Федеральные аудиторские стандарты

Обновление: 26 июля 2017 г.

Аудиторская деятельность всегда ведется по строгим правилам, определяющим единообразные порядок, принципы, методы и иные характеристики проверки. Такие правила разрабатываются и утверждаются на различных уровнях. До недавнего времени российские аудиторы работали по нормам, определяемым федеральными стандартами аудиторской деятельности. Однако с 2017 года ситуация изменилась.

Иерархия аудиторских правил

Аудиторские стандарты подразделяются на три уровня:

  • международные стандарты, утверждаемые Международной Федерацией Бухгалтеров (МФБ, IFAC);
  • федеральные стандарты, принятые Правительством РФ и Минфином России;
  • внутренние стандарты объединений аудиторов.

Правительством РФ были приняты 34 федеральных аудиторских правила, Минфином – 8. Все они до недавнего времени регулировали порядок работы аудиторов.

Обязательно ли применение ФСАД

С 2017 года согласно законодательству об аудиторской деятельности все аудиторские проверки в нашей стране должны проводиться по правилам международных стандартов. Исключение составляют проверки отчетности за 2016 год, договор на осуществление которых был заключен заранее, до 1 января 2017 года.

Закон определяет, что обязательными для соблюдения являются именно международные стандарты, а не федеральные. Также аудиторы могут следовать стандартам, выработанным их профессиональными объединениями, но лишь в том случае, если эти стандарты не противоречат международным, а дополняют их.

Чем отличаются международные и федеральные правила

Российские правила аудита изначально основывались на международных. И некоторые из них практически идентичны первоисточнику. Однако есть часть российских стандартов, в которых не отражены изменения, произошедшие с течением времени в аналогичных стандартах МФБ. Это, безусловно, нарушает положение о том, что никакие правила, применяемые при аудите, не должны противоречить международным.

Приходится также признать, что при разработке федеральных стандартов аудиторской деятельности не была принята присущая стандартам МФБ четкая структура кодификации правил, позволяющая увидеть их взаимосвязь.

Также не была принята за основу логика изложения каждого аудиторского правила МФБ, состоящего из нескольких стандартных разделов.

Такое положение вещей сильно затруднило изучение и понимание российских стандартов, не сформировало целостной системы, которая бы легко обновлялась по аналогии с международными стандартами.

Еще одним отличием совокупности федеральных стандартов стало то, что российские аудиторские правила, изначально призванные сделать информацию о потенциальном объекте инвестиций одинаково понятной как для российского, так и для иностранного бизнеса, зачастую базируются на положениях российского, а не международного права, используют формы документов, характерные для российских условий.

Все эти недостатки послужили одной из причин отказа от федеральных стандартов аудиторской деятельности в пользу международных.

Как отразится на бизнесе переход к международным правилам проверок

Теперь аудиторские проверки будут регулироваться 48 международными стандартами. Аудиторское заключение будет включать в себя не только сведения о правильности отражения результатов деятельности в финансовой отчетности, но и мнение аудитора об особенностях ведения бизнеса и рисках аудируемого предприятия.

Для формирования такого отчета аудитору придется изучать, а проверяемому лицу представлять большие объемы документации и информации.

Результат опубликования такого отчета с раскрытием в нем рисков и особенностей повысит информированность потенциальных инвесторов и повлияет на их желание участвовать в бизнесе. Банки, основываясь на данных такого «расширенного» заключения, смогут проще выявлять рисковых клиентов.

Для качественного проведения аудиторских проверок и оказания других аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к осуществлению аудиторской деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»:

а) федеральные стандарты аудиторской деятельности (далее – стандарты) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные указанным Федеральным законом;

б) стандарты разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

в) проекты стандартов разрабатываются саморегулируемыми организациями аудиторов;

г) проекты стандартов рассматриваются Советом по аудиторской деятельности, который рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом (Минфин России);

д) стандарты утверждаются уполномоченным федеральным органом.

1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Номер ФСАД Наименование Документ утверждения Дата вступления
Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 53 07.10.2004
Документирование аудита Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Планирование аудита Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Существенность в аудите Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Аудиторские доказательства Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Контроль качества выполнения заданий по аудиту Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 19.11.2008
Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 19.11.2008
Связанные стороны Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 19.11.2008
События после отчетной даты Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 04.07.2003
Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 04.07.2003
Согласование условий проведения аудита Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Аудиторская выборка Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 16.04.2005
Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 16.04.2005
Особенности первой проверки аудируемого лица Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 16.04.2005
Аналитические процедуры Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 16.04.2005
Особенности аудита оценочных значений Введено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 228,в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 586 02.08.2010
Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 863, от 02.08.2010 N 586 02.08.2010
Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 16.04.2005
Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Использование результатов работы другого аудитора Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Рассмотрение работы внутреннего аудита Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Компиляция финансовой информации Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Использование аудитором результатов работы эксперта Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 22.07.2008
Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 22.07.2008
Контроль качества услуг в аудиторских организациях Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 22.07.2008
1/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н 20.05.2010
2/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н 20.05.2010
3/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Дополнительная информация в аудиторском заключении» Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н 20.05.2010
4/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» Приказ Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н 24.02.2010
5/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» Приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90н 08.02.2011
6/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» Приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90н 08.02.2011

Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита занимается Международный комитет по аудиторской практике (International Auditing Practice Statements, сокр. IAPS), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants, сокр. IFAC)

Международный комитет по аудиторской практике (IAPS) определил объекты стандартизации, каждому из которых выделено 100 номеров для возможных стандартов:

«Вводные замечания» N 100-199;

«Ответственность» N 200-299;

«Планирование» N 300-399;

«Внутренний контроль» N 400-499;

«Аудиторские доказательства» N 500-599;

«Использование работы других» N 600-699;

«Выводы и отчеты в аудите» N 700-799;

«Специализированные области» N 800-899;

«Сопутствующие услуги» N 900-999.

ФСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников.

В рамках перехода к саморегулированию аудиторской деятельности комментируемый Закон предусматривает разработку и утверждение только стандартов СРО аудиторов, что согласуется с Законом о СРО.

В части 2 ст. 4 Закона о СРО определено, что под такими стандартами и правилами понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО.

2.Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Обосновывается необходимость внутрифирменных стандартов при организации аудиторской деятельности. Эти стандарты рассматриваются как составная часть общей системы, в которую входят как федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и правила, принятые в саморегулируемых организациях аудиторов.

представляется целесообразным разрабатывать в аудиторских организациях внутрифирменные профессиональные стандарты. Эти стандарты должны применяться как при осуществлении аудита, так и при оказании сопутствующих аудиту услуг, а также при контроле за качеством их оказания. При этом должен быть соблюден приоритет ПСАД и правил СРО аудиторов.

Все ПСАД, стандарты СРО и разработанные в аудиторской организации внутрифирменные правила аудиторской деятельности в совокупности отражают единый стандартизированный подход к организации и технологии проведения аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг с целью контроля за качеством их оказания.

При этом:

— ПСАД формулируют единые базовые требования к порядку оказания аудиторских услуг, к их качеству и надежности;

— стандарты СРО устанавливают дополнительные требования, обязательные для применения всеми членами данного СРО;

— внутрифирменные правила определяют дополнительные требования, призванные создавать более высокий уровень гарантии того, что аудиторская проверка и оказания сопутствующих аудиту услуг будут проведены качественно.

Все указанные стандарты и правила, а также Кодекс этики аудиторов России и дополнения к нему, установленные СРО, являются частью организационно-распорядительной документации аудиторской организации и системы внутреннего контроля.

Примерная система внутренних стандартов аудиторской организации (ВС), включающая стандарт по внутреннему контролю качества, представлена в таблице.

Система ВС аудиторской деятельности

Стандарты ВС-8 и ВС-9 после утверждения могут постоянно дорабатываться и дополняться различными методиками и правилами оказания сопутствующих услуг и проведения аудита в соответствии с изменениями законодательства, появлением новых аудируемых лиц, диверсификацией и расширением видов деятельности аудиторской организации и т.д.

Стандарт ВС-8 может не вводиться в действие, если организация не оказывает сопутствующие услуги. Он может быть введен в действие или дополнен (доработан) описанием специальных правил и применяемых процедур с момента принятия решения об оказании сопутствующих услуг клиентам аудиторской организацией, т.е. с момента расширения перечня услуг аудиторской организацией.

В качестве приложений к стандарту ВС-9 разрабатываются специализированные методики, например:

— методика проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

— методика проведения банковского аудита;

— методика проведения аудита страховых организаций;

— методика оказания услуг общественно значимым экономическим субъектам;

— методика оказания услуг сетевым организациям.

При необходимости в качестве приложений к стандарту могут разрабатываться регламенты и методики, отражающие специфические аспекты проведения аудита различных экономических субъектов. Если услуги по специальным видам аудита в аудиторской организации не оказываются, то стандарт ВС-9 может не вводиться в действие. Этот стандарт может быть введен в действие или дополнен (доработан) описанием специальных правил и применяемых процедур с введением специальных видов аудита или появлением клиентов аудиторской организации, т.е. с момента расширения круга клиентов и сферы услуг аудиторской организацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *