Декларация по НДС

Регулярная отчетность по НДС требует от бухгалтера особой внимательности и точного понимания порядка заполнения всех строк декларации. Неверно проставленные коды или нарушение контрольных соотношений – причина отказа в приеме отчета, проведения камеральной проверки или привлечения к административной/налоговой ответственности.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк декларации по НДС .xlsСкачать образец заполнения декларации по НДС .xls

Регламент сдачи отчетности

По действующему налоговому законодательству все декларации по НДС в обязательном порядке сдаются по ТКС-каналам. При формировании отчета необходимо следить за изменениями, вносимыми Министерством финансов в электронный формат документа. Для корректной сдачи декларации следует использовать только актуальную версию отчета.

На составление отчета плательщику НДС или налоговому агенту дается 25 дней после завершения квартала.

Имейте в виду: использование бумажного варианта декларации по НДС допускается лишь для тех субъектов хозяйственной деятельности, которые освобождены от налога на законном основании либо не признаны плательщиками НДС и отдельные категории налоговых агентов.

Состав декларации

Квартальная декларация по НДС содержит два раздела, обязательных к заполнению:

  • головной (титульный лист);
  • сумма НДС, подлежащих уплате в бюджет/возврату из бюджета.

Отчетный документ с упрощенным вариантом оформления (Титул и раздел 1 с проставленными прочерками) представляются в следующих случаях:

  • осуществление в подотчетном периоде хозяйственных операций, не подлежащих обложению НДС;
  • ведение деятельности за пределами российской территории;
  • наличие производственных/товарных операций длительного периода действия – когда для окончательного выполнения работ требуется более полугода;
  • субъект коммерческой деятельности применяет спецрежимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, ПСН, УСНО);
  • при выставлении счета-фактуры с выделенным налогом налогоплательщиком, освобожденным от НДС.

При наличии указанных предпосылок суммы реализации по льготируемым видам деятельности проставляются в разделе 7 декларации.

Для субъектов налогообложения, ведущих деятельность с применением НДС, обязательно заполнение всех разделов декларации, имеющих соответствующие цифровые показатели:

Раздел 2 – исчисленные суммы НДС для организаций/ИП, имеющих статус налоговых агентов;

Раздел 3 – суммы реализации, подпадающие под обложение налогом;

Разделы 4,5,6 – используются при наличии хозяйственных операций по нулевой налоговой ставке или не имеющих подтвержденного статуса «нулевиков;

Раздел 7 – указываются данные по освобожденным от НДС операциям;

Разделы 8 – 12 включают в себя свод сведений из книги покупок, книги продаж и журнала выставленных счетов-фактур и заполняются всеми плательщиками НДС, применяющими налоговые вычеты.

Заполнение разделов декларации

Отчетный регламент по НДС должен соответствовать требованиям инструкции Минфина и ФНС, изложенной в приказе № ММВ-7-3/558 от 29.10.2014г.

Титульный лист

Порядок заполнения главного листа декларации по НДС не отличается от правил, установленных для всех видов отчетности в ФНС:

  • Данные об ИНН и КПП плательщика прописываются в верхней части листа и не отличаются от сведений в регистрационных документах;
  • Налоговый период указывается кодовым обозначением, принятым для налоговой отчетности. Расшифровка кодов указана в приложении № 3 к Инструкции по заполнению Декларации.
  • Код налоговой инспекции – декларация представляется в то подразделение ФНС, где плательщик зарегистрирован. Точная информация обо всех кодах территориальных налоговых органов обнародована на сайте ФНС.
  • Наименование субъекта предпринимательской деятельности – в точности соответствует названию, указанному в учредительной документации.
  • Код ОКВЭД – в титульном листе прописывается основной вид деятельности по статистическому коду. Показатель указан в информационном письме Росстата и в выписке ЕГРЮЛ.
  • Контактный номер телефона, количество заполненных и передаваемых листов декларации и приложений.

На титульном листе проставляется подпись представителя плательщика и дата формирования отчета. В правой части листа отведено место для подтверждающих записей уполномоченного лица налоговой службы.

Раздел 1

Раздел 1 является итоговым разделом, в котором плательщик НДС сообщает о суммах, подлежащих уплате или возмещению по результатам бухгалтерского/налогового учета и сведениям из раздела 3 декларации.

В листе обязательно указывается код территориального образования (ОКТМО), где налогоплательщик осуществляет деятельность и состоит на учете. В строке 020 фиксируется КБК (код бюджетной классификации) по этому виду налога. Плательщики НДС ориентируются на КБК по стандартной деятельности – 182 103 01 00001 1000 110. Уточнить КБК можно в последней редакции приказа Минфина № 65н от 01.07.2013г.

Внимание: при неточном указании КБК в декларации по НДС уплаченный налог не поступит на лицевой счет налогоплательщика и будет депонирован на счетах Федерального казначейства до выяснения принадлежности платежа. За просрочку уплаты налога будет начислена пеня.

Строка 030 заполняется только в том случае, если счет-фактура выставляется налогоплательщиком-льготником, освобожденным от НДС.

В строках 040 и 050 следует записать суммы, полученные по расчету налога. Если результат подсчета положительный, то сумма НДС к уплате указывается в строке 040, при отрицательном итоге результат записывается в строку 050 и подлежит возмещению из госбюджета.

Раздел 2

Этот раздел обязаны заполнять налоговые агенты по каждой организации, в отношении которой они имеют этот статус. Это могут быть зарубежные партнеры, не уплачивающие НДС, арендодатели и продавцы муниципального имущества.

Для каждого контрагента заполняется отдельный лист раздела 2, где обязательно указывается его название, ИНН (при наличии), КБК и код операции.

При перепродаже конфиската или осуществлении торговых операций с иностранными партнерами налоговые агенты заполняют строки 080-100 раздела 2 – величина отгрузки и суммы, поступившие в качестве предоплаты. Итоговая сумма, подлежащая уплате налоговым агентом, отражается в строке 060 с учетом величин, проставленных в следующих строках – 080 и 090. Сумма налогового вычета по реализованным авансам (стр.100) уменьшает конечную сумму НДС.

Раздел 3

Основной раздел отчетности по НДС, в котором налогоплательщики совершают расчет подлежащего уплате/возмещению налога по предусмотренным законодательством ставкам, вызывает наибольшее количество вопросов у бухгалтеров. Последовательное заполнение строк раздела выглядит следующим образом:

  • В стр.010-040 отражается величина выручки от реализации (по отгрузке), облагаемой, соответственно, по применяемым налоговым и расчетным ставкам. Сумма, зафиксированная в этих строках, должна равняться величине дохода, учтенного на счете 90.1 и показанного в расчете налога на прибыль. При обнаружении расхождений показателей в декларациях фискальные органы затребуют пояснений.
  • Стр. 050 заполняется в частном случае – когда продается организация, как комплекс учетных активов. База налогообложения в этом случае – балансовая стоимость имущества, умноженная на специальный поправочный показатель.
  • Стр. 060 касается производственных и строительных организаций, ведущих СМР для собственных нужд. В этой строке воспроизводится стоимость выполненных работ, включающая в себя все реальные затраты, понесенные при строительстве или монтаже.
  • Стр.070 – в графе «Налоговая база» в этой строке следут поставить сумму всех денежных поступлений, поступивших в счет предстоящий поставок. Сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118 или 10/110, в зависимости от вида товаров/услуг/работ. Если реализация происходит в течение 5 дней после того, как предоплата «упадет» на расчетный счет, то эта сумма не указывается в декларации, как полученный аванс.

В разделе 3 необходимо проставить суммы НДС, которые, в соответствии с требованиями п.3 ст.170 НК необходимо восстановить в налоговом учете. Это касается сумм, задекларированных ранее как налоговые вычеты по льготным основаниям – применение спецрежима, освобождение от обложения НДС. Восстановленные величины налога суммарно отражаются в стр. 080, с конкретизацией по строкам 090 и 100.

В строках 105-109 вводятся данные о корректировке сумм НДС в учете на протяжении подотчетного периода. Это может быть ошибочное применение пониженной налоговой ставки, неправомерное отнесение операций к необлагаемым или невозможность подтверждения нулевой ставки.

Общая величина начисленного НДС указывается в строке 110 и состоит из суммы всех показателей, отраженных в графе 5 строк 010-080, 105-109. Конечная цифра налога должна равняться сумме НДС в книге продаж по итогу оборотов за отчетный квартал.

Строки 120-190 (графа 3) посвящены вычетам, призванным сумму НДС к уплате:

  • Величина вычетов по строке 120 формируется на основании полученных от контрагентов-поставщиков счетов-фактур и равна сумме НДС в книге покупок.
  • Строка 130 заполняется по аналогии со стр. 070, но содержит данные от суммы налога, уплаченного поставщику, как предварительная оплата.
  • Строка 140 дублирует строку 060 и отражает налог, исчисленный от суммы фактических издержек при проведении СМР для нужд налогоплательщика.
  • Строки 150 – 160 относятся к внешнеторговой деятельности и составляют суммы НДС, уплаченные на таможне или начисленные на стоимость товаров, ввезенных в Россию из стран ТС.
  • В строке 170 необходимо прописать размер НДС, ранее начисленный на поступившие авансы, если в отчетном квартале произошла реализация.
  • Строка 180 заполняется налоговыми агентами и содержит величину НДС, указанную в строке 060 Раздела 2.

Результат от сложения сумм вычетов по всем законным основаниям фиксируется в строке 190, а строки 200 и 210 – итог от совершения арифметических действий между строками 110 гр.5 и 190 гр.3. Если результат от вычитания из начисленного НДС суммы вычетов будет положительным, то полученная величина отражается в строке 200, как НДС к уплате. В противном случае, если размер вычетов превышает рассчитанную сумму НДС, следует заполнить стр. 210 гр. 3, как НДС к возмещению.

Отраженные в строках 200 или 210 раздела 3 суммы налога должны попасть в строки 040-050 раздела 1.

В декларации по НДС предусмотрено заполнение двух приложений к разделу 3. Эти формуляры заполняются:

  • По основным средствам, которые используются в не облагаемой НДС деятельности. Важное условие – налог по этим активам ранее был принят к вычету и теперь подлежит восстановлению в течение 10 лет. В приложении отражается индивидуально вид ОС, дата ввода в эксплуатацию, сумма, принятая к вычету за текущий год. Это приложение должно быть заполнено только в декларации за 4 квартал.
  • По зарубежным компаниям, работающим на территории РФ через собственные представительства/филиалы.

Разделы 4, 5, 6

Указанные разделы подлежат заполнению только теми плательщиками, которые в своей деятельности используют право на применение нулевой ставки НДС. Отличие между разделами состоит в некоторых нюансах:

  • Раздел 4 заполняется налогоплательщиком, который способен документально подтвердить правомерное использование ставки в 0%. В разделе 4 предусмотрено обязательно отражение кода хозяйственной операции, суммы полученной выручки и величины декларируемого налогового вычета.
  • Раздел 6 заполняется в случаях, когда на дату представления декларации налогоплательщик не успел собрать полный пакет документов для подтверждения льготы. Необоснованные операции вносятся в раздел 6, но впоследствии могут быть приняты к возмещению и перенесены в раздел 4. Для этого необходимо наличие документации.
  • Раздел 5 предстоит заполнить тем «нулевикам», которые ранее заявили вычет по документам, но получили право на применение льготной ставки только в данном отчетном периоде.

Важно: при наличии нескольких оснований по применению раздела 5 налогоплательщик должен заполнить раздельно каждый отчетный период, когда был заявлен вычет.

Раздел 7

Этот лист предназначен для передачи сведений по операциям, которые были совершены в отчетном квартале и, согласно ст. 149 п.2 НК РФ, освобождены от обложения НДС. Все задокументированные коммерческие действия группируются по кодам, которые поименованы в Приложении № 1 к действующей инструкции.

К категории операций, отражаемых в разделе 7, относятся и денежные суммы, поступившие на банковский счет налогоплательщика в счет готовящихся поставок.

Необходимо соблюсти только одно условие – изготовление продукции или претворение работ носит долговременный характер и будет завершено через 6 календарных месяцев.

Разделы 8, 9

Относительно недавно появившиеся разделы предусматривают внесение в декларацию сведений, перечисленных в книге продаж/книге покупок за подотчетный период. Для того, чтобы фискальные органы могли автоматически провести камеральную проверку, в этих листах указываются все контрагенты, «попавшие» в налоговые регистры по НДС.

По регламенту в разделах 8 и 9 следует раскрыть информацию о поставщиках и покупателях (ИНН, КПП), реквизитах полученных или выданных счетах-фактурах, стоимостных характеристиках товаров/услуг, суммах выручки и начисленного НДС.

Важно: модули электронной отчетности дают возможность до сдачи декларации провести сверку данных разделов 8 и 9 с контрагентами. Иначе, в случае несоответствия данных в ходе перекрестной проверки в ИФНС суммы к вычету, не соответствующие книге продаж поставщика, могут быть исключены из расчета и сумма НДС к уплате возрастет.

В случае исправления данных в ранее задекларированные счета-фактуры налогоплательщик обязан сформировать приложения к разделам 8 и 9.

Раздел 10, 11

Эти листы носят специфический характер и подлежат оформлению только субъектам предпринимательства нескольких категорий:

  • комиссионеры и агенты, работающие в пользу третьих лиц;
  • лица, оказывающие экспедиторские услуги;
  • предприятия-застройщики.

В разделах 10-11 должны быть перечислены сведения из журнала полученных и предъявленных счетов-фактур с суммами НДС и облагаемого оборота.

Раздел 12

Лист предназначен для включения в декларацию налогоплательщиками, имеющими освобождение от НДС. Критерий заполнения раздела 12 – наличие счетов-фактур с выделенным НДС, предъявленных контрагентам.

Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Начиная с 1 января 2014 года все плательщики НДС без исключения обязаны представлять декларации по НДС в электронной форме по ТКС. Декларация состоит титульного листа и 12 разделов.

Заполняются разделы взависимости от совершаемых операций, поэтому не всегда нужно заполнять все разделы.

Титульный лист и раздел1 заполняется всеми.

При выполнении работ, оказании услуг, продаже товаров на территории РФ заполняется раздел 3 (приложение 1,2), раздел 8 и 9 с приложениями.

При экспортных операциях заполняется заполняются разделы 4,5 и 6.

Налоговый агент заполняет раздел 2

При совершении льготируемых операций заполняется раздел 7.

При осуществлении посреднической деятельности на основе договоров комиссии, агентских договоров, договоров транспортной экспедиции или выполнение функций застройщика заполняются разделы 10 и 11.

При выставлении счетов фактур будучи освобожденные от НДС по разным основаниям заполняется раздел 12.

Налоговое законодательство с каждым годом становится все демократичнее. Так, с 01.10.2015 предоставлена преференция экспортерам, собирающим документы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. Теперь вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных документов в инспекцию достаточно представить реестры документов в электронном виде через операторов электронного документооборота. Как же это сделать на практике? Для ответа на вопрос мы использовали нормативные акты и недавно вышедшие разъяснения чиновников.

Начнем с норм закона

Оказывается, что и до 01.10.2015 в Налоговом кодексе преду­сматривалась возможность представления реестров, содержащих сведения о вывезенных товарах, взамен таможенных деклараций (их копий) (абз. 9 – 11пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). 📌 Реклама Отключить

Однако подзаконный акт, принятый во исполнение данной нормы (Приказ Минфина России от 21.05.2010 № 48н «Об утверждении Порядка представления реестров таможенных деклараций»), оказался сырым. Порядок, представленный в приказе, не содержал конкретного перечня сведений, подлежащих отражению в реестрах. К тому же отсутствовали сами формы этих реестров, ведь их разработка и утверждение финансовым ведомством указанными нормами ст. 165 НК РФ не были предусмотрены (см. письма Минфина России от 30.10.2012 № 03‑07‑08/308, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@).

В результате упомянутый подзаконный акт просуществовал недолго (с 24.09.2010 по 30.09.2015). Приказом Минфина России от 25.05.2015 № 82н он признан утратившим силу 1 октября 2015 года. С той же даты перестали действовать абз. 9 – 11 пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ. А положения, содержащиеся в данных абзацах (в обновленном виде), перенесены в новые пункты указанной статьи – 15 и 16. Эти изменения внесены в гл. 21 Федеральным законом от 29.12.2014 № 52‑ФЗ. Обратимся к данным нормам.

📌 Реклама Отключить

В пункте 15 ст. 165 НК РФ приведен перечень реестров документов в зависимости от вида совершаемых экспортных операций. Для наглядности обобщим информацию в виде схемы по иному признаку, а именно по видам документов, которые можно заменить их реестрами.

Для подтверждения нулевой ставки

Представляются реестры в электронном виде

Таможенные декларации

с указанием регистрационных номеров этих деклараций

Транспортные, перевозочные и товаросопроводительные и иные документы Документы, подтверждающие факт оказания отдельных услуг
Таможенные декларации (их копии) с отметками таможенных органов Копии вышеуказанных документов или реестры отдельных документов на бумажном носителе Копии документов, подтверждающих факт оказания отдельных услуг

📌 Реклама Отключить

Читатель может заметить, что «электронные» реестры заменяют не все документы, которые следует представить для подтверждения применения нулевой ставки НДС. В частности, контракт с иностранной компанией на поставку товара (как и раньше) нужно представлять не в виде реестра, а традиционно – пояснено в п. 19 ст. 165 НК РФ.

В норме указано, что контракты (договоры) могут быть представлены экспортером в налоговую инспекцию одним из следующих способов:

  • в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами;
  • в виде комплекта документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.

Важно понимать, что представление реестров не избавляет налогоплательщика от подачи в налоговый орган самих документов. Перечень случаев, когда налоговый орган имеет право истребовать документы, сведения из которых включены в реестры, установлен п. 15 ст. 165 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 14.04.2016 № 03‑07‑08/21596). 📌 Реклама Отключить

В частности, инспекторы в ходе камеральной проверки вправе выборочно истребовать у налогоплательщика, представившего в электронной форме реестры перевозочных документов, предусмотренных абз. 5 п. 5, п. 5.1, 6, 6.1, документы, сведения из которых включены в реестры. Для исполнения данного предписания установлен ограничительный срок – в течение 20 календарных дней с даты получения экспортером требования налогового органа.

Кроме того, проверяющие вправе запросить нужные документы при выявлении несоответствия сведений об экспортных операциях, полученных от таможенных органов (об информационном обмене между ведомствами скажем чуть позже), данным, содержащимся в «электронных» реестрах налогоплательщика, а также документы, сведения из которых таможенники представлять не должны.

Если экспортер не исполнил требование инспекции (полностью или частично), обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной.

📌 Реклама Отключить

Следующий пункт (п. 16) предписывает ФНС (а не Минфину) разработать и утвердить подзаконные акты, устанавливающие формы и правила заполнения «электронных» реестров, а также форматы и порядок их представления в налоговый орган. И надо сказать, что налоговики с этим справились, утвердив «жизнеспособные» приказы по практическому формированию и отправке реестров.

Обратим внимание еще на два новых пункта ст. 165 НК РФ – 17 и 18, вступивших в силу 01.10.2015. Первый пункт обязывает таможенников передавать налоговикам сведения по экспортным операциям в электронной форме, второй – разработать указанным ведомствам совместно перечень сведений, форматы и порядок электронного взаимодействия. Цель данных нововведений – осуществление налоговыми органами проверки обоснованности применения экспортерами налоговой ставки 0% и налоговых вычетов без дополнительного истребования у последних соответствующих документов (что возможно, если сведения из реестров не расходятся с информацией, переданной таможенниками).

📌 Реклама Отключить

Пока подзаконные акты не утверждены, остаются действующими общие документы, в частности Соглашение о сотрудничестве ФТС России № 01-69/1, ФНС России № ММ-27-2/1 от 21.01.2010. Оно в большей степени направлено на обмен информацией между таможенниками и налоговиками о действиях участников внешнеэкономической деятельности в целом. Полагаем, что взаимодействие ведомств будет полезно в частной ситуации, например при обмене сведениями об экспортных операциях в целях контроля за применением ставки 0%.

Продолжим положениями подзаконных актов

В нашем распоряжении оказались два документа, принятые во исполнение норм ст. 165 НК РФ.

Во-первых, это Приказ ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 (далее – Приказ № ММВ-7-15/427), которым утверждены формы и порядок заполнения реестров, а также форматы и порядок представления реестров в электронной форме.

📌 Реклама Отключить

Во-вторых, это Приказ ФНС России от 05.10.2015 № ММВ-7-6/438@, внедривший пилотный проект по приему от налогоплательщиков в электронной форме реестров сведений из документов, представляемых в обоснование применения ставки 0% по экспортным операциям, и по обработке данных реестров в информационной системе налоговых органов.

Второй документ отличается от первого тем, что он предназначен не для всех, а только для участников пилотного проекта. Это семь компаний-экспортеров, с которыми налоговики налаживают «электронное» взаимодействие по подтверждению нулевой ставки (см. приложение 8 к приказу).

А чтобы было меньше вопросов, в пилотном проекте предусмотрены всего два реестра, передаваемых в налоговые органы по ТКС. Это реестр таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных и иных документов и реестр перевозочных документов для железнодорожного транспорта.

📌 Реклама Отключить

Однако в рамках статьи обратим внимание все же на более общий и универсальный документ – Приказ № ММВ-7-15/427. Им утверждены 14 реестров сведений по различным видам и сочетаниям подтверждающих нулевую ставку документов. Для сравнения: в п. 15 ст. 165 НК РФ изначально выделено всего восемь видов «электронных» реестров. Увеличение их количества объясняется тем, что в НК РФ не могут быть учтены все ситуации, что как раз можно сделать в подзаконном акте. В нем, кстати, не только представлены реестры, но и даны указания по их заполнению.

Полагаем, нет смысла пересказывать содержание каждого реестра и порядок их заполнения. Скажем о том, что должно быть во всех из них: информация о размере налоговой базы, к которой экспортером применяется нулевая ставка НДС. На это обращено внимание в п. 16 ст. 165 НК РФ. Налоговая база определяется по каждой операции, подтверждаемой документами, реквизиты которых отражены в «электронном» реестре сведений. Такой подход позволяет накопительным итогом установить величину налоговой базы по экспортным операциям.

📌 Реклама Отключить

В отличие от реестров, в декларации по НДС налоговая база указывается «котловым» методом по всем операциям за налоговый период. При этом отдельно выделяется налоговая база по подтвержденному и неподтвержденному экспорту (см. разд. 4, 6 декларации). В итоге данные о налоговой базе по всем отправленным в инспекцию реестрам должны соответствовать информации, отраженной в декларации за соответствующий период.

Немаловажным является порядок представления «экспортных» реестров. Это нужно сделать по форматам, утвержденным Приказом № ММВ-7-15/427, не забыв подписать реестры усиленной квалифицированной электронной подписью.

Следует отметить, что днем представления в инспекцию реестра сведений считается дата его отправки экспортером по каналам связи, а не дата получения налоговым органом. В то же время реестр является принятым, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи).

📌 Реклама Отключить

К сведению

«Экспортные» реестры в электронном формате должны быть представлены в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны либо со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под указанные таможенные процедуры (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Реестр сведений, подтверждающий экспортные операции, не будет считаться принятым налоговым органом, если:

  • не соответствует утвержденному формату;
  • отсутствует (не соответствует) усиленная квалифицированная электронная подпись налогоплательщика;
  • направлен в налоговый орган, в компетенцию которого не входит проверка реестров (ошибочное направление).

При наличии оснований для отказа в приеме подтверждающего экспорт реестра налоговый орган формирует соответствующее уведомление, подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет налогоплательщику. 📌 Реклама Отключить

При получении такого уведомления налогоплательщик должен устранить указанные в нем ошибки и повторить процедуру направления реестра.

Пожалуй, это основное, что нужно знать о приказах налоговиков, посвященных практическому подтверждению применения нулевой ставки «электронными» реестрами.

Закончим разъяснениями чиновников

Обратимся к Письму ФНС России от 04.02.2016 № ЕД-4-15/1636. Его плюс в том, что налоговики дают не абстрактные советы по применению норм налогового законодательства и принятых в их исполнение нормативных актов, а практические рекомендации с объяснением того, каких именно «электронных» реестров экспортеров касается то или иное указание.

По общему правилу до недавнего времени налогоплательщик-экспортер обязан был подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС документами на бумажном носителе, перечень которых установлен п. 1 ст. 165 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Благодаря поправкам в закон вместо этих документов он получил возможность представить в налоговый орган «электронный» реестр таможенных деклараций – реестр № 1 плюс «бумажные» внешнеэкономический контракт и копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов. Либо взамен всех перечисленных документов экспортер может направить налоговикам «электронный» реестр таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных и иных документов – реестр № 5 плюс контракт с иностранным партнером на бумаге.

То есть ФНС дает бухгалтеру право выбора одного из трех вариантов подтверждения нулевой ставки, окончательное решение – за налогоплательщиком. При этом формат отправки сведений в электронном виде ему выбирать не нужно. Для этих целей налоговики советуют воспользоваться описью документов, формат которой утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

📌 Реклама Отключить

В рассматриваемом письме налоговики также напомнили, что проверяющие на местах вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры № 1 или 5. Указанные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, в том числе содержать отметки российского таможенного органа, подтверждающие совершение экспортной операции.

В случае непредставления налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, сведения из которых включены в названные «электронные» реестры, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной. Если же документы не в порядке (например, не содержат отметки таможенных органов), то, полагаем, подтверждение экспортной ставки будет также под большим вопросом.

Еще одно разъяснение ФНС – Письмо от 01.02.2016 № ЕД-4-15/1347, которое касается подтверждения нулевой ставки НДС при осуществлении международных перевозок пассажиров и багажа. Их особенность заключается в том, что маршрут следования может быть сложным, состоящим из двух и более участков, в том числе с последующим возвращением пассажира в первоначальный пункт отправки. Налоговики напомнили, что экспортер может представить в инспекцию в электронной форме реестр перевозочных документов, предусмотренных абз. 5 п. 5, п. 6 и 6.1 ст. 165 НК РФ, вместо реестров указанных документов на бумажном носителе.

📌 Реклама Отключить

Приложением 29 к Приказу № ММВ-7-15/427 утвержден формат представления реестра перевозочных документов в электронной форме. В сведениях по перевозочному документу (таблица 5.4 приложения) предусмотрено поле для указания маршрута. В нем по одному такому документу допускается отражать несколько пунктов отправления и назначения одного сложного маршрута.

Если оказание услуги по перевозке в части сложного маршрута приходится на стык налоговых периодов, то номер перевозочного документа указывается в реестре за тот налоговый период, к которому относится соответствующая часть сложного маршрута.

В дополнение к этому ФНС сообщила, что в «электронном» реестре перевозочных документов предусмотрено поле «Примечание». В нем можно указать сведения о части сложного маршрута, дата оказания услуги по которому приходится на иной налоговый период (как на последующий, так и на предыдущий).

📌 Реклама Отключить

Обратим внимание на Письмо ФНС России от 25.01.2016 № ЕД-4-15/887@. Оно в большей степени дублирует первое из рассмотренных разъяснений. Плюс к этому в нем сказано, что форматом описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, предусмотрено представление в виде скан-образа контракта (копии контракта) с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза. Согласитесь, удобно отправлять по каналам связи все документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0%.

А еще оказывается, что ФНС разработала бесплатное программное обеспечение для заполнения указанных выше реестров, которое размещено на ее сайте. По вопросам сопровождения и обновления другого программного обеспечения, в том числе в части формирования реестров, налоговики призывают экспортеров обращаться на горячую линию разработчика данного бухгалтерского программного обеспечения.

📌 Реклама Отключить

Есть еще одно разъяснение чиновников по обозначенной теме – Письмо ФНС России от 06.08.2015 № СД-4-15/13789. Хотя это письмо выпущено до вступления в силу положений п. 15 и 16 ст. 165 НК РФ, его смело можно применять в настоящее время (поскольку в нем даны комментарии по применению указанных норм). Речь идет о реализации товаров на экспорт. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налоговикам представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из России.

В электронном реестре таможенных деклараций, разумеется, таких отметок нет. Но если ревизоры в ходе камеральной проверки истребуют копии таможенных деклараций, на них должны быть проставлены отметки российских таможенных органов. В противном случае документ будет признан не соответствующим требованиям ст. 165 НК РФ, что даст налоговикам право направить повторный запрос на представление правильного документа.

📌 Реклама Отключить

К сведению

Таможенные органы, в регионах деятельности которых расположены места убытия грузов с таможенной территории РФ, оформляют решение на их вывоз автомобильным и железнодорожным транспортом путем проставления штампа «Вывоз разрешен», подписи должностного лица таможни с отражением даты проставления отметки и оттиска личной номерной печати указанного лица (п. 3 Приказа ФТС России от 18.12.2006 № 1327).

* * *

Итак, уже сейчас можно подтверждать применение нулевой ставки НДС посредством электронного документооборота налогоплательщиков-экспортеров с налоговыми органами. Приняты не только подзаконные акты, регламентирующие эту процедуру, но и запущен пилотный проект, благодаря которому ряд налогоплательщиков «обкатывает» подтверждение экспортных операций посредством отправки «электронных» реестров. А это означает, что в ближайшем будущем может существенно сократиться документооборот между проверяемыми и проверяющими. По крайней мере, чиновники так считают. Экспортеры начинают внедрять реестры документов в жизнь. Остается надеяться, что также будет надлежащим образом организован обмен информацией между налоговиками и таможенниками, что позволить упростить налоговое администрирование в отношении экспортеров.

📌 Реклама Отключить Правда, не в электронном виде, а на бумажном носителе.

Данная норма введена в ст. 165 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2015 № 323‑ФЗ. Начало ее действия – 01.01.2016.

Эти пункты введены в ст. 165 НК РФ Федеральным законом № 452‑ФЗ.

Утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Приложение 1 к Приказу № ММВ-7-15/427.

Приложение 5 к Приказу № ММВ-7-15/427.

Адрес размещения программного обеспечения – www.nalog.ru/rn77/program/all/nal_ul.

Сроки отчетности по НДС за 2019 год

Какой отчет по НДС нужно сдать не позднее 20.01.2020?

Уплата НДС за 2019 год в 2020 году: о каких датах следует помнить?

Другие сроки уплаты НДС и размеры наказаний за нарушение платежных сроков

Декларация представлена вовремя: почему могут последовать санкции?

Раздробили платеж — будете платить пени

Как рассчитать НДС к уплате, если задекларированная сумма без остатка на 3 не делится?

Итоги

Сроки отчетности по НДС за 2019 год

Декларация по НДС за год сдается четыре раза, поскольку налоговый период по налогу — квартал. При этом для большинства налогоплательщиков применяется единый подход к определению сроков сдачи НДС-отчетности — подготовить и представить налоговикам декларацию по НДС нужно в течение 25 дней с момента окончания квартала. Если 25-е число выходной, отчетный срок сдвигается на ближайший рабочий день.

Например, для декларации по НДС за 4-й квартал 2019 года срок сдачи — не позднее 27.01.2020.

О нюансах заполнения декларации по НДС за год узнайте из материалов нашей рубрики.

Кроме 25-го числа, в январе 2020 года есть еще одна контрольная отметка для отчетности по НДС. Кому важно не забыть об этой отчетной дате, расскажем в следующем разделе.

Какой отчет по НДС нужно сдать не позднее 20.01.2020?

Говоря об НДС, необходимо отметить еще одну отчетную дату — 20 дней отводит НК РФ на подготовку и представление в налоговый орган журнала учета счетов-фактур (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

Образец журнала ищите .

По окончании 4-го квартала 2019 года представить журнал учета счетов-фактур необходимо не позднее 20.01.2020.

Журнал учета счетов-фактур оформляют посредники (комиссионеры, агенты, экспедиторы, застройщики), если они:

  • не признаются плательщиками НДС (освобождены от обязанностей плательщика НДС), а также не признаются налоговыми агентами по НДС;
  • выставили или получили в отчетном периоде счета-фактуры с выделенным налогом.

За год сдача НДС-отчета в виде журнала учета счетов-фактур указанными категориями посредников также происходит не менее четырех раз — по итогам каждого квартала. Но если счета-фактуры в каком-то из кварталов посредник не получал и не выставлял, журнал учета счетов-фактур представлять контролерам не требуется.

Налоговики примут журнал только в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО — такой способ предусмотрен НК РФ для данного вида НДС-отчетности.

Нужно ли извещать налоговиков о смене оператора ЭДО, узнайте .

Уплата НДС за 2019 год в 2020 году: о каких датах следует помнить?

Сроки уплаты НДС за год разные, и, чтобы с ними определиться, решите:

  • будете перечислять указанную в декларации сумму налога единым платежом (п. 1 ст. 45 НК РФ);
  • или примените схему уплаты налога частями (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Для первого варианта оплаты на перечисление НДС отводятся те же 25 дней с момента окончания каждого квартала, что и на подачу декларации по НДС.

Если за 4-й квартал вы применяете «дробную» схему НДС-платежей (равными долями в течение 3 месяцев после окончания отчетного периода), 27.01.2020 вам предстоит перечислить только первую часть налога. При такой схеме уплаты оформляйте платежки регулярно каждый месяц. Покажем на примере, как это сделать.

Пример

ИП Хуснутдинов Р. Н. применяет общую систему налогообложения и платит НДС. По итогам 4-го квартала 2019 года он оформил декларацию по НДС и отправил ее по ТКС в инспекцию 23.01.2020 (не дожидаясь крайней допустимой для НДС-отчетности даты 27.01.2020).

В декларации НДС к уплате составил 198 495 руб. ИП Хуснутдинов Р. Н. решил не затягивать с перечислением налога в бюджет. Для этого он:

  • рассчитал ежемесячный платеж по НДС: 198 495 руб. / 3 = 66 165 руб.;
  • составил таблицу платежей (основное правило своевременного расчета с бюджетом — дату определить из расчета того, что планируемый срок уплаты должен быть на 2–3 дня раньше нормативного):

Подлежащая перечислению сумма НДС, руб.

Дата уплаты НДС по НК РФ с учетом переносов, не позднее

Планируемая дата уплаты

66 165

(перенос с субботы 25 января)

66 165

66 165

Из следующего раздела узнайте о других сроках уплаты НДС.

Другие сроки уплаты НДС и размеры наказаний за нарушение платежных сроков

Сроки уплаты НДС за год не всегда ограничены 25-м числом. О других контрольных НДС-датах узнайте из таблицы:

Операция

Срок уплаты НДС

Ссылка на НПА

Импорт товаров из стран-участниц ЕАЭС

По итогам 4 квартала 2019 года — не позднее 20.01.2020

П. 19 приложения № 18 к Договору о ЕАЭС

Импорт товаров из других стран (не входящих в ЕАЭС)

Не дожидаясь окончания квартала, на таможне одновременно с другими таможенными платежами

Таможенный кодекс ЕАЭС

Приобретение работ (услуг) у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ

В день перечисления денег за работы (услуги) отдельной платежкой (функция налогового агента)

П. 4 ст. 174 НК РФ

За несоблюдение платежных сроков по НДС могут последовать санкции — и не только пени за просрочку платежа, но и штрафы:

Вид нарушения

Последствия

Ссылка на статью НК РФ

Налоговики на выездной проверке обнаружили, что вы неправильно исчислили НДС и в связи с этим не доплатили налог в бюджет

При неумышленной ошибке — штраф 20% от неуплаченного НДС.

П. 1 ст. 122 НК РФ

При доказанности умысла — 40% недоплаченного налога

П. 2 ст. 122 НК РФ

Вы опоздали с уплатой НДС, а в декларации рассчитали его сумму правильно

Начислят пени за весь период просрочки.

Штрафа быть не должно.

Ст. 75 НК РФ,

письмо Минфина от 28.06.2016 № 03-02-08/37483,

п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57,

письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692

Какие обстоятельства считаются смягчающими при назначении наказания за неуплату НДС (неполную, несвоевременную уплату), расскажет статья.

Декларация представлена вовремя: почему могут последовать санкции?

Любая отправленная налоговикам декларация по НДС за год (например, по итогам 4 квартала) не будет считаться представленной, если не соблюден способ ее подачи — на это прямо указано в абз. 4 п. 5 ст. 174 НК РФ. То есть вас накажут за непредставление НДС-отчетности, если вы заполнили бумажную декларацию, а обязаны были отчитаться по ТКС в электронном виде.

Бумажная декларация разрешена только для налоговых агентов при соблюдении определенных условий.

Размер наказания за любую несданную декларацию по НДС за год (по итогам любого квартала), за ее несвоевременное представление или подачу в бумажной форме (если предусмотрен только электронный формат отчета) — 5% от подлежащего уплате НДС за каждый месяц просрочки (но не больше 30% от указанной в декларации суммы и не менее 1000 руб.).

Могут ли оштрафовать за непредставление нулевого отчета по НДС, узнайте .

За уплаченный в срок НДС тоже могут последовать налоговые санкции в виде начисления пеней, что оборачивается дополнительными материальными потерями для любой компании и ИП. В следующем разделе рассмотрим на примере, когда такое может случиться.

Раздробили платеж — будете платить пени

Дробление НДС на 3 части для последующего ежемесячного перечисления в бюджет — это норма, предусмотренная п. 1 ст. 174 НК РФ. Этим и руководствовалась компания из нашего примера.

Пример

ООО «Вятские продукты» применяет ЕНВД и не работает с НДС. В декабре 2019 года компания в силу определенных обстоятельств была вынуждена оформить счет-фактуру на сумму 377 600 руб. (в том числе НДС = 57 600 руб.).

По окончании 4-го квартала 2019 года специалисты ООО «Вятские продукты» оформили декларацию по НДС с суммой НДС к уплате — 57 600 руб.

Зная норму п. 1 ст. 174 НК РФ о возможности уплаты НДС в бюджет частями, бухгалтер ООО «Вятские продукты» рассчитал величину первого НДС-платежа:

НДС1 = 57 600 руб. / 3 = 19 200 руб. — эту сумму он указал в платежках от 27.01.2020, 25.02.2020 и 25.03.2020.

На этом ООО «Вятские продукты» посчитало свои обязанности по уплате и НДС-отчетности исполненными в полном объеме.

В апреле 2020 года, после завершения камеральной налоговой проверки декларации по НДС, полученной контролерами от ООО «Вятские продукты», в адрес компании поступило требование об уплате пеней. Но почему?

Ошибка бухгалтера ООО «Вятские продукты» заключалась в том, что, дробя НДС на части, он не учел требования п. 4 ст. 174 НК РФ. Там сказано, что лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ (в число которых входят и выставившие счета-фактуры спецрежимники), обязаны уплатить НДС не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Возможность уплаты налога частями для них не предусмотрена.

Кому еще не разрешено дробить НДС, узнайте из материала.

Как рассчитать НДС к уплате, если задекларированная сумма без остатка на 3 не делится?

Закрепленная законодательно схема уплаты НДС частями — прекрасная возможность для компаний и ИП распределить во времени налоговую нагрузку.

При этом не стоит забывать, что контролеры стремятся выявить как можно больше оплошностей налогоплательщиков и пополнить бюджет за счет наложения разнообразных налоговых санкций.

В ситуации дробления НДС нужно правильно разделить сумму налога, чтобы хотя бы эта мелочь не предъявлялась налогоплательщику как нарушение налогового законодательства.

Как рассчитать НДС для целей последующего перечисления в бюджет, если указанная в декларации сумма НДС без остатка на 3 не делится? НК РФ ясного и однозначного ответа на этот вопрос не содержит. Рассмотрим пример.

Пример

Сумма НДС к уплате в бюджет, отраженная в декларации ООО «Премьера» за 4-й квартал 2019 года, составила 698 431 руб. Для определения суммы первого и последующих НДС-платежей специалисты компании произвели простейшее арифметическое действие:

698 431 руб. / 3 = 232 810,3333 руб.

В результате расчета НДС для платежных целей получилась сумма с остатком. У специалистов ООО «Премьера» есть несколько способов выхода из сложившейся ситуации:

Месяц платежа

Варианты распределения НДС, руб.

№ 1

№ 2

№ 3

Январь 2020

232 810

232 811

232 810

Февраль 2020

232 810

232 910

232 811

Март 2020

232 811

232 810

232 810

Итого

698 431

698 431

698 431

Вывод: 1 руб., дающий результат деления НДС с остатком, можно присоединить к любой части платежа в один из 3 указанных месяцев.

Налоговики не против того, чтобы этот рубль НДС поступил в бюджет в последний из 3 платежных месяцев (в данном случае вариант № 1). Эту точку зрения они озвучили в информационном сообщении от 17.10.2008 и письме УФНС России по Москве от 26.12.2008 № 19-12/121393.

Итоги

Сдавая декларацию по НДС за год (по итогам любого из четырех кварталов), соблюдайте требования по форме ее представления — для большинства отчитывающихся компаний и ИП обязательным является электронный формат отчета. Его представляют контролерам по ТКС через оператора ЭДО. Срок — не позднее 25-го числа по окончании квартала.

Платежные сроки по НДС разнообразны: большинство плательщиков перечисляют в бюджет НДС ежемесячно, не позднее 25-го числа (с учетом переносов) по 1/3 суммы, указанной в декларации. Отдельным категориям налогоплательщиков не разрешено уплачивать НДС частями, поэтому для них существует только один платежный срок — 25-е число.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ИП и организации на общей системе налогообложения должны ежеквартально подавать в налоговую инспекцию декларацию по НДС.

Обратите внимание, если в налоговом периоде (квартале) у налогоплательщика операции, облагаемые НДС отсутствовали, и не было движения по расчетным счетам и кассе, он может сдать в ИФНС единую упрощенную декларацию.

Бланк декларации по НДС в 2018 году

Скачать бланк декларации по НДС (форма по КНД 1151001), действующий в 2018 году (формат Excel).

Примечание: форма налоговой декларации, порядок ее заполнения и формат сдачи в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016).

Образец заполнения новой формы декларации по НДС

Декларация по НДС для ИП и ООО на ОСН в 2018 году (образец заполнения).

Срок сдачи декларации по НДС в 2018 году

Налоговым периодом по НДС является квартал.

Декларация по НДС сдается в срок не позднее 25 дней с окончания квартала.

Примечание: если последний день сдачи приходится на выходной или праздник, то он переносится на первый рабочий день.

В 2017 году декларацию по НДС необходимо сдать:

  • За 1 квартал – до 25.04.2018;
  • За 2 квартал – до 25.07.2018;
  • За 3 квартал – до 25.10.2018;
  • За 4 квартал – до 25.01.2019.

Штраф за несдачу декларации по НДС

Штрафы за несвоевременное представление декларации:

  • Если налог был уплачен или сумма НДС по декларации равна нулю – 1 000 руб.;
  • Если налог уплачен не был – 5% от суммы налога к уплате по декларации за каждый месяц просрочки (как полный, так и неполный), но не более 30% в общем и не меньше 1 000 руб.

Способы сдачи декларации по НДС

С 2015 года все налогоплательщики НДС сдают декларацию только в электронной форме по ТКС (через операторов электронного документооборота).

Примечание: представить отчетность на бумаге могут только ИП и организации, освобожденные от уплаты данного налога, а также налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС.

Примечание: если декларация будет сдана в бумажном виде (при обязанности ее представления в электронной форме) это будет расценено ИФНС как непредставление отчетности вовсе.

Как заполнить декларацию по НДС

Официальную инструкцию по заполнению декларации по НДС вы можете скачать по этой ссылке.

Основные правила заполнения декларации по НДС в 2018 году

  • Все данные вносятся в документ слева направо начиная с первой ячейки, в случае, если остаются незаполненные клетки, в них необходимо проставить прочерк;
  • При отсутствии данных в поле или строке в них проставляется прочерк;
  • Не допускается исправление ошибок с помощью замазки и иных корректирующих средств, а также скрепление листов, приводящее к деформации бумажного бланка декларации;
  • Не допускается двусторонняя печать документа;
  • Все стоимостные показатели указываются в полных рублях по правилам округления (значение менее 50 копеек отбрасывается, более 50 копеек округляется до рубля);
  • Каждая страница должна содержать порядковый номер, указанный в формате 001, 010 и т.д.;
  • При ручном заполнении (для налогоплательщиков, которым разрешено сдавать отчетность на бумаге) сведения вносятся заглавными печатными буквами чернилами черного, фиолетового или синего цвета;
  • При заполнении на компьютере необходимо использовать шрифт Courier New высотой 16-18 пунктов;
  • Титульный лист и раздел 1 заполняется всеми налогоплательщиками, даже теми, кто по итогам квартала сдает «нулевую» декларацию.
  • При подаче декларации за 2016 год, а также за отчетные периоды 2017 года, код основного вида деятельности нужно указывать в соответствии с новой редакцией ОКВЭД. Узнать код можно с помощью нашего сервиса по соответствию кодов ОКВЭД.

Заполнение декларации по НДС через специальные сервисы

Налоговую декларацию по НДС в 2018 году можно заполнить также с помощью:

  • Платных интернет-сервисов («Мое дело», «Б.Контур» и др.);
  • Специализированных бухгалтерский компаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *