Что такое нулевой пробег в путевом листе?

Слово «неверно» краткая форма прилагательного и одновременно наречие, см. далее; правильно пишется слитно с приставкой «не-«.

Противоположное ему по значению «верно» можно писать раздельно с предлогом (частицей) «не»: «не верно» (напр. «не верно, а ошибочно»), но его значение при этом не станет идентичным «неверно». Правильное написание того или другого определяется контекстом фразы, т.е. общим смыслом того, что вы хотите сказать.

Грамматика

Прилагательное «неверно» – краткая форма от единственного числа среднего рода «неверное». Состоит из приставки «не-«, корня «-вер-«, суффикса «-н-» и окончания «-о». Постановка ударения и разделение переносами не-ве́р-но. Употребляется только в именительном падеже, но по родам и числам склоняется, причём наблюдается достаточно редкое во флективных языках явление – эмоционально-смысловой оттенок слова прямо зависит от постановки ударения:

  • неве́рен – муж. род, ед. число;
  • неверна́ – жен. род, ед. число одушевлённых предметов и «мягкий» по смыслу вариант, см. ниже;
  • неве́рна – жен. род, ед. число неодушевлённых предметов и категорический (непреклонный) смысловой вариант;
  • неверно́ – ср. род, ед. число, «мягкий» вариант;
  • неве́рно – ср. род, ед. число, категоричный вариант;
  • неве́рны – мн. число неодушевлённых предметов;
  • неверны́ – мн. число одушевлённых предметов.

От единственного числа среднего рода прилагательного «неверно» происходит совпадающее с ним по написанию качественное наречие способа и образа действия. Состав слова аналогичен, но «-о» в данном случае не окончание, а второй суффикс (или же весь суффикс «-но», здесь это безразлично). Причина «переназначения» единицы словообразования: при помощи окончаний образуются падежные формы существительных, местоимений и прилагательных, и личные формы глаголов, а наречия – неизменяемые слова. Следовательно, окончания у наречия в принципе быть не может.

Значение и употребление

Раз одно и то же слово может быть двумя самостоятельными частями речи, то из его значений как минимум два должны быть различны. Кроме того, раз в языке бытует прилагательное (или наречие) – антоним «верно» с однозначно отрицательным предлогом (частицей) «не», то и значение этого словосочетания должно в чём-то отличаться от двух первых, иначе с чего бы это вдруг писать два слова вместо одного? Итак, нам предстоит рассмотреть не менее трёх рядов значений.

Наречия

Наречия не могут изменяться по родам и числам, т.к. они неизменяемые слова. Неизменяемы они и по смыслу: наречия самостоятельные части речи, имеющие собственные значения, независимые от контекста высказывания, в которое входят. Наоборот, наречия задают смысловые оттенки фразам, потому и названы наречиями, стоящими на/над речью (лат. adverbium). Следовательно, чтобы употребить на письме «неверно/не верно», субъект высказывания (тот, кто что-то сделал не так, как надо или то, что сделано не так, как надо), должен обладать такими признаками:

А). Быть в единственном числе в виде одного объекта или чего-то цельного, неразделимого.

Б). Быть среднего рода.

В). Являться неисправимыми по существу или надёжно зафиксированными в неверном состоянии.

Отсюда следует смысловой ряд «неверно/не верно» как наречий:

  • Ложно, неправильно, ошибочно:

«Ответ указан неве́рно» – по контексту ясно, что речь идёт о тестировании. Поставил галочку или крестик не там, где надо бы – всё, провал, этот ответ в общий балл не засчитывается.

  • В тех же значениях как предикатив, заменяющий сказуемое. Предикативы это слова и выражения (словосочетания), задающие нужный оценочно-эмоциональный оттенок фразе. Предикативом может быть как слово или выражение, не имеющее отдельного смысла («спасибо», «допустим», «здрасьте», «в принципе», и др.), так и слово, наделённое собственным значением. В предикативном употреблении предмет нашей статьи не только оценивает сделанное, но и выносит ему нравственный вердикт:

«Да всё, что вы тут понаписывали, неве́рно от первой до последней буквы!» – эмоциональная оценка выражена совершенно однозначно.

«Это неве́рно» – лаконичной категоричностью высказывания его автор заранее отметает возможные возражения, тем самым причисляя предмет спора к удовлетворяющим условиям А), Б) и В). Как его (высказывание) поймут, это уж его (автора) забота (или проблема), но он сказал, как хотел.

  • Если эмоциональная окраска высказывания усиливается двойным отрицанием:

«При всём моём к вам уважении, ваше мнение по данному поводу никак (никоим образом) не верно́ (не правильно)». Обратите внимание, в таком случае ударение в «верно» переносится, но в синонимическом «не правильно» остаётся на месте.

  • Антитеза «не ве́рно» в качестве наречия-антонима с отрицательной частицей употребляется, если отрицание нужно выразить предположительно или сомнительно, что в тексте обозначается вопросительной частицей «ли», которую нужно писать ПОСЛЕ значащего словосочетания:

«Валерий Лукич, а не ве́рно ли нам будет отправить сей опус на доработку, чем выискивать смысл в этой белиберде?»

Более ёмкий (по печатной площади) вариант с глаголом «быть» в прошедшем времени единственного числа 3-го лица с предположительной частицей «бы». Соотв. словесные конструкции ставятся или ПОСЛЕ предлога ДО значащего слова, или ПОСЛЕ всего значащего словосочетания:

«…не верно было бы…»; «…не было бы верно…».

Прилагательные

Прилагательное «неверно» может иметь те же значения, что и соотв. наречие (см. п. 1 перечня выше), и в этом смысле прилагается к предметам, не подходящим под условия А), Б) и В):

  • «Ваше утверждение неверно́» – культурный и воспитанный человек, ставя ударение «по-прилагательному», придаёт контексту смысл: «Я категорически против, но от дальнейшего обсуждения не отказываюсь. Если у вас есть убедительные контрдоводы – пожалуйста, я вас слушаю».

Но кроме того, прилагательные «неверно/не верно» могут иметь значения, отнюдь не совпадающие с таковыми одноимённых наречий:

  • Если нужно возразить на отдельные части предмета обсуждения:

«Пункты 5.2, 7.1 и 9.6 вашего заключения неве́рны».

  • При перечислении или его возможности неверных субъектов:

«Василий Петрович, у меня есть доказательства тому, что некоторые сотрудники предприятия неверны́ фирменной политике конфиденциальности».

  • Если предмет отрицания (сомнения) не среднего рода:

«Согласно требований действующего законодательства составленный вами акт неве́рен».

  • Для охарактеризования чего-то как неуверенного, неясного, сомнительного (синонимы):

«Я думаю, что ваше предложение неверно, так как по вашему изложению непонятно, каким образом вы учли <то-то> и <то-то>». Здесь все равно, как ставить ударение, так как всё высказывание никак не категорично. Хорошая подначка для филологов-буквоедов: а пусть-ка поломаются голову – что здесь «неверно», наречие или прилагательное?

  • В том смысле – для характеристики действий одушевлённых субъектов:

«Неверно переступая по обледенелой дорожке, я всё-таки донёс лоток яиц до дома»;

«Неверно путаясь в собственных ногах, он с третьей попытки загрузился в такси»;

«Таращась на неё недоумённым взором, он неверно мотнул головой, но так ничего и не возразил».

Синоним в данном случае, кроме указанных в п. 5 – «нетвёрдо».

  • Словосочетание из предлога с прилагательным «не верно» употребляется для усиления отрицания способом введения антитезы, так сказать, переводом однократного отрицания в двойное отрицание подтверждения:

«Ваше высказывание не верно, а не правильно».

Тут опять-таки нет нужды ставить ударение, поскольку высказывания подобного рода всегда категоричны. Но сомнений насчёт частей речи в нём нет: «не верно» и «не правильно» здесь прилагательные с предлогами.

В заключение

Как видим, «неверно» и «не верно» – коварные выражения. Неверно акцентировав устную речь или сформулировав письменное предложение, вы рискуете очень нехорошим для вас недопониманием. Риск усугубляется тем, что программы набора текстов в смартфонах и планшетах большей частью не позволяют ставить ударения. Выход один: расти культурно и в грамоте, чтобы правильно, сообразно тому, что вы хотите сказать, строить фразы.

***

Н. Савина, журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 2/2008

В правилах заполнения путевых листов — документов, с которыми в работе сталкивается каждое второе учреждение, — не все однозначно. Периодически при их оформлении и учете у бухгалтера возникает много вопросов, на которые в действующих нормативных актах нет ответа. Наш материал поможет разобраться в ситуации и избежать возможных ошибок.

Что такое путевой лист?

Для начала определимся, что путевой лист — это основной первичный документ для учета пробега, списания топлива, маршрута автомобиля и работы водителя, который должен выдаваться ему ежедневно (при необходимости). Унифицированная форма этого документа утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Требование о наличии путевого листа содержится в пункте 59 Инструкции по бюджетному учету и подпункте 5.4 пункта 5 приказа Минтранса России от 9 марта 1995 г. № 27. Кроме этого в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, сказано, что водитель в установленных случаях должен иметь при себе путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности.

За отсутствие у водителя путевого листа его могут оштрафовать по статье 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следует обратить внимание, что форма применяемого путевого листа зависит от типа транспортного средства.

Например, для легковых автомобилей применяют форму 0345001, а для грузовых — формы путевого листа 0345004 и 0345005.

Порядок оформления

Путевой лист выписывает диспетчер или другой работник, уполномоченный на это руководителем учреждения.

Как правило, рассматриваемый документ выписывают только на один день (смену) работы водителя. Следующий путевой лист выдают при условии, что водитель сдал документ за предыдущий день работы. Если работник направлен в командировку и выполняет работу более одних суток, путевой лист можно выписать на необходимое количество дней. Выписывают путевые листы в одном экземпляре и хранят пять лет.

Отметим, что данные, связанные с работой автомобиля (например, данные о времени простоя), в путевой лист заносит водитель и заверяет своей подписью. Ответственность за правильное заполнение документа несут руководитель учреждения, а также те лица, которые отвечают за эксплуатацию автомобиля и участвуют в оформлении этого документа.

Заполняем реквизиты

В рассматриваемом документе должны быть указаны его порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать учреждения, на балансе которого числится автомобиль. Непременно указывают марку и государственный регистрационный номер автомобиля. Если на автомобиле осуществляют лицензируемые виды перевозок, то по строке «Лицензионная карточка» делается соответствующая отметка. Если автомобиль используется только для управленческих нужд, в указанной строке ставят прочерк.

На оборотной стороне путевого листа указывают маршрут следования автомобиля: пункт назначения, время выезда и возвращения, а также количество пройденных километров. Эти показатели служат основанием для списания стоимости израсходованного бензина, а также заработной платы водителя автомобиля в расходы по смете на содержание учреждения.

Не забудьте, если в документе не указана информация о маршруте следования, то, по мнению специалистов главного финансового ведомства, это не позволяет подтвердить факт использования автомобиля для нужд учреждения (письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). На том, что каждый пункт следования должен быть отмечен в путевом листе, настаивают и в Росстате (письмо от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257).

Графу «Код заказчика» заполняют, если автомобиль используется для обслуживания сторонних заказчиков.

В разделе «Результат работы автомобиля за смену» бухгалтер делает начисление зарплаты водителю. Если зарплату начисляют по повременной системе оплаты труда, то указывают количество отработанных часов. Сумма начисленной зарплаты указывается в строке «За часы, руб., коп.». Если же зарплату водителю начисляют по сдельной системе оплаты труда в зависимости от пройденных километров пробега, то сумму зарплаты вписывают в строку «За километраж, руб., коп.». Начисление заработной платы водителю бухгалтер подтверждает своей подписью. Пример заполнения путевого листа легкового автомобиля мы привели в приложении 1 на стр. 1, стр. 2.

Нужен ли медосмотр водителей?

Каждое учреждение, которое эксплуатирует транспортные средства, обязано проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Такая обязанность возложена на них в соответствии с пунктом 1 статьи 20 и статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Отметим, что Минздрав России совместно с Минтрансом России утвердили Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (см. письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32). Этот документ регламентирует порядок проведения медосмотров водителей и в первую очередь должен помочь учреждению правильно организовать этот процесс.

На путевой лист ставится штамп, в котором указываются дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование. Штамп ставят только при отсутствии симптомов заболевания, нахождения водителя в нетрезвом состоянии и т. п.

Предрейсовые медосмотры может проводить только персонал, имеющий соответствующий сертификат, а также медицинские учреждения при наличии лицензии. Эта позиция также подтверждается и судебной практикой (постановление ФАС Уральского округа от 1 августа 2005 г. № Ф09-3196/05-С7).

Напомним, что отсутствие штампа о прохождении предрейсового осмотра может быть квалифицировано как нарушение законодательства об охране труда. В этом случае должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 1000 руб. до 5000 руб. (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Вносим исправления

Поскольку путевой лист признается первичным учетным документом, при внесении в него исправлений следует руководствоваться пунктом 4 Инструкции № 25н и пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Вносить изменения в первичные учетные документы можно, но лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций. Это должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали соответствующие документы, с указанием даты внесения исправлений. Поэтому исправление (например, нормы расхода бензина) должно быть подтверждено подписью водителя и механика (или иного уполномоченного лица).

Регистрация путевых листов

Работник, выдавший водителю путевой лист, регистрирует его в журнале учета путевых листов по форме 0345008, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Номер и дата выдачи документа должны соответствовать дате его регистрации в этом журнале. В каждой строке журнала последовательно записывают номер путевого листа, дату его выдачи, данные водителя, а также ставят свои подписи водитель и диспетчер с указанием даты приема диспетчером путевого листа от водителя. Пример заполнения этого регистра учета приведен в приложении 2.

Путевые листы — основание для списания ГСМ

Списание ГСМ бухгалтерия производит ежемесячно. Следует помнить: чтобы отразить в бухгалтерском и налоговом учете такие затраты, учреждение должно их документально подтвердить.

Так, по мнению финансистов, для целей налогового учета расходы на покупку бензина для служебных легковых автомобилей должны удовлетворять требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, и могут быть подтверждены именно путевыми листами и кассовыми чеками на покупку топлива. В частности, такая позиция высказана в письме Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640.

После того как бухгалтер получил путевые листы, он проверяет правильность их оформления и производит списание израсходованного водителем бензина (п. 59 Инструкции № 25н). Для расчета затрат на ГСМ необходимо, чтобы в путевом листе был определен фактический пробег автомобиля и расход топлива.

Имейте в виду: во время проверок, при отсутствии в документе необходимой информации (а то и вовсе самого документа) контролеры признают расходы неподтвержденными.

Дополнительно отметим, что если учреждение выплачивает своему работнику компенсацию за использование им личного автомобиля для служебных поездок, то обоснованность расходов также подтверждают путевыми листами. На этом настаивает Минфин России в письме от 16 ноября 2006 г. № 03-03-02/275.

Актуальные вопросы по правилам выписки путевых листов

Пожалуй, каждый бухгалтер, который учитывает путевые листы, задавался вопросами: можно ли выписывать этот документ на срок больше одного дня и можно ли использовать нетиповую его форму и т. д.? Ответим и на них.

Срок действия документа

Первичные документы следует составлять таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода.

По мнению Росстата, высказанному в письме от 3 февраля 2005 г. № ИУ-03-22/257, путевой лист выписывают только на один день или смену. На более длительный срок он выдается в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

Однако в письме от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/2/23 Минфин России высказал следующую позицию. Путевой лист можно выписывать и на более длительный срок, например, на неделю или даже на месяц. Правда, и в этом случае он должен обеспечивать учет отработанного времени и расхода горюче-смазочных материалов. И документ также будет подтверждать расходы учреждения (в том числе и как налогоплательщика) на ГСМ. Не забудьте, приняв подобное решение, утвердить его в учетной политике.

Есть прецеденты, когда судьи поддерживали организации, которые составляли путевые листы один раз в месяц (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 г. № А56-22408/03).

Обратим внимание, что все эти разъяснения были сделаны в отношении путевых листов, которые подтверждали обоснованность учета расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль. Поэтому проверяющие органы могут сослаться на положения Инструкции № 25н, согласно которым бюджетные учреждения обязаны применять унифицированные формы первичных учетных документов. Перечень форм документов класса 03 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) включает и формы путевых листов, предусмотренных для заполнения на один день.

Таким образом, во избежание конфликтных ситуаций с контролирующими органами все-таки рекомендуем составлять путевой лист ежедневно.

Об использовании произвольной формы

В письмах Минфина России от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327, от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77 указано, что путевые листы установленной формы обязаны составлять только автотранспортные предприятия. Остальные организации (учреждения) могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего расходы на ГСМ, в котором должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Однако в пункте 59 Инструкции № 25н установлены для списания ГСМ конкретные унифицированные формы (утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78), которые должны использовать именно бюджетные учреждения.

Состав комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств, и носит обязательный характер для автотранспортных учреждений.

Поэтому рекомендуем не отступать от требований Инструкции № 25н и использовать унифицированные формы путевых листов. Если необходимо дополнить форму новыми реквизитами, не забудьте отразить это в учетной политике учреждения.

Показания спидометра

Механик или иной работник, назначенный руководителем, ежедневно проверяет и фиксирует показания спидометра транспортного средства в путевом листе (в графах «Показания спидометра» и «Показания спидометра при возвращении в гараж»). Разумеется, показания спидометра в путевом листе на начало дня должны совпадать с показаниями на конец предыдущего дня работы автомобиля. На основании данных этих граф определяют нормативное количество израсходованного горючего исходя из фактического пробега автомобиля и норм расхода топлива, утвержденных приказом руководителя.

Медосмотр — допуск к работе водителя

Перед выездом каждый водитель должен пройти медосмотр. Только после этого водителя допускают к работе. У водителя не должно быть:
— жалоб на состояние здоровья;
— объективных признаков заболеваний;
— нарушений функционального состояния организма;
— признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психотропных веществ;
— нарушений режима труда и отдыха.

Результаты такого осмотра в обязательном порядке вносят в специальный журнал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *