ИНН при трудоустройстве

Обязательно ли предоставлять ИНН при трудоустройстве?

ИНН или идентификационный номер налогоплательщиков в некоторых случаях работодатели требуют для предъявления при приёме нового сотрудника на работу. Но так как его получение не является обязательным для граждан РФ, возникает вполне логичный вопрос: насколько правомерны подобные требования работодателя?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к действующему в 2017 году трудовому законодательству, а именно к 65-й статье ТК. В указанной статье даётся полный перечень необходимых для приёма на работу документов, которые обязан предоставить в кадровом отделе соискатель вакантной должности.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

Что говорит закон?

В указанной выше статье ТК в качестве документов, требующихся для трудоустройства, указан:

  • документ, удостоверяющий личность претендента на вакантное место (чаще всего, это паспорт);
  • СНИЛС;
  • военные документы для лиц, подлежащих призыву (военный билет или приписное удостоверение);
  • документы о полученном данным работником образовании;
  • трудовая книга, если таковая имеется у претендента на рабочее место (если человек трудоустраивается впервые в своей жизни, книги у него ещё нет);
  • другие документы и справки (их перечень зависит от конкретной должности, например, будущий сотрудник полиции обязан подтвердить отсутствие у него судимости).

Очевидно, что индивидуального номера налогоплательщика в этом законодательном документе не указано.

То есть, подавляющему большинству трудоустраивающихся граждан предъявлять его не нужно.

В каких случаях необходимо предъявить?

Исключением является трудоустройство на государственную службу. Эта категория работников должна предъявить в кадровом отделе присвоенный ИНН (согласно ФЗ под номером 79, принятому в июле 2004 года).

Для остальных категорий работников наличие или отсутствие указанного номера не может являться препятствием для трудоустройства.

Некоторая законодательная путаница в данном вопросе связана с предпринимательской деятельностью и деятельностью юридических лиц. Налоговая служба в отдельном письме, составленном в декабре 2015 года, указала на невозможность принятия отчётных сведений при отсутствии ИНН. Но уже в следующем письме под номером БС-4-11/1068, отосланном в январе 2016 года, подтвердилось, что данный документ требовать при приёме на работу необязательно.

Ещё один не до конца ясный момент содержится в Федеральном законе под номером 385, который со второго квартала 2016 года обязывает указывать номер налогоплательщика при отправке отчётов в местное отделение Пенсионного фонда. Такой отчёт подаётся физическими и юридическими лицами ежемесячно.

По указанным выше причинам работодатели предпочитают перестраховываться и требуют номер у всех новых работников при подписании с ними трудовых контрактов.

Такая мера позволяет избежать проблем с налоговой службой и внебюджетными фондами.

Доплаты и надбавки к заработной плате в нашей интересной статье.

Все нужные вам сведения об оформлении пенсии вы найдете .
О том, как будет происходить нашумевшее повышение пенсионного возраста, читайте в этой статье.

Что делать, если работодатель требует ИНН?

На текущий момент 65-я статья ТК даёт однозначный ответ: требовать номер налогоплательщика при устройстве на работу нового сотрудника работодатели не вправе. Отсутствие номера не может служить основанием для отказа при заключении трудового договора.

При этом 57-я статья ТК содержит требование указывать ИНН только для работодателей (за исключением работодателей-физических лиц, не являющимися частными предпринимателями). Поэтому работодатель согласно данной статье не имеет права требовать ИНН от будущего работника.

В трудовое законодательство были внесены изменения касающиеся номеров, присваиваемых налогоплательщикам. Они вступили в силу с 1 июля 2016 года, но при этом не коснутся 65-й статьи ТК (разночтения в этом вопросе сохранятся!).

Работник может через информационную систему налоговой службы узнать свой номер.

Проблема заключается в том, что отдельным гражданам он не был присвоен. Соответственно, работодатель не может требовать от работника номера, который на деле не существует.

Дело в том, что новый закон, обязывающий получать данный номер, так и не был принят. Поэтому принуждать работника к получению ИНН работодатель не имеет права. Но одновременно с этим налоговая служба изменила порядок подачи деклараций. В 2017 году этот реквизит является обязательным для этой службы. Чтобы избежать проблем с отчётностью бухгалтерия вынуждена требовать соответствующее свидетельство у нового работника.

В этой ситуации работник может принять следующие решения:

  • Получить свидетельство. Если номер присвоен, с этим не возникнет никаких проблем.
  • Отказаться от предъявления номера, так как он не был присвоен.
  • Настаивать на получении номера налогоплательщика работодатель не может. Никаких штрафных санкций за отсутствие номера у одного из работников на юридическое лицо не налагается.

Этот нюанс прямо разъяснён налоговой службой. Если человек отказался от получения номера (написал отказ) или он ему не был присвоен, декларация принимается без указания номера. Никаких последствий от такого заполнения указанного документа для работодателя не будет (штрафа за это действие законодательством не предусмотрено).

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

В отчетности за 2015 год заполнение поля «ИНН в Российской Федерации» и «ИНН в стране гражданства» справки 2-НДФЛ становится обязательным согласно письму ФНС России от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@.
Требуется ли получение ИНН для граждан Республики Беларусь и Украины?
Если да, то где они могут получить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Действующее законодательство РФ не обязывает иностранных граждан получать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Тем не менее они могут получить такое свидетельство в добровольном порядке, обратившись в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет.
Поля «ИНН в Российской Федерации» и «ИНН в стране гражданства» справки 2-НДФЛ не являются обязательными для заполнения. Письмо ФНС России от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@ не говорит об обязательности заполнения данных полей для физических лиц, не являющихся гражданами РФ.
Обоснование позиции:
Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Данные сведения подаются в виде справки о доходах физического лица (далее — справка 2-НДФЛ) по форме 2-НДФЛ, которая в настоящее время утверждена приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@. Этим же документом утверждены Порядок заполнения справки 2-НДФЛ (далее — Порядок заполнения 2-НДФЛ) и Формат ее предоставления в электронной форме (далее — Формат предоставления 2-НДФЛ).
Разделом 2 справки 2-НДФЛ «Данные о физическом лице — получателе дохода» предусмотрены поля: «ИНН в Российской Федерации» и «ИНН в стране гражданства». В соответствии с Порядком заполнения 2-НДФЛ (Раздел IV) в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается идентификационный номер налогоплательщика — физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе РФ. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется. В поле «ИНН в стране гражданства» указывается ИНН налогоплательщика (или его аналог) в стране гражданства для иностранных лиц при наличии информации у налогового агента.
Таким образом, мы видим, что из Порядка заполнения 2-НДФЛ следует, что такой реквизит, как ИНН физического лица, не является обязательным для заполнения справки 2-НДФЛ и может в ней не указываться. Из Формата предоставления 2-НДФЛ (Раздел II) также следует, что для физических лиц поля ИНН могут не заполняться, при отсутствии ИНН в таких полях указывается последовательность из двенадцати нулей.
Несмотря на это, ФНС России было выпущено письмо от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@ «О доработке ПО» (далее также — письмо N 11-2-06/0733@). Данным письмом Управление налогообложения имущества и доходов физических лиц, являющееся структурным подразделением ФНС России, с целью обеспечения полноты формирования и достоверности данных, содержащихся в информационном ресурсе «Сведения о физических лицах», просит не позднее 31.12.2015 установить двухуровневый контроль ФЛК ПО «Тест-ИФНС».
Установление упомянутого двухуровневого контроля согласно письму N 11-2-06/0733@ осуществляется в три этапа. В частности:
— на первом этапе при приеме от налогового агента справок 2-НДФЛ предлагается осуществлять проверку на наличие обязательности заполнения поля «ИНН в Российской Федерации» при реквизите «Гражданство (код страны)», равном «643». Помимо этого на данном этапе также осуществляется проверка структуры заполненного поля «ИНН в Российской Федерации» на разрядность и корректность контрольного числа ИНН и проверка на отсутствие в поле «ИНН в Российской Федерации» значений из перечня «00», «90», «93», «94», «95», «96», «97», «98» в двух первых разрядах;
— на втором этапе — проводить идентификацию физических лиц — получателей дохода по справкам 2-НДФЛ, прошедшим I этап, с данными, содержащимися в ФБД ЕГРН, синхронизированными с ЦУН;
— на третьем этапе в отношении лиц, прошедших идентификацию, предполагается выполнение проверки на соответствие данным, содержащимся в ФБД ЕГРН, заполненных полей, в том числе «ИНН в Российской Федерации».
Иными словами, из письма N 11-2-06/0733@ следует, что одно из структурных подразделений ФНС России обратилось к другому структурному подразделению ФНС России с просьбой настроить программное обеспечение таким способом, чтобы справки 2-НДФЛ, в которых поле «ИНН в Российской Федерации» заполнено не корректно (недействительные данные, нули, прочерки и т.д.) или не заполнено вовсе, не могли пройти форматно-логический контроль (ФЛК) и, как следствие, считаться представленными в налоговый орган. Отметим, что Управление налогообложения имущества и доходов физических лиц настаивает, что предоставление справок 2-НДФЛ, содержащих сведения, не прошедшие ФЛК, должно рассматриваться в качестве обстоятельства, служащего основанием для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной статьей 126.1 НК РФ.
После опубликования рассматриваемого письма в средствах массовой информации появилось огромное количество публикаций с заголовками примерно следующего содержания: «ИНН стал обязательным реквизитом в справке 2-НДФЛ», «Справки 2-НДФЛ, присланные через Интернет не примут без ИНН» и т.п. В действительности, на наш взгляд, делать какие-либо выводы из письма N 11-2-06/0733@ преждевременно. Как уже было сказано, данное письмо является обращением одного из структурных подразделений ФНС России к другому, причем оно содержит не безусловное распоряжение, а просьбу, в настоящее время неизвестно, последовала ли какая-нибудь реакция на данную просьбу. То есть на сегодняшний день нет информации о том, было ли перенастроено программное обеспечение ФНС («Тест-ИФНС») в соответствии с предложениями, направленными в письме N 11-2-06/0733@, или, к примеру, данное письмо не было принято во внимание соответствующим отделом ФНС. Каких-либо официальных разъяснений или комментариев на эту тему ФНС России не издавала.
Помимо этого хотим обратить особое внимание, что письма ФНС, в отличие от приказов ФНС, нормативно-правовыми актами не являются. То есть отказ налогового органа в приеме справок 2-НДФЛ на основании неверного заполнения или незаполнения поля «ИНН в Российской Федерации» является нарушением положений приказа ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ (противоречит законно установленным Порядку заполнения 2-НДФЛ и Формату предоставления 2-НДФЛ) и, как следствие, не законен. Также обращаем внимание, что согласно ст. 65 ТК РФ работодатель при приеме на работу иностранного гражданина не вправе требовать от него обязательного представления свидетельства о постановке на налоговый учет.
К рассматриваемой же ситуации письмо N 11-2-06/0733@ вообще не имеет никакого отношения. В данном случае речь идет об ИНН иностранных граждан (граждане Республики Беларусь и Украины), получающих доходы, в отношении которых организация признается налоговым агентом. Как было указано выше, в письме N 11-2-06/0733@ речь идет исключительно о проверке на наличие обязательности заполнения поля «ИНН в Российской Федерации» при реквизите «Гражданство (код страны)», равном «643». Здесь напомним, что в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 N 529-ст) код 643 является кодом России. То есть, даже если ФНС России отреагирует на просьбу своего структурного подразделения и перенастроит свое программное обеспечение в соответствии с предложениями, направленными в письме N 11-2-06/0733@, поле «ИНН в Российской Федерации» проверять на обязательность заполнения будут только в отношении физических лиц, имеющих российское гражданство. Для граждан других стран подобной проверки данного поля не предусмотрено. Более того, в письме N 11-2-06/0733@ прямо указано: «Допускается непроведение идентификации в отношении сведений с реквизитом «Гражданство (код страны)», отличном от «643». (Данные сведения считаются прошедшими ФЛК)».
К сведению:
В соответствии с абзацем 1 п. 7 ст. 84 НК РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается каждому налогоплательщику и является единым по всем видам налогов и сборов на всей территории РФ.
ИНН присваивается при впервые осуществляемых действиях по постановке на учет физического лица в налоговом органе:
1) по месту жительства;
2) по месту пребывания (при отсутствии места жительства физического лица на территории Российской Федерации);
3) по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации) (п. 9 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@, далее — Порядок).
ИНН, присвоенный физическому лицу, не может быть повторно присвоен другому физическому лицу.
Напомним, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83 НК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 83 НК РФ постановка на налоговый учет физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, обязанными сообщать сведения, связанные с учетом налогоплательщиков, либо на основании заявлений этих физических лиц. В частности, к таким органам относятся органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства. Они обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц, соответственно, о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства.
Таким образом, физическое лицо, которое зарегистрировано на территории РФ или когда-либо было зарегистрировано на территории РФ по месту жительства или временного пребывания, не может не состоять на учете в ФНС и, как следствие, не может не иметь ИНН. То есть ИНН присваивается всем физическим лицам, состоящим на учете в налоговом органе, а вот свидетельство о такой постановке на учет они могут как получить (обратившись в ФНС с соответствующим заявлением), так и не иметь. Отсутствие у физического лица такого свидетельства не означает, что ему не присвоен ИНН. При отсутствии свидетельства о постановке на учет узнать ИНН можно обратившись в ФНС России с соответствующим запросом (в произвольной форме) либо воспользовавшись электронным сервисом на сайте ФНС России «Узнай свой ИНН» (http://service.nalog.ru/inn.do).
Отметим также, что Особенности учета в налоговых органах иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установлены приказом Минфина России от 21.10.2010 N 129н (далее — Особенности учета иностранных граждан).
Пунктом 4 Особенностей учета иностранных граждан определено, что постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства, в отношении которого получены сведения о факте регистрации по месту жительства и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом с уведомлением о вручении, далее — заказное письмо) иностранному гражданину уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (далее — уведомление о постановке на учет) по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
То есть иностранному гражданину, который зарегистрировался в России по месту жительства, уведомление о постановке на учет направляется налоговым органом самостоятельно (в том числе может быть направлено заказным письмом) без каких-либо действий со стороны самого иностранца.
Кроме того, согласно п. 7.1 ст. 83 НК РФ физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах (аналогичная норма установлена в п. 11 Особенностей учета иностранных граждан).
Таким образом, иностранный гражданин, в случае, если он никогда не состоял на учете в налоговых органах в РФ, может обратиться в налоговый орган по месту своего жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет и получении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Форма заявления N 2-2-Учет, а также порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@ (Приложения N 6 и N 16 соответственно).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
26 января 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Идентификационный номер налогоплательщиков (ИНН) – числовой реквизит, используемый инспекторами по взиманию сборов и пошлин, который позволяет избежать путаницы фамилий, имен и отчеств лиц, обязанных делать взносы в бюджет государства в соответствии со статьей 23 НК.

Его получают по необходимости, ограничений по возрасту при оформлении нет. Он нужен для совершения имущественной сделки с участием собственника, при покупке недвижимости, устройстве на работу, открытии предпринимательства и т.д. При приеме людей на работу некоторые организации включают свидетельство ИНН в список обязательных документов.

Законодательная база

ИНН присваивается гражданам и организациям, которые обязаны платить сборы в бюджет. Для работающих людей – это налог на доходы, получаемые в виде зарплаты. Бухгалтер организации ежемесячно направляет фиксированную долю (13%) от размера оплаты труда сотрудника на счета налогового органа.

Согласно статье 65 ТК, в случае трудоустройства на предприятие предоставляются:

  • паспортные данные или справки, удостоверяющие личность;
  • трудовая книжка (исключение – первичное поступление на работу или совместительство);
  • страховое свидетельство, выданное Пенсионным фондом;
  • для граждан, подлежащих призыву, – военный билет;
  • информация о наличии образования или квалификации, если этого требует производство.

В перечне сведений, которые обязан предоставить соискатель, отсутствует пункт о предъявлении налогового номера. По трудовому законодательству ИНН при приеме на работу не предоставляют.

Со другой стороны, письмом ФНС от 23 декабря 2015 года № 11-2-06/0733 установлено обязательство для налоговых служб не принимать декларации у предприятий, которые наняли сотрудников без этого документа.

В каких случаях работник обязан предъявить ИНН

Работник обязан встать на налоговый учет при трудоустройстве на государственную службу. Необходимость предоставления ИНН в этом случае регламентирована федеральным законом № 79 от 27 июля 2004 года.

ВНИМАНИЕ! Отсутствие индивидуального номера во всех остальных ситуациях не препятствует устройству на производство, т.к. не считается обязательным требованием.

Если за соискателем закреплен этот реквизит (до этого был получен в инспекции, но на момент трудоустройства не имеется), информация уточняется в территориальном органе по месту проживания. В случае его отсутствия (никогда не оформлялся), работодатель не вправе заставить гражданина получать документ.

Обязателен ли ИНН при устройстве на работу

По Трудовому кодексу в обязательном перечне документов при приеме на работу не числится ИНН, поэтому работодатель не может обязать предоставить его.

Люди, заключающие договоры с предприятиями, сталкиваются с ситуациями, когда руководители требуют предъявить номер. Это обусловлено тем, что инспекция не принимает ежегодный отчет, пока в нем не будут указаны все данные сотрудников.

Работники налоговой службы видят разрешение конфликта интересов в компромиссном варианте для работодателя и соискателя и предлагают два варианта:

  • оформление гражданином ИНН;
  • отказ от его получения в письменной форме.

Второй случай освобождает работодателя от обязанности требовать предъявить этот документ, а в отчетную декларацию вписывается информация, что человек отказался от процедуры оформления.

Обязателен ли ИНН при приеме на работу?

Уважаемая Дарья!

Для заключения трудового договора наличие ИНН не обязательно. Согласно статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работупредъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Требовать представления иных документов, не предусмотренных законодательством, запрещается. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе не является обязательным документом для заключения трудового договора.
Ваш работодатель, как налоговый агент, также не должен беспокоиться по этому поводу. Письмом МНС России от 27 февраля 2001 г. № БГ-6-12/169@ разъяснено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговые органы не вправе отказать налоговому агенту в приеме представляемой в налоговый орган налоговой отчетности, в которой в сведениях об отдельных физических лицах — получателях доходов не указан идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) по причине его отсутствия.
Но получить ИНН все же рекомендуется.
С уважением,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *