Искажение бухгалтерской отчетности

УДК 657

Ответственность за искажение бухгалтерской (финансовой)

отчетности

Кеворкова Жанна Аракеловна, профессор кафедры «Аудит и контроль» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук, профессор,

Васильева Марина Владимировна , доцент кафедры «Аудит и контроль» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кандидат экономических наук, доцент 89031997842@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются проблемы определения ответственности счетных работников за искажение финансовой отчетности исходя из нормативного законодательства РФ. Санкции, применяемые к счетным работникам за нарушения в области бухгалтерского учета, авторы рассматривают в разрезе гражданско-правовых, административных и уголовных норм.

Ключевые слова: гражданская ответственность; административная ответственность; уголовная ответственность; искажение финансовой отчетности.

Keywords: civil liability, administrative liability; criminal liability; misrepresentation of financial statements

Правовая регламентация бухгалтерского учета играет важную роль, поскольку единообразный и достоверный подход к объективному отражению

фактов хозяйственной жизни экономических субъектов существенно влияет на деятельность не только самой организации, но и государства в целом.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — ФЗ N 402-ФЗ), вступивший в силу с 01.01.2013, не содержит нормы об ответственности экономического субъекта, его руководителя и главного бухгалтера за некорректную организацию и ведение бухгалтерского учета, в том числе за искажение финансовой отчетности .

Правовые нормы, касающиеся различных сфер деятельности экономического субъекта и регламентирующие бухгалтерский учет, действуют во взаимосвязи между собой. Они содержатся в различных нормативно- правовых актах, которые имеют как прямое отношение к сфере бухгалтерского учета, так и в большинстве случаев являются комплексными . Их совокупность образует многоуровневую систему, ранжированную по юридической силе.

В свою очередь информация, представленная в бухгалтерской (финансовой) отчетности должна быть достоверной, полной, существенной, понятной, нейтральной и сопоставимой. Однако, в связи с развивающейся тенденцией упрощения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, активным процессом перехода российских организаций на применение МСФО, широко распространенным становится использование приемов, отличающихся от законодательно закрепленных норм, в том числе использование бухгалтерами механизма профессионального суждения, основанного на их реальном опыте. В таких случаях, велика вероятность искажений данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности в интересах отдельных лиц (собственников организации, менеджмента, контрагентов, связанных сторон). Чаще всего это происходит с целью привлечения дополнительного финансирования, заемного капитала (кредита), вывода активов, коррупции.

Достоверность информации, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности — это требование, продиктованное не только нормами законодательства, но и реальностью экономической жизни.

Санкции, применяемые к счетным работникам в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, можно классифицировать на следующие группы:

• Гражданско-правовые;

• Административные;

• Уголовные.

Так, гражданское законодательство не содержит прямых норм относительно возможной ответственности экономического субъекта за искажение финансовой отчетности. Однако, если будет доказан факт преднамеренности искажения финансовой отчетности, то можно будет применить нормы статьи 179 ГК РФ «Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств .

Данная статья позволяет суду признать такие сделки недействительными по иску потерпевшего. Однако, результаты проведенных исследований показывают, что в большинстве случаев выявленных искажений финансовой отчетности нормы данной статьи неприменимы, поскольку ее формулировки относятся к ситуации, когда одна сторона сделки обманывает другую.

Результаты проведенных исследований показывают, что финансовую отчетность чаще искажает отчитывающийся экономический субъект, а сделка происходит между его субъектами (инвесторами, кредиторами, контрагентами). Российское гражданское законодательство на данный момент не дает возможности, например, инвесторам, пострадавшим в результате искажений периодической финансовой отчетности

экономического субъекта, требовать у него возмещения убытков, полученных в ходе сделок с третьими сторонами. В таких случаях можно применить нормы п.4 ст.5 Закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ, которые устанавливают гражданско-правовую ответственность лиц, подписавших проспект эмиссии ценных бумаг . Однако, эта ответственность не распространяется на искажение финансовой отчетности. Согласно данных норм лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно субсидарную ответственность за материальный ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной информации и вводящей его в заблуждение.

Административная ответственность за выявленные нарушения в области бухгалтерского учета налагается на счетных работников в соответствии с нормами действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) и Налоговым кодексом РФ от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ.

В частности, статья 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

При этом существует примечание, разъясняющее, что подразумевается под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно:

-искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

-искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов .

К санкциям, связанным с бухгалтерскими нарушениями, следует также отнести статью 15.19 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства,

касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг». Согласно норм п.1 данной статьи за «непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации на должностных лиц налагается административный штраф в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что напрямую к нарушениям, допущенным при составлении финансовой отчетности, относится только статья 15.11, в то время как статья 15.19 — к нарушениям порядка раскрытия подготовленной финансовой отчетности.

Статья 15.11 КоАП имеет ряд недостатков, заключавшихся в следующем:

• штрафные санкции налагаются на должностных лиц экономического субъекта, допустивших нарушение положений (стандартов) бухгалтерского учета. При этом на сам экономический субъект штраф не налагается;

• сумма штрафа несоизмеримо мала в сравнении с материальным ущербом, который может понести экономический субъект при искажении финансовой отчетности, либо выгодой, которую может извлечь должностное лицо;

• существует дублирование понятий «нарушение правил ведения бухгалтерского учета» и «представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 % представляет собой частный случай искажения любой статьи (строки) отчетов бухгалтерской (финансовой) отчетности ;

• определение суммы выявленного нарушения в процентах от величины статьи (строки) отчетов бухгалтерской (финансовой)

отчетности предоставляет экономическим субъектам возможность маневра в крупных статьях финансовой отчетности (например, выручка, себестоимость, основные средства, запасы). В тоже время любая ошибка в нулевых статьях является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета;

• содержание статьи направлено на признание и оценку одного из элементов финансовой отчетности и не рассматривает в качестве грубого нарушения раскрытие искаженной информации в пояснительной записке;

• величина выявленного нарушения не ставится в зависимость от его фактического или возможного влияния на принятие решений пользователем финансовой отчетности.

При выявлении нарушений налогового законодательства для целей определения ответственности счетного персонала за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, можно обратиться к содержанию статьи 120 НК РФ, которая гласит: «Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течении одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей». При этом согласно норм п.2 «те же деяния, если они совершены в течении более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей».

В соответствии с нормами п.3 ст. 120 «те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей».

Для целей применения данной статьи необходимо определить содержание термина «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения». Согласно НК РФ под грубым нарушением

следует понимать отсутствие первичных документов, отсутствие счетов-фактур, регистров бухгалтерского и налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности фактов хозяйственной жизни с денежными средствами, материальными ценностями , нематериальными активами и финансовыми вложениями налогоплательщика.

Считаем, что сюда же следует отнести нарушения при составлении и хранении первичных документов, бухгалтерских и налоговых регистров, несвоевременное и неправильное отражение в текущем учете и в финансовой отчетности фактов хозяйственной жизни, осуществленных в течение налогового периода , и отдельных видов активов. Однако, такое определение не относит к грубым нарушениям искажение величины обязательств экономического субъекта , а также не ставит степень серьезности выявленного нарушения в зависимость от его потенциального влияния на принятие решений пользователями финансовой отчетности.

Если обратиться к административным санкциям, то одной из разновидностей являются надзорные санкции, налагаемые регуляторами финансовых рынков. Так, в соответствии со ст.74 Федерального закона №86-ФЗ «О центральном банке РФ (Банке России)», Центральный банк имеет широкий спектр полномочий для обеспечения исполнения кредитными организациями установленных правил, в том числе в сере бухгалтерского учета и отчетности .

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Уголовный кодекс РФ (далее -УК РФ) содержит целый ряд норм, относящихся к обману и предоставлению ложных сведений, которые в отдельных случаях могут применяться и к указанию ложных сведений в сфере финансовой отчетности.

Статьями, которые могут инкриминироваться в связи с представлением заведомо ложных сведений в финансовой отчетности, являются статьи УК РФ главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», а также статья 201 «Злоупотребление полномочиями», статья 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами».

Следует отметить, что в 2014 году федеральным законом от 21 июля 2014 года № 218 -ФЗ внесены дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации об ответственности за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности. Это касается статьи 172.1 «Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации», содержание которой гласит: «Внесение в документы и (или) регистры бухгалтерского учета и (или) отчетность

(отчетную документацию) кредитной организации….. заведомо неполных

или недостоверных сведений о сделках, об обязательствах, имуществе организации, а равно подтверждение достоверности таких сведений, представление таких сведений в Центральных банк Российской Федерации, публикация или раскрытие таких сведений».

Фактически введена персональная уголовная ответственность бухгалтеров банковских и других финансовых организаций за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности. Именно они согласно норм ч.3 ст.7 федерального закона «О бухгалтерском учете» занимаются внесением сведений в документы и регистры бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Считаем, что нормы статьи 172.1 УК РФ должны применяться в отношении работников других экономических субъектов.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс РФ от 13.07.2015 №268-ФЗ //Официальный интернет-портал правовой информации /www pravo.gov.ru/13.07.2015/

2. Уголовный кодекс РФ от 24.05.1996г. (в ред. от 13.07.2015) //Официальный интернет-портал правовой информации /www. pravo.gov.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 30.06.2016 г. вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ. В частности ужесточена ответственность, предусмотренная ст. 15.11 за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Теперь положения законодательства сформулированы следующим образом:

Грубoе нарушение требований к бухгалтерскому учету, в тoм числе к бухгалтерскoй (финансoвoй) oтчетнoсти, влечет налoжение административного штрафа на дoлжнoстных лиц в размере oт пяти тысяч дo десяти тысяч рублей.

Повтoрное совершение административнoго правoнарушения, влечет налoжение административного штрафа на дoлжностных лиц в размере oт десяти тысяч дo двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срoк от одного года дo двух лет.

При этом пoд грубым нарушением требований к бухгалтерскoму учету, в тoм числе к бухгалтерскoй (финансoвoй) отчетнoсти, пoнимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 прoцентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) oтчетности, выраженнoго в денежном измерении, не менее чем на 10 прoцентов;
  • регистрация не имевшего места факта хoзяйственной жизни либo мнимогo или притвoрного oбъекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерскoго учета;
  • ведение счетoв бухгалтерского учета вне применяемых регистрoв бухгалтерскoгo учета;
  • составление бухгалтерскoй (финансовой) отчетнoсти не на оснoве данных, сoдержащихся в регистрах бухгалтерскoго учета;
  • отсутствие у экoномического субъекта первичных учетных документoв, и (или) регистрoв бухгалтерскoго учета, и (или) бухгалтерскoй (финансовой) отчетнoсти, и (или) аудитoрского заключения о бухгалтерскoй (финансовой) отчетнoсти (в случае, если прoведение аудита бухгалтерской (финансoвой) отчетнoсти является oбязательным) в течение установленных срoков хранения таких дoкументов.

За искажение показателей бухгалтерской отчетности за 2015 г. применяется административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30.03.2016 N 77-ФЗ. Это связано с тем, что ответственность должностного лица наступает на основании норм, действовавших во время совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ). Изменения, внесенные в ст. 15.11 КоАП РФ Федеральным законом от 30.03.2016 N 77-ФЗ, обратной силы не имеют, так как отягчают административную ответственность (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

Таким образом, за искажение любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности за 2015 г. не менее чем на 10% с должностных лиц организации взимается штраф в размере от 2000 до 3000 руб.

Кроме того, следует обратить внимание, что помимо изменений размеров штрафов изменен также срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете. Теперь он составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ранее – 3 месяца).

Наказание по заявлению налоговой инспекции назначает суд (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Наказание может быть назначено как по результатам камеральной налоговой проверки (см. Постановление Верховного Суда РФ от 25.11.2015 N 78-АД15-8), так и по результатам выездной налоговой проверки (см. Постановление Верховного Суда РФ от 01.12.2014 N 80-АД14-8).

Насонова Татьяна Владимировна

Руководитель судебной практики

Подкопаев М., редактор журнала

Журнал «Бухгалтер Крыма» № 7/2019

Бухгалтеры знают, что ответственности за налоговые правонарушения в НК РФ посвящены несколько глав, в том числе касающиеся ведения бухгалтерского учета, в случаях, если соответствующие ошибки повлияли на налоговые обязательства.

Но многие забывают, что за нарушения в области бухучета, вне зависимости от их влияния на налогообложение, предусмотрены существенные административные штрафы.

Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ порядок применения этих штрафов изменен: для кого-то в сторону смягчения, а для кого-то – наоборот.

Статья 15.11 КоАП РФ устанавливает перечень наказаний за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Частью 1 этой статьи предусмотрено, что нарушение названных требований влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. В данную часть будет добавлено исключение. Теперь указано, что она не распространяется на случаи, перечисленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Названная статья до сих пор содержала наказание за нарушение порядка представления бюджетной отчетности. Но теперь предмет ее действия расширен и включает в себя санкции за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности. То есть это изменение (а также поправка в ст. 15.15.7 КоАП РФ) касается бюджетных, автономных и казенных учреждений.

В примечании 1 к ст. 15.11 КоАП РФ поясняется, что понимается под грубым нарушением требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. В новой редакции перечень названных нарушений таков:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %;

  • регистрация в регистрах бухучета мнимого объекта (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта;

  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;

  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;

  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если аудит отчетности обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В данном перечне сделано уточнение: неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни теперь относятся к мнимым объектам бухгалтерского учета.

К сведению:

Согласно ст. 170 ГК РФ мнимой признается сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Притворной является сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях.

Оба вида сделок являются ничтожными и признаются судами недействительными.

Законодатели решили конкретизировать применение ст. 15.11 КоАП РФ, чтобы отчасти исключить ее формальное использование. В новом примечании 1.1 к ней говорится, что предусмотренная ею административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицам:

  • на которых возложено ведение бухгалтерского учета;

  • с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

В связи с этим напомним, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухучета организует руководитель экономического субъекта. Он же обязан возложить ведение такого учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо данного субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Вот эти лица и освобождаются от административной ответственности, но при определенном условии – если их вины в таком искажении нет. То есть если свершившимся фактам хозяйственной жизни не соответствуют первичные документы, составленные не этим лицом, а иным.

Может оказаться, что именно другое лицо несвоевременно передало первичные учетные документы для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета. За это лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета или с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, тоже не несет ответственности.

Указывается, что данное примечание не распространяется на случаи, обозначенные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Других видов нарушений, перечисленных в примечании 1 к ст. 15.11 КоАП РФ, это освобождение от административной ответственности не касается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *