Административная ответственность медицинских работников

Мерами административной ответственности являются админи­стратив-ные наказания. Меры административной ответственности (административные наказания) являются разновидностью мер административно-правового принуждения, применяемых к лицу, совершающему ад­министративное правонарушение.

Меры административной ответственности имеют ряд отличи­тельных признаков:

— перечень мер административной ответственности установ­лен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) и является исчерпывающим;

— назначенные и исполненные меры административной от­ветственности (административное наказание) влекут для право­нарушителя истечение срока погашения административной от­ветственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения поста­новления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП);

— меры административной ответственности (административ­ные наказания) не применяются в момент совершения администра­тивного правонарушения. Они применяются всегда после соверше­ния административного правонарушения;

— меры административной ответственности (административ­ные наказания) назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсиро­вать такой вред;

— меры административной ответственности (административ­ные наказания) назначаются уполномоченным органом (должност­ным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказатель­ства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Перечисленные КоАП меры административной ответственности взаимосвязаны и образуют единую систему административных на­казаний. Они могут быть классифицированы по различным осно­ваниям.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

— предупреждение;

— административный штраф;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

— административный арест;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

— дисквалификация;

— административное приостановление деятельности;

— обязательные работы.

В отношении медицинских работников (организаций) применяются, как правило, предупреждение и административный штраф.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП) является мерой административ­ного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) представляет собой де­нежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должно­стным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Административный штраф призван оказать воздействие на ма­териальные интересы правонарушителя. Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы адми­нистративных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. В здравоохранении чаще других имеют место административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, в частности:

Медицинским работникам важно обратить внимание на приведенные ниже статьи КоАП.

Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации.

Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения.

Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством).

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологи-ческих требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации.

Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.

Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации.

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом.

Статья 13.17. Нарушение правил распространения обязательных сообщений.

Статья 13.19. Нарушение порядка представления статистической информации.

Статья 13.20. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов.

Статья 13.25. Нарушение требований законодательства о хранении документов.

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

Статья 14.7. Обман потребителей.

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей.

Статья 14.18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Статья 14.19. Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статья 15.33. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов.

Статья 15.34. Сокрытие страхового случая.

Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод.

Статья 19.1. Самоуправство.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации).

Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

Статья 19.23. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт.

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности.

Отдельные статьи КоАП заслуживают детального рассмотрения с примерами из конкретной судебной практики.

В ст. 6.3 КоАП определено, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проверкой, в районной больнице установлено, что медицинской сестрой Д. допущены нарушения санитарных правил СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации», СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», а именно при постановке АКДС-вакцины, была нарушена техника введения: в соответствии с инструкцией по применению препарата АКДС-вакцина вводится в передне — наружную поверхность бедра, однако инъекция была введена в верхний наружный квадрант ягодицы, что является нарушением п.3.6 МУ 3.3.1889-04 «Порядок проведения профилактических прививок», п.3.37 СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации»; при проведении прививок стерильный материал (ватные шарики) берётся нестерильным пинцетом (пинцет хранится в 3% перекиси водорода, не стерилизуется), что является нарушением п. 3.37 СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации»; нарушение дезинфекционного режима в прививочном кабинете — нет учета поступления дезинфицирующих средств, нет расчета потребности дезинфицирующих средств для обеспечения отходов класса Б, нарушение дезинфекционного режима подтверждается результатами лабораторных исследований — обнаружен St. Aureus, на полке холодильника, что является нарушением требований ст. 11, п.1 ст. 29, ст. 35 ФЗ № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающие административную ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ.

Таким образом, медицинская сестра детской консультации ЦРБ Д., как должностное лицо, совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ.

Судья признал медицинскую сестру Д. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и подверг её административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

В силу ч. 1 ст. 6.8 КоАП Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение (ч. 2 ст. 6.8).

Заместителем начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении должностного лица – Г., работающей медицинской сестрой, диетической в центральной городской больнице, был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.6 КоАП РФ, в виду нарушения требований ст. 17 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 9.1 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», выявленных при рассмотрении материалов (журнала контроля за качеством готовой пищи – бракеражного журнала пищеблока) полученных в ходе административного расследования, проведённого на основании определения о возбуждении дела в связи с жалобой на некачественную пищу (печень) во время обеда в эндокринологическом отделении, полученным из пищеблока центральной городской больнице, где готовится пища для всех стационарных больных.

Суд признал Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ и назначил ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Согласно ч. 1 ст. 19.20 Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Начальником отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения Управления Росздравнадзора составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

В ходе проведения проверки установлено осуществление безлицензионной медицинской деятельности в разделе доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии; амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по педиатрии. В штатном расписании присутствуют ставки медицинской сестры, врача-педиатра, отработанное время учитывается в табеле учета рабочего времени. Разработаны должностные инструкции на медицинскую сестру и врача.

Медицинские сестры и врачи-педиатры социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних фактически исполняют свои должностные обязанности, что подтверждается табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, должностными инструкциями указанных специалистов, а также амбулаторными журналами учета приема детей в филиалах.

Суд признал социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного предупреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Во время выездной плановой проверки психиатрической больницы выявлено осуществление деятельности в отсутствие у врача-психиатра Д. первичной специализации по психиатрии ( интернатуры или ординатуры по психиатрии ), отсутствие у медицинской сестры Ш. сертификата по специальности сестринское дело, отсутствие у заместителя главного врача по медицинской части К. сертификата и первичной специализации по специальности организация здравоохранения и общественного здоровья, не переоформление свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления здания на изменившееся название учреждения, отсутствие регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику.

Суд признал психиатрическую больницу виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 (сто тысяч) рублей.

Следует обратить внимание на то, что в примерах из судебной практики признания виновными по ст.ст. 6.3 и 6.6. КоАП медицинские сестры упоминаются в качестве должностных лиц.

В ст. 2.4 КоАП закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. Согласно данной статье административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к ст. 2.4 КоАП изложено определение должностного лица, которое в своей основе совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ. Вместе с тем КоАП более широко определяет круг должностных лиц, ими, в частности, могут признаваться даже лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, которые несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП не установлено иное.

Законы РФ, регламентирующие медицинскую деятельность в России, в т.ч. на возмездной основе.
Конституция Российской Федерации.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
*Т.е. государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер по охране здоровья.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
(Основной Закон в сфере здравоохранения). Текст ФЗ № 323 можно посмотреть или скачать в формате .doc
Статья 2, подпункт 3 Федерального закона дает определение понятию «медицинская помощь».
Под медицинской помощью подразумевается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинские услуги — это медицинское вмешательство или комплекс медицинскихских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (*статья 2 подпункт 4).
Статья 37 : медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с **порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе **стандартов медицинской помощи.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Статья 15. Возмещение убытков. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статья 151. Компенсация морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Статья 109 Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
Статья 118. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
Статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.
Статья 121. Заражение венерической болезнью.
Статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией.
Статья 123. Незаконное производство аборта.
Статья 124 Неоказание помощи больному.
Статья 125. Оставление в опасности.
Статья 293. Халатность… если это повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
Статья 236. Нарушение санитарно — эпидемиологических правил.
Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.
Закон Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» ;
Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Федеральный закон от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие медицинскую, в т.ч. возмездную деятельность.
Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указаной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» )».
Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. N 1152 «Об утверждении положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности».
Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2012 г. N 970 «Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий».
Постановление Правительства РФ от 07.12.2019 N 1610
«О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год
и на плановый период 2021 и 2022 годов» можно скачать по данной ссылке (формат файла .pdf)
Приказы Министерства здравоохранения РФ
Приказы Министерства здравоохранения РФ о **Порядках оказания медицинской помощи по профилям заболеваний.
Приказы Министерства здравоохранения РФ о **Стандартах оказания медицинской помощи по профилям заболеваний.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 г. № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях”.
___________
символом -*- отмечены мои (Белов А.Б.) примечания.
** Порядки оказания медицинской помощи и стандарты отдельных видов медицинской помощи выступают основой программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи и обязательны к исполнению всеми медицинскими организациями независимо от формы собственности и территориального размещения. Правове понятие Порядков и Стандартов я попытался изложить в данной статье сайта.

В сфере здравоохранения могут осуществляться различные виды контроля и надзора.

Согласно ст. 85 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон РФ № 323-ФЗ) контроль в сфере охраны здоровья включает в себя:

1) контроль качества и безопасности медицинской деятельности;

2) государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств;

3) государственный контроль при обращении медицинских изделий;

4) государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья. В соответствии с ч. 1 ст. 86 Федерального закона № 323-ФЗ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны здоровья (далее — органы государственного контроля):

1) выдают обязательные для исполнения предписания в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств;

2) привлекают к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств медицинские организации и фармацевтические организации и их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

3) составляют протоколы об административных правонарушениях в сфере охраны здоровья, обращения лекарственных средств, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений;

4) направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

5) обращаются в суд с исками, заявлениями о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств;

6) участвуют в рассмотрении судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств;

7) размещают на официальном сайте в сети «Интернет» решения и предписания, принятые в процессе осуществления государственного контроля в сфере охраны здоровья и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.

На основании ч. 2 ст. 86 Федерального закона № 323-ФЗ при рассмотрении заявлений о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств и проведении проверки работники органа государственного контроля при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя органа государственного контроля, его заместителя о проведении проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств имеют право:

1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления контроля в установленной сфере деятельности;

2) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции органа государственного контроля;

3) давать юридическим лицам и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции органа государственного контроля;

4) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в сфере охраны здоровья научные и иные организации, ученых и специалистов;

5) беспрепятственно получать доступ на территорию проверяемых органов или организаций либо в используемые указанными органами или организациями при осуществлении своей деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым ими оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым грузам;

6) изымать образцы производимых товаров в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

7) снимать копии с документов, необходимых для проведения государственного контроля в сфере охраны здоровья, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

8) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности. В ч. 1 ст. 87 Федерального закона № 323-ФЗ определено, что контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:

1) государственный контроль;

2) ведомственный контроль;

3) внутренний контроль.

В силу ч. 2 ст. 87 Федерального закона № 323-ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;

2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций;

3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;

4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;

5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.

В ч. 1 ст. 88 Федерального закона № 323-ФЗ определено, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями.

Государственный контроль. В ч. 2 ст. 88 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

1) проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;

2) осуществления лицензирования медицинской деятельности;

3) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

4) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;

5) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);

6) проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

7) проведения проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами и организациями, указанными в части 1 статьи 89 и в статье 90 настоящего Федерального закона.

В ч. 3 ст. 88 Федерального закона № 323-ФЗ указано, что порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ведомственный контроль. В ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 323-ФЗ отмечено, что федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций посредством осуществления полномочий, предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 части 2 статьи 88 настоящего Федерального закона.

В ч. 2 ст. 89 Федерального закона № 323-ФЗ изложено, что порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Внутренний контроль. В ст. 90 Федерального закона № 323-ФЗ сформулировано, что органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Необходимо обратить внимание на отдельные положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ определено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

2) федеральный государственный контроль (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом;

3) региональный государственный контроль (надзор) — деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;

4) муниципальный контроль — деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации;

5) мероприятие по контролю — действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;

6) проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

7) эксперты, экспертные организации — граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю;

8) уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности — документ, который представляется зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти и посредством которого такое юридическое лицо, такой индивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям.

В ст. 3 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения

Деятельность аптечных организаций относится к предпринимательской деятельности. В связи с этим большинство правонарушений, которые совершаются при осуществлении этой деятельности, предусмотрены главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), которая называется «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций». Ответственность за эти правонарушения предусмотрена 30 статьями.

Основными правонарушениями, которые могут быть совершены в аптечных организациях, являются нарушения законодательства о лицензировании.

Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, содержится в Постановлении Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 15.04.2013) «О лицензировании фармацевтической деятельности». В настоящее время для сотрудников аптечных организаций этот нормативный документ является одним из основных.

В первую очередь следует отметить такие правонарушения как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица и осуществление предпринимательской деятельности без лицензии (ч. 1 и 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Ответственность за нарушение лицензионных условий при осуществлении фармацевтической деятельности предусмотрена частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)».

Рассмотрим эти нарушения более подробно:

а) отсутствие у аптечной организации принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности, и установленных к ним требованиям;

б) несоблюдение организациями оптовой торговли лекарственными средствами требований статьи 53 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «Об обращении лекарственных средств» и правил оптовой торговли ЛС, которые содержатся в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 N 1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19698)

в) несоблюдение аптечной организацией, осуществляющей розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «Об обращении лекарственных средств».

За указанные нарушения лицензионных условий к административной ответственности привлекаются следующие лица:

· граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

· должностные лица, то есть заведующие аптекой либо иные ответственные лица, назначенные учредителями в соответствии с должностью, которая указана в уставе организации;

· юридические лица.

Рассмотрим некоторые административные штрафы, предусмотренные КоАП РФ за нарушение лицензионных требований.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей. Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Также ответственность предусмотрена частями 3 и 4 статьи 14.1. Так, в соответствии с частью 3 за нарушение лицензионных условий судья может наложить административный штраф в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 14.2, незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Таким образом, основными административными правонарушениями являются нарушения законодательства о лицензировании и нарушения лицензионных требований и условий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *