Инкассо, это что?

Инкассо – способ расчетов между двумя сторонами, при котором не сам поставщик, а его банк получает причитающуюся сумму или акцепт платежа с банка покупателя на основании денежных, расчетных или товарных документов.

Инкассо бывает двух видов: чистое и документарное.

Чистое инкассо – это инкассо с использованием платежных документов, таких как чеки, векселя и прочее, то есть без использования коммерческой документации (товарораспорядительных и товаросопроводительных документов).

Документарное инкассо – инкассо с обязательными коммерческими документами, подтверждающими факт поставки: счетами, страховыми свидетельствами, накладными, транспортными документами.

В международной практике документарное инкассо используется как посредническая операция банка, когда требуется передать от экспортера импортеру документы на товар против его платежа и перечислить их экспортеру.

Документарное инкассо в международной торговле представляет собой поручение экспортера банку получить от импортера сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов, предусмотренных инкассовым поручением, и перечислить ее экспортеру, без каких-либо финансовых обязательств со стороны банков.

Так как расчеты по инкассо занимают определенное время, в течение которого импортер может отказаться от поставки товара или оказаться в состоянии финансовых затруднений, то такой способ менее надежен, чем расчеты с помощью аккредитива. Зачастую экспортер соглашается работать по инкассовой схеме, лишь потребовав банковскую гарантию.

Как правило, инкассо используется, в отличие от аккредитивов, в тех случаях, когда между продавцом и покупателем установлены доверительные отношения и платежеспособность не вызывает сомнения.

Расчеты с помощью инкассо регулируются Унифицированными правилами по инкассо Международной торговой палаты (публикация № 522).

Инкассо – это безналичный способ расчетов между двумя сторонами или банковская операция, при выполнении которой банк выступает в качестве посредника между клиентом (также государством) и плательщиком по перечислению денежных средств. Согласно международной банковской терминологии, должник в данном случае будет выступать импортером, а клиент кредитной организации – экспортером.

Все инкассовые операции осуществляются банком по поручению экспортера и за его счет. Расчеты посредством инкассо регламентируются Унифицированными правилами Международной торговой палаты, которые вступили в силу в 1996 году. Это 522-я публикация МТП.

Особенности инкассовых операций и их предназначение

В общих случаях применения инкассовых операций требуется заключение договора между банком и сторонами коммерческих отношений относительно осуществления расчетов.

Заключение договора не требуется исключительно в том случае, если поручение исходит от государства. Речь идет о налоговых платежах и взносах, таможенных пошлинах, выплатах по исполнительным листам, прочее.

Предназначение инкассовых операций может быть связано:

  • с получением акцепта (перечислением платежа);
  • передачей документов против акцепта (платежа);
  • передачей документов при возникновении прочих условий.

Кто является участником инкассовых операций

В инкассовых операциях задействованы банки и компании-партнеры:

  • клиент банка — собственно доверитель, который поручает выполнение операций по инкассо своей кредитной организации;
  • банк-ремитент – доверенная кредитная организация;
  • представляющий банк – та кредитная организация, которая фактически получает платежи от плательщика;
  • инкассирующий банк – другая кредитная организация, которая не относится к первой и второй категории (банку-ремитенту, представляющему банку), но участвует в инкассовой операции;
  • плательщик – физическое или юридическое лицо, которое получает документы по инкассовому поручению.

Виды инкассо

Инкассо встречается в двух видах: чистом и документарном. Документарным инкассо называют таковое, что требует обязательного представления коммерческих документов, которые могли бы подтвердить факт поставки. Это могут быть счета, страховые свидетельства, накладные и транспортные документы.

Документарное инкассо может использоваться:

  • в международной практике – в качестве посреднической операции банка, при выполнении которой требуется обеспечить передачу документов на товар от экспортера импортеру против платежа последнего с дальнейшим перечислением их на счет экспортера;
  • в международной торговле – выражается в поручении экспортером банку, связанном с получением от импортера суммы платежа по контракту против представления последнему товарных документов, наличие которых определено инкассовым поручением. Далее сумма перечисляется экспортеру и не подразумевает установления финансовых обязательств со стороны кредитных организаций.

Чистое инкассо – представляет собой инкассо с использованием и направлением в банк только платежных документов, в том числе, чеков, векселей, прочее. При таком инкассо коммерческая документация (товарораспорядительные, товаросопроводительные документы) не используется.

Схема применения

Схема осуществления инкассовых расчетов, как правило, выглядит так:

  • При заключении партнерами контракта, предусматривающего инкассовые операции, оговариваются условия оплаты с указанием обслуживающих их банков;
  • Далее производится отгрузка товаров, сторонам направляются транспортные документы;
  • Подготовленный поставщиком пакет коммерческих документов, в который могут также войти и финансовые документы (по согласованию с кредитной организацией), передается банку-ремитенту наряду с инкассовым поручением;
  • Банк, в свою очередь, проводит проверку в отношении полученных документов, сравнивая указанные в них реквизиты с теми, что указаны в инкассовом поручении;
  • Проверенные документы передаются банком-ремитентом инкассирующему банку, а затем покупателю-должнику;
  • При получении акцепта банк покупателя переводит средства и коммерческие документы в банк-ремитент.

Преимущества и недостатки инкассо

В качестве основного преимущества инкассовых операций считается факт нахождения товара в собственности поставщика до того момента, как он будет оплачен.

Однако на сегодняшний день для применения инкассовых операций больше характерно наличие ряда существенных недостатков.

К таковым относят:

  • длительное пребывание средств покупателя в состоянии «заморозки», ведь с момента отгрузки товара до фактической передачи документов в банк проходит очень много времени;
  • существует вероятность нехватки средств на счету у покупателя;
  • доставка товара происходит раньше, чем поступает оплата плюс сопроводительные документы, что отражается на моменте вынужденного хранения покупателем (поставщиком – исходя из условий контракта) товаров и связанной с этим лишней тратой средств.

Рассматриваемые недостатки часто являются причиной отказа участников коммерческих отношений от применения инкассовых расчетов. Несмотря на другие свои преимущества, такие как установление гарантий получения необходимых документов в установленный срок и юридическую прозрачность сделки, вид взаимодействия инкассо не приобрел популярность в России. Поэтому инкассо больше применяется в коммерческих отношениях на международной торговой площадке.

Инкассо и аккредитив

Поскольку расчеты по инкассо требуют определенного времени, в течение которого существует вероятность выражения импортером отказа от поставки товара ввиду возникших финансовых трудностей, такой способ является менее надежным в сравнении с расчетами посредством аккредитива.

Достаточно часто экспортер приходит к согласию относительно применения инкассовой схемы только при наличии банковской гарантии.

В отличие от аккредитивов инкассо применяется также в тех случаях, когда между покупателем и продавцом сложились доверительные отношения и существует определенная уверенность в платежеспособности.

Доверительные отношения бизнес-партнеров, которые долгое время работают друг с другом, позволяют им использовать упрощенный и более дешевый расчетный механизм — инкассо.

В зависимости от вида используемых документов инкассо может быть чистым и документарным:

  • чистое инкассо — инкассо финансовых документов (векселей, чеков, платежных расписок и т. п.), которые используются для получения платежей в том случае, если они не сопровождаются коммерческими документами (счетами-фактурами, транспортными, страховыми документами);
  • документарное инкассо — инкассо финансовых документов, которые сопровождаются коммерческими документами, или коммерческих документов, которые не сопровождаются финансовыми документами.

Схема проведения инкассовой операции

К достоинствам инкассовой формы расчетов можно отнести большую по сравнению с простым банковским переводом надежность платежа (до оплаты документы покупателю не выдаются), а также надежность доставки документов импортеру. При расчетах в форме инкассо направление документов через банки гарантирует их полную сохранность до момента оплаты импортером. Для обеспечения безопасности документов мы пересылаем их только через собственную корреспондентскую сеть.

Банк ВТБ принимает от клиентов на инкассо финансовые документы (векселя, чеки, платежные расписки и другие подобные документы), в том случае, если они не сопровождаются коммерческими документами, а также инкассирует принадлежащие клиентам векселя и чеки.

Инкассовая форма расчетов в большей степени отвечает интересам российского импортера. Во-первых, решение об оплате уже поставленного товара импортер принимает только после получения извещения банка о поступлении документов от экспортера. Импортер может ознакомиться с содержанием присланных документов до совершения платежа и убедиться в соответствии качества товара. Во-вторых, инкассо дает импортеру возможность не отвлекать из оборота валютные средства и частично или полностью отказаться от оплаты или акцепта (при согласии банка-ремитента).

Экспортеру данная форма расчетов менее выгодна, поскольку она полностью не исключает риск неоплаты документов импортером. Тем не менее, экспортера инкассо может заинтересовать тем, что в условия инкассового поручения можно включить условия, при которых право собственности не перейдет к покупателю до момента полной оплаты товара.

Международные расчеты в форме документарного и чистого инкассо осуществляются в соответствии с международной банковской практикой (Унифицированными правилами по инкассо и др.), нормативными документами Банка ВТБ.

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляют на основании:

  • платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке);
  • инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляет получатель средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Платежное требование — расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяют при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Акцепт — это письменное согласие плательщика на осуществление платежа с его расчетного или текущего счета. В зависимости от полноты акцептуемой суммы различают акцепт полный и частичный. В зависимости от времени дачи согласия акцепт может быть предварительный (вначале дается согласие на оплату, а затем следует платеж) и последующий (акцептант может отказаться от оплаты после списания денег с его счета). По форме выделяют акцепт положительный и отрицательный. При положительном акцепте согласие дается в письменной форме, а при отрицательном согласие считается данным, если акцептант в установленный срок не заявил об отказе от оплаты. Значение акцепта состоит в том, что он дает возможность плательщику проверить соблюдение поставщиком условий договора.

По выставленным платежным требованиям акцепт должен составлять не менее пяти дней. До получения акцепта плательщика или до наступления срока платежа представленное в банк платежное требование хранится в специальной картотеке — «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты». Плательщик вправе полностью или частично отказаться от акцепта в случаях, предусмотренных условиями основного хозяйственного договора. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта. В случаях выставления необоснованного отказа от акцепта ответственность полностью возлагается на плательщика.

В расчетах платежными требованиями применяется предварительная форма акцепта. Срок для осуществления акцепта определяется сторонами по договору и, как правило, составляет три рабочих дня.

Схема расчетов с использованием акцептованного платежного требования представлена на рис. 5.6.

Инкассовое поручение — расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются в следующих случаях:

  • когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
  • для взыскания по исполнительным документам;
  • в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Рис. 5.6. Схема документооборота при расчетах акцептованными платежными требованиями:

1. Договор-соглашение с указанием формы расчетов платежными требованиями;

2. Отгрузка продукции, передача товара;

3. Документы на отгрузку и платежное требование об оплате на инкассо;

4. Передача платежного требования для акцепта;

5. Акцепт платежного требования и передача в банк для оплаты;

6. Перечисление средств в уплату акцептованного платежного требования;

7. Зачисление средств на расчетный счет поставщика;

8. Выписка из расчетного счета;

9. Выписка из расчетного счета о зачислении платежа


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *