Инвентаризация налогов и сборов

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации используют счет 68 «Расчет по налогам и сборам». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации используют счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

На субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.

Главной задачей инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является сверка данных о состоянии расчетов с бюджетом в на счетах бухгалтерского учета организации с данными налоговой инспекции. Для чего необходимо заказать справку о состоянии расчетов.

После того, как из налоговой инспекции получена справка о состоянии расчетов с бюджетом по форме 39-1, необходимо сверить полученные данные с данными на счетах бухгалтерского учета, если существуют расхождения — выявить причины расхождений, оплатить имеющуюся задолженность, если имеется переплата — осуществить возврат данной суммы или зачет, оплатить пени и штрафы.

Все полученные результаты при проведении инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками также заносятся в «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17.

Назначение формы ИНВ-17

Как проводится инвентаризация задолженности

Итоги

Назначение формы ИНВ-17

Перед составлением бухотчетности организациям необходимо провести инвентаризацию своих активов и обязательств. Это способствует не только верному заполнению баланса, но и своевременному выявлению несоответствий между данными бухучета и сведениями, имеющимися у контрагентов.

О том, какие учетные данные нужно инвентаризировать перед началом составления годовой отчетности, читайте в материале «Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью».

Необходимость проведения инвентаризации возникает также в следующих случаях:

  • при смене материально-ответственных лиц;
  • хищении на предприятии и прочих нестандартных ситуациях;
  • ликвидации организации.

Бланк унифицированной формы ИНВ-17 используется для оформления результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности. Он был введен в действие постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» от 18.08.1998 № 88. Но к применению с 2013 года необязателен. Возможно использование вместо него разработанной самостоятельно формы аналогичного содержания. Однако форма ИНВ-17 содержит поля для заполнения всех тех сведений, которые подлежат отражению в подобном бланке, поэтому продолжает активно использоваться.

Как правильно провести инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Где скачать ИНВ-17

Бланк формы ИНВ-17 доступен для скачивания на нашем сайте.

Скачать унифицированную форму ИНВ-17

Акт инвентаризации по форме ИНВ-17 сопровождается справкой (приложением к форме ИНВ-17), подробно (по контрагентам) расшифровывающей данные о существующей задолженности и отражающей информацию о наличии подтверждающих ее сумму документов. В саму форму ИНВ-17 при существенном числе контрагентов могут вноситься сводные итоговые данные по счетам бухучета без разбивки по контрагентам. А если контрагентов немного, то ИНВ-17 может содержать также их наименования.

Образец заполнения акта по форме ИНВ-17 доступен для скачивания на нашем сайте.

Скачать образец заполнения акта по форме ИНВ-17

Как проводится инвентаризация задолженности

Началу инвентаризационного процесса предшествует предъявление актов сверок контрагентам, и эти документы служат основным (хотя и не единственным) источником данных для проведения инвентаризации задолженности. Затем руководством издается приказ и назначается инвентаризационная комиссия. Этот орган на основании документальных проверок должен проверить достоверность следующих сведений:

  • расчетов с поставщиками и покупателями;
  • расчетов с контролирующими органами, в том числе с ФНС, ФСС;
  • расчетов по оплате за труд;
  • расчетов с подотчетниками;
  • прочих расчетов организации.

В акте формы ИНВ-17 отражаются подтвержденные и неподтвержденные контрагентами данные, а также суммы с истекшим сроком давности.

Целью инвентаризации является выявление возможных несоответствий и подтверждение достоверности учетных сведений. Последнее является одним из важнейших условий составления достоверной бухотчетности.

О сроках, установленных для представления в ИФНС основной формы бухотчетности, читайте в статье «Когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы)?».

По итогам инвентаризации задолженность, для которой есть основания для списания, например, вы выяснили, что контрагент ликвидирован и задолженность безнадежна, нужно списать. Как правильно это сделать, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Списать кредиторку вам поможет это Готовое решение. Если выявлена дебиторка, правильно отразить списание поможет этот материал. Полный и бесплатный пробный доступ к системе К+ можно получить бесплатно.

Итоги

Для оформления результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности можно использовать самостоятельно разработанный бланк, а можно воспользоваться унифицированной формой ИНВ-17. Заполнить ее не сложно, что мы и показали в нашей статье.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Методические основы

Пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение) установлено, что составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в обязательном порядке должна предшествовать инвентаризация всех активов и обязательств.

Правила проведения инвентаризации регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) (далее — Указания).

В частности, согласно п. 3.44 названного документа инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должны быть подвергнуты в том числе счета:

— 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Указаний).

Результаты инвентаризации оформляются документально.

Первичные документы по отражению результатов инвентаризации разрабатываются организацией самостоятельно — за основу берутся, как правило, формы документов, приведенные в Приложениях 1 — 18 Указаний, а также содержащиеся в альбомах унифицированных форм.

Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а это значит, что выявленные несоответствия должны быть своевременно учтены на счетах бухгалтерского учета (не позднее 31 декабря отчетного года).

В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет.

Согласно п. 74 Положения суммы расчетов с бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности, должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Отражение в балансе неурегулированных сумм по названным счетам не допускается.

С этой целью, в частности, проводятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, в результате которых сверяются суммы налогов и сборов, учтенные в бухучете, с суммами, отраженными в лицевом счете в налоговой инспекции и внебюджетных фондах.

Инвентаризацию расчетов по налогам и сборам можно проводить на основании справок, выданных налоговым органом и внебюджетными фондами.

Сверка расчетов по налогам и сборам

В настоящее время форма справки по состоянию расчетов с налоговой службой утверждена Приказом ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@.

В запросе (представляется налогоплательщиком в налоговый орган в письменной либо электронной форме) важно указать дату, на которую организация хочет видеть состояние расчетов.

Поскольку для целей составления бухгалтерской отчетности эта дата должна быть максимальна близка к отчетной, организация может сделать запрос о формировании справки о состоянии расчетов на 31 декабря 2015 года.

В случае если в запросе не проставлена дата, по состоянию на которую формируется справка, она формируется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе. Названная справка передается (направляется) налогоплательщику в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.

Сверка расчетов с внебюджетными фондами

Аналогичным образом можно сверить расчеты с внебюджетными фондами.

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 29 Закона о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования») органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны выдавать плательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам.

Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в ПФР соответствующего письменного запроса.

Форма справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам рекомендована Письмом ПФР от 23.07.2010 N ТМ-30-24/7800 (заполняется на основании формы РСВ-1 ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»).

Помимо сверки расчетов между плательщиком взносов и контролирующим органом может быть осуществлена совместная сверка расчетов, регулируемая положениями п. 9 ст. 18 Закона о страховых взносах.

Ее инициатором могут быть и организация, и орган ПФР либо ФСС.

Результаты такой сверки оформляются актами по формам 21-ПФР и 21-ФСС РФ (формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам Утверждены Приказом Минтруда России от 04.12.2013 N 712н).

Отметим, что положения Закона о страховых взносах не регламентируют порядок и сроки выдачи названных актов сверки плательщику страховых взносов.

Если выявлены расхождения между данными, отраженными в учете организации, и информацией, полученной из внебюджетных фондов, в учете делаются корректировочные записи. Основание — акт инвентаризации.

После урегулирования вопроса (например, принятия фондом решения о зачете либо о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов) в учете снова делаются корректировки. В этот раз основанием для внесения исправлений в бухгалтерские записи будет являться решение органа контроля за уплатой страховых взносов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *