Инвентаризация продуктового магазина

Обновление: 19 мая 2020 г.

Проведение инвентаризации в магазине обязательно в определенных случаях, в частности (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49):

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при установлении фактов хищения или порчи товаров;
  • при пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях.

Плановая инвентаризация проводится в сроки, утвержденные руководителем организации. Например, можно составить Регламент проведения инвентаризации в магазине, в котором прописать правила проведения инвентаризации в магазине.

О том, как провести инвентаризацию и документально ее оформить, мы рассказали . Общий порядок проведения инвентаризации товаров мы приводили в отдельной консультации. А сейчас остановимся на особенностях инвентаризации товара в магазине.

Как проводится инвентаризация в магазине

Как правильно провести инвентаризацию в магазине? Порядок проведения инвентаризации в магазине законодательно не регламентирован. Каждая организация может установить его самостоятельно в зависимости от особенностей ведения торговли и количества материально ответственных лиц. При этом можно руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49.

В частности, если проходит инвентаризация товаров в зале магазина, нужно ограничить доступ посторонних лиц в это помещение. Товары должны пересчитываться (перевешиваться, перемериваться) инвентаризационной комиссией в присутствии материально ответственных лиц (в частности заведующего магазином). Если в магазине несколько залов (отделов), то инвентаризация проводится последовательно по местам хранения товаров. После проведения проверки товаров в одном помещении, это помещение должно быть закрыто и опечатано. После этого комиссия переходит в следующее помещение.

Сложности инвентаризации в магазине

Затруднения с учетом результатов инвентаризации в магазине возникают при наличии следующих факторов:

  • за товар отвечают несколько работников, с которыми заключены договоры о полной материальной (бригадной или индивидуальной) ответственности;
  • большой ассортиментный ряд товаров;
  • свободный доступ покупателей к товару в зале магазина.

В этом случае руководитель принимает решение, какую часть материального ущерба организация будет взыскивать с материально ответственных лиц, а какая будет списана за счет средств самой организации.

Документальное оформление инвентаризации товаров в магазине

По итогам инвентаризации товаров в общем порядке составляются:

  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей;
  • сличительная ведомость по форме ИНВ-19;
  • акт о недостаче товара.

В принципе организация может составить Акт инвентаризации товара в магазине в произвольной форме, поскольку использование унифицированных первичных документов при инвентаризации не является обязательным.

Первые результаты проведения инвентаризации необходимо перепроверить

После расчета всего магазина формируется общая сличительная ведомость с ошибками расчетов – насколько информация в программе отличается от фактической. Эта контрольная проверка составляет около 5 % от инвентаризации магазина.

Вначале проверяются наибольшие расхождения от 5000 руб., далее – от 1000 руб. Например, в программе на остатках 24 бутылки коньяка, а по результатам инвентаризации было посчитано 36 бутылок: сумма расхождения составляет более 5000 руб. Пересчитываем коньяк еще раз.

Магазин не открывают до тех пор, пока не проверят расхождения по результатам инвентаризации до 1000 руб. Проверку результатов лучше осуществлять новой сменой сотрудников. Большие магазины считаются всю ночь, и к утру сотрудники уже очень уставшие и допускают много ошибок. Выход двух-трех новых сотрудников в утреннюю смену позволит с новыми силами завершить проведение инвентаризации.

Если в период инвентаризации был найден некачественный товар – с истекшим сроком годности, разбитый, испорченный товар, – он включается в инвентаризацию и списывается после ее закрытия.

Норма потерь по результатам инвентаризации

В каждой торговой точке существует свой процент потерь, допустимый по результатам проведения инвентаризации магазина. Процент варьируется, в зависимости от формата магазина, 1,7 – 2,3% от общего товарооборота. Процент потерь зависит от специфики торговой точки, но первый сигнал, что в магазине имеются проблемы – это резкий рост процента. Например, из года в год супермаркет отчитывался по результатам инвентаризации 2,4 % потерь, и резкий рост до 3 % свидетельствует, что в супермаркете существуют проблемы.

Зачастую основная причина резкого роста потерь по результатам инвентаризации магазина – это неправильная организация работы.

Излишки при инвентаризации магазина.

Излишками называют количество товара большее, чем в программе. Излишки по результатам инвентаризации могут позволить достигнуть нормативный показатель, но радоваться им не стоит. Текущие излишки сегодня – это возможная недостача завтра. В большинстве случаев излишки – это ошибки расчетов.

Если товара физически нет, а на остатках он будет числиться, автозаказ будет работать некорректно. В результате ошибочные излишки приводят к некорректным заказам.

Недостача инвентаризации магазина

Недостача – это когда товар присутствует в программе и должен быть на остатках, но по результатам инвентаризации его физически не нашли. Причинами недостачи могут быть естественная убыль (усушка, утряска) и воровство. Наибольший процент недостачи приходится на воровство персоналом. Подробнее про недостачу можно найти .

Если в результате инвентаризации товара была выявлена недостача, ее также важно перепроверить. Если недостача ошибочная – товар физически есть, но по результатам инвентаризации его не посчитали (забыли, потеряли). Нулевые остатки в программе приведут к формированию заказа на поставку. Но физически товар есть на остатках, а излишние объемы поставки могут привести к тому, что его не успеют реализовать до истечения срока годности.

Инвентаризации магазина: секреты успешной организации.

  • На регулярной основе проводить локальные инвентаризации магазина.
  • Проводить выборочные инвентаризаций по товарам.
  • Следить за порядком на складах и в торговом зале.
  • Подготавливать магазин к инвентаризации.
  • Соблюдать методические указания по инвентаризации.

При проведении инвентаризации в магазине необходимо определиться со списком лиц, участвующих в пересчете, и назначить каждому из них роль (кто считает, кто записывает, кто проверяет срок годности). Результат пересчета оформляется через подписания соответствующих актов, далее результат заносится в 1С.

В каких случаях нужна инвентаризация

Инвентаризация в розничной торговле и по организации в целом выявляет фактическое наличие имущества. Сличает результаты с теми, что числятся на балансе. Осуществляется как в добровольном, так и в обязательном порядке. В первом случае ревизия проводится исключительно по инициативе руководства. В остальных – по требованию закона.

Таблица 1: формы и отличия инвентаризации

Добровольная Обязательная
  • плановая (по утвержденному графику);
  • внезапная;
  • сплошная: сырье, запасы, оборудование, мебель, денежные средства;
  • выборочная: склад, отдел в магазине, вид товара (бытовые или пищевые продукты);
  • запрашиваемая: сотрудник настаивает на ревизии
  • имущество сдается в аренду;
  • увольняется материально-ответственный сотрудник (бригадир, продавец, кладовщик);
  • ответственный сотрудник сдает смену;
  • по прошествии стихийных бедствий: пожар, наводнение, техногенные аварии;
  • участились/обнаружены случаи кражи имущества;
  • по итогам года составляется бухгалтерская отчетность

В любом случае положение о ревизиях (сроках, формах, времени проведения) принимаются руководителем и главным бухгалтером. Документооборот формируется с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49.

Для оформления результатов проверки организация имеет право самостоятельно разрабатывать формы актов, ведомостей, но этот момент следует упомянуть в учетной политике. Замена унифицированных бланков на разработанные самостоятельно не должна искажать информацию, содержать ошибки.

С чего начинается инвентаризация в магазине

Проведение инвентаризации в магазине начинается с подготовки помещения, сортировки товаров розничной торговли по видам, секциям, отделам, местам хранения. Объемный перечень номенклатуры требует много времени на проверку. Добиться точности и сэкономить время возможно, если придерживаться последовательности:

  • остановить торговлю: поступление, списание и перемещение ТМЦ в другие отделы;
  • сгруппировать товары по типам, чтобы считать их последовательно;
  • отсортировать товар со штрих-кодом: при наличии кода на части продукции пересчитывать ее отдельно будет проще;
  • определить действия каждого участника комиссии: один отслеживает список, другой ведет подсчет, третий сверяет сроки годности товаров.

Справка! С 01 июля 2018 года в сфере торговли весь ассортимент должен быть внесен в базу данных онлайн-кассы даже в маленьких магазинах. Это позволяет определить, что конкретно приобрел покупатель.

Как проходит инвентаризация в магазине

По общему правилу инвентаризация начинается с того, что:

  • издается приказ (бланк ИНВ-22) о начале проверки, где устанавливаются сроки и участники комиссии;
  • материально-ответственные лица передают расписку в бухгалтерию о том, что товарооборот завершен, все ТМЦ оприходованы, списаны и акты об этом переданы в бухгалтерию;
  • ограничивается доступ в зал, где ведется ревизия посторонним;
  • при необходимости прервать процедуру помещение закрывается и пломбируется.

Фактические данные о товаре: вес, количество, объем вписываются в инвентарный акт (ИНВ-3) участниками комиссии. Документ составляется в двух экземплярах. Помарки, ошибки или исправления в записях не допускаются.

В момент ревизии все члены комиссии должны присутствовать в магазине вместе с продавцами, товароведами и прочими материально-ответственными лицами. Это дает гарантию того, что ТМЦ не подменят, вынесут излишек, спишут качественную единицу в брак.

Исключить поступление новых товаров в процессе инвентаризации сложно. Если в этот период осуществляется поставка, она вписывается в специальную ведомость «ТМЦ, поступившие во время инвентаризации» и приходуется после завершения.

При необходимости изъять что-либо нужно согласовать этот шаг с руководителем и бухгалтером, внести списываемое в опись «ТМЦ, выбывшие во время инвентаризации». Следует помнить, что каждое действие должно осуществляться в присутствии свидетелей: членов комиссии, ответственных за товары лиц.

Документальное оформление результатов проверки

По результатам инвентаризации формируется сличительная ведомость (ИНВ-19), где отражены недостача или излишки товаров. По каждому факту отклонения в любую сторону комиссия обязана провести проверку и занести результаты в итоговую ведомость (ИНВ-26):

  • недостаток по причине естественной убыли;
  • по недосмотру или халатности;
  • по злому умыслу (если проверка инициирована с целью пресечь кражу или порчу ТМЦ).

Причины помогут руководителю установить виновника и взыскать с него убыток в денежном выражении. Выявить наличие единиц устаревшего или просроченного товара, списать его в убыток.

По завершении проверки инвентаризационный акт подписывают все участники комиссии, руководитель и главный бухгалтер, а также сотрудники, ответственные за движение ТМЦ.

Таблица 2: учет результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Что списываем/приходуем Куда списываем/приходуем
дебет кредит
1 Излишки товаров 41 91.1
2 Недостачу товаров 94 41
3 В пределах норм естественной убыли 44 94
4 Убыток за счет виновного сотрудника 73.2 94
5 Убыток за счет прибыли организации 91.2 94
6 НДС в части товаров, которые списаны в убыток 91.2 19.3

Проводки, которые отражают результаты инвентаризации, формируются в том периоде, к которому относится дата проведения проверки (дата составления описи).

Отражение в 1С излишка и недостачи

Если учет автоматизирован, то оформить и проанализировать результаты инвентаризации ТМЦ в 1С намного проще. Для примера предлагаем использовать версию «Управление торговлей 10.3».

В разделе «Управление складом и запасами» создается операция «Перерасчет товаров», где отражается:

  • фактическое и учетное количество товаров;
  • отклонения между фактическим и учетным количеством.

В первую очередь создаем документ:

Рис 2: анализ результатов инвентаризации

Заполняется форма автоматически, делая выборку данных на основании ежедневных проводимых операций. После проведения в программе формируются проводки и регистрируются условия по ТМЦ, меняя фактические остатки по складам: приходуется избыток, списывается недостача.

Для удобства в программе формируется отчет, который наглядно показывает наименование, артикул номенклатуры, количество единиц и отклонения.

Рис 3: сличительная ведомость остатков

Унифицированные формы, которые требуются для проведения ревизии, поддаются редактированию. Меняется общее количество участников инвентаризационной комиссии (по закону должно быть не менее 3 человек).

Сервис бухгалтерской программы дает возможность переоценить морально устаревшие товары. Или провести дооценку с учетом изменившихся рыночных цен на аналогичную продукцию. Подробности узнайте на видео:

Кроме того, реализована возможность подключения к программе кассовое оборудование, сканера для пересчета ТМЦ. Это позволяет исключить возникновение ошибки, учитывая загруженность персонала и объемы номенклатуры в сфере торговли.

Сколько может длиться инвентаризация

С учетом требований и формы проводимой инвентаризации операция занимает от 1 часа до нескольких дней. По видам проверок обратимся к правилам:

  • при составлении балансовой отчетности – ежегодно (строго с 1 октября по 31 декабря);
  • при проверке основных средств – один раз в три года;
  • расчеты с контрагентами – в конце года (31 декабря);
  • прочие – в соответствии с решением руководителя.

В рознице четких норм не предусмотрено правилами, но рекомендуется проводить ревизию в разумные сроки.

Возмещение ущерба ответственным лицом

Сотрудник берет на себя ответственность в момент подписания соответствующего соглашения. При выявлении факта недостачи полная ответственность возлагается на персонал, если:

  • совершено административное или иное преступление;
  • доказан факт умышленного нанесения вреда;
  • установлено наличие алкогольного опьянения у работника.

В любом случае ущерб возмещается только в отношении прямых расходов (полная стоимость ТМЦ, снижение общей стоимости). Ответственное лицо дает письменное объяснение по недостаче или порче товара. Результаты передаются руководителю. Он издает приказ о возмещении убытка.

Бухгалтерия удерживает из заработка сотрудника не более 20% в месяц и погашает задолженность перед организацией. Работника необходимо ознакомить с результатами проверки под роспись. Если не соблюдать регламент, то результаты ревизии работник может оспорить через суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *