Бюджетный учет

Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Счета учета в государственных организациях

Итоги

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Номер разряда счета

1–17

19–21

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы, расходы, источники. В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–12

13–17

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

группа

подгруппа

элемент

Приложение 2 к указаниям № 85н

Приложение 3 к указаниям № 85н

Приложение 4 к указаниям № 85н

Чтобы определить знаки 1–17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

1–2

3–4

5–14

Соответствующий номер разряда КБК

4–5

6–7

На месте разрядов 5–14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1–17 переносятся разряды 4–20 КБК (либо разряды 1–17 КБК переносятся на место разрядов 1–17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

О ведении бухучета в КУ подробнее читайте в материале «Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях».

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1–5 форм),
  • поквартально (около 5–10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Особенности организации бухгалтерского учета в автономном учреждении

Особенности организации бухгалтерского учета
в автономном учреждении

А.А. СЕМЕНЮК,
В.В. ПИМЕНОВ,
эксперты службы
правового консалтинга ГАРАНТ

Рассмотрим наиболее характерные требования законодательства к правовому положению автономного учреждения, на которые в первую очередь следует обратить внимание при организации бухгалтерского учета.

Особенности правового положения автономных учреждений. Автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств – на подобные организации не распространяются положения бюджетного законодательства. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Вместе с тем наряду с казенными и бюджетными учреждениями автономные учреждения относятся к государственным (муниципальным) учреждениям и являются некоммерческими организациями (ст. 120 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Подобный статус существенно ограничивает возможности автономного учреждения по осуществлению приносящей доход деятельности в сравнении с любой коммерческой организацией. В то же время такие учреждения обладают намного более значительной свободой действий, чем получатели бюджетных средств (казенное учреждение, орган власти местного самоуправления).
Остановимся на видах деятельности, которые может осуществлять автономное учреждение:
1. Действующее законодательство устанавливает строго определенные сферы, в которых могут создаваться автономные учреждения, – при изменении таких требований автономные учреждения, не удовлетворяющие новым критериям, подлежат, в частности, реорганизации (ликвидации) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, письмо Минфина России от 25.04.2011 № 02-03-09/1539).

2. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано – такие виды деятельности определяются уставом. Именно основные виды деятельности учитываются при формировании государственного (муниципального) задания, от которого автономное учреждение не вправе отказаться (ч. 1, 2, 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

3. При осуществлении какой-либо деятельности вне рамок государственного (муниципального) задания автономные учреждения руководствуются общим для всех некоммерческих организаций правилом: предпринимательская деятельность может осуществляться такими организациями лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, действующим законодательством предусмотрены следующие ограничения:
– если выполняются работы (оказываются услуги), относящиеся к основной деятельности автономного учреждения, то они должны выполняться (оказываться) на одинаковых при оказании (выполнении) однородных услуг (работ) условиях в порядке, установленном федеральными законами (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ);

– иные виды деятельности могут осуществляться при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах (уставе) автономного учреждения (ч. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).
Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется за счет следующих основных источников:

1. Субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ)). При расчете размера таких субсидий учитываются:
– нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ);
– нормативные затраты на содержание имущества (обратите внимание, что при расчете размера субсидии учитываются затраты на содержание только отдельных видов имущества согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).
Направления расходования средств в данном случае определяются самим автономным учреждением в установленном порядке – главными критериями целевого использования субсидии является выполнение государственного (муниципального) задания в срок, в оговоренных объемах и с должным качеством.
2. Целевые субсидии и бюджетные инвестиции (предоставляются в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1, 79 БК РФ). Действующие нормативные правовые акты выдвигают дополнительные требования, связанные с организацией расходованием таких средств.
3. Средства, поступающие от приносящей доход деятельности, – по общему правилу доходы поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано (ч. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
В 2011 г., как и ранее, автономные учреждения осуществляют любые операции, прежде всего, на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности (ч. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (приказ вступает в силу с 01.01.2012).

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).

Обратите внимание, что независимо от того, где будут открыты счета (лицевые счета) автономного учреждения, процедура осуществления кассовых выплат существенно не изменится – по общему правилу выплаты должны осуществляться в пределах остатка средств, поступивших автономным учреждениям (ч. 3.4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Имущество может принадлежать автономному учреждению только на праве оперативного управления (п. 1 ст. 120, 296 ГК РФ). Собственник имущества автономного учреждения (публично-правовое образование) не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ч. 5 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

При этом имущество автономного учреждения подразделяется на следующие категории.
1. Имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных таким собственником средств, в том числе:
– недвижимое имущество;
– особо ценное движимое имущество.
2. Иное движимое имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных таким собственником средств.
3. Остальное движимое и недвижимое имущество.
Согласно ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ и пп. 1, 2 ст. 120 ГК РФ имуществом, перечисленным в п. 2 ст. 296 ГК РФ, учреждение распоряжается самостоятельно и отвечает по своим обязательствам. А вот имуществом, речь о котором идет в п. 1 ст. 296 ГК РФ, автономное учреждение распоряжаться без согласия учредителя не вправе и не отвечает по своим обязательствам.

Руководитель автономного учреждения не может заключать крупные сделки без предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, а отнесение сделок к крупным осуществляется исходя из балансовой стоимости активов автономного учреждения (ст. 14, 15 Закона № 174-ФЗ).

Отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества ежегодно публикуются автономными учреждениями в определенных учредителем средствах массовой информации (ч. 10 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Организация бухгалтерского учета в автономном учреждении. Особенности правового положения автономных учреждений предопределяют особый порядок, которым следует руководствоваться при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности в таких учреждениях.
Основными документами, регламентирующими данные вопросы, являются:

1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н) (заменяет не только соответствующие план счетов и инструкцию, применяемые коммерческими организациями, но и положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)).
3. Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (на основе данного плана счетов автономные учреждения разрабатывают рабочие планы счетов; на основании инструкции в учете формируются определенные бухгалтерские записи и применяются определенные первичные документы).
4. Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (приказом утверждены применяемые государственными (муниципальными) учреждениями (в том числе автономными) формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и методические указания по их применению).
5. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (могут применяться в установленном порядке для организации аналитического учета в автономном учреждении – прежде всего для формирования кода номера счета бухгалтерского учета в 1–17, 24–26 разрядах).
6. Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
7. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (порядок составления и представления бухгалтерской отчетности).
Обратите внимание, что таблица соответствия счетов Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений счетам коммерческого плана счетов, доведена письмом Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5398.
Организация аналитического учета осуществляется в автономном учреждении путем:
– обособленного учета операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (деятельность за счет субсидий на выполнение задания – 4, приносящая доход деятельность – 2 и т.д.);
– учета на аналитических счетах, формируемых с использованием кодов группы и вида синтетического счета объекта учета, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (таким образом, организован обособленный учет различных категорий имущества автономных учреждений);
– учета на аналитических счетах, формируемых с использованием дополнительных аналитических кодов синтетических счетов, самостоятельно вводимых учреждением согласно п. 1 Инструкции № 157н (например, на счете 020531000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» может быть предусмотрен обособленный учет полученных авансов и предварительной оплаты: 020531000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг», 020532000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг – авансы полученные»);
– учета на аналитических счетах, формируемых путем введения дополнительных (нецифровых) аналитических показателей к аналитическим счетам первого (второго) порядка (например, к счету 021001000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» могут быть предусмотрены следующие аналитические показатели: «НДС с предоплат», «НДС по операциям, подлежащим налогообложению», «НДС по операциям, не подлежащим налогообложению», «НДС распределяемый», «НДС по неотфактурованным поставкам»);
– применения аналитических кодов видов поступлений, выбытий объектов учета, а также аналитических кодов по бюджетной классификации РФ (в частности применение кодов КОСГУ в 24–26 разрядах кода счетов: 211 «Заработная плата», 221 «Услуги связи», 310 «Увеличение стоимости основных средств» и т.д.).

Акашева Валентина Вячеславовна, Сабуркина Наталья Евгеньевна
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск
Akasheva Valentina Vyacheslavovna, Saburkina Natalya Evgenyevna
N. P. Ogarev’s Mordovian State University Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных особенностей бюджетного учёта в казённых учреждениях. Рассмотрен порядок финансового обеспечения казённого учреждения. Рассмотрен порядок учёта санкционирования расходов.
Abstract: Article is devoted to consideration of the main features of the budgetary accounting in public institutions. In the article are considered order of financial support and authority for expenditure in public institutions. Ключевые слова: бюджетный учёт, казённое учреждение, финансирование, санкционирование.
Keywords: budgetary accounting, public institution, financial support, authority for expenditure.

В соответствии с Федеральным Законом № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 29.12.2015 г.) от 08.05.2010 г. с 1 января 2011 года на территории Российской Федерации действуют три типа учреждений, под которыми понимаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Реформа бюджетной сферы, инициированная данным законом, привела к появлению таких новых типов бюджетных учреждений, как казённые, автономные, «новые» бюджетные, что вызвало необходимость учёта их нового статуса при формировании отчетности .

Правовые особенности казённых учреждений установлены Бюджетным кодексом РФ (БК РФ). В соответствии со ст. 6 БК РФ казённое учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Говоря иначе, казённое учреждение — это самостоятельное юридическое лицо, деятельность которого направлена на решение задач в сфере полномочий соответствующих органов власти. Особенности правовых положений казённых учреждений определены ст. 161 БК РФ.

Казённое учреждение осуществляет свою деятельность на основании бюджетной сметы за счет средств соответствующего бюджета. Казённые учреждения ведут операции с бюджетными средствами через лицевые счета, которые открываются в соответствии с БК РФ. Таким образом, казённое учреждение является участником бюджетного процесса и подлежит внесению в Сводный реестр участников бюджетного процесса .

Следует также отметить, что казённое учреждение имеет право заниматься деятельностью, приносящей доходы, однако при условии, что это предусмотрено его учредительными документами. Кроме этого казённое учреждение не может распоряжаться полученными доходами самостоятельно, так как все доходы, поступившие от указанной выше деятельности, в полном объеме поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Налоговая политика необходима казённому учреждению для того, чтобы правильного исчислить налоги. Поэтому ему нужно разрабатывать такую налоговую политику, которая, как и бухгалтерский регламент, должна включать разделы, определяющие организационные и методологические моменты, в которых непосредственно необходимо указать применяемые правила исчисления налогов.

В соответствии со статьей 69.1 БК РФ казённые учреждения выполняют свои функции, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам, на основе выделенных им бюджетных ассигнований. В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ бюджетные ассигнования, предоставленные в установленном порядке казенным учреждениям, относятся к средствам целевого финансирования, не учитываемым учреждением при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Также предусмотрено, что учёт средств целевого финансирования, а также произведенных за счет этого источника расходов ведется раздельно от полученных (произведенных) сумм доходов и расходов от деятельности, приносящей казённому учреждению доход.

Таким образом, бюджетные средства, которые были выделены казённому учреждению, не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли организаций при условии раздельного учёта доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учёта у казённого учреждения указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Согласно подп. 33.1 п. 1ст. 251 НК РФ средства, которые были получены от казённого учреждения в результате оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не учитываются для целей налогообложения. На основании п. 48.11ст. 270 НК РФ затраты казённых учреждений, относящиеся на затраты, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.

Казённые учреждения ведут бухгалтерский учёт на основании следующих документов:

— Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), устанавливающими общие правила ведения бухгалтерского учёта в бюджетной сфере;

— Планом счетов бюджетного учёта и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

В целях составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, используется бюджетная классификация РФ в соответствии с Указаниями о порядке ее применения, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания). В соответствии с бюджетным законодательством казённые учреждения осуществляют операции по исполнению соответствующего бюджета на основе утвержденной бюджетной сметы. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казённого учреждения регламентированы приказом от 20.11.2007 № 112н (в редакции приказов Минфина РФ), к которым относятся:

  • определение годового объема и направления расходования средств бюджета на основе лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО), доведенных в установленном порядке на принятие и исполнение бюджетных обязательств;
  • формирование показателей расходов (ЛБО) происходит в разрезе кодов классификации расходов бюджета с последующей детализацией целевых статей и видов расходов;
  • казённое учреждение составляет смету по форме, утвержденной главным распорядителем средств бюджета (далее – ГРСБ);
  • смета составляется на основании установленных ГРСБ расчетных показателей на соответствующий финансовый год, которые в свою очередь характеризуют деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств;
  • при ведении сметы допускается внесение изменений в пределах доведенных в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств в течение финансового года.

Сегодня порядок разрешения ряда вопросов и проблем исполнения бюджета казенным учреждением зависит, в том числе, и от правильно принятой учётной политики.

Если казённое учреждение не осуществляет кассовое администрирование поступления дохода бюджета (код 130) по деятельности в рамках оказания платных услуг, то администратором по кассовому администрированию дохода бюджета (код 130) через распределение бюджетных полномочий является другое юридическое лицо, которым, как правило, выступает ГРСБ или финансовый орган или администрация. Тогда в бюджетном учёте учреждения операция по оказанию платных услуг отражается в следующем порядке:

  • отражается начисление задолженности заказчика и дохода бюджета (код 130) за оказанные услуги по установленным ценам (казённое учреждение – администратор дохода бюджета по начислению):

Дебет 1 205 30 560 Кредит 1 401 10 130

  • отражается зачисление денежных средств от заказчика услуги на единый счет бюджета (на основании Извещения ф. 0504805 от ГРСБ, Уведомления финансового органа или администрации):

Дебет 1 304 04 130 Кредит 1 303 05 730

и одновременно

Дебет 1 303 05 830 Кредит 1 205 30 660

Также должное внимание следует обратить на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н при принятии к учёту объектов основных средств. В нем указывается, что отдельные помещения зданий, которые имеют разное функциональное назначение, а также являются самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.

В новой редакции п. 27 Инструкции № 157н (ред. от 16.11.2016) говорится о том, что итоги ремонта объекта основных средств, которые не изменяют его стоимости, отражаются в регистре бухгалтерского учёта, а именно в Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства в результате внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учёта.

В настоящее время счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может применяться не только для целей учёта операций по доходной части (например, возмещение оплаты коммунальных услуг арендаторами), но операций по расходной части (например, возмещение Фондом социального страхования оплаты больничных листов).

Однако не стоит забывать, что применение данного счета возможно в рамках формирования действующей учётной политики казённого учреждения с учётом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя через установление в составе Рабочего плана счетов дополнительной группировки расчетов с прочими дебиторами, т.е. дополнительных аналитических кодов номеров счетов бухгалтерского учёта.

Отличительной чертой учёта в бюджетных, в том числе и казённых, учреждениях является необходимость вести учёт санкционирования расходов. Следует отметить, что учёт лимитов бюджетных обязательств, принятых обязательств, бюджетных ассигнований представляет собой наибольшую сложность для восприятия, так как отражает процесс финансового взаимодействия учреждения с учредителем.

Для учёта санкционирования бюджета предусмотрен раздел 5 Единого плана счетов (Инструкция № 157н от 1 декабря 2010 г.). Раздел 5 предусматривает счета учёта лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по главным распорядителям, распорядителям, финансовым органам. Это счета от 150101 до 150109. По 18-му разряду предусмотрена цифра 1, указывающая на то, что это бюджетное финансирование.

Для казённого учреждения также используется счет 1501 («лимиты бюджетных обязательств»). Это аналитические счета 150103000 («лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»), 150105000 («полученные лимиты бюджетных обязательств»). Для учёта финансирования казённых учреждений предусмотрен также счет 1502 («принятые бюджетные обязательства»). Его субсчета: 150201000 («принятые обязательства») и 150202000 («принятые денежные обязательства»). То есть, до бюджетного учреждения доводятся лимиты бюджетных обязательств, в пределах этих лимитов бюджетное учреждение принимает на себя обязательства, в том числе денежные. Денежные обязательства означают, что казённое учреждение обязуется заплатить за поставки.

В счетах раздела 5 предусматривается долгосрочное (до трех лет) финансирование из бюджета. Для этого по 22-му знаку счетов предусмотрена кодификация:

1 – текущий финансовый год;

2 – первый год, следующий за текущим финансовым годом;

3 – второй год, следующий за текущим финансовым годом;

4 – третий год, следующий за текущим финансовым годом.

Например, субсчет 150115000 означает, что получены ЛБО на текущий финансовый год, а субсчет 150145000 показывает, что получены ЛБО на третий год после текущего.

Для финансирования казённых учреждений по смете открывается бюджетные счета в территориальных учреждениях ЦБ РФ (главных управлениях по субъекту Федерации). Средства для казённых учреждений поступают на данный счет. В зависимости от статуса казённого учреждения (федеральное, субъекта Федерации, муниципальное) финансирование будет осуществляться за счет бюджетов разного уровня. По мере поступления доходов бюджета (налоговых, неналоговых), создаются возможности финансирования учреждений. Финансирование по смете регулируется главным распорядителем бюджетных средств.

Использование бюджетных средств контролируется территориальным управлением казначейства (федерального, или субъекта Федерации, в зависимости от типа казённого учреждения). Для этого в казначействе открывается лицевой счет казённого учреждения. На этом счете отражаются расходы по смете согласно целевым статьям (КОСГУ). Казённое учреждение, финансируемое по смете, не имеет, таким образом, самостоятельного банковского счета, аналогичного расчетному счету коммерческих организаций. Цель лицевого счета – отражение расходов в пределах ЛБО по целевым статьям согласно КОСГУ. Казначейство, таким образом, выполняет контролирующую функцию по целевому использованию бюджетных средств в пределах ЛБО.

Для расчетов с поставщиками используются заявки на кассовый расход (форма 0531801), которые направляются в территориальное управление казначейства. В заявке отражены следующие данные: КОСГУ, сумма оплаты, основание для платежа, получатель денежных средств, его расчетный счет и информация о коммерческом банке, в котором находится этот счет. Указывается также казённое учреждение, номер его лицевого счета. Отражается вид бюджета, наименование главного распорядителя средств бюджета. Казначейство после проверки заявки разрешает либо запрещает указанный платеж. Отказ в исполнении обязательств казённого учреждения по платежу со стороны казначейства возможен только в том случае, если исчерпан лимит по данной статье расходов. В случае положительного решения по данной заявке казначейство формирует платежное поручение, оно передается в отделение ЦБ РФ, расчетно-кассовый центр (РКЦ) для последующих перечислений с бюджетного счета на корреспондентский счет коммерческого банка, в котором находится расчетный счет поставщика. Платежные поручения передаются для зачисления этих средств на расчетные счета поставщиков и исполнителей работ, услуг.

На лицевом счете казённого учреждения отражаются осуществленные платежи. Казначейство периодически передает казенному учреждению выписки с лицевого счета, в которых указываются как суммы оплаты, так и суммы по КОСГУ, остающиеся не использованными. До конца календарного года суммы по смете должны быть освоены по всем запланированным статьям расходов.

Бюджетный учёт в казённых учреждениях играет ключевую роль в осуществлении управленческой функции, одной из главных задач руководства, а также главного бухгалтера учреждения можно назвать достижение запланированных результатов путём использования наименьшего объема средств или путём достижения наилучшего результата с использованием объема средств, определенного бюджетом.

Библиографический список

1 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 13.07. 2015 г.) // Гарант : . – М., 2016. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12112604
2 Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 29.12.2015 г.) // Консультант Плюс : . – М., 2016. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_100193/
3 Акашева В. В. Особенности формирования отчетности казённых учреждений // В. В. Акашева, Н. В. Манина, М. О. Николаева. — Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. — 2016. — № 1 (43). — с. 175-181
4 Акашева В. В. Порядок финансирования бюджетных учреждений за счет субсидий // В. В. Акашева, Е. С. Колмыкова. — Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». – 2014. — №1. – с. 158-163
5 Акашева В. В. Реформирование бюджетного учёта // В. В. Акашева, Н. Н. Горсткина, М. Ю. Кудряшова. — Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. — 2015. — № 2 (40). — с. 16-19
6 Беспалов М. В. Порядок бухгалтерского учёта санкционирования расходов в казённых учреждениях // М. В. Беспалов. — Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. — №2. – 2014. – с. 14-17
7 Максимова Н. В. Нормативное регулирование деятельности и бухгалтерского учёта казённых учреждений // Н. В. Максимова, Л.Е. Марширова. — Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — № 6. — 2012. – с. 135-140
8 Мизиковский Е. А. Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях : учеб, пособие/ Е. А. Мизиковский, Т. С. Маслова. — М.:2007. — 334 с.
9 Позднякова В. С. Особенности ведения бюджетного учёта казенными учреждениями // В. С. Позднякова. — Консультант Свердловская область. — 2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *