Баланс запасов полезных ископаемых

За прошедший год в России на государственный баланс было поставлено 120 месторождений твёрдых полезных ископаемых (ТПИ), в том числе — 76 золотоносных. Прирост запасов золота в недрах составил 346,5 тонн или 98% к уровню добычи, говорится в материалах по итогам работы Роснедр в 2018 году и планах на 2019 год.

На геологоразведочные работы по ТПИ было направлено 47,3 млрд рублей, что на 6,3% больше, чем в 2017 году. Традиционно наибольший объём вложений в восполнение минерально-сырьевой базы (МСБ) пришёлся на средства недропользователей, отмечается в документе.

Затраты недропользователей на воспроизводство МСБ в 2018 году составили, по предварительной оценке, 427 млрд рублей, в том числе 43 млрд — на ТПИ. Все 120 новых месторождений были зарегистрированы благодаря деятельности частных предприятий. Было открыто 16 месторождений коренного золота, 60 — россыпного, три — полиметаллических руд, два алмазов.

В целом за год прирост запасов золота по категориям АВС1+С2 составил 346,5 тонн, меди — 2,699 млн тонн.

Наиболее значимые объекты, — по запасам категорий: АВС1+С2:

  • Унгличиканское золоторудное месторождение в Амурской области, Petropavlovsk — 21,5 тонны золота;
  • Тамуньерское месторождение в Свердловской области, Polymetal — 11,5 тонны золота.

Более чем на 150 объектах произошли изменения разведанных запасов за счет разведки, переоценки, пересчета и прочих работ. Самые значимые приросты по категориям АВС1+ С2 получены:

  • Нежданинское золоторудное месторождение в Якутии, Polymetal — 11,5 тонны золота;
  • Песчанка медно­порфировое месторождение в Чукотском АО, KAZ Minerals — 116,4 тонны золота, 2,67 млн тонн меди;
  • Михеевское медно­порфировое месторождение в Челябинской области, РМК — 26,99 тонны золота, 960,9 тысячи тонн меди.

РЕСУРСЫ ЗА СЧЁТ ГОСБЮДЖЕТА
В 2018 году для Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 33,1 млрд рублей.

Основные затраты пришлись на работы по государственной программе воспроизводства и использования природных ресурсов — 33 млрд с учетом неисполненных обязательств, перешедших с предыдущего года.

На геологоразведочные работы было запланировано 25,14 млрд рублей, в том числе 5,798 млрд (с учетом неисполненных обязательств, перешедших с предыдущего года) — на твердые полезные ископаемые.

Фактическое выполнение работ составило 4,5734 млрд рублей.

«В 2018 году бюджетное финансирование геологоразведочных работ оказалось значительно ниже, чем в 2013­2017 годах, — отмечается в материалах Роснедр. — Снижение объёмов повлекло за собой уменьшение количества объектов и, как следствие этого, снижение общей результативности поисковых работ».

Геологоразведочные работы проводились на 16 видов ТПИ, приоритетными, как в предыдущие годы, являлись стратегические и высоколиквидные, наиболее привлекательные для лицензирования полезные ископаемые: золото, алмазы, серебро, металлы платиновой группы. Более 70% объемов работ было сосредоточено на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (32% и 42%, соответственно).

В Дальневосточном ФО локализовано 20 перспективных площадей, в том числе, впервые прогнозируемые рудные узлы с золото­меднопорфировым, эпитермальным золото­серебряным и золото­кварцевым типами оруденения с ресурсами категории Р3:

  • Зааменский с ресурсами меди 2,8 млн тонн, золота — 150 тонн;
  • Плотниковский — меди — 500 тысяч тонн, золота — 50 тонн, молибдена — 100 тонн;
  • Северо­Уйский — золота — 44 тонны, серебра — 720 тонн;
  • Светлинский — золота — 9 тонн, серебра — 1,185 тысячи тонн;
  • Бекчинский — золота — 210 тонн, в составе впервые локализовано рудное поле Соболиное с ресурсами золота Р2 — 17 тонн.

На территории Сибирского ФО выявлено 11 перспективных площадей, в том числе рудные узлы с прогнозными ресурсами золота категории Р3:

  • Шивилигский — 116 тонн;
  • Элегест­Межегейский — 100 тонн.

На территории Северо­Западного ФО локализовано пять перспективных площадей, в том числе Матшарский серебро­полиметаллический район на архипелаге Новая Земля.

Прирост прогнозных ресурсов Р1+Р2 по золоту составил 70%; алмазам — 76,6%; металлам платиновой группы — 70%; серебру — 62,1%. За счет средств федерального бюджета осуществлялись работы на 82 объектах, из них на 42 — на благородные металлы. На 14 участках ГРР были завершены.

Положительные результаты — апробация прогнозных ресурсов категорий Р1+Р2, получены, в частности:

  • Понийский участок в Хабаровском крае, перспективный на выявление золото­медно­порфирового оруденения, прирост прогнозных ресурсов составил: по золоту — 99 тонн и меди — 714 тысячи тонн;
  • Олептынская площадь, по ней получен прирост прогнозных ресурсов по серебру — 323 тонны;
  • Арцевская площадь — получен прирост по свинцу — 38 тысяч тонн, цинку — 14 тысяч тонн, серебру — 129 тонн.

С МОЛОТКА И ПО ЗАЯВКЕ
В 2018 году Роснедра провели 300 аукционов и конкурсов на право пользования недрами на твердые полезные ископаемые, из них состоявшимися признаны 232 (77,3%) — предоставлен в пользование 231 участок недр.

Наиболее крупные, по размеру разового платежа стали:

  • Светловское рудное поле в Иркутской области (ресурсы золота Р1 — 61 тонна, Р2 — 59 тонн), выиграл «Высочайший», предложивший 697,445 млн рублей при старте 69,054 млн;
  • Россыпь руч.Пенный с притоками в Магаданской области (запасы C1 — 207 кг, ресурсы Р1 — 30 кг), выиграла ГДК «Берелех», предложившая 504,9 млн рублей при старте 4,5 млн.

Всего же в прошлом году ведомство выдало 1,351 тысячи лицензий, включая 749 по «заявительному» принципу, а также по факту открытия месторождений, по госконтрактам, краткосрочные лицензии. В целом за время действия «заявительного» принципа поступило 4,96 тысячи заявок, принято решений о предоставлении права пользования недрами — 2,069 тысячи, выдано 1,935 тысячи лицензий, в том числе в 2018 году — 749. Рассмотрено 1,288 тысячи проектов по лицензиям, предоставленным по «заявительному» принципу с общим объемом инвестиций в ГРР — 80,2 млрд рублей.

Пока предприятия могут подавать заявки на участки с ресурсами категории Р3, но не исключено, что в ближайшей перспективе под «заявительный» принцип могут попасть и объекты с ресурсами Р1 и Р2.

«Учитывая более высокую эффективность «заявительного принципа» по сравнению с механизмом предоставления в пользование участков недр по перечням, представляется целесообразным расширить действие «заявительного» принципа на участки недр, содержащие прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых категории P1 и P2″, — считают специалисты Роснедр.

Для оценки целесообразности этой инициативы предлагается реализовать «пилотный проект» по распространению «заявительного» принципа на такие участки на территории Чукотского АО, поскольку она в значительной степени занята объектами с оцененными прогнозными ресурсами рудного и россыпного золота категорий Р1 и Р2 и перспективна для геологического изучения. В случае положительных результатов такой «заявительный» принцип может быть распространен на всей территории Российской Федерации.

ПЛАНЫ ’19
В 2019 году затраты Роснедр составят 33,168 млрд рублей, из них 33,063 млрд предполагается направить на работы по государственной программе воспроизводства и использования природных ресурсов, в том числе на ГРР — 26,463 млрд (с учетом неисполненных обязательств 2018 года), из них на ГРР по ТПИ — 6,471 млрд.

Динамика финансирования ГРР по ТПИ, млрд рублей:

На 2019 год переходят с 2018 года 39 объектов, 24 объекта должны быть завершены в текущем году. Приоритетным при этом останется развитие МСБ для действующих и формируемых минерально­сырьевых центров, в том числе в пределах территорий опережающего развития и приоритетных территорий Российской Федерации (Дальний Восток, Сибирь, Арктическая зона).

А также прирост прогнозных ресурсов категории Р1+Р2, в соответствии госпрограммой воспроизводства и использования природных ресурсов до 2024 года, в частности:

  • медь — 464 тысячи тонн;
  • золото — 628 тонн;
  • алмазы — 55 млн карат;
  • серебро — 9,8 тысячи тонн.

Налог на добычу полезных ископаемых — льготы по нему определены в положениях НК РФ — можно в установленных законом случаях не уплачивать либо существенно снижать. Рассмотрим особенности соответствующих механизмов снижения платежной нагрузки на хозсубъект, добывающий полезные ископаемые, подробнее.

Какие льготы установлены для плательщиков НДПИ

Льготы по НДПИ: когда можно не платить налог

Льготы по НДПИ: нулевая ставка

Льготы по НДПИ: вычеты

Итоги

Какие льготы установлены для плательщиков НДПИ

Под льготами для плательщиков НДПИ правомерно понимать:

  • возможность не уплачивать соответствующий налог в принципе;
  • возможность пользоваться нулевой ставкой по НДПИ;
  • возможность использовать вычеты по соответствующему налогу.

Рассмотрим подробно сущность каждой из отмеченных преференций, позволяющих снизить сумму налога к уплате.

О сроках, установленных для оплаты НДПИ читайте в материале «Сроки уплаты налога на добычу полезных ископаемых».

Льготы по НДПИ: когда можно не платить налог

НДПИ может не уплачиваться в установленных законом случаях:

1. Если добываемое сырье или минерал не могут быть отнесены к объектам налогообложения (перечень ископаемых, которые не считаются объектами налогообложения по НДПИ, зафиксирован в п. 2 ст. 336 НК РФ).

2. Индивидуальными предпринимателями. Это возможно в случае, если одновременно соблюдаются следующие 2 критерия:

  • ископаемое добывается для личных нужд ИП — то есть без дальнейшей переработки в производстве или перепродажи;
  • ископаемое относится к категории общераспространенных.

Перечень общераспространенных ископаемых зафиксирован в рекомендациях, которые утверждены распоряжением МПР России от 07.02.2003 № 47-р. К таким ископаемым относятся, в частности, обычный песок, ПГС (п. 2.2 рекомендаций).

3. Любыми хозяйствующими субъектами, если осуществляется извлечение полезных ископаемых, которые залегают над недрами — то есть в почвенном слое (преамбула к Закону «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Это возможно, например, если хозяйствующий субъект — строительная фирма и в ходе работ она извлекает песок из почвы в котловане.

Критерии определения глубины почвенного слоя не зафиксированы в федеральном законодательстве РФ. Но во многих региональных правовых актах есть норма, по которой хозяйствующий субъект, извлекающий полезные ископаемые из земли в пределах глубины 5 метров, не должен оформлять лицензию на их добычу и становиться, таким образом, субъектом уплаты НДПИ. В свою очередь, если ископаемые извлекаются с большей глубины — лицензия нужна (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-3).

Собственно, факт наличия лицензии у ИП или юрлица на добычу полезных ископаемых — единственный критерий установления у того или иного лица статуса плательщика НДПИ (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

В свою очередь, добыча ископаемых без лицензии штрафуется на основании положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Кроме того, вред, нанесенный природе, должен быть компенсирован (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I).

Льготы по НДПИ: нулевая ставка

Существует достаточно широкий спектр полезных ископаемых, при добыче которых нет необходимости уплачивать НДПИ по причине того, что для них установлена нулевая ставка.

Основной перечень данных ископаемых зафиксирован в п. 1 ст. 342 НК РФ. К таковым относятся, в частности:

  • любые ископаемые в части нормативных потерь;
  • попутный газ;
  • любые ископаемые, добытые на месторождениях с некондиционными запасами,
  • сверхвязкая нефть;
  • природный газ, газовый конденсат, добываемые на полуостровах Ямал, Гыданский и используемые в целях производства сжиженного газа (при соответствии объемов и сроков добычи критериям, которые зафиксированы в подп. 18 и 19 п. 1 ст. 342 НК РФ);
  • нефть и газ, добытые на залежах, которые расположены на принадлежащих России участках Каспийского моря (представленных внутренними видами РФ, территориальным морем, континентальным шельфом РФ, российской частью дна) при условии, что данные залежи соответствуют характеристикам, определенным в подп. 20 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • нефть, которая добывается из скважин, которые соответствуют критериям, зафиксированным в подп. 21 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • прочие случаи, зафиксированные в п. 1 ст. 342 НК РФ.

Если рассматривать примеры иных оснований для применения нулевой ставки — можно обратить внимание на формулировку, приведенную в подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ: налоговая ставка 35 руб. за 1 000 куб. м при добыче природного газа принимается равной нулю, если сумма определенного показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа и вычисляемого по отдельно приведенной методике, с произведением трех сомножителей — ставки для газа, базового значения единицы условного топлива, а также коэффициента сложности добычи газа, будет меньше 0.

О том, как взаимосвязаны тип полезного ископаемого и вид применяемой к нему ставки, читайте в статье «Налоговые ставки НДПИ в 2017 году».

Льготы по НДПИ: вычеты

Исчисленная сумма НДПИ может быть уменьшена налогоплательщиком по основаниям, которые отражены в ст. 343.1, 343.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 343.1 НК РФ налогоплательщики, добывающие уголь, могут уменьшить НДПИ на расходы, которые имеют отношение к обеспечению безопасности труда. При этом вместо данной льготы (при ее неприменении) налогоплательщик может включить соответствующие расходы в те издержки, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 3 ст. 343.2 НК РФ налогоплательщики, добывающие нефть в Татарстане и Башкортостане, вправе рассчитывать на особые льготы, установленные для черного золота. Так, если нефтяная компания осуществляет добычу углеводородов в Татарстане по лицензии, выданной до 01.07.2011, а также при условии, что начальные запасы нефти по месторождению составляют 200 млн тонн и более на 01.01.2011, применяется вычет, исчисляемый в миллионах рублей по формуле, определенной в п. 3 ст. 343.2 НК РФ.

Вычет может быть применен в рамках налогового периода с 01.01.2012 по 31.12.2018.

Кроме того, плательщик НДПИ может применить еще один вычет — в виде уменьшения налогооблагаемой базы (определяемой исходя из стоимости ископаемого) по ископаемому, которое реализуется на рынке, на расходы, связанные с доставкой соответствующего продукта потребителю. Порядок применения данного вычета регламентирован ст. 340 НК РФ.

Итоги

К числу льгот по НДПИ относится возможность:

  • не платить данный налог в принципе;
  • пользоваться нулевой ставкой по нему;
  • применять вычеты.

При этом основания для неуплаты НДПИ, определенные для ИП и юрлиц, в ряде случаев различаются.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г.

Регистрационный N 26227

1. Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минприроды России от 14.07.2009 N 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» (зарегистрирован в Минюсте России 2 декабря 2009 г., регистрационный N 15353);

приказ Минприроды России от 19.05.2010 N 172 «О внесении изменения в Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июля 2009 г. N 207» (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2010 г., регистрационный N 17635).

Министр С. Донской

Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса

2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах», с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее — Государственный баланс).

3. На основании статьи 31 Закона Российской Федерации «О недрах», Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

4. Федеральное агентство по недропользованию (далее — Роснедра) осуществляет ведение Государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списание с Государственного баланса.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

6. Запасы полезных ископаемых на Государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

7. Запасы полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

8. На Государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

9. Учету на Государственном балансе подлежат:

1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только извлекаемые запасы;

3) по подземным водам и лечебным грязям — балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в ней ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей;

4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) — запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;

5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на Государственном балансе;

6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;

7) запасы полезных ископаемых, складированные в спецотвалах и добытые из них.

10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

11. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

12. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях:

запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ;

запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных Государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:

соответствующим пользователем недр по участкам недр, предоставленным в пользование для целей геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для целей разведки и добычи полезных ископаемых, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

13. Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

14. Учет изменений запасов полезных ископаемых в Государственном балансе осуществляется Роснедрами в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

15. Роснедра осуществляет составление Государственного баланса в установленном порядке на основании данных:

ежегодной государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных Роснедрами или его территориальным органом;

территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

16. Роснедра подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации:

по твердым полезным ископаемым (кроме угля) в срок до 1 июля года, следующего за отчетным;

по нефти, газу и углю — до 1 августа года, следующего за отчетным.

В срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, Роснедра обеспечивает выпуск Государственного баланса по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых -1) система документов установленной формы (выпуски Г.б. по видам полезных ископаемых одной книгой или состоящие из нескольких томов, характеризующих состояние и изменение запасов полезных ископаемых по РФ в целом; тома выпусков Г.б. одной книгой или состоящие из нескольких частей, характеризующих состояние и изменение минерально-сырьевой базы по федеральным округам РФ; части выпуска или соответствующего тома Г.б. одной брошюрой или состоящие из одного оттиска, характеризующие состояние и изменение минерально-сырьевой базы по субъекту РФ; отдельный оттиск по недропользователям, осуществляющим деятельность в данном субъекте РФ в пределах предоставленных в пользование участков недр), содержащих сведения о запасах полезных ископаемых в РФ и субъектах РФ; 2) (для целей Закона Российской Федерации «О недрах») система сведений о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ; Г.б. составляется и ведется федеральным органом управления государственным фондом недр; постановка запасов полезных ископаемых на Г.б. и их списание с Г.б. осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора (см. также Территориальные балансы запасов полезных ископаемых) .

Экологическое право России: словарь юридических терминов. — М.: Городец. А. К. Голиченков. 2008.

Инструкция о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
С УЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ*

РД 07-203-98

* Не требует государственной регистрации (письмо Минюста России от 17.04.98 г., регистрационный N 2742-ПК).
ПОДГОТОВЛЕНА рабочей группой в составе: В.С.Зимич, В.В.Грицков, М.Г.Козаченко, Я.И.Васильев, Л.И.Моторная, А.Ф.Стругов, А.И.Петраков, М.А.Иофис.
УТВЕРЖДЕНА постановлением Госгортехнадзора России от 17.09.97 N 28, Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 18.07.97 N 121-1
Введена в действие с 21.05.98 г.
С вводом в действие указанной Инструкции, Положение о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденное Госгортехнадзором СССР 14.10.86 N 31, на территории Российской Федерации не применяется.

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 3.03.95 N 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (далее — Закон Российской Федерации «О недрах») (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 10. Ст.823) в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 21. Ст.2483), Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 8. Ст.657).

2. Инструкция устанавливает порядок списания запасов полезных ископаемых с государственного баланса запасов полезных ископаемых при добыче полезных ископаемых. В целях настоящей Инструкции под запасами полезных ископаемых понимаются основные и совместно с ними залегающие полезные ископаемые и содержащиеся в них полезные компоненты, выявленные в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшие государственную экспертизу или получившие геолого-экономическую оценку и поставленные на учет в установленном порядке.
Данные об объемах запасов полезных ископаемых, списанных в соответствии с настоящей Инструкцией по результатам работ по добыче полезных ископаемых, являются окончательными данными при ведении государственного баланса запасов полезных ископаемых и для внесения платежей за пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

3. Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию организаций по добыче полезных ископаемых и ликвидацию горных выработок на территории Российской Федерации, в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации*.
________________
* К организациям по добыче полезных ископаемых относятся субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица, граждане и индивидуальные предприниматели, если в соответствии с действующим законодательством они являются пользователями недр и наделены правом осуществлять добычу полезных ископаемых.

4. При разработке месторождений полезных ископаемых списанию с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых в установленном настоящей Инструкцией порядке подлежат запасы участка недр, предоставленного в установленном порядке в пользование организации по добыче полезных ископаемых, включая ранее утвержденные или прошедшие государственную экспертизу в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее — МПР России), дополнительно поставленные на учет организации по добыче полезных ископаемых при уточнении границ горного отвода или в результате последующих геологоразведочных работ и разработке месторождения по решению Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России*.
_______________
* В соответствии со ст.31 Закона Российской Федерации «О недрах».

5. Организации по добыче полезных ископаемых при ведении первичного геолого-маркшейдерского учета полезных ископаемых в том числе заскладированных в спецотвалах, отражают его в книгах по учету движения запасов и представляют в установленном порядке государственную отчетность по формам государственного федерального статистического наблюдения 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.

6. Учтенные организацией по добыче полезных ископаемых балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих (твердых, жидких, газообразных) полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты (по нефтегазодобывающим предприятиям, в том числе извлекаемые запасы нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата и содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение, также йода, брома и других ценных компонентов, содержащихся в промышленных, в том числе нефтяных, водах) подлежат списанию в случаях:
а) добычи (извлечения из недр) и направления потребителям или на переработку;
б) потерь в процессе добычи, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке, погрузке, разгрузке и в местах хранения;

в) утраты промышленного значения, в том числе из-за несоответствия вновь установленным Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России кондициям (для нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных, газоконденсатных, газовых и битумных месторождений — вновь установленному коэффициенту извлечения соответствующих полезных ископаемых из недр);
г) нецелесообразности к отработке по технико-экономическим причинам, вследствие выявившегося усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий; оставления в предохранительных целиках под промышленные сооружения, жилые и общественные здания, памятники истории и культуры, природные объекты, если их охрана другими горными или конструктивными мерами не обеспечивает использование указанных объектов по прямому назначению, создает угрозу жизни и здоровью населения, а их снос или перемещение за границы зон влияния горных разработок является невозможным или экономически нецелесообразным;
д) неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения полезных ископаемых, в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания запасов полезных ископаемых;
е) исключения из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых, проведенной Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России;
ж) изъятия у организации по добыче полезных ископаемых в установленном порядке при лицензировании пользования недрами участка недр или его части.
Списание запасов полезных ископаемых отражается организацией по добыче полезных ископаемых в формах государственного федерального статистического наблюдения N 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.

7. По участкам недр, по которым прекращены права пользования недрами по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации «О недрах», без последующей ликвидации имущественных комплексов горных производств, а также изъятым у организаций по добыче полезных ископаемых при пересмотре в установленном порядке условий лицензии на пользование недрами, запасы полезных ископаемых списываются с учета организаций по добыче полезных ископаемых и продолжают учитываться в государственном балансе запасов полезных ископаемых в соответствующей (особой) группе учета как резервные.

8. Списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «а», «б», «г» пункта 6, производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, кроме полезных ископаемых, добытых и заскладированных в спецотвалах, которые должны состоять на особом учете.
Списание балансовых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «в», «д» пункта 6, производится как путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, так и путем перевода их в забалансовые запасы, если они в дальнейшем могут быть переведены в балансовые.
Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в пункте 7, в случае нецелесообразности их перевода из-за утраты промышленного значения в соответствующую (особую) группу учета как резервных, производится в порядке, предусмотренном пунктом 14.

9. Списание запасов полезных ископаемых или перевод балансовых запасов в забалансовые при проектировании строительства, реконструкции и расширения организации по добыче полезных ископаемых не производится.
Запасы полезных ископаемых, признанные нецелесообразными к отработке при проектировании строительства, реконструкции и расширения организации по добыче полезных ископаемых, списываются по мере частичного или полного оконтуривания их разведочными, подготовительными или очистными выработками в процессе разработки месторождения полезных ископаемых по основаниям, изложенным в подпункте «в» пункта 6 настоящей Инструкции.

10. Технические работы по ликвидации горных выработок могут производиться после решения вопросов о балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых и их дальнейшего учета в государственном балансе запасов полезных ископаемых. Ликвидация организации по добыче полезных ископаемых осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
При консервации организаций по добыче полезных ископаемых списание запасов полезных ископаемых не производится.

II. Порядок списания запасов полезных ископаемых с учета организаций по добыче полезных ископаемых

11. Списание балансовых (в том числе извлекаемых запасов нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата) и забалансовых запасов полезных ископаемых по причинам их добычи (извлечения из недр) производится организацией по добыче полезных ископаемых не реже одного раза в год в соответствии с данными первичного геолого-маркшейдерского и (или) весового (других приборных способов) учета организации по добыче полезных ископаемых.
Запасы полезных ископаемых из числа выявленных при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения списываются по причинам добычи и потерь после оформления их прироста в установленном порядке.

12. Списание балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых, потерянных в процессе добычи, осуществляется организацией по добыче полезных ископаемых не реже одного раза в год раздельно по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и т.п.).
В тех случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение их потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно с учетом установленного для данной выемочной единицы норматива потерь и количества добытых из нее полезных ископаемых. Окончательное количество потерянных полезных ископаемых, в том числе и сверхнормативных, по выемочной единице определяется после ее полной отработки и оформления акта на погашение выемочной единицы.
Отнесение в потери запасов полезных ископаемых, числящихся в не подлежащих отработке общешахтных целиках, и их списание осуществляется ежегодно по мере отработки шахтного (рудничного) поля и оконтуривания таких целиков подготовительными и очистными выработками. Количество запасов полезных ископаемых, подлежащих списанию, обосновывается технико-экономическими расчетами. До этого запасы полезных ископаемых числятся на учете организации по добыче полезных ископаемых как временно консервируемые в недрах.
Запасы полезных ископаемых, списываемые с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организаций по добыче полезных ископаемых в случаях их оставления в недрах из-за неправильного ведения горных работ, в том числе из-за неполноты выемки по площади и мощности, подработки (надработки) сближенных пластов, залежей, жил, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых или их участков, несвоевременного списания, преждевременного погашения горных выработок и др., и не включенные в нормативы потерь, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами Госгортехнадзора России, относятся к сверхнормативным потерям. Их списание производится после внесения организацией по добыче полезных ископаемых в бюджет платежей с объемов сверхнормативных потерь в двойном размере, как предусмотрено статьей 41 Закона Российской Федерации «О недрах».

13. Списание запасов полезных ископаемых за истекший год по причинам их добычи и потерь осуществляется в течение первого квартала следующего за отчетным года по формам государственного федерального статистического наблюдения N 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.
Организации по добыче полезных ископаемых до составления статистической отчетности по установленным формам согласовывают фактические объемы добычи и потерь полезных ископаемых с органами Госгортехнадзора России.

14. Запасы полезных ископаемых, утративших промышленное значение, списываются по следующим основаниям:
а) несоответствующие вновь установленным кондициям (для нефтяных, нефтегазовых, газоконденсатных, нефтегазоконденсатных, газовых и битумных месторождений — вследствие пересмотра коэффициента извлечения), а также исключенные из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых списываются в соответствии с решением Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России об утверждении новых кондиций (коэффициента извлечения) и запасов полезных ископаемых согласно этим кондициям (коэффициенту извлечения);
б) нецелесообразные к отработке по технико-экономическим причинам, вследствие выявившегося резкого усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий, списываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием целесообразности списания утративших промышленное значение запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых при положительном заключении экспертной организации, имеющей соответствующую лицензию;
в) оставленные в предохранительных целиках под промышленными сооружениями, жилыми и общественными зданиями, памятниками истории и культуры, водоемами и другими природными объектами согласно разрешениям органов государственного горного надзора на застройку площадей залегания полезных ископаемых или в силу сложившегося развития региона списываются в соответствии с условиями разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, выданных органами Госгортехнадзора России и Министерства природных ресурсов Российской Федерации, или в соответствии с мерами охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, согласованными с органами Госгортехнадзора России;
г) подготовленные и готовые к выемке, а также незатронутые подготовительными и очистными работами запасы полезных ископаемых на ликвидируемых из-за нерентабельности организациях по добыче полезных ископаемых списываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием (проектом) ликвидации, прошедшим экспертизу и согласованным с органами Госгортехнадзора России;
д) из-за изменения назначения использования земель списываются в соответствии с принятыми в установленном порядке государственными органами исполнительной власти соответствующими решениями.
Полное снятие с учета организации по добыче полезных ископаемых балансовых запасов, утративших промышленное значение, производится в случаях технико-экономического обоснования нецелесообразности перевода их в забалансовые.
При отсутствии потребителей на сырье, получаемое из запасов полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, они могут быть по согласованию с органами Госгортехнадзора России списаны в потери в объемах ежегодной добычи, если такие полезные ископаемые не складируются в отдельные отвалы и не состоят на специальном учете.

15. Списание исключенных из категории балансовых и (или) забалансовых запасов в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии с решением Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России.

16. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых по участкам недр, изъятым у организации по добыче полезных ископаемых в установленном порядке при лицензировании пользования недрами, производится в соответствии с лицензионными условиями, включая корректировку границ горного отвода.

17. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых, не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в пределах горного отвода, осуществляется по мере накопления (но не более чем за двухлетний период работы организации по добыче полезных ископаемых) новых данных о размерах, мощности тел полезных ископаемых, условиях их залегания и качестве полезных ископаемых, а по извлекаемым запасам нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата, новых данных и технико-экономического обоснования пересмотра величины коэффициента извлечения нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата в сторону уменьшения.
По материалам, обосновывающим неподтверждение запасов полезных ископаемых, производится государственная экспертиза с учетом заключения организации, осуществлявшей разведку.
Споры между организацией по добыче полезных ископаемых и территориальным органом управления государственным фондом недр рассматриваются Госгортехнадзором России и Министерством природных ресурсов Российской Федерации или решаются в судебном порядке.

18. Списание попутных полезных компонентов, в том числе рассеянных элементов, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России, осуществляется независимо от их извлечения в процессе обогащения и дальнейшей переработки, одновременно со списанием запасов основного полезного ископаемого.

19. Списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в пункте 17 производится по актам на списание запасов полезных ископаемых, согласованным с органами Госгортехнадзора России, а по причинам, указанным в пунктах 14, 15, 16, — по актам на списание запасов полезных ископаемых, утвержденным органами Госгортехнадзора России (приложение 1). При этом органы МПР России согласовывают акты на списание запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, и утверждают акты на списание запасов полезных ископаемых, не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения.
Со стороны организации по добыче полезных ископаемых акт на списание запасов полезных ископаемых подписывается руководителем организации, а также руководителями геологической и маркшейдерской служб. Если геолого-маркшейдерское обслуживание организации по добыче полезных ископаемых осуществляется по договору, то акт на списание запасов полезных ископаемых подписывается руководителем подрядной организации, при этом указывается номер лицензии на право производства маркшейдерских работ при пользовании недрами.

20. В случаях, когда разовое или суммарное количество балансовых запасов полезных ископаемых, списанных и (или) намечаемых к списанию вследствие утраты промышленного значения и неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в границах горного отвода, превышает 20% (для нефти и газа, в том числе извлекаемых) балансовых запасов полезных ископаемых, переданных по лицензии на пользование недрами организации по добыче полезных ископаемых, по запасам в границах горного отвода осуществляется экспертиза (пересчет и переутверждение) в установленном порядке в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России. В этих случаях к представляемым организацией по добыче полезных ископаемых в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых МПР России материалам прилагается заключение органа Госгортехнадзора России.

21. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых (по нефти, газу и компонентам — геологических и извлекаемых балансовых запасов), утративших промышленное значение и не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в пределах горного отвода, осуществляется по мере выявления (см. п.17) и не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

22. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов по причинам, указанным в пунктах 7, 15, 16, подпункте «д» пункта 14, осуществляется не позднее шести месяцев после принятия соответствующего решения Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России и органами, осуществляющими лицензирование пользования недрами.

23. Для списания с учета организации по добыче полезных ископаемых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение и не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в границах горного отвода, организация по добыче полезных ископаемых представляет в органы Госгортехнадзора России в установленные пунктами 17 и 21 сроки:
а) пояснительную записку, обосновывающую намеченное списание запасов полезных ископаемых раздельно в контурах, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России, и контурах оперативного учета по данным геологической и маркшейдерской документации, опробования и пересчета запасов, а также технико-экономическое обоснование списания запасов полезных ископаемых с приложением соответствующей геолого-маркшейдерской документации;
б) заключение заинтересованных территориальных природоохранных органов (в случае списания запасов, утративших промышленное значение по экологическим причинам);
в) заключение экспертизы технико-экономического обоснования списания запасов полезных ископаемых;
г) проект акта на списание указанных запасов полезных ископаемых в четырех экземплярах.
Рассмотрение материалов на списание запасов полезных ископаемых производится в срок, не превышающий 30 дней со дня их получения.

24. Для списания с учета организации по добыче полезных ископаемых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «д», «е» пункта 6, пункте 7 и подпункте «д» пункта 14, организация по добыче полезных ископаемых представляет в органы Госгортехнадзора России в установленные пунктом 22 сроки:
а) копию соответствующего решения государственных органов исполнительной власти;
б) пояснительную записку, обосновывающую намеченное списание запасов полезных ископаемых с приложением соответствующей геолого-маркшейдерской документации;
в) проект акта на списание указанных запасов полезных ископаемых в 4-х экземплярах.
Рассмотрение материалов на списание запасов полезных ископаемых производится в срок, не превышающий 15 дней со дня их получения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *