Эфирная справка телеканала

В связи с вопросами, возникающими при разграничении рекламных конструкций и конструкций, носящих информационный характер, связанными с применением отдельных положений Федерального закона «О рекламе» в частности, статьи 19 данного Закона, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению ФАС России на основании пункта 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, дает следующие разъяснения.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе») реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

2. Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота. Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

В случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Так, информация, содержащая выражения «Добро пожаловать», «Въезд 24 часа», «Выезд», «Счастливого пути» и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц, в том числе организации, на въезде/выезде в которую установлены конструкция, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит указания на объект рекламирования, соответственно, требования Федерального закона «О рекламе» на такую информацию не распространяются.

Также не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.

3. Информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота, не признается рекламой.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы — привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не может рассматриваться как реклама.

С учетом положений пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения, в том числе в случае размещения такой информации на конструкциях, представляющих собой электронное табло с «бегущей строкой» или подсветкой.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей и не является рекламой.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А56-44838/2016, № А43-11863/2013.

Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

При этом в силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Так, не является рекламой указание на конструкции в месте нахождения организации только ее наименования без указания адреса и режима работы такой организации или профиля ее деятельности.

Кроме того, с учетом позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 № 15567/12 по делу № А59-2627/2012, размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей. Такая информация не подпадает под понятие рекламы. Указанный вывод также подтверждается решениями судов по делам № А70-11815/2016, А51-32939/2013.

Вместе с тем, законодательство, в том числе статья 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках.

Следовательно, конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А28-12028/2016, № А43-17212/2015, № А51-3119/2010, № А51-7177/2009.

Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центре, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона). Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А32-627/2016, № А03-17780/2015, № А71-2635/2010-A31, № А71-2636/2010-А25, № А56-70900/2016, № А56-46690/2010.

4. Размещение информационных табло с указанием наименования АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС, с учетом специфики деятельности указанных объектов, является сложившимся обычаем делового оборота, такие табло рекламой не являются.

По смыслу статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог объектами сервиса и организуют их работу в целях обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов.

Согласно статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог, и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции (АЗС) или непосредственно на территории АЗС путем установления стелы или флага со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива (далее — стелы АЗС) является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Следовательно, размещение стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3 «Автозаправочная станция») о приближении к АЗС (ближайшей по ходу движения автомобиля), является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, и не является рекламой.

Размещение сведений об АЗС иными способами может рассматриваться в качестве рекламы.

Указанная позиция также изложена в решении Президиума ФАС России от 05.02.2014 № 1-4/5-1 и подтверждается решениями судов по делам № А43-14816/2016, № А43-14818/2016, № А56-64272/2013.

5. Информация о продукции и об услугах в меню, прейскурантах обязательна для доведения до потребителей и не относится к рекламе.

В соответствии с пунктами 12 и 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2007 № 1036, исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Таким образом, с учетом положений пунктов 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», меню организации общественного питания (кафе, ресторана и т.п.), размещенное на фасаде здания, в том числе на конструкции, размещенной на фасаде здания, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, рекламой не является, и требования законодательства о рекламе на информацию, размещенную в нем, не распространяются.

Конструкция, содержащая указание на наименование организации и меню, прейскурант, размещенная на территории, на которой в силу особенностей деятельности организации непосредственно происходит продажа товаров, оказание услуг, в том числе при обслуживании потребителей организации общественного питания на автомобилях, относится к размещенным в месте осуществления организацией деятельности и не подпадает под понятие рекламной конструкции. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делу № А56-43492/2016.

Вместе с тем, размещение на конструкции информации об одном или нескольких блюдах, товарах, входящих в меню организации общественного питания, в том числе наименование, изображение такого блюда, товара, описание его составляющих, цена, направлено на привлечение внимания и формирования интереса к отдельным товарам, их выделению из группы однородных товаров. Следовательно, указанная информация является рекламой и должна соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе». Размещение конструкции с такой информацией на фасаде здания или вне здания осуществляется с учетом положений статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делу № А56-59116/2013.

6. Информация, содержащая информационно-справочные сведения, не признается рекламой.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека, не может быть признана рекламой, поскольку размещается в качестве указания профиля деятельности организации и не содержит указания на конкретный товар или лицо, как объект рекламирования.

Цель данного носителя информации заключается в обеспечении быстрого оперативного поиска потребителем этого места, но не в формировании интереса, привлечении внимания к конкретной организации и продаваемым ей товарам. Конструкция с изображением в виде креста несет общую информацию для потребителя о том, что рядом находится аптечная организация. Указанная позиция также подтверждается решениями судов по делу № А40-34713/12-139-321.

Кроме того, отдельные нормативные акты субъектов Российской Федерации предусматривают размещение креста в качестве наружного оформления аптеки. Так, например, такое требование предусмотрено в пункте 3.1 Положения об организации информационной работы в аптеках, утвержденного Приказом Комитета фармации г. Москвы от 15.04.1997.

Соответственно, на указанные конструкции с изображением в виде креста, положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Информация о продаже или аренде помещения с указанием номера телефона, размещенная на здании непосредственно в месте нахождения помещения, в том числе с помощью конструкций, является объявлением, в случае если она размещена непосредственно на внешней стене помещения (в пределах окон помещения, занимаемого организацией), сдающегося в аренду. Такое объявление предназначено для информирования о статусе указанного помещения, не подпадает под понятие рекламы, поскольку служит целям информирования о возможности продажи или аренды помещений в конкретном здании и носит справочно-информационный характер. На такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Не признается рекламой информация учреждений культуры по профилю их деятельности, распространяемая на зданиях, в случае, если данные организации осуществляют деятельность в указанных зданиях, а также на городских средствах информации, специально предназначенных для данных целей, в том числе информация о репертуарах театров и кинотеатров (театральные афиши и киноафиши), поскольку указанная информация носит справочно-информационный характер и имеет своей целью информирование граждан о проводящихся культурных мероприятиях. Требования Федерального закона «О рекламе» на такую информацию не распространяются. Конструкции, на которых размещается указанная информация, не являются рекламными конструкциями в соответствии с понятием, закрепленным статьей 19 Федерального закона «О рекламе», и на порядок размещения таких конструкций не распространяются требования статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делу № А71-10779/2015.

7. При оценке информации на предмет ее отнесения к вывеске или рекламе необходимо руководствоваться как содержанием такой информации, так и всеми обстоятельствами ее размещения.

При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей в силу закона или обычая делового оборота информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании.

Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте входа в организацию или месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

Так, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании, а также иной обязательной в силу закона информации, не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица. Однако если организация занимает лишь часть многоэтажного здания, то размещение крышной конструкции рассматривается как реклама данной организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А82-1685/2007-11, № А70-8499/10-2006.

Крышная конструкция, размещающаяся на торговом центре в виде указания названия данного торгового центра, не содержит рекламу и рекламной конструкцией не является, требования Федерального закона «О рекламе» на такую конструкцию не распространяются. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А24-1885/2010, № А65-20834/2010.

Кроме того, конструкции с наименованиями организаций, размещенные на фасаде торгового центра или офисного здания, где указанные организации осуществляют хозяйственную деятельность, призваны информировать о месте нахождения таких организаций и признаются размещенными в месте нахождения организаций. Соответственно, такие конструкции рекламными не являются и требования Федерального закона «О рекламе» на них не распространяются.

8. Реклама, распространяющаяся не на технических средствах стабильного территориального размещения, не относится к распространяющейся на рекламных конструкциях.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» к рекламным конструкциям относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Соответственно, статья 19 Федерального закона «О рекламе» определяет порядок размещения не любой наружной рекламы, а распространяемой с помощью рекламных конструкций, то есть с использованием технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

В случае размещения рекламы на здании с помощью краски или наклейки плакатов, пленки в том числе на внутренних или внешних окнах, отсутствуют технические средства стабильного территориального размещения, соответственно, распространение такой рекламы не подпадает под регулирование статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А43-18168/2015, № А53-23726/2015, № А32-15142/2014, № А08-4142/2013, № A32-9794/2015.

Кроме того, к техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры, поскольку они являются переносными конструкциями, устанавливаемыми чаще всего на часть дня на улице (тротуаре) рядом с определенной организацией. Такие штендеры не подпадают под понятие рекламной конструкции, закрепленное в статье 19 Федерального закона «О рекламе», и на их установку не распространяются требования статьи 19 Федерального закона «О рекламе», в частности положение о получении разрешения органа местного самоуправления на его размещение. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А71-1732/2016, № А40-78651/14, № А29-8667/2011.

9. Органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Пунктом 19 части 1 статьи 14 данного Закона к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

При этом согласно статье 2 данного Закона благоустройство территории поселения (городского округа) — комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Таким образом, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе определять порядок и возможность размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций, указанное в статье 19 Федерального закона «О рекламе», на фасадах зданий, строений, сооружений и вне их, исходя из их размеров, типов и видов конструкций, их количества, в соответствующем нормативном акте.

А.Б. Кашеваров

Форвард Офис — управление материалами, формирование расписания и эфирной справки телеканала

Купить
Цены
Текущая версия ПО
Документация
Техническая поддержка

Программный продукт Форвард Офис предназначен для приёма, каталогизации, хранения и управления видеоматериалами, составления эфирной сетки телеканала, подготовки посуточных расписаний эфира, получения отчётов о выходе видеофайлов в эфир.

Форвард Офис обеспечивает:

  • хранение видеоматериалов в единой базе данных
  • формирование и ведение заявок на размещение рекламных материалов в эфире
  • формирование шаблонов эфирной сетки телеканала
  • создание эфирных плейлистов на конкретный день вещания
  • выгрузку из базы данных всех необходимых для эфира видеороликов
  • учет выхода в эфир видеоматериалов
  • создание эфирной справки
  • разграничение прав доступа на формирование сетки вещания

Форвард Офис состоит из базы данных (сервер, серверное рабочее место) и набора приложений для работы с ней (клиент, клиентское рабочее место). Сервер и клиент могут быть установлены как на одном компьютере, так и на разных.

Форвард Офис позволяет работать с несколькими телеканалами. При этом может использоваться как одна общая база данных для нескольких телеканалов, так и отдельная база данных для каждого телеканала.

Существует два режима работы Форвард Офис — демонстрационный и полнофункциональный.

В демонстрационном режиме имеется ряд ограничений:

  • Срок работы версии ограничен 90 днями
  • Возможна работа только с одним каналом (название канала «ДемоТВ», изменить нельзя)
  • Один пользователь (вход без аутентификации)
  • Отсутствует поддержка запуска нескольких экземпляров с различными настройками базы данных

Про активацию работы Форвард Офис в демонстрационном режиме описано .

Полнофункциональная версия

  • Нет ограничений на срок работы
  • Нет ограничений по числу каналов
  • Нет ограничений по числу пользователей, вход с аутентификацией
  • Возможен запуск нескольких экземпляров с различными настройками базы данных

Полнофункциональная версия ПО без регистрации не работает. Регистрация содержится в HASP-ключе (подключается через USB, устанавливается только на серверном рабочем месте).

Переход из демонстрационного в полнофункциональный режим делается очень просто: достаточно подключить HASP-ключ.

В состав Форвард Офис входит несколько программ:

  1. FDOfficeMovie – приложение для создания и редактирования базы видеофайлов, формирования заявок на размещение видеоматериалов в эфире, получения отчетов о выходе их в эфир.
  2. FDOfficeTemplates – приложение для создания шаблонов эфирной сетки на определённые категории дней (рабочие, выходные, праздничные и т.д.), а также для создания расписания вещания на основании выбранного шаблона.
  3. FDOfficeList – приложение для создания расписания вещания, выгрузки плейлиста и необходимых файлов из базы данных, загрузки лог-файлов эфира.

Форвард Офис тесно интегрирован со всеми вещательными продуктами компании «СофтЛаб-НСК»:

  • позволяет составлять готовое расписание вещания
  • сформированное расписание поддерживает метки для автоматизации врезки с использованием плагина AutoDetect
  • поддерживается работа с маркёрами возрастных ограничений передач
  • поддерживается работа с маркёрами наличия сцен курения в передачах
  • поддерживает все типы видеофайлов
  • позволяет получать информацию о проигранных материалах из защищенного лог-файла программы OnAir и на основе её сформировать отчёт
  • дает возможность предварительного просмотра расписания вещания целиком или отдельных его фрагментов

В качестве базы данных в Форвард Офис используется Microsoft SQL Server (про поддерживаемые версии см. Руководство по установке ПО Форвард Офис).

Внимание: нельзя устанавливать базу данных (SQL-сервер) на вещательной (эфирной) машине!

FDOfficeMovie – это приложение для создания и редактирования базы видеофайлов, формирования заявок на размещение видеоматериалов в эфире, получения отчетов о выходе их в эфир.

FDOfficeMovie позволяет:

  • Определить каналы, с которыми работает телекомпания
  • Создать справочники, позволяющие задавать описание видеоматериалов в базе данных
  • Установить права пользователей программы
  • Определить разрешенные форматы и типы роликов
  • Сформировать эфирную справку по выходу конкретного видеофайла
  • Получить отчёт о выходе всех видеороликов за любой день вещания

В главном окне программы расположен список роликов, которые в данный момент занесены в базу данных. Для облегчения восприятия списка можно использовать цветовую подсветку. Цвета подсветки задаются в справочниках:

Программа позволяет скомпоновать (закрыть колонки, изменить порядок их расположения) таблицу так, чтобы видеть только нужную информацию. Добавлять, удалять, извлекать файлы в базе можно как по одному, так и по несколько за раз.

В момент занесения ролика в базу данных производится его первичный анализ (на допустимость типа, формата, используемых кодеков), также можно «подрезать» начало и конец ролика (указать с какого кадра и до какого его нужно воспроизводить) и указать возможные места врезки рекламы.

Описание роликов производится как на основании информации из справочников, так и в свободной форме. Определяемые пользователем атрибуты справочника позволяют детально описать файл.

Программа позволяет осуществлять быстрый поиск нужного файла. Любой файл базы данных можно оперативно просмотреть с помощью TrimEditor или Windows Media Player:

Несколько роликов можно объединять в сериалы. При выборе в таблице файла, входящего в сериал, сразу же будут выделены все «серии» этого сериала.

Для каждого видеофайла можно задать информацию о лицензиях; для рекламных роликов — оформить заявку на показ в определённых рекламных блоках.

FDOfficeTemplates — это приложение для создания шаблонов эфирной сетки на определённые категории дней (рабочие, выходные, праздничные и т.д.), а также для создания расписания вещания на основании выбранного шаблона.

Программа позволяет составить любое количество шаблонов телеканала для разного типа дней (в порядке повышения приоритета):

  • Ежедневный выход
  • Рабочие дни
  • Выходные дни
  • Еженедельный выход (на день недели)
  • Ежемесячный выход (на определённое число месяца)
  • Ежегодный выход (на определённую дату)
  • Оперативная замена (на определённую дату)

В зависимости от приоритета, при создании расписания на день на основании шаблона будет применяться тот или иной шаблон. Имеется возможность указать период действия шаблона.

В шаблоне описываются передачи, которые будут выходить (без конкретизации), указывается их продолжительность и количество, время выхода и способ запуска рекламных блоков и блоков анонсов. Также можно указать тип и категорию передачи:

Для рекламных блоков можно определить ролики «влёта»/»вылета» и перебивки между рекламными материалами. В качестве «влёта»/»вылета» в рекламном блоке можно также использовать события ПО AutoDetect:

FDOfficeList – это приложение для создания расписания вещания, выгрузки плейлиста и необходимых файлов из базы данных, загрузки лог-файлов эфира.

Расписание на день представляет собой иерархическую структуру блоков, составляющих эфир. Первым блоком всегда стоит «Главный блок», в который добавляются блоки передач. В каждый блок передач можно вставить рекламные блоки и блоки анонсов. В рекламные блоки можно вставлять заранее составленные рекламные блоки (например, видеоролики, которые должны выходить в каждом блоке):

Расписание может быть составлено на основании шаблонов, подготовленных в программе FDOfficeTemplates. Кроме того, расписание может быть составлено полностью вручную. Для быстрого наполнения блоков файлами, другими блоками, можно использовать drag-n-drop.

При выборе какого-либо блока в списке роликов показываются только те, которые допустимы в этом блоке. Но в любой момент можно отключить фильтр и увидеть весь список файлов.

При заполнении блоков подсчитывается его длительность (с учётом файлов «влёта»/»вылета», перебивок, вложенных блоков). Проблемные блоки, которые «наезжают» на другой блок или заполненные не до конца (создающие «дыры» между блоками) подсвечиваются:

Каждый видеофайл, добавленный в блок, можно «разрезать» (используя TrimEditor). Это дает возможность вставить между его частями другой блок.

Полученное расписание для контроля можно просмотреть в программе FDOnAir. Готовый плей-лист и необходимые для эфира видеоролики можно «выгрузить» из программы для переноса их на вещательный сервер.

Программа позволяет после выхода сформированного блока в эфир импортировать защищенный лог-файл программы FDOnAir, на основании которого формируются эфирные справки и отчёты о выходах файлов:

Эфирная справка медиаплана¶

Эфирная справка медиаплана предназначена для контрагента в качестве отчёта по прокатам (по выходам или не выходам рекламных роликов). Она формируется на основе данных вещательного комплекса DIGISPOT II, а точнее, на основе исходного медиаплана и анализа работы эфирных плееров, который предварительно необходимо провести вручную (вкладка Реклама, кнопка меню , пункт Контроль выходов, кнопка Обработать — см. Контроль выходов).
Для создания эфирной справки нажмите кнопку на вкладке Реклама в окне Медиапланы или выберите в контекстном меню правой клавиши мыши команду Эфирная справка медиаплана. В окне Эфирная справка медиаплана укажите период анализа, контрагента, медиаплан и его раскладку (менеджера или трафик-менеджера), отметьте нужные пункты.

После нажатия кнопки Принять, будет сформирована и открыта эфирная справка медиаплана.

Эфирная справка представляет собой таблицу, которая содержит следующие поля:

  • Дата/Время — дата и время (часы, минуты, секунды) запланированного выхода в эфир рекламного элемента.
  • Выход/Невыход — состояние рекламного элемента (выход, не выход, ожидание).
  • Название — наименование рекламного элемента.
  • Время выхода (если вышел) — время выхода или не выхода (часы, минуты, секунды).
  • Тип проката — тип проката рекламного элемента (прокат ролика в блоке, прямое включение или спонсорский прокат).

Здесь же указаны частота, контрагент, период анализа, номер (наименование) медиаплана, общее количество роликов, количество вышедших и не вышедших роликов, а также стоимость по факту выходов.

В рубрику «Оборудование и технологии» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

Эфирная справка? Маловато будет…

Привычной эфирной справки для отчета о вышедшей рекламе в последнее время становится недостаточно. Рекламодатель (или его представитель) желает воочию убедиться, что вся его дорогостоящая реклама была показана именно так, как он оплатил, и требует фактического подтверждения в виде набора видеозаписей, на которые наложены дата и время выхода с описанием, где именно это было записаноАндрей Гайнулин
Директор направления
«Телерадиовещание” ООО «Теком”, к.т.н.

Собираем факты

Чтобы получить требуемый набор видеозаписей, нужно иметь:

  • а) необходимое количество точек присутствия, чтобы контролировать те регионы, которые необходимы рекламодателю;
  • б) техническое решение, которое как минимум обеспечивает запись всего вещаемого контента и возможность потом автоматически или вручную разобрать его на нужные кусочки, нарезать, собрать в кучку нужное и отдать рекламодателю, сопроводив необходимыми пояснениями.

В самом простом варианте это выглядит так: большая распределенная сеть записывающих центров, которые принимают весь интересующий рекламодателя набор каналов и круглосуточно осуществляют контрольную запись всего, что происходит в эфире. Затем запись разбивается на куски, из которых вычленяется реклама – либо по заказчику, либо по типу, либо по каким-то другим признакам. Эта реклама классифицируется, собирается в виде отчета, записывается на DVD и предоставляется рекламодателю вместе с той самой эфирной справкой, без которой все же не обойтись.

Человек или машина?

Понятно, что самым сложным и трудоемким в этой истории является процесс выделения из огромного объема записей нужной рекламы, классификация и сборка-статистика. Нетрудно посчитать, что при максимальных рекламных девяти минутах в часе вещания только с одного канала в одном городе за сутки получается несколько часов рекламы, которые нужно отсмотреть, подготовить, вырезать. Если делать это преимущественно вручную, то требуется огромное количество персонала. И нет доверия к полученному результату, ведь люди ошибаются. Поэтому все заинтересованные стороны – компании, занимающиеся медиамониторингом, рекламные агентства, телеканалы – стараются как-то автоматизировать процесс.

Самый простой способ автоматизации в случае с телеканалом – это наложение расписания вещания на видеозапись эфира и нарезка на кусочки в соответствии с расписанием. Просто, хорошо, удобно… К сожалению, в 99% случаев не работает. Потому что «все точно по расписанию” не бывает. Обычно что-то меняется, что-то делает региональный партнер, к тому же вещающий в записи, с переменной задержкой этой записи с помощью сервера задержки… Вот и получается, что простое – технически невозможно.

Обмануть звук

Раньше, когда производительность вычислительных систем была довольно низкой, ориентировались на анализ и поиск по звуковому содержанию. В звуковой дорожке выделялись ключевые моменты, позволяющие уникально идентифицировать звуковые клипы. И по этим звуковым клипам можно было производить поиск на предмет их совпадения с некой базой данных, в которой содержится информация о выходящих в эфир роликах. На основании этой статистики затем в автоматическом режиме собиралась информация о том, какие видеоролики выходили.

Но у нас же люди талантливы и изобретательны, особенно в регионах. Они быстро сориентировались в такой системе мониторинга и нашли, как ее обойти: оставляя неизменным звуковой ряд, заменяли видео или пускали поверх бегущую строку. Получалось (и это реальный случай!), что поверх рекламы дорогих автомобилей, порой полностью закрывая ее, шла информация о скидках на дешевые машины. И время эти умельцы дважды продали, и систему мониторинга вокруг пальца обвели!

Черная метка

Поскольку анализа звукового ряда, как мы убедились, недостаточно, потребовались решения, позволяющие выделять и анализировать видеоряд. И хотя в силу определенных ограничений машинной обработки ни одно из имеющихся решений не может дать стопроцентную достоверность, некоторые очень близки к идеалу.

Подходов к выделению контента существует несколько. Для западных стран традиционно нанесение так называемых водяных знаков, что позволяет уникально идентифицировать контент по малозаметным человеческому глазу изменениям, которые вносятся в изображение. Может быть, вы даже замечали их, когда смотрели кино на большом экране: на грани восприятия по углам видеоизображения на миг, на один-два кадра, проскакивают черные овалы. Это варианты водяных знаков – малозаметные, довольно устойчивые к различным искажениям, по ним достаточно легко определить тип контента.

По отпечаткам

В силу разных причин, в том числе в связи с защитой информации, у нас нанесение водяных знаков на видеоизображение не применяется. В России и многих других странах получила распространение технология так называемых цифровых отпечатков – когда метрики снимаются с видеоряда, аналогично тому, как это было со звуковым рядом. Процедура сбора цифровых видеоотпечатков сложнее, чем в звуке – больше объем информации, больше вычислительная сложность.

Самый простой способ автоматизации в случае с телеканалом – это наложение расписания вещания на видеозапись эфира и нарезка на кусочки в соответствии с расписанием

Ноу-хау метода состоит в том, как правильно снимать отпечатки. Во-первых, в одном часе видео 90 тыс. кадров, и из них требуется выбрать необходимое и достаточное количество ключевых для сравнения. Обычно таких ключевых кадров требуется от 900 до 1500 в зависимости от типа контента. Во-вторых, ключевые кадры необходимо преобразовать в набор уникальных характеристик, которые пригодны для сравнения и являются устойчивыми к различным искажениям видеоряда – изменению разрешения и соотношения сторон, обрезке изображения, изменению цветности и яркости, наличию шумов, помех отражений и т.п. В-третьих, технология выборки, анализа и сравнения должна работать в режиме реального времени, а объем передаваемых данных должен быть минимальным (поскольку сети передачи данных в регионах пока оставляют желать лучшего).

В результате сейчас, когда производительность серверов выросла, технологии стали более продвинутыми, появилась возможность применять эти алгоритмы, чтобы анализировать видеоряд и выделять из него рекламные ролики или другой интересующий контент, за которым необходимо следить и выход которого необходимо контролировать.

На автомате

Итак, чтобы обеспечить необходимый уровень контроля за выходом рекламы (или иного контента), нужно:

  1. создать сеть, охватывающую все интересующие регионы и передатчики, кабельных и спутниковых операторов (если это необходимо);
  2. обеспечить на площадках этой сети контрольную запись всех интересующих каналов;
  3. обеспечить анализ всех принимаемых телеканалов – видеозаписей и звуковых дорожек на предмет соответствия и присутствия в них интересующего контента, причем сделать это автоматически, с небольшим ручным контролем на выходе, чтобы проверить эти 0,000… ошибки после запятой и исключить предоставление ложной информации.

В этом случае количество ручной работы сокращается даже не в сотни, а в десятки тысяч раз.

Вы спросите: «И что, кто-то так уже работает?” Конечно! В России, например, это компании, которые занимаются медиамониторингом. Разумеется, их интересует не только и не столько реклама, сколько анализ и смотрение телепрограмм в целом. Но я уверен, что совсем скоро по этой схеме будет работать большинство телеканалов. База для сбора необходимой информации уже есть, а облачные технологии позволяют делать аналитику удаленно.

В следующий раз мы обсудим особенности мониторинга в цифре и такой актуальный тренд, как использование сервисов ОТТ.

Опубликовано: Журнал «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» #1, 2014
Посещений: 11462

Автор

Андрей ГайнулинДиректор ООО «Кьюлиджент.Ру”, к.т.н.

Всего статей: 33

В рубрику «Оборудование и технологии» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *