Дата аудиторского заключения

Дата подписания аудиторского заключения должна соответствовать дате, когда был завершен аудит, но не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности аудируемого лица. В заключении аудитор не должен указывать дату, предшествующую дате подписания или утверждения финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица.

В аудите вопрос подтверждения непрерывности деятельности аудируемого экономического субъекта является неотъемлемой частью выводов аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности за проверяемый финансовый период. Такие выводы основываются на данных проверяемого лица в процессе исследования как его отчетности и бухгалтерских документов, так и прочей информации.

События после отчетной даты — события, происходящие с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения, и факты, обнаруженные после даты подписания аудиторского заключения. Понятие событий после отчетной даты в бухгалтерском учете и требования по их раскрытию в финансовой отчетности определены в ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 10 «События после отчетной даты» аудитор должен принимать во внимание влияние на финансовую отчетность и аудиторское заключение событий, произошедших после отчетной даты, как благоприятных, так и неблагоприятных.

В финансовой отчетности необходимо отражать события:

  • — подтверждающие существование на отчетную дату хозяйственных условий, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность;
  • — свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условий, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность.

Выделяют следующие виды событий, произошедших после даты составления бухгалтерской отчетности:

  • — события, произошедшие до даты подписания аудиторского заключения;
  • — события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления пользователям отчетности;
  • — события, обнаруженные после предоставления пользователям отчетности.

В отношении событий, произошедших до даты подписания аудиторского заключения, аудитор должен выполнить процедуры для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, что все события, имевшие место до даты подписания аудиторского заключения, которые могут потребовать внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней информации, были установлены. Процедуры, предназначенные для определения событий, которые могут требовать внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней информации, выполняются как можно ближе к дате подписания аудиторского заключения. Если аудитору становится известно о событиях, которые оказывают существенное влияние на отчетность аудируемого лица, то следует выяснить, отражены ли эти события должным образом в бухгалтерском учете и раскрыты ли они адекватно в финансовой отчетности.

Федеральное правило (стандарт) № 10 «События после отчетной даты» содержит требования по действиям аудитора в отношении событий, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления пользователям финансовой отчетности. После даты подписания аудиторского заключения в обязанности аудитора не входит осуществление процедур или направление запросов в отношении финансовой отчетности. Ответственность за информирование аудитора о фактах, которые могут повлиять на финансовую отчетность, с даты подписания аудиторского заключения несет руководство аудируемого лица.

Если после даты подписания аудиторского заключения аудитору становится известно о факте, который может оказать существенное влияние на финансовую отчетность, аудитор должен:

  • — определить, нужно ли вносить изменения в финансовую отчетность;
  • — обсудить этот вопрос с руководством аудируемого лица;
  • — предпринять необходимые действия в зависимости от ситуации, когда аудитору стало об этом известно.

По отражению событий, обнаруженных после предоставления пользователям финансовой отчетности, аудитор не несет никаких обязательств относительно любых запросов по финансовой отчетности после предоставления ее пользователям.

Если после предоставления пользователям финансовой отчетности (до утверждения ее акционерами) аудитору становится известно о существовавшем событии на дату подписания заключения, вследствие которого следовало модифицировать заключение, то он должен рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра финансовой отчетности и обсудить это с руководством аудируемого лица. При внесении изменений в финансовую отчетность аудитор выполняет соответствующие процедуры, готовит новое заключение с частью, привлекающей внимание, с изложением основания для пересмотра ранее предоставленной отчетности и заключения.

Если аудитор считает необходимым пересмотреть финансовую отчетность, однако руководство клиента не предпринимает соответствующих мер, то аудитору следует сообщить лицам, которым подчиняется руководитель аудируемого лица, о том, что аудитор самостоятельно проинформирует третьих лиц о невозможности полагаться на заключение. В случае приближения даты предоставления финансовой отчетности за следующий период и раскрытия в ней надлежащим образом информации о событиях необходимость в пересмотре финансовой отчетности и выдаче нового заключения может не возникнуть.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за содержание финансовой (бухгалтерской) отчетности и внесение в нее изменений в случае появления фактов, существенно влияющих на ее достоверность. Аудитор несет ответственность за выражение мнения по оценке этих событий.

Вопрос защиты аудиторского заключения от подмены и четкой идентификации аудированной отчетности стоит перед аудиторами довольно остро прежде всего потому, что он не закреплен законодательно надлежащим образом.

В настоящее время, согласно национальным стандартам аудиторской деятельности (НСАД), аудиторские организации представляют клиентам подписанные руководителем и ведущим аудитором аудиторский отчет и аудиторское заключение – мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности. Однако при этом к ним не прилагается аудированная финансовая отчетность, что создает клиентам возможность заменить ее на неаудированную.

В Узбекистане все актуальнее становится проблема идентификации аудированной финансовой отчетности, так как многие аудиторские организации не прилагают к своему заключению проверенную финансовую отчетность, никоим образом не помечают, что именно эта отчетность ими проверена. Такое положение дел порождает множество вопросов у ее пользователей, которые затрудняются определить, к какой версии отчетности относится аудиторское заключение.

Существует несколько видов аудиторских заключений. Они регламентированы НСАД N 70 «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности»1 и международными стандартами аудита (МСА) 700, 705, 706, 710 и 720. Однако НСАД N 70 предусматривает не все меры, которые необходимы для обеспечения правильности подготовки и представления аудиторского заключения. Этим обосновывается необходимость применения МСА.

На вопрос, как определить, к какой финансовой отчетности относится данное аудиторское заключение, аудиторы отвечают: «К той отчетности, на которой проставлены отметки о ее принятии налоговыми службами» или «К той, показатели которой проанализированы в аудиторском отчете». Но так как хозсубъекты могут сдавать и пересдавать финансовую отчетность несколько раз, а аудиторский отчет – информация конфиденциальная, не доступная пользователям, вопрос идентификации проверенной отчетности весьма актуален.

Обратимся к нормативно-правовым актам, регулирующим порядок составления и представления аудиторского заключения. Согласно статье 22 Закона «Об аудиторской деятельности»2 стандарты аудиторской деятельности определяют порядок проведения аудиторской проверки, оказания профессиональных услуг и организации системы контроля качества работы аудиторов. НСАД устанавливают единые требования по осуществлению аудиторской деятельности. Статья 9 этого же Закона гласит: «Аудиторская проверка – проверка аудиторскими организациями финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации хозяйствующего субъекта с целью установления достоверности и соответствия финансовой отчетности и иной финансовой информации законодательству о бухгалтерском учете». А его статья 18 указывает, что информация, содержащаяся в аудиторском отчете, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. За ее разглашение лица, получившие доступ к ней, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. Но статья 19 указанного Закона предусматривает, что аудиторское заключение – документ, содержащий выраженное в письменной форме мнение ­аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета установленным требованиям законодательства, доступный для пользователей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Аудиторское заключение составляется на основании аудиторского отчета. Форма и содержание аудиторского заключения определяются стандартами аудиторской деятельности. Здесь подчеркивается, что аудиторская проверка – проверка аудиторскими организациями финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации, а аудиторское заключение – документ, содержащий мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности.

НСАД N 70 содержит порядок представления и образец аудиторского заключения. Согласно его пункту 29 в итоговой части аудиторского заключения должно быть четко изложено мнение аудиторской организации на предмет достоверности картины, представляемой в проверенной финансовой отчетности, о фактическом состоянии финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, соответствует ли она законодательству о бухгалтерском учете. Однако в Стандарте не прописано, прилагается ли проверенная финансовая отчетность к аудиторскому заключению и по каким признакам можно определить, проверена ли аудитором именно эта финансовая отчетность. Нет упоминания об этом и в приложении N 1 к НСАД N 70, содержащем пример положительного аудиторского заключения.

А вот согласно МСА 700 «Формулирование мнения и представление отчета (заключения) по финансовой отчетности» в вводном параграфе отчета (заключения) независимого аудитора должно быть указано: «Мы провели аудит прилагаемой финансовой отчетности Компании ABC, состоящей из баланса по состоянию на 31 декабря 20ХX года и отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях в собственном капитале, отчета о движении денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, а также краткого описания основных положений учетной политики и прочих пояснительных примечаний…».

Поэтому видится целесообразным внести в примеры аудиторских заключений, приведенные в НСАД N 70, следующие изменения:

ПРИМЕР

положительного аудиторского заключения

Мной (нами), аудитором (аудиторами)_______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество аудиторов)

аудиторской организации «_______________________________________________________________________»,

(наименование аудиторской организации и ее реквизиты)

произведена проверка ПРИЛАГАЕМОЙ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта «____________________

________________________________________________».

(наименование хозяйствующего субъекта)

По нашему мнению, ПРИЛАГАЕМАЯ финансовая отчетность хозяйствующего субъекта «______________________________________________________________________»

(наименование хозяйствующего субъекта)

достоверно отражает его финансовое положение и совершенные данным хозяйствующим субъектом финансовые и хозяйственные операции соответствуют требованиям законодательства Республики Узбекистан.

Правда, эти изменения не решают всей проблемы, так как финансовая отчетность должна быть не только приложена, но и по каким-либо признакам идентифицирована как аудированная. МСА 700 эта проблема решается следующим образом:

«А45. В некоторых обстоятельствах субъект может быть обязан (в соответствии с законодательством, нормативными актами или стандартами) или может добровольно решить, представить вместе с финансовой отчетностью дополнительную информацию, которая не требуется применимой основой представления финансовой отчетности. Например, дополнительная информация может быть представлена для улучшения понимания пользователем применимой основы представления финансовой отчетности или обеспечения подробного объяснения конкретных статей финансового отчета. Такая информация обычно представляется либо в добавочных таблицах, либо в виде дополнительных примечаний.

A48. Законодательство или нормативные акты могут не требовать аудита дополнительной информации, а руководство субъекта может решить не просить аудитора включить дополнительную информацию в масштаб аудита финансовой отчетности.

A49. Оценка аудитором того, представлена ли дополнительная информация, аудит которой не проводился, таким образом, что создается впечатление, что она охвачена аудиторским мнением, включает, например, установление того, где представлена данная информация в отношении финансовой отчетности и любой дополнительной информации, аудит которой не проводился, и четко ли она обозначена как «неаудированная».

Для идентификации аудированной финансовой отчетности аудиторские организации проставляют на ней специальные штампы «АУДИРОВАНА» с указанием наименования аудиторской организации и даты аудиторского заключения.

Для повышения качества аудиторских услуг, достижения большей достоверности аудиторских заключений предлагается внести вышеизложенные изменения в НСАД N 70, а в целях идентификации аудированной финансовой отчетности и отделения ее от прилагаемой неаудированной финансовой информации – ввести в практику обязательное обозначение «Аудирована» с указанием аудиторской организации и даты проверенной ею финансовой отчетности.

Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА,

д.э.н., САР,
председатель Совета Национальной ассоциации

бухгалтеров и аудиторов Узбекистана,

профессор кафедры
«Экономический анализ и аудит» ТГЭУ.

Онлайн-тестыТестыЗарубежное правоМеждународные стандарты аудитавопросы61-75

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-80
61. При подготовке финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности отступления от применения данных стандартов
• допускаются, если соответствие требованиям стандартов будет вводить в заблуждение
62. Принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности — это:

• права и обязанности
63. Проверка записей, документов или материальных активов — это:
• инспектирование
64. Проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов — это:
• пересчет
65. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора
• информацию о требованиях законодательства, касающуюся проведения аудиторской проверки
66. Разработка и практическое применение внутренних (внутрифирменных) правил (стандартов) аудиторской деятельности
• обязательна, если только общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности содержат на это прямые указания
67. Риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения, — это:
• аудиторский риск
68. Риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета, которое может быть существенным, — это:
• риск необнаружения
69. Руководитель проверяемого экономического субъекта обязан при проведении аудиторской проверки
• оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
70. Согласно МСА 250 не относится к этапам аудиторской деятельности
• извещение государственных контролирующих органов
71. Стандарт не применяется по отношению к:
• сокращенной промежуточной финансовой информации
72. Стандартами учета, основной составляющей системы GAAP являются:
• положения о стандартах финансового учета
73. Точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени — это:
• точное измерение
74. Укажите срок подписания аудиторского заключения:
• не ранее подготовки бухгалтерской отчетности экономического субъекта
75. Уклонение от обязательной аудиторской проверки со стороны экономического субъекта влечет наложение штрафа в размере

Организация может сдать бухгалтерскую отчетность без даты ее утверждения, если к моменту сдачи отчетности общее собрание участников не было проведено. Административной ответственности за отсутствие даты на отчетности не предусмотрено. Но ответственность может наступить за уклонение от проведения собрания участников.

Обосновано это следующим.

Утверждение бухгалтерской отчетности организации производится в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В ООО годовой бухгалтерский баланс утверждается протоколом общего собрания учредителей (пп. 6 п. 2 ст. 33, п. 6 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, далее – Закон № 14-ФЗ). Общее собрание проводится в сроки, установленные уставом (в период с 1 марта по 30 апреля года, следующего за отчетным, ст. 34 Закона № 14-ФЗ). Бухгалтерская отчетность подается не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (31 марта) (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Это означает, что общее собрание может быть проведено позже даты сдачи баланса.

Ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерской финансовой отчетности установлена статьей 15.11 КоАП РФ. Перечень нарушений, которые считаются грубыми и за которые положен штраф по этой статье, предусмотрены в примечании 1 к ст. 15.11 КоАП РФ. Под грубым нарушением требований понимается, например, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.

Отсутствие даты утверждения в отчетности в качестве грубого нарушения не указано. Соответственно, из-за отсутствия даты утверждения на отчетности административная ответственность не наступает. В этой ситуации организации может грозить ответственность по ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ за уклонение или отказ в созыве общего собрания участников в виде штрафа до 700 тысяч рублей. Таким образом, даже если отчетность была сдана неутвержденной, организация все-таки должна оформить протокол общего собрания об утверждении бухгалтерской отчетности.

1. Аудиторская деятельность — это:

а) деятельность специализированных организаций, направленная на установление данных бухгалтерского учета;

Ответ б) предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности;

в) деятельность контролирующих служб по проверке бухгалтерского учета и отчетности.

2. Основной целью аудиторской деятельности является:

а) изучение результатов хозяйственной деятельности и выработка предложений по их улучшению;

б) составление бухгалтерской отчетности, расчетов по налогам;

Ответ в) выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

3. Обязательный аудит — это :

а) аудиторская проверка по решению руководства проверяемой организации;

Ответ б) ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, проводимая в случаях, установленных законодательством РФ;

в) аудит по решению местных органов власти.

4. Инициативный аудит — это:

а) аудит, проводимый по инициативе государственного органа;

Ответ б) аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта;

в) аудит, проводимый по инициативе аудитора.

5. Обязательный аудит может проводиться:

а) аудиторами, имеющими квалификационный аттестат аудитора;

б) аудиторами- предпринимателями без образования юридического лица;

Ответ в) аудиторскими организациями.

6. Какой деятельностью, помимо проведения проверок, могут заниматься аудиторские фирмы:

Ответ а) оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета;

б) оказывать услуги по анализу хозяйственно-финансовой деятельности и консультированию в вопросах законодательства Российской Федерации;

в) оказывать выше перечисленные услуги, а также проводить обучение.

7. Каким документом в настоящее время определены правовые основы аудиторской деятельности:

а) Федеральным законом РФ » О бухгалтерском учете»;

б) Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности»;

Ответ в) временными правилами аудиторской деятельности в РФ.

8. В каких случаях аннулируется квалификационный аттестат аудитора:

а) установлен факт отказа в аудиторской проверке;

б) установлен факт работы аудитора без внутренних аудиторских стандартов;

Ответ в) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки.

9. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности носят:

Ответ а) обязательный характер;

б) рекомендательный характер;

в) применяются по усмотрению руководства фирмы.

10. Какова правовая форма договора на проведение обязательной аудиторской проверки:

а) договор подряда;

Ответ б) договор возмездного оказания услуг;

в) договор на выполнение научно-исследовательских работ.

11. В ходе общения с руководством экономического субъекта до начала проверки обсуждаются вопросы:

а) стоимость выдачи аудиторского заключения;

Ответ б) получение аудиторских доказательств;

в) возможность сотрудничества в будущем.

12. При обязательной аудиторской проверке аудиторская организация должна застраховать:

а) свой профессиональный риск;

Ответ б) риск ответственности за нарушение договора;

в) гражданскую ответственность.

13. В общем плане аудита приводится:

Ответ а) предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки;

б) набор инструкций для аудитора;

в) вывод, служащие основой для подготовки аудиторского заключения.

14. Каковы основные этапы проведения аудита:

Ответ а) подготовительный этап, планирование, выполнение аудиторских процедур, оформление результатов;

б) планирование, получение доказательств, документирование, обобщение выводов;

в) планирование, сбор данных, завершение аудита.

15. Аудитор рассматривает существенность:

Ответ а) как на уровне финансовой (бухгалтерской )отчетности в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций;

б) на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом;

в) в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации.

16. Между уровнем существенности и аудиторским риском существует зависимость:

а) прямая;

Ответ б) обратная;

в) не существует.

17. Какой показатель из нижеперечисленных не используется для определения уровня существенности:

а) валюта баланса;

б) собственный капитал;

Ответ в) среднесписочная численность.

18. Форма, содержание и порядок предоставления аудиторского заключения определяются:

а) договором между проверяемой и аудиторской организациями;

б) рекомендациями руководителя или Совета директоров, проверяемой организации;

Ответ в) федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

19. Укажите, какой из реквизитов должен отражаться во вводной части аудиторского заключения:

Ответ а) номер, дата выдачи и срок действия лицензии;

б) выявленные существенные отклонения;

в) мнения в отношении достоверности отчетности.

20. Причина отказа от выдачи аудиторского заключения может быть следующей:

а) клиент потребовал составить аудиторское заключение только по балансу предприятия;

б) предприятие клиента имеет несколько дочерних предприятий, аудит которых выполняли другие аудиторы;

Ответ в) аудитору к моменту предоставления аудиторского заключения не были предоставлены все документы, необходимые для составления аудиторского заключения.

21. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, должно быть включено в состав годовой бухгалтерской отчетности:

а) любого юридического лица;

Ответ б) если эта отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами РФ;

в) если эта отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с постановлениями правительства РФ.

22. Аудитор не имеет права:

Ответ а) передавать третьим лицам полученные им в процессе аудита сведения;

б) оставлять у себя после проведения проверки копию аудиторского отчета;

в) проводить консультирование клиента в устной форме.

23. Аудитор обязан подписать аудиторское заключение:

Ответ а) не ранее даты утверждения финансовой ( бухгалтерской ) отчетности руководством аудируемого лица;

б) не позднее проведения годового собрания акционеров;

в) не ранее даты представления годовой бухгалтерской отчетности.

24. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности по составу:

а) должно содержать обязательные элементы, определенные федеральным правилом (стандартом);

б) может носить произвольный характер;

Ответ в) должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

25. Является ли обязанностью аудитора оценка событий в деятельности аудируемого лица, происходящих после подписания его бухгалтерской отчетности:

Ответ а) да, до даты подписания аудиторского заключения;

б) да;

в) нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *