Госзакупки 44 ФЗ

Содержание

Что такое государственные закупки? Понятие и особенности, преимущества госзакупок для участников

Государственные закупки – это закупки товаров, работ и услуг для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных нужд, а также потребностей отдельных видов юридических лиц. Такие закупки могут быть направлены на удовлетворение самых разнообразных потребностей заказчиков начиная от закупок продуктов питания, заканчивая строительством здания.

Госзакупки: понятие и особенности

Государственные закупки обладают некоторыми отличительными чертами от коммерческих тендеров. Так, госзакупки:

  • строго регламентированы законодательно (в том числе по сумме заказа и срокам проведения), и за отступление от установленного порядка закупок заказчику грозит ответственность;
  • закупки нередко проводятся на условиях внесения обеспечения заявок на участие;
  • приоритет принадлежит государственным закупкам на конкурентных началах, а неконкурентный способ приобретения товаров, работ и услуг у единственного поставщика должен использоваться в ограниченных случаях.

Правовое регулирование

Компании и учреждения, которые полностью или частично принадлежат государству, обязаны проводить закупки товаров, работ и услуг по нормам закупочного законодательства.

Все закупки можно разделить на три крупные группы:

  1. Госзакупки по нормам 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По указанному закону закупаются государственные и муниципальные учреждения, которые ведут свою деятельность за бюджетный счет: больницы, образовательные учреждения, местные администрации и пр. Действие указанного закона распространяется на такие сферы, как планирование закупки, ее проведение, выбор победителя и подписание с ним контракта, а также его исполнение, приемку и оплату. Победитель в рамках 44-ФЗ может отбираться по критериям цены или по иным нестоимостным характеристикам (цена, опыт, квалификация участника и пр.).
  2. Закупки по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проводят отдельные категории юрлиц. Это, в частности, компании с долей государственного участия не менее 50%, их дочерние компании и дочерние компании самих «дочек»; естественные монополии (нефтегазовый сектор, РЖД, Почта и пр.); учреждения, задействованные в регулируемых видах деятельности (например, водоснабжении и энергетике и пр.); бюджетные учреждения, закупающие товары, работы и услуги на гранты и субсидии, а также на собственные средства. Указанный закон менее строго регулирует процесс отбора поставщика, и ключевые условия проведения закупок заказчик указывает самостоятельно и прописывает в Положении о закупке. Заказчики по 223-ФЗ вправе установить свои правила отбора поставщика, указать собственные сроки проведения закупки и пр. Исключение составляют закупки у единственного поставщика и субъекты малого предпринимательства. Такие закупки могут проводиться на ЭТП четырьмя видами: аукцион, конкурс, запрос предложений и запрос котировок исключительно на электронных площадках.
  3. Коммерческие закупки. Их проводят коммерческие организации, которые не входят в вышеперечисленные перечни. Они могут определять правила закупки самостоятельно с опорой на Гражданский кодекс.

Виды закупок

Под закупкой понимается форма размещения заказа на поставку товаров, работ и услуг.

Все закупки по 44-ФЗ и по 223-ФЗ можно разделить на конкурентные и неконкурентные. Приоритет принадлежит конкурентным закупкам, и заказчики должны применять их по умолчанию.

Для проведения закупки неконкурентным способом у заказчика должны быть на это веские основания.

Конкурентные

К конкурентным закупкам по 44-ФЗ относят:

  1. Конкурс. Различают такие виды конкурса, как открытый, конкурс в электронной форме, закрытый, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс.
  2. Аукцион. Открытый аукцион сегодня проводится исключительно в электронной форме, при закрытом же конкурсе возможно проведение аукциона в бумажном и электронном форматах.
  3. Запрос котировок, а также электронный запрос котировок.
  4. Запрос предложений и электронный запрос предложений.

Заказчик размещает закупки различными способами в зависимости от критерия отбора поставщика. Так, если единственным значимым критерием для отбора поставщика является цена, то обычно заказчики делают выбор в пользу закупки в форме аукциона. Также Правительством утвержден определенный перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики могут закупать исключительно через аукцион. Если, помимо цены, для заказчика имеют значение иные характеристики поставщика, то он выбирает закупку в виде конкурса.

Конкурс с ограниченным участием практикуется при заказах сложных и инновационных товаров, работ и услуг. В рамках этой процедуры участники первоначально проходят предквалификационный отбор, требования ко всем поставщикам едины. В рамках двухэтапного конкурса могут предъявляться дополнительные требования к участникам, а первый этап нередко используется для уточнения технического задания заказчиком. Он проводится, например, при закупках научных изысканий и экспериментов и пр.

С 2019 года заказчик обязан проводить открытый конкурс в электронном виде. Бумажные версии закупок сохранены только для ограниченного круга закупок.

Запрос котировок применяется при условии НМЦК в пределах 500 тыс. р. В закупке побеждает участник, который предложил самую низкую цену. Проводится в электронной версии или путем передачи бумажных конвертов заказчику. Годовой объем закупок через запрос котировок не должен превышать 10% от СГОЗ.

Запрос предложений – это мини-конкурс, когда участники оцениваются по нескольким параметрам: например, цена и опыт работы. В рамках запроса предложений допускается переторжка, когда участники могут изменить свое предложение по цене в лучшую сторону. Запрос предложений проводится по ограниченному перечню оснований, например, при признании повторного конкурса несостоявшимся или при закупках жилья для детей-сирот.

Оптимальные процедуры для новичков

Оптимальными формами закупки для новичка являются электронный запрос котировок и аукцион.

Стоит учесть, что в рамках 44-ФЗ проводятся специальные закупки исключительно среди субъектов малого бизнеса. Такие закупки позволяют заказчику уложиться в лимит в 15% по доле СМП в общем объеме закупок.

Закупки среди СМП проводятся на льготных основаниях: так, для них снижен размер обеспечения, и гарантирован более оперативный порядок оплаты оказанных услуг.

Закупка у единственного поставщика, как неконкурентное закупочное мероприятие

Неконкурентной закупкой является закупка у единственного поставщика. Она проводится только в ограниченных случаях, которые перечислены в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Это, например, признание конкурса или аукциона несостоявшимся; проведение закупки на сумму до 300 тыс. р.; закупки у естественных монополий; закупки в условиях ЧС и направленные на ликвидацию аварий и пр.

Закрытый формат

Закупки по 44-ФЗ также могут проводиться в закрытом формате. Такие закупки отличаются тем, что предложения направляются ограниченному кругу субъектов, а сведения о закупках не размещаются в ЕИС. Данный способ практикуется при наличии государственной тайны или при поиске водителей для судей или приставов.

Особенности по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ более свободен в выборе способа закупок. Он обязан прописать в Положении о закупке 4 конкурентных способа закупки: конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок, а также один неконкурентный. Остальные закупки заказчик включает в Положение по своему усмотрению.

Закупки среди СМП по 223-ФЗ проводятся заказчиками только в электронном виде.

Преимущества для участников

Преимущества государственных закупок для участников очевидны:

  1. Они получают крупные финансовые вливания.
  2. Приобретают крупных клиентов.
  3. Формируют положительный имидж на рынке.
  4. Приобретают колоссальный опыт работы и полезные связи.

Для участников из числа малого бизнеса в государственных закупках действуют квоты, что позволяет им расширить свое участие на рынке и увеличить прибыль.

Где искать сведения о закупочных процедурах

Сведения о закупках по 44-ФЗ публикуются в Единой информационной системе .

Сведения о закупках в электронной форме дополнительно публикуются на одной из 8 площадок, прошедших правительственный отбор: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, НЭП, Росэлторг, ZakazRF, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ, АО «РАД». Для проведения закрытых электронных процедур может использоваться площадка АСТ «ГОЗ».

Сведения о закупках по 223-ФЗ также публикуются в ЕИС. Заказчик может не размещать здесь данные о закупках на сумму в пределах 100 тыс. р., а также в пределах 500 тыс. р. при годовом объеме закупок более 5 млрд р.

Перед тем как принять участие в закупках, поставщику стоит убедиться, что поставляемые им товары, работы и услуги являются востребованными в регионе его участия. Подобрать подходящие закупки поставщик может по ОКПД-2 или ключевым словам. Также участник может ориентироваться на размещенный план-график заказчика по 44-ФЗ или закупочный план по 223-ФЗ.

В ЕИС не публикуется данные о закупках, предмет или содержание которых составляют государственную тайну.

Что требуется для участия

Участие в закупках представляет собой способ заработка на продаже товаров, работ и услуг. Для того чтобы принять участие в закупках, поставщику необходимо хорошо подготовиться.

Первоначально необходимо заняться подготовкой необходимых документов. Таким документами являются:

  • уставные документы: копия устава, свидетельство ИНН, выписка из ЕГРЮЛ;
  • документы, служащие подтверждением полномочий гендиректора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензия, если деятельность относится к лицензируемой;
  • свидетельство СРО (например, для оказания строительных услуг).

Такой комплект документов передается участником для прохождения регистрации в ЕИС. Прохождение регистрации открывает поставщикам доступ к электронным закупкам, которые проводятся на ЭТП. По новым правилам участникам не нужно получать аккредитацию на каждой площадке – достаточно зарегистрироваться в ЕИС.

В дальнейшем в процессе закупок от участника могут потребовать дополнительную информацию. Это сведения по квалификации персонала, мощности оборудования, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Существенный объем закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводится в формате электронного аукциона, конкурса, запроса предложений или котировок на специализированных торговых площадках. Именно на ЭТП участники оформляют заявки и подписывают договоры, а для этого им необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП).

Раньше законодательно не регламентировалось, какую подпись стоит оформить поставщику. Но, согласно последней редакции 44-ФЗ в его ст. 5, подчеркивается, что участнику нужна квалифицированная электронная подпись.

ЭЦП – это флешка, на которой сохранен цифровой ключ. Он подтверждает полномочия лица, которое пользуется этой подписью, и полностью заменяет собственноручную подпись. Ключи выдают специализированные организации, которые аккредитованы Минсвязи. ЭЦП, которая подойдет для участия в госзакупках, обойдется участнику в 5000 р. в год. После истечения сроков действия ЭЦП ее необходимо обновить.

Для получения ключа заявка на участие передается в удостоверяющий центр. Участники также предоставляют определенный комплект документов. Сроки оказания услуги составляют около 2-3 дней.

Перед участием в закупке участнику стоит в поисковой строке в ЕИС подобрать подходящий под свои параметры тендер. Участнику нужно с использованием сервиса «Расширенный поиск» установить:

  • диапазон начальной цены;
  • регион поставки;
  • ключевые слова в извещении;
  • наименование заказчика и пр.

При нажатии на извещение открывается страница, которая содержит полную подробную информацию о закупке, а также требования к участнику. На этом этапе участнику нужно понять, подпадает ли он под установленные требования, а затем необходимо корректно составить заявку на участие в закупке.

Важно обращать внимание на наличие требований о внесении обеспечения заявки, сроки исполнения договора, соответствие объекта закупки возможностям поставщика, наличие штрафов за ненадлежащее исполнение контракта и пр.

При наличии в закупочной документации требования о внесении обеспечения заявки на участие участнику стоит заблаговременно позаботиться об открытии спецсчета. Раньше деньги в виде обеспечения участник вносил на свой лицевой счет на электронной торговой площадке. С 2019 года поставщику необходимо открывать спецсчет в банке, на который переводятся деньги. С указанного счета будет списываться плата за победу в закупке.

Далее участник готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями закупочной документации. Заявка на участие может передаваться в электронном или бумажном видах с приложением документов. При наличии сложностей в процессе заполнения заявки на участие поставщик вправе обратиться к заказчику с запросом на разъяснение положений.

Заявка должна быть подана в строго оговоренные сроки, иначе она будет отклонена. Эти сроки можно найти в извещении о закупке.

В случае победы в закупке заказчик передает участнику проект контракта. Например, в рамках электронного аукциона на эту процедуру отводится 5 календарных дней. У победителя будет пять дней на ознакомление с документом и подписание его. Проект контракта должен полностью соответствовать тому, который был представлен в извещении.

Если участник не согласен с результатами закупки, то он вправе пожаловаться на заказчика в антимонопольную службу.

Рейтинг автора 336 Автор статьи Елена Мазлова Юрист Написано статей 315

44‑ФЗ простым языком. Часть 14

В закрытой форме проводят только аукцион и конкурсы: обычные, двухэтапные, с ограниченным участием.

Заказчик приглашает принять участие в закрытых закупках или высылает по запросу документацию ограниченному кругу поставщиков, которые соответствуют требованиям 44-ФЗ и способны исполнить контракт.

“Взакрытую” можно провести:

  1. Закупки для федеральных нужд, если наименование закупки является гостайной.

  2. Любые закупки с гостайной, если секретные сведения есть в документации о закупке или в проекте контракта.

  3. Закупки на страхование, транспортировку и охрану ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и камней, музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов.

  4. Закупки на уборку и услуги водителей для судей и судебных приставов.

  5. Закупки федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных структур, связанные с обороной и безопасностью страны, при условии, что эта организация попала в перечень, который утверждает правительство.

Закрытые закупки, кроме пункта 5, заказчики согласовывают в ФАС. Разрешение выдается в течение 10 рабочих дней с даты запроса заказчика и действует 90 дней.

Электронные закрытые закупки

Закрытые закупки без гостайны заказчик проводит в электронном виде на специализированной электронной площадке АСТ ГОЗ. Аккредитация на ней бесплатна. Мы писали о правилах аккредитации в этой статье.

Правила работы с ЕИС, обеспечения и подачи заявок, их рассмотрения и определения победителя регулируются положениями 44-ФЗ. Особенности проведения закрытых электронных процедур — главой 5 44-ФЗ. Порядок аккредитации на специализированных электронных площадках — постановлениями правительства.

Деньги для обеспечения заявки в закрытых закупках вносятся на те же спецсчета, что и в обычных закупках по 44-ФЗ, открытых в тех же банках, перечень которых определяет правительство.

Закрытые конкурсы

Правила проведения всех видов закрытых конкурсов и оценки заявок совпадают с обычными конкурсами, но есть и особенности.

Закрытый конкурс

Это закупка, поучаствовать в которой заказчик приглашает ограниченный круг поставщиков. Они должны соответствовать требованиям и способны исполнить контракт. Побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Закупка с секретными данными в документах и контракте Закупка с секретными данными в извещении (объекте закупки)
Как приглашают участвовать? Если секретные сведения содержатся только в документах закупки и проекте контракта, заказчик публикует извещение в ЕИС. Увидеть его могут все, но участвовать только те, кто соответствует требованиям заказчика (например, если есть лицензия на работу с гостайной). Извещение не публикуют в ЕИС, если в нем содержатся сведения о гостайне, а также в закупках на транспортировку и охрану музейных ценностей и услуг уборщиков и водителей для судей. Заказчик рассылает приглашения поставщикам, которые имеют нужную квалификацию
Сроки публикации Извещение публикуют не меньше чем за 30 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Не меньше чем за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками заказчик в письменной форме рассылает потенциальным участникам извещение о закупке.
Как поставщики получают информацию о закупке? Поставщики, заинтересованные в получении конкурсной документации, подают заказчику письменный запрос и прикладывают документы, которые подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и наличие доступа к гостайне. Заказчик обеспечить возможность ознакомления с конкурсной документацией всем участникам закрытого конкурса, направившим запросы на получение конкурсной документации, соответствующим предусмотренным настоящим Федеральным законом требованиям и получившим приглашения принять участие в закрытом конкурсе.
В какие сроки предоставят документацию? В течение 3 дней с даты получения запроса заказчик отправляет в бумажном виде конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства о гостайне. Заказчик в течение 2 рабочих дней после получения требования от участника предоставляет ему конкурсную документацию.
Когда вскрывают конверты В указанную в документации дату. Вскрыть конверты с заявками можно раньше указанной даты, если не против все участники, которые получили приглашение.
Плата за участие Заказчик может установить плату за документы, но она не должна превышать расходов на подготовку копий и заказчик пишет об этом в документации.

Об этапах закрытой закупки заказчик сообщает в ФАС:

  • Не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов заказчик направляет копии всех приглашений принять участие перечень всех поставщиков, которым направлена конкурсная документация по их запросам.
  • Протокол вскрытия конвертов с заявками и протокол оценки заявок составляют в двух экземплярах и не позднее рабочего дня после подписания отправляют в ФАС, а копии — всем участникам, которые подали заявки.

Закрытый конкурс с ограниченным участием

Это закупка, поучаствовать в которой заказчик приглашает ограниченный круг поставщиков. Они должны соответствовать требованиям закона и способны исполнить контракт. Побеждает участник, прошедший предквалификационный отбор и предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Закрытый конкурс с ограниченным участием проводят по тем же правилам, что и обычный, но с учетом особенностей закрытых закупок. Правила, по которым публикуют информацию о закрытом конкурсе с ограниченным участием, совпадают с правилами проведения обычного закрытого конкурса.

Протокол результатов проведения предквалификационного отбора составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания. В нем пишут:

  • обоснование принятых заказчиком решений,
  • перечень лиц, соответствующих установленным требованиям,

Не позже следующего рабочего дня копии протокола заказчик отправляет в ФАС и участникам, подавшим заявки. То же делают с протоколом оценки заявок.

Двухэтапный конкурс отличается только тем, что побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса. Остальные правила и сроки проведения совпадают с правилами обычного конкурса и с ограниченным участием.

Подробнее о правилах открытого конкурса с ограниченным участием и двухэтапном конкурсе.

В бумажных конкурсах любого вида нельзя предоставлять конкурсную документацию, писать запросы на разъяснения и отвечать на них в электронном виде. Разъяснения положений конкурсной документации заказчик доводит до всех участников закрытых конкурсов, которым предоставлена конкурсная документация, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос.

Протоколы и информацию, полученную в ходе проведения таких конкурсов, нельзя публиковать в СМИ и ЕИС. Также нельзя вести аудио- и видеозапись при проведении закрытых конкурсов любого вида.

Закрытый аукцион

Это закупка, в которой побеждает участник, предложивший самую низкую цену.

Участие бесплатное. Заказчик может только установить плату за доступ к документам, равную расходам на изготовление их копий.

Документы закупки и ее изменения, запросы на разъяснения нельзя публиковать в СМИ и в ЕИС.

Закупка с секретными данными в документах и контракте Закупка с секретными данными в извещении (объекте закупки)
Как приглашают участвовать? Если секретные сведения содержатся только в документах закупки и проекте контракта, заказчик публикует извещение в ЕИС. Извещение не публикуют в ЕИС, если в нем содержатся сведения о гостайне, а также в закупках на транспортировку и охрану музейных ценностей и услуг уборщиков и водителей для судей. Заказчик рассылает приглашения поставщикам, которые имеют нужную квалификацию. В приглашении заказчик указывает свое наименование, почтовый адрес, объект закупки, а также способ, срок, место и порядок получения документации о закрытом аукционе.
Сроки публикации Извещение публикуют не меньше чем за 30 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Не меньше чем за 10 дней до вскрытия конвертов с заявками заказчик в письменной форме рассылает потенциальным участникам извещение о закупке.
Как поставщики получают информацию о закупке? Поставщики, заинтересованные в получении документации, подают заказчику письменный запрос и прикладывают документы, которые подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и наличие доступа к гостайне.
Плата за участие Заказчик может установить плату за документы, но она не должна превышать расходов на подготовку копий и заказчик пишет об этом в документации.

Не позднее чем за 5 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие заказчик направляет в ФАС перечень всех лиц, которым:

  • направлена документация о закрытом аукционе по их запросам,
  • копии всех приглашений принять участие в закрытом аукционе.

В бумажном закрытом аукционе нельзя предоставлять документацию, изменения и запросы о даче разъяснений и ответы на них в электронном виде. Разъяснения о документации отправляют всем участникам с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос.

Размер обеспечения заявки не может превышать 5% от НМЦ.

Документы закрытого аукциона

Документация о закрытом аукционе должна содержать следующую информацию:

  1. Наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦ.

  1. Требования к содержанию и составу заявок в соответствии с частью 2 статьи 88 44-ФЗ и инструкцию по заполнению.

  1. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закрытом аукционе.

  1. Размер и порядок предоставления обеспечения заявок на участие в закупке, а также требования к банковской гарантии.

  1. Форма контракта, требования к обеспечения контракта и его размер.

  1. Возможность изменить условия контракта в соответствии с 44-ФЗ.

  1. Валюта и порядок применения курса иностранной валюты.

  1. Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом аукционе, дата рассмотрения таких заявок.

  1. «Шаг аукциона», место, дата и время проведения аукциона.

  1. Преимущества для организаций инвалидов и уголовно-исправительной системы по ст. 28 и 29 44-ФЗ.

  1. Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95.

  1. ограничение, если закупка только для малого бизнеса по частью 3 статьи 30.

  1. Информация о национальном режиме в соответствии со статьей 14 44-ФЗ.

Документация обязательно содержит проект контракта.

В течение 2 рабочих дней заказчик по требованию участника закрытого аукциона обязан предоставить данному участнику документацию о закрытом аукционе. Заказчик предоставляет документы после оплаты, если такое требование установлено в закупке. Плату можно брать только за изготовление копий документов.

Запросы на разъяснения

Любой участник закрытого аукциона, который получил документацию, может подать письменный запрос о даче разъяснений. Запрос должен поступить не позднее 3 дней дней окончания срока подачи заявок. В течение 2 дней заказчик отправляет ему ответ.

Разъяснения не должны изменять суть документации.

Заказчик может изменить документы аукциона не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закрытом аукционе. Нельзя менять объект закупки. В течение 2 рабочих дней с даты принятия указанного решения такие изменения направляются всем участникам закрытого аукциона, которым была предоставлена документация о закрытом аукционе.

При этом срок подачи заявок продлевают, чтобы до окончания оставалось не меньше десяти дней.

Как подают заявки на участие в закрытом аукционе

Участник подает заявку в срок и по форме, которые установлены документацией.

Заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать:

  1. Информацию и документы об участнике закрытого аукциона, подавшем такую заявку:
    • наименование и почтовый адрес юрлица; ФИО, адрес и паспортные данные — для физлица, номер контактного телефона.
    • Оригинал или нотариально засвидетельственную копию выписки из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП, копию паспорта — для физлица.
    • Документ, подтверждающий полномочия руководителя.
    • Если участвует не сам руководитель, то нужна доверенность на действия от имени участника. Это или оригинал, заверенный печатью юрлица (при наличии) и подписанную руководителем или нотариально засвидетельствованную копию доверенности. Если такая доверенность подписана не самим руководителем, а лицом с правом его подписи, то также нужна соответствующая доверенность.
    • Копии учредительных документов участника закрытого аукциона (для юрлица).
    • Копию решения об одобрении крупной сделки.
  2. Предложения в отношении объекта закупки (конкретные характеристики, согласие, цена).
  3. Документы, которые подтверждают:
    • соответствие участника требованиям.
    • предоставление обеспечения заявки на участие в закрытом аукционе.
    • право на получение преимуществ для организаций инвалидов или исправительной системы, если участник заявил о наличии этих преимуществ.
    • российское происхождение товара, если в закупке действует нацрежим.

Нельзя требовать от участников других документов и информации.

Участник закрытого аукциона подает заявку на участие в закрытом аукционе в письменной форме в запечатанном конверте. Все листы заявки (в том числе в каждом томе) должны быть прошиты и пронумерованы, скреплены подписью юрлица (при наличии) и. К заявке также прилагается опись всех документов. Заявку скрепляют печатью участника закрытого аукциона (при наличии) и подписаны участником закрытого аукциона или уполномоченным им лицом.

Можно подать только одну заявку на на аукцион/ лот. Если подать больше, их все вернут без рассмотрения.

Прием заявок на участие в закрытом аукционе прекращается в день вскрытия конвертов непосредственно до начала процесса.

Каждая заявка, поступившая в срок, регистрируется заказчиком. По требованию участника заказчик выдает расписку с датой и временем получения. Заявку можно отозвать в любое время до их рассмотрения. Деньги также вернут в течение 5 рабочих дней.

Заявки, полученные после окончания срока их подачи, не рассматриваются и в тот же день возвращаются. В течение 5 рабочих дней возвращают обеспечение заявок.

Рассмотрение заявок на участие в закрытом аукционе

Аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в закрытом аукционе в части соответствия их требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе.

Рассматривать заявки могут не дольше 10 дней с даты окончания срока их подачи.

Комиссия рассматривает заявки и решает, кого допускать, а кого нет. Решение оформляют в протокол, который подписывают все присутствующие члены комиссии в тот же день.

Протокол содержит:

  • Информацию об всех, кто подал заявки.
  • Кого допустили, а кого нет с причинами отклонения. Обязательно ссылаются на пункты из нормативных актов и документации о закупке, которым не соответствует заявка. Если заявку отклонили из-за нарушений нацрежима, об этом тоже пишут.
  • Решение каждого члена аукционной комиссии о допуске участника закупки или об отказе.

На следующий рабочий день копию протокола заказчик отправляет в ФАС.

Всем участникам (допущенным и нет) заказчик отправляет уведомление о принятых комиссией решениях. Он должен сделать это не позже рабочего дня после подписания протокола рассмотрения заявок.

Участникам, чьи заявки не допустили к аукциону, возвращают обеспечение заявки в течение 5 рабочих дней после подписания протокола рассмотрения заявок. Единственному допущенному частнику обеспечение заявки вернут после подписания контракта в течение 5 дней после подписания протокола аукциона.

Как проходит закрытый аукцион?

Участвуют только допущенные поставщики (или их представители) и члены аукционной комиссии.

НМЦ снижают на “шаг аукциона» 5% от НМЦ. Если после троекратного объявления последнего предложения ни один из участников не снизил цену контракта, аукционист уменьшает «шаг аукциона» на 0,5 % от НМЦ (то есть 4,5%). Снижать шаг можно до 0,5 % НМЦ.

Аукциониста выбирают из аукционной комиссии открытым голосованием членов аукционной комиссии.

Закрытый аукцион проводится в следующем порядке:

  1. Аукционная комиссия регистрирует участников или их представителей на весь или на каждый лот. Каждому участнику выдают пронумерованные карточки.
  2. Аукционист объявляет начало аукциона, номер лота, объект закупки, НМЦ, «шаг аукциона», называет участников, которые не пришли. Затем обращается к участникам или их представителям заявлять свои предложения о цене контракта.
  3. Участник закрытого аукциона или его представитель после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, сниженной на «шаг аукциона», поднимает карточку, если согласен заключить контракт по объявленной цене контракта.
  4. Аукционист объявляет номер карточки, которую подняли первой после объявления цены, сниженной на «шаг аукциона».
  5. Аукцион считается оконченным, если никто из участников не поднял карточку после троекратного объявления аукционистом цены контракта. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену контракта. Далее аукционист объявляет:
    • об окончании проведения аукциона/ лота,
    • последнее и предпоследнее предложения цены контракта,
    • номер карточки и название победителя и участника, который занял второе место.

Заказчик обязательно ведет протокол закрытого аукциона, в котором указывает:

  • место, дату и время проведения аукциона,
  • об участниках закрытого аукциона,
  • начальная (максимальная) цена контракта,
  • последнее и предпоследнее предложения о цене контракта,
  • наименование и адрес (для юрлица), ФИО и место жительства (для физического лица), почтовый адрес победителя и участника, который занял второе место.

Протокол в двух экземплярах подписывает заказчик, все члены комиссии в день проведения аукциона. Не позднее следующего рабочего дня заказчик отправляет в ФАС его копию. А затем в течение трех рабочих дней с даты подписания один экземпляр получает поставщик вместе с проектом контракта, в который включается предложенная им цена.

За пять рабочих дней с даты подписания протокола заказчик возвращает обеспечение заявки всем участникам, которые не победили.

Любой участник может:

  • Подать запрос на разъяснения результатов закрытого аукциона. Заказчик обязан ответить на него в течение двух рабочих дней с даты получения.
  • Обжаловать результаты закрытого аукциона по общим правилам из главы 6 44-ФЗ.

Заказчик три года хранит документацию о закрытом аукционе с изменениями и разъяснениями, все заявки, протокол рассмотрения заявок и протокол аукциона.

Заключение контракта

Контракт заключат не раньше чем через десять дней с даты подписания протокола закрытого аукциона. Контракт заключается на условиях из документации по цене, которую предложил победитель (или следующий за ним участник, если победитель уклонился от заключения). Для заключения контракта победитель должен предоставить исполнение контракта.

Победитель признается уклонившимся, если не подписывает контракт или не предоставляет обеспечение контракта. В этом случае заказчик удерживает обеспечение заявки и может обратиться в суд для возмещения убытков, если они не покрываются обеспечением заявки уклонившегося победителя.

Дальше заказчик предлагает заключить контракт участнику, который занял второе место. Этот поставщик имеет право отказаться, тогда закрытый аукцион признают несостоявшимся.

Обеспечение заявки вернут победителю в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта.

Что делают, если закрытая закупка не состоялась?

Конкурс, аукцион (или его отдельный лот) признают несостоявшимся, если:

  • Допущен только один участник. В этом случае можно закупить товар у единственного поставщика по п.24 части 1 статьи 93, согласовав это с ФАС.
  • Не допущен ни один участник. В этом случае заказчик может изменить документацию о закупке и провести новую закупку.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Проведение государственных закупок: требования к исполнителям, регламент и правила проведения закупок

Проведение государственных закупок регулируется, в первую очередь, на федеральном уровне. Такое регулирование осуществляется для того, чтобы сделать проводимые в интересах удовлетворения потребностей государства закупки максимально прозрачными, так как главная цель проводимых в настоящее время изменений системы государственных закупок и государственного заказа – это изменение всей существующей контрактной системы. На сегодняшний день проводимые трансформационные процедуры в сфере государственных закупок нужны для того, чтобы максимальным образом сделать прозрачным весь процесс осуществления закупок для всех участников проводимых закупочных процедур.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

Проводимые процедуры имеют специальный регламент, а также ряд требований, которые предъявляются ко всем участникам таких закупок, а также специфические требования, которые предъявляются к участникам конкретных процедур.

Требования ко всем участникам проводимых закупочных процедур

Проводимые процедуры, главной целью которых является обязательное исполнение нужд того или иного государственного заказчика, предъявляют к потенциальным участникам ряд требований, которые должны неукоснительно соблюдаться.

Потенциальный участник, который не исполнил указанные требования или не соответствует предъявляемым параметрам, может быть не допущен к участию в той или иной закупочной процедуре.

К числу основных требований, которые предъявляются ко всем участникам, относятся:

  • подтвержденное с документальной точки зрения соответствие нормам действующего законодательства;
  • отсутствие проводимой процедуры ликвидации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие и документальное подтверждение такого факта, как проведение процедуры временного приостановления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие решений, принятых на уровне арбитражных судов о признании юридического лица несоответствующим либо о проведении в отношении него процедур назначения конкурсного управляющего;
  • отсутствие возможных административных производств в отношении юридического лица за нарушение норм действующего законодательства либо аналогичных процедур уголовного характера в отношении учредителей такого юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • подтвержденное с юридической точки зрения в виде предоставления специальных документов отсутствие у потенциального участника закупочной процедуры недоимки и задолженностей по налогам и другим обязательным платежам, которые могут охарактеризовать такого участника с негативной точки зрения;
  • в том случае, если речь идет о проведении закупки, объектом в которой выступает объект интеллектуальной собственности или иной результат интеллектуальной собственности, независимо от того, о какой процедуре идет речь, потенциальный участник должен подтвердить свое обладание исключительными правами на объект такой закупки, что позволит передать права на него;
  • подтвержденное отсутствие между потенциальным участником закупочной процедуры и заказчиком, проводящим такую процедуру, возможного конфликта интересов, а также возможного взаимодействия ввиду наличия родственных связей между учредителем потенциального участника закупки и ответственным за проведение закупочных процедур лицом;
  • потенциальный участник закупки не должен обладать статусом офшорной компании;
  • на деятельность потенциального участника закупочных процедур не должны быть наложены ограничения в части участия в государственных закупках.

Кроме того, сам государственный заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к потенциальным участникам.

Общие технические требования к участникам

На уровне действующего федерального законодательства в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок существует также и ряд требований технического характера, которые предъявляются к потенциальным участникам закупочных процедур для удовлетворения нужд государственных заказчиков.

К числу основных требований относятся:

  • наличие квалифицированной (усиленной) электронной подписи, которая должна быть оформлена на того человека, который является уполномоченным должностным лицом со стороны потенциального исполнителя на подписание контрактов независимо от того, с каким именно заказчиком заключается такой контракт;
  • наличие специальной электронной подписи, которая позволяет осуществлять все необходимые операции на электронных торговых площадках, в том числе выступать в качестве участников существующих электронных процедур;
  • наличие аккредитации на электронных торговых площадках, которые признаны в качестве используемых для осуществления государственных закупок различными заказчиками как федерального, так и регионального и муниципального уровня финансирования;
  • наличие специально созданных финансовых счетов, на которые зачисляются средства для подтверждения участия в электронных торгах (прикрепляется к электронной торговой площадке) и для перечисления обеспечения исполнения контракта (в случае если государственный или муниципальный заказчик установил требование о необходимости такого рода финансовой гарантии).

Кроме того, заказчик может также, как и с общими требованиями, устанавливать самостоятельно требования технического характера к потенциальному исполнителю своего контракта, если установление таких требований не будет расценено как ограничение возможностей конкуренции для потенциальных исполнителей.

Правила проведения государственных закупок

Проведение государственных закупок на сегодняшний день может осуществляться различными способами, которые предусмотрены в действующем законодательстве.

Подавляющее большинство государственных и муниципальных заказчиков на сегодняшний день осуществляют закупочные процедуры в соответствии с требованиями положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

Однако некоторые организации, также выступающие в качестве государственных и муниципальных заказчиков, но имеющие дополнительные сферы финансирования, осуществляют также деятельность по закупкам для своих нужд на основании Федерального закона №223.

Независимо от того, о каком именно регламентирующем нормативном акте идет речь при осуществлении того или иного вида государственных и муниципальных закупок, следует учитывать, что в данной системе есть свои правила, которые должны неукоснительно соблюдаться. К таким правилам на сегодняшний день относятся:

  • прозрачность проводимых закупочных процедур, которая осуществляется во всем, начиная от размещения соответствующей информации на основании плана-графика в Единой информационной системе и до момента заключения контракта с победителем процедуры;
  • возможность обеспечения свободной конкуренции между потенциальными участниками процедур выбора исполнителя по тому или иному государственному или муниципальному контракту, а также контроль всех действий, которые предпринимаются всеми участниками закупочных процедур, с целью избежать возможного нарушения действующего законодательства;
  • наличие у всех участников закупочных процедур, независимо от того, идет речь о заказчике или исполнителе, квалифицированных сотрудников, в обязанности которых входит ведение таких закупочных процедур, а также контроль за соблюдением законодательства в данной сфере;
  • наличие у всех участников контрактной системы необходимых технических средств, которые могут обеспечить качественное участие для них в проводимых процедурах государственных и муниципальных закупок.

Регламент проведения закупок

Независимо от того, о каком именно виде закупок идет речь, есть единый регламент, который касается собственно исполнения федерального законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок.

В частности, при осуществлении тех или иных видов закупок следует осуществить такие действия, как:

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Данный шаг актуален для тех организаций, которые только образовались в качестве самостоятельного государственного или муниципального заказчика. При создании контрактной службы или при назначении контрактного управляющего следует помнить о требовании законодательства о том, что контрактная служба создается в том случае, если общий объем закупок за год составляет более ста миллионов рублей. Если объем меньше или равен этой сумме, то можно обойтись и контрактным управляющим (количество назначенных сотрудников на эту должность определяет сам заказчик исходя из того, какую именно модель контрактной службы он планирует реализовывать – созданную в виде отдельного подразделения или путем делегирования полномочий сотрудника контрактной службы сотрудникам других подразделений). При формировании данной должности или службы следует помнить, что с 1 января 2017 года действует правило о том, что каждый назначенный на эту должность сотрудник должен иметь основное профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере государственных закупок (количество часов, установленное для сотрудника, который занимается непосредственной работой с закупочными процедурами, должно составлять не менее ста восьми часов, а для руководителя, который осуществляет переговоры с Федеральной антимонопольной службой и подписывает контракты, количество часов не может быть менее сорока).
  2. Сформировать положения о собственно контрактной службе или должностях контрактных управляющих, издать приказы о создании закупочных и экспертных комиссий, а также о том, кто из сотрудников государственного или муниципального заказчика выступает в качестве ответственного лица по тому или иному профилю проводимых закупочных процедур. Приказы о назначении таких ответственных лиц чаще всего используются в тех государственных и муниципальных заказчиках, где отсутствует контрактная служба в их полном объеме, и есть фактическое разделение между сотрудниками в части разделения обязанностей по подготовке той или иной закупки.
  3. Создать план закупок и план-график на текущий год. Осуществить такое действие и разместить его в Единой информационной системе для общего доступа и возможности ознакомления всех заинтересованных лиц с представленными позициями потенциальных закупок. Создание первичного плана-графика и плана закупок, а также их размещение в ЕИС должно быть осуществлено в срок не более десяти дней с момента утверждения государственного или муниципального финансирования для того или иного заказчика.
  4. При непосредственной подготовке закупочной процедуры необходимо подготовить и разместить во всех информационных ресурсах сведения, которые описывают проводимую закупку, в том числе с позиций разъяснения объекта закупки для того, чтобы все потенциальные участники проводимой закупочной процедуры полностью ознакомились с предоставленной информацией и, в случае принятия решения об участии в той или иной процедуре, заявили о таком участии и аккредитовались на конкретную закупочную процедуру. При подготовке такой документации следует помнить о том, что должны быть соблюдены те сроки, которые предусмотрены для той или иной процедуры (уточнить все необходимые сроки можно в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок» , опираясь на статьи, которые описывают ту или иную закупочную процедуру).
  5. Провести предусмотренную планом-графиком и существующей документацией закупочную процедуру, соблюдая действующие нормы законодательства, в том числе в период работы с разногласиями, которые сформулированы тем или иным участником таких закупочных процедур на основании предоставленных сведений, содержащихся в документации к закупке.
  6. Заключить контракт с победителем закупочной процедуры, который был определен на основании не только итогов самой процедуры, но и на основании протоколов, которые были сформулированы и подписаны комиссией по конкретной закупочной процедуре. В том случае, если победитель процедуры каким-либо образом уклоняется от подписания контракта, сведения о таком исполнителе должны быть переданы заказчиком в Федеральную антимонопольную службу для того, чтобы сведения о таком исполнителе были внесены в Реестр недобросовестных поставщиков.
  7. Принять результаты его исполнения, которые предоставлены исполнителем по контракту, признанным победителем закупочной процедуры. В рамках приемки может быть проведена экспертиза, в том числе с возможным привлечением внешних экспертных организаций. По итогам проводимой приемки осуществляется подписание итоговых документов, которые означают приемку контракта, а также становятся основанием для его оплаты самим государственным заказчиком.

Длительность данного процесса от начала до завершения путем оплаты зависит от объема тех обязательств, которые характерны для различных объектов закупки, а также для существующих закупочных процедур.

Специальные требования по процедурам закупок

При проведении различных видов торгов государственный или муниципальный заказчик вправе самостоятельно определять, какие дополнительные и специальные требования могут быть предъявлены к потенциальным участникам закупочных процедур.

Так, к участникам конкурсов и аукционов предъявляются такие специальные требования:

  • отсутствие возможных конфликтных ситуаций между заказчиком и потенциальным исполнителем, который может выражаться в наличии родственных связей между должностным лицом заказчика и потенциального исполнителя либо конфликта интересов между заказчиком и потенциальным исполнителем государственного контракта;
  • отсутствие потенциального исполнителя в Реестре недобросовестных поставщиков, а также подтверждение того, что информация о конкретном исполнителе ранее отсутствовала либо давно исключена из такого реестра (срок такого исключения информации должен быть не менее одного года);
  • наличие достаточного количества финансовых средств у потенциального исполнителя для того, чтобы обеспечить исполнение контракта;
  • наличие специальных технических возможностей для обеспечения результатов исполнения того или иного контракта, если наличие технических возможностей является необходимым условием для надлежащего исполнения контракта;
  • наличие подтвержденной добросовестности потенциального исполнителя контракта, которая выражается в обязательном наличии ранее исполненных контрактов, исполненных без нарушения обязательств, предусмотренных ранее подписанных и завершенных контрактов.

Если речь идет о запросах котировок и предложений, то к их участникам, кроме перечисленных выше в данном разделе требований, предъявляются и другие, к которым относятся:

  • подтверждение ранее заключенных контрактов именно по итогам проведения запроса котировок или предложений, если такие контракты были исполнены без нарушения условий;
  • наличие подтвержденных возможностей исполнения контракта, особенно если процедуры проводятся для обеспечения срочных нужд государственного заказчика (например, если речь идет о необходимости участия государственного заказчика в ликвидации каких-либо последствий чрезвычайных происшествий).

Независимо от того, о какой именно процедуре идет речь, участие в государственных закупках для потенциального участника нередко требует достаточно существенных материальных затрат.

Материальные затраты при участии в государственных закупках

Для потенциального исполнителя участие в государственных закупках всегда является достаточно дорогим, так как требует большого уровня финансовой подготовки. Так, потенциальному исполнителю требуются денежные средства:

  • на регистрацию на электронных торговых площадках;
  • на оформление простой и квалифицированной электронной подписи для работы на таких площадках;
  • на средства для оплаты услуг электронной торговой площадки в рамках участия (при осуществлении закупок путем проведения электронного аукциона оплата участия заявки является обязательной на основании требований действующего законодательства);
  • на средства для внесения обеспечения исполнения контракта, которые будут зарезервированы на счету заказчика по государственному контракту до момента исполнения такого контракта.

Государственные закупки – это тщательно регламентированная процедура, для проведения которой используются специальные правила, в том числе зафиксированные в действующих нормативных актах. Кроме того, проведение регламентации тех или иных закупочных процедур осуществляется с помощью специальных требований, которые формулирует сам заказчик.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *