Аудит финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности — это набор специальных процедур, позволяющих сформулировать заключение о достоверности отчетной информации. В чем заключается смысл аудита, как оформляются его результаты, а также каковы требования к аудиторам, узнайте из нашего материала.

Сущность аудита финансовой отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Дополнительные требования к аудитору

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Оформление результатов аудита

Итоги

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

  • «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия»;
  • «Особенности анализа консолидированной отчетности».

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):

  • законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
  • федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).

Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:

  • соблюдать независимость;
  • применять профессиональный скептицизм;
  • следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).

Об основных этапах аудита расскажет материал «Порядок проведения аудита бухгалтерского баланса».

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:

  • получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
  • изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
  • сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
  • иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).

О задачах иных контрольных мероприятий читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Итоги

Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Под аудитом бухгалтерской (финансовой)отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

¾ бухгалтерская (финансовая) отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

¾ бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

¾ степень достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов.

Целями аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

¾ соответствия бухгалтерского (финансового) учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского (финансового) учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

¾ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономического субъекта.

Задачами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:

¾ формулировка основных требований по учету нормативных документов в ходе проверки;

¾ определение действий аудитора при выявлении фактов нарушений проверяемым экономическим субъектом требований нормативных документов;

¾ отражение в рабочей документации аудитора фактов нарушений требований нормативных документов.

При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений. Цель проводимого аудита не состоит в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности экономического субъекта применяемому законодательству.

Выявленные аудитором нарушения могут влиять:

¾ существенно на величину показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

¾ несущественно на величину показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству или третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом нормативных документов аудитору следует произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчетности в целом в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор может по согласованию с экономическим субъектом предпринять одно или несколько из следующих действий:

¾ направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;

¾ письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи, безусловно, положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то факт разногласий может быть отмечен в письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Проверка аудитором соответствия деятельности экономического субъекта требованиям нормативных актов:

1. При планировании аудиторской проверки аудитор должен, исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта, определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность этого субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования.

2. Аудитор должен обратить особое внимание на такие нормативные акты, невыполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:

а) изучить имеющуюся информацию и нормативно — правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

б) получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;

в) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки, с руководством экономического субъекта;

г) проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.

3. Как и в других вопросах, в части, касающейся проверки соблюдения экономическим субъектом требований нормативных актов, аудитор должен планировать и проводить аудит с достаточной степенью профессионального скептицизма.

4. Аудитор должен иметь в виду, что при проведении аудиторских проверок существует риск не обнаружения, несмотря на то, что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности. Вероятность этого риска значительно возрастает при наличии следующих факторов:

а) значительного количества нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

б) ограниченности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;

в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;

г) получения аудитором большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный характер.

5. При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта».

6. Аудитор должен добиваться того, чтобы руководство экономического субъекта принимало меры по выявлению, предупреждению и устранению нарушений требований нормативных актов, которые могут исказить бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономического субъекта.

При осуществлении проверки выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, целью является установление требований к аудиторской фирме или аудитору, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя.

Программа аудита

Программа является развитием общего плана аудита и представляет детальный перечень содержания процедур, необходимых для практической реализации плана. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля состоит в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа процедур по существу представляет перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу учета.

В зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы.

2.5 Аудиторское заключение

Согласно федеральному закону об аудиторской деятельности в РФ — аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта содержит мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности, которое должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия всех существенных аспектов бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторские заключения можно подразделить в зависимости от мнения аудиторов о достоверности отчетности на безоговорочно — положительные и модифицированные.

Безоговорочно — положительное заключение содержит мнение аудиторов без всяких замечаний и оговорок.

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

— факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Аудиторское заключение представляется экономическому субъекту в сроки, согласованные этим субъектом, не менее двух первых экземпляров. Каждый экземпляр вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшюрован.

Экономический субъект несет ответвенность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям.

Глава 3. Аудит бухгалтерской (финансовой отчетности)

3.1.Характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «База механизации» Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 59 № 000523668 от 25 декабря 2002г.

Государственный регистрационный номер 1025901711296

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 59 № 001606021 от 25.12.2002

Основным видом экономической деятельности является сдача в аренду недвижимости.

3.2. Правовые отношения

Правовые отношения между аудиторской фирмой и аудируемым лицом установлены в Договоре об оказании аудиторских услуг №15 от 25.11.2008года (Приложение 2) и Письмом – обязательством о согласии на проведение аудита (Приложение 3).

3.3. Предварительные процедуры аудиторской проверки

Общий план аудита бухгалтерской отчетности

Аудируемое лицо: ООО «База механизации»

По договору №15 от 25.11.2008 г.

Период аудита: 01.01.2008 по 30.09.2008 г.

Руководитель аудиторской проверки: Золотарев Е.К.

Состав аудиторской группы: Вахонина Т.Г., Иванова В.С.

Планируемый аудиторский риск: 5%

Планируемый общий уровень существенности: 10%

№ п/п Планируемый вид работ Кол-во чел/дн примечание
1 Предварительное планирование 1
2 Оценка рисков и существенности по счетам бухгалтерского учета аудируемого лица 1
3 Сбор информации, составляющей общую характеристику аудируемого лица, в т.ч. изучение и анализ существующей структуры и системы управления аудируемого лица, их соответствия долгосрочным целям. 5
4 Проведение анализа бухгалтерской отчетности аудируемого лица, с выводами о финансовом состоянии предприятия 12
5 Аудит бухгалтерской отчетности 11
6 Подготовка отчета по результатам аудиторской проверки 6
7 Согласование материалов аудиторской проверки с руководством аудируемого лица 4
Итого : 40

Руководитель аудиторской проверки __________________ Золотарев Е.К.

С общим планом ознакомлены:

______________ ФИО

______________ ФИО

______________ ФИО

Программа проведения аудиторской проверки

Аудируемое лицо: ООО «База механизации»

По договору №15 от 25.11.2008 г.

Период аудита: 01.01.2008 по 30.09.2008 г.

Руководитель аудиторской проверки: Золотарев Е.К.

Состав аудиторской группы: Вахонина Т.Г., Иванова В.С.

Планируемый аудиторский риск: 5%

Планируемый общий уровень существенности: 10%

№ п/п Планируемый вид работ Исполнитель

(ФИО)

Примечание
1 Предварительное планирование, оценка рисков и существенности по счетам бухгалтерского учета аудируемого лица Вахонина Т.Г.
2 Оценка рисков и существенности по счетам бухгалтерского учета аудируемого лица Вахонина Т.Г.
3 Сбор информации, составляющей общую характеристику аудируемого лица, в т.ч. изучение и анализ существующей структуры и системы управления аудируемого лица, их соответствия долгосрочным целям компании Иванова В.С.
3 Аудит бухгалтерской отчетности
3.1 Проверка полноты и правильности формирования Бухгалтерского баланса (форма №1) Вахонина Т.Г.
3.2 Проверка полноты и правильности формирования Отчета о прибылях и убытках (форма №2) Вахонина Т.Г.
4 Подготовка отчета по результатам аудиторской проверки Иванова В.С.
5 Подготовка аудиторского заключения и письменного отчета руководству аудируемого лица Вахонина Т.Г.
6 Согласование материалов аудиторской проверки с руководством аудируемого лица Иванова В.С.

Генеральный директор Представитель аудируемого лица

ООО «БАТ-АУДИТ» ООО «База механизации»

________________ Извекова И.В. __________________ФИО

Дата дата

Оценка риска средств контроля

Аудируемое лицо: ООО «База механизации»

Оценка риска средств контроля

(подчеркните правильный ответ)

№ п/п Факторы контрольной среды Высокая Средняя Низкая Источник информации, применяемая аудиторская процедура
  1. Стиль и основные принципы управления
1.1 Разделение обязанностей и полномочий Единоличное руководство Умеренное разделение ответственности и полномочий Широкое разделение ответственности и полномочий Анализ штатного расписания организации, должностных инструкций и трудовых контрактов руководящего состава организации. Отчет главного бухгалтера
1.2 Наличие стратегических целей развития организации Стратегия отсутствует Стратегические цели установлены частично Стратегия утверждена в документальном виде Опрос главного бухгалтера
1.3 Связь стратегических целей и повседневной деятельности Не связаны Связаны частично Связны на постоянной основе в рамках текущих планов Опрос главного бухгалтера
1.4 Отношение руководства к предпринимательским рискам Склонность к риску Умеренная осторожность Не склонность к риску Опрос главного бухгалтера
1.5 Отношение руководства к внутреннему контролю Руководство не считает необходимым внутренний контроль Руководство понимает необходимость внутреннего контроля Руководство уделяет большое внимание вопросам, связанным с внутреннем контролем Опрос главного бухгалтера
1.6 Процедуры с целью контроля за бухгалтерскими записями и минимизацией предвзятости, которая может повлиять на достоверность бухгалтерского учета отсутствуют Частичная организация необходимых процедур Хорошо организованная система процедур и тщательно разработанная стратегия контроля Опрос главного бухгалтера
1.7 Понимание руководством аудируемого лица значения бухгалтерской отчетности Недостаточное Средняя степень понимания Руководство уделяет большое внимание вопросам, связанным с бухгалтерской отчетностью Опрос главного бухгалтера
1.8 Обращение к аудиторам за консультацией по вопросам бухгалтерского учета Случаи обращения отсутствуют Руководство иногда обращается за консультациями к аудиторам Широкое использование практики, проведения консультаций Опрос главного бухгалтера, анализ представленной информации
1.9 Восприятие и выполнение аудиторских рекомендаций Руководство не принимает никаких действий в направлении выполнения рекомендаций Частичное выполнение рекомендаций Руководство понимает необходимость внесения корректировок и совершает необходимые действия в этом направлении Анализ предыдущего аудиторского отчета и опрос главного бухгалтера, работиков бухгалтерии о мероприятиях, проводимых на основании аудиторского отчета
Итого оценка стиля и основных принципов управления 7 2
  1. Организационная структура
2.1 Соответствие организационной структуры размеру и степени сложности деятельности организации Плохое Среднее Хорошее Опрос главного бухгалтера
2.2 Направление ответственности и полномочий неясное Определено частично Имеются ясные направления подотчтности по всем основным сферам деятельности Опрос главного бухгалтера
2.3 Наблюдение и контроль за проведением нетипичных операций Плохие Средние Хорошие Опрос главного бухгалтера
2.4 Участие высшего руководства в контроле за обработкой данных Недостаточное Умеренное Активное Опрос главного бухгалтера
2.5 Организационное закрепление функций внутреннего контроля/аудита Отсутствует Отдельные функции внутреннего контроля закреплены за отдельными подразделениями (сотрудниками) В организации имеется специальное контрольное подразделение Анализ должностных инструкций и штатного расписания организации
Итого оценка организационной структуры организации 3 2
3. Распределение ответственности и полномочий
3.1 Разработка должностных инструкций Не разработаны Разработаны частично Разработаны для всех должностей. Утверждены в документальном виде Опрос главного бухгалтера
3.2 Установление ответственности и полномочий по выявлению противозаконных, сомнительных и неэтичных действий Не устанавливаются Устанавливаются нерегулярно или в ограниченной форме Установлены на постоянной основе в целом по организации Опрос главного бухгалтера
3.3 Взаимосвязи ответственности работников Не взаимосвязаны Связаны частично или нерегулярно Связи установлены на постоянной основе в целом по организации Опрос главного бухгалтера
Итого оценка распределения ответственности и полномочий 1 0,75
4. Порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей
4.1 Соблюдение графика подготовки отчетности Отчетность сдается с опозданием График подготовки отчетности не соблюдается. Отчетность сдается в последний день График подготовки отчетности соблюдается. Отчетность сдается не менее, чем за 2 дня до установленного срока Опрос главного бухгалтера
4.2 Подготовка рабочего плана счетов и инструкций по ведению учета Рабочий план счетов отсутствует Рабочий план счетов составлен формально и не соответствует особенностям организации Рабочий план счетов соответствует установленным требованиям и особенностям организации Опрос главного бухгалтера, анализ приказа об учетной политике организации
4.3 Реакция на изменения в порядке ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности Плохая Средняя Отслеживаются изменения и оперативно принимаются необходимые меры Опрос главного бухгалтера
4.4 Установление мероприятий по контролю за доступом к программам обработки данных и файлам Не установлены Установлены нерегулярно или частично Установлены на постоянной основе Опрос главного бухгалтера
Итого оценка подготовки бухгалтерской отчетности 1 0,75
5. Порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей
5.1 Установление и поддержание системы подготовки внутренних отчетов для целей управления, соответствующей размерам и сложности организации Отчеты готовятся эпизодически по запросу руководства Установленная внутренняя отчетность не согласована с целями управления Установлена детальная система внутренней отчетности, работоспособность которой надлежащим образом поддерживается Опрос главного бухгалтера
5.2 Сметные показатели, другие финансовые и производственные показатели Опрос главного бухгалтера, руководителя службы планового (финансового) отдела
а) установление Не устанавливаются Устанавливаются нерегулярно или ограниченно Устанавливаются на постоянной основе
б) взаимосвязь Не взаимосвязаны Взаимосвязаны нерегулярно или частично Взаимосвязаны на постоянной основе
в) контроль Контроль не осуществляется Контроль осуществляется нерегулярно или частично Контроль осуществляется на постоянной основе
5.3 Выявление отклонений от запланированного хода деятельности Отклонения не выявляются Выявляются нерегулярно или частично Выявляются на постоянной основе Опрос главного бухгалтера
5.4 Сообщение об отмеченных отклонениях руководству Не сообщают Сообщают случайным образом или частично На постоянной основе сообщают руководству соответствующего уровня Опрос главного бухгалтера, руководителя службы планового (финансового) отдела
5.5 Анализ причин отклонений Причины не анализируются Причины анализируются нерегулярно или частично Причины анализируются на постоянной основе. По результатам анализа расхождений принимаются своевременные и эффективные меры Опрос главного бухгалтера, руководителя службы планового (финансового) отдела
Итого оценка подготовки внутренней управленческой отчетности 1 0,75
6. Обеспечение соответствия хозяйственной деятельности требованиям законодательства
6.1 Наличие учетной политики за аудируемый период, а также полнота отражения в ней существенных моментов учета и соответствие их требованиям действующего законодательства Учетная политика отсутствует Учетная политика утверждена, но существенные моменты учета обозначены не достаточно полно (развернуто) и/или не соответствуют действующему законодательству Учетная политика утверждена, существенные моменты учета обозначены развернуто и полностью соответствуют действующему законодательству Опрос главного бухгалтера
6.2 Наличие всех необходимых лицензий, патентов и разрешений на осуществление хозяйственной деятельности Отсутствуют полностью или частично Находятся в стадии оформления и получения Присутствуют в полном объеме Опрос главного бухгалтера
6.3 Соответствие применяемых систем управленческого, бухгалтерского и налогового учета требованиям действующего законодательства Применяемые системы учета не позволяют обеспечить соблюдение действующего законодательства Применяемые системы учета позволяют обеспечить соблюдение действующего законодательства частично Применяемые системы учета позволяют обеспечить соблюдение действующего законодательства в полном объеме Опрос главного бухгалтера
6.4 Наличие в аудируемом периоде претензий контролирующих органов (налоговая инспекция, милиция, органы государственной власти и т.п.) по соблюдению действующего законодательства Имеются претензии Проверка еще не закончена Претензии отсутствуют Опрос главного бухгалтера
6.5 Установление ответственности должностных лиц аудируемого лица за нарушения действующего законодательства Должностные лица не несут никакой ответственности за нарушения действующего законодательства Должностные лица привлекаются к ответственности только по усмотрению руководства Должностные лица несут персональную ответственность за нарушения, произошедшие по их вине Опрос главного бухгалтера
Итого оценка обеспечения соответствия хозяйственной деятельности требованиям законодательства 0,75 0,5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *