны переходить на общий режим налогообложения с 4 квартала?

Для упрощённой системы налогообложения отчётные периоды следующие: первый квартал, полугодие, девять месяцев. В соответствии с данными периодами Вам необходимо определить среднюю численность работников за девять месяцев, что составит (60 + 80 + 110) / 3 = 83 человека. Таким образом, средняя численность работников за девять месяцев составила 83 человека, что позволяет Вам продолжить работу на УСН.

Вопрос №2. Мы планируем переход на УСН, но смущает один факт – влияет ли стоимость скамеек, газонов, т.е. объектов внешнего благоустройства на ограничение стоимости основных средств?

Объекты внешнего благоустройства в бухгалтерском учёте принимаются на баланс организации в качестве основных средств, но амортизации в налоговом учёте они не подлежат. В связи с этим при проведении расчёта стоимости основных средств с целью перехода на УСН объекты внешнего благоустройства не учитываются.

Вопрос №3. Должны ли мы при подсчёте средней численности сотрудников учитывать внешних совместителей?

При подсчёте средней численности сотрудников Вы обязаны не только учитывать внешних совместителей, а ещё и работников, с которыми у Вашей организации заключены договоры гражданско-правового характера на период выполнения работ. Таким образом, средняя численность сотрудников организации будет состоять из количества:

  • штатных сотрудников;
  • внешних совместителей;
  • сотрудников, принятых на период выполнения определённого вида работ.

1. Признаются ли доходами при упрощенной системе налогообложения взносы учредителей в уставный капитал?

2.Предприятие на упрощенке. Привлекли заемные средства у физических лиц. Являются ли они доходами?

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером), а в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 Кодекса — доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

Исходя из этого, взносы учредителей в уставный капитал организации и привлеченные заемные средства физических лиц не учитываются организациями при исчислении налогооблагаемой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

А.Н. Мельниченко,

государственный советник налоговой службы РФ 1 ранга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *