Горюче смазочных материалов

Учет горюче-смазочных материалов

На балансе организации имеется легковой транспорт, который используется в производственных целях. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете приобретение и списание ГСМ? Какие при этом оформляются документы?

Бухгалтерский учет

Инструкция к счету

10

20

44

Типовые проводки

к счету 10: по кредиту

к счету 20: по дебету

к счету 44: по дебету

В бухгалтерском учете горюче-смазочные материалы (ГСМ) включаются в состав материально-производственных запасов (п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, далее — Методические указания). Под ГСМ следует понимать любые виды топлива (бензин, газ, дизтопливо и пр.), а также масла и смазки.

В соответствии с Планом счетов для обобщения информации о наличии и движении нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, предназначен счет 10 «Материалы», субсчет «Топливо».

Фактический расход ГСМ в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10, субсчет «Топливо» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу):

Дебет

Кредит

Дебет 20 (23, 25, 26, 44…)

Кредит 10, субсчет «Топливо»

Согласно п. 16 ПБУ 5/01 и п. 73 Методических указаний при отпуске МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из трех способов.

При списании ГСМ в состав расходов не может применяться способ списания по себестоимости единицы запасов, так как согласно п. 17 ПБУ 5/01 он может использоваться только в отношении материально-производственных запасов, которые применяются организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Поэтому организация может выбрать один из двух оставшихся методов.

Применение какого-либо из перечисленных способов по группе (виду) материалов должно производиться в течение отчетного года и закрепляется в учетной политике организации исходя из допущения последовательности применения учетной политики (п. 73 Методических указаний).

Подробнее см. Учет отпуска материалов в производство.

Затраты, связанные с приобретением ГСМ в бухгалтерском учете, относятся к расходам по обычным видам деятельности в размере фактических затрат (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Документооборот

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Вместе с тем, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (см. также письмо Минфина России от 06.03.2013 N 03-03-06/1/6700).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

Для списания ГСМ необходимы следующие документы:

— путевые листы (для автотранспортных предприятий — форма N 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, для других предприятий может быть использован путевой лист, составленный в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152);

— документы, подтверждающие оплату и приобретение ГСМ (кассовые чеки, платежные поручения, накладные, талоны на топливо, заправочные ведомости поставщика ГСМ;

— авансовые отчеты, если ГСМ приобретался подотчетным лицом;

— ведомости (заборные, раздаточные) учета выдачи ГСМ;

— лимитно-заборные карты (может быть принята за основу форма N М-8, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а);

— требования-накладные (может быть принята за основу форма N М-11, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а).

Формы документов

Пример путевого листа

Пример товарной накладной

Пример лимитно-заборной карты

Пример требования-накладной

Налогообложение

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В налоговом учете организация может учитывать расходы на ГСМ либо в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ (топливо (газ, дизтопливо, бензин), масла, смазки для коммунальных и общехозяйственныхнужд), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, как затраты на содержание служебного транспорта. В данном случае играет роль назначение используемых ГСМ (см. письма УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 13.04.2007 N 20-12/035154).

Налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат.

Согласно п. 8 ст. 254 НК РФ при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из четырех методов оценки.

Выбранный способ необходимо зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета.

Подробнее см. Учет отпуска материалов в производство.

НДС

НДС, предъявленный при приобретении ГСМ, принимается к вычету, если одновременно выполняются следующие условия:

— ГСМ предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

— ГСМ приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

— имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример

Организация закупает топливо для использования в служебных автомобилях. В течение мая ГСМ приобретался путем заправки в бак автомобиля трижды (все цены указаны без НДС):

4 мая по цене 21 руб. в количестве 70 литров на сумму 1470 руб.;

14 мая 20 руб. — 60 литров на сумму 1200 руб.;

24 мая 22 руб. — 70 литров на сумму 1540 руб.

Согласно путевым листам и нормам, установленным в организации, за май израсходовано 180 литров бензина.

Определим стоимость бензина, которую бухгалтер должен списать на производство в мае.

1. Списание по средней себестоимости

При использовании этого метода организации необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов (одного литра). Она составит:

(1470 руб. + 1200 руб. + 1540 руб.) : (70 л + 60 л + 70 л) = 21,05 руб.

Стоимость бензина, подлежащая списанию, составит:

21,05 руб. х 180 л = 3789 руб.

При списании ГСМ необходимо сделать проводку:

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

20

10, субсчет «Топливо в баках»

3789

списана стоимость ГСМ

2. Метод ФИФО

При использовании метода ФИФО необходимо списать:

70 л из первой партии стоимостью 1470 руб.;

60 л из второй партии стоимостью 1200 руб.;

50 л из третьей партии стоимостью 1100 руб. (22 руб. х 50 л).

Общая стоимость ГСМ, подлежащая списанию в мае:

1470 руб. + 1200 руб. + 1100 руб. = 3770 руб.

3. Метод ЛИФО (только налоговый учет до 1 января 2015 года)

При использовании метода ФИФО необходимо списать:

70 л из третьей партии стоимостью 1540 руб.;

60 л из второй партии стоимостью 1200 руб.;

50 л из первой партии стоимостью 1050 руб. (21 руб. х 50 л).

Общая стоимость ГСМ, подлежащая списанию в мае:

1540 руб. + 1200 руб. + 1050 руб. = 3790 руб.

Возможные риски

Риск 1. Нормируются ли расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли?

Риск 2. Необходимо ли наличие путевых листов для подтверждения расходов на ГСМ?

1. Нормируются ли расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли?

Положительная практика

Судебная практика складывается в пользу того, что расходы на ГСМ принимаются в сумме фактически произведенных расходов в общеустановленном п. 1 ст. 252 НК РФ порядке (при условии их экономической обоснованности). Минфин России разъясняет, что налогоплательщики вправе, но не обязаны использовать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, при определении обоснованности произведенных затрат на ГСМ.

Письма Минфина России и ФНС (УФНС):

(+) письмо Минфина России от 27 января 2014 г. N 03-03-06/1/2875

Отрицательная практика

В некоторых письмах Минфина России и налоговых органов высказывается мнение, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р. То есть расходы на ГСМ необходимо списывать на основании вышеприведенных норм.

При этом контролирующие органы отмечают, что при определении норм расхода топлива в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Акты судебных органов:

(-) постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2010 г. по делу N А53-3254/2010

2. Необходимо ли наличие путевых листов для подтверждения расходов на ГСМ?

Отрицательная практика

По мнению контролирующих органов, для списания ГСМ одних только документов, подтверждающих приобретение и оплату ГСМ, недостаточно. Документы об оплате ГСМ подтверждают лишь факт покупки и оплаты топлива, но не подтверждают использование автотранспорта в производственных целях. Контролирующие органы считают, что документом, который подтверждает использование автотранспорта в производственных целях и, как следствие, обоснованность затрат на ГСМ, является путевой лист. Таким образом, если организация не оформляет путевые листы (или оформляет их неполностью), это является основанием для непризнания налоговым органом расходов на ГСМ. При этом некоторые суды поддерживают позицию налоговых органов.

Положительная практика

В арбитражной практике встречаются и противоположные решения, в которых судебные органы, принимая решение в пользу налогоплательщиков, отмечают, что обязательность наличия путевых листов для подтверждения обоснованности расходов не предусмотрена положениями НК РФ, затраты на горюче-смазочные материалы могут быть учтены при налогообложении и при отсутствии путевых листов.

Бухгалтерский учет расхода топлива и смазочных материалов предприятиями торговли и общественного питания

Талалаева Ю.Н.
Опубликовано в номере: Бухучет и налоги в торговле и общественном питании №1 / 2004

Специфика деятельности предприятийторговли и общественногопитания такова, что предполагает использование автотранспортных средств. Транспорт используется для перевозки приобретаемых и продаваемых товаров, сырья, доставки обедов, а также для нужд управления. Соответственно для бухгалтеров указанных организаций актуальной является проблема документального оформления, учета и контроля расходованиятоплива и смазочныхматериалов.

Эти и другие вопросы освещаются в настоящей статье.

Документальное оформление расходования топлива и смазочных материалов

📌 Реклама Отключить

Статья 9 Закона о бухгалтерском учете требует оформления всех производимых организацией хозяйственных операций оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Организации торговли и общественного питания, эксплуатирующие автотранспортные средства и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести первичный учет по унифицированным формам первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление № 78).

📌 Реклама Отключить

Документальным подтверждением расхода топлива являются путевые листы. В них фиксируются пробег автотранспортного средства, марка и количество горючего, выданного по заправочному листу, остаток горючего при выезде и при возвращении, расход по норме и фактический, определяется экономия или перерасход горючего.

Постановлением № 78 утверждены следующие формы путевых листов, которые следует использовать организациям торговли и общественного питания:

путевой лист легкового автомобиля (форма № 3). Является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом, действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль;

путевой лист специального автомобиля (форма № 3 спец.). Является основным первичным документом учета работы специального автомобиля и основанием для начисления заработной платы водителю. Форма рассчитана на выполнение задания у двух заказчиков и действительна только на один день (смену). Выписывается в одном экземпляре диспетчером или лицом, на это уполномоченным, и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа. Отрывные талоны путевого листа заполняются организацией, которой принадлежит спецавтомобиль и служат основанием для предъявления счета заказчику;

путевой лист грузового автомобиля (формы № 4-с и 4-п). Такие путевые листы являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Форма № 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы водителя автомобиля по сдельным расценкам. 📌 Реклама Отключить

Форма № 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы водителя автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации — владельца автотранспорта и заказчики.

Путевые листы по формам № 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Выданный путевой лист должен обязательно иметь дату выдачи.

Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, что дает возможность их одновременной проверки.

📌 Реклама Отключить

Для контроля за движением путевых листов, выданных водителю и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию применяется Журнал учета движения путевых листов (форма № 8).

Нормы расхода топлива

Норма расхода топлива (или смазочного материала) применительно к автотранспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки и модификации.

29 апреля 2003 года Минтрансом РФ утвержден Руководящий документ Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — новые нормы; новый Руководящий документ), который введен взамен «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Р3112194-0366-97 от 29 апреля 1997 года (далее — старые нормы) и действует со дня утверждения до 1 января 2008 года.

📌 Реклама Отключить

Как и в старых нормах, в новом Руководящем документе приведены значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм и методы расчета нормируемого расхода топлива при эксплуатации, справочные нормативы по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

По сравнению с ранее действовавшими нормами перечень автомобилей, по которым нормируется расход топлива, значительно расширен, что объясняется развитием структуры автопарка, появлением новых моделей, марок и модификаций автомобилей. Расширение перечня произошло в основном за счет иномарок. В связи с этим в новом перечне для каждого вида автомобильного транспорта (легковые автомобили, автобусы, грузовые бортовые автомобили, тягачи, самосвалы, фургоны) нормы расхода топлива приведены отдельно по автомобилям зарубежным и по автомобилям отечественным и стран СНГ.

📌 Реклама Отключить

Сами нормы по автомобилям, присутствующим в старом и новом перечнях, в большинстве случаев не изменились.

Кто и для каких целей должен использовать нормы расхода топлива?

Согласно новому Руководящему документу он предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и др., независимо от формы собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. Предназначение документа определено в нем следующим образом: «Нормы расхода топлив (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.».

📌 Реклама Отключить

Однако следует иметь в виду, что указанный документ не имеет никакого отношения к налогообложению прибыли. Дело в том, что глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов топлива и смазочных материалов. Из расходов по содержанию автотранспорта нормированию для целей налогообложения подлежат только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (см. подпункт 11 пункта 1 статьи 264).

Тем не менее следует обратить внимание на то, что согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами организации, принимаемыми для целей налогообложения, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

📌 Реклама Отключить

Поэтому не исключено, что при проверках обоснованности произведенных затрат налоговые органы будут ориентироваться на Нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом России. И в случае слишком больших расхождений организации придется доказывать экономическую обоснованность этих расходов.

Поскольку положения по бухгалтерском учету также не содержат требований о применении Норм расхода топлива, то можно констатировать, что для предприятий торговли и общественного питания Нормы расхода топлива носят рекомендательный характер и не обязательны для применения. Если организации все же примут решение о применении указанных норм для целей бухгалтерского учета, это решение следует зафиксировать в учетной политике.

Рассмотрим порядок расчета нормируемого расхода топлива на конкретных примерах.

📌 Реклама Отключить

В соответствии с Руководящим документом различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжением руководителей предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства или руководителями местных администраций).

Так, например, нормы расхода топлива повышаются при работе автотранспорта в зимнее время года (в зависимости от климатических районов страны — от 5 до 20 процентов), на дорогах общего пользования в горных местностях, на дорогах общего пользования со сложным планом, в городах и поселках городского типа (в зависимости от численности населения) и т.п.

📌 Реклама Отключить

Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) на дорогах I, II и III категорий — до 15 процентов.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В качестве примера рассчитаем нормируемое значение расхода топлива для легкового автомобиля.

В соответствии с разделом 1.1 Руководящего документа для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),

где Qн — нормативный расход топлива, литры;

Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

📌 Реклама Отключить

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Пример 1. (цифры условные).

На балансе торговой организации числится легковой автомобиль УАЗ-469. Из путевого листа установлено, что автомобиль обслуживал торговую точку, расположенную в горной местности на высоте 850 метров, и совершил пробег 90 км.

Согласно Руководящему документу:

  • базовая норма расхода топлива (Hs) для легкового автомобиля УАЗ-469 составляет 16,0 л/100 км;
  • надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 801 до 2000 м (D) — 10 процентов.

Нормируемый расход топлива составляет:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 16,0 x 90 x (1 + 0,01 x 10) = 15,84 л.

Пример 2. (цифры условные).

Организация общественного питания (кафе-ресторан) использует для доставки обедов клиентам легковой автомобиль ИЖ-2717. Автомобиль эксплуатируется в городе с населением 400 тыс. человек в зимнее время. Из путевого листа установлено, что автомобиль совершил пробег 60 км.

Согласно Руководящему документу: 📌 Реклама Отключить

  • базовая норма расхода топлива (Hs) для легкового автомобиля ИЖ-2717 составляет 9,4 л/100 км;
  • надбавка за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1,0 млн человек — 15 процентов;
  • надбавка за работу в зимнее время — 10 процентов.

Нормируемый расход топлива составляет:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 9,4 x 60 x (1 + 0,01 x 25) = 7,05 л.

Отражение в учете

Необходимым условием отнесения стоимости израсходованного горючего на себестоимость продукции (работ, услуг) являются правильно оформленные первичные учетные документы — путевые листы.

На сумму стоимости фактически израсходованного топлива в бухгалтерском учете оформляется запись:

дебет счета 44 «Расходы на продажу» кредит счета 10, субсчет 3 «Топливо». В случае, если учетной политикой организации торговли или общественного питания предусмотрено использование для целей бухгалтерского учета Норм расхода топлива, вышеприведенная запись оформляется на сумму израсходованного топлива в пределах норм. 📌 Реклама Отключить

Сверхнормативный расход топлива относится на внереализационные расходы организации:

дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» кредит счета 10, субсчет 3 «Топливо» — на сумму расхода топлива сверх норм. Вне зависимости от порядка отражения расходования топлива в бухгалтерском учете, для целей налогообложения принимается стоимость всего фактически израсходованного топлива. Пример 3. Для условий примера 1 фактический расход топлива составил 18 л. Нормируемый расход топлива — 15,84л. Допустим, что учетная стоимость 1 л топлива 10 руб. В учете торговой организации, нормирующей в соответствии с учетной политикой расход топлива для целей бухгалтерского учета, будут оформлены проводки: дебет счета 44 кредит счета 10, субсчет 3 «Топливо» — на сумму стоимости израсходованного топлива в пределах норм — 158,4 руб. (10 руб. x 15,84 л);

дебет счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы» кредит счета 10, субсчет 3 «Топливо» — на сумму стоимости израсходованного топлива сверх норм — 21,6 руб. .

На уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в качестве материальных расходов будет отнесено 180 руб. (стоимость фактически израсходованного топлива). 📌 Реклама Отключить

Как правило, торговые организации и организации общественного питания имеют небольшой парк автомашин и поэтому не делают запасов топлива, а приобретают его на автозаправочных станциях за наличный расчет.

Денежные средства для приобретения топлива выдаются водителю, под отчет, что отражается в учете проводкой:

дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» кредит счета 50 «Касса» — на сумму выданных под отчет денежных средств. Приобретение топлива за наличный расчет осуществляется в рамках договора купли-продажи, в котором подотчетное лицо выступает как физическое лицо. В соответствии с пунктом 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) в указанные цены (тарифы) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется. Согласно пункту 7 указанной статьи при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. То есть невыдача продавцом подотчетному лицу счета-фактуры не противоречит действующему законодательству. 📌 Реклама Отключить

Поскольку в соответствии со статьей 172 НК РФ в общем случае одним из основных условий предъявления к вычету уплаченного в составе цены товара налога на добавленную стоимость является наличие выставленного продавцом счета-фактуры, при приобретении товаров через подотчетных лиц права на вычет налога не возникает.

Уплаченный в составе цены товара налог учитывается в этом случае на счетах учета материально-производственных запасов. Такой порядок учета сумм налога на добавленную стоимость предусмотрен пунктом 147 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Поскольку в соответствии с пунктом 6 ПБУ 5/01 оценка материально-производственных запасов, приобретенных за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на их покупку, суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении топлива, также включаются в его стоимость.

📌 Реклама Отключить

Оприходование топлива на основании авансового отчета водителя отразится записью:

дебет счета 10 кредит счета 71 — на сумму стоимости топлива с учетом НДС и налога с продаж. Списание стоимости топлива на расходы осуществляется на основании путевого листа водителя в вышеописанном порядке.

Как подписаться >>>

У этого термина существуют и другие значения, см. ГСМ.

Горюче-смазочные материалы (сокращённо ГСМ) — общее название видов горючего, применяемое как топливо, смазочных материалов, специальных жидкостей. Используется для двигателей внутреннего сгорания, а также в технических узлах для уменьшения эффекта трения.

Топливо

Основную массу жидкого топлива получают путем прямой перегонки нефти или при перегонке нефти химическим способом. Также источником топлива могут быть другие полезные ископаемые и растения. Для улучшения качества бензина или дизельного топлива, а также уменьшения нагарообразования, используют специальные присадки.

Смазочные материалы

К смазочным материалам относятся вещества, используемые для смазки механизмов, поставляются в виде жидких масел или консистентных смазок.

Назначение

  • Топливо для транспорта (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ, сжиженный природный газ);
  • Смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
  • Специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Любое предприятие, имеющее в своем распоряжении автотранспорт и использующее его в производственных целях, должно позаботиться о надежном механизме учета ГСМ (горюче-смазочные материалы). В статье мы на примерах разберемся в специфике отражения операции с горюче-смазочные материалами и рассмотрим основные бухгалтерские проводки.

Общие положения

ГСМ в учете отражают на счете 10. В зависимости от местонахождения горюче-смазочных материалов используют такие группы аналитического учета:

  • ГСМ на складе;
  • оплаченные талоны;
  • топливо в баках.

Приобретение ГСМ по талонам

ООО «Автолюбитель» в марте 2020 приобрело талон на бензин стоимостью 1020 руб., НДС 156 руб. Талон был выдан водителю Кондратьеву А.К., который приобрел по талону 60 л бензина (17 руб./литр), НДС 9,15 руб. По итогам марта 2020 бензин в количестве 60 л был израсходован.

Дт Кт Описание Сумма Документ
60 51 Перечислены средства в счет оплаты талона на бензин 1020 руб. Платежное поручение
10 Талоны полученные 60 Оприходование талона на бензин (60 л) 864 руб. Расходная накладная
19 60 Отражение НДС по приобретенному талону 156 руб. Расходная накладная
10 Талоны выданные 10 Талоны полученные Талон выдан водителю Кондратьеву А.К. 864 руб. Книга учета движения талонов
10 Бензин в бензобаках 10 Талоны выданные Бензин, заправленный в банк, оприходован в учете 864 руб. Чек АЗС, отрывной купон к талону
68 НДС 19 НДС к вычету 156 руб. Счет-фактура

Использование и списание ГСМ

В декабре 2015 ООО «Юпитер» был приобретен бензин в количестве 115 литров по цене 41 руб./л без НДС. На начало месяца в учете ООО «Юпитер» числилось 35 литров бензина той же марки по средней себестоимости 43 руб./л. Для заправки автомобиля было выдано 45 л бензина.

Средняя себестоимость списания за декабрь 2015 — 42 руб. (115 л * 41 руб. + 35 л * 43 руб.) / (115 л + 35 л).

Списание ГСМ на ООО «Юпитер» осуществляется по установленным нормам. Норма расхода для данного автомобиля составляет 8 км., поправочный коэффициент — 10%. Согласно путевому листу, в декабре 2015 было пройдено 110 км.

Расход бензина в декабре — 9,68 л (0,01 * 110 * 8 * (1 + 0,01 * 10).

Сумма к списанию 407 руб. (9,68 л * 42 руб.)

Дт Кт Описание Сумма Документ
10 60 Оприходован приобретенный бензин 115 л (41 руб. * 115 л) 4715 руб. Расходная накладная
19 60 Отражен НДС по приобретенному бензину (4715 руб. * 18% / 100 %) 849 руб. Счет-фактура
26 10 Списание ГСМ за декабрь 2015 407 руб. Путевой лист

Недостача ГСМ

По итогам проведения инвентаризации на ООО «Гарант 1» была выявлена недостача ГСМ. Учетная стоимость ГСМ составила 1030 руб., рыночная стоимость — 1075 руб. Лицо, виновное в недостаче, было установлено — водитель Кондратьев А.К., который признал свою вину и дал согласие на погашение суммы недостачи за счет собственных средств. 01 сентября 2015 Кондратьев внес в кассу 750 руб. в счет погашения долга.

В учете ООО «Гарант 1» данные операции были отражены таким образом:

Дт Кт Описание Сумма Документ
94 10 Отражение стоимости недостачи ГСМ, выявленной при инвентаризации 1030 руб. Инвентаризационная ведомость
73 94 Отнесение стоимости недостачи на виновное лицо Кондратьева А.К. (балансовая стоимость) 1030 руб. Акт установления виновного лица
73 98 Отражение разницы между балансовой и рыночной стоимости ГСМ (1075 руб. — 1030 руб.) 45 руб. Сличительная ведомость
50 73 Кондратьев А.К. погасил недостачу ГСМ через кассу 750 руб. Приходный кассовый ордер
98 91/1 Включение в состав доходов разницы между рыночной и балансовой стоимостью недостающих ГСМ (45 руб. * (750 руб. / 1075 руб.) 31 руб. Сличительная ведомость

Перерасход ГСМ

По итогам октября 2015 на ООО «Заря 1» был установлен перерасход потребления топлива на служебном автомобиле сверх установленных норм. Комиссией было установлено, что ГСМ были израсходованы сверх нормы по вине водителя Кондратенко П.К., в связи с чем было принято решение о взыскании суммы перерасхода в размере 2143 руб., НДС 327 руб. с виновного лица. Кондратенко внес сумму перерасхода в кассу.

В учете ООО «Заря 1» были отражены такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
68 НДС 19/3 Восстановление вычета НДС 327 руб. Акт комиссии
94 10/3 Отражение стоимости ГСМ, которые были израсходованы сверх нормы 1816 руб. Акт комиссии
94 19/3 Отражение НДС от стоимости ГСМ, которые были израсходованы сверх нормы 327 руб. Акт комиссии
73/2 94 Отнесение стоимости ГСМ на расчеты с водителем 2143 руб. Акт комиссии
50 73/2 Стоимость ГСМ, израсходованных сверх нормы, внесена водителем Кондратенко П.К. в кассу 2143 руб. Приходный кассовый ордер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *