Имеет ли администрация?

Проверка розничного магазина Роспотребнадзором: как подготовиться к проверке, что могут посмотреть, чем грозят нарушения

“Вот откроешь магазин — замучают проверками. Будут ходить каждый день и штрафовать, пока не закроешься”. Такие страшилки слышит почти каждый, вступающий на путь предпринимательства. С другой стороны в правительстве призывают “не кошмарить бизнес” и обещают разворот в сторону малых предпринимателей. Истина, как всегда, где-то посередине. Сегодня разберем, где именно, на примере проверок Роспотребнадзором.

Небольшой спойлер, после которого можно выдохнуть

Исходя из многолетней практики расскажем, как обычно работают проверяющие Роспотребнадзора, да и любых других контролирующих ведомств. А то многие представляют их какими-то монстрами, которым чуждо сострадание и все человеческое. Приходят и наказывают за все подряд, не взирая на то, что предприниматель старается вести бизнес по закону.

Все это имеет лишь отдаленное отношение к реальности, а заявляющие подобное, скорее всего, наслушались баек из 90-х. На самое деле инспекторы — как правило милые тетушки, которым эти выездные проверки нужны также, как и вам, то есть вообще не нужны. Но суть даже не в этом. Покажем на примере.

Вот приходит инспектор в магазин. По стенам бегают жирные тараканы, за прилавком стоит незарегистрированный житель Средней Азии, а со склада несет просрочкой. Причем никто даже не старается хотя бы замаскировать нарушения для приличия. Всем плевать. Уверяем, в этом случае инспектор даже не станет смотреть дальше: просто выпишет пару плюшек в виде штрафа на основании того, что увидел.

Другой пример: инспектор приходит в магазин, а там все чистенько, тепло и светло. Кассовый аппарат есть, уголок информации оформлен, телефоны вышестоящих организаций имеются. У порога встречает владелец бизнеса собственной персоной — переживает о проверке, не прочь содействовать ее проведению. Видно, что человек старается все соблюдать. Если после этого окажется, что неверно ведется пара журналов, уверяем: инспектор посмотрит на это снисходительно. Выпишет предписание и даст срок для устранения. Ну или минимальный штраф, который вы даже не почувствуете.

Вывод такой: если стараетесь, по возможности все соблюдаете и не имеете умысла нарушать, сурового наказания не будет. Махнули на все рукой и даже не пытаетесь работать по закону — пощады не ждите. А теперь предлагаем продолжить чтение на этой позитивной ноте.

Виды проверок Роспотребнадзора

Делятся на 4 категории: плановые и внеплановые, а также выездные и документарные (аналог камеральных проверок налоговой инспекции).

Плановые проверки проводятся по заранее разработанному графику. Он составляется на календарный год. Периодичность проведения — не чаще одного раза в 3 года. График плановых проверок можно посмотреть на сайте Роспотребнадзора по своему региону. О проведении плановой проверки предпринимателю предупреждают не менее, чем за 3 рабочих дня. Наличие в графике проверок на сайте уведомлением не считается: должны написать письмо или оповестить другим способом, который можно зафиксировать.

А теперь еще немного позитива: плановые проверки запрещено проводить в течение трех лет после начала предпринимательской деятельности. Об этом прямо говорит Федеральный закон № 294 ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. В статье 9 пункте 8 написано:

“Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.”

Основания для проведения плановых и внеплановых проверок

К тому же, президент РФ регулярно вводит моратории на проведение плановых проверок малого бизнеса. Последний действует в настоящее время и, наверняка, будет продлен. Поэтому не сильно ошибемся если скажем, что плановые проверки вам вообще не грозят. Не секрет, что многие предприниматели каждые 3 года регистрируют новое ИП и таким образом отодвигают плановую проверку еще на 3 года.

Внеплановые проверки могут инициировать в любое время. Но для их проведения нужны веские основания, среди которых:

  • жалобы покупателей на некачественное обслуживание или откровенные нарушения. Причем анонимки без подписи и идентификации подающего жалобу не принимаются к рассмотрению;
  • для проверки выполнения предписаний контролирующих органов, выписанных ранее. Проверяют после того, как истек срок для устранения нарушений;
  • при выявленных случаях нарушения законодательства, прав потребителей и других законов;
  • при возникновении эпидемии инфекционных заболеваний.

Требование не проводить внеплановые проверки на основании анонимных жалоб отменили совсем недавно. С тех пор число желающих накапать на соседний магазин сильно сократилось. Дело в том, что предприниматель вправе ознакомиться с содержанием жалобы и даже узнать, кто обратился с кляузой. Выводы делайте сами.

Фишка внеплановой проверки в том, что о ее проведении могут и не предупреждать заранее. Особенно это касается контрольных закупок, где весь смысл во внезапности. С другой стороны, такие мероприятия должны в обязательном порядке согласовываться с прокуратурой. Исключение — случаи, где налицо угроза жизни и здоровью населения. Тогда разрешение прокурора не требуется.

Выездные проверки проводятся с визитом на место событий — непосредственно в магазин.

Документальные проверки — это когда инспектор запрашивает определенные документы и изучает их на своем рабочем месте, после чего делает заключение.

Схема проведения документарных проверок

Что могут проверить представители Роспотребнадзора

Среди контролирующих органов объемы проверок Роспотребнадзора самые больше. Строго говоря, они могут посмотреть все, что прямо или косвенно относится к обслуживанию покупателей или клиентов. И даже больше: в ряде случаев их права могут пересекаться с работой полиции, налоговой, МЧС и других ведомств. Список пунктов исчисляется сотнями, перечислить все в рамках одной статьи невозможно.

Что проверяют чаще всего:

  • помещения: как они оснащены, используются ли по назначению (например, крепкий алкоголь нельзя продавать в помещениях площадью менее 55 квадратных метров);
  • товары, особенно если речь идет о продуктах питания, лекарствах, алкоголе и так далее: аптеки, продуктовые магазины и алкомаркеты проверяют чаще других;
  • порядок трудоустройства сотрудников;
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических норм;
  • соблюдение закона о защите прав потребителей;
  • квалификацию сотрудников — медицинские книжки, прохождение осмотров и так далее;
  • торговое оборудование: холодильники витрины, полки, стеллажи, оснащение склада;
  • наличие и соблюдение программы производственного контроля;
  • оформление уголка посетителей;
  • документы на товар, оборудование;
  • нормы обслуживания покупателей и многое другое.

Как проходит проверка

Предупреждают за 3 дня, после чего приходят, показывают служебное удостоверение и вручают копию приказа о проведении проверки. Там должны быть указаны:

  • время и место проверки: наименование организации или магазина, его адрес и учредительные данные (ИНН, ОГРН (ОГРНИП) и так далее);
  • фамилии, имена и отчества инспекторов, проводящих проверку;
  • предмет проверки: что конкретно и в каком объеме проверяют;
  • основание проверки: жалоба покупателя, подошедший срок плановой проверки;
  • сроки проведения проверки. Плановые мероприятия не могут продолжаться более 20 дней;
  • другая информация, установленная нормативными документами.

На приказе должны стоять подписи руководителя отдела, проводящего проверку, а также виза прокурора, если это требуется. Без полного набора реквизитов документ считается недействительным, а сама проверка — незаконной.

Реальная копия приказа о проведение внеплановой проверки

После того, как формальности соблюдены, инспектор приступает непосредственно к проверке. Здесь есть нюанс: он имеет право проверять только то, что указано в приказе и не может совать нос во все остальное, даже если видит прямые нарушения. Буквально: пришли отработать жалобу на торговлю просрочкой — смотреть медкнижки сотрудников не станут. А если стали — результаты можно оспорить, инспектор не имеет права так делать. Это же касается и документов. Могут затребовать только те бумаги, которые имеют прямое отношение к предмету проверки, а не все подряд.

При проверке должен присутствовать владелец магазина или ответственное лицо — тот, кто назначен приказом. Он может сотрудничать с инспекторами, а может и не сотрудничать — это его право. В целом лучше идти на контакт, особенно, если опасаться нечего. Зато инспекторы будут лояльнее.

Расскажем немного о таком виде проверки, как контрольная закупка. Это вид внеплановой проверки, проводящейся без предупреждения. Больше того: инспектор даже не сообщит о том, что проводит внеплановое мероприятие. Он будет действовать под видом обычного покупателя и только потом “обрадует”, что проводил контрольную закупку. “Потом” — это когда выявит нарушение.

Основания для контрольной закупки те же, что и у любой внеплановой проверки: жалобы покупателей, контроль выполнения предписаний, требование прокурора.

Порядок проведения контрольной закупки

Как оформляются результаты проверки

Зависит от результатов. Если нарушений не выявлено, вручат акт проверки под роспись, сделают ручкой и удалятся. До встречи через 3 года или ближайшей жалобы.

В случае, когда при проверке установили нарушения законодательства, появится еще один документ — протокол об административном правонарушении, или попросту штраф. Но могут ограничиться и предупреждением, если нарушение несерьезное. Кроме того, дадут предписание устранить недочеты и сроки для его выполнения. Когда срок истечет — придут повторно, убедиться что нарушения устранены. Как мы отмечали ранее, в этом случае заранее могут и не предупреждать.

Результаты проверки отдадут на руки. Их можно обжаловать в течение 3 месяцев после назначения штрафа или выдачи предписания. Если не собираетесь ничего обжаловать и готовы оплатить штраф, нужно сделать это не позднее 2 месяцев после того, как выписан протокол об административном правонарушении. Не сделаете этого — материалы передадут на исполнение судебным приставам, а это уже другая история и лучше не доводить.

Оспорить решение органа, проводившего проверку, можно двумя путями:

  • досудебно, обратившись в вышестоящий орган Роспотребнадзора. Для этого нужно написать жалобу в свободной форме и изложить обстоятельства проверки, привести свои аргументы и возражения по действиям инспекторов;
  • в суде. Здесь лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов. Они составят исковое заявление или кассационную жалобу, соберут доказательства и будут представлять вас в суде.

Практика показывает, что лучше сразу идти в суд. Вышестоящие инстанции Роспотребнадзора обычно встают на сторону своих коллег и оставляют их решения в силе.

Возможные штрафы для ИП по результатам проверки

Напоследок расскажем, как защитить свой бизнес от проверок Роспотребнадзора:

  1. Главное — не нарушать. Чем меньше косяков со стороны магазина, тем ниже вероятность проверок по жалобам покупателей и клиентов.
  2. Автоматизируйте магазин и склад при помощи современных систем товароучета, например, “ЕКАМ”. Так вы избежите продажи просрочки, ошибки при выдаче чеков и сдачи, не забудете дать скидку.
  3. Если покупатель пришел с жалобой в магазин, лучше уладить все с ним, а не ждать, пока он напишет жалобу в Роспотребнадзор. Это проще, а главное — дешевле.

Из практики личного общения с инспекторами Роспотребнадзора. Почти все в один голос жалуются, что скованы по рукам и ногам. Раньше 3 лет после начала деятельности проводить нельзя, а там мол приходишь по графику, а по адресу вместо ИП Иванов Иван Иванович уже работает ИП Иванов Петр Иванович. По анонимкам тоже проверять запретили, оснований для внеплановых проверок стало в разы меньше. Но даже если поймаешь кого и выпишешь штраф, шустрые юристы легко все отменят в суде.

Выводы делайте сами, а мы желаем поменьше проверок в наступающем году. Удачи!

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.

Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава

Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.

Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.

Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • голосование;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

Полезное видео

При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Что Проверяет Роспотребнадзор в Связи с COVID-2019 и Какой Он, Этот Мораторий На Проведение Проверок!

Приветствую, друзья! Руководителям и специалистам организаций и ИП, которые продолжают вести деятельность в период пандемии, будет полезно узнать, что проверяет Роспотребнадзор. Посмотрим рекомендации и предписание данного ведомства. Дополнительно посмотрим постановление Правительства, согласно которого вводится мораторий на проведение проверок.

РИА Новости (ria.ru)

Что проверяет Роспотребнадзор — рекомендации и предписание

За рекомендации и предписание Роспотребнадзора спасибо нашим подписчицам Анне Тыркиной и Юлечке Богатской.

Мораторий на проведение проверок

Есть постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438, которым определены особенности осуществления госнадзора, муниципального контроля в 2020 году.

Правительством установлено, что в 2020 году в отношении юр.лиц, ИП, отнесённых в соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:

  • внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
  • внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
  • внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1_1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечёт возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

При осуществлении проверок в отношении юр.лиц и ИП, не указанных выше, проводятся только:

  • внеплановые проверки, указанные выше;
  • плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

При этом установлено, что проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением следующих случаев, когда допустим выезд должностного лица:

  • выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 постановления;
  • возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте «в» пункта 1 постановления.

С самым-самым из постановления вроде всё, остальное смотрите в документе. Ссылка на постановление в формате PDF ниже.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Последняя актуальная информация о проверках организаций и ИП в официальной группе ВК

Последняя актуальная информация о коронавирусе в официальной группе ВК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *