Аффилированность по 44 ФЗ

Добрый день! Вопрос конечно очень спорный, но если исходить из буквы закона, то таких ограничений согласно 44-ФЗ нет, если это 2 самостоятельных юридических лица:

4) участник закупки — любое юридическое лицо
независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности,
места нахождения и места происхождения капитала, за исключением
юридического лица, местом регистрации которого является государство или
территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и
территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и
(или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при
проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических
лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе
зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
Статья 31. Требования к участникам закупки
1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1)соответствие требованиям, установленным в соответствии с
законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку
товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3)непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и
отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки —
юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным
(банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5)отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам,
задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7)отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя,
членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера

юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере
экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или
снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц
наказания в виде лишения права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой
товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом
осуществляемой закупки, и административного наказания в виде
дисквалификации;
8)обладание участником закупки исключительными правами на результаты
интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта
заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев
заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства,
исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9)отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов,
под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член
комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы
заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами,
являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором,
управляющим, президентом и другими), членами коллегиального
исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем
(директором, генеральным директором) учреждения или унитарного
предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников
закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в
качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо
являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и
нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками),
полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре
недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об
участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах
коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции
единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического
лица.
2.Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам
закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых
осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием,
двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием,
закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
2.1.Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные
требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту
услуг, а также консультационных услуг.
3. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1
настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок
заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
7. Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении
отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным
в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
8.1. Оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.
8.2. Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок, с которым заключается контракт, требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при заключении контракта.
9.Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика
(подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с
победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или
комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не
соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1
(при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил
недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным
требованиям.
10. При осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9
настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в
определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения
контракта с победителем определения поставщика (подрядчика,
исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если
заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
2)предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных
препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения
предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки
отказывается.
11.В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем
определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям,
предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить
контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также
реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в
течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком
данному победителю.
12.Решение об отстранении участника закупки от участия в определении
поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с
победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть
обжалованы таким участником или таким победителем в установленном
настоящим Федеральным законом порядке.

Однако исходя из смысла закона, данную ситуацию, в теории, можно приравнять к ситуации с подачей двух заявок одной компанией, т.к. ЮЛ аффилированны, а это нарушает принцип обеспечения конкуренции, т.к. заявка не может быть отклонена из-за того, что это два самостоятельных ЮЛ.

Часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.

Отмечаем, что согласно части 6 статьи 39 Закона N 44-ФЗ членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.

На основании вышеизложенного требования, установленные Законом N 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки участвовать в закупке заказчика, учредителя таких участников закупки.

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная образом обстоит ситуация при осуществлении закупки по Закону N 223-ФЗ у аффилированных с заказчиком участников закупки. Закон N 223-ФЗ в силу своих диспозитивных особенностей не запрещает заказчику осуществлять такие закупки.

При этом злоупотребление закупкой у аффилированных лиц может повлечь нарушение норм Закона N 135-ФЗ.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720

Начальная максимальная цена контракта: жалоба по 44-ФЗ

Галина Короткевич, Партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Проведение торгов подчиняется определенным условиям. Существуют требования к кандидатам, к порядку формирования цены контракта, к процедуре принятия и рассмотрения заявок. Закупки по Федеральному закону № 44-ФЗ должны происходить с соблюдением всех требований в целях обеспечения конкуренции среди хозяйствующих субъектов. Нарушения указанных требований в одностороннем порядке заказчиком или по согласованию с участником торгов могут привести к привлечению виновных лиц к административной ответственности. В споре между участниками закупок и антимонопольным органом разбирался суд кассационной инстанции.

На сегодняшнем региональном семинаре хотелось бы осветить некоторые вопросы взаимодействия Ханты-Мансийского УФАС России со следственным управление Следственного комитета РФ в ХМАО – Югре

Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики Российской Федерации.

Это означает, что от того, каким образом в стране организована Система государственного и муниципального заказа, зависит не только эффективность расходования средств из бюджетов всех уровней, что само по себе крайне важно, но и уровень коррупции в стране, и состояние конкурентной среды.

Действовавшее до 1 января 2006 года законодательство в сфере государственного и муниципального заказа не позволяло создавать условия для развития добросовестной конкуренции в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, предоставляя практически не ограниченные возможности для злоупотреблений путем размещения заказов у «аффилированных» лиц.

Вступивший в силу с 1 января 2006 года Закон о размещении заказов, а также вступивший с 1 января 2014г. Закон о контрактной системе принципиально изменил систему заказа. Сделан большой шаг вперед по нормализации ситуации в данной сфере.

Слайд № 1

В первую очередь, законы направлены на устранение трех наиболее распространенных злоупотреблений, по которым УФАС взаимодействовало со Следственным управлением, приведены на слайде № 1, а именно:

Суть проблемы

Что предусмотрено

Вывод

Закон о размещении заказов

Закон о контрактной системе

1 вид злоупотреблений

Отсутствие механизма сбора доказательной базы по наличию корыстных целей при размещении заказов аффилированными лицами

Аффилированность хозяйствующего субъекта и члена комиссии;

халатность, злоупотребление и превышение должностными полномочиями (ст. 285, 286, 293 УК РФ)

части 4,5 статьи 7

Части 6,7 статьи 39

Отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Председателя котировочной комиссии корыстных целей

2 вид злоупотреблений

Фальсификация Заказчиком коммерческого предложения;

злоупотребление и превышение должностными полномочиями (ст. 285, 286 УК РФ)

статья 19.1

статья 22

Отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием корысти или иной личной заинтересованности, а также не причинен крупный ущерб

3 вид злоупотреблений

сговор на рынке топлива в автономном округе и превышение должностных полномочий должностными лицами хозяйствующих субъектов при заключении ограничивающего конкуренцию соглашения

статья 144 и 201 УК РФ

статья 11 Закона о защите конкуренции

в возбуждении уголовного дела отказано, в связи с отсутствием события преступления (не установлены лица, которым причинен вред)

Хотелось бы остановить Ваше внимание на некоторых материалах, которые Управлением были направлены нашим коллегам в Следственное управление для принятия мер и их результатах, а именно по вышеперечисленным направлениям.

Слайд № 3

1 вид злоупотребления в сфере закупок, по которым УФАС взаимодействовало со Следственным управлением

Управлением рассматривалась жалоба ООО «Бонус-Опт» на действия Бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Междуреченский аграрный колледж» при проведении запроса котировок на приобретение мягкого инвентаря.

В ходе проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено, что Председатель котировочной комиссии, состоял в родственных связях с Индивидуальным предпринимателем, который впоследствии стал победителем 2 запросов котировок.

Нам известно, что членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа….

В случае выявления такого факта, заказчик, уполномоченный орган, принявшие такое решение по составу комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и не способны оказывать влияние на участников размещения заказа, ….

Таким образом, в материалах, направленных в СУ, действия Заказчика нарушали положения ч.4, 5 ст.7 Закона о размещении заказов, в части того, что не был заменен председатель комиссии, на которого способны оказывать влияние участники размещения заказа (победитель).

Однако, ввиду отсутствия нормативно-правовой базы, по результатам рассмотрения материалов, СУ сделан вывод об отсутствии оснований для привлечения должностных лиц Заказчика к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285, 286 УК РФ), в связи с отсутствием в действиях Председателя котировочной комиссии корыстных целей (материалы, направленные в рамках нашей компетенции не устанавливают факта корыстности, что важно для СУ).

Слайд № 4

2 вид злоупотребления в сфере закупок, по которым УФАС взаимодействовало со Следственным управлением

В период 2013г. мы рассматривали жалобу ООО «ЭЛЕМЕНТ» на действия заказчика – КУ ХМАО — Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» при проведении открытого аукциона на поставку анализатора лекарственных веществ ….

Внеплановая проверка размещения заказа показала, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта путем запроса трех коммерческих предложений различных поставщиков должностными лицами Заказчика было сфальсифицировано коммерческое предложение ООО «ЭЛЕМЕНТ».

Комиссией установлено и подтверждено документально, коммерческое предложение данная организация в адрес Заказчика не направляла и запросы от Заказчика на формирование коммерческих предложений в ООО «ЭЛЕМЕНТ» не поступали. Доказательств обратного Заказчиком не предоставлено.

Кроме того, исходящая нумерация в коммерческих предложениях не соответствовала действительной нумерации по журналу исходящей корреспонденции даже приблизительно, так как на момент рассмотрения жалобы в журнале регистрации исходящей корреспонденции ООО «ЭЛЕМЕНТ» присвоены значительно большие порядковые номера.

Данные обстоятельства свидетельствуют о фальсификации коммерческого предложения ООО «ЭЛЕМЕНТ», в результате чего была неверно определена НМЦК.

В действиях должностных лиц Заказчика Комиссией Управления усмотрены признаки преступления, создания препятствий для участия хозяйствующих субъектов в размещении заказов и для развития добросовестной конкуренции, а также растрате бюджетных средств.

Материалы нами также направлялись в Следственное управление для проведения проверки, в связи с наличием в действиях должностных лиц признаков преступления.

Результат — Следственным управлением сделан вывод об отсутствии оснований для привлечения должностных лиц Заказчика к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), а также халатность (ст. 293 УК РФ), в связи с тем, что отсутствует корысть или иная личная заинтересованность, а также не причинен крупный ущерб. Но мы не можем в рамках нашей компетенции, в рамках Закона о контрактной системе представить эти материалы (подтверждающие корысть), что позволяет виновнику уйти от уголовного наказания.

Слайд № 5

3 вид злоупотребления в сфере закупок, по которым УФАС взаимодействовало со Следственным управлением

Также в Следственное управление нами направлялись материалы по сговору на рынке топлива в автономном округе и по факту превышения должностных полномочий должностными лицами хозяйствующих субъектов при заключении ограничивающего конкуренцию соглашения. Однако в возбуждении уголовного дела было отказано, поскольку не установлены в представленных нами материалах лица, которым причинен вред.

Слайд № 6

Ранее мы направляли материалы в Управление МВД России по автономному округу, Прокуратуру округа, однако не возбуждено ни одного уголовного дела по ст. 178 УК РФ.

Как мы видим, налицо признаки преступления но, отсутствие механизма сбора доказательной базы по перечисленным мною выше трем наиболее распространенным злоупотреблениям, антимонопольщики и Следственное управление не смогли возбудить уголовное дело.

Для того чтобы мы не работали на «корзину» необходимо:

— внести соответствующие изменения в НПА и принять инструктивные документы, регламентирующие механизм сбора доказательной базы;

— проводить семинары, рабочие встречи по обмену практикой работы, что предусмотрено в соглашении о взаимодействии между Ханты-Мансийским УФАС и Следственным комитетом.

Слайд № 7

Хотелось напомнить, что 3 октября 2012г. между ФАС России и Следственным комитетом России подписано соглашение о взаимодействии ведомств.

На этой ноте хотелось бы перейти к подписанию Соглашения о взаимодействии между Управлением Федеральной антимонопольной службы по ХМАО – Югре и Следственным управлением Следственного комитета РФ по ХМАО – Югре.

Ввод обязательной проверки аффилированности участников торгов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

С момента начала действия Федерального закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» сложились различные «эффективные» схемы проведения государственных закупок, крайне выгодные для коррумпированных должностных лиц и соответствующих «расторопных» поставщиков, подрядчиков и других участников размещения заказов.
Новый Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит теоретически актуальные положения о мониторинге процесса закупок и контрольных мероприятиях, преследующих цель осуществления надзора за соблюдением законодательства. Однако, вряд ли они будут действовать надлежащим образом, поскольку даже новый закон бессилен относительно следующих нарушений.
Нередко встречаются случаи участия в процедурах закупок аффилированных лиц, тогда как при подаче заявок на участие в аукционе или конкурсе участник размещения заказа торжественно заявляет об отсутствии у него аффилированных (дочерних) компаний. Тем не менее, в дальнейшем в процедуре проведения торгов могут принимать участие сразу несколько юридических лиц, имеющих в составе учредителей одних и тех же граждан.
Если посмотреть поверхностно на результаты торгов, размещенные на сайте http://zakupki.gov.ru, то можно увидеть, что в конкретной процедуре принимало участие, например, десять подрядчиков. Однако, если углубиться в сведения об участниках и проявить толику любопытства, вполне можно уяснить, что на самом деле соревнующихся сторон на торгах было раза в два меньше, поскольку заявки поданы взаимосвязанными юридическими лицами.
Наличие аффилированности может быть установлено и при оценке обоснования максимальной цены контракта, представленного в документации заказчика. Например, в документации указаны два коммерческих предложения от Компании А и Компании Б. При этом первое подписано генеральным директором Компании А, а второе коммерческим директором Компании Б. Достаточно получить сведения из ЕГРЮЛ и установить, что у этих двух компаний генеральный директор один и тот же, что позволяет подвергнуть сомнению обоснованность максимальной цены контракта, при отсутствии предложений от других поставщиков или подрядчиков в данной отрасли.
Следующий интересное действо происходит на электронных площадках. После подачи заявки участник в большинстве случаев сразу получает свой номер. Соответственно преждевременное получение номеров участниками аукционов позволяет им установить круг лиц, участвующих в процедуре торгов и заранее распределить, кому и что достанется.
Таким образом, система аукционов теряет свой смысл, поскольку утрачивается принцип состязательности участников.
Те же, кто не участвует в таких переговорах и участвуют в борьбе за заключение государственного контракта, порой вынуждены предельно снижать цену контракта в ходе торгов и в итоге либо забирать его себе в убыток либо оставаться ни с чем. Если же все- таки удалось победить в торгах, то далее такой поставщик или подрядчик пытается уместиться в рамки цены контракта, что вынуждает его поставлять низкопробные товары или оказывать услуги такого же качества, дабы нивелировать свои убытки.
В конечном счете от таких деяний страдают рядовые граждане Российской Федерации, поскольку в учреждениях здравоохранения (больницы, госпитали и т.д.) и образовательных учреждениях (детские сады, школы, интернаты и т.д.) их кормят непонятно чем, для лечения применяются самые дешевые аналоги медикаментов из имеющихся, ремонтные работы в домах и на дорогах производятся так, чтобы на следующий год можно было снова провести конкурс или аукцион и снова израсходовать средства налогоплательщиков, которые и так с трудом аккумулируются налоговыми органами.

Вопрос: предусмотрено ли законодательством ограничение участия в электронном аукционе аффилированных лиц

Сообщаю Вам следующее:

Часть 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Согласно статье 4 Закона РСФСР N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

На основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Часть 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.

Таким образом, в документации об электронном аукционе не могло быть установлено какое-либо ограничение количества участников закупки имеющих одного учредителя. Кроме того, аукционная комиссия не вправе рассматривать и оценивать состав учредителей участников закупки за пределами требований статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.

Следовательно, требования, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки участвовать в закупке заказчика, учредителям таких участников закупки.

{Решение Иркутского УФАС России от 05.05.2017 N 326 Обстоятельства: Поступила жалоба на действия членов аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта. Решение: Признать жалобу необоснованной. {КонсультантПлюс}}

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; 2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 — 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

Вместе с тем, довод заявителя о том, что две заявки из 3 должны быть отклонены по причине того, что данные организации являются аффилированными лицами, является необоснованным, поскольку в части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе указан закрытый перечень случаев возможности отклонения заявки.

Таким образом, заявки участников не подлежат отклонению по причине их аффилированности или по причине вхождения в одну группу лиц, по смыслу статьи 9 Закона о защите конкуренции.

{Решение Татарстанского УФАС России от 09.07.2014 N Т04-122/2014 Нарушение: ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу необоснованной; выдать предписание об устранении нарушений. {КонсультантПлюс}}

Вопрос: У двух юридических лиц, подавших заявки на участие в электронном аукционе, один и тот же учредитель (одинаковый ИНН). Должен ли заказчик отклонить заявки данных участников?

Ответ: Закон N 44-ФЗ не предусматривает специальных оснований для отклонения заявок, поданных аффилированными лицами.

Однако в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах либо к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Если в результате действий участников, учрежденных одним и тем же учредителем, указанный запрет окажется нарушен, обратитесь в территориальное управление ФАС России. Иначе аукцион и заключенный по его результатам контракт могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (п. 1 ст. 449 ГК РФ).

{Вопрос: У двух юридических лиц, подавших заявки на участие в электронном аукционе, один и тот же учредитель (одинаковый ИНН). Должен ли заказчик отклонить заявки данных участников? («Прогосзаказ.рф», 2018, N 6) {КонсультантПлюс}}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *