Как оформить паспорт отходов?

Содержание

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования разъясняет порядок паспортизации отходов

В связи с многочисленными обращениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросу паспортизации отходов I-IV классов опасности, а также подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», Росприроднадзором подготовлены разъяснения по актуальным вопросам. Вопрос 1. Что относится к виду отхода, включенному в федеральный классификационный каталог отходов. Ответ. Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2014 № 33393) (далее – ФККО). Документ опубликован в «Российской газете». В соответствии с пунктом 2 приказа данный документ вступает в силу с 01 августа 2014 года. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 размещен на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов». Классификация отходов в ФККО выполнена по следующим классификационным признакам: происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода используются для кодирования происхождения отходов и их состава, девятый и десятый знаки кода – для кодирования агрегатного состояния и физической формы. Одиннадцатый знак показывает класс опасности отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов; для видов отходов значащая цифра «1» обозначает I класс опасности; «2» – II класс опасности; «3» – III класс; «4» – IV класс; «5» – V класс опасности отхода. Вопрос 2. Необходимо ли хозяйствующим субъектам, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, оформлять паспорта на отходы I — IV классов опасности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Ответ. С 01 августа 2014, с даты вступления в силу Постановления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы по типовой форме, утвержденной Постановлением. При составлении паспорта на отход I-IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями Постановления. Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Согласно п.6 Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утверждённых Постановлением (далее – Правила), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта отхода подтверждают его отнесение к конкретному классу опасности в порядке, установленном Минприроды России. Согласно ч.3 ст.14 Закона № 89-ФЗ на отходы I — IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I — IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Таким образом, процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной перед процедурой паспортизации отходов. Составление паспорта согласно Постановлению. Согласно позиции Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 в случае, если хозяйствующим субъектом было произведено подтверждение отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности до 01 августа 2014 года, такие документы и обосновывающие материалы (*) могут быть использованы хозяйствующим субъектом для оформления паспорта отхода I–IV класса опасности согласно требованиям Постановления при совокупности следующих условий: 1. Наличие соответствующих подтверждающих документов и обосновывающих материалов отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности. К таким документам и материалам относятся (*): -свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды, выданное территориальным органом Росприроднадзора (ранее -территориальным органом Ростехнадзора), согласованный территориальным органом Росприроднадзора (ранее — территориальным органом Ростехнадзора) паспорт на отход I-IV класса опасности; -документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав отхода, заверенные хозяйствующим субъектом: копии акта обора проб отхода, протокола результатов количественного химического анализа отхода, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава отхода посредством соответствующих измерений; копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода на основании сведений, содержащихся в этих документах); -документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение отхода к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее — Критерии-511), — в случае установления класса опасности отхода в соответствии с Критериями-511: расчет класса опасности отхода для окружающей среды; копии акта обора проб отхода для проведения биотестирования, протокола биотестирования отхода, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев-511 по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует; -информация, включающая сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме отхода, заверенные хозяйствующим субъектом. Согласно письму Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 с 01 августа 2014 подтверждением отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности для хозяйствующего субъекта является копия письма территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенного в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО. Необходимо обратить внимание, для отходов, включенных в ФККО, класс опасности отхода может быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее – БДО), но только при условии совпадения всех классификационных признаков отходов — происхождения, условий образования, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы. 2. Наличие в указанных выше подтверждающих документах и обосновывающих материалах сведений, по которым возможно однозначно осуществить сопоставление классификационных признаков конкретного вида отхода с классификационными признаками вида отхода, включенного в ФККО и БДО (размещен на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов»). При этом необходимо понимать, что вид отхода, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав отхода, агрегатное состояние и физическая форма отхода. На основании изложенного, в случае наличия у хозяйствующего субъекта на отход I — IV класса опасности, включенный в ФККО, документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды (*), то есть при условии, что ранее класс опасности вида отхода был подтвержден территориальным органом Росприроднадзора (ранее — территориальным органом Ростехнадзора) и соответствует классу опасности вида отхода, включенного в ФККО и БДО, и при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма соответствующим аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, составляется паспорт на отход I — IV класса опасности, включенный в ФККО, по форме, утвержденной Постановлением. При этом копия оформленного, согласно требованиям Постановления, паспорта отхода I–IV класса опасности, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности (*), подаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в одном экземпляре на бумажном носителе с сопроводительным письмом и описью вложения или направляются почтой с сопроводительным письмом, описью вложения и с уведомлением о вручении. В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, паспорт действует бессрочно. Внесение изменений в паспорт не допускается. Вопрос 3. Какие документы необходимо оформлять на отходы V класса опасности. Ответ На виды отходов, отнесенные к V классу опасности для окружающей среды, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо наличие: документов, подтверждающих химический и (или) компонентный состав вида отхода; информации, включающей сведения о происхождении, условиях образования, агрегатном состоянии и физической форме вида отхода; при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее – Критерии-511) – документов и материалов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, в соответствии с Критериями-511. Вопрос 4. В результате производственной деятельности предприятия образуются отходы. Ранее класс опасности отходов для окружающей среды в установленном законом порядке не подтвержден. Чем необходимо руководствоваться предприятию для выполнения требований законодательства в части паспортизации отходов. Ответ. При паспортизации отходов I-IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Согласно пункту 6 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее – Правила), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно Постановления, для отходов, включенных и не включенных в ФККО, предусматривается различный процедурный порядок паспортизации. Минприроды России (письмо от 15.09.2014 № № 05-12-44/20925) указано на целесообразность при проведении с 01 августа 2014 года процедуры отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности хозяйствующим субъектам устанавливать класс опасности вида отхода: 1. На основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, либо, 2. При отсутствии вида отхода, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России. До вступления в силу указанных критериев необходимо руководствоваться Критериями отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее – Критерии-511). В настоящее время разработанный Минприроды России проект приказа «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» проходит процедуру оценки регулирующего воздействия, после завершения которой, будет в установленном порядке утвержден и направлен Минприроды России на государственную регистрацию в Минюст России. Согласно позиции Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 в период отсутствия действующего нормативного правового акта, регулирующего порядок организации работ по отнесению отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности для окружающей среды и их идентификации, необходимо руководствоваться следующим. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды (как включенных, так и не включенных в ФККО) хозяйствующему субъекту, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и обосновывающие материалы: -заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды с индивидуальными регистрационными данными хозяйствующего субъекта (в заявлении о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды указываются: фамилия, имя, и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя; полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;идентификационный номер налогоплательщика); -информация, включающая сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов; -документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отхода, заверенные хозяйствующим субъектом с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава: копия акта обора проб вида отхода, в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений, копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода посредством соответствующих измерений, копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода на основании сведений, содержащихся в этих документах; -документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отхода к конкретному классу опасности в соответствии с критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511) — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев-511; -копии акта обора проб вида отхода и документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511), по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. -предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, — при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО; -предложение о включении данного вида отходов в ФККО и БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования, — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511). Территориальный орган Росприроднадзора проверяет комплектность представленных материалов заявителя (заявление с другими документами и обосновывающими материалами) и в течение 5 дней направляет их в ФБУ «ФЦАО», осуществляющее, в соответствии с п.3 приказа Росприроднадзора от 24.12.2010 № 441 «Об организации работы по паспортизации отходов I-IV класса опасности», проведение проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификации. В случае выявления некомплектности материалов заявителя территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов вручает заявителю уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае непредставления заявителем в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, связанных с некомплектностью материалов, надлежащим образом оформленных материалов заявителя, территориальный орган Росприроднадзора возвращает заявителю заявление и прилагаемые к нему документы и обосновывающие материалы с мотивированным обоснованием причин возврата, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 5 дней. Проведение проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификации осуществляется ФБУ «ФЦАО», которым в территориальные органы Росприроднадзора направляется — либо заключение о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности; либо заключение о несоответствии данного вида отхода определенному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности, в связи с несовпадением классификационных признаков отхода, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; либо заключение о несоответствии материалов заявителя критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – Критериям-511), которое привело к неправильному определению класса опасности вида отхода, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отхода, и/или недостаточности классификационных признаков для включения данного вида отхода в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; в Росприроднадзор направляется – заключение о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности с предложением о его включении в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования; Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления заключения ФБУ «ФЦАО» уведомляет заявителя: о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о несоответствии данного вида отхода определенному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности, в связи с несовпадением классификационных признаков отхода, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; о несоответствии материалов заявителя критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – Критериям-511), которое привело к неправильному определению класса опасности вида отхода, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отхода, и/или недостаточности классификационных признаков для включения данного вида отхода в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения. Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления решения Росприроднадзора о включении данного вида отхода в ФККО и БДО уведомляют заявителя о включении данного вида отхода в ФККО. Территориальный орган Службы обеспечивает хранение материалов, представленных заявителем. Установлено, что территориальные органы Росприроднадзора информируют заявителя о результатах рассмотрения его материалов, в следующий срок: при наличии в составе документов заявителя предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 45 дней; при наличии в составе документов заявителя предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 90 дней. Только при получении письма территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности, или о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО, хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт, в порядке, установленном Постановлением. При этом, копия паспорта, заверенного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности подаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в одном экземпляре на бумажном носителе с сопроводительным письмом и с описью вложения или направляются в его адрес почтовым отправлением с сопроводительным письмом и с описью вложения и с уведомлением о вручении. Вопрос 5. Необходимо ли переоформлять разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Ответ. В соответствие с разъяснительным письмом Минприроды России от 30.07.2014 № 05-12-44/16059, в связи с тем, что Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, сохранил преемственность с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 (в редакции приказа МПР России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786» (утратил силу с 01.08.2014), в отношении установленных ранее классов опасности отходов, выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее – Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением двух случаев: при наступлении установленного законодательством Российской Федерации случая необходимости переоформления разрешительной документации; при выявлении несоответствий в установленном классе опасности конкретного вида отхода, указанного в разрешительных документах природопользователя, в том числе в подготовленных им материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, с классом опасности этого вида отхода, установленного ФККО. Росприроднадзор обращает внимание, что вся отчетность, представляемая в Росприроднадзор и его территориальные органы, а также все разрешительные документы в области обращения с отходами, поступающие в Росприроднадзор и его территориальные органы с 01 августа 2014 года, должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Постановления. Актуализированная информация по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после 1 августа 2014 г. размещается на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов».

Кто должен разрабатывать паспорта отходов?

Что из себя представляет паспорт отхода?

Паспорт опасного отхода представляет собой экологический документ, который содержит полный комплекс сведений о конкретном наименовании отхода, образовавшемся в ходе производственной деятельности предприятия. Содержащиеся в нем данные охватывает такие сведения об отходе, как:

  • его наименование;
  • химический и компонентный состав;
  • физическое состояние;
  • процессы образования;
  • опасные свойства;
  • класс опасности;
  • код отхода согласно ФККО;
  • данные о предприятии, на котором отход образовался (наименование, реквизиты, контакты).

Если же опираться на определение паспорта отходов, представленное в Законе №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то основная цель, которой служит разработка паспорта — это присвоение отходам класса опасности и отнесение их к определенному виду на основании данных о составе отхода.

Разработка паспорта отхода 1-4 класса опасности проводится индивидуально для каждого образующегося отхода.

Какие организации должны разрабатывать паспорта отходов?

Разработка паспортов отходов регламентирована законодательно. Опираться при этом следует на статью 14 вышеуказанного Закона №89-ФЗ. В ней говорится, что все юридические лица или индивидуальные предприниматели в обязательном порядке должны присвоить всем наименованиям отходов, образовавшимся в производственных процессах, определенный класс опасности.

К таким организациям можно отнести почти всех: школы, детские сады, администрации, муниципалитеты, коммерческие и государственные организации и предприятия.

Необходимо отметить, что не нужны паспорта всем медицинским организациям (медицинский ОКВЭД), в том числе аптекам и санаториям.

Присвоение всем наименованиям отходов происходит в процесс разработки паспортов опасных отходов. Касается данное требование предприятий, территориально расположенных в Российской Федерации, отходы от функционирования которых относятся к опасным отходам 1-4 классов опасности.

На 5 класс опасности вместо паспортов разрабатываются сведения об отходах. Основанием служит протокол лабораторного анализа этого отхода.

Разработка паспортов и сведений на отходы должна быть произведена не позднее трех месяцев с момента образования вида отходов на предприятии.

Как происходит процесс образования отходов?

Если разбираться подробно, то отходы образуются практически при любом виде деятельности. И это не обязательно должны быть отходы производства. Мы ежедневно сталкиваемся с отходами потребления, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека. Такие отходы образуются и в обычных офисах, и в крупных производственных компаниях. Наиболее часто встречающиеся виды отходов, образующиеся практически повсеместно и требующие разработки паспортов:

  • это люминесцентные лампы (1 класс),
  • строительный мусор (4 класс),
  • твердые бытовые (4 класс),
  • пищевые отходы (4 или 5 класс).

В целом, перечень отходов, требующих наличия паспортов, в первую очередь определяется направлением деятельности организации.

Кроме того, без разработанного паспорта неправомерными будут такие операции с отходами, как их транспортировка, обезвреживание или дальнейшая утилизация. Ведь именно в паспорте прописаны наименованием отходов. При отсутствии паспорта на отходы у предприятия не будет возможности передать их для дальнейшего оборота в спецорганизацию.

Не требуют обязательной разработки паспортов лишь те отходы, которые были отнесены к пятому классу. Для их идентификации достаточно протокола о проведении биотестирования и/или КХА.

Разработка паспортов в составе проекта по отходам.

В первую очередь, паспорта отходов требуется разрабатывать в составе проекта по отходам – ПНООЛР. Это значит, что необходимость по разработке паспортов возлагается на все крупные предприятия, не относящим себя к субъектам малого и среднего предпринимательства, и образующим в процессе деятельности отходы производства и потребления. Об этом говорит статья 11 вышеуказанного Закона №89-ФЗ. Без наличия в составе проекта паспортов он просто не будет согласован контролирующими организациями. В паспорте содержится вся основная информация об отходах, на основании которой, и строиться содержание проекта ПНООЛР.

Разработка паспортов отходов управляющими компаниями, арендодателями и арендаторами.

Обычно предприятия, образующие отходы, разделяют на три основные группы. Это управляющие компании, арендаторы и арендодатели.

Управляющие компании – это такие организации, которые на договорной основе обеспечивают функционирование других компаний, либо зданий, сооружений или помещений. В роли таких компаний могут выступать бизнес-центры, торговые центры, отдельные предприятия. Обычно ими самостоятельно организуются процессы по управлению отходами, например, организует их накопление. Они самостоятельно заключают и договоры со специализированными организациями, осуществляющими вывоз накопленных отходов. Соответственно, отчетность в Росприроднадзор также сдается управляющими компаниями.

При оформлении договора аренды на помещение с управляющей компанией сразу же стоит обратить внимание на пункт по ответственности за образующиеся отходы. Необходимо прописать непосредственное обращение с отходами соответствующим образом, чтобы в дальнейшем у контролирующих организаций не было к арендаторам никаких претензий.

То же правило касается и арендодателей, так как именно они в первую очередь несут ответственность за накопление отходов арендаторов. Исключение в данном вопросе составляют лишь объекты общественного питания, которыми самостоятельно организуются процессы накопления и вывоза отходов. Соответственно, паспорта отходов должны разрабатываться арендодателями самостоятельно, что также прописывается в договорах аренды помещений.

Еще одним исключением может стать случай с наличием единственного арендатора помещения, ведущего хозяйственную деятельность с образованием отходов. Если арендодатель в данном случае не связан с другими процессами, следствием которых является образование отходов, паспорта разрабатываются арендатором. При этом арендодателю желательно иметь в наличии паспорт на отходы, образующиеся в ходе деятельности, осуществляемой по его фактическому адресу.

В целом, арендаторы разрабатывают паспорта в зависимости от вида сдаваемого в аренду помещения. Это могут быть паспорта на отходы с территории или парковки, отходы арендаторов или хозяйственной деятельности самого арендодателя.

Арендаторы также не освобождаются от ответственности по разработке паспортов. Если в ходе их деятельности образуются отходов, то, согласно все той же статьи 14 Закона №89-ФЗ, они должны присвоить им класс опасности, для чего становится необходимой разработка паспортов.

Преимущества в разработке паспортов.

Вовремя разработанный паспорт обезопасит предприятие от получения крупных штрафов за несоблюдение требований по управлению отходами. Плюсом паспортизации является и тот момент, что срок действия разработанного паспорта не ограничен. Единственным основанием к его повторной разработке может стать лишь смена названия или реквизитов предприятия, либо изменения в технологическом процессе, когда идентифицированный ранее отход приобретает свойства, по которым происходит его отнесение к иному классу опасности.

Кроме того, разработанные паспорта не требуют согласования с контролирующей организацией Они отправляются в уведомительном порядке, а значит не требуется и дополнительных затрат со стороны предприятия.

Ответственность за осуществление деятельности с отходами при отсутствии паспортов отходов.

В случаях, когда управление отходами на предприятии осуществляется без разработанных паспортов, к нему могут быть применены штрафные санкции, определяемые главой 8 пунктом 8.2 «Кодекса об административных правонарушениях».

Штраф для юрлица составляет до 250 тысяч рублей при неверном обращении с отходами. Должностным лицам отсутствие паспорта на предприятии обойдется в сумму до 30 тысяч, а фирмам, не являющимся юридическими лицами – до 50 тысяч рублей. Кроме того, деятельность объекта может быть остановлена по решению контролирующей организации на срок до трех месяцев.

Как сделать паспорт отходов самостоятельно: алгоритм проведения паспортизации и образцы документов

Обращение с отходами должно происходить согласно законодательству.

Одним из требований нормативных актов является составление на них паспорта отходов.

Его наличие у хозяйствующего субъекта позволяет правильно подбирать способы сбора, переработки и иных действий с образовавшимися отходами, максимально безопасные для окружающей экосистемы.

Паспортизация осуществляется на основе данных о веществе, степени наносимого вреда природе.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как происходит паспортизация отходов 1-4 классов опасности;
  • каков порядок заполнения документов и их образцы;
  • какова стоимость паспорта;
  • кто должен его делать;
  • как сделать паспорт отходов самостоятельно.

Почему важно подтверждение отходов к конкретному классу и когда это нужно?

Для работы с мусором предусмотрено множество методов, способов и технологий. Их выбор для конкретных веществ должен быть экономически и экологически оптимальным.

Достигается выполнение этого условия путем классификации отходов. Каждому из пяти существующих на территории России классов соответствуют свои установленные мероприятия, правила.

Если знать, к какому классу опасности относится вырабатываемый тип отходов, то можно правильно регламентировать и выполнять работу с ними.

Официальное подтверждение, что вид отходов относится к определенному классу опасности, фиксируется в его паспорте. Этот документ является основанием для проведения с мусором всех предусмотренных утилизационных манипуляций.

Согласно ему осуществляются действия:

  • разработка собственниками отходов техрегламентов, инструкций, актов по порядку обращения с опасными веществами;
  • выбор и организация мест сбора, временного складирования (до 11 месяцев);
  • переход прав на мусор к другому владельцу;
  • вывоз отсортированного мусора от владельца к местам его дальнейшей утилизации, размещению;
  • определение перерабатывающей организацией способа безопасной транспортировки;
  • переработка мусора с применением технологий, подходящих его классности;
  • проверка контролирующими органами соблюдения порядка обращения.

Данные паспорта используются для:

  • подготовки нормативов образования, пределов размещения отходов;
  • расчета платы за экологическое загрязнение;
  • разработки программ экоконтроля;
  • получения лицензий.

Сведения в паспорте должны быть достоверными. Указание неправильной информации способно привести к чрезвычайной ситуации.

К примеру, сокрытие информации об огнеопасности мусора может способствовать такому его складированию, при котором происходит самовозгорание.

О том, как происходит определение класса опасности отходов, мы рассказывали .

Порядок паспортизации утвержден ПП от 16.08.2013 N 712. Этим же постановлением утверждена форма паспорта отходов 1-4 классов опасности. Она является типовой для всех компаний и ИП, которые должны его составлять.

Паспорт – это документ из двух страниц, содержащий данные о производимом мусоре и его владельце:

  • описание вида отходов;
  • состав;
  • физическая форма;
  • технология изготовления продукции, в результате которой образовались ненужные вещества;
  • присвоенный класс опасности;
  • личные данные владельца мусора, его местонахождение, регистрационные сведения.

Паспорт формируется отдельно на каждый вид мусора, образовывающийся у хозяйствующего субъекта. Срок действия его не ограничен.

Если меняется хотя бы одна характеристика вещества, указанная в паспорте, то требуется составление нового. Внесение исправлений в имеющийся документ не допускается.

Необходим ли этот документ на мусор 1-4 классов?

Паспорт является обязательным для веществ, относящихся к первым четырем классам опасности воздействия на экосистему.

Это требование установлено законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Для паспортизации необходимо подтверждение принадлежности вредных компонентов к конкретному классу. Доказательные материалы служат основой для заполнения соответствующих граф паспортной формы.

Отнесение компонента к одному из 4 классов на основании установленной степени его опасности для окружающей биосферы производится по одному из двух способов:

  1. По данным ФККО. Вид отходов сравнивается по классификационным признакам с имеющимися в каталоге веществами. При совпадении происхождения мусора, применяемой технологии его образования, физико-химической формы определяемому виду присваивается название и код, аналогичный существующему в ФККО. В 11 разряде кода указывается класс опасности компонента.
  2. На основании критериев отнесения вещества к конкретному классу. Если с помощью классификатора невозможно определить код мусора, то его владелец заказывает лабораторное исследование компонентов. Затем с его результатами обращается в Росприроднадзор с предложением включить новый видов ФККО. После рассмотрения материалов новое вещество кодируется, ему присваивается наименование, класс опасности.

Меньше времени, денежных средств и трудозатрат занимает определение класса по ФККО.

Способ лабораторного определения и включения нового вида в каталог гораздо сложнее и затратнее. Процесс идентификации занимает более 2 месяцев. Но после его окончания федеральный классификатор пополняется очередным компонентом.

Нужен ли на 5 класс?

Неопасные отходы относятся к 5 классу. Их особенностью является способность саморазрушаться в течение 3 лет, после чего природа полностью восстанавливается.

В основном, к таким отходам относятся:

  • коммунально-бытовой, офисный мусор;
  • продукция, утратившая срок годности;
  • невостребованные товары.

На деятельность с такими отходами паспорт составлять не требуется.

Для подтверждения классности владелец неопасного мусора должен иметь:

  • документ о компонентном составе;
  • описание условий его происхождения, обычного агрегатного и физического состояния;
  • протокол лабораторных исследований, подтверждающий отнесение вещества к 5 классу.

Кто должен его делать?

Основным законом, регламентирующим обращение с мусором, установлено, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых в процессе работы и производственных процессов образуются опасные вещества 1-4 классов, обязаны иметь паспорта отходов.

Те, кто доказал, что их отходы являются неопасными и имеют документы, подтверждающие это, освобождены от обязанности делать паспортизацию.

В этот круг лиц входят:

  • компании, работающие в базовых отраслях экономики;
  • производители различных товаров народного потребления;
  • столовые, кафе, рестораны, иные предприятия общепита;
  • организации, предоставляющие услуги;
  • региональные операторы ЖКХ, ответственные за обращение с коммунально-бытовыми отходами.

Стоимость паспортизации

Хотя хозяйственный субъект, производящий или владеющий опасным мусором, обязан иметь на него паспорт, законодательно не важно, кто именно его разрабатывает.

Процедурные действия по разработке и согласованию паспорта отходов 1-4 классов предполагают знание узконаправленных документов.

Учитывая этот нюанс, а также то, что паспортизация нужна для каждого из видов отходов, оптимально поручить составление паспортов посредникам — организациям, специализирующимся на предоставлении таких услуг.

Работа посредников включает стандартные действия:

  • консультация;
  • согласование с клиентом перечня опасных веществ;
  • идентификация в ФККО полученных от заказчика данных о виде мусора;
  • количественный лабораторный химанализ — при необходимости;
  • заполнение типовой формы,
  • согласование и устранение замечаний со стороны Росприроднадзора;
  • окончательное оформление паспорта;
  • предоставление его копии с заявлением от имени заказчика в Росприроднадзор.

Стоимость указанных действий зависит от факторов:

  • количество видов опасных отходов, нуждающихся в паспортизации;
  • необходимость привлечения лаборатории, имеющей аккредитацию — при появлении нового компонента, не учтенного в ФККО, или отсутствии необходимых данных в технической документации предприятия;
  • срочность составления паспорта.

На сайтах посреднических организаций имеется калькуляторы. Любой владелец мусора может рассчитать полную стоимость услуги. Стоимость паспорта начинается от 1 000 руб.

Первичная консультация и уточнение списка отходов, как правило, проводится бесплатно.

Как сделать его самостоятельно?

Если в штате организации есть юристы или собственник мусора разбирается в экологическом законодательстве, то можно сделать паспорт отходов самостоятельно, без посредников.

Действующий порядок паспортизации мусора I-IV классов не содержит подробных указаний по ее проведению. Также в нем нет пояснений по заполнению установленной формы. Поэтому рекомендуется, по возможности, формировать паспорт совместно с терорганом Росприроднадзора по месту образования мусора, по его рекомендациям.

В этом случае вероятность при дальнейших проверках получить штрафные санкции за неправильно составленный документ будет минимальной.

Выделяются следующие основные этапы паспортизации:

  1. Анализируется мусор по классификационным признакам. Данные берутся из документации на продукцию (техрегламент, ТУ, стандарт). Если нужных сведений нет или невозможно определить компоненты, из которых состоят отходы, то заказывается в аккредитованной спецлаборатории исследование образца на его химический, компонентный состав.
  2. Сравниваются установленные характеристики мусора с данными ФККО. При обнаружении полного соответствия имеющемуся в каталоге веществу, мусор кодируется с указанием класса.
  3. Если аналогичного вещества в ФККО нет, то собственник нового мусора инициирует процедуру присвоения ему названия, кода, классности согласно порядку, установленному приказом МПР РФ от 05.12.2014 № 541. В этом случае процедура оформления паспорта откладывается до получения из Росприроднадзора извещения о присвоении этому виду отходов кода.
  4. Заполняется бланк паспорта. При этом использование формы, отличной от установленной, запрещается.
  5. Копия готового паспорта вместе с копиями материалов, на основании которых присвоена степень опасности вещества, направляются в учреждение Росприроднадзора по месту нахождения источника мусора. Сделать это лучше способом, подтверждающим получение бумаг — лично с регистрацией бумаг или заказным пакетом с уведомлением.

Образцы заполнения

Если стоит задача сделать паспорт отходов самостоятельно, пригодятся образцы заполнения.

К примеру, основная часть паспорта для офисного мусора может быть заполнена так:

При производстве анодов пыль от коксосортировки оформляется в виде:

Информация по ртутьсодержащим лампам указывается следующим образом:

При заполнении формы на потерявшие потребительские характеристики изделия, невостребованную продукцию рекомендуется использовать приказ РПН от 13.10.2015 № 810. Им установлен список некоторых веществ из ФККО с указанием среднестатистических показателей состава компонентов, условий, при которых они образуются.

Паспорт требуется составлять на отходы, которые являются опасными для здоровья человека и биосферы. Такими являются вещества 1, 2, 3 и 4 классов опасности. Поэтому процесс паспортизации невозможен без определения класса отходов.

В результате работы по оформлению паспорта у субъекта хозяйствования будет документ, содержащий информацию, необходимую для дальнейшего обращения с мусором. Срок его действия ничем не ограничен на все время, пока у организации или ИП будет появляться указанный в нем вид отходов. Кроме того, наличие такой бумаги избавит ее владельца от административных санкций проверяющих органов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *