Аккруал

Руководство и финансовые специалисты при подготовке финансовой отчетности задумываются о том, как сделать компанию привлекательной для инвесторов и кредиторов. Их волнует вопрос, как показать информацию:

  • об ожидаемом доходе от инвестирования (дивиденды, изменения рыночной стоимости компании);
  • о возвратности вложенных средств (выплаты основного долга и процентов по нему).
  • объем ресурсов компании;
  • изменения в ресурсах компании;
  • эффективность использования этих ресурсов.

Основными требованиями к финансовой информации, принятыми на мировом рынке, является отражение результатов о финансовой деятельности компании по методу начисления (Accrual Accounting). В первую очередь это касается «Отчета о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе». Также сюда иногда относят еще и «Отчет о движении денежных средств».

Что такое метод начисления?

Cуть метода начисления состоит в том, что результаты экономических операций и прочих событий, влияющих на экономические ресурсы компании и требования к компании должны признаваться и отражаться в том периоде, в котором они произошли, независимо от уплаты или получения денежных средств. Затраты должны максимально сопоставляться с доходами, которые они принесли.

Учет по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) и принципы управленческого учета в 1С не всегда дают возможности составить отчетность по методу начисления.

Почему так происходит?

1 Разница в правилах учета и оценки основных средств (ОС) и нематериальных активов в РСБУ и МСФО.

Пример:

Начисление амортизации ОС в РСБУ начинается с момента их ввода в эксплуатацию. А в МСФО — с момента приобретения ОС.

2 Первичные отгрузочные документы, подтверждающие расходные операции, могут быть приняты задним числом.

Пример:

Продавец выставил Покупателю закрывающие документы за оказанные услуги. Закрывающие документы остались на столе менеджера Продавца с пометкой «отдать при встрече». Встреча с представителем Клиента состоялась через месяц после даты оказания услуг.

3 Первичные отгрузочные документы, подтверждающие операции по получению дохода, могут быть перенесены на «будущее число».

Пример:

Бухгалтер понимает, что в текущем отчетном периоде налог на прибыль достаточно высок, поэтому он может фактическую операцию по продаже оформить следующим отчетным месяцем. Или может договорится с клиентом и изменить даты уже выставленных закрывающих документов. Иными словами, бухгалтер проводит «оптимизацию налогов».

4 Наличие непредвиденных расходов/доходов.

Пример:

Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», классификация статей «непредвиденные доходы/расходы» запрещена. А в учете по РСБУ или управленческом учете могут быть созданы статьи непредвиденных прочих доходов/расходов. Типовые документы систем (например, «Расходный/Приходный кассовый ордер» с видом операции прочий расход/доход) в 1С могут отразить такого рода информацию (доходы из ниоткуда, расходы в никуда). В бюджетных моделях некоторых компаниях в PL (отчет о финансовых результатах) иногда встречаются статьи «Непредвиденные расходы» и «Непредвиденные доходы».

Вполне вероятно, что в будущем станет возможным отражение результатов о финансовой деятельности компании по методу начисления по данным регламентированного учета. Предпосылки для этого уже есть и они существенные:

  • РФ находится на пути сближения национальных стандартов и стандартов МСФО.
  • Большое количество компаний выходят на мировой рынок и воспитывают внутри себя корпоративною культуру ведения регламентированного и управленческого учета.

Формирование Accruals в конфигурациях 1С

Какие конфигурации 1С позволяют отражать результаты о финансовой деятельности компании по методу начисления?

  • 1С:Бухгалтерия КОРП МСФО;
  • 1С:Управление холдингом;
  • 1С:ERP;
  • 1С:Комплексная автоматизация.

Базовая схема отражения хозяйственных операций по методу начисления

Шаги процесса Описание шага процесса
1 Формирование PL по сценарию «План» (рис. 1 и рис. 2)
2 Формирование и утверждение потребности ЦФО
2.1 Заявка на закупку (рис. 3 и рис. 4)
2.2 График начислений в договоре (рис. 5)
3 Формирование Accruals (рис. 6)
4 Закупка товарно-материальных ценностей или услуг (поступление товаров или услуг, авансовый отчет и пр.) (рис. 7)
5 Списание ТМЦ или услуг (поступление товаров или услуг, требование-накладная и пр.)
6 Сторно Accruals (рис. 8)
7 Формирование PL по методу начислений по сценариям «Факт» и «Прогноз», сравнение различных сценариев

Пример работы с Accruals в 1С

Рисунок 1 — PL или Отчет о финансовых результатах назад к таблице

Рисунок 2 — Настройки формирования Accruals. назад к таблице

Рисунки 3-4 — Создание и проведение заявки на затраты назад к таблице

Рисунок 5 — График начислений в договоре назад к таблице

Рисунок 6 — Формирование Accruals назад к таблице

Рисунок 7 — Журнал закупок и проводок назад к таблице

Рисунок 8 — Сторно Accruals назад к таблице

Однако, готового функционала для использования метода начислений нет ни в одной из конфигураций. Но с небольшими доработками и настройками можно выполнить проекты и начать формировать Accruals.

Наши специалисты имеют успешный опыт доработок 1С в этом направлении, поэтому мы сможем помочь настроить формирование Accruals и в вашей компании!

Хотите использовать метод начислений в своей системе?

Оставьте заявку
и наши специалисты проконсультируют Вас!

Оставить заявку

Учет по методу начисления — англ. Accrual Accounting метод бухгалтерского учета, который оценивает доходы и состояние компании, признавая экономические события независимо от того, когда фактически происходит поступление наличных по операции. Главная идея метода состоит в том, что экономические события признаются на основе соответствия доходов и расходов (принцип соответствия) в то время, когда происходит операция, а не тогда, когда производятся платежи. Этот метод позволяет объединить текущие входящие/исходящие денежные потоки с ожидаемыми будущими входящими/исходящими денежными потоками, что позволяет дать более точную картину текущего финансового состояния компании.

Учет по методу начисления, является стандартной бухгалтерской практикой для большинства компаний. Исключение составляют компании с очень маленькими объемами деятельности. Этот метод обеспечивает более точную картину текущего положения компании, но его относительная сложность делает его внедрение более дорогим. Этот метод является противоположностью кассовому методу, который признает операции только тогда, когда фактически происходит обмен наличными средствами.

Потребность в этом методе происходит в связи с увеличивающейся сложностью бизнес-операций и необходимости получения более точной финансовой информации. Продажа в кредит и проекты, которые обеспечивают поток доходов в течение длительного периода времени, влияют на финансовое состояние компании в момент осуществления операции. Поэтому есть определенный смысл в том, чтобы такие события были отражены в финансовых отчетах в течение того же самого отчетного периода, когда эти операции происходят.

Например, когда компания продает телевизор клиенту, который использует кредитную карту, учет по методу начисления и кассовый метод отразят это событие по-разному. Доход, произведенный продажей телевизора, будет только признан кассовым методом, когда деньги будут фактически получены компанией. Если телевизор куплен в кредит, это доход может быть признан в следующем месяце, или даже в следующем году.

Учет по методу начисления утверждает, что наличный метод в этом случае не точен, потому что существует высокая вероятность, что компания получит наличные средства в некоторый момент в будущем, поскольку продажа уже сделана. Поэтому, метод учета по принципу начисления признает продажу телевизора в момент, когда клиенту переходит право собственности на телевизор. Даже при том, что наличные средства еще не находятся в банке, продажа учитывается на счету, известному в бухгалтерском учете как «дебиторская задолженность», что увеличивает доход продавца.

Применение правила соответствия потребовало от бухгалтеров разработки метода начисления. Учет по методу начисления является основой, согласно которой «влияние операций и других событий признается, когда они имеют место (а не тогда, когда получены или выплачены денежные средства и их эквиваленты)». Они отражаются в бухгалтерских проводках и в финансовой отчетности в периодах, к которым относятся. Таким образом, учет по методу начисления включает в себя все инструменты, разработанные бухгалтерами для применения правила соответствия. Метод включает в себя два основных способа:

  1. отражение в учете доходов в момент когда они заработаны и расходов в момент они понесены;
  2. корректировку счетов.

Первый способ ведения учета по методу начисления был проиллюстрирован нами несколько раз в главе об измерении хозяйственных операций. Например, когда рекламное агентство «Джоан Миллер» разместило в кредит рекламные объявления своих клиентов (операция от 19 января), доход был учтен в момент продажи по дебету счета «Счета к получению» и кредиту счета «Доходы от рекламы». Таким образом, продажа в кредит признается в качестве дохода еще до получения денежных средств. Счет «Счета к получению» считается холдинговым счетом до получения оплаты. Процесс определения того, когда произошла продажа, называется признанием дохода.

Далее, когда 30 января рекламное агентство «Джоан Миллер» получило счет на оплату телефонных разговоров, расход был признан, с одной стороны, как уже понесенный, а с другой — как способствующий получению дохода в январе. Операция была отражена по дебету счета «Расходы на телефон» и кредиту счета «Счета к оплате». До оплаты счета «Счета к оплате» является холдинговым счетом. Обратите внимание, что признание расхода не зависит от того, была произведена или нет выплата денежных средств.

Корректировка счетов

Учетный период по определению заканчивается в конкретный день. Баланс должен содержать все активы и обязательства на конец этого дня. Отчет о прибылях и убытках должен содержать информацию о всех доходах и расходах за период, заканчивающийся в этот же день. Хозяйственная деятельность представляет собой непрерывный процесс, тем не менее, для того, чтобы составлять периодические отчеты, следует выбрать некую «точку отсечения». Некоторые операции неизменно охватывают «точку отсечения», поэтому необходима корректировка счетов.

В качестве примера можно привести пробный баланс рекламного агентства «Джоан Миллер» на конец месяца (см. иллюстрацию выше), в котором не все счета показывают правильные сальдо для составления финансовой отчетности. Так, на 31 января в нем показано конечное сальдо по счету «Аренда, оплаченная авансом» в сумме 800. Эта сумма выплачена заранее за январь и февраль. Согласно договору месячная плата равна 400. Следовательно, на 31 января только 400 из 800 составляют расходы по аренде за январь, а оставшиеся 400 являются активом, который будет использован в феврале. Необходима корректировка для отражения сальдо в сумме 400 на счете «Аренда, оплаченная авансом» в балансе и расходов по аренде в сумме 400 в отчете о прибылях и убытках. На следующих страницах вы увидите несколько других счетов в пробном балансе, которые не отражают правильные сальдо. Как и счет «Аренда, оплаченная авансом», они требуют корректировки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *