Изменение категории земли

Содержание

Земли сельхозназначения: порядок перевода в земли под ИЖС в 2019 году Поделиться в соцсетях:

Вся земля в России делится на специальные категории и соответствующие им виды разрешенного использования. Это деление необходимо для того, чтобы эксплуатация земель проходила более рационально.

При этом собственники земельных участков обязаны использовать их только в соответствии с их целевым назначением.

Осуществить перевод земли в другую категорию можно лишь в определенных случаях. В 2019 году действуют правила перевода, утвержденные ФЗ № 172 «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 года.

В каких случаях возможно произвести смену категории земли?

Стоит подчеркнуть, что изменить категорию земельного участка удается не всегда. В отношении всех категорий действуют установленные ограничения или прямые запреты. Воспользоваться правом перевода можно в исключительных случаях:

  • консервации участка или определенной территории, которые необходимы для удовлетворения интересов региональных и государственных властей;
  • создании ООПТ (особо охраняемых природных территорий), природных и культурных памятников;
  • формировании черты населенных пунктов;
  • размещении на территориях объектов, которые представляют общественную значимость;
  • при строительстве дорог и прочих объектов, включая добычу полезных ископаемых, при условии наличия проекта рекультивации;
  • выполнении обязательств и договоров международного характера;
  • признания с/х земель непригодными для занятия сельским хозяйством и возведения на них промышленных предприятий;
  • включении территорий в состав лесного/водного фонда при их непригодности для ведения с/х.

Порядок перевода одной категории земли в другую

Правила перевода земель закреплены в ФЗ № 172 «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую». Не имеет значения, кому принадлежит участок: государству или гражданину, правила одни для всех.

  1. Подготовка документов.

Первым делом необходимо подготовить ходатайство и собрать пакет документов. От того, насколько правильно и точно вы подготовите документы, будет зависеть положительный результат. Составлять прошение можно самостоятельно в произвольной форме, а можно воспользоваться типовой формой, которую можно скачать здесь — образец ходатайства.

Главное не забыть указать в ходатайстве информацию, касающуюся:

  • кадастрового номера участка;
  • подтверждения полномочий заявителя;
  • категории земли, которая присвоена ей сейчас;
  • причин перевода;

Кроме ходатайства необходимо подготовить еще ряд документов:

  • Паспорт заявителя (собственника).
  • Доверенность, если заявителем выступает не владелец участка.
  • Номер свидетельства ЕГРЮЛ (если хозяином является организация).
  • Выписка из ЕГРН, полученная не более, чем за 1 месяц до дня подачи заявления. В ней должны содержаться сведения о кадастровом номере, адресе участка, его площади и других важных характеристиках, которые могут помочь идентифицировать конкретный участок;
  • Документы о проведенном межевании (если эти данные не зафиксированы в выписке из ЕГРН);
  • Результаты экологической экспертизы (в случае необходимости).
    Список документов может быть расширен в индивидуальном порядке. Сотрудники уполномоченного органа вправе самостоятельно затребовать некоторые виды справок по их усмотрению.

В случае возникновения вопросов всегда можно обратиться к юристу или другому специалисту, который подскажет, как грамотно оформить документ.

  1. Куда обращаться с ходатайством.

Рассмотрением прошения занимаются представители уполномоченного органа. Подача прошения производится в различные инстанции. Чтобы не растеряться, важно знать, кто является собственником.
Если земля государственная, то ситуацию, касающуюся смены ее категории, должно решать Правительство. Если собственником выступает субъект федерации, то в дело вмешивается вышестоящий орган. Если речь идет о юрлице или физлице, то ходатайство рассматривает орган местного самоуправления.
Проще говоря, изучением дел, инициированных рядовыми гражданами, занимаются представители сельсоветов, горсоветов, т.е. местная администрация.

  1. Получение результатов.

Если собранная комиссия даст добро на проведение процедуры по смене категории, то заявителю предоставят акт о переводе. При отказе должен прийти акт об отказе в переводе. О том, оспорить отказ, читайте ниже. Затем необходимо передать имеющиеся документы в Росреестр, чтобы на законных основаниях изменить статус земли. Длительность процедуры составляет в среднем 1-3 месяца.

Кто вправе инициировать смену статуса земли

Обратиться с прошением по поводу смены категории земли может любое заинтересованное лицо.

Это право имеется у:

  • Арендаторов, которые временно пользуются территорией, соблюдая условия договора аренды/субаренды.

*В случае нахождения участка в аренде ее фактическому пользователю необходимо провести процедуру согласования подачи ходатайства с хозяином. Если официальный владелец не даст одобрение, перевести землю в другую категорию не получится.

  • Землепользователей (речь идет о лицах, бессрочно или безвозмездно пользующихся участками на законных основаниях).
  • Физических и юрлицах (официальных владельцах этих территорий).
  • Уполномоченного органа госвласти.

Что делать в случае отказа в переводе

Статус земли изменить довольно сложно. Могут возникнуть различные трудности юридического характера. Отказ можно получить в случае:

  • подачи ходатайства лицом, которое не имеет прав на совершение данного действия;
  • наличия ошибок в тексте прошения;
  • подачи документов, в которых содержится недостоверная информация;
  • предоставления не в полном объеме пакета документов;
  • обращения не в ту инстанцию;
  • получения отрицательных результатов после проведения экологической экспертизы;
  • возникновения обстоятельств, препятствующих или делающих невозможной процедуру перевода;
  • распространения запрета на данную категорию земли.

Нередко представителям уполномоченных органов приходится принимать прошения о переводе с/х земель в статус участков под ИЖС, несмотря на их расположение за границами населенных пунктов. Отказывают как раз из-за удаленности участков и отсутствия возможности провести коммуникации.

Можно ли обжаловать отказ?

Хозяев/арендаторов земель никто не может лишить права обжалования полученного решения в судебных инстанциях в случае получения отказа в переводе статуса земли. Для этого необходимо обратиться в территориальный суд с иском. К заявлению нужно приложить квитанцию, подтверждающую факт оплаты госпошлины. Ее отсутствие может стать причиной отказа в принятии искового заявления.
Если в суде интересы владельца участка представляет третье лицо, то потребуется позаботиться о получении нотариально заверенной доверенности, дающей право заниматься решением личных дел. Судья обязан изучить дело и ознакомиться с документами, после чего проинформировать истца и ответчика о времени/месте проведения заседания. Обычно назначение первого слушания происходит спустя месяц после поступления документов в суд.

Какие нюансы могут возникать при переводе

На практике людям часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда власти отказываются давать добро на оформление документов. Часто они ссылаются на подачу заявления ненадлежащим лицом.
Следует знать, что правом обладать участками в 2019 году могут наряду с их владельцами лица, которые пользуются ими, например, арендаторы. Таким образом, запрашивать перевод могут как юрлица, так и рядовые граждане, включая ИП.
Ходатайства рассматриваются с соблюдением их очередности. Управляющим лицом является Правительство страны, местная администрация, где и происходило составление обращения.

Особенности перевода земель сельхозназначения в земли под ИЖС

Порядок перевода земель из сельхозназначения в земли населенных пунктов (ИЖС) является стандартным и описан выше. Однако, в процессе часто возникает много сложностей и отказов, так как далеко не все с/х земли можно переоформить. Например, нельзя переводить с/х земли в иные категории, если они представляют ценность для государства или обладают высоким уровнем продуктивности.

Если перевод все же был произведен, вы должны помнить о том, что участок должен быть использован по назначению. Иначе есть риск применения денежных санкций. Использование участка с/х назначения под ИЖС допускается в рамках деятельности КФХ (крестьянское фермерское хозяйство), и при согласии местной администрации. Но этот вариант вам подойдет лишь в том случае, если вы действительно планируете заниматься сельским хозяйством.

Если участок не используется по целевому назначению в течение 3-х лет, его могут изъять в муниципальное владение вместе со всеми возведенными на участке постройками.

Размер штрафа за нецелевое использование земли может достигать 250000 руб. На сумму, подлежащую уплате, влияет кадастровая стоимость конкретной земли. Ознакомиться с видами и размерами штрафов можно тут Нецелевое использование земли: как решить проблему?.

Также на земли под ИЖС предоставляет налоговый вычет. Но если после смены категории земли дом так и не был построен в течение 10 лет, то налог напротив увеличится вдвое.

Поправки в закон, принятые в 2019 году

Переводить с/х земли в другие категории возможно лишь в исключительных случаях, описанных выше. Но на них не запрещено образовывать участки садового/дачного типа. Это в российском законодательстве новшеством не является, но норму было решено закрепить в специальном документе. Речь идет о пункте 11 статьи 23 ФЗ № 217.

С 2019 года в пределах садоводческого/дачного участка не возбраняется размещать дома садового и жилого типа. Но необходимо, чтобы объект ИЖС не нарушал установленные статьей 39 Гражданского кодекса требования. Запрещено строить дома с 4 и более этажами, а также объекты, превышающие 20-метровую высоту. Также дом не может являться отдельно стоящим сооружением и предназначаться для раздела. Использовать его можно только для проживания либо удовлетворения бытовых нужд.

Строить дома на территориях, которые относятся к СНТ, можно. Но трудности могут возникнуть с получением регистрации. Сложности могут появиться в том случае, если изначально дом возводился не с целью проживания в нем. Более того, подавляющее большинство таких объектов противоречит нормам, поэтому прописываться там не позволят. Чтобы переоформить строение как жилой дом, иногда может потребоваться перевод земли в другую категорию.

Сколько стоит перевод

До принятия решения о переводе участка в другую категорию необходимо понять, как он будет использоваться в будущем. Это позволит определиться с категорией.
В 2019-ом для перевода участка потребуется сумма, размер которой равен в среднем 12000 руб/сотку. При этом не имеет значения, о какой категории земельного участка идет речь.
Итоговую сумму определяют после проведения специалистами оценки уровня сложности работ, которые необходимо произвести.

Важно также помнить, что для перевода земли могут потребоваться дополнительные денежные вливания, связанные, например, с наймом юриста, через которого будет устанавливаться контакт с представляющими власть людьми.

Все территории в Российской Федерации разделены на участки в зависимости от их состава. Независимо от того, кто является собственником земли, земельным наделам обязательно присвоена категория – правовой режим, устанавливающий допустимые способы использования недвижимости.

Владелец (землепользователь) не вправе изменять категорию самостоятельно – строго регламентированный порядок перевода и регистрации позволяет избежать злоупотреблений при эксплуатации участка.

Граждане чаще всего сталкиваются с необходимостью перевести участок из одной категории в другую, когда речь идет о небольших земельных наделах, полученных много лет назад в пользование от муниципалитета или садоводческого некоммерческого товарищества (далее в тексте – СНТ). Даже оформление в собственность или приватизация такой земли не дает владельцу официального права построить и зарегистрировать на этой территории жилой дом или иной объект, не отвечающий целевым требованиям. Чтобы поставить строение на государственный учет, необходимо получить разрешение на перевод земель из одной категории в другую.

Категории земель в России

Земельным кодексом (далее в тексте – ЗК РФ) земля распределяется на следующие категории:

  1. Промышленные. Участки этой категории отводятся под строительство транспортных путей и зданий, зданий обороны и безопасности страны, под строения энергетики, связи и ведения научных программ и прочие специальные цели.
  2. Земли населенных пунктов (далее в тексте – ЗНП). Наделы, отведенные под застройку жилых объектов. Главная особенность таких земель – они не могут находиться на земельных территориях иного назначения или в частных владениях.
  3. Сельскохозяйственного назначения (далее – ЗСХН). Земельный ресурс, необходимый для производства сельскохозяйственной продукции: пастбища, пашни, наделы под садоводство и огородничество, лесозащитные полосы, водоемы для выращивания рыбы и земли аналогичного свойства.
  4. Водный фонд.
  5. Особо охраняемые. К ним относятся изъятые (частично изъятые) из общего оборота территории, имеющие ценное значение.
  6. Лесной фонд (читайте: как бесплатно получить лес от государства).
  7. Земли запаса. Государственные участки, не переданные в пользование гражданам или организациям и не проданные в собственность.

Перевод участка из одной категории в другую: что нужно знать

Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2017 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:

  1. Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
  • консервация территории;
  • создание особо ценных зон;
  • расширение ЗНП;
  • запланированное возведение промышленных сооружений;
  • перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
  • строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
  • для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
  • запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
  • размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.

Вам может быть интересно, как арендовать земельный участок сельскохозяйственного назначения.

  1. ЗНП. Изменяется вместе с расширением (уменьшением) пределов населенного пункта (ст. 8 ФЗ 172).
  2. Промышленные зоны можно переводить в иные категории без особых ограничений (ст. 9 ФЗ 172), но при условии полного восстановления по плану рекультивации.
  3. Земли с особым статусом (охраняемые, ценные). Переводятся в другую категорию крайне редко по причине потери ценных свойств (ст. 10 ФЗ 172). И напротив, статус особо охраняемой зоны может получить любая территория, за исключением ЗНП, при наличии условий для создания в этой местности туристической, природоохранной или иной аналогично ценной зоны.
  4. Лесные и водные территории. Переводятся при создании особо ценных участков или возведении объекта государственного (муниципального) значения, а также интегрируются в расширяемые границы населенного пункта (ст. 11, 12 ФЗ 172).

Следует уточнить, что ограничения на перевод конкретной территории в другую категорию могут налагаться специальными нормативными актами. Узнать наверняка, может ли осуществляться процедура перевода для конкретного участка, можно, заранее направив запрос в земельно-имущественный отдел муниципалитета, в ведомстве которого находится эта земля.

Процесс изменения категории земель: пошаговая инструкция

Инициировать процедуру перевода имеет право собственник надела или землепользователь, которыми могут являться граждане, представители юридического лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП) или общины малых коренных народов России, а в отдельных случаях – компетентные органы государственной (муниципальной) власти. Пошаговая инструкция смены категории земель выглядит следующим образом (ст. 3 ФЗ 172):

Шаг 1. Подготовка пакета документов

Полный перечень документации содержит статья 2 ФЗ 172:

  1. Паспорт или иное удостоверение личности подателя ходатайства.
  2. Выписка, подтверждающая регистрацию ИП или ЮЛ (при необходимости).
  3. Выписка из ЕГРН – Единого государственного реестра недвижимости. При отсутствии у владельца (пользователя) бумажного экземпляра с печатью, запрос на получение направят исполнительные органы.
  4. Документы, подтверждающие приобретение права собственности на землю (договор купли-продажи, свидетельство о наследовании и прочее) или согласие от собственника, если участок эксплуатируется на праве пользования.
  5. Заключение экологической экспертизы.

Последний документ обязателен не для каждой категории недвижимости, а в условиях, определенных федеральными законами.

Помимо перечисленного, от заявителя могут запросить дополнительные документы в соответствии с федеральными (муниципальными) нормативными актами и постановлениями Правительства РФ (п. 2 ст. 2 ФЗ 172).

Шаг 2. Обратиться с заявлением (ходатайством)

В зависимости от принадлежности участка земли, с ходатайством следует обращаться в земельно-имущественный департамент регионального правительства или местного самоуправления.

Документ составляется в свободной форме или на бланке, утвержденном компетентными органами. Образец заполнения ходатайства можно найти на информационных стендах или на сайте ведомства, принимающего подобные заявления. При составлении нужно указать:

  • кадастровый номер заявленного участка;
  • права заявителя на землю;
  • действующую категорию надела и категорию планируемого перевода;
  • обосновать причину перевода в данную категорию.

Шаг 3. Принятие решения с составлением соответствующего акта

Принятое заявление рассматривается в течение 2 месяцев (в городских, муниципальных органах власти) или 3 месяцев (региональным правительством или Правительством РФ). Уведомление о переводе (отказе в переводе) земельного надела в иную категорию направляется заявителю в течение 2 недель с момента вынесения решения.

При положительном результате земельно-имущественным департаментом составляется акт о переводе земли в заявленную категорию. Оформлять заново прочую документацию на землю при этом не потребуется.

Шаг 4. Регистрация изменения категории

Копия акта направляется из местной (региональной) администрации в территориальный отдел Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (отдел Росреестра) в десятидневный срок со дня утверждения решения. Изменения вносятся в ЕГРН на основании этого акта (ст.5 ФЗ 172).

Услуга по уведомлению Росреестра о смене категории предоставляется заявителю бесплатно. За оказание госуслуги по внесению изменений в ЕГРН владельцу (пользователю) участка понадобится оплатить госпошлину в размере 350 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

После постановки на регистрационный учет владелец участка может начать использование надела в соответствии с новым правовым статусом земли.

Отказ в изменении категории земель

Отказать заявителю могут еще на этапе представления ходатайства. Причинами для этого могут послужить отсутствие у этого лица права на представление ходатайства, а также неправильное или неполное оформление обязательных прилагаемых документов. Для повторного заявления нужно устранить все указанные в отказных документах недочеты.

Официальный отказ перевести участок земли в другую категорию выносится по основаниям, перечисленным в ст. 4 ФЗ 172:

  • ограничение (запрет) на перевод в другую категорию, наложенный действующим законодательством;
  • заявленная категория противоречит целевому назначению надела;
  • экологической государственной экспертизой установлены негативные последствия предстоящего перевода.

Еще одна причина, из-за которой не может производиться перевод – если кадастровая стоимость заявленной территории слишком высока (более 50% относительно средней стоимости по региону). В любом из указанных случаев заявителю полностью вернут пакет документов в течение 30 рабочих дней с момента представления ходатайства, уведомив о причине отказа.

Заявитель может оспорить вынесенное решение через суд и при положительном решении суда направить новое ходатайство. Порядок обжалования выглядит следующим образом:

  1. Получить на руки акт в имущественно-земельном отделе.
  2. Составить и подать исковое заявление о признании составленного акта незаконным. К заявлению приложить документы:
  • ксерокопию выданного акта;
  • копию ходатайства и сопровождающих документов;
  • документацию, подтверждающую нелегитимность отказа или разрешения на перевод;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • иные документы, имеющие отношение к судебному процессу.
  1. Получив уведомление о месте и дате рассмотрения, явиться в суд к назначенному времени.
  2. Если суд удовлетворил требования искового заявления, получить в канцелярии экземпляр судебного решения.
  3. Подать повторное ходатайство, приложив к пакету документов решение суда.

Процесс обжалования на примере из судебной практики

Собственник дачного надела гражданин П. подал в суд исковое заявление с просьбой признать незаконным акт об отказе на перевод надела из земель сельхозназначения в категорию ЗНМ. Свой иск гражданин П. обосновал тем, что в связи с запланированным на 2017 – 2019 годы расширением жилого микрорайона, решением собрания районной Думы Стародворского муниципального района № 321-р утвержден генеральный план городского поселения Веселое Стародворского района, по которому его дача внесена в пределы г. п. Веселое.

01 июля 2017 года гражданин П. направил ходатайство в администрацию Стародворского района о включении своего надела в территорию г. п. Веселое и переводе дачной земли из категории ЗСХН в ЗНП под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

Администрацией Стародворского района было вынесено решение отказать во включении участка в границы г. п. Веселое по причине того, что еще не начато строительство жилого комплекса, из-за которого расширяются границы поселка.

Рассмотрев представленные материалы, суд пришел к выводу, что акт об отказе, выданный в ответ на ходатайство гражданина П., является необоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ 172 расширение территории городского поселения, закрепленное градостроительным планированием – законная причина для перевода дачных ЗСХН в заявленную категорию ЗНП

На основании этого суд вынес решение о признании недействительным акта администрации Стародворского района, а также признал за гражданином П. право на включение принадлежащей ему земли в г. п. Веселое Стародворского района и право на перевод заявленного надела из категории ЗСХН в ЗНП.

1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Комментарий к Ст. 77 ЗК РФ

1. Комментируемая статья определяет земли сельскохозяйственного назначения через их основное целевое назначение — использование для нужд сельского хозяйства, которое в данном случае понимается достаточно широко. Это прежде всего производство продукции растениеводства и животноводства, причем не только путем ведения товарного сельскохозяйственного производства, но и в личных подсобных хозяйствах граждан, садоводческих и огороднических объединениях, а также размещение всего, что для ведения сельскохозяйственного производства необходимо: построек, подъездных путей, защитных лесонасаждений и т.п.

Другой упомянутый в данной статье признак сельскохозяйственных земель — нахождение за чертой поселений — не является, собственно, характерным только для данной категории земель, поскольку в соответствии со ст. 83 ЗК границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, а под чертой поселений в комментируемой статье имеются в виду, скорее всего, именно границы населенных пунктов. По крайней мере больше нигде в законодательстве термин «черта поселений» в настоящее время не используется, да и само понятие «поселение» претерпело изменения и понимается так, как оно определяется ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления (городское поселение — это город или поселок, а сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов).

Тем не менее важно отделять земли сельскохозяйственного назначения от земель иных категорий, используемых в сельскохозяйственных целях.

Так, в соответствии с ЛК (ст. 38) лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для ведения сельского хозяйства — сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности; на таких лесных участках допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

В составе земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами могут быть выделены территориальные зоны сельскохозяйственного использования — это чаще всего индивидуальные жилые дома с участками личных подсобных хозяйств, коллективные огороды, земельные участки находящихся в черте города, поселка, сельского населенного пункта сельскохозяйственных организаций.

На такие земельные участки распространяется правовой режим той категории земель, к которой они принадлежат.

2. Основную и наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями), на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Это лучшие, продуктивные земли, поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия (см. комментарий к ст. 79 ЗК).

Однако, как уже отмечалось, в составе земель сельскохозяйственного назначения есть участки, занятые хозяйственными постройками аграрных предприятий, дорогами, а также так называемыми неудобьями (оврагами, балками, болотами, гарями).

Кроме того, на сельскохозяйственных землях могут находиться водоемы и лесопосадки. При этом согласно ст. 8 ВК только такие водные объекты, как пруд и обводненный карьер, находясь в границах земельного участка (в том числе и из земель сельскохозяйственного назначения), принадлежат на праве собственности тому же субъекту, которому принадлежит данный земельный участок (все остальные водные объекты находятся в федеральной собственности). Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться только вместе с земельным участком.

Лесной кодекс не дает определения лесов и лесных насаждений; им установлено, однако, что леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Таким образом, на участках земель сельскохозяйственного назначения могут находиться леса; при этом согласно ЛК (ч. 2 ст. 6) использование, охрана, защита, воспроизводство таких лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. То есть в данном случае приоритетным является ведение сельскохозяйственного производства, а леса исполняют главным образом функцию защиты земель от неблагоприятного воздействия посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земельного фонда, поскольку в нее входят наиболее ценные продуктивные земли.

Законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных с охраной таких земель, порядком предоставления и изъятия участков из данной категории земель, осуществлением с ними сделок купли-продажи и т.д. При этом ЗК закрепляет лишь основные черты правового статуса земель сельскохозяйственного назначения, более подробно он урегулирован другими федеральными законами, основным из которых является ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Под оборотом сельскохозяйственных земель данный Закон понимает сделки, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки (доли в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения.

Однако ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» распространяется не на все земельные участки из данной категории земель. Не регулируется этим Законом оборот земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями и сооружениями.

Отношения, связанные с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируют также следующие Федеральные законы: от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» , от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 26 июня 2007 г.) , от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
———————————
СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881.

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 160; Ст. 167; N 24. Ст. 2248; 2006. N 45. Ст. 4635.

Отдельные субъекты РФ приняли законы о землях сельскохозяйственного назначения еще до вступления в силу ЗК, заполнив тем самым пробелы существовавшего на тот период федерального земельного законодательства. Законы о земле субъектов РФ могут применяться к отношениям по поводу земельных участков, возникшим после принятия ЗК и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в той мере, в какой они не противоречат им.

Следует также иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не допускается принятие субъектами РФ законов и иных нормативных актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому такие дополнительные правила и ограничения, если они содержатся в нормативном акте субъекта РФ, недействительны. Однако тот же Федеральный закон в целом ряде статей оставляет регулирование некоторых вопросов оборота земель сельскохозяйственного назначения на усмотрение субъекта РФ. Так, ст. 10 этого Закона, определяющая порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливает, что субъекты РФ определяют:

— средства массовой информации, в которых публикуются сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков;

— цену, по которой добросовестный арендатор может приобрести земельный участок;

— случаи бесплатной передачи гражданам на праве общей собственности земельных участков из сельскохозяйственных угодий, предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли;

— случаи безвозмездного предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель;

— случаи бесплатной передачи религиозным организациям земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— цену, по которой сельскохозяйственные организации и лица, ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, могут приобрести в собственность земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

К настоящему времени большинство субъектов РФ приняли законы, регулирующие указанные отношения. Можно назвать, например, Законы: Нижегородской области от 17 июля 2003 г. «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области», Хабаровского края от 30 июня 2004 г. N 201 «Об особенностях регулирования отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Хабаровского края», Республики Коми от 5 марта 2005 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Коми» и др.

На территории тех субъектов РФ, где соответствующие законы еще не приняты, до их принятия действуют правила, установленные ст. 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности, этой статьей установлено, что в указанных случаях приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с 1 января 2004 г. (тогда как п. 4 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ).

Поэтому, в частности, в спорных случаях предоставления в собственность участков из сельскохозяйственных земель, находившихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо выяснять, действовал ли на тот момент соответствующий закон субъекта РФ.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу ООО на решение арбитражного суда, который отказал в иске об обязании районной администрации предоставить в собственность земельный участок.

В марте 2003 г. истек срок действия договора аренды между районной администрацией и ООО, по которому последнему предоставлялся в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения сроком на 10 лет с правом преимущественного выкупа. ООО пыталось реализовать свое право преимущественного выкупа спорных земель, однако администрацией района в этом действии было отказано, в связи с чем истец обратился в суд. Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований отказано, так как на момент рассмотрения иска областной закон, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области, принят не был. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе заявитель просил оспариваемые судебные акты отменить, полагая, что Закон Ростовской области «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», определяющий момент, с которого возможна продажа земель сельскохозяйственного назначения, вступивший в силу 9 августа 2003 г., должен учитываться судом.

Окружной арбитражный суд в своем постановлении совершенно справедливо указал, что в соответствии со ст. 82 ЗК условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность хозяйственным товариществам и обществам устанавливаются ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пунктом 4 ст. 1 этого Федерального закона предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ. Закон Ростовской области «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» вступил в действие 9 августа 2003 г., следовательно, ссылки заявителя кассационной жалобы на неприменение судами указанных норм неосновательны, так как исковые требования заявлены им до вступления в действие регионального Закона.

Особо ценные земли

Особо ценными землями закон признает те, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

Перечень земельных участков, имеющих особую научную или историко-культурную ценность, указывает отличие этих земель от тех, которые именуются землями историко-культурного назначения (ст. 99 3К РФ). Обособление земель историко-культурного назначения в самостоятельный вид сделано в интересах размещенных на них объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Обособление особо ценных земель в самостоятельную правовую категорию имеет целью установление особенностей правового режима особо ценных природных объектов (типичных и редких ландшафтов, сообществ растительных и животных организмов и др.) При этом под ландшафтами следует понимать рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности, пейзаж, а под сообществами — группы растительных и живых организмов.

Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных, удостоверяющих права на землю документах (п. 2 ст. 100 ЗК РФ).

Категория особо ценных земель имеет место в составе земель сельскохозяйственного назначения. К их числу в п. 4 ст. 79 ЗК РФ относятся особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные земли опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень.

Обязанности по сохранению особо ценных земель Земельный кодекс РФ возлагает на собственников таких участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Например, Градостроительный кодекс РФ возлагает на граждан и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности не совершать действия, оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду, памятники истории и культуры и памятники природы, городские, сельские и природные ландшафты (ст. 20).

Земельный надел может использоваться как захочется его собственнику или другому законному владельцу. Лишь бы не было нарушений законодательства. А вот каких именно – это уже вопрос правового режима конкретного участка земли. И этот момент становится определяющим возможность использования недвижимости. Это значит, что действия хозяина участка могут быть ограничены законодательно. Каждый надел имеет свою категорию, которая определяет возможность его последующего использования. Однако, перевод земель из одной категории в другую возможен. И эта процедура регламентирована законодательно. А значит имеет строгий порядок реализации и установленный перечень оснований и документов для этого.

Порядок установления и изменения данного параметра земельного надела определяется Земельным кодексом РФ.

Что такое категории земли и какие они бывают

Все земельные участки на территории России подвергаются зонированию. Суть в том, что определённая часть выделена под одни цели их использования, другая – под совершенно иные. Это позволяет планировать государственную стратегию по развитию территории, управлять процессом застройки и заселения. То есть определение такого параметра – это вопрос удобства для государства.

Также зонирование позволяет правильно и более рационально распорядиться имеющимися наделами. Очевидно, что наиболее плодородные земли должны быть выделены под ведение сельского хозяйства, а участки, удалённые от жилой местности, могут быть использованы для промышленного производства.

По сути, принадлежность к какой-то категории определяет правовой режим использования надела. То есть данный параметр обозначает основные свойства, на основании которых определяется, как именно впоследствии объект лучше всего применить.

Не стоит путать понятие с целевым назначением участка, а также видом разрешённого использования. Это разные, хоть и в некоторой степени, взаимосвязанные понятия.

В статье 7 Земельного кодекса устанавливаются следующие категории:

  • сельхозназначения;
  • населённых пунктов;
  • используемые в промышленности, обороне, энергетике и так далее;
  • особо охраняемых объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Чаще всего граждане сталкиваются с первыми двумя и перевод осуществляется из первой во вторую или наоборот, однако, возможны и другие практические ситуации.

Как изменить категорию участка и когда это может потребоваться

Каждый участок может быть использован только в соответствии с назначением, которое напрямую связано с установленной категорией.

Например, сельскохозяйственные земли могут быть использованы для растениеводства и животноводства, а на землях населённых пунктов разрешается строить малоэтажные дома, многоэтажные, а также вспомогательные постройки.

При этом собственник может иметь другие цели на имеющийся надел. Законодатель предусмотрел, что изменение категории возможно. Так, порядок определяется Федеральным законом № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Процедура заключается в подаче ходатайства в администрацию муниципального образования. Специальной формы документа нет, но в нём обязательно должна быть отражена информация:

  • нынешняя категория и та, которая необходима заявителю;
  • кадастровые данные надела;
  • обоснования для изменения данного параметра;
  • указание на право заявителя, например, участок является собственностью или лицо выступает в качестве нанимателя.

Скачать ходатайство о переводе земель из одной категории в другую (образец/бланк)

Результат рассмотрения заявления – вынесение акта перевода в другую категорию (в случае принятия положительного решения). Далее этот акт передаётся в Росреестр администрацией, которая рассматривала ходатайство.

Администрация муниципального образования принимает такие заявления в случае, если выступает собственником земли или участок находится в частной собственности у самого заявителя. В противном случае обращаться нужно к первоначальному владельцу, например, к Правительству РФ.

Один из самых сложных вопросов возникает тогда, когда владелец хочет присвоить наделу категорию населённого пункта или наоборот, вывести из неё. Такой случай влечёт изменение границ муниципального образования.

Ссылка на документ: «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Какие потребуются документы

Изменение такого параметра надела требует предоставления в администрацию не только ходатайства, но и ряда документов, подтверждающих позицию заявителя. В их перечень входят:

  • документ, подтверждающий личность заявителя или правоустанавливающие документы организации;
  • кадастровый паспорт или выписка из него;
  • выписка из ЕГРН. На данный момент её будет достаточно, так как документ содержит и кадастровые данные. Отдельно предоставлять кадастровый паспорт не придётся.

В некоторых случаях нужно будет приложить заключение госэкспертизы или частного эксперта. Необходимо это чтобы обосновать, что изменение не навредит самому участку и окружающей среде.

В принципе, обязательными считаются только заявление и документ о личности, однако, прочие документы увеличат шанс на положительный результат рассмотрения.

Практические особенности процедуры

На первый взгляд может показаться, что изменить категорию земли можно без особых трудностей, но на практике оказывается, что не всё так просто. Процедура может затянуться, а администрация довольно часто отказывает в изменении такого параметра.

Сельскохозяйственные земли редко переводятся в другую категорию, особенно если являются плодородными и представляют реальный интерес для земледелия. Однако, если участки уже давно не используются по назначению, урожайность снизилась, то шансы вырастут. Всё будет зависеть от результата экспертизы.

Важно, чтобы изменение категории не причиняло вреда природе. Гражданин не сможет просто так построить дом на промышленной территории или возвести завод на сельскохозяйственных землях. Для этого зонирование и было введено, чтобы обеспечить порядок и планомерное использование земельного ресурса.

Основной момент заключается в том, что надел не должен иметь особого интереса для использования по своей первоначальной категории. Вот в таком случае перевод параметра будет без проблем реализуем.

Нужно ли проводить оценку

Смена категории земельного надела повлияет и на иные параметры такого объекта собственности, в первую очередь, на его кадастровую стоимость. Это напрямую изменит размер налога, который должен оплатить собственник.

Письмо Министерства Финансов № 03-05-04-02/22593 устанавливает, в какой именно момент начинает применяться новая налоговая база. Так, сумма налога будет изменена в следующем налоговом периоде, а в текущем будет использован предыдущий метод начисления.

Законодатель не требует от собственника самостоятельного проведения оценки. Однако такая процедура может потребоваться, если лицо не согласно с новой стоимостью и оспаривает её в суде.

Изменение категории после утверждения генерального плана

Генеральный план, по сути, это схема, отражающая развитие территории. До его утверждения изменить такой параметр участка проще, для этого нужно принять участие в публичных слушаниях.

Градостроительный кодекс РФ, в , определяет, что генеральный план поселения утверждается местными властями. Проект плана утверждается после проведения публичных слушаний, с учётом позиций заинтересованных лиц.

Собственники наделов могут оспорить результаты утверждения плана, если он нарушает их законные права.

После утверждения плана изменить категорию участка можно, однако шанс на положительный исход уменьшается. При этом подаётся заявление о внесении изменений в генеральный план.

Что ещё можно сделать

На практике изменить категорию использования иногда не так просто. В некоторых случаях процедура и вовсе не возможна, например, если сельскохозяйственные земли представляют особую ценность, построить на их территории завод будет практически невозможно.

Собственники могут попытаться сменить вид разрешённого использования. Процедура представляется более простой и возможной, но она не всегда решает возникшую проблему.

Ещё один вариант – участвовать в утверждении генерального плана при внесении в него глобальных изменений. Однако процедура проводится не всегда и не всегда приносит результат.

При отсутствии собственника

По общему правилу, изменить данную характеристику может не только собственник, но и иной владелец. Если надел находится в частной собственности, а заявление подаёт, например, арендатор, то изменение параметров будет возможно только при согласии собственника. Его явка в этом случае не обязательна. Согласие можно выразить документально и, например, заверить у нотариуса.

Если земля находится в государственной или муниципальной собственности, то выступать с подобным заявлением вправе официальный владелец, например, по договору наследуемого владения или бессрочного пользования.

Категория земельного участка определяет, как конкретный земельный надел может быть использован. Законодатель предусмотрел возможность изменения такого параметра, но на практике это возможно далеко не всегда. Подать соответствующее заявление может собственник, а также иной владелец. Желательно приложить экологическую экспертизу и иные документы, подтверждающие, что изменение не принесёт вреда природе.

Прочтите: Можно ли бесплатно получить землю под родовое поместье?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *