Бюджетирование и управленческий учет

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 2410-700Х

Башкортостан испытывают дефицит собственных оборотных средств, хотя и не такой глубокий как предприятии по России в целом. В 2015 г. его значение составило (-) 8,39%.

Таким образом, статистические данные свидетельствуют о том, что финансовая устойчивость предприятий Российской Федерации в целом и Республики Башкортостан продолжает снижаться. Список использованной литературы:

1. Исламгулова Д.Ф. Финансы предприятий: учеб.пособие. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2004 — 156 с.

2. Касимова Д.Ф. Анализ финансовой устойчивости предприятия // Современные финансовые инструменты развития экономики регионов: сборник статей XII МНПК молодых ученых и студентов. 2014. С. 123-124.

3. Касимова Д.Ф. Обзор методик финансового анализа, утвержденных нормативно-правовыми актами // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 3 (53). С. 242-245.

4. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. — М.: Проспект, 2010. — 424 с.

5. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru

© Касимова Д.Ф., 2016

УДК33

Р. Г. Киракосян

студент 3 курса экономического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

г. Ставрополь, Российская Федерация Е. А. Зубарева

студентка 3 курса экономического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

г. Ставрополь, Российская Федерация А. С. Василенко студентка 3 курса экономического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

г. Ставрополь, Российская Федерация

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Аннотация

Данная статья посвящена бюджетированию, его целям и месту в системе управленческого учета организации, а также рассмотрению бюджета организации, как основного элемента эффективной деятельности любой организации.

Ключевые слова

Бюджетирование, бюджет, финансовое планирование, управленческий учет, финансовый учет, учет затрат.

Постановка проблемы. Любая организация стремится к повышению эффективности своей деятельности. Основным рычагом воздействия на эффективность организации является ее бюджет. Бюджетом организации можно назвать план, разработанный на определенный период времени, представленный в количественных (чаще всего денежных) показателях, созданный с целью наиболее эффективного достижения стратегических ориентиров. Это позволяет сделать вывод, что правильное использование бюджета прямо пропорционально влияет на развитие организации в целом.

Цель работы — проанализировать и раскрыть содержание бюджетирования, а также определить его

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

место в системе управленческого учета.

Изложение основного материала. Зарубежные страны с развитой рыночной экономикой отделяют бюджету особое внимание. Говоря о бюджетировании Панов М. М. утверждает, что Королевский институт управленческого учета Великобритании определяет бюджет как план, представленный в денежном выражении, подготовленный и принятый на определенный период времени, в котором указывается, какой доход должен быть получен и/или какие затраты должны быть сделаны в течение этого периода, а также какой капитал предполагается использовать для достижения данной цели .

В процессе достижения поставленных целей организации сталкиваются с различными проблемами, инструментом решения которых выступает бюджетирование.

В книге «Бюджетирование: шаг за шагом» авторы делят процесс бюджетирования на три сегмента -планирование, разработку и контроль бюджетов, то есть деятельность в рамках этапа планирования и осуществления бюджета. Бюджетирование, это процедура составления и принятия бюджетов, одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени. Таким образом, бюджетирование — процесс составления планов показателей деятельности предприятия и контроля за их исполнением .

Бюджетирование взаимозависимо с системой мотивации персонала. Внедрение эффективной системы мотивации персонала положительно скажется на работу системы бюджетирования. Это связанно с уровнем мотивации сотрудников на выполнение утвержденных бюджетов. Поэтому следует внедрять систему мотивации параллельно системе бюджетирования или раньше неё.

Сущность бюджетирования состоит в разработке системы планов производственно-финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, а также контроля за выполнением этих планов и использования корректирующих воздействий на различные отклонения. В информационном отношении — это система, объединяющая результаты процессов планирования, анализа, учета и контроля стоимостных показателей деятельности организации .

Бюджетирование состоит из трех основных элементов: планирование, учет и контроль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планирование бюджета является одним из ключевых элементов бюджетирования, так как выступает основой для внутрифирменного планирования. Исходя из поставленных стратегических целей, организация распределяет финансовые ресурсы. Бюджет придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует созданию четких целей и задач во время разработки бизнес стратегии.

Составление бюджетов это одна из главных задач управленческого учета. Система учета позволяет накапливать сохранять и в последствии использовать точные данные о ресурсах организации, ее подразделениях, видах продукции или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию у руководителей и работников появляется возможность получать достоверную информацию и сравнивать результаты деятельности с намеченными целями.

Бюджетирование играет огромную роль в управленческом учете. Она отражает движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, позволяет с легкостью использовать соответствующие показатели финансовой деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

Очень важно контролировать использование бюджета. Бюджетный план представляет собой набор показателей или критериев, процесс исполнения которых должен быть под жестким контролем, что позволит оценить деятельность организации на любом этапе, путем сопоставления фактических данных с плановыми показателями.

Во время контроля использования бюджета управленческий учет использует различные способы анализа текущего состояния. В зависимости от цели анализа различают: перспективный, оперативный и ретроспективный бюджетный анализ.

Перспективный бюджетный анализ позволяет оценить процесс деятельности с позиции перспективы его развития и использования бюджетов. Его целью является изучение способов достижения стратегических и тактических целей организации и реальность их исполнения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х

При формировании бюджетов чаще всего используется оперативный бюджетный анализ, основной целью которого является оценка отклонений исполнения фактических показателей от намеченных. Оперативность означает прежде всего своевременность выявления отклонений, а также быстрого нахождения путей их ликвидации.

Ретроспективный анализ проводится по итоговым результатам деятельности, за период, установленный бюджетом. Проводится он по документированным источникам информации на базе бухгалтерской и статистической отчетности, что позволяет типизировать процедуры анализа. Использование компьютерной техники существенно сокращает сроки проведения анализа и позволяет более подробно изучать влияние выявленных факторов на результаты деятельности. Целью ретроспективного анализа является оценка напряженности бюджетных показателей, установление причины отклонения от бюджетных показателей и устранение их.

Исходя из вышесказанного можно сказать, что бюджетирование обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности, повышает адаптивность предприятия к изменениям факторов внутренней и внешней среды, снижает возможность ошибок в управлении, формирует единое видение планов предприятия и возникающих в процессе их осуществления проблем, обеспечивает мотивацию специалистов и более ответственный подход к принятию решений. Это позволяет ему занять одно из ключевых мест в процессе становления организации и ее будущему существованию.

Бюджетирование тесно связано с управленческим учетом и является составной частью его системы. Экономически эффективная деятельность организации возможна только в том случае, если она имеет четко заданные достаточно напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры затрат и результатов. Бюджетирование — это процесс определения таких параметров, планирования движения ресурсов по предприятию на заданный будущий период времени. Когда параметры заданы, необходим учет и контроль их исполнения, составляющий основу управленческого учета и анализа.

Вывод. Бюджетирование и управленческий учёт в целом играют огромную роль в функционировании и развитии нынешних предприятий в условиях большого количества конкурентов и сложного экономического состояния окружающей среды. Планирование бюджета позволяет качественно управлять всеми ресурсами и эффективно их использовать для получения максимальной прибыли.

Список использованной литературы:

1. Панов М. М. Постановка системы бюджетного управления или три координаты бизнеса: БДР, БДДС, ББЛ. — М.: Инфра-М, 2014. — 304 с.

2. Добровольский Е.Ю., Карабанов Б.М., Боровков П.С., Глухов Е.В., Бреслав Е.П. Бюджетирование: шаг за шагом. — М.:Питер, 2009. — С.448.

3. Интернет ресурс URL: http://finances.social

1. Планирование: назначение, цели и виды планов

2. Разработка главного бюджета и взаимосвязь его элементов. Операционный и финансовый бюджеты

3. Бюджет денежных средств: цели, назначение и процесс разработки

4. Статичные и гибкие бюджеты

Планирование: назначение, цели и виды планов

Планирование — одна из важнейших функций управления, представляющая собой процесс определения действий которые должны быть выполнены в будущем для использования ресурсов и получения доходов. В настоящее время планирование деятельности предприятия стало серьезной проблемой, поскольку:

— планы и средства более не спускаются «сверху», предприятие должно самостоятельно ориентироваться в условиях рынка;

— процесс планирования затянут во времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений;

— на многих предприятиях отсутствует система достоверной и своевременной информации о конъюнктуре рынка, о потребностях в текущих ресурсах и финансовых источниках их обеспечения;

— при планировании преобладает затратный механизм ценообразования; цены формируются без учета рыночных условий исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности;

— экономическое планирование традиционно подготавливает такие плановые документы, большинство из которых непригодны для анализа финансовой устойчивости предприятия.

Назначение планирования состоит в том, чтобы предвидеть проблемы деятельности предприятия до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений, имеющих сиюминутную целесообразность. Планирование как особый тип процесса принятия решений охватывает деятельность всего предприятия в целом. Основная цель планирования — определение необходимых для деятельности предприятия производственно-финансовых операций, их конкретизация во времени и по подразделениям предприятия, определение необходимого размера ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей деятельности.

Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле. В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

В зависимости от периодов планирования (период планирования — временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы) выделяют следующие виды планирования:

— оперативное (текущее) — на период до года;

— тактическое (среднесрочное) — на период 1—3 года;

— стратегическое (долгосрочное) — на период свыше трех лет.

Основными элементами планирования являются:

— прогнозирование и подготовка текущих программ;

— бюджетное планирование (бюджетирование).

При планировании деятельности предприятия речь пойдет о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

Прогнозирование состоит в подготовке долгосрочных программ. Программы — это основные направления деятельности, которые предприятие определило для реализации своей стратегии. Программы должны включать альтернативные планы, разработанные для различных вариантов вероятных условий. Процесс прогнозирования состоит в формировании новых стратегических программ, их корректировке (пересмотре), обосновании текущей программы. Текущие программы реализуются на основе разработки множества бюджетов текущей деятельности, где в количественной форме формируется годовой план по прибыли, а также ежемесячный план оперативной деятельности.

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно, бюджет (или смета) — это план.

Бюджетирование — это распределенная система согласованного управления деятельностью подразделений предприятия. Ключевыми моментами бюджетирования являются координация, адресность и оценка затрат. Бюджетирование базируется на системе бюджетов.

Бюджет (смета доходов и расходов) — финансовый план на конкретный период, согласованный с производственной деятельностью предприятия, цели которого выражены в показателях отчетности в денежном выражении во взаимосвязи с обязательствами, т.е. ответственностью каждого подразделения за достижение этих целей.

Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий, его также называют прогнозом будущих финансовых операций.

Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.

Бюджет текущей (операционной) деятельности — подробный план структуры доходов и расходов по центрам ответственности. Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки идет как снизу вверх, так и сверху вниз.

Использование бюджета создает следующие преимущества для организации:

— помогает контролировать производственную ситуацию;

— создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений;

— координирует деятельность руководителей различных подразделений организации;

— создает основу для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из следующих этапов:

1) планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;

2) определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

3) обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

4) корректировка планов, с учетом предложенных поправок.

В отличие от финансовой отчетности, форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков. Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной — определенной и значащей для ее пользователей. Этот документ может:

— содержать лишь данные: о доходах; о расходах; о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;

— разрабатываться в любых единицах измерения — как стоимостных, так и натуральных;

— составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений — центров ответственности, что позволяет скоординировать их действия.

Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение 1 кв. пересматривается смета 2 кв. и составляется смета на 1-й кв. следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед).

В системе управления на основе разработанных бюджетов осуществляется координация различных видов деятельности предприятия, согласование деятельности всех его подразделений, контроль и оценки эффективности. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план или стандарт, формализующий ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце отчетного периода бюджет играет роль измерителя, позволяющего менеджерам управлять по отклонениям: сравнивать полученные результаты с запланированными и корректировать дальнейшую деятельность

Если разработка бюджетов и прогнозов основана на одном и том же комплексе исходных данных и предположениях о поступлениях, выплатах, величине товарно-материальных запасов, уровне деловой активности, то они будут соответствовать друг другу, и образуют взаимосвязанную систему.

В управленческом учете в зависимости от поставленных задач бюджеты классифицируются по ряду признаков (табл.1).

Таблица 1 — Классификация бюджетов в управленческом учете

Признаки

Виды бюджетов

Степень обобщенности

Главный (генеральный)

Общий

Частные

Периодичность предоставления

Краткосрочный

Среднесрочный

Долгосрочный

Способ планирования

Дискретный

Скользящий

Механизм использования

Статичный (жесткий)

Гибкий

Разработка скользящего бюджета состоит в добавлении бюджета на предстоящий период, как только истекает срок предыдущего периода, а счет чего обеспечивается непрерывность процесса планирования. Составление бюджета является постоянным, динамичным процессом и не заканчивается с принятием годового бюджета. Например, квартальный бюджет в течение года может быть пересмотрен в результате появления новой информации. На основе сравнения фактических результатов осуществляется более реалистическое построение бюджетов на следующий бюджетный период. Независимо от того, составляется ли бюджет на годовой период или на основе скользящего бюджета, для контроля деятельности применяются месячные бюджеты.

Операционные бюджеты — бюджеты по центрам ответственности (ЦО), являются основой для разработки финансовых бюджетов.

Финансовые бюджеты (прогнозные финансовые документы) — план того, какой станет финансовая отчетность при условии выполнения бюджетов текущей (операционной) деятельности предприятия и удовлетворения его потребностей в финансировании. При их разработке не ставится цель получения бухгалтерски точных финансовых документов, важным является определение потребности в финансировании и оценка общего состояния предприятия на бюджетный период. Финансовые бюджеты включают разработку следующих прогнозных финансовых документов.

Рассмотрим кратко сущность некоторых бюджетов:

Прогнозный отчет о прибылях и убытках — рабочий план формирования и использования текущего денежного потока, получение чистой прибыли и ее использование.

Бюджетный баланс отражает ожидаемое суммарное влияние плановых решений на финансовое состояние предприятия.

Бюджет денежных средств (кассовая консолидированная смета) — план получения и расходования кассовой наличности, притока и оттока денежных средств во взаимосвязи по времени с планируемой производственной деятельностью (т.е. с операционными бюджетами), инвестиционной и финансовой деятельности.

Статичный (жесткий) бюджет рассчитан на конкретный уровень деловой активности предприятия, т.е. доходы и расходы в нем планируются исходя из одного уровня реализации.

Гибкий бюджет — бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. включает несколько альтернативных вариантов объема производства (реализации).

Главный (основной) бюджет — это скоординированный (по всем подразделениям или функциям) план работы для предприятия в целом.

Внедрение на предприятии системы планирования призвано решить следующие задачи:

— повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

— обеспечение координации деятельности и обеспечение взаимосвязи между интересами отдельных подразделений и предприятия в целом;

— прогнозирование, анализ, оценка различных вариантов хозяйственной деятельности предприятия и повышение обоснованности принимаемых управленческих решений;

— обеспечение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния предприятия.

  1. Увеличить количество специалистов
  2. Автоматизировать финансовый учет, внедрив БИТ.ФИНАНС.

БИТ.ФИНАНС – это универсальный инструмент для оперативного управления Вашим бизнесом. Функционал системы предназначен для организации управленческого учета предприятия любого масштаба, любых направлений деятельности и форм собственности.

Какие задачи решает программа

  • Автоматизация бюджетирования
  • Автоматизация казначейства. Контроль и мониторинг оборота движения средств. БИТ.ФИНАНС подскажет вам нецелевые казначейские расходы. Ваши операции будут под точным контролем и мониторингом.
  • Автоматизация управленческого учета. БИТ.ФИНАНС позволяет проводить качественный план-фактный анализ доходов и затрат.
  • Консолидация. При наличии нескольких компаний, объединенных в холдинг, возможен сбор информации и консолидирование расходов по каждой коммерческой единице.
  • Автоматизация МСФО и GAAP.

Возможности БИТ.ФИНАНС 3.1

Какая извечная проблема компаний с большой штатной структурой? Согласование и контроль движения документов по различным отделам и управлениям.

Согласованный договор должен пройти как минимум несколько ступеней: юридическая служба – менеджмент – хозяйственное обеспечение – финансовый отдел. В последнем подразделении согласовывается не только смета, но и график последующих ежемесячных платежей (например, аренда или рентные платежи). Вести децентрализованный учет согласованного договора – очень сложная задача. Внедрение БИТ.ФИНАНС направлено на то, чтобы автоматизировать движение условного договора с предоставлением равного доступа всем штатным единицам.

Например, в программе кроме договора может быть разработан любой служебный документ. Система БИТ.ФИНАНС 3.1 отслеживает этапы его согласования и может установить задержку сроков визирования, какой сотрудник допустил просрочку в рассмотрении или не обеспечил своевременный платеж. Вся цепочка прохождения служебного документа по различным подразделениям находится перед глазами сотрудников компании. Это дисциплинирует и заставляет внимательно следить за рабочим временем.

Кроме учета движения документов, БИТ.ФИНАНС собирает аналитику по всем календарным платежам – информирует руководство о превышении бюджета и расходов, обращает внимание на неисполнение контрактов и сигнализирует, где «застрял» злополучный документ.

Внедрение и настройка ПО

Основные этапы:

  1. Наши услуги по внедрению БИТ.ФИНАНС предусматривают индивидуальную оценку проекта – в зависимости от функциональных требований, графика внедрения и т. д. Интеграция в финансовую систему компании-заказчика выполняется в соответствии с графиком выполнения работ.
  2. После подписания договора проводится полный комплекс мероприятий по запуску и настройке программы БИТ.ФИНАНС.
  3. До сдачи проекта заказчику мы протестируем работу системы и обучим будущих пользователей.
  4. Старт эксплуатации.
  5. Обслуживание и поддержка БИТ.ФИНАНС – разработка новых модулей, исправление ошибок, расширение функционала, консалтинговые услуги и т. д.

Преимущества сотрудничества с «Прайм Финанс»

  • Каждый клиент получает персонального менеджера.
  • Команда специалистов проводит быстрое внедрение, настройку и запуск автоматизированной программы БИТ.ФИНАНС для управленческого учета, бюджетирования, казначейства на предприятии.
  • Ответственный подход к решению любых вопросов на всех этапах сотрудничества.

Внедрение БИТ.ФИНАНС – разумный и эффективный шаг на пути к сокращению издержек вашего бизнеса и снижению влияния человеческого фактора на контроль и распределение средств.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Книги по бюджетированию
CD-решение по бюджетированию
Программа для автоматизации бюджетирования
Семинар-практикум по бюджетированию:
— открытый семинар
— корпоративный
— интернет-семинар
Консалтинг по бюджетированию

Система бюджетирования — это организационно-экономический комплекс, представленный рядом специальных атрибутов, введенных в систему управления предприятием. Наиболее важными из них являются:

  • применение особых носителей управленческой информации — бюджетов,
  • присвоение структурным подразделениям статуса бизнес-единиц (центров финансовой ответственности — ЦФО),
  • высокий уровень децентрализации управления предприятием.

Традиционно под бюджетом понимали финансовый план, имеющий форму балансовой таблицы, в которой затраты согласованы с доходами. Однако в системе бюджетирования предприятия эта категория приобрела более широкое смысловое наполнение. Часто под бюджетом понимается любой документ, отражающий какой-либо аспект деятельности в процессе выполнения миссии предприятия. Бюджет задает направления деятельности. Он также отражает фактические результаты этой деятельности. Основная идея, реализуемая системой бюджетирования, заключается в сочетании централизованного стратегического управления на уровне предприятия и децентрализации оперативного управления на уровне его подразделений.

Децентрализация управления предприятием при использовании системы бюджетирования означает:

  • делегирование управленческих полномочий (соответственно и ответственности) звеньям низшего уровня,
  • повышение хозяйственной самостоятельности этих звеньев,
  • наделение звеньев определенным имуществом, необходимым для решения стоящих перед ними задач,
  • закрепление за звеньями затрат, связанных с их деятельностью. <Закрепление> означает предоставление возможности в широких пределах управлять этими затратами,
  • закрепление за подразделениями части получаемого ими дохода,
  • отчуждение части дохода, получаемого каждым подразделением для финансирования деятельности подразделений, не имеющих возможности получать такой доход извне,
  • главенство миссии предприятия над целями отдельных подразделений. Степень, возможности вмешательства вышестоящих звеньев в деятельность нижестоящих определяет уровень централизации управления. Он может изменяться от высшего (все решает и за все отвечает директор и исполнительная дирекция) до низшего (каждое подразделение — юридически самостоятельное лицо).

Основными элементами системы бюджетирования предприятия являются доходы, затраты, финансовый результат (дефицит или профицит), принципы построения бюджетной системы.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение соответствующего ЦФО — центра прибыли или доходов. Закрепленные доходы — доходы, поступающие полностью в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы — средства, передаваемые одним бюджетом другому. Они могут иметь следующие формы:

  • дотация — средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах для компенсации дефицита,
  • субвенции — средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов,
  • субсидия -средства, передаваемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций субъекта управления.

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами. Секвестр расходов — регулярное снижение всех статей расходов (кроме защищенных) при угрозе дефицита бюджета.

Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами.

Бюджетная классификация — систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Система бюджетов предприятия основана на следующих принципах:

  • единства бюджетной системы;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • бездефитцитности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджет-ных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • достоверности бюджета.

Принцип единства бюджетной системы означает единство

  • регламентирующей нормативной базы,
  • форм бюджетной документации,
  • санкций и стимулов,
  • методологии формирования и использования бюджетных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между отдельными бюджетами означает закрепление соответствующих видов доходов (пол-ностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими субъектами управления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право отдельных субъектов управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого субъекта управления, определяемых в соответствии с методологией формирования бюджета предприятия;
  • право субъектов управления самостоятельно в соответствии с действующей методологией определять направления расходова-ния средств соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно по-лученных в ходе исполнения бюдже-та, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет дру-гих бюджетов потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюд-жетов означает, что все доходы и расходы субъекта управления, подлежат от-ражению в его бюджете.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соот-ветствовать суммарному объему доходов бюджета и по-ступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюдже-та необходимо исходить из принципа минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использова-ния бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов соответствующие субъекты управления должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использовани-ем наименьшего объема средств или достижения наилуч-шего результата с использованием определенного бюдже-том объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов оз-начает, что бюджетные расходы всех ЦФО должна покрываться общей суммой доходов предприятия.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития предприятия в целом и отдельных субъектов управления, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Факторы повышения эффективности производства при внедрении системы бюджетирования

Целью внедрения системы бюджетирования является повышение эффективности деятельности предприятия. Критерием эффективности является превышение доходов предприятия над его затратами при выполнении функций, возложенных на предприятие (его миссии).

Эффективность повышается за счет следующих факторов.

Во-первых, сводится в единый баланс все множество финансовых потоков, связанных с формированием доходов и затрат. Решается проблема их согласования как на уровне предприятия, так и его отдельных подразделений. Создается полная ясность о том, как каждый рубль бюджета появляется на предприятии, как он движется и используется.

Во-вторых, закрепление бюджетов за подразделениями переносит значительную часть ответственности за уровень заработной платы работников с директора предприятия на руководителей этих подразделений. Руководители среднего звена получают возможность управлять доходами и затратами своих подразделений в рамках общего бюджета предприятия.

В-третьих, реализуется принцип материальной заинтересованности всего персонала в результатах работы как своего подразделения и предприятия в целом. Фактический фонд заработной платы подразделения рассчитывается в конце бюджетного периода по остаточному принципу как неиспользованная часть установленного ему лимита затрат. Лимит растет с ростом доходов. Становится выгодным повышать доходы и снижать затраты, так как при этом будет расти зарплата.

В-четвертых, бюджетный процесс реализует на предприятии все функции управления финансами, а именно — планирование, организацию, мотивацию, учет, анализ и регулирование. Причем управление финансами ведется в режиме реального времени.

В-пятых, становится возможным ориентировать финансовую политику на решение конкретных проблем. Например, предприятие, находящееся в сложном финансовом положении, может заложить в основу бюджета необходимые средства и график погашения своей просроченной кредиторской задолженности.

В-шестых, в основу финансового планирования закладывается план производства продукции, материально-технического и кадрового обеспечения. Система бюджетирования становится основой комплексного управление всеми направлениями деятельности предприятия.

Система бюджетов предприятия

Бюджетное устройство предприятия представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система предприятия — совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами. Консолидированный (общий) бюджет — свод всех бюджетов, используемых в бюджетной системе предприятия. Включает бюджет предприятия в целом и бюджеты отдельных субъектов управления в его составе.

Традиционная структура системы бюджетов на предприятии представлена на рисунке1. Этот рисунок также отражает взаимосвязи между отдельными бюджетами и логику разработки общего (консолидированного) бюджета предприятия.

Представленная на рисунке1 система может быть дополнена следующими аспектами классификации бюджетных документов:

  1. по функциональному назначению:
    • бюджет имущества,
    • бюджет доходов и затрат,
    • бюджет движения денежных средств,
    • бюджет операционной деятельности,
  2. по отношению к уровню интеграции управленческой информации:
    • бюджет центра первичного учета,
    • консолидированный бюджет,
  3. в зависимости от временного интервала:
    • стратегический бюджет,
    • оперативный бюджет,
  4. в зависимости от этапа бюджетного процесса:
    • плановый бюджет,
    • фактический (исполненный) бюджет.

Обычно на уровне предприятия в качестве основных бюджетных документов рассматриваются

  • <Бухгалтерский баланс> (бюджет имущества)- форма 1 бухгалтерской отчетности предприятия;
  • <Отчет о прибылях и убытках> (бюджет доходов и расходов) — форма 2 бухгалтерской отчетности предприятия;
  • <Отчет о движении денежных средств> (бюджет движения денежных средств)- форма 4 бухгалтерской отчетности предприятия;
  • Бюджет производствено-хозяйственной (операционной) деятельности предприятия — документ, отражающий производство и реализацию продукции, иные производственные результаты (в состав официальной отчетности не входит, разрабатывается в произвольной форме).

В бюджетном процессе происходит декомпозиция, а затем интеграция информации перечисленных выше документов, являющихся бюджетом предприятия. Показатели бюджета предприятия складываются из показателей бюджетов цехов, служб, отделов. Показатели бюджета цеха — из показателей бюджетов участков и т.п. При этом <Бухгалтерский баланс предприятия трансформируется в систему балансов имущества центров финансовой ответственности. <Отчет о прибылях и убытках> предприятия — в систему бюджетов доходов и затрат ЦФО. <Отчет о движении денежных средств> предприятия — в систему бюджетов движения денежных средств ЦФО.

Бюджет производствено-хозяйственной деятельности предприятия трансформируется в систему бюджетов операционной деятельности ЦФО.

Реализация системы бюджетирования

Система, реализующая управление бюджетом предприятия, включает следующие части:

а) экономическую, б) организационную, в) информационную, г) компьютерную.

Экономическая часть обеспечивающей системы представлена своеобразным хозяйственным механизмом, действующим в рамках предприятия. Этот механизм предполагает:

  • закрепление за подразделениями предприятия определенного имущества, наделение правами управления этим имуществом, доходами и затратами,
  • применение специальных методов распределения полученного дохода и формирования затрат,
  • использование методов экономического стимулирования.

Разработка бюджета требует значительного объема нормативной информации — норм расхода, расценок, тарифов и т.п. Для ее получения проводится значительная подготовительная аналитическая работа. В ее процессе осуществляется тщательная инвентаризация доходов и затрат предприятия. Выявляются резервы и потери.

Организационное обеспечение включает модификацию организационной структуры управления предприятием и изменение его документооборота. При этом внедрение системы обычно не требует радикальной перестройки организационной структуры. В этой области минимальные требования сводятся к следующему:

  1. каждому подразделению присваивается статус : <центр дохода>, <центр прибыли>, <центр затрат> и т.п.,
  2. создается подразделение, эксплуатирующее систему управления бюджетом (расчетно-финансовый центр, казначейство и т.п.),
  3. руководитель этого подразделения наделяется полномочиями заместителя директора предприятия,


Рис. 1. Традиционная структура системы бюджетов.

  1. схема документооборота предприятия изменяется следующим образом:
    • вводятся новые документы — обязательные для исполнения планы доходов и затрат,
    • все виды фактических затрат предприятия перед их исполнением сверяются с бюджетом.

Компьютерная часть обеспечения включает

  • персональные компьютеры,
  • универсальную программную среду (при решении этих задач хорошо зарекомендовала себя система Excel),
  • специализированный программный комплекс, реализующий разработку и исполнение бюджетных документов.

В качестве примеров специализированных программных комплексов можно привести R/3 (фирма SAAP), <Галактика> (фирма <Галактика>), (фирма ) и др. Большинство из этих комплексов позиционируются их разработчиками как универсальный инструмент, пригодный для применения на любом предприятии.

Однако опыт внедрения подобных систем показал, что в каждом случае необходима индивидуальная настройка системы на каждое конкретное предприятие. Эта настройка сводится к учету специфики предприятия в области планирования, учета, организации документооборота и т.п. Такая настройка чрезвычайно трудоемка. Ее стоимость может на порядок превосходить затраты на приобретение универсальной части программного обеспечения. Поэтому всякая настройка <универсального> программного комплекса сводится к разработке уникальной системы, пригодной только для одного конкретного предприятия.

Как неоднократно отмечалось, система бюджетирования реализует все функции управления предприятием, в том числе и учетную. По отношению к системе бухгалтерского учета предприятия возможны автономный и адаптированный варианты системы бюджетирования.

Адаптированный вариант базируется на использовании учетной бухгалтерской информации. Автономный вариант предполагает создание собственной независимой от бухгалтерии системы учета.

Каждый из этих вариантов имеет определенные достоинства и недостатки.

Адаптированный вариант опирается на хорошо отлаженные информационные бухгалтерские потоки. Он свободен от дублирования учетной информации и в этом отношении более дешев, чем автономный. Особенно привлекательно использование адаптированного варианта при хорошо развитом аналитическом учете, когда имущество, доходы и затраты учитываются по подразделениям предприятия. Следует отметить, что такой учет иногда отождествляют с бюджетированием.

Однако существенной проблемой здесь является планирование бюджетов. Важным принципом системы управления бюджетом является сопоставимость плановой и учетной информации. Поэтому в адаптированном варианте планирование должно быть выдержано в <бухгалтерском> стиле. То есть, если учет ведется в разрезе бухгалтерских счетов, планирование также должно вестись соответствующим образом. При этом возникает ряд сложных методических проблем, которые до настоящего времени не имеют удовлетворительного решения. И чем сильнее аналитический учет, тем сложнее планирование.

Автономный вариант использует собственную систему учета. Это вызывает дублирование учетной информации. Управленческие расходы возрастают. Однако при этом система бюджетирования является более простой, более дешевой в разработке, а зачастую, и эксплуатации за счет применения менее сложных алгоритмов планирования и учета.

Целесообразным является использование автономного варианта и в том случае, когда бухгалтерская система предприятия находится в неудовлетворительном состоянии (что характерно для многих российских предприятий). Во-первых, система бюджетирования не может опираться на недостоверные бухгалтерские данные. Во-вторых, часто оказывается быстрее внедрить дублирующую учетную систему, чем ожидать восстановления работоспособности бухгалтерии. И, наконец, гораздо проще навести порядок в бухгалтерии используя методы материальной заинтересованности, реализуемые системой бюджетирования.

Для современных российских условий представляется целесообразной следующая стратегия внедрения системы управления на основе бюджетов:

  • вначале внедряется менее совершенный, но более простой и дешевый автономный вариант,
  • после того, как он будет освоен, отлажен, и предприятие привыкнет к работе в условиях бюджетирования, имеет смысл внедрить адаптированный вариант системы, включающий высокоэффективные взаимосвязанные блоки планирования и учета.

Функциональный аспект системы управления бюджетом может быть представлен в виде рис.2.


Рис. 2. Состав функциональных блоков, реализующих систему бюджетирования

Основными функциональными блоками системы являются:

  • блок планирования,
  • блок учета,
  • блок анализа,
  • нормативная база.

Объектами планирования, учета и анализа является имущество предприятия и источники его финансирования, движение денежных средств, доходы и затраты и операционная деятельность.

При разработке бюджетов должно быть обеспечено полное соответствие планов производственной деятельности, доходов и затрат, движения денежных средств и имущества предприятия. Планы предприятия в целом должны дезинтегрироваться в систему соответствующих планов отдельных подразделений. При этом должна быть обеспечена взаимоувязка текущих (оперативных) и среднесрочных (технико-экономических) планов. План производства должен быть обеспечен материальными ресурсами, а последние — финансами.

Система бюджетирования предполагает воссоздание не только финансового, но и производственного планирования, планирования материально-технического и кадрового обеспечения.

Учетный и аналитический блоки системы должны полностью сопрягаться с плановым. Состав учетной и плановой информации должны быть полностью одинаковы.

Анализ должен сопоставлять плановую и отчетную информацию и выявлять причины отклонений.

Обязательным условием является адекватное использование администрацией аналитических данных и выработка ответных регулирующих воздействий.

Основой системы бюджетирования является нормативная база.

Она включает нормы расхода сырья и материалов, цены, тарифы, нормативы оплаты, расценки и т.п. Эта информация собирается учетным блоком, исследуется, рационализируется и затем применяется в процессе планирования.

Важным сегментом нормативной базы являются нормативы распределения доходов и формирования лимитов затрат. Эта информация возникает в процессе планирования бюджетов и используется при их исполнении.

1. Бюджетное управление, бюджет в системе планов предприятия

2.Постановка системы бюджетного управления: определение участников процесса бюджетного управления, определение центров финансовой ответственности (ЦФО);

3. Подходы к построению системы бюджетирования на предприятии;

4. Регламентация системы бюджетирования на предприятии. Бюджетная система: Система бюджетов на предприятии: Бюджет продаж, бюджет производства, бюджет накладных расходов, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. Взаимосвязь основных плановых и отчетных форм между собой. Контроль исполнения бюджетов – ключевая функция системы бюджетного управления. Анализ исполнения бюджета.

5. Автоматизация системы бюджетирования на предприятии: Какие существуют системы автоматизации управленческого учета; Тех.задания по автоматизации управленческого учета; Практические примеры автоматизации бюджетирования в 1С на производственном предприятии;

6. Бухгалтерские счета, оборотно-сальдовая ведомость, как регистры для получения информации для составления бюджетов. Практические задания в 1 С «Бухгалтерия»

7. Основные проблемы функционирования управленческого учета и системы бюджетирования на предприятиях.

— Практические задания по разработке бюджетов, контроль и анализ. Причины невыполнения бюджетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *