Амортизационная группа автомобиль

Содержание

Амортизация автомобиля

Актуально на: 18 июля 2017 г.

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4, 17 ПБУ 6/01). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303).

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

А в налоговом учете только 2 способа (п. 1 ст. 259 НК РФ):

  • линейный;
  • нелинейный.

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01, п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

Амортизационные группы

См. также удобный поиск амортизационных групп.

Амортизационные группы – это группы, на которые подразделяется амортизируемое имущество в соответствии со сроками полезного использования на основании нормативных актов.

Понятие «амортизационная группа» используется прежде все для налога на прибыль, а также используется для целей бухгалтерского учета.

Основной смысл отнесения конкретного объекта к той или иной амортизационной группе заключается в том, чтобы определить срок полезного использования с целью установления нормы амортизации, и рассчитать сумму амортизации.

В налоговом учете для начисления амортизации в зависимости от срока полезного использования (СПИ) основные средства распределяются по десяти амортизационным группам в порядке возрастания.

Первая амортизационная группа – все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;

Вторая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;

Третья амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;

Четвертая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

Пятая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

Шестая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

Седьмая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;

Восьмая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;

Девятая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;

Десятая амортизационная группа – имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Срок полезного использования основных средств — это период (количество месяцев), в течение которого компания предполагает использовать основное средство и получать от него экономические выгоды.

Определение срока полезного использования по амортизационной группе

Отметим, что нижняя граница каждой амортизационной группы начинается фразой «свыше», а верхняя граница каждой амортизационной группы заканчивается фразой «включительно».

Это означает, что например, для третьей группы нижняя граница – это 37 месяцев (3 года и 1 месяц), а верхняя – 60 месяцев (5 лет).

Амортизационные группы устанавливают интервал срока полезного использования.

Так, к примеру, к 5-й группе относятся объекты со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Следует отметить, что в пределах этого интервала налогоплательщик самостоятельно определяет конкретный срок каждого объекта.

Так, п. 1 ст. 258 НК РФ указывает, что «Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом Классификации…».

Классификация ОС

Срок полезного использования объекта амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода ОС в эксплуатацию в соответствии с положениями НК РФ и с учетом Классификации ОС.

Классификации ОС – это таблица, в которой для каждой группы указаны наименование входящих в нее ОС и соответствующий код Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ).

В настоящее время Классификация представляет собой таблицу, состоящую из трех столбцов, в первом из которых указан код по ОКОФ, во втором столбце – наименование ОС, а в третьем столбце содержатся «Примечания к наименованиям ОС» (где могут быть указаны исключения или дополнительные пояснения).

В пределах амортизационных групп, основные средства сгруппированы по подгруппам – Машины и оборудование, Средства транспортные, Сооружения и передаточные устройства, Здания, Жилища, Насаждения многолетние, Скот рабочий.

Отметим, что налоговое законодательство не устанавливает для целей исчисления амортизации применение в безусловном порядке максимального срока полезного использования.

Так по правилам пункта 3 статьи 258 НК РФ налогоплательщик относит основные средства к одной из десяти амортизационных групп.

При этом Классификация ОС предусматривает срок полезного использования объектов в интервале минимальных и максимальных значений.

Таким образом, НК РФ не обязывает компанию устанавливать именно максимально допустимый срок полезного использования объекта ОС.

Порядок действий если объекта ОС нет в классификации

Не все виды объектов основных средств можно найти в Классификации ОС.

В этом случае следует посмотреть код ОС в ОКОФ и определить амортизационную группу согласно этому коду.

Если же объект не указан и в ОКОФ, то для установления срока полезного использования следует воспользоваться его технической документацией или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).

При отсутствии такой информации для решения вопроса об определении срока полезного использования основного средства следует обратиться в Минэкономразвития России.

Срок полезного использования основных средств, бывших в эксплуатации, для целей налогообложения прибыли

Если было приобретено ОС, бывшее в употреблении, то норма амортизации по данному имуществу в целях применения линейного метода начисления амортизации определяется с учетом срока полезного использования, устанавливаемого в обычном порядке, за минусом количества лет (месяцев) его эксплуатации предыдущими собственниками.

При применении нелинейного метода норма амортизации зависит не от конкретного срока полезного использования ОС, а от амортизационной группы, к которой оно относится.

В этом случае, приобретенные объекты ОС, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

Если же срок фактического использования ОС у предыдущего собственника окажется равным сроку, определяемому в соответствии с Классификацией, или превышающим этот срок, то компания вправе самостоятельно установить срок полезного использования с учетом требований техники безопасности и других факторов (п. 7 ст. 258 НК РФ).

Таким образом, нормы НК РФ предоставляют организациям право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования основных средств, бывших в употреблении, следует применять.

Наряду с этим организации необходимо документально подтвердить амортизационную группу, к которой отнес имущество предыдущий собственник.

Это могут быть акты о приеме-передаче основных средств, составленные по самостоятельно разработанным передающей стороной формам или по унифицированным формам N ОС-1 или N ОС-1а, документы налогового учета передающей стороны или любые другие документы, подтверждающие срок полезного использования этого имущества и, соответственно, амортизационную группу (подгруппу).

Изменение срока полезного использования основных средств

По общему правилу срок полезного использования пересматривается, когда произошло улучшение первоначально установленных нормативных показателей объекта по результатам (п. 1 ст. 258 НК РФ; п. 20 ПБУ 6/01):

  • достройки;

  • дооборудования;

  • реконструкции;

  • модернизации.

При этом для целей налогового учета увеличение срока полезного использования может производиться только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ОС было включено ранее.

Применение Классификации ОС в бухгалтерском учете

Отметим, что норма о том, что указанная Классификация ОС может использоваться для целей бухгалтерского учета с 01.01.2017 года признана утратившей силу.

Поэтому в бухгалтерском учете, при установлении сроков полезного использования следует применять правила, установленные нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Так если организация самостоятельно устанавливает срок полезного использования основных средств, руководствуясь положениями пункта 20 ПБУ 6/01, то этом случае срок полезного использования основных средств определяется исходя из:

  • ожидаемого срока использования объекта в соответствии с его ожидаемой производительностью или мощностью;

  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта и т. п.;

  • нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срока аренды).

Установленный срок полезного использования основных средств следует зафиксировать в инвентарной карточке учета ОС (форма № ОС-6).

Полная стоимость автомобиля, купленного организацией, никогда не списывается сразу. Она постепенно вычитается во время всего периода использования транспортного средства. Амортизация автомобиля рассчитывается в рамках налогового и бухгалтерского учёта. Прочитав эту статью, вы узнаете методы расчета амортизации автомобиля на примерах и как посчитать амортизацию автомобиля.

Амортизацией транспортных средств называется списание их стоимости по частям согласно физическому износу. Другими словами, если автомобиль был куплен организацией, то ее общая цена будет списываться бухгалтерией в течение нескольких лет постепенно.

Амортизационные отчисления являются издержками деятельности предприятия. Их вычитают из основных средств. Амортизация является денежным эквивалентом износа.

Общие сведения

Амортизация считается в следующих случаях:

— организация приобретает автомобиль;

— организация нанимает сотрудника с автомобилем.

Аренда машины может быть учтена на счёте 01. На нем отражаются данные об основных средствах, которые находятся в эксплуатации. Так можно, когда данный актив приносит доход более года подряд.

Амортизация может быть использована в налогом и бухгалтерском учёте. Она необходима для постепенно списания крупных сумм расходов, чтобы за маленький период не делать отрицательных показателей.

Алгоритм расчета в бухгалтерском учёте состоит из нескольких этапов:

  1. Определение периода полезного использования.
  2. Выбор метода исчисления (их несколько).
  3. Отражение выбранного способа в учётной политике.
  4. Проведение расчетов с использованием выбранного метода.

СПРАВКА! Изменять метод расчета не разрешается для одного объекта.

Отчисления начинают списывать, когда автомобиль вводится в эксплуатацию. Когда он был куплен и поставлен на учёт в ГИБДД неважно.

Есть несколько вариантов, как можно рассчитать амортизацию автомобиля. В их основе лежит цена автомобиля без НДС, записанная по дебету счета 1 «Основные средства». Списанные средства записываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Период полезного использования приведён в Постановлении Правительства. Из него следует, что машины подходят к следующим группам:

  1. 3-я группа (срок 3-5 лет).
  2. 4-я группа (срок 5-7 лет).
  3. 5-я группа (срок 7-10 лет).

Чтобы произвести расчеты, можно брать данные из справочника. Там указана балансовая стоимость моделей транспортных средств. Результат необходимо разделить на период использования и тогда получится сумма амортизации. Единого справочника, по которому бы можно было произвести все расчеты, не существует. Можно брать за основу номенклатурные каталоги, которые издаются специализированными компаниями.

СПРАВКА! В случае покупки автомобиля б/у, необходимо принимать во внимание срок использования его предыдущим владельцем. Данные для проведения расчетов берется из технического паспорта на автомобиль.

Способы расчета амортизации

Чаще всего в бухгалтерии пользуются двумя методами — линейным и способом по сумме чисел периода полезного использования. Какой из способом использовать, выбирает сама организация. Но нужно остановиться на одном способе и после этого изменить свое решение будет уже нельзя.

Расчет амортизации автомобиля линейным способом на примере

С помощью линейного способа средства списываются равномерно в течение всего периода амортизации.

К примеру, новый автомобиль за вычетом НДС обошёлся компании в полтора миллиона рублей. Можно предположить, что данная компания будет пользоваться этим автомобилем в течение 5 лет, то есть 60 месяцев. Тогда сумма амортизации в месяц составит 25 тысяч рублей. В год сумма составит 300 тысяч. Значит, за каждый год отчисления амортизации составят 20 процентов.

Чтобы рассчитать отчисления более точно, принимая во внимание климатические условия, пробег с начала использования, город использования автомобиля, экология в районе. Кроме того, имеет значение марка машины и страна не производства. От таких факторов, как качество сборки, зависит стоимость обслуживания машины и расходы на сервис.

Способ расчета по сумме чисел срока полезного использования на примере

Если брать в расчет тот же автомобиль, описанный в прошлом примере, стоимостью полтора миллиона рублей и не учитывать остальные расходы, то расчет будет выглядеть так.

Для начала нужно сложить порядковые номера годов эксплуатации.

5 лет эксплуатации машины — это 1+2+3+4+5=15.

После этого в первый год введения машины в работу, отчисления рассчитываются следующим образом:

АО = порядковый год (с конца) / сумма порядковых номеров, лет * цена машины.

Из этого получается, что в первый год спишемся наибольшая сумма, а в последний — самая маленькая.

Амортизация в налоговом учёте

Здесь может использоваться линейный и нелинейный способ. При пользовании первым способом, сумма будет равна стоимости автомобиля, поделенной на планируемый срок его эксплуатации. Про нелинейный способ подробно описано в статье 259.2 НК РФ.

СПРАВКА! В налоговом учёте компания может изменить способ расчетов в начале отчётного периода. Но в случае первоначального использования нелинейного способа, изменять его на линейный можно не раньше, чем через пять лет.

Ускоренная амортизация автомобиля

Такой способ предполагает расчет амортизационных отчислений с использованием повышающего коэффициента — 2 или 3. Он может быть использован для расчета амортизации автомобиля в лизинге.

Амортизация для легкового автомобиля

Для расчета амортизации легкового автомобиля лучше всего подходит линейный способ. Стоимость автомобиля должна соответствовать цене, записанной в первоначальных документах. В эту стоимость также могут входить расходы на доставку автомобиля. Срок полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового автомобиля

Грузовики чаще всего используются для интенсивной работы и поэтому их фактический износ может произойти раньше, чем произойдет выплата всей стоимости автомобиля. Расчет амортизации грузового автомобиля лучше проводить, используя способ расчета амортизационных отчислений по пробегу. Списания тогда будут происходить пропорционально продолжительности и объему работ. Для расчета при вводе в эксплуатацию, необходимо подсчитать приблизительный километраж на весь срок эксплуатации. Реальный километраж затем ежемесячно списывается со счетчика транспортного средства.

Амортизационная группа автомобиля

Актуально на: 18 июля 2017 г.

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Как определить амортизационную группу автомобиля?

Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X – основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в нашей консультации.

Амортизационные группы автотранспортных средств

Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:

  • III – свыше 3 до 5 лет включительно;
  • IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
  • V — свыше 7 до 10 лет включительно.

Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:

Амортизационная группа Наименование автотранспортного средства
III Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л);
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т
IV Автомобили легковые малого класса для инвалидов;
Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автобусы дальнего следования;
Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно;
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
Автокатафалки;
Автобетоновозы;
Автолесовозы;
Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
V Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса;
Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т;
Автомобили-тягачи седельные;
Автогидроподъемники;
Мусоровозы

Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?

В ОКОФ автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *