Изменение типа учреждения

В совместном письме Минфина России и Казначейства России от 03.09.2012 г. разъяснен порядок документального оформления операций, связанных с передачей бюджетных и автономных учреждений из собственности одного публично-правового образования в собственность другого

В случае принятия решения о передаче учреждения в собственность другого публично-правового образования ранее открытые учреждению лицевые счета (в органах Федерального казначейства, в финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), а также в кредитных организациях) подлежат закрытию.

В этой связи Федеральным казначейством сообщается перечень мероприятий, проводимых органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими полномочия учредителя передаваемого учреждения, органами Федерального казначейства, а также передаваемыми учреждениями, в том числе по внесению изменений в сводную бюджетную роспись соответствующего бюджета и лимиты бюджетных обязательств, документальному оформлению проводимых операций, представлению необходимых документов в орган Федерального казначейства, отражению показателей на вновь открытых лицевых счетах, составлению промежуточной (окончательной) бухгалтерской отчетности.

Вербицкая Ю. О., юрист МУ «Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения
муниципальных образовательных учреждений Верх-Исетского района»

В соответствии с действующим законодательством до 1 июля 2012 года всем учреждениям следует окончательно определиться с выбором организационно-правовой формы. Поэтому напомним порядок действий в данном случае.

Разрабатываем текст изменений

Итак, определившись с выбором типа учреждения необходимо разработать изменения к уставу. Ведь тип государственного или муниципального учреждения изменяется посредством внесения соответствующих поправок в устав учреждения (ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях). Это может быть как лист изменений, так и новая редакция устава. Последнюю лучше делать, если принято решение заодно изменить и другие положения устава, а их нередко набирается достаточно много. Если же нужно изменить только организационно-правовую форму, то достаточно будет сделать лист изменений.

Еще один важный аспект, о котором следует помнить: изменение типа учреждения – это ни в коем случае не реорганизация, а всего лишь изменение положений учредительных документов.

Итак, что именно нужно поменять в уставе учреждения?

Во-первых, это наименование (следует изменить прежнее, например, слова «Муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия № 9» заменить на «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия № 9»).

Во-вторых, это организационно-правовая форма: о ней должно быть записано тоже в самом начале устава – нужно заменить старую (например, муниципальное учреждение на муниципальное бюджетное учреждение или муниципальное автономное учреждение – смотря какую форму выбрали).

Если в других пунктах устава нигде не упоминается организационно-правовая форма, то больше ничего менять не придется (обычно сразу в начале определяется полное название учреждения «далее – Учреждение» или «далее – Школа»).

Утверждаем текст изменений

Текст изменений подписывает руководитель учреждения. Затем документы передаются на утверждение учредителю (кто утверждал устав, тот должен утверждать и изменения в него).

Решение или распоряжение об утверждении изменений надо получить от учредителя обязательно, иначе налоговики не зарегистрируют документы.

Уплачиваем госпошлину

Утвердив устав у учредителя, следует уплатить пошлину за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы. Ее размер составляет 20 процентов от размера пошлины, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ. Таким образом, сумма пошлины в рассматриваемом случае составляет 800 руб. (4000 руб. × 20%).

Оплатить пошлину можно как наличным, так и безналичным путем. Назначение платежа – «Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица. «, КБК – 18210807010011000110. Если оплата будет произведена безналичным порядком, платежное поручение обязательно следует заверить в казначействе. Также советуем сразу оплатить госпошлину за получение листа изменений или новой редакции устава.

В назначении платежа следует указать: «Плата за представление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. «, КБК – 18211301030010000130 (размер пошлины – 200 руб. за каждый документ и 400 руб. (по срочному тарифу)).

Регистрируем изменения

Для внесения изменений в устав нужно заполнить Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форму № Р13001 – Приложение № 3 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439). (Форму заявления можно найти здесь.)
В указанном документе заполняют все листы, за исключением тех, которые не относятся к учреждению, в том числе об уставном капитале, о составе участников и т. д. Заявление прошивают и заверяют подписью у нотариуса. Помните, что при обращении к нотариусу потребуются документы учреждения – устав, изменения к нему, свидетельство о регистрации, о постановке на учет и решение о назначении руководителя.

Направляем документы в налоговую инспекцию

Итак, после заверения устава (изменений к нему) на руках должны быть следующие документы: лист изменений (новая редакция устава), распоряжение или решение учредителя об утверждении изменений, квитанция (платежное поручение) об уплате госпошлины, заявление по форме № Р13001, заверенное нотариально.

Далее документы следует направить в налоговый орган. Их можно отправить по почте или представить лично. Это может сделать как руководитель, так и уполномоченное лицо по доверенности (доверенность не нужно заверять нотариально – достаточно печати и подписи руководителя).

Через неделю после подачи документов налоговые органы выдадут свидетельство об изменении учредительных документов. Также выдадут новое свидетельство о постановке на учет (так как изменилось наименование учреждения).

Обратите внимание: изначально выдадут только свидетельство об изменении положений учредительных документов, сами изменения (новую редакцию устава) выдают по отдельному заявлению.

Изменения, заверенные налоговыми чиновниками, обязательно понадобятся. Для того чтобы их получить, необходимо подать заявление в простой письменной форме с просьбой выдать изменения к уставу или новую редакцию устава.

К заявлению прикладывается квитанция или платежное поручение об уплате госпошлины.

После всех вышеуказанных процедур на руках у учреждения должен быть следующий пакет документов: свидетельство о внесении изменений в учредительные документы; новое свидетельство о постановке на учет; лист изменений к уставу или устав в новой редакции с отметкой налогового органа (выдается заверенная копия, но именно она имеет юридическое значение для всех третьих лиц). (Избежать ошибок в учете при смене статуса учреждения помогут Методические рекомендации, утвержденные письмом Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546. Их можно найти здесь).

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Каким образом происходит смена учредителя в негосударственном образовательном учреждении? Может ли учредитель одновременно быть директором данного учреждения?

Ответ

Для смены учредителя учреждения необходимо внести изменения в устав учреждения. Да, учредитель вправе являться директором учреждения (Нужно ли заключить трудовой договор с генеральным директором, который является единственным учредителем (участником, акционером) организации).

В регистрирующий налоговый орган предоставляется: заявление по форме Р13001, устав учреждения в новой редакции (2 экземпляра), решение учредителя учреждения об утверждении устава в новой редакции, документ об оплате государственной пошлины.

Комплект документов, который подается учреждением в регистрирующий налоговый орган для регистрации изменений в устав, указан в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ; пункт 4.1 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ; пункт 1 Положения о ФНС, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).

Для государственной регистрации изменений в устав юридического лица подается заявление по форме Р13001 (пункт 1 Приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, разделы I и V Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

В отношении учредителей заполняются листы Г, Д, Е, Ж, З в зависимости от вида учредителя: один лист заполняется на учредителя, права которого прекращаются, один лист – на учредителя, права которого возникают (пункт 5.8 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, Приложение № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

Изменения в устав учреждения действуют с момента государственной регистрации этих изменений в регистрирующем налоговом органе и ЕГРЮЛ (пункт 6 статьи 52 ГК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что при первом внесении изменений в устав учреждения, устав необходимо привести в соответствие с изменениями Главы 4 ГК РФ и Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (пункты 1, 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Об основных изменениях законодательства, которые коснулись учреждений, читайте в рекомендациях ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Дополнили общие правила о некоммерческих организациях

В отношении всех некоммерческих организаций (независимо от их организационно-правовой формы) новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ предусмотрела три нововведения.

Во-первых, закон конкретизировал ситуацию, когда некоммерческая организация вправе вести деятельность, приносящую доход*. Это допустимо, если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ст. 50 ГК РФ):

  • устав организации предусматривает возможность вести деятельность, приносящую доход (до 1 сентября 2014 года это условие было приведено лишь в п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях);
  • организация ведет такую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых организацию создали;
  • деятельность соответствует целям, ради которых создали организацию.

Во-вторых, новая редакция Гражданского кодекса РФ уточнила, в каких случаях некоммерческую организацию нельзя создать в процессе реорганизации*. Это сделать не удастся в результате преобразования хозяйственного общества или товарищества (п. 3 ст. 68 ГК РФ).

Например, при преобразовании акционерного общества невозможно создать некоммерческое партнерство. До 1 сентября 2014 года закон позволял провести такую реорганизацию (п. 2 ст. 104 ГК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

В-третьих, прямо указали на круг отношений, которые не регулируются правилами Гражданского кодекса РФ* (п. 6 ст. 50 ГК РФ). Такие правила не применяются:

  • к отношениям по ведению некоммерческими организациями своей основной деятельности;
  • к другим отношениям с участием некоммерческих организаций, не относящимся к предмету гражданского законодательства.

В то же время Гражданский кодекс РФ содержит следующую оговорку: закон или устав некоммерческой организации могут предусматривать, что к указанным выше отношениям все-таки применяются правила Гражданского кодекса РФ.».

Под учреждением теперь понимается унитарная некоммерческая организация, которая создана собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Закон прямо указывал на то, что собственником имущества учреждения является учредитель (абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Учреждение же имеет лишь право оперативного управления на имущество, которое*:

  • собственник закрепил за учреждением;
  • учреждение приобрело по иным основаниям.

Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующие виды учреждений (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ)*:

  • частное учреждение (учредитель – гражданин или юридическое лицо);
  • государственное учреждение (учредитель – Российская Федерация или ее субъект)*;
  • муниципальное учреждение (учредитель – муниципальное образование).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (абз. 2 п. 2 ст. 123.21 ГК РФ). Следовательно, у любого учреждения может быть только один учредитель*. Однако учреждение, созданное несколькими учредителями до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ (т. е. до 1 сентября 2014 года), не подлежит ликвидации по такому основанию. Это учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд (ч. 16 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В отношении любого учреждения (независимо от его вида) Гражданский кодекс РФ установил следующие правила.

Во-первых, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также иным имуществом в случаях, установленных в законе* (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ). Если денежных средств или имущества будет недостаточно, собственник соответствующего имущества будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Такие случаи предусмотрены для государственного и муниципального учреждения, а также для частного учреждения.

Во-вторых, органом учреждения является его руководитель, назначаемый учредителем*. Руководителя государственного или муниципального учреждения можно избрать коллегиальным органом, после чего избранного руководителя должен утвердить учредитель. Однако это возможно лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Кроме того, учредитель может принять решение о создании подотчетных ему коллегиальных органов учреждения. Их компетенцию, порядок создания и принятия ими решений определяет закон и устав учреждения.

Такие правила установлены в пункте 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ.

В отношении государственного и муниципального учреждения Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующее*:

  • такое учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества (п. 3 ст. 123.22 ГК РФ);
  • это учреждение можно преобразовать в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом (п. 7 ст. 123.22 ГК РФ);
  • порядок финансового обеспечения деятельности учреждения, а также особенности правового положения учреждений отдельных типов определяются законом (п. 2, 8 ст. 123.22 ГК РФ);
  • такое учреждение может быть трех видов: казенное, бюджетное или автономное (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Казенное учреждение, как и сейчас, отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).

В каком порядке бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года

Оно отвечает всем имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, в том числе имуществом, приобретенным за счет полученных доходов (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).

  • особо ценное движимое имущество, которое собственник этого имущества закрепил за бюджетным учреждением или которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, выделенных собственником его имущества;
  • недвижимое имущество, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества (абз. 2 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ). Причем такое правило распространяется на правоотношения, возникшие не только после 1 сентября 2014 года (т. е. после дня вступления в силу новой редакции ГК РФ), но и после 1 января 2011 года (ч. 15 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В каком порядке автономное учреждение отвечает по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года

Оно отвечает всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, которое:

  • собственник имущества закрепил за автономным учреждением или
  • автономное учреждение приобрело за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества (абз. 2 п. 6 ст. 123.22 ГК РФ). Причем такое правило распространяется на правоотношения, возникшие не только после 1 сентября 2014 года (т. е. после дня вступления в силу новой редакции ГК РФ), но и после 1 января 2011 года (ч. 15 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В отношении частного учреждения Гражданский кодекс РФ установил следующие правила (ст. 123.23 ГК РФ):

  • такое учреждение полностью или частично финансирует собственник его имущества;
  • это учреждение можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд;

учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности денежных средств собственник имущества несет субсидиарную ответственность».

Проведен анализ основных особенностей деятельности, преимуществ и рисков при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение.

Ключевые слова: риск, автономное учреждение, управление.

Автономное учреждение — это некоммерческое образование, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для исполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение в сравнении с бюджетным имеет определенные особенности при проведении своей деятельности, установленные правовым статусом учреждения. На данный момент имеет место ужесточение условий использования внебюджетных средств бюджетными организациями в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации. Возросшая финансово-хозяйственная самостоятельность автономных учреждений предоставляет ряд привилегий для функционирования в сравнении с бюджетным. Следует перечислить основные преимущества от организации автономного учреждения по сравнению с его работой в форме бюджетного:

1. Учредитель автономного учреждения в обязательном порядке устанавливает для учреждения государственное (муниципальное) задание на предоставление услуг и осуществляет финансовое обеспечение исполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

2. Автономное учреждение самостоятельно распределяет и использует полученную из бюджета субсидию (субвенцию) на выполнение задания учредителя, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания, предоставление услуг соответствующего качества в рамках его исполнения и достижение установленных показателей результативности.

3. Автономное учреждение самостоятельно в распоряжении доходами, полученными от оказания платных услуг или исполнения работ по договорам помимо исполнения задания учредителя.

4. Автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях; расходование средств автономным учреждением не контролируется органами Казначейства Российской Федерации.

5. Автономное учреждение не является государственным (муниципальным) заказчиком и не обязано расходовать бюджетные средства на финансирование исполнения задания учредителя через процедуру государственного (муниципального) заказа.

6. Автономное учреждение вправе привлекать заемные средства в рамках осуществления своей деятельности.

7. Для автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего бюджетного учреждения, законодательством предусмотрена возможность в установленных случаях «вернуться» в форму бюджетного учреждения без переоформления разрешительных документов .

Таблица 1

Основные особенности функционирования бюджетных учреждений и автономных учреждений

Показатель

Бюджетное учреждение (БУ)

Автономное учреждение (АУ)

Управление учреждением

Органы управления

Учредитель, руководитель; наблюдательный совет не является обязательным органом.

Также см. ст. 158 БК РФ, определяющую бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Учредитель, наблюдательный совет, руководитель и иные органы, предусмотренные Законом об автономных учреждениях № 174-ФЗ и уставом автономного учреждения

(п.2 ст.8 и ст.9 174-ФЗ)

Финансирование

Участие учредителя в финансировании учреждения

В соответствии со ст.120 ГК РФ, бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. В соответствии с новой редакцией БК РФ (ст. 41), доходы учреждений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и платных услуг включаются в состав неналоговых доходов бюджетов (после принятия соответствующего Федерального закона).

В соответствии с п.3 ст.4 Закона об автономных учреждениях № 174-ФЗ, учредитель финансирует:

1. Выполнение учреждением задания по нормативам;

2. Расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления;

3. Расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, в т. ч. земельные участки;

4. Расходы на развитие АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Преимущества и риски для учреждения при переводе его в форму автономного учреждения могут заключаться в следующем:

1. Автономное учреждение извлекает доходы из двух основных источников:

а) бюджетное финансирование исполнения задания учредителя, содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества, уплаты налогов и развития учреждения в рамках утвержденных программ;

б) доходы от предпринимательской деятельности помимо исполнения задания учредителя. При этом доходы автономного учреждения поступают в его собственное распоряжение (собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления деятельности автономным учреждением). Высокий уровень финансовой самостоятельности автономного учреждения дает ему возможность существенного увеличения внебюджетных доходов.

2. Одним из основных рисков для автономного учреждения является вероятность понижения объёма государственного (муниципального) задания и, соответственно, величины бюджетного финансирования. Способом нейтрализации данного риска может служить разработка и принятие регионального или местного бюджета на трехлетний период либо утверждение перспективного финансового плана с выделением на среднесрочную перспективу строки «субсидии автономным учреждениям» с неснижаемым из года в год плановым объемом ассигнований. Необходимо отметить, что риск понижения объемов бюджетного финансирования существует также и для бюджетных учреждений.

3. Риском для автономного учреждения также является возможность банкротства кредитного учреждения, в котором автономное учреждение открыло счет. В качестве способа нейтрализации данного риска можно предложить выбор учреждением для открытия счета наиболее надежных банков — например, таких, существенная доля акций которых находится в государственной собственности (Сбербанк РФ, Внешторгбанк и пр.).

4. Для автономного учреждения имеет место значимый риск невозможности исполнения своих обязательств перед кредиторами. В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам, а собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Таким образом, автономное учреждение в случае невозможности исполнения своих обязательств перед кредиторами отвечает по обязательствам своим движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств учреждения, а также денежными средствами на своих банковских счетах.

5. Немаловажным для автономного учреждения является также риск несвоевременного финансирования исполнения задания учредителя и (или) поступления доходов от оказания платных услуг и исполнения работ по договорам помимо исполнения задания. Задержка при перечислении субсидии (субвенции) на выполнение задания учредителя в соответствии с установленным графиком может привести к невыполнению автономным учреждением своих обязательств перед персоналом и внешними контрагентами, несоблюдению гарантий получателям услуг, что может привести к потере платежеспособности учреждения и снижению объемов и (или) качества оказываемых услуг. Что касается доходов от оказания платных услуг и исполнения работ по договорам помимо исполнения задания учредителя, то практика показывает, что сокращение доходов от платных услуг до 10 % относительно плановых показателей позволяет учреждению относительно безболезненно покрыть свои обязательства за счет переноса на более поздний срок некоторых расходов. Более значительные сокращения внебюджетных доходов, как правило, приводят к серьезным последствиям и оказывают негативное влияние на качество и объемы оказываемых учреждением услуг.

Автономные учреждения обладают самостоятельностью в распоряжении всеми доходами, полученными от оказания платных услуг и исполнения договоров помимо исполнения задания учредителя. В соответствии с Законом об автономных учреждениях собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности учреждения в случае сдачи в аренду с согласия учредителя имущества, находящегося на праве оперативного управления. Все доходы от аренды поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, но учредитель при этом не финансирует расходы на содержание сданного в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления.

Литература:

1. Абанкина И. В., Меркулова Г. И., Осовецкая Н. Я. Основные критерии перевода бюджетных учреждений образования в автономные учреждения и принципы финансового планирования их деятельности. // Вести образования

2. Вифлеемский А. Переход бюджетного учреждения в автономное. // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, № 1, июль 2007 г.

3. Емельянова О. Особенности налогообложения автономных учреждений. // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, № 2, август 2007 г.

4. Оценка возможных рисков и последствий перевода бюджетных учреждений образования в автономные учреждения. «ИМА Консалтинг», http://www.ima-consulting.ru/

5. Письмо Минэкономразвития России от 18 января 2008 г. № Д04–90 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа, переименования и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений

МЭРИЯ ГОРОДА МАГАДАНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 года N 2578
Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа, переименования и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений

(с изменениями на 16 июня 2020 года)

(в ред. Постановлений мэрии г. Магадана от 13.01.2011 N 48, от 03.06.2011 N 1979, от 25.11.2019 N 3852, от 16.06.2020 N 1606)

В соответствии с пунктом 2 статьи 13, пунктами 1.1, 4 статьи 14, пунктом 2.1 статьи 16, пунктом 2 статьи 17.1, пунктом 5 статьи 18 и пунктом 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частью 3 статьи 5, частью 5 статьи 18 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и частью 15 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», руководствуясь статьями 34.1 и 45 Устава муниципального образования «Город Магадан», мэрия города Магадана постановляет:

1. Утвердить Порядок создания, реорганизации, изменения типа, переименования и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений согласно приложению.

(в ред. Постановления мэрии города Магадана от 25.11.2019 N 3852)

2. Отраслевым (функциональным) органам мэрии города Магадана, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении муниципальных учреждений, до 1 сентября 2011 года привести уставы подведомственных муниципальных учреждений в соответствие с настоящим Постановлением.

(п. 2 в ред. Постановления мэрии г. Магадана от 03.06.2011 N 1979)

3. Признать утратившим силу приложение N 1 Постановления мэрии города Магадана от 24.12.2009 N 3578 «О порядке создания автономных учреждений в муниципальном образовании «Город Магадан».

4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

5. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2011 года за исключением положений, регулирующих порядок изменения типа муниципального учреждения, не являющегося его реорганизацией, вступающих в силу с 1 октября 2010 года

(п. 5 в ред. Постановления мэрии г. Магадана от 13.01.2011 N 48)

6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя мэра города Магадана Вечканова В.Т.

Мэр города Магадана
В.П.ПЕЧЕНЫЙ

Приложение. Порядок создания, реорганизации, изменения типа, переименования и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений

Приложение
к Постановлению
мэрии города Магадана
от 31.08.2010 N 2578

(в ред. Постановлений мэрии города Магадана от 25.11.2019 N 3852, от 16.06.2020 N 1606)

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с пунктом 2 статьи 13, пунктами 1.1, 4 статьи 14, пунктом 2.1 статьи 16, пунктом 2 статьи 17.1, пунктом 5 статьи 18 и пунктом 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частью 3 статьи 5, частью 5 статьи 18 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и частью 15 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», устанавливает процедуры создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений, которые созданы (планируется создать) на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее — муниципальные учреждения), а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

II. Создание муниципального учреждения

2.1. Муниципальное учреждение может быть создано путем его учреждения в соответствии с настоящим разделом или путем изменения типа существующего муниципального учреждения в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.

2.2. Решение о создании муниципального учреждения путем его учреждения принимается мэрией города Магадана в форме постановления.

2.3. Постановление мэрии города Магадана о создании муниципального учреждения должно содержать:

а) наименование создаваемого муниципального учреждения с указанием его типа;

б) основные цели деятельности создаваемого муниципального учреждения, определенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами;

в) наименование отраслевого (функционального) органа мэрии города Магадана, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя сочетаемого муниципального учреждения;

г) сведения о недвижимом имуществе (в том числе земельных участках), которое планируется закрепить (предоставить в постоянное (бессрочное) пользование) за создаваемым муниципальным учреждением;

д) перечень мероприятий по созданию муниципального учреждения с указанием сроков их проведения.

2.4. Проект постановления мэрии города Магадана о создании муниципального учреждения подготавливается соответствующим отраслевым (функциональным) органом мэрии города Магадана, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя данного муниципального учреждения, при обязательном согласовании с комитетом по финансам мэрии города Магадана и комитетом экономического развития мэрии города Магадана.

2.5. К проекту постановления мэрии города Магадана о создании муниципального учреждения прилагается пояснительная записка, которая должна содержать:

а) обоснование целесообразности создания муниципального учреждения;

б) информацию о предоставлении создаваемому муниципальному учреждению права выполнять муниципальные функции (для казенного учреждения).

2.6. После принятия постановления мэрии города Магадана о создании муниципального учреждения приказом (распоряжением) отраслевого (функционального) органа мэрии города Магадана, осуществляющего функции и полномочия учредителя, разрабатывается и утверждается устав данного муниципального учреждения в соответствии с разделом 6 настоящего Порядка.

III. Реорганизация муниципального учреждения

3.1. Реорганизация муниципального учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения.

3.2. Решение о реорганизации муниципального учреждения в форме разделения, выделения, слияния или присоединения принимается мэрией города Магадана в порядке, аналогичном порядку создания муниципального учреждения путем его учреждения.

IV. Изменение типа, переименование муниципального учреждения

(в ред. Постановления мэрии города Магадана от 25.11.2019 N 3852)

4.1. Изменение типа, переименование муниципального учреждения не является его реорганизацией.

(п. 4.1 в ред. Постановления мэрии города Магадана от 25.11.2019 N 3852)

4.2. Решение о переименовании муниципального учреждения принимается мэрией города Магадана в форме постановления.

Постановление мэрии города Магадана о переименовании муниципального учреждения должно содержать:

а) наименование муниципального учреждения с указанием его типа;

б) измененное наименование муниципального учреждения с указанием его типа;

в) наименование отраслевого (функционального) органа мэрии города Магадана, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципального учреждения;

г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности муниципального учреждения;

д) перечень мероприятий по созданию муниципального учреждения с указанием сроков их проведения.

(п. 4.2 в ред. Постановления мэрии города Магадана от 25.11.2019 N 3852)

4.3. Решение об изменении типа муниципального учреждения в целях создания муниципального казенного, бюджетного учреждения принимается мэрией города Магадана в форме постановления.

(п. 4.3 в ред. Постановления мэрии города Магадана от 25.11.2019 N 3852)

4.4. Постановление мэрии города Магадана об изменении типа муниципального учреждения в целях создания муниципального казенного, бюджетного учреждения должно содержать:

а) наименование существующего муниципального учреждения с указанием его типа;

б) наименование создаваемого муниципального учреждения с указанием его типа;

в) наименование отраслевого (функционального) органа мэрии города Магадана, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципального учреждения;

г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности муниципального учреждения;

д) перечень мероприятий по созданию муниципального учреждения с указанием сроков их проведения.

(п. 4.4 в ред. Постановления мэрии города Магадана от 25.11.2019 N 3852)

4.5. Решение об изменении типа муниципального учреждения в целях создания муниципального автономного учреждения принимается мэрией города Магадана в форме постановления. Указанное постановление должно содержать:

а) наименование существующего муниципального учреждения с указанием его типа;

б) наименование создаваемого муниципального учреждения с указанием его типа;

в) наименование отраслевого (функционального) органа мэрии города Магадана, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципального учреждения;

г) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;

д) перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.

4.6. Проект постановления мэрии города Магадана об изменении типа муниципального учреждения в целях создания муниципального казенного, муниципального бюджетного учреждения, переименовании муниципального учреждения подготавливается соответствующим отраслевым (функциональным) органом мэрии города Магадана, который осуществляет функции и полномочия учредителя муниципального учреждения, при обязательном согласовании с комитетом по финансам мэрии города Магадана и комитетом экономического развития мэрии города Магадана.

К проекту постановления мэрии города Магадана об изменении типа муниципального учреждения в целях создания муниципального казенного, муниципального бюджетного учреждения учредителем муниципального учреждения прилагается пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа муниципального учреждения и информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

К проекту постановления мэрии города Магадана об изменении типа муниципального учреждения в целях создания муниципального автономного учреждения учредителем муниципального учреждения прилагается предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 325. Данное предложение подготавливается учредителем муниципального учреждения по инициативе или с согласия муниципального учреждения и подлежит согласованию с комитетом по управлению муниципальным имуществом города Магадана.

(п. 4.6 в ред. Постановления мэрии города Магадана от 16.06.2020 N 1606)

4.7. После принятия постановления мэрии города Магадана об изменении типа, переименовании муниципального учреждения отраслевой (функциональный) орган мэрии города Магадана, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вносит изменения в устав этого муниципального учреждения в соответствии с разделом 6 настоящего Порядка.

(п. 4.7 в ред. Постановления мэрии города Магадана от 25.11.2019 N 3852)

V. Ликвидация муниципальных учреждений

5.1. Решение о ликвидации муниципального учреждения принимается мэрией города Магадана в форме постановления. Указанное постановление должно содержать:

а) наименование учреждения с указанием типа и места нахождения;

б) поручение отраслевому (функциональному) органу мэрии города Магадана, осуществляющему функции и полномочия учредителя провести мероприятия по ликвидации муниципального учреждения;

в) наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

5.2. Проект постановления мэрии города Магадана о ликвидации муниципального учреждения подготавливается соответствующим отраслевым (функциональным) органом мэрии города Магадана, который осуществляет функции и полномочия учредителя муниципального учреждения.

К проекту постановления мэрии города Магадана о ликвидации муниципального учреждения прилагается пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности ликвидации учреждения и информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

5.3. После принятия постановления мэрии города Магадана о ликвидации муниципального учреждения отраслевой (функциональный) орган мэрии города Магадана, осуществляющий функции и полномочия учредителя, издает приказ (распоряжение), в котором определяется основание ликвидации, порядок и сроки ликвидации, утверждается состав ликвидационной комиссии (ликвидатор).

5.3.1. Представитель архивного отдела мэрии города Магадана является неизменным членом ликвидационной комиссии. Основной функцией представителя архивного отдела мэрии города Магадана является обеспечение передачи на хранение в архив документов, требующих длительного хранения, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

(п. 5.3.1 введен Постановлением мэрии города Магадана от 25.11.2019 N 3852)

5.4. При ликвидации муниципального казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

5.5. Требования кредиторов ликвидируемого муниципального учреждения (за исключением казенного учреждения) удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Недвижимое имущество муниципального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также недвижимое имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией комитету по управлению муниципальным имуществом города Магадана.

Движимое имущество муниципального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также движимое имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией комитету по управлению муниципальным имуществом города Магадана.

VI. Утверждение устава муниципального учреждения и внесение в него изменений

6.1. Устав муниципального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются приказом (распоряжением) отраслевого (функционального) органа мэрии города Магадана, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

6.2. Устав должен содержать:

а) общие положения, устанавливающие в том числе:

— наименование муниципального учреждения с указанием в наименовании его типа;

— информацию о месте нахождения муниципального учреждения;

— наименование учредителя и собственника имущества муниципального учреждения;

— наименование отраслевого (функционального) органа мэрии города Магадана, осуществляющего функции и полномочия учредителя и собственника муниципального учреждения;

б) предмет и цели деятельности учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые муниципальное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

в) раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения;

г) раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе:

— порядок распоряжения имуществом, приобретенным муниципальным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества);

— обязанность учреждения представлять имущество к учету в реестре муниципального имущества города Магадана в установленном порядке;

— порядок передачи муниципальным бюджетным учреждением некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств, иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;

— порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

— запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за муниципальным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из бюджета муниципального образования «Город Магадан» или бюджета внебюджетного фонда Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

— положение об открытии лицевых счетов муниципальному учреждению в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах, открываемых муниципальному учреждению в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— положение о ликвидации муниципального учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

— указание на субсидиарную ответственность муниципального образования «Город Магадан» по обязательствам муниципального казенного учреждения в лице отраслевого (функционального) органа мэрии города Магадана, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

д) иные разделы — в случаях, предусмотренных федеральными законами.

6.3. Содержание устава муниципального автономного учреждения должно соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «Об автономных учреждениях».

Как с первого раза внести изменения в устав бюджетного учреждения, не теряя времени на исправление ошибок?

1. В первую очередь подготовьте изменения к уставу в двух или трех экземплярах (один для себя, один для налоговой, один по необходимости – для учредителя), затем утвердите его учредителем учреждения (проставьте подпись и печать учредителя, а также укажите, на основании какого распорядительного документа вносятся изменения – приказ, распоряжение учредителя и т. п.). Обратите внимание, что в налоговый орган сдается два экземпляра изменений к уставу, один из которых возвращается вам в сшитом и заверенном виде.

2. Подберите подходящую по расположению и ценам на услуги нотариальную контору. Позвоните и обговорите возможное время для беседы с нотариусом или помощником нотариуса, соберите необходимые документы:

• оригинал устава организации (плюс все изменения к нему);

• оригинал свидетельства ИНН, ОГРН;

• оригинал документа, подтверждающего полномочия руководителя учреждения (например, приказ о назначении директора на должность).

3. Заполните заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы по форме № Р 13001.

Совет: скачайте заявление в формате Excel, так его легче будет заполнить и распечатать необходимые страницы. Подписывать заявление необходимо в присутствии нотариуса.

4. Отправляйтесь к нотариусу с собранными документами, которые он проверит и в случае наличия всего необходимого подготовит сшитое и заверенное заявление, а также пригласит руководителя учреждения для подписания заявления.

5. Оплатите госпошлину за внесение изменений в учредительные документы в размере 800 руб. Квитанцию для оплаты можно сформировать на сайте ФНС РФ.

6. Оригинал квитанции об уплате госпошлины, оригинал решения учредителя о внесении изменений в устав, а также нотариально заверенное заявление по форме № Р 13001 направляйте:

• непосредственно в инспекцию – лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности;

• в многофункциональный центр – лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности.

7. Если документы в порядке, то через 5 рабочих дней в инспекции лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности можно получить:

• лист записи ЕГРЮЛ;

• экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа.

Документы могут направить на ваш адрес и по почте. В пределах территории Москвы документ можно получить также через DHL Express и Pony Express.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *