Бюджетная классификация 2018

6.9. Бюджетная классификация и ее правовое значение

Управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных поступлений и расходов, а также сложности финансово-бюджетных отношений невозможны без использования единой, законодательно утвержденной системы движения денежных потоков. Этой цели служит специальная бюджетная классификация, которая является одним из способов объединения близких по содержанию статей бюджетных показателей. Классификация наглядно показывает, как тратит государство денежные средства на выполнение своих задач и функций.

В соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджетная классификация Республики Беларусь – систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов;
  • классификацию расходов, включающую функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификацию расходов;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;
  • классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;
  • классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Стабильность бюджетной классификации обеспечивается особым режимом ее изменения. В частности, ст. 10 Бюджетного кодекса определяет, что акты законодательства, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации Республики Беларусь, не должны содержать положений, ее изменяющих. Изменения бюджетной классификации, которая установлена гл. 4 Бюджетного кодекса, может быть установлена путем внесения изменений и дополнений в эти статьи.

Бюджетная классификация имеет важное организующее и правовое значение.

Являясь важнейшим инструментом системы принятия властных решений, бюджетная классификация, прежде всего, четко выделяет целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задача решает функциональная структура республиканского бюджета, позволяющая определить приоритеты в деятельности государства и путем бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.

Бюджетная классификация обеспечивает адресное выделение бюджетных средств. Это достигается посредством организационной структуры республиканского бюджета, отражающей распределение средств по конкретным распорядителям – министерствам и ведомствам.

Кроме того, детальная классификация налоговых и иных доходов бюджетов позволяет облегчить проведение контроля за поступлением бюджетных доходов. Также облегчается проблема сопоставимости бюджетов всех уровней в целях их взаимодействия.

В бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку это нормативный акт, приобретающий определенную юридическую силу, лежащий в основе составления и исполнения бюджетов.

Таким образом, научно построенная бюджетная классификация позволяет четко распределить и учитывать доходы и расходы бюджета, последовательно проводить курс финансовой и социально-экономической политики страны.

Главная » Органы власти » Поселения Княгининского муниципального района » Администрация Ананьевсого сельсовета Княгининского района » МПА » 2017 год » Постановления » Об утверждении Порядка детализации и применении бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету

Администрация Ананьевского сельсовета

Княгингинского района Нижегородской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2017 года № 174-а

Об утверждении Порядка детализации и применении бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся

к местному бюджету

В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администрация Ананьевского сельсовета Княгининского района

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый Порядок детализации и применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету.
2. Признать утратившими силу:

— постановление администрации Ананьевского сельсовета Княгининского района Нижегородской области от 20 января 2017 года № 8 «О детализации и применении бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету».

3.Действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации

Ананьевского сельсовета

Княгининского района М.А.Струкалев

Приложение к

постановлению администрации

Ананьевского сельсовета

Княгининского района

Нижегородской области

от 15.12.2017 № 174-а

Порядок

детализации и применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету

Порядок разработан на основании статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает детализацию бюджетной классификации Российской Федерации по расходам местного бюджета и определяет правила применения дополнительных кодов в зависимости от их экономического содержания.

Дополнительные коды классификации расходов используются при составлении и исполнении местного бюджета.

1. Код операций сектора государственного управления расходов (КОСГУ) 223 «Коммунальные услуги»

Дополнительный код расходов (Доп КР)

001 – Оплата потребления электроэнергии

На данный код расходов относятся расходы по оплате потребления электроэнергии, в соответствии с договорами, заключенными учреждениями и организациями, финансируемыми на основании смет доходов и расходов, в том числе:

— электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей;

— для освещения зданий, помещений, дворов, улиц и площадей прилегающих к зданиям и сооружениям учреждений организаций;

— расходы на электроотопление;

— другие расходы по оплате электрической энергии.

002 – Оплата потребления теплоэнергии.

На данный код расходов относятся расходы по оплате отопления и технологических нужд, а так же горячего водоснабжения.

004 – Прочие по подстатье 223

На данный код относятся расходы по подстатье 223 за исключением расходов по кодам: 001.

2. Код операций сектора государственного управления расходов (КОСГУ) 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»

На данную подстатью относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных пользовательских характеристик объекта) обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в казне муниципального образования.

Дополнительный код расходов (Доп КР)

009 – расходы за счет средств дорожного фонда.

3. Код операций сектора государственного управления расходов (КОСГУ) 211 «Заработная плата», 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

Дополнительный код расходов (Доп КР)

007 — Содержание главы администрации муниципального образования.

4. Код операций сектора государственного управления расходов (КОСГУ) 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»

Дополнительный экономический код (Доп ЭК)

343 — Горюче-смазочные материалы, включая специальное топливо;

На данный код относятся расходы на все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д.

345 — Прочие расходы по подстатье 340;

На данный код относятся расходы по коду 340 за исключением расходов по кодам: 343, 346, 347.

346 – мягкий инвентарь;

На данный код относятся расходы на приобретение мягкого инвентаря.

347 – строительные материалы.

На данный код относятся расходы на приобретение стройматериалов для проведения текущего и капитального ремонта.

5. Дополнительный функциональный код (Доп ФК)

001 – Иные межбюджетные трансферты на передачу полномочий в части владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью сельсовета.

002 – Иные межбюджетные трансферты на передачу полномочий в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

003 – Иные межбюджетные трансферты на передачу полномочий в части обеспечения, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

004 – Иные межбюджетные трансферты на передачу полномочий в части формирования архивных фондов поселения

005 – Иные межбюджетные трансферты на передачу полномочий в части осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд

006 – Иные межбюджетные трансферты на передачу полномочий в сфере организации похоронного дела.

007 – Иные межбюджетные трансферты на передачу полномочий по назначению, перерасчету, индексации и возобновлению пенсии за выслугу лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в сельсовете.

008 – Иные межбюджетные трансферты на осуществление полномочий по казначейскому исполнению бюджета сельсовета, по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля при санкционировании операций и контролю в сфере закупок в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

009 – Иные межбюджетные трансферты на передачу полномочий по осуществлению внешнего муниципального контроля.

010 – Иные межбюджетные трансферты на передачу полномочий в части организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек сельсовета.

011 — Иные межбюджетные трансферты на передачу полномочий в части создания условий для организации досуга и обеспечения жителей сельсовета услугами организаций культуры.

030 – Расходы за счет целевых денежных средств областного бюджета.

031 – Расходы за счет субсидий из областного бюджета на выплату заработной платы с начислениями на нее работникам муниципальных учреждений и органов местного самоуправления.

032 – Расходы за счет поступлений от населения на реализацию проекта по поддержке местных инициатив.

033 – Расходы за счет поступлений от спонсоров на реализацию проекта по поддержке местных инициатив.

035 – Иные межбюджетные трансферты за счет средств районного бюджета.

040 — Расходы за счет целевых денежных средств федерального бюджета.

Источник: Журнал «Руководитель бюджетной организации»

Действующее федеральное законодательство предусматривает различные источники и механизмы финансирования бюджетных учреждений. Одни из них являются обязательными – без них функционирование учреждения невозможно, а использование других зависит от возможностей и инициативы руководителя бюджетного учреждения и внешних контекстов – как правовых, так и социально-экономических. В данной статье автор делает обзор этих источников и механизмов.

Бюджетная субсидия на выполнение государственного или муниципального задания

Данная субсидия является обязательной, любое бюджетное учреждение должно ее получать от учредителя вместе с установленным государственным или муниципальным заданием. Размер субсидии определяется учредителем на основе следующих факторов: 📌 Реклама Отключить

  1. при расчете субсидии должны учитываться расходы бюджетного учреждения на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (за исключением недвижимого и движимого имущества, которое учреждение сдает в аренду);
  2. расчет субсидии производится с учетом нормативных затрат на оказание бюджетным учреждением государственных или муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного или муниципального имущества (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Как порядок финансового обеспечения государственных или муниципальных заданий, так и порядок предоставления субсидий на их выполнение устанавливаются Правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении государственных бюджетных учреждений субъекта РФ и местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений. 📌 Реклама Отключить

По затратам на содержание имущества средства субсидии (то есть ее гарантированная часть, фактически не зависящая от того, оказывает ли учреждение какие-то услуги, и от объема) с учетом позиции учредителя могут не покрывать всех существующих затрат учреждения, например в отношении федеральных бюджетных учреждений в эти затраты включаются только 10% от общих затрат учреждения на потребление электрической энергии и 50% от затрат на потребление тепловой энергии, остальные затраты по данным видам расходов включаются в норматив финансирования оказания услуг, и, следовательно, получение соответствующих средств учреждением зависит уже от выполнения установленных объемов государственного задания. Бывают и другие ситуации. Например, в городе Барнауле решением местной администрации расходы на любые коммунальные услуги в полном объеме отнесены к затратам на содержание имущества.

📌 Реклама Отключить

Что касается той части субсидии, которая относится к финансированию процесса оказания услуг, то она включает в себя как прямые расходы учреждения на оказание той или иной услуги (например, расходы по оплате труда персонала, непосредственно занятого в оказании услуги), так и непрямые расходы (в частности, оплату труда административного персонала учреждения), а также, как было указано в вышеприведенном примере, может включать в себя и расходы по содержанию имущества.

Если в рамках государственного или муниципального задания бюджетное учреждение оказывает гражданам и (или) юридическим лицам услуги за плату, то, как правило, из размера субсидии на выполнение задания вычитаются средства, планируемые к поступлению от потребителей услуг.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, руководителю конкретного бюджетного учреждения крайне важно знать, на основании какого нормативного правового акта своего учредителя происходит определение размера субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, и понимать, по каким правилам производится данный расчет: какие расходы и в какой доле отнесены к гарантированной части субсидии (затраты на содержание имущества), какие – к переменной (затраты на оказание услуг). Это необходимо для того, чтобы иметь возможность влиять на определяемый учредителем размер субсидии, отстаивая интересы учреждения, поскольку нередки случаи, когда из-за дефицита бюджетных средств сами же правила и нарушаются учредителем, например в субсидию не включаются предусмотренные правилами виды расходов. Однако следует признать, что и без этого при финансовом планировании учредитель имеет немало возможностей снижать размер субсидии при сохранении объема показателей государственного или муниципального задания, в частности на законных основаниях установить меньший, чем ранее, норматив затрат на приобретение услуг связи, транспортных услуг и т. д. Тем более что зачастую в нормативных правовых актах прямо указывается, что объем нормативных затрат на оказание услуг не должен превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели в том или ином бюджете на соответствующий финансовый год. Поэтому в данном случае единственным путем сохранения субсидии по крайней мере на прежнем уровне – убедить руководителю бюджетного учреждения своего учредителя в том, что снижение нормативов приведет к невыполнению задания, заметному снижению качества услуг или необходимости повышать размер платы за оказываемые в рамках задания услуги со стороны потребителей.

📌 Реклама Отключить

Также важно учитывать, что на уменьшение учредителем размера нормативов в рамках субсидии на выполнение государственного или муниципального задания может повлиять ситуация, когда бюджетное учреждение по тем или иным причинам не израсходовало полностью данную субсидию. В соответствии с федеральным законодательством не использованные в текущем финансовом году средства этой субсидии остаются у учреждения и используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано. Установленные федеральным законодательством цели создания бюджетного учреждения – это выполнение работ или оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в других сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Иными словами, неиспользованная субсидия на выполнение государственного или муниципального задания в текущем финансовом году должна быть потрачена бюджетным учреждением на выполнение задания в очередном финансовом году, а это, в свою очередь, может подвигнуть учредителя на снижение размеров нормативов (или отказ от их повышения) на очередной финансовый год. Следовательно, предполагая такое решение учредителя, руководитель бюджетного учреждения может быть заинтересован не заниматься экономией и полностью израсходовать средства рассматриваемой субсидии в текущем финансовом году.

📌 Реклама Отключить

Кроме того, следует отметить, что согласно федеральному законодательству уменьшение объема субсидии, предоставленной бюджетному учреждению на выполнение государственного или муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного или муниципального задания (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Но и здесь таится некая формальная неоднозначность, которой может воспользоваться учредитель. Речь в вышеуказанной формулировке идет об изменении задания, что формально может дать основание учредителю снизить размер субсидии при внесении любых изменений в задание (необязательно именно снижение объемных показателей). Таким изменением может быть внесение в задание каких-либо незначимых коррекций и, как это ни парадоксально, даже увеличение объема задания.

📌 Реклама Отключить

Бюджетная субсидия на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания

Предоставление данных субсидий бюджетным учреждениям предусматривается федеральным законодательством. Но, в отличие от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания, такая субсидия не является обязательной: вопрос об ее предоставлениирешается учредителем, а порядок определения объема и условия предоставления субсидий устанавливаются в отношении федеральных учреждений Правительством РФ, в отношении государственных учреждений субъекта РФ – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в отношении муниципальных учреждений – местной администрацией (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Главным содержательным элементом данных нормативных правовых актов является то, на какие именно цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания, бюджетные учреждения могут получать данные субсидии от учредителя. В нормотворческой практике учредителей цели могут быть разнообразными: эти субсидии могут предоставляться на приобретение основных средств (в том числе недвижимого имущества), проведение капитального ремонта и реконструкции, мероприятий по ресурсосбережению, реализацию различных мероприятий в рамках целевых программ, обучение и повышение квалификации сотрудников, исполнение судебных решений, ликвидацию последствий стихийных бедствий, погашение кредиторской задолженности, проведение юбилейных мероприятий, реализацию социально значимых грантовых проектов, осуществление мероприятий, связанных с началом деятельности или ликвидацией учреждения, и т. д. Таким образом, субсидии на иные цели являются механизмом предоставления бюджетных инвестиций (бюджетных средств, направляемых на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного или муниципального имущества), укрепления ресурсов учреждения (как материальных, так и нематериальных), обеспечения участия учреждения в мероприятиях, не предусмотренных ранее установленным государственным или муниципальным заданием, финансирования определенных форс-мажорных расходов, которые могут возникать у учреждения.

📌 Реклама Отключить

В связи с широтой понимания словосочетания «иные цели» (нередко в нормативных правовых актах такие цели вообще могут быть не конкретизированы) можно рассматривать данный механизм как возможность для учредителя финансировать любые расходы и потребности бюджетного учреждения, что по своей сути нивелирует декларируемую идеологию реформирования государственных и муниципальных учреждений в направлении обеспечения зависимости их бюджетного финансирования от объема и качества оказываемых ими услуг (выполняемых работ). Однако избежать этого, пожалуй, невозможно (а сами учреждения в этом, естественно, и не заинтересованы), так как собственником имущества бюджетных учреждений является государство или муниципалитет, и это «системное обстоятельство» в любом случае заставляет собственника использовать (или иметь в своем распоряжении) те или иные способы финансирования своих учреждений «от потребности». Обратим внимание, что в практике иногда имеют место даже крайние случаи, когда рассматриваемые субсидии предоставляются и на выполнение государственного или муниципального задания, например в Пензенской области бюджетное учреждению может получить финансирование на такую цель, как осуществление затрат разового характера, необходимых для исполнения государственного задания и не учтенных при его формировании на текущий финансовый год (?!), что в принципе противоречит федеральному законодательству.

📌 Реклама Отключить

В соответствии с региональной и муниципальной нормативно-правовой базой для определения объема таких субсидий на практике могут использоваться два способа. Первый заключается в том, что объем субсидии определяется учредителем исходяиз планируемой стоимости необходимых товаров, работ или услуг с учетом пределов бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю согласно территориальному бюджету. При втором способе дополнительно используется заявка на субсидию, которую бюджетное учреждение подает учредителю и в которой указывает наименование расходов, их целевое направление (наименование мероприятия и т. д.), их сумму, а также приводит необходимые обоснования.

Руководителю бюджетного учреждения нужно тщательно изучить соответствующие нормативные правовые акты своего учредителя, чтобы понимать, на что конкретно ему могут быть предоставлены субсидии, как определяется их размер и какова процедура их получения.

📌 Реклама Отключить

Рассматриваемые субсидии носят целевой характер, поэтому предметом контроля выступает здесь целевое использование учреждением средств субсидии. Общераспространенной практикой является заключение соглашений между учредителем и бюджетным учреждением о предоставлении таких субсидий. В этих соглашениях устанавливается обязанность учреждения использовать субсидию исключительно по целевому назначению и право учредителя прекращать предоставление субсидии в случае нецелевого использования средств и принимать меры к взысканию у учреждения в бесспорном порядке средств, использованных не по целевому назначению. Также общераспространенной практикой является представление учреждением учредителю отчета об использовании средств субсидии по определенной форме.

Кроме того, следует обратить внимание, что не использованные в текущем финансовом году остатки данных субсидий, предоставленных учреждениям, подлежат перечислению в бюджет и могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). То есть если неизрасходованные субсидии на выполнение государственного или муниципального задания не могут быть изъяты у бюджетного учреждения учредителем, то аналогичные субсидии на иную цель учреждение может больше и не увидеть, поэтому, конечно же, оно должно быть заинтересовано в освоении данных средств в текущем году.

📌 Реклама Отключить

* * *

В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение статьи, где речь пойдет о других источниках и механизмах финансирования бюджетных учреждений – получении доходов от оказания платных услуг и выполнении платных работ, сдаче в аренду имущества и т. д.

Части 3 и 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

Часть 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Часть 7 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и часть 1 ст. 78.1 БК РФ.

Пункт 13 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.

Пункт 3.4 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями, утв. Постановлением администрации города Барнаула от 22.02.2011 № 454.

📌 Реклама Отключить

Например, см. п. 11 Порядка формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Тульской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением администрации Тульской области от 22.12.2010 № 1196.

Часть 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закона № 83-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *