Экологический платеж

Содержание

Что такое экологический сбор

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен статьей 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (письмо Минфина от 13.04.2015 № 03-02-07/1/20823). Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Экологический сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. С 2018 года действует перечень таких товаров, утвержденный распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р. Перечень на 2017 год утвержден распоряжением Правительства от 24.09.2015 № 1886-р. Если товара нет в перечне, платить экологический сбор не нужно. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ кто должен платить и отчитываться в РосПРИРОДНадзор

Зачастую возникает масса вопросов, связанных с таким понятием, как «Экологические платежи», НВОС. В данной статье мы и постараемся ответить на них максимально подробно и развернуто.

Для начала определимся, что платежи НВОС, за загрязнение — это ни что иное, как плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Подробную информацию по данной теме можно получить из КоАП РФ и Федеральных законов — от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Оплату за это самое воздействие контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Росприроднадзор утверждает формы отчетности и форматы ее сдачи. Также данный орган осуществляет контроль за своевременным перечислением платежей и сдачей отчетности НВОС в срок.

Официальный сайт Росприроднадзора

  • Адрес — … ссылка
  • Электронные сервисы (отчетность и др.) — … ссылка
  • Отправить обращение, вопрос в Росприроднадзор — … ссылка

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен статьей 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Этот сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Примечание: Плата за загрязнение: ответы на вопросы чиновника Росприроднадзора
к меню

Какую отчетность сдавать в РОСПРИРОДНАДЗОР

Все организации и предприниматели, которые негативно влияют на окружающую среду, должны сдавать в Росприроднадзор:

  • декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • форму 2-ТП (отходы);
  • декларацию о готовых товарах;
  • отчетность о выполнении нормативов утилизации;
  • отчет об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов;
  • форму 2-ТП рекультивация.

Примечание: По вопросам использования «Модуля природопользователя» или «Личного кабинета» при подготовке отчетности природопользователя, направляемой в Росприроднадзор , обращайтесь по телефонам +7 (916) 496-11-07 (с 9:30 до 18:30 по МСК) и +7 (926) 693-70-46 (с 9:00 до 17:00 по МСК) или по электронной почте portal.rpn@mail.ru Отчетность в Росприроднадзор: Дана Общая информация по отчетности, Порядок сдачи, бланки форм отчетности, Способы подачи, приведен Электронный сервис, Видеоматериалы, а также инструкция по установке Модуля природопользователя

Форма Название Сроки сдачи Кто сдает
2-ТП (отходы) Годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»
Утверждена приказом Росстата от 12.12.2019 № 766.
Ежегодно до 01.02 после отчетного периода. Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления
Не представлять его могут только арендаторы офисов, если в договоре аренды четко указано, что за мусор отвечает арендодатель.
Примечание: Паспортизация отходов «офисными» фирмами, их учет и представление отчетности
Отчетность МСП Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) Ежегодно до 15.01 следующего за отчетным периодом. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) представляют субъекты малого и среднего предпринимательства
Письмо Ростехнадзора от 8 июня 2010 г. № 00-07-12/2968. Скачать Пример
Отчет об отходах сдают все малые и средние компании, даже если из мусора у них только офисная бумага. Компании, у которых есть объекты, подлежащие федеральному надзору, отчитываются в управление Росприроднадзора. Перечни таких организаций и объектов смотрите на сайте … ссылка
Компании, которых нет в списках Росприроднадзора, отчитываются в своих регионах. Для них порядок и сроки устанавливают региональные власти.
Проверять малые организации пока не будут. Надзорные каникулы продлятся до конца 2018 года (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Поэтому риск, что малую компанию оштрафуют за несдачу отчетов, минимальный.
Декларация о плате за НВОС Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду Ежегодно, до 10 марта года, следующего за отчетным периодом Декларация представляется лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Примечание: Форма расчёта утверждена Приказом Минприроды от 9 января 2017 г. N 3.
Скачать пример .xlsx 170 Кб
Декларация о готовых товарах Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки Ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом Декларация представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств
Отчетность о выполнении нормативов утилизации Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств Ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом Отчетность представляется в отношении готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
2-ТП (рекультивация) Годовая форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» Ежегодно до 01.02 после отчетного периода Форму федерального статистического наблюдения №2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательные работы, а также размещение отходов.

к меню

Отчитаться «за грязь» уже стало возможно

Приказ Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» зарегистрирован в Минюсте 22.02.2017 Но. 45747. (скачать)

Формирование и отправка Декларации в машиночитаемом формате доступна в Модуле природопользователя версии 3.8, опубликованной в разделе Отчетность природопользователя.

к меню

Виды НВОС негативного воздействия на окружающую среду

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

  1. атмосферные выбросы стационарными объектами;
  2. сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  3. размещение отходов производства и потребления.

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913.

Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 № 02-12-44/17039, от 10 марта 2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995.

Для Вас мы собрали все Законы по ПЛАТе за НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ — ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ. Ими и нужно руководствоваться.

к меню

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Примечание: Пункт 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ, пункте 6 постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 № 1029 и в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 № АС-09-00-36/22354.

Чтобы не платить за загрязнение окружающей среды, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории опасности. Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор.

к меню

1. Образование отходов — платежи за загрязнение, классы опасности отходов

Организация, заключила договор на вывоз мусора (отходов), нужно перечислять плату за загрязнение окружающей среды ?

Да, должна, потому что за размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

Согласно статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, ст. 136 ГК РФ).

Важно!Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Плата «за грязь»: кто намусорил, тот и платит

Даже если компании или ИП, имеющие обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, передадут права на образовавшиеся отходы другому лицу, от платы «за грязь» их это не освободит.

Примечание: Письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 № АА-06-01-36/5099

Как следует из статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ с 01.01.2016 года платить за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов, плату за размещение которых вносят региональные операторы) должны юрлица и ИП, в процессе деятельности которых эти отходы и образовались.

Как арендодателю быть с мусором арендаторов?

Собственнику арендных объектов (арендодателю) следует в договорах аренды прописать пункт о том, что арендаторы обязаны самостоятельно исполнять требования природоохранного законодательства: представлять отчетность в госорганы, оформлять паспорта отходов, получать нормативы и лимиты на размещение отходов, вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду и т. д. У арендаторов должны быть отдельные контейнеры для мусора, а условие вывоза отходов с вашей территории также можно прописать в договоре аренды.

к меню

Нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды (НВОС), если единственный вид отходов, который образуется в организации – бытовой и офисный мусор

Всё зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности. Потому что согласно пункта 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ плату за негативное воздействие, загрязнение окружающей среды должны перечислять все организации и предприниматели, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение сделано для тех, кто ведет деятельность исключительно на объектах IV категории опасности.

Критерии категорий опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029

Сама по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, не основание для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок, которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Категорию опасности присваивают объекту при его регистрации в государственном реестре (п. 4 ст. 4.2 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре. А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I–III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие разъяснения есть на официальном сайте Росприроднадзора и в письме Росприроднадзора от 22 ноября 2016 № АА-05-04-32/23821.

к меню

Плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) офисам платить не нужно !

Росприроднадзор наконец-то прояснил, к какой категории негативно действующих на природу объектов относятся офисные здания. По общему правилу офисам присваивается IV категория «объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду».

Примечание: Письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054

А это значит, что вносить плату «за грязь» в отношении офисных помещений не придется. Конечно, это относится только к тем бизнес-центрам и прочим офисным зданиям, в которых нет стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух).

Офисы не нужно ставить на госучет, чтобы получить освобождение от экологических платежей

Если офисное здание образует отходы, но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, то уплачивать экологические платежи и ставить его на учет в качестве загрязняющего объекта не нужно. Об этом проинформировал Росприроднадзор на своем сайте, тем самым изменив снова позицию по данному вопросу.

к меню

Постановка на учет в РОСПРИРОДНАДЗОР

Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика сборов за негативное воздействие на окружающую среду, организация не должна. Территориальные отделения Росприроднадзора зарегистрируют ее самостоятельно. Единственное – организацию могут попросить заполнить заявление о постановке на учет. Форму такого заявления каждое территориальное отделение Росприроднадзора устанавливает отдельно.

Заявку на Постановку на учет загрязняющего объекта можно подать в электронном виде

Росприроднадзор Приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 утвердил порядок подачи электронной заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Подать такую заявку можно с помощью бесплатного сервиса подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), который размещен на официальном сайте Росприроднадзора, либо через Личный кабинет природопользователя.

Примечание: Всё зависит есть у вас электронная подпись (ЭП) или нет.

а) Если есть электронная подпись, в этом случае заявку, сохраненную в формате XML и заверенную ЭП, нужно отправить через портал приема отчетности в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ (в зависимости от вида объекта НВОС). В этом случае датой приема заявки считается дата ее загрузки на портал.

б) Если же электронной подписи у заявителя нет, он формирует электронную заявку при помощи Модуля природопользователя и отправляет в соответствующий территориальный орган через портал приема отчетности. После этого заявку следует распечатать, заполнить сопроводительное письмо по форме, утвержденной Росприроднадзором, и направить заявку и письмо в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ по почте или отнести лично.

В этом случае датой приема будет считаться день поступления бумажной заявки и сопроводительного письма в соответствующее учреждение.

Росприроднадзор опубликовал информационное уведомление, в котором подробно рассказал о порядке постановки на учет объектов НВОС. Так, в частности, в документе разъясняются особенности постановки на учет загрязняющих объектов в отдельных случаях (например, при нахождении объекта на территории нескольких субъектов РФ или при нахождении в составе объекта нескольких источников НВОС и др.).

При постановке организации на учет территориальное отделение Росприроднадзора присвоит ей регистрационный номер, внесет ее в реестр и зафиксирует все необходимые характеристики каждого источника негативного воздействия на окружающую среду.

к меню

Как определить, относится ли объект НВОС к IV категории

К объектам, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, то есть к IV категории, относятся здания, в которых нет источников выбросов веществ I и II классов опасности. А как определить класс опасности загрязняющих веществ? Ответ на этот вопрос содержится в письме Росприроднадзора от 26.04.17 № АС-09-01-36/8824.

Каким образом определить класс опасности загрязняющих веществ?

Чтобы определить класс опасности загрязняющих веществ, необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, которые предусматривают классы опасности для загрязняющих веществ. К таким нормативам, в частности, относятся «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ГН 2.1.6.1338-03)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.03 № 114.

Вставать на учет в качестве загрязняющих объектов «чистым» офисам не нужно

Росприроднадзор уточнил порядок постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Исходя из нового разъяснения, большинству офисов не только не нужно платить «за грязь», но и вставать на учет в качестве загрязняющего объекта. Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354.

Согласно письма Роприроднадзора к загрязняющим объектам IV категории относятся объекты, соответствующие следующим критериям:

  • наличие стационарных источников выбросов;
  • наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;
  • отсутствие выбросов радиоактивных веществ;
  • отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;
  • отсутствие сбросов в окружающую среду (т.е. сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).

Т.е. для отнесения к IV категории офисное здание должно хоть и минимально, но все ж таки загрязнять атмосферу. А если стационарных источников выбросов загрязняющих веществ нет вообще, а система водоснабжения используется исключительно в бытовых целях и ничего особо загрязняющего в водопровод не смывается, то такой офис относится к «чистым» и ставить его на учет как загрязняющий объект не требуется.

Даже если вы подадите заявление о постановке на учет «чистого» офиса в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и укажете в заявке ту или иную загрязняющую категорию (например, IV), это не значит, что именно такая категория и будет ему присвоена. В ходе рассмотрения информации о хозяйственной деятельности заявителя Росприродназхор может не согласиться с указанной в заявке категорией и, исходя из соответствия критериям, присвоить иную категорию. Или же вовсе отказать в регистрации по причине отсутствия оснований для постановки на учет объекта как загрязняющего.

Объекты негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категории опасности, на учет в Росприроднадзоре не ставьте. Например, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений, то такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 и письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 № АС-06-02-36/3591).

к меню

Срок внесения платы за негативное воздействие за НВОС

Примечание: Письмо Росприроднадзора № АС-06-01-36/21588 от 04.12.2015

Срок – 20-е число месяца, следующего за отчетным, распространяется на расчеты платы за загрязнение окружающей среды, которые организации сдают за IV квартал 2015 года. Отчетность за 2016 год нужно будет составлять и сдавать по новым правилам:

  1. взамен расчетов платы за загрязнение вводится новая форма отчетности – декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Форму декларации и порядок ее заполнения утвердит ведомство, назначенное Правительством РФ.
  2. отчетным периодом по плате за негативное воздействие будет не квартал, а календарный год.
  3. новую декларацию впервые нужно будет представить не позднее 10 марта 2017 года.

Примечание: Такие нововведения предусмотрены пунктом 5 статьи 16.2 и пунктами 2, 5 и 6 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя:

  • квартальные авансовые платежи;
  • итоговую сумму платы, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года.

Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал платеж перечислять не нужно. Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Величину доплаты по итогам года определите как разницу между суммой платы, начисленной за год, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение года. Эту сумму нужно перечислить в бюджет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ).

К примеру, сумма платы за 2015 год составила 120 000 руб. Значит, в 2016 году необходимо было перечислить:

  • не позднее 20 апреля – 30 000 руб.;
  • не позднее 20 июля – 30 000 руб.;
  • не позднее 20 октября – 30 000 руб.

Сумма платы, рассчитанная по итогам 2016 года, составляет 140 000 руб. Это значит, что не позднее 1 марта 2017 года организация должна перечислить в бюджет плату за загрязнение окружающей среды в размере 50 000 руб. (140 000 руб. – 90 000 руб.).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые освобождены от квартальных авансовых платежей, всю сумму платы за год перечисляют в бюджет единовременно не позднее 1 марта следующего года (письмо Росприроднадзора от 11 апреля 2016 № АС-06-01-36/6155).

Примечание: Если плату перечислили позже установленного срока, Росприроднадзор начислит организации пени.
к меню

Штрафы за неуплату экологических платежей

Не нужно считать данный вид платежей несущественным и несерьезным. Ведь законодательством предусмотрены штрафы за несвоевременную уплату и непредставление отчетности, причем в немалых размерах.

Какая ответственность грозит за отсутствие учета производственных отходов

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за НВОС, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено. Однако такие действия природопользователя можно расценить как сокрытие экологической информации. За это предусмотрен штраф: для должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей, для организаций – от 10 000 до 20 000 рублей (ст. 8.5 КоАП РФ).

Неправильное обращение с отходами производства и другими опасными веществами

также грозит наказанием:

  • для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ).

За невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в срок

накажут штрафом: должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей, организацию – от 50 000 до 100 000 рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Если у предприятия нет разрешения на обращение с производственными отходами, это приведет к пятикратному повышению норматива платы за одну тонну отходов и к ответственности по статьям 8.2, 8.5, 8.41 Кодекса об административных правонарушениях.

к меню

Сроки Платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 г.

С 01.01.2016 г. вводятся авансовые платежи по плате «за грязь». Их нужно перечислять не позднее 20 числа месяца, следующего за последним числом месяца соответствующего квартала, в размере 1/4 платы, перечисленной за предыдущий год. Т.е., например, по итогам I квартала 2016г. аванс нужно перечислить не позднее 20.04.2016г.

Примечание: Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ

Организации и ИП, являющиеся субъектами малого и среднего бизнеса, — их это новшество не касается. Следовательно, такой категории плательщиков нужно вносить плату лишь раз в год – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Изменился и срок сдачи отчетности по плате «за грязь» — это нужно сделать не позднее 10 марта, года следующего за отчетным. Причем это нововведение касается уже абсолютно всех плательщиков.

к меню

Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

Если деятельность организации связана с природопользованием, она должна отчитываться о видах и объемах загрязняющих веществ (отходов), выброшенных в окружающую среду. С отчетности за 2016 год применяйте новую форму декларации (pdf 10 Мгб) о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Форму декларации и порядок ее заполнения Минприроды России утвердило приказом от 9 января 2017 № 3.

Это следует из положений пункта 5 статьи 16.2 и пунктов 3, 5 и 6 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ и подтверждается письмом Росприроднадзора от 11 апреля 2016 г. № АС-06-01-30/6155.

к меню

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

    Актуально на: 28 марта 2017 г.

    О плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также форме декларации за «грязь» мы рассказывали в наших отдельных консультациях. А куда вносить плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления?

    Куда вносить «грязную» плату

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду перечисляется по реквизитам соответствующего территориального органа Росприроднадзора, по месту нахождения которого расположен стационарный источник выбросов (сборосов), зарегистрирован передвижной объект негативного воздействия или находится объект размещения отходов. Напомним, что именно Росприроднадзор является уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, который отвечает за правильность исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полноту и своевременность ее внесения (п. 1 ст. 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, пп. 5.5(23) Постановления Правительства от 30.07.2004 № 400).

    Реквизиты соответствующих территориальных органов Росприроднадзора можно найти на их официальных сайтах, а также в Справочнике бухгалтера на нашем сайте.

    К примеру, реквизиты платежей за загрязнение окружающей среды в г. Москве следующие:

    Реквизит платежного поручения Значение
    Получатель платежа УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (ДПИООС))
    ИНН получателя 7704221753
    КПП получателя 770401001
    Банк получателя ГУ Банка России по ЦФО
    БИК банка получателя 044525000
    Счет № 40101810045250010041

    А плату за негативное воздействие в Московской области необходимо вносить по следующим реквизитам:

    Реквизит платежного поручения Значение
    Получатель платежа УФК по Московской области (Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу)
    ИНН получателя 7724559170
    КПП получателя 772401001
    Банк получателя ГУ Банка России по ЦФО
    БИК банка получателя 044525000
    Счет № 40101810845250010102

    Очередность в платежке в Росприроднадзор должна быть указана 5-ая. КБК же зависит от вида загрязнения.

    КБК для платы за негативное воздействие

    Представим в таблице перечень КБК для указания в платежном поручении на перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду:

    Вид загрязнения КБК
    Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами 048 1 12 01010 01 6000 120
    Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами 048 1 12 01020 01 6000 120
    Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты 048 1 12 01030 01 6000 120
    Размещение отходов производства и потребления 048 1 12 01040 01 6000 120
    Выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа 048 1 12 01070 01 6000 120
    Иные виды негативного воздействия на окружающую среду 048 1 12 01050 01 6000 120

    Напомним, что Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

    В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)

    Экономический механизм охраны окружающей среды (ООС, ОС) образует пласт самостоятельных требований системы природоохранного законодательства

    «Экологические платежи» условно подразделяются на следующие виды:

    1. плата за негативное воздействие на ОС (далее также – НВОС) или синонимично используемое понятие «плата за загрязнение окружающей среды»;
    2. плата за пользование природными ресурсами;
    3. суммы исчисленного вреда, причиненного объектам окружающей среды.

    Обязанность внесения первых двух видов экологических платежей проистекает из самого факта природопользования, в том числе, посредством оказания НВОС вне зависимости от последствия использования природных ресурсов.
    Экологические платежи третьего вида носят деликатный характер (т.е. обязанность по их исчислению и внесению возникает из факта причинения вреда объектам ОС) и уплачиваются по требованию заинтересованных лиц, в большинстве случаев по требованию органов государственного экологического надзора или на основании решения суда.
    Следует отметить, что в качестве лиц, имеющих право на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») называет:
    Судебный порядок взыскания вреда, причиненного ОС, применяется, как правило, в случае отказа (нежелания) природопользователя добровольно возместить вред, исчисленный в соответствии с таксами и методиками.
    В настоящем материале подробно рассмотрен институт платы за негативное воздействие на окружающую среду с указанием:

    • оснований для взыскания экологических платежей;
    • субъектов внесения соответствующих платежей;
    • порядка расчета и внесения платежей;
    • последствия невыполнения указанных обязанностей.

    Наша компания оказывает услуги по Расчету платы за НВОС
    перейти к услуге

    Плата за НВОС

    Необходимость внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является законодательно установленной обязанностью природопользователей.
    В настоящее время (до 1 января 2016 г.) перечень видов негативного воздействия, за оказание которых на окружающую среду может взиматься плата, является открытым и включает около 10 разновидностей возможного воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности. Соответствующее перечисление содержит ст. 16 ФЗ «О охране окружающей среды».
    Однако указанное отнюдь не означает, что хозяйствующие субъекты, деятельность которых обладает экологическими аспектами, поименованными в ст. 16 указанного Федерального закона, с установленной периодичностью вынуждены исправно исчислять и вносить в бюджетную систему Российской Федерации все виды перечисленных платежей.
    Фактически действительно установленными являются лишь три вида платы за НВОС:

    • плата за выбросы вредных (загрязняющих) и иных веществ в атмосферный воздух;
    • плата за сбросы веществ и микроорганизмов в водный объект;
    • плата за размещение отходов производства и потребления.

    Обратите внимание!

    Процесс сдачи расчёта платы за НВОС

    Во-первых, природопользователю следует скачать актуальный бланк «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду» из Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (ред. от 27.03.2008). (Документ можно найти на официальном сайте Росприроднадзора или в «Консультант-плюс», «Гарант»).
    Во-вторых, бланк необходимо заполнить в соответствии с актуальной информацией предприятия по инструкции «Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (Приложение №2 Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (ред. от 27.03.2008). Бланк состоит из четырех разделов (рис. 1-6)
    В-третьих, бланк сдается в Росприроднадзор (по почте или отвозится лично представителем организации).
    Рис. 1. Титульный лист расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
    Рис. 2. Таблица расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет
    Рис. 3. Таблица расчета суммы платы за выбросы от стационарных источников
    Рис. 4. Таблица расчета суммы платы за выбросы от передвижных источников
    Рис. 5. Таблица расчета суммы платы за сбросы загрязняющих веществ
    Рис. 6. Таблица расчета суммы платы за отходы производства и потребления
    Такие виды платы, как плата за загрязнение недр, почв, плата за физическое воздействие на атмосферный воздух и подобное на сегодняшний день не могут быть исчислены в связи с:

    • отсутствием установленных ставок (нормативов) платы в отношении указанных видов негативного воздействия на ОС;
    • отсутствием механизма нормирования соответствующего негативного воздействия на ОС, а следовательно, и возможности оформления разрешительной документации на оказание воздействия.

    В свою очередь, с 1 января 2016 г. рассмотренные «излишки» правового регулирования упраздняются и в качестве видов НВОС, за оказание которых взимается плата, будут сведены к трем ранее указанным видам платы.
    Разобравшись с вопросом «За что платить?» необходимо определить лиц, обязанных вносить рассматриваемые платежи, и найти ответ на вопрос «Кто должен платить?».
    Безусловно, ответ кажется очевидным – платит тот, кто непосредственно оказывает воздействие на окружающую среду. Однако не для всех видов платы за НВОС такой ответ является универсальным.
    Так, в случае с платой за выбросы и за сбросы обозначенное общее правило действует без дополнительных оговорок:

    1. Плата за выбросы от стационарных источников рассчитывается и вносится лицами, непосредственного эксплуатирующими соответствующие источники.
    2. Следует обратить внимание, что по умолчанию исчисление и внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится не собственником стационарного источника, а лицом, эксплуатирующим данный источник.
      Иными словами, наличие права собственности на стационарный источник выбросов само по себе не обуславливает возникновение обязанности по внесению платы за НВОС. В данном случае определяющее значение имеет установление лица, использующего стационарный источник выбросов в рамках своей хозяйственной и иной деятельности.

    3. Плата за сбросы в водный объект также рассчитывается и вносится лицами, непосредственно эксплуатирующими выпуск (выпуски) сточных вод в водный объект.

    Исключение составляют случаи опосредованного сброса сточных вод в водный объект через централизованные системы водоотведения (системы канализации).
    Законодатель установил и неоднократно удалял во времени начало применения новой системы взаимоотношений по внесению платы за сброс сточных вод в водный объект через ЦСВ отдельной категорией «крупных» абонентов.
    Изменение устоявшейся системы правоотношений заключается в перенесении обязанности по внесению платы за сброс сточных вод в водный объект с плеч организаций водопроводно-канализационного хозяйства на плечи «крупных» абонентов (осуществляющих деятельность, связанную с производством и переработкой продукции и сбрасывающих более 200 куб. м сточных вод в сутки в одну ЦСВ) в отношении объема сбрасываемых сточных вод последних.
    Однако до настоящего момента законодательно предусмотренные особенности внесения платы за сброс сточных вод в водный объект через ЦСВ остается лишь провозглашенным механизмом, не действующим.
    Указанное обусловлено значительными недостатками правового регулирования, в частности отсутствием нормативного правового акта, регулирующего порядок расчета рассматриваемого «подвида» платы за НВОС и следующей из этого фактической неготовностью всех субъектов правоприменения (администратора платы за НВОС в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, абонентов ЦСВ, организаций ВКХ) к внедрению новой системы отношений.
    Плата за размещение отходов производства и потребления является особенным видом платы за НВОС в связи со сложившейся противоречивой практикой определения субъекта указанного вида платы.
    Так, в соответствии с взаимоисключающими судебной арбитражной практикой и практикой судов общей юрисдикции сформировались два подхода к вопросу определения субъекта платы за размещение отходов:

    • платит тот, кто отходы образовал и, оставаясь собственником отходов, направил данные отходы на размещение (в том числе на объектах, принадлежащих иному лицу);
    • платит тот, кто отходы фактически разместил, т.е. лицо, эксплуатирующее объект размещения отходов (вне зависимости от принадлежности права собственности на размещаемые отходы.

    Следует отметить, что наиболее применяемым оказался первый подход в связи с приверженностью ему органов государственного экологического надзора, обеспечивающими контроль за правильностью исчисления и своевременностью внесения платы за НВОС.
    Однако, справедливо отметить, что сформировавшаяся правоприменительная дискуссия актуальна лишь до 1 января 2016 г., учитывая, что с указанной даты вступают в силу законодательные изменения, в соответствии с которыми лицом, обязанным вносить плату за размещение отходов, является лицо их образовавшее.

    Механизм расчета платы за НВОС

    Правовое регулирование порядка исчисления платы за НВОС на подзаконном уровне осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

    1. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (устанавливает порядок исчисления платы за НВОС);
    2. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (устанавливает нормативы (ставки) платы по видам НВОС);
    3. Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 (утверждает форму расчета платы за НВОС, подлежащей заполнению при исчислении платы и представлению в территориальный орган Росприроднадзора, и указания к ее заполнению).

    Порядок привлечения к административной ответственности за невнесение платы за НВОС, равно как и квалификация административного правонарушения не зависит от конкретного вида платы за загрязнение окружающей среды.
    Уклонение от ежеквартального исполнения соответствующей обязанности образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.
    Более того, невнесение природопользователем платы за НВОС и последующее привлечение его к административной ответственности не освобождает субъекта платы от обязанности внести плату по требованию органа государственного экологического надзора с учетом общего срока исковой давности (т.е. при предъявлении соответствующего требования в течение 3-х лет с момента невнесения).
    При этом исходными данными для расчета платы за НВОС будут являться результаты первичного учета в области ООС по видам негативного воздействия, результаты производственного экологического контроля, а также сведения об объемах негативного воздействия на ОС, полученные в рамках государственного экологического надзора или административного производства.

    Каждая организация, будь то ИП или юридическое лицо, зарегистрированная на территории РФ и получающая прибыль от своей деятельности обязано за свое существование платить в государственную казну. Платежи довольно разнообразны для каждого вида деятельности. В статье разберем, кто должен платить один из видов платежей – экологический сбор в 2019 году и чем он отличается от похожего платежа — за негативное воздействие на окружающую среду, а также какие штрафы предусмотрены за неуплату экологического сбора.

    Кто обязан платить экологический сбор в 2019 году?

    Обязанность по уплате экологического сбора лежит на изготовителях отдельных видов изделий, подлежащих вторичной переработке в установленном порядке. К данной категории плательщиков, относятся юрлица и ИП, занимающиеся производством продукции, указанной в перечне (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2970-р). Этот перечень установлен на товары, произведенные в 2018 и 2019 году (в 2017 – действовал другой перечень). Среди продукции встречаются картонная и бумажная упаковка, техника, ткани и одежда, резиновые изделия и много других разнообразных товаров. Вне зависимости от организационно-правовой формы субъекта, платеж уплачивается только на основании сведений об изготовлении каких-либо товаров, поименованных в распоряжении.

    Экологический сбор платится в том случае, если изделия не утилизированы самим производителем таким образом, как это предписывает постановление Правительства от 08.12.2015 № 1542. То есть товары произведены и реализованы.

    Таким образом, прежде чем заняться производством той или иной продукции, следует внимательно не только ознакомиться с расходами, продиктованными налоговиками, но и с платежами иного рода, в том числе по экологическому сбору за упаковку и утилизируемые товары.

    Экологический сбор в 2018–2019 годах. Налог ли это?

    Для того, чтобы разобраться что такое экологический сбор, обратимся к законодательству. Ныне действующий федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в редакции от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» содержит статью 24.5 об экологическом сборе. Статья введена в 2014 году и четко дает понятие, что экологический сбор является неналоговым доходом. Но обязанность по его уплате, как выполнение норматива утилизации прямо установлена федеральным законодательством. Поэтому этот платеж так же обязателен, как и все налоговые платежи.

    В законодательстве по пунктам расписано как платится экологический сбор. Так, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) установлены и порядок, и правила уплаты сбора. Дается право выбора предоставления сведений в территориальные органы Росприроднадзора как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Товары, вывезенные за пределы нашей страны, экологическим сбором не облагаются. Это прямо установлено правилами. Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 утверждена форма расчета суммы экологического сбора. Установлены сроки уплаты экологического сбора – до 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2018 год следует заплатить до 15 апреля 2019 года).

    Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды в чем разница?

    Негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов – это еще один платеж, касающийся юридических лиц и ИП, в процессе работы которых образуются отходы. Этот платеж введен еще в 2002 году, 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    Оплата за негативное воздействие на окружающую среду касается фирм, которые занимаются производством чего-либо. В результате производства (или переработки) образуются отходы, загрязняющие водоемы или атмосферу какими-либо химическими выбросами. А значит данная организация влияет на нашу среду обитания отрицательно, за что должна заплатить. То есть, если организация пользуется стационарным объектом (причем, не важно в собственности этот объект или в аренде) и этот объект загрязняет землю, воду или воздух, тогда она обязана платить за тот вред, который приносит своей деятельностью. Законом более подробно рассматриваются разновидности загрязнений, нормативные значения и порядок уплаты в конкретных случаях. Также в этой категории плательщиков есть льготники — объекты, освобождаемые от уплаты.

    Штрафы за неуплату экологического сбора и непредставление отчетности

    За своевременностью внесения платежей, а также сдачей отчетной документации следит Роспотребнадзор. Сотрудники этого органа вправе выставить требование об уплате экологического сбора или о погашении задолженности. При невыполнении предписаний Роспотребнадзора платежи взыскиваются через суд.

    КоАПом (ст. 8.5) установлена ответственность за сокрытие и искажение экологической информации до 80 тысяч рублей. Однако штрафа за неуплату экологического сбора пока нет.

    Предприниматели обязаны заботиться о чистоте окружающей среды. Так гласит закон. Представители бизнеса должны уплачивать экологический сбор (ЭС). Рассмотрим порядок его расчета, ставки и прочую полезную информацию.

    Что представляет собой экологический сбор?

    Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:

    1. Самостоятельное проведение утилизации. Мероприятие должно соответствовать всем нормам. Отходы утилизируются на специально отведенных для этого объектах. Альтернативный вариант – поручить эту работу специализированным фирмам.
    2. Отсутствие мер по утилизации, предполагающее выплату экологического сбора.

    То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой. Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами. На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.

    Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.

    ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.

    ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.

    ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.

    Законодательная база по экологическому сбору

    При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:

    • Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
    • Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).

    Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:

    • Экономическое положение страны.
    • Класс опасности отходов.
    • Сложность утилизации.

    Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.

    Ставки

    Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:

    • Текстильная продукция и ковры – 16 304.
    • Одежда – 11 791.
    • Товары из дерева – 3 066.
    • Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
    • Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
    • Нефть и нефтепродукты – 3 431.
    • Товары из резины – 8 965.
    • Товары из пластика – 3 844.
    • Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
    • Товары из стекла – 2 858.
    • Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
    • Металлическая тара – 2 423.
    • ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
    • Приборы для освещения – 9 956.
    • Шины и покрышки – 7 109.
    • Ручной инструмент – 26 469.
    • Газеты и журналы – 2 378.

    Ставка указана в рублях за тонну продукции.

    Рассчитываем размер экологического сбора

    ЭС рассчитывается по следующей формуле:

    ЭС = С * М * Н

    где:

    • С – ставка;
    • М – масса утилизируемых товаров;
    • Н – норматив переработки.

    ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.

    Пример расчета

    Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:

    7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.

    Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:

    7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.

    Кто уплачивает ЭС?

    Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.

    Кто не платит экологический сбор?

    Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:

    • Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
    • Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.

    Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.

    Куда перечислять деньги и в какие сроки?

    ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.

    Что делать при переплате?

    Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.

    Сопутствующая отчетность

    Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:

    • Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
    • Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.

    Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.

    Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.

    ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.

    Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.

    ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.

    Экологические платежи за НВОС

    Экоплатежи – компенсация экономического ущерба от загрязнений окружающей среды (Проект ООС). Носят индивидуально-возмездный характер, по правовой природе – фискальные сборы, подконтрольные государству. Плата за негативное воздействие регламентируется Федеральным законом №7 (ст. 16), является условием предоставления лицензии на право деятельности.

    Виды экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду

    Статья 16.1 ФЗ-№7 устанавливает выбросы/размещения/сбросы опасных веществ, за которые взимается плата:

    • в атмосферу передвижными/стационарными объектами;
    • в грунтовые и наземные воды;
    • подземное расположение опасных веществ;
    • неиспользование попутных газов;
    • размещение отходов.

    Нормативы оплаты

    Экоплатежи рассчитываются с учётом платёжной базы, видов и количества загрязняющих веществ, классов их опасности. Применяются установленные статьёй 16.3 (п.6) ФЗ-№7 и постановлением Правительства РФ правила, ставки и коэффициенты(№632, изм. 26.12.2013). Действуют два типа нормативов:

    • допустимые базовые ставки;
    • установленные лимиты (временные нормативы).

    Ставки вводятся на каждое вредное вещество. Коэффициенты устанавливаются на загрязнение объектов/территорий, находящихся под охраной государства или с учётом экологических факторов, климата, природы.

    Размер экоплатежей

    Величина платы за негативное воздействие складывается суммарно из объёмов и массы сбросов/выбросов/размещения всех загрязняющих веществ. Выплаты за сверхлимитное загрязнение увеличиваются на пятикратный коэффициент (п.5 Постановления).

    Если у предприятия нет разрешения и согласованных лимитов на выбросы/размещения/сбросы, то все вредные вещества считаются сверхлимитными. Пятикратный коэффициент устанавливается к их фактическим объёмам (п. 6).

    Формула расчета платы за негативное воздействие

    ПБ * С * К, где

    ПБ — платежная база по загрязняющему веществу, входящее в перечень действующего законодательства, и соответствующего определенному классу опасности.

    С — ставка для конкретного загрязняющего вещества.

    К — коэффициент для указанного загрязняющего вещества.

    Узнать нужную сумму

    Ставки и тарифы на плату за НВОС обновляются каждый год. Расчет суммы платежа можно осуществить через программу Эко-Эксперт. Программа оптимизирует управление предприятия и автоматизирует подсчеты налогов на НВОС. Также можно воспользоваться программой Модуль НВОС, упрощающая составление отчетности и оптимизирующая работу контролирующих органов.

    Ставки платы

    Формат подачи декларации НВОС

    Отчет за установленный период сдается в электронном виде. Дата подачи расчитывается с момента ее регистрации на сайте Росприроднадзора. Иногда можно заполнять декларацию НВОС на бумаге при условии, если:

    • у природопользователя нет электронной подписи;
    • годовой размер платежа не выше 25 000 руб.;
    • у плательщика нет доступа к сети интернет.

    При заполнении декларации на бумажном носителе, сроком принятия платежа считается момент подачи документа в контролирующие органы.

    Образец декларации

    Как вносить плату за загрязнение в 2018 году

    При оплате налога за негативное воздействие на окружающую среду учитывайте следующие моменты:

    • Платежное поручение заполняйте по общим правилам, которые действуют для налогов и страховых платежей.
    • Сумму перечисляйте одним платежом на счет вашего территориальных управлений Федерального казначейства.
    • В платежном поручении вписывайте КБК Росприроднадзора, который является администратором доходов по этому налогу (приложение 7 к указаниями, утвержденным приказом Минфина России №35н от 28.02.2018).
    • В зависимости от видов загрязнения используйте разные КБК:048 112 01042 016 000120 – ТК (Твердокоммунальные отходы)

      048 112 01041 016 000120 – отходы производства

      048 1 12 01010 01 6000 120, если говорится о выбросах в атмосферный воздух,

      048 1 12 01030 01 6000 120, если вы платите за сбросы в водные объекты.

    Объекты негативного воздействия на окружающую среду

    На основании ФЗ №7 от 10.01.2002, объекты НВОС являются источниками или совокупностями источников вредного воздействия на окружающую среду, которая расположена на обособленной территории.

    Виды объектов в зависимости от расположения:

    • Стационарные объекты: дизельные установки, производственные трубы, котельные, места обработки металла и дерева, автостоянки, работа с краской, очистные сооружения и т. п.
    • Передвижные объекты: транспортные средства предприятия (наземные, подводные, воздушные, водные), у которых двигатели используют бензин, дизель, газ или керосин.
    • Объекты сброса сточных вод: любые источники, образующие отходы по мере производственной деятельности и спускающие их в окружающую среду.
    • Производственные и бытовые отходы, которые образуются по мере работы предприятий.

    Ответственность за невыплату экологических платежей

    На сегодняшний день оплачивать сбор за негативное воздействие на окружающую среду нужно всем лицам, на которых лежит обязанность подачи соответствующей декларации в Росприроднадзор. При этом стоит отметить тот факт, что после начала категорирования различных объектов в соответствии с п.1 ст.4.2 №7ФЗ все частные предприниматели и юридические лица, ведущие свою деятельность на объектах IV, не должны будут вносить эти сборы.

    Учет данных лиц будет осуществляться в процессе государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие, но на данный момент порядок такого учета пока не был утвержден и категорирование не осуществляется.

    К четвертой категории в данном случае относятся такие объекты, которые:

    • ведут деятельность по обеспечению электро-, газо- или пароснабжением при соответствии установленным критериям;
    • используют специализированное оборудование для разработок, исследований или испытаний;
    • имеют стационарные источники, являющиеся источником загрязняющих веществ в массе до 10 тонн в год (при отсутствии в составе указанных выбросов каких-либо веществ из первого или второго класса опасности), но при этом не осуществляющих сброс вредных веществ в сточные воды централизованных систем водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки.

    Несвоевременные выплаты экологических платежей наказываются штрафами:

    • администрации – на 3000 \ 6000 руб.,
    • юр. лиц – 50 тыс. \ 100 тыс. руб. (ФЗ-№195, ст. 8.41, ред. 03.10.2016).

    За непредставление расчётов экоплатежей предусмотрены штрафы:

    • администрации на 1000-2000 руб.,
    • юр. лиц – на 10 тыс. \ 20 тыс. руб.

    Если платежи за сверхлимиты равны или больше прибыли, рассматривается приостановка (прекращение) производства.

    Несвоевременное внесение оплаты

    Оплата за загрязнение среды производится по итогам прошедшего календарного года до 1 марта следующего года (ст.16.4, п.3 ФЗ-№7). Возможны авансовые поквартальные выплаты.

    Несвоевременный или частичный экологический платёж наказывается начислением пени величиной 1/300 ключевой ставки ЦБ России или до 0,2% за каждый просроченный день (ФЗ-№7, ст. 16.4, п.4).

    Сроки оплаты за загрязнение среды за 2018 год

    Срок уплаты квартальных авансовых платежей за загрязнение окружающей среды в 2018 году — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал 2018 года платеж не нужно перечислять.

    Авансовый платеж за каждый квартал 2018 года = ¼ от суммы платы за предыдущий год.

    Приведем пример. Сумма оплаты за 2018 год составила 170 000 рублей. На основании пункта 3 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ нужно перечислить авансовые платежи в таком размере в следующие сроки:

    • за 1 квартал — не позже 20 апреля 2018 года — 42 500 рублей;
    • за полугодие — не позже 20 июля 2018 года — 42 500 рублей;
    • за 9 месяцев — не позже 20 октября 2018 год — 42 500 рублей.

    На основании п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год должна быть перечислена в бюджет не позже 1 марта 2018 года.

    Такой порядок оплаты приводил к переплатам налога.

    Согласно поправкам в Закон № 7-ФЗ, вступающим в действие с 01.01.2018 года, ИП или организации, обязанные ежеквартально вносить плату за НВОС, вправе выбирать, каким из трех способов рассчитывать и оплачивать размер квартального авансового платежа:

    1. 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
    2. 1/4 части суммы платы за НВОС, исчисленной исходя из установленных нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, временно согласованных выбросов, временно согласованных сбросов и лимитов на размещение отходов производства и потребления.
    3. Равном сумме платы за НВОС, исчисленной за фактически оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале на основе данных производственного экологического контроля.

    В декларации о плате за НВОС нужно будет указать, какой из трех способов расчетов и оплаты выбран ИП или организацией.

    Преимущества заказа расчета экологических выплат у нас

    Пять преимуществ компании «ЭкоРазвитие» обеспечивают быстрые и своевременные расчёты платы за негативное воздействие.

    1. Профессионализм сотрудников:
      • знание нормативной базы;
      • опыт работы в надзорных органах и с экологической документацией;
      • грамотные профессиональные расчёты.
    2. Подготовка полного пакета документации:
      • анализ и систематизация экологической нормативной документации;
      • расчёт с учётом базовых нормативов/лимитов.
    3. Обоснованная минимизация выплат.
    4. Экономические выгоды:
      • исключение штрафов;
      • снижение рисков;
      • экономия средств.
    5. Оперативность. Работы выполняются от 15 рабочих дней.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *