Аттестация муниципального служащего

Статья 25. Порядок проведения аттестации муниципального служащего

1. Решение о проведении аттестации муниципального служащего принимается руководителем органа местного самоуправления.

2. Для проведения аттестации муниципальных служащих:

формируется аттестационная комиссия;

утверждается график проведения аттестации;

составляются списки подлежащих аттестации муниципальных служащих;

подготавливаются документы, необходимые для работы аттестационной комиссии.

3. График проведения аттестации муниципальных служащих утверждается руководителем органа местного самоуправления и доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего под расписку не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике указываются:

орган местного самоуправления и его подразделение, в котором проводится аттестация;

дата и время проведения аттестации;

дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных руководителей подразделений органа местного самоуправления.

4. Не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв о результатах исполнения должностных обязанностей проходящего аттестацию муниципального служащего, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный руководителем органа местного самоуправления.

5. Отзыв о результатах исполнения должностных обязанностей муниципального служащего содержит следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество;

2) замещаемая должность муниципальной службы на день проведения аттестации и день назначения на эту должность;

3) перечень основных вопросов (документов), в решении которых муниципальный служащий принимал участие;

4) мотивированная оценка профессиональных, деловых качеств муниципального служащего и результатов исполнения должностных обязанностей.

6. При каждой последующей аттестации муниципального служащего в аттестационную комиссию представляется также его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

7. Муниципальный служащий не менее чем за неделю до начала аттестации должен быть ознакомлен с отзывом о результатах исполнения им должностных обязанностей. Аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о результатах исполнения им должностных обязанностей за предшествующий аттестации период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

8. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого муниципального служащего. В случае неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин аттестация может быть проведена в его отсутствие.

9. Оценка результатов исполнения должностных обязанностей муниципального служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, определении степени его участия в осуществлении задач и функций органа местного самоуправления или его подразделения, в котором он замещает должность муниципальной службы, сложности и ответственности исполнения должностных обязанностей. При этом должны учитываться профессиональные и деловые качества муниципального служащего, стаж муниципальной службы, повышение квалификации и переподготовка, для руководителей — организаторские способности.

10. Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя органа местного самоуправления мотивированные рекомендации о повышении муниципального служащего в должности, присвоении очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые условия службы, о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую муниципальную должность.

11. В результате аттестации муниципальному служащему дается одна из следующих оценок:

соответствует замещаемой муниципальной должности;

соответствует замещаемой муниципальной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;

не соответствует замещаемой муниципальной должности.

12. Решение по результатам аттестации заносится в аттестационный лист муниципального служащего по установленной форме.

13. Муниципальный служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

14. Результаты аттестации муниципального служащего представляются руководителю органа местного самоуправления не позднее чем через семь дней после ее проведения.

Руководитель органа местного самоуправления с учетом результатов аттестации принимает решение:

о повышении муниципального служащего в должности;

о присвоении муниципальному служащему в установленном порядке очередного квалификационного разряда;

об изменении муниципальному служащему надбавки за особые условия службы;

о включении муниципального служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую муниципальную службу.

15. Муниципальный служащий в случае признания его не соответствующим замещаемой муниципальной должности направляется на повышение квалификации или переподготовку либо с его согласия переводится на другую муниципальную должность.

При отказе муниципального служащего от перевода на другую муниципальную должность руководитель органа местного самоуправления вправе принять решение об увольнении муниципального служащего в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

16. Решения, предусмотренные пунктами 14 и 15 настоящей статьи, принимаются руководителем органа местного самоуправления не позднее чем через два месяца со дня аттестации муниципального служащего. По истечении указанного срока уменьшение муниципальному служащему надбавки за особые условия службы, перевод его на другую муниципальную должность или увольнение по результатам данной аттестации не допускаются. Время болезни и отпуска муниципального служащего в 2-месячный срок не засчитывается

17. Споры, связанные с проведением аттестации муниципального служащего, рассматриваются комиссией по трудовым (служебным) спорам органа местного самоуправления, руководителем органа местного самоуправления, специально уполномоченным подразделением или в суде.

Что такое аттестация и для чего проводится

Первым делом расскажем о том, с какой целью проводится аттестация муниципальных служащих. Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия занимаемой должности. Мероприятие проходит один раз в 3 года и представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Во время нее оцениваются:

  • знания сотрудника;
  • его профессиональные навыки;
  • опыт и качество работы;
  • эффективность служебной деятельности;
  • достижение поставленных задач и конкретных результатов и т. п.

В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.

Для чего нужна аттестация

Экзамен имеет решающее значение для работодателя, поскольку:

  • является способом определения уровня квалификации работника;
  • позволяет оптимально перераспределять работников по направлениям деятельности;
  • повышает эффективность и результативность труда, ответственность за выполняемое поручение;
  • дает возможность установить факт соответствия занимаемой должности и сформировать высококвалифицированный коллектив;
  • выявляет наиболее эффективных сотрудников;
  • определяет необходимость повышения квалификации и возможности продвижения по служебной лестнице;
  • стимулирует сотрудника к саморазвитию и повышению своего профессионального уровня.

Кто не проходит проверку

Стоит отметить, что проверке не подлежат следующие категории лиц:

  • занимаемые должности муниципальной службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Проверку они могут проходить не ранее чем через один год после выхода из отпуска;
  • трудящиеся на основании срочного трудового договора.

Подготовительные мероприятия

В Интернете вы можете найти сведения о том, как проходит аттестация муниципальных служащих на примере администрации того или иного района. В нашей статье мы расскажем о порядке проведения этого мероприятия. Сразу оговоримся, что согласно части 6 статьи 18 Федерального закона «О муниципальной службе», Положение о проведении аттестации утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении проверки, который утверждается законом субъекта РФ (например, Приложение № 3 к Закону Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 (ред. от 30.01.2018) «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 02.02.2000)), положения которого также должны учитывать установленную правовым актом систему квалификационных требований.

Первым делом руководитель организации проводит с персоналом разъяснительную работу, в ходе которой объясняет сотрудникам необходимость аттестации, порядок ее проведения. Также он формирует список лиц, которые будут участвовать в проверке.

Распоряжением работодателя устанавливаются сроки проведения аттестации, утверждается список муниципальных служащих, подлежащих проверке, а также график ее проведения.

Эта информация под подпись доводится до каждого аттестуемого не позднее чем за два месяца до дня начала мероприятия.

Не позднее чем за один месяц до дня его проведения непосредственный руководитель служащего направляет в аттестационную комиссию отзыв, в котором дает оценку деятельности работника.

В срок не менее чем за две недели до дня проверки служащий должен быть ознакомлен с отзывом, который дал на него руководитель. И, если сочтет нужным, он может самостоятельно предоставить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности, являющиеся, по его мнению, важными.

Как проходит аттестация муниципальных служащих

Аттестация муниципальных служащих вопросы и ответы 2020

Процедура определена Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 18) и является важным элементом в структуре формирования профессиональных знаний и навыков управления у сотрудников органов власти. Рассмотрим в статье, с какой целью проводится аттестация муниципальных служащих, кто должен ее проходить, какими могут быть результаты, а также последствия неявки на мероприятие.

Экзамен имеет решающее значение для работодателя, поскольку:

  • является способом определения уровня квалификации работника;
  • позволяет оптимально перераспределять работников по направлениям деятельности;
  • повышает эффективность и результативность труда, ответственность за выполняемое поручение;
  • дает возможность установить факт соответствия занимаемой должности и сформировать высококвалифицированный коллектив;
  • выявляет наиболее эффективных сотрудников;
  • определяет необходимость повышения квалификации и возможности продвижения по служебной лестнице;
  • стимулирует сотрудника к саморазвитию и повышению своего профессионального уровня.

Кто должен аттестовываться, а кому — необязательно

Процедура должна проводиться работодателем со строгой периодичностью — один раз в три года. Случаи проведения внеочередной проверки законодательством о муниципальной службе не установлены.

Работодатель не имеет права назначить аттестацию следующим категориям сотрудников:

  • проработавшим в должности менее года;
  • достигшим 60-летнего возраста;
  • беременным сотрудницам;
  • женщинам, которые находятся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Они подлежат проверке через год после окончания данного отпуска;
  • сотрудники, находящиеся на срочном трудовом договоре (контракте).

Как проходит аттестация

Аттестация муниципальных служащих (на примере администрации Московской области) состоит из набора определенных шагов.

Шаг 1. Законом субъекта Российской Федерации утверждается типовое положение о проведении проверки.

Шаг 2. Порядок проведения должен быть утвержден администрацией населенного пункта на основании закона.

Шаг 3. Глава администрации издает распорядительный акт, в котором предусмотрены положения:

  • о формировании аттестационной комиссии и ее составе;
  • о графике проведения, который необходимо довести до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до мероприятия;
  • о составе сотрудников, подлежащих аттестации;
  • о подготовке документов, которые необходимы для работы аттестационной комиссии.

Шаг 4. Не позднее чем за две недели до начала мероприятия в комиссию должны быть направлены:

  • должностная инструкция по соответствующей должности;
  • отзыв на муниципального служащего, подлежащего аттестации (образец документа и его форма строго не установлены);
  • аттестационный лист с данными по предыдущей проверке.

Шаг 5. Не позднее чем за неделю кадровая служба должна ознакомить сотрудника с представленным отзывом. Сотрудник вправе до дня проведения процедуры дать дополнительную информацию о своей деятельности или направить несогласие с отзывом.

Шаг 6. Процедура проводится очно в присутствии не менее 2/3 членов аттестационной комиссии. Комиссия рассматривает имеющиеся документы, заслушивает отчет работника о решении поставленных перед ним задач, если нужно — заслушивает его непосредственного руководителя. Аттестация муниципальных служащих (вопросы и ответы 2020 года составляются по определенным требованиям) может проходить по тестовым вопросам, рекомендации по составлению которых можно найти на официальном сайте Минтруда.

Шаг 7. По итогам аттестации комиссия в отсутствие работника решает, соответствует ли он замещаемой должности или нет. Решение оформляется в аттестационном листе, который подписывают члены комиссии и сам аттестуемый сотрудник.

Комиссия может рекомендовать поощрить работника, в том числе повысив в должности, направить для получения дополнительного профессионального образования, а также рекомендовать повысить эффективность деятельности.

Шаг 8. Результат аттестации оглашается сотруднику сразу после подведения итогов голосования.

Ход мероприятия фиксируется в протоколе, который ведет секретарь комиссии. Протокол должен быть подписан членами комиссии.

Материалы передаются работодателю. По результатам работодатель решает, соответствует ли человек занимаемой должности или нет, комиссия также может принять решение о:

  • поощрении работника;
  • понижении сотрудника в должности с его согласия в срок не более одного месяца со дня проверки. Решение работодателя оформляется приказом.

Что будет, если не явиться на аттестацию

Процедура проводится в присутствии аттестуемого. В случае неявки сотрудника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести проверку в его отсутствие или перенести на другую дату.

Что будет, если признают несоответствующим занимаемой должности

Заключение аттестационной комиссии о несоответствии занимаемой должности позволяет представителю нанимателя расторгнуть трудовой договор с сотрудником. В соответствии с п. 14 ст. 81 ТК РФ, данный вариант увольнения допускается при отсутствии возможности перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу.

Если решено уволить, действия работодателя следующие:

1. Издать приказ за подписью руководителя с решением по итогам проведенной аттестации, ознакомить с приказом всех заинтересованных лиц, а также упомянутых в данном приказе работников.

2. Предложить сотруднику, признанному не соответствующим занимаемой должности, все имеющиеся в организации в данной местности вакансии. Предложение нужно оформить письменно.

3. Если работник согласен, издать приказ о его переводе на другую должность по унифицированной форме № Т-5.

4. Если подчиненный отказывается от перевода, расторгнуть с ним контракт по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, издав приказ по унифицированной форме № Т-8.

5. При принятии решения об увольнении работника, являющегося членом профсоюзной организации, работодатель обязан запросить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации. Представитель нанимателя расторгает контракт не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В подсчет срока не включаются периоды временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске и другие периоды отсутствия сотрудника, когда за ним сохраняется должность.

6. В трудовую книжку вносится запись об увольнении в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Документы для аттестации

К документам, которые должны быть предоставлены в аттестационную комиссию, относятся:

  • мотивированный отзыв на муниципального служащего, подлежащего аттестации, образец которого содержит мнение непосредственного руководителя;
  • сведения о выполненных поручениях и подготовленных проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности сотрудника;
  • пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
  • аттестационный лист с данными предыдущей проверки.

Как пройти аттестацию

Проверка проводится на заседании аттестационной комиссии в присутствии аттестуемого.

Мероприятие начинается с доклада председателя комиссии. Члены аттестационной комиссии обсуждают предоставленные материалы, задают аттестуемому вопросы в целях более полного выявления его профессиональных и деловых качеств.

На основании полученной информации в ходе голосования простым большинством голосов комиссия принимает решение. Оно может звучать следующим образом:

  • соответствует занимаемой должности муниципальной службы;
  • не соответствует занимаемой должности муниципальной службы.

При равенстве голосов служащий признается соответствующим занимаемой должности.

Результаты проверки отражаются в аттестационном листе муниципального служащего, с которым аттестуемый должен быть ознакомлен под подпись. Заполненный документ подписывается членами аттестационной комиссии.

Далее аттестационный лист в срок не позднее семи дней после проведения проверки предоставляется руководителю органа городского самоуправления, распоряжением которого была сформирована комиссия. После принятия им решения по результатам проверки аттестационный лист передается в службу кадров и вместе с отзывом помещается в личное дело служащего для хранения.

Заседание аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе указывается информация о ходе заседания и принятые решения. Заполненный документ подписывается председателем и секретарем комиссии. К нему оформляется приложение, в которое входят все документы и материалы, предоставленные для аттестации муниципальных служащих. После этого протокол передается на хранение в отдел кадров органа городского самоуправления.

Аттестация муниципальных служащих

Аттестация муниципальных служащих – кадровое мероприятие, во время которого работодатель и органы государственного контроля узнают о том, каков уровень подготовки специалистов, работающих на этих должностях, и что нужно сделать для того, чтобы улучшить качество работы всех сотрудников. Проведение аттестации муниципальных служащих – серьезный и комплексный процесс, для его проведения нужно соблюдать множество требований, указанных в соответствующих законодательных актах.

Аттестация работников муниципальных учреждений

Порядок, регулирующий аттестацию работников муниципальных учреждений, оговорен и регламентирован в законодательстве при помощи ст. 18 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007. Там говорится о том, что аттестация муниципального служащего проводится с целью определить, подходит ли работник должности, на которой он трудится.

Стоит отметить, что подобная проверка знаний обязательна не для всех. Категории работников, которые не должны проходить аттестацию, являются следующими:

  • Работники, которые трудятся на этой должности менее 1 года;
  • Сотрудники муниципального учреждения, которые достигли возраста в 60 лет;
  • Беременные сотрудницы;
  • Те, кто находится в отпуске по беременности и родам или для ухода за ребенком, который ещё не достиг возраста трех лет;
  • Сотрудник, который замещает одну из муниципальных должностей временно, на основании срочного трудового договора.

Аттестация муниципального служащего и тестирование на проверку навыков, как и любая подобная оценка знаний, начинается с нормативного документа – приказа. Его издает руководитель и в документе должна содержаться основная информация. Там должна быть утверждена процедура формирования аттестационной комиссии. Также для проведения проверки необходимо указать в приказе график, по которому будет проходить тестирование. Кроме этого, в приказе необходимо указать список сотрудников, которые должны пройти аттестацию и сообщить им о том, что началась подготовка означенной процедуры.

Также приказом работодателя утверждается такая немаловажная вещь, как состав аттестационной комиссии. Есть определенные нормы, которые диктуют, кто туда должен входить. В стандартном варианте, аттестационная комиссия состоит из представителей начальника предприятия, работника из юридического или правового отдела и кадровиков. Из них формируются следующие должности:

  • Сотрудник, исполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии. На него ложится ответственность о принятии окончательного решения и разрешении сложных вопросов.
  • Сотрудник, исполняющий обязанности заместителя председателя аттестационной комиссии.
  • Секретарь аттестационной комиссии. Он ответственен за то, чтобы документооборот всей проверки был в полном порядке. Ему же отдают свои отчеты работники предприятия.
  • Рядовые члены комиссии, которые ответственны за то, чтобы решения, принимаемые на заседаниях, были объективными и независимыми.

Но в некоторых случаях к составу аттестационной комиссии могут подключаться и другие специалисты. Например, депутаты и представители органов муниципального образования, сотрудники органов государственной власти, а также независимые специалисты, подходящие для решения затруднительных моментов. Их присутствие в аттестационной комиссии возможно только при обоюдном согласии между ними и работодателем, который эту проверку проводит.

Для того, чтобы график проведения аттестации давал работникам всю необходимую информацию, нужно чтобы там было указано следующее:

  • Полное наименование структурного или территориального подразделения, где будут проводиться аттестация;
  • Список, куда будут внесены все служащие муниципального учреждения, которые должны будут пройти проверку знаний;
  • Точная дата и время проведения аттестации. Также необходимо указать место, где будет проходить заседания комиссии.
  • Срок, во время которого все работники обязаны собрать необходимые документы и передать их в комиссию. В этом же пункте начальство отмечает ответственных за сбор отчетов руководителей подразделений.

После того, как график утвержден и приказ издан, каждый работник, который должен пройти аттестацию, должен получить об этом уведомление. И не меньше, чем за месяц до начала проверки. Если это условие будет нарушено, то подобное может стать причиной для трудового спора или даже судебного разбирательства.

Прямые начальники сотрудников, которые будут проходить аттестацию, должны предоставить свои отзывы об этих работниках. Эти документы нужно отправить секретарю не позднее, чем за две недели до начала заседаний комиссии. В отзыве должна содержаться подробная информация о работнике.

  • Должность, которую занимает оцениваемый работник, и дата, когда он получил назначение на это место работы;
  • Перечень тех документов и проектов, в разработке которых принимал активное участие сотрудник, проходящий аттестацию;
  • Общая оценка сотрудника. Прямой руководитель работника должен оценить его личностные качества, а также результаты его трудовой деятельности.

Также к отзыву начальник сотрудника должен приложить точные сведения о том, какие муниципальные поручения выполнил и выполняет этот работник. И если сотрудник уже проходил аттестацию, то к отзыву нужно приложить результаты прошлой оценки его навыков.

После того, как отзыв попадает в аттестационную комиссию, работники кадровой службы обязаны ознакомить с его текстом соответствующего сотрудника. И муниципальный работник имеет полное право отправить дополнительные сведения, которые не были учтены в первоначальном тексте документа. Также он может сообщить, что считает отзыв совсем не соответствует действительности и работник с ним не согласен. В таком случае нужно изложить представителю кадровой службы суть проблемы и написать руководителю служебную записку, где необходимо указать на допущенные неточности и искажения.

Кроме всего вышеуказанного в аттестационную комиссию нужно доставить приказы по муниципальному подразделению, информацию о его положении и должностные инструкции человека, который проходит проверку.

Порядок проведения аттестации муниципальных работников

График утвержден, уведомления получены, отчеты собраны. Теперь начинаются заседания аттестационной комиссии. Но её собрания получают правомочность только в том случае, если обеспечена явка не менее двух третей от её общего состава. Если на заседании присутствует меньше людей, то все решения, принятые в таком составе, будут нелегитимны.

Аттестация должна проводиться в присутствии человека, которого она, собственно говоря, оценивает. Но если муниципальный работник не явился на заседание без уважительной причины, или вообще отказался от проверки знаний, то комиссия должна быть перенесена.

Во время аттестации комиссия занимается анализом полученных документов, а также собеседованиями с проверяемыми работниками. На этих встречах сотрудник муниципального учреждения должен рассказать о своей трудовой деятельности. Но если возникнет такая необходимость, то комиссия имеет полное право пригласить на заседание прямого руководителя сотрудника.

Отдельно стоит упомянуть принципы, на которых основывается оценка комиссией профессиональной деятельности муниципальных сотрудников. Во время аттестации специалисты обращают внимание на такие моменты, как соответствие работника тем требованиям по квалификации, которые выдвигаются к данной должности. Также комиссия обращает пристальное внимание на то, какова доля участия сотрудника в решении задач, поставленных перед его подразделением. Немаловажным фактором будет сложность работы, которую выполняет муниципальный рабочий и то, насколько эффективно он её выполняет.

Аттестационная комиссия принимает решение самостоятельно, для этого не нужно присутствие на заседании оцениваемого работника. Специалисты, проводящие проверку знаний и навыков, решают, какова квалификация каждого из опрошенных сотрудников обычным голосованием. Какое предложение получило большинство голосов – то и принимается. В редких случаях, когда голосованием решить ничего не получается, работник муниципального учреждения признается соответствующим критериям, которые выдвинуты к его должности.

Решения по результатам проверки

По результатам проведенной проверки все сотрудники разделаются на две группы:

  • Те сотрудники, которые соответствуют критериями, выдвигаемым к их должности;
  • Те сотрудники, которые этим критериями не соответствуют;

Также стоит отметить, что аттестационная комиссия имеет право давать рекомендации в отношении определенных сотрудников. Специалисты могут отметить, что некоторых работников нужно отметить поощрением за выдающиеся успехи в трудовой деятельности. Также они могут посоветовать продвинуть какого-нибудь сотрудника по карьерной лестнице, потому что он отличается не только рабочими достижениями, но и отменными знаниями. И ещё аттестационная комиссия может давать рекомендации на счет того, как улучшить общий уровень эффективности труда на предприятии. Это может касаться как повышения квалификации отдельных сотрудников, так и общих мероприятий, которые нужно провести на производстве.

Результаты, полученные по итогам аттестации, сообщаются сотрудникам сразу после того, как специалисты закончат голосование по всем вопросам. Подведенные итоги заносятся в специальную карту и подписывается всеми членами комиссии, после чего с её содержанием знакомят муниципального работника. Полученные аттестационный лист будет храниться в личном деле работника.

После того, как работодатель получит итоги аттестации, у него есть месяц, чтобы предпринять какие-нибудь действия относительно отдельных сотрудников его компании. Это касается как поощрений за хороший уровень качества трудовой деятельности, так и наказаний – понижений, переводов.

Стоит отметить, что если сотрудник не согласен на понижение, а вакансии для его перевода нет, то работодатель может уволить человека из-за несоответствия критериям, которые выдвигаются к занимаемой должности. Но если за один месяц начальник предприятия не увольняет и не понижает работника, то потом он уже не сможет использовать результаты проведенной аттестации, чтобы это сделать.

Но если работник не согласен с результатами аттестации, или с принятым решением, он может начать трудовой спор. Это мероприятие проводится в обычном порядке – в том, который установлен законодательством Российской Федерации. И если по итогу разбирательств стороны не приходят к согласию, то у работника появляется возможность обратиться за решением ситуации в суд.

Результатом судебного разбирательства может стать восстановление сотрудника на должности. Также судья может определить, что работодателю человека придется возместить работнику часть заработной платы. Причиной для подобного решения может стать любая ошибка, допущенная во время проведения аттестации человека. Поэтому работодателю нужно внимательно следить за тем, чтобы вся процедура проходила так, как указано в соответствующих Положениях.

Цели, задачи и принципы аттестации муниципальных служащих

Аттестация имеет важнейшее значение в практической деятельности служащих, поскольку является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении муниципальной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в органах местного самоуправления, и, в конечном счете, в формировании персонала управления (кадрового потенциала) в муниципальных органах.

Аттестация необходима для регулярного определения уровня профессиональной подготовки служащего и степени ее соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы, а также для присвоения квалификационного разряда. Совершенствование и упорядочение прохождения муниципальной службы невозможно без периодической аттестации служащих.

Разработка правил и порядка проведения аттестации и продвижение по службе представляют собой тесно взаимосвязанные процедуры. Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе.

Таким образом, можно выделить две основные задачи аттестации:

— установление соответствия служащего занимаемой должности (определение уровня профессиональной подготовки);

— присвоение квалификационного разряда.

Аттестация в более широком понимании решает следующие основные задачи:

— соблюдение на практике принципов муниципальной службы;

— обеспечение законности в системе функционирования муниципальной службы;

— формирование профессионального кадрового персонала органов местного самоуправления;

— выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе;

— применение к муниципальному служащему мер ответственности и стимулирования; повышение дисциплины и ответственности;

— обеспечение реального функционирования механизма продвижения служащих по служебной лестнице;

— поддержание стабильности муниципальной службы;

— стимулирование повышения квалификации и профессионализма служащих;

— предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе муниципальной службы.

Аттестация муниципального служащего — проводимая в установленном законодательством порядке проверка квалификации, уровня профессиональной подготовки и соответствия служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, результатов деятельности и способностей к выполнению полномочий по замещаемой должности муниципальной службы, а также с целью решения вопроса о присвоении муниципальным служащим квалификационных разрядов.

Аттестация муниципального служащего призвана способствовать совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по подбору, повышению квалификации и расстановке муниципальных служащих.

При аттестации оцениваются профессиональные, деловые и нравственные качества работников, их способность работать с людьми, делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

Аттестации подлежат муниципальные служащие, замещающие в муниципальных органах младшие, старшие, ведущие, главные и высшие муниципальные должности муниципальной службы. При этом аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Вступивший в силу с 1 июня 2007 года Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 10 ст. 1152. в статье 18 конкретизировал сроки проведения аттестации: аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала. Она имеет целью изыскание резервов роста повышения производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности.

Основными задачами аттестации являются:

— определение уровня профессиональной подготовки и служебного соответствия муниципального служащего занимаемой должности;

— решение вопроса о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда.

— выявление перспектив использования потенциальных способностей работника, стимулирование роста его профессионального уровня.

— определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работника.

— обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения и подготовки кадров.

— улучшение работы по подбору и расстановке кадров.

— выявление общего кадрового потенциала и оптимальное кадровое обеспечение функциональных задач органов местного самоуправления.

Аттестация базируется на комплексной оценке персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств требованиям рабочего места.

Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрываются в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой муниципальных органов. Аттестация муниципальных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность; всеобщность, гласность, периодичность (систематичность) аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации).

Внепартийность аттестации означает отсутствие одностороннего политического подхода к оценке исполнения должностных обязанностей муниципального служащего, так как в соответствии с принципом политического нейтралитета во время исполнения служебных функций он обязан руководствоваться не собственными политическими интересами и пристрастиями, а выработанной единой государственной политикой в конкретном вопросе в целях удовлетворения публичного интереса.

Принцип всеобщности аттестации означает, что она проводится во всех муниципальных органах. Аттестации подлежат все лица, занимающие муниципальные должности муниципальной службы.

Принцип гласности заключается в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто. Этот принцип характеризуется доступностью всех аттестационных материалов, демократизмом проведения оценки, открытостью обсуждения профессиональных, личных и нравственных качеств аттестуемого, всех сторон его служебной деятельности. Гласность выражается и в том, что подлежащему аттестации служащему предоставляется право ознакомления с подготовленной на него характеристикой. Он имеет возможность выдвигать свои возражения по существу характеристики и вносить предложения и замечания по улучшению работы конкретного органа местного самоуправления или его подразделения. Результаты аттестации сообщаются открыто сразу же после голосования.

Важным принципом аттестации является коллективность оценки. Суть этого принципа состоит, во-первых, в том, что процесс сбора, анализа, обобщения аттестационной информации, рассмотрения профессиональных, деловых и нравственных качеств и выработка оценки служащих осуществляются группой высококвалифицированных служащих, авторитетных специалистов, т. е. аттестационной комиссией. Во-вторых, коллективность оценки предполагает проведение продуктивного обмена мнениями о сильных и слабых сторонах аттестуемого служащего. Гласность, коллективность оценки и учет общественного мнения при проведении аттестации должны создавать условия для реализации важного требования о преимущественной ориентации служащих органов местного самоуправления не на собственные, а на общественные интересы.

Принцип периодичности (систематичности) аттестации означает, что она проводится постоянно через определенные в нормативных актах промежутки времени. От этого принципа зависит и эффект аттестации как организационно-правового явления в структуре системы работы с персоналом. Принцип периодичности должен обеспечивать надлежащий уровень исполнения служащими должностных обязанностей вне зависимости от внешних факторов, перемен, политических условий.

Аттестация выполняет основное свое предназначение только в том случае, если ее оценка объективна. Особенно велик субъективизм оценок, когда их собираются использовать как удобный повод для сведения счетов с «неугодными» служащими. Принцип объективности оценки выражается в том, что профессиональные, деловые, личные и нравственные качества служащего рассматриваются с точки зрения их практического проявления, т. е. такими, какими они являются в действительности. Объективность оценки означает, что в процессе аттестации освещаются только реальные факты (успехи, недостатки, ошибки) в деятельности каждого служащего. Главной чертой принципа объективности оценки является беспристрастность, отсутствие всяких предубеждений относительно делового поведения служащего.

Принцип комплексности оценки должен гарантировать всесторонность, принципиальность и объективность оценки служащих. Комплексность оценки означает аттестацию служащих как таковых, т. е. оценку их работы по трем основным направлениям:

— оценка результатов деятельности служащих;

— оценка процесса управленческого труда, исполнения должностных обязанностей;

— оценка личностных качеств служащего.

Принцип обоснованности оценки и рекомендаций аттестационной комиссии является одним из важнейших. Обосновать ту или иную оценку — значит доказать ее целесообразность, истинность и справедливость, убедить в том, что она отражает действительные заслуги, а также имеющиеся недоработки и ошибки служащего.

Степень реализации всех других принципов, а также правовая значимость аттестации определяется принципом действенности аттестации — обязательным принятием по результатам аттестации организационно-правовых мер, присвоением квалификационного разряда, а в необходимых случаях — мер ответственности и стимулирования. Аттестация не обеспечит своего главенствующего положения в системе работы с персоналом, если ее результаты не будут подтверждаться и развиваться стимулирующими мероприятиями. Гарантированность выполнения рекомендаций аттестационной комиссии — залог достижения всех целей аттестации. Кроме того, одной из целей аттестации является соответствие интересов государства, общества и служащих для обеспечения качественного и эффективного управления. Двигателем механизма аттестации должен стать интерес — материальный, моральный, организационный, политический и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *