46 счет

Счёт 46 бухгалтерского учета — это активный счет «Выполненные этапы по незавершённым работам», предоставляет информацию о законченных, согласно условиям заключённого договора, «самостоятельных» этапах работ для возможности их калькуляции организацией.

Счет 46 в бухгалтерском учете

По дебету счёта 46 «Выполненные этапы по незавершённым работам» учитывают стоимость законченных этапов работ (по установленному порядку), оплаченную заказчиком, а по кредиту – денежные средства, поступившие на счёт организации от данного заказчика:

Аналитический учёт по счёту 46 ведётся организацией по видам работ.

Проводки по 46 счету «Выполненные этапы по незавершённым работам»

Основные проводки по 46 счёту представлены в таблице:

Счёт Дт Счёт Кт Описание проводки Документ-основание
46 90 Отражается стоимость завершённого этапа работ Выписка банка по р/счёту, Акт приёма выполненных работ и оказанных услуг
62 46 Списание стоимости этапов работ, оплаченных заказчиком (после окончания всей работы в целом) Бухгалтерская справка
62 46 Погашение стоимости полностью завершённых работ, за счёт полученных авансов от заказчика. Банковская выписка

Проводки по 46 счету на примере договора строительного подряда

Допустим, СК «Вернекс», согласно договору строительного подряда, где цена работ 250 000руб., является подрядчиком.

Условия:

  • расходы на строительство – 180 000руб.;
  • период – с декабря 2016 по январь 2017 гг.;
  • аванс (до начала работ) – 110 000 руб.

По итогу декабря 2016 года:

  • выполнено — 75 % от общего объёма работ по договору;
  • понесены расходы – 130 000 руб.

Проводки по 46 счету в строительстве: долгосрочный договор строительного подряда:

Счёт Дт Счёт Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
51 62 110 000 Отражён полученный аванс от заказчика работ Банковская выписка
62 68 НДС 18 780 Начислен НДС с аванса Счёт-фактура
46 субсчёт «Непредъявленная к оплате выручка» 90.01 187 500 Отражение стоимости выполненных работ «по мере готовности» (выручка за декабрь 2016 г.) Выписка банка по р/счёту, Акт приёма выполненных работ и оказанных услуг
90.03 76.Н.1 28 602 Отражена сумма НДС, не предъявленная, по отражённой выручке Счёт-фактура
90.02 20 130 000 Списаны расходы (строительство в декабре 2016 г.) Бухгалтерская справка,

Акт об оказании производственных услуг

90.09 99 57 500 Отражён финансовый результат строительства по договору за 2016 год Бухгалтерская справка
46 субсчёт «Непредъявленная к оплате выручка» 90.01 62 500 Отражена выручка (остаток) Выписка банка по р/счёту, Акт приёма выполненных работ и оказанных услуг
90.03 76.Н.1 9 534 Отражена сумма НДС, не предъявленная, по отражённой выручке Счёт-фактура
90.02 20 50 000 Списаны расходы (строительство, остаток) Бухгалтерская справка,

Акт об оказании производственных услуг

90.09 99 12 500 Отражён финансовый результат строительства Бухгалтерская справка
62 46 субсчёт «Непредъявленная к оплате выручка» 250 000 Заказчику выставлен счёт Акт приёма выполненных работ и оказанных услуг, Счёт
76.Н.1 68 НДС 38 136 Начислен НДС Бухгалтерская справка, Акт приёма выполненных работ и оказанных услуг
68 НДС 62.04 18 780 Сумма НДС с полученного аванса зачтена Бухгалтерская справка
62.04 62 110 000 Зачтён аванс от заказчика Акт приёма выполненных работ и оказанных услуг
51 62 140 000 Оплата (остаток) по договору получена Банковская выписка

Степень завершенности договора на основании учетной политики определяется по доле выполненного объёма работ в общем объёме (по договору) на отчетную дату.

Сообщаем Вам, что Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 46 утверждена «Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля», которая вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Обращаем Ваше внимание, что сохраняется порядок регистрации сделки, определенный Указом Президента Республики Беларусь № 178 от 27 марта 2008 г. «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь № 104 от 19 февраля 2009 г.).

При проведении валютных операций клиенты представляют в банк следующие документы:
— при проведении валютной операции, связанной с осуществлением расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт:
• внешнеторговый договор и/или сведения о поступивших денежных средствах импортеру (например, при возврате импортеру денежных средств, получении страхового возмещения);
— при проведении валютной операции, связанной с осуществлением расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт:
• внешнеторговый договор и/или сведения о поступивших денежных средствах;

— при проведении валютной операции между резидентами, связанной с осуществлением платежей:
• договор (или документ, на основании которого совершается данная операция) и/или сведения о поступивших денежных средствах;

— при проведении валютной операции, связанной с получением, предоставлением и возвратом денежных средств в соответствии с договором займа или кредитным договором:
• договор займа (или кредитный договор) и/или сведения о поступивших денежных средствах.

Кроме того, в банк при необходимости представляются:
— разрешение Национального банка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, либо уведомление о валютной операции;
— разрешение Национального банка на проведение импортером авансовых платежей;
— разрешение Национального банка на проведение платежей в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь;
— разрешение Национального банка на использование иностранной валюты при проведении валютной операции между резидентами;
— документы, подтверждающие правопреемство в случае реорганизации резидента — отправителя денежных средств;
— договоры, связанные с уступкой права требования или переводом долга, или другие документы (дополнения к договору, уведомления, письма), связанные с переменой лиц в обязательстве либо содержащие указания платить третьему лицу.

Дополнительно сообщаем Вам, что представляемые в банк при проведении платежей документы (платежная инструкция) и при поступлении денежных средств документы (сведения) должны содержать следующую информацию о проводимых (поступивших) платежах по внешнеторговым операциям:

— учетный номер плательщика — экспортера (импортера);

— регистрационный номер сделки (если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством);

— предыдущий регистрационный номер сделки (в случае перерегистрации сделки);

— дату и номер внешнеторгового договора и приложения к договору;

— признак оплаты — указывается «0» при проведении (поступлении) платежа до даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту). Указывается «1» при проведении (поступлении) платежа после даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту), при возврате денежных средств или поступлении денежных средств в иных случаях, предусмотренных подпунктами 1.7 и 1.9 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178. Когда по одному платежу одновременно необходимо указать разные признаки оплаты, то в данном случае признак оплаты проставляется по каждой части данного платежа отдельно;

— код поступления товаров — указывается «2» при проведении платежа за товары, поступающие на таможенную территорию Республики Беларусь, и «3» при проведении платежа за товар, не поступающий на таможенную территорию Республики Беларусь. Когда одним платежом оплачивается частично товар, поступающий и не поступающий на таможенную территорию Республики Беларусь, код поступления товаров указывается по каждой части данного платежа отдельно;

— дату и номер разрешения Национального банка на продление срока завершения внешнеторговой операции (при поступлении денежных средств и при наличии разрешения).

Просим Вас при осуществлении платежей регистрационный номер сделки указывать в поле «Дата и номер паспорта сделки», а коды признака оплаты («0″/ «1») и поступления товаров («2″/ «3») — в поле «Детали платежа» платежного поручения.

Кроме того, напоминаем, что при поступлении на счета клиентов денежных средств соответствующий договор и «Сведения о поступлении средств по внешнеторговым операциям» представляются клиентом в банк в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления денежных средств.

Обращаем Ваше внимание, что с момента вступления в силу вышеуказанного Постановления Национального банка Республики Беларусь, представления в банк Приложения к ПС/ВО не требуется.

Актуально на: 20 октября 2017 г.

Мы рассказывали в нашей консультации о типовых бухгалтерских записях по реализации товаров и услуг. В общем случае расчеты с покупателями и заказчиками по принятым ими товарам, работам или услугам, а также по платежам с покупателями (в т.ч. авансам) ведутся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Однако организации, которые выполняют работы долгосрочного характера, начальные и конечные сроки выполнения которых относятся к разным отчетным периодам, учет принятых этапов работ могут вести иначе. Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению предусматривается возможность использовать для учета законченных этапов работ, имеющих самостоятельное значение, счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Учет на счете 46

При ведении долгосрочных строительных, научных, проектных, геологических и других видов работ организация в своей Учетной политике в целях бухгалтерского учета может предусмотреть применение счета 46 для отражения приема заказчиками отдельных этапов работ, когда поэтапная сдача работ предусмотрена договором, а даты начала и окончания всех работ приходятся на разные отчетные периоды. В этом случае стоимость законченных организацией этапов работ, которые были приняты заказчиком, отражается так (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 46 – Кредит счета 90 «Продажи»

Одновременно с признанием выручки организация списывает затраты, приходящиеся на законченные и принятые этапы работ:

Дебет счета 90 – Кредит счета 20

При этом поступающая от заказчиков оплата этапов отражается в обычном порядке на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др. – Кредит счета 62

После того, как разбитая на этапы и принятая заказчиком работа будет закончена полностью, в учете отражается списание накопленного по дебету счета 46 сальдо, в результате чего счет обнуляется:

Дебет счета 62 – Кредит счета 46

Если на момент завершения всех работ этапы были полностью оплачены, счет 62 по конкретному заказчику также закрывается.

Когда в результате окончательных расчетов выясняется, что заказчик переплатил за работы, разница подлежит возврату исполнителю проводкой:

Дебет счета 62 – Кредит счетов 51, 52

Аналитический учет на счете 46 ведется по видам работ (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *