Какой штраф за просроченный товар?

Юридическая ответственность за нарушение правил приемки товара

Стр.

  1. Понятие приемки товаров. Правовое регулирование и юридическое значение приемки товаров……………………2.
  2. Правила осуществления приемки товаров…………………7
  3. Ответственность за нарушение правил приемки товаров…………………………………………………………13
  4. Заключение…………………………………………………….17
  5. Список использованных источников……………………….18

1.Понятие приемки товаров. Правовое регулирование и юридическое значение приемки товаров.

Товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.). Для того чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: он должен иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные человеческие потребности, и меновую стоимость, т.е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают имущественные правоотношения

С юридической точки зрения под приемкой товаров необходимо понимать процедуру (совокупность действий) подтверждения факта исполнения (полного или частичного исполнения) соответствующих гражданско-правовых обязанностей, основанных на договоре купли-продаже. В рамках данной процедуры осуществляется проверка исполнения названных обязанностей по определенным показателям: качество, количество, состояние тары и упаковки.

Рассмотрим приемку товаров с позиции правового регулирования. С одной стороны,- это обязанность покупателя принять товар, с другой стороны, осуществление приемки товаров может свидетельствовать и о полном или частичном исполнении обязанности продавца передать товар в соответствии с заключенным договором.

Правовое регулирование приемки товаров осуществляется различными нормативными актами. Главный из них – Гражданский кодекс Российской Федерации. Здесь приемку товара можно усмотреть не только в Гл.30 «Купля-продажа». Глава 37 «Подряд» также подразумевает прием товара (работы) заказчиком от подрядчика.

В п.1 «Общие положения об аренде» Гл.34 ГК РФ «Аренда» не предусмотрена обязанность составления акта о передаче арендованного имущества. Однако, как правило, на практике с целью фиксации факта исполнения обязательства со стороны арендодателя (передача имущества арендатору) и арендатора (возврат имущества арендодателю), факт закрепления реального состояния арендованного имущества, его передача и возврат, оформляются актами приема-передачи.

В п.1 «Общие положения о хранении» Гл.47 ГК РФ «Хранение» порядок приема и передачи вещей в правоотношениях по хранению специально не регулируются. Лишь в ст.900 ГК РФ закреплены эти требования, предъявляемые к возвращаемой хранителем вещи. Так хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя (ст.890 ГК РФ).

Постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов является необходимым условием осуществления деятельности любой организации. В связи с этим у руководителей и юридической службы каждой организации возникает задача организовать приемку получаемых материальных ценностей, проверку их количества и качественного состояния. В ряде случаев закон обязывает коммерческие организации провести приемку товаров. Так, в соответствии со ст. 909 и 911 ГК РФ товарные склады при приеме товаров на хранение и при возвращении товаров обязаны произвести проверку и определить их количество и внешнее состояние.
Целями организации приемки являются:

1) проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для оприходования товаров;
2) выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для возмещения потерь за счет виновных лиц;
3) ускорение и удешевление процедуры приемки.
С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества, необходимо различать: а) приемку товаров покупателем непосредственно во взаимоотношениях с продавцом и б) приемку товаров от органов транспорта.

Пункт 2 ст. 513 ГК РФ устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.
Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о поставках продукции и товаров 1988 г. предусматривают (п. 38,45; 31, 38), что порядок приемки по количеству и качеству регулируется инструкциями, утвержденными Госарбитражем СССР. Имеются две не отмененные инструкции бывшего Госарбитража СССР. Это Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству 1965 г. № П-6 и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г. № П-7 (далее — Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству).
Названные инструкции уже на момент их принятия были крайне несовершенны, нуждались в коренной переработке. Взамен им в 1991 г. были подготовлены хорошие проекты новых инструкций. Однако с распадом СССР они не были приняты. Между тем проблема правового регулирования порядка приемки остается и требует своего решения.
Инструкции о порядке приемки продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госарбитража СССР как факультативно применяемым нормам. Даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего порядка приемки не существует. Таким образом, хозяйственная и судебно-арбитражная практика признают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота. Отсюда необходимость учитывать и соблюдать требования этих инструкций, обучать работников проведению приемки и оформлению документов в соответствии с ними, а также умению устранять на основе договоров недостатки инструкций.
Приемка согласно названным инструкциям неэффективна и неэкономична. Поэтому вместо ссылок на инструкции, которые встречаются в договорах, целесообразнее ссылаться на отдельные действительно полезные пункты инструкций: о месте проведения приемки, сроках приемки, содержании актов приемки и др.
Госкомстатом РФ издан приказ от 25.12.98 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций» (Справочная правовая система «Консультант Плюс»). Названным приказом предусмотрено, что при приемке товара без участия органа транспорта получателем составляются акты согласно устанавливаемым формам № Торг-1, Торг-2 и Торг-3. Их реквизиты соответствуют содержанию актов приемки, установленному инструкциями № П-6 и П-7. Закрепляя формы актов приемки, приказ Госкомстата РФ № 132 не регламентирует саму процедуру приемки. Поэтому в отношении порядка проведения приемки надлежит руководствоваться инструкциями о порядке приемки по количеству и качеству.
Важно учитывать соотношение инструкций с другими нормативными документами и договором. В стандартах всех уровней (национальных стандартах, стандартах организаций и др.) нередко предусматриваются отдельные требования к порядку приемки. По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта.
Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отношению к таким стандартам инструкции о порядке приемки по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом.
Согласно п. 4 ст. 474 ГК РФ порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, должны быть одинаковыми. Эта норма, воспроизводящая один из пунктов Принципов международных коммерческих договоров (Принципов УНИДРУА), императивно закрепляет сложившийся торговый обычай. Это предполагает необходимость согласования в договорах, в том числе внешнеторговых, порядка проведения приемки товаров по качеству.
В соответствии с п. 1 ст. 474 ГК РФ условия договоров, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Вместе с тем с учетом, установленного в настоящее время положения о добровольности применения стандартов и возможности их изменения и дополнения в договорах требование о соответствии условий договора показателям стандартов в части порядка приемки не является обязательным.
Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о порядке приемки по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в договоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки. При этом целесообразно предусматривать, что в вопросах, не урегулированных стандартами и договором, порядок приемки определяется названными инструкциями.
При этом надо учитывать, что приемка товара — это не совокупность правил, а вид правовой деятельности, согласующейся с соответствующими правилами. Как и всякая деятельность, она должна организовываться руководством фирмы. Надлежит определять круг исполнителей, проводить их обучение, в том числе путем деловых игр, составлять образцы приемных документов, осуществлять контроль над соблюдением установленных требований. Ведение такой организационной работы должно возлагаться на конкретное руководящее лицо, вместе с тем активное участие в ней обязан принимать юрист фирмы.

2.Правила осуществления приемки товаров.

Приемка товаров обычно слагается из следующих стадий:

  1. поступление товаров к покупателю (получателю), их выгрузка и размещение в специальных отведенных для них местах (складах);
  2. внешний осмотр товаров, выявление недостатков тары и упаковки, приемка товаров по количеству;
  3. приемка товаров по качеству;
  4. фиксация результатов приемки.

Названные операции на практике выполняются не во всех случаях, и, кроме того, встречаются дополнительные стадии приемки. Так, при выборке, осмотр товаров, а также их получение осуществляются в месте нахождения поставщика. Соответственно содержание первой стадии будет иным: продавец готовит товар к передаче в согласованном месте к сроку, предусмотренному договором, и покупатель в соответствии с условиями договора извещается о готовности товара (ст.458 ГК РФ). К дополнительным стадиям приемки следует отнести, например, проверку полномочий лиц, участвующих в ней.

Под методами приемки понимаются принимаемые в рамках процедуры приемки способы проверки качества и количества товаров. Количество товаров проверяется внешним осмотром и взвешиванием. Способы проверки качества можно классифицировать по количественному признаку: полная и выборочная проверка качества товаров. Согласно п.15 Инструкции № П-7, выборочная (частичная) проверка качества товаров с распространением результатов проверки качества какой-либо части продукции на всю партию допускается в случаях, когда это предусмотрено стандартами, другими обязательными правилами или договором. Также по своему содержанию конкретные способы определения качества зависят от наименования (вида) товаров и устанавливаются, как правило, соответствующими нормативными документами по стандартизации.

Результаты приемки (сдачи) товаров оформляются, как правило, соответствующим актом. Однако эти результаты могут быть выражены не только в актах приемки товаров, но и в иных документах, например в товаросопроводительных документах (накладных).

По результатам первого этапа приемки инструкции предписывают составлять акт приемки. В силу того, что данный акт носит, как правило, промежуточный характер, получатели обычно его не составляют, а оформляют по итогам приемки в целом.

Второй этап связан с дальнейшими действиями принимающей стороны при обнаружении недостач или повреждений товара. В случае обнаружения недостачи или повреждения товара собирается комиссия либо приглашается эксперт. При приемке по количеству в комиссию входят представители покупателя и поставщика. Инструкция о приемке по количеству обязывает получателя вызвать представителя поставщика только в случае его нахождения в одной местности с покупателем. В случае расположения поставщика в другой местности, его вызов не требуется, если иное не предусмотрено договором. В случае неявки поставщика дальнейшая приемка производится комиссией с участием незаинтересованного представителя, которыми не могут быть юристы, бухгалтерские работники, материально ответственные лица. Представитель, как правило, приглашается из другой организации либо направляется из профсоюзной организации получателя. В части проверки качества товаров, если на первом этапе приемки обнаружены повреждения товара, условия о вызове поставщика аналогичны выше указанным. В случае возникновения разногласий между поставщиком и получателем относительно природы повреждений, а также в случае неявки представителя поставщика или если его вызов был не обязателен, вызывается эксперт. Приемка товара по качеству производится комиссией в тех случаях, когда в выделении эксперта было отказано. Комиссия проверяет количество и качество товара и в случае обнаружения недостачи или каких-либо дефектов составляет акт о выявленной недостаче или акт о ненадлежащем качестве товара соответственно. В случае, если при приемке помимо недостачи будут выявлены и излишки, то в акте фиксируются точные данные об этих излишках.

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» предусмотрено составление актов согласно формам №Торг-1, №Торг-2, №Торг-3. Реквизиты данных актов соответствуют содержанию актов приемки, установленному инструкциями о приемке по количеству и качеству, а также инструкцией о приемке импортных товаров. Таким образом, при составлении актов приемки следует использовать выше указанные формы. В остальном же руководствоваться положениями инструкций. В соответствии с этими положениями, акт о недостаче продукции должен содержать все реквизиты, перечисленные в п.25 Инструкции о приемке по количеству, среди которых данные о месте проведения, наименовании получателя, часах начала и окончания приемки, фамилиях и должностях принимавших участие в приемке, данные о наименовании и адресе поставщика, дате и номере телефонограммы или телеграммы о вызове представителя отправителя (изготовителя), дате и номере счета-фактуры и транспортной накладной (коносамента), дате прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, времени выдачи груза органом транспорта, времени вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, времени доставки продукции на склад получателя. Здесь же, как отмечает Пугинский Б.И., «… необходимо указывать, проверялось ли количество товаров при выгрузке из транспортного средства либо на складе покупателя». Если приемка осуществляется на складе покупателя, следует указать, как обеспечивалась сохранность товара до момента данной процедуры. Необходимо указать также, каким способом определено количество недостающей продукции (счетом мест, обмером, взвешиванием и другими), точное количество недостающей продукции. Кроме этого в акте указываются и иные сведения, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи. На основании поверки комиссия в акте дает заключение о причинах и месте образования недостачи.

Акт приемки утверждается руководством предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после его составления. На основании данного акта с приложенными к нему документами, обозначенными в п.27 Инструкции получатель имеет право предъявить претензию отправителю (поставщику).

Составление акта при приемке товаров по качеству предусмотрено Инструкцией о приемке по качеству. Данная процедура проводится в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также сопроводительным документам, удостоверяемых качество товаров. Проверка качества бывает выборочной и сплошной. Выборочная (частичная) — проверка качества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части на всю партию. Выборочная проверка менее затратная, занимает меньше времени и сил. Поэтому она предпочтительна. Однако она может проводиться только в случаях, установленных стандартом на товар или договором. В иных случаях проводится сплошная проверка всех изделий.

В случае обнаружения несоответствия качества товара требованиям стандартов, технических условий, образцам (эталонам), договору, либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, получатель должен приостановить дальнейшую приемку и составить акт с указанием количества осмотренной продукции и характера выявленных дефектов. Когда качество проверялось по согласованному образцу или на соответствие условиям договора, то в акте приводится ссылка на показатели образца или на пункт договора, устанавливающий порядок такой проверки. Как указывалось ранее, акт о ненадлежащем качестве товара заполняется по форме №Торг-2, реквизиты которого соответствуют содержанию Инструкций о приемке товаров по количеству и по качеству. Помимо схожих положений, установленных в Инструкции №П-6, здесь существуют свои особенности. На основании п.29 Инструкции №П-7 в акте отображается порядок отбора товаров для выборочной проверки с указанием основания проверки, точное количество забракованного товара, степень понижения качества. В конце акта делается заключение о характере выявленных дефектов, устанавливается причина их возникновения. Указание в акте сведений о причинах возникновения дефектов является необходимым условием, и в случае его отсутствия порча признается случайной и риск убытков ложится на собственника, как правило, покупателя.

Особое внимание при проведении приемки товаров требуют условия о сроках приемки. Срок приемки представляет собой время, в течение которого получатель товара обязан произвести все необходимые мероприятия по получению, оценке количества и качества товара, составлению необходимых документов. Как отмечалось ранее, гражданское законодательство детально не регулирует процедуру приемки товаров. Это же касается и условий о сроках приемки. Общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст.477 ГК РФ, согласно которой приемка товара должна быть произведена в разумные сроки. На основании п.1 ст.477 ГК РФ законом или договором могут устанавливаться иные сроки, нежели те, которые указанны в статье. Если договором предусматривается проведение приемки на основании норм Инструкций о приемке по количеству и по качеству, обязательными для сторон будут сроки, указанные в данных правовых документах. Следует отметить, что условия о сроках приемки имеют важное значение для сторон договора. Так на основании п.10 Инструкции о приемке по количеству и п.10 Инструкции о приемке по качеству, если проверка количества продукции, а также проверка качества продукции окончены в установленные сроки, приемка считается произведенной своевременно. Нарушение сроков приемки для виновника чаще всего влечет возникновение в отношении него неблагоприятных правовых последствий.

Какова ответственность за продажу просроченного товара

Продукция считается просроченной, если истек период, отведенный для ее потребления. После окончания этого временного интервала товар может представлять опасность для потребителя, наносить вред здоровью и окружающей среде. Законодательно предусмотрено обязательство по фиксации срока годности для таких товарных групп:

  • изделия парфюмерии;
  • продукты питания;
  • косметика;
  • лекарственные препараты.

ВНИМАНИЕ! Срок годности может обозначаться двумя способами: указание последнего дня, когда продукт будет годен для употребления, или путем приведения периода, на протяжении которого продукция будет сохранять свои товарные свойства с момента производства и фасовки.

Срок годности закончился: действия продавца и покупателя

Продавцам разрешено выставлять на прилавок для реализации товары, у которых близится к окончанию срок годности. Если отведенный для использования продукта период истек, то его необходимо снять с продаж.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если срок годности у товарной позиции скоро заканчивается, то этот продукт можно оставлять на витрине только до тех пор, пока у потребителя будет достаточный запас времени, чтобы использовать продукт по назначению без риска для здоровья и жизни.

Действия продавца после истечения срока годности товара:

  • снять продукцию с прилавка;
  • передать испорченные единицы товара на реализацию в виде корма для животных или как удобрение (если закон разрешает сделать это официально по отношению к конкретной группе продуктов);
  • уничтожить партию испорченных товаров.

Действия покупателя при обнаружении просроченной продукции продиктованы ст. 18 Закона № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. и ст. 503 ГК РФ:

  • можно вернуть товар и получить обратно уплаченные за него деньги;
  • у потребителя есть право на замену просроченной продукции.

Чтобы реализовать один из приведенных вариантов действий, покупатель предъявляет продавцу сам товар и письменное требование. Отказ продающей стороны в замене товара или компенсации его стоимости должен быть обоснован. Причинами не могут быть отсутствие чека, разрыв упаковки или признаки частичного использования продукта. Требование оформляется потребителем в двух экземплярах на имя руководителя продающей организации.

В претензионном заявлении необходимо прописать:

  • название предприятия, реализовавшего просроченную продукцию;
  • наименование товара, который не соответствует заявленным качественным свойствам вследствие окончания срока его годности;
  • указать дату совершения покупки с акцентированием внимания на сроках годности, приведенных на упаковке товара;
  • основные характеристики продукта (масса, термическое состояние и прочие особенности);
  • причину составления этого претензионного заявления (покупка товара с истекшим сроком годности);
  • подпись потребителя с расшифровкой и датой подписания документа.

КСТАТИ! При составлении претензий рекомендуется приводить ссылки на правовые акты, дающие право замены просроченной продукции и защищающие права потребителей.

Первый экземпляр претензии отдается представителю продающей стороны, на втором сотрудник торговой точки расписывается и ставит текущую дату. При отказе выполнения законного требования потребитель вправе обратиться в Роспотребнадзор или суд, используя в качестве приложения к исковому заявлению свой экземпляр претензии.

Роспотребнадзор при наличии жалобы на торговую организацию со стороны покупателей может инициировать проведение внеплановой проверки. Целью этих мероприятий будет выявление просроченных товарных групп. Если факты выставления на продажу продукции с истекшими сроками годности будут обнаружены, они фиксируются в акте. На следующем этапе к продавцу будут применяться меры наказания административного или уголовного характера.

Наказание для нарушителей

Для юридических лиц и ИП законодатель предусмотрел меры административной и уголовной ответственности за реализацию клиентам продукции, не отвечающей стандартам качества по причине окончания срока годности.

Просроченные товары на прилавках – повод применить к продавцу нормы ст. 14.4 КоАП РФ:

  • штраф для физического лица начисляется в сумме 1-2 тысяч рублей;
  • должностные лица подлежат наказанию в форме штрафа, равного 3-10 тысячам рублей;
  • лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в качестве ИП, облагаются штрафной суммой 10-20 тысяч рублей;
  • размер штрафа для юридических лиц достигает 20-30 тысяч рублей.

Если будет зафиксирован случай повторного нарушения норм законодательства в отношении свежести продуктов, то суммы штрафных санкций будут увеличиваться:

  • до 2-5 тысяч рублей применительно к физическим лицам;
  • до 7-15 тысяч рублей, если виновными признаны конкретные должностные лица;
  • до 15-30 тысяч рублей для ИП;
  • до 30-50 тысяч рублей для предприятий.

Дополнительно к должностным лицам применяется дисквалификационная мера продолжительностью до 1 года. У предпринимателей из числа юридических и физических лиц штраф будет сопровождаться конфискацией просроченной продукции.

При нарушении правил хранения товаров, их продажи или перевозки, которые могли стать причиной порчи продукта, к изготовителям и продавцам могут применяться положения ст. 14.43 КоАП:

  • граждане подлежат обложению штрафом в сумме 1-2 тысяч рублей;
  • должностные лица могут быть подвергнуты штрафной санкции в размере 10-20 тысяч рублей;
  • ИП заплатят от 20 до 30 тысяч рублей;
  • штраф для организаций предусмотрен в повышенном размере и находится в диапазоне 100-300 тысяч рублей.

Увеличение сумм штрафов и конфискация активов, не соответствующих стандартам качества, предусмотрено законодателем для случаев, когда продажа испорченных продуктов стала причиной проблем со здоровьем у покупателей, если применение такого товара спровоцировало появление угрозы экологической безопасности. Повторение зафиксированных ранее нарушений станет поводом для применения максимальных размеров штрафов и приостановки предпринимательской деятельности.

Уголовное право предполагает разные формы наказаний для лиц, уличенных в продаже просроченной продукции (при условии наличия угрозы здоровью и жизни потребителей). Нормы, регулирующие меры уголовной ответственности, приводятся в ст. 238 УК РФ. Для первого зарегистрированного правонарушения такого рода возможно применение следующих видов мер пресечения:

  • штраф, выписанный на сумму до 300 тысяч рублей;
  • назначение к выплате штрафной санкции, равной зарплате виновного лица, накопленной за несколько месяцев (максимальный срок удержания доходов равен 2 годам);
  • допускается принудительное привлечение к обязательным работам в суммарном часовом выражении до 360 часов;
  • возможно ограничение свободы виновного лица (максимум на 2 года), которое может быть заменено принудительными работами с аналогичным сроком исполнения.

Ужесточение нормы ответственности по данному правонарушению происходит в нескольких случаях:

  • Виновными признана группа лиц, которая действовала по предварительному сговору.
  • Нарушение затронуло продукцию, предназначенную для детей, не достигших возраста 6 лет.
  • Использование изготовленного или реализованного товара с ненадлежащим уровнем качества нанесло тяжкий вред здоровью человека или стало причиной смерти потребителя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если просрочка товара стала причиной смерти более одного лица, то виновник произошедшего лишается свободы на период до 10 лет или привлекается к принудительным видам работы (максимум на 5 лет).

Дополнительная информация

К ответственности виновных лиц можно привлечь по ст. 14.7 КоАП за обман потребителя в отношении характеристик товара. Запрет на реализацию просроченной продукции закреплен Законом № 2300-1. Статьей 43 Закона предусмотрена возможность применения к нарушителям мер административного и уголовного права. Законодатель регламентирует порядок обязательной конфискации товаров с ненадлежащим уровнем качества для последующей утилизации.

При обнаружении наличия в торговых рядах продукции с истекшим сроком годности или товаров без указания таких данных (если для этой группы продуктов предусмотрено обязательное проставление дат изготовления и годности) инициируется внеплановая проверка Роспотребнадзора. Для реализации выезда специалистов необходимо обращение от потребителей. Вся обнаруженная просроченная продукция будет изъята у продавца или производителя. Процедура заканчивается составлением акта и передачей одного из подписанного экземпляра проверяемому лицу.

Уральский контроль » Книга отзывов и предложений Свердловской области » Административная ответственность продавца
Подписаться на новости

Главная / Уральский контроль/ Книга отзывов и предложений Свердловской области/ Административная ответственность продавца

Какую административную ответственность может понести продавец и его должностные лица, если не отреагируют должным образом на Вашу жалобу в Книге отзывов и предложений?

Административная ответственность продавца за нарушения прав потребителей предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Административные санкции применяются в виде административных штрафов или приостановки деятельности продавца на срок до 90 суток. Последняя санкция может, например, применяться к продавцу, если он реализует пищевые продукты, которые несут угрозу жизни и здоровью, например, просроченные или фальсифицированные (о фальсификации, например, молочных продуктов можно посмотреть здесь).

Как видим, у каждого продавца есть достаточно серьезные стимулы для того, чтобы самым внимательным образом относиться к жалобам потребителей, а также оперативно устранять выявленные недостатки. И не доводить ситуацию до возбуждения дел об административном правонарушении и взыскания штрафов.

Административные санкции налагаются на продавцов и их должностных лиц постановлениями административных органов или решениями судов. К административной ответственности продавцов можно привлекать на основе любых фактических данных (статья 26.2 КоАП РФ). Это означает, что если, например, потребитель вместе с жалобой на продавца, которую он направляет в территориальный орган Роспотребнадзора, предоставит административному органу соответствующие юридически значимые факты (документы), то уже на основании одних только этих фактов в отношении продавца может быть возбуждено дело об административном правонарушении.

Доказательства вины продавца могут быть получены территориальным органом Роспотребнадзора или общественной организацией по защите прав потребителей также в ходе своих проверок, назначенных на основании поступившей жалобы от потребителя.

Какая же конкретно административная ответственность наступает для продавца и его должностных лиц в тех случаях, когда они нарушают нормативные требования к ведению Книги отзывов и предложений?

Нарушение требований Инструкции по ведению Книги жалоб и предложений относится к числу нарушений Правил продажи отдельных видов товаров. В соответствии со статьей 14.15 КоАП РФ это влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц − от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц − от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Понятно, что даже если на первый раз продавцу вынесли предупреждение, то при повторном и тем более неоднократном нарушении нормативных требований данного продавца и его должностных лиц ожидают уже административные штрафы.

Однако это еще далеко не все административные санкции, которые государственный орган по итогам своей внеплановой проверки может наложить на недобросовестного продавца. Ведь жалобы потребителей и их законное недовольство действиями данного недобросовестного продавца могут иметь различные причины. Соответствующие правонарушения могут быть выявлены в ходе внеплановых проверок или административных расследований, которые государственные надзорные органы проводят по жалобам потребителей, если продавец по этим жалобам не принял необходимых мер.

В соответствии со статьей 14.4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований влечет наложение административного штрафа до 50 тыс. рублей. Полный текст статьи 14.4 КоАП РФ приведен .

За нарушения порядка ценообразования налагается административный штраф до 100 тыс. рублей (статья 14.6 КоАП РФ).

За обман потребителей и введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) налагается штраф до 500 тыс. рублей (статья 14.7 КоАП РФ).

За нарушения иных прав потребителей налагается штраф до 50 тыс. рублей (статья 14.8 КоАП РФ). Здесь закон защищает права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Нарушением также считается непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя.

За нарушение требований технических регламентов (т.е. требований к безопасности продукции) предусмотрено наложение штрафов до 1 млн. рублей или приостановка деятельности продавца на срок до 90 суток (статья 14.43 КоАП РФ).

Нарушения порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, влечет наложение штрафа до 300 тыс. рублей (статья 14.45 КоАП РФ).

Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, влечет наложение штрафа до 1 млн. рублей (статья 14.46 КоАП РФ).

Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы, влечет наложение штрафа до 300 тыс. рублей (статья 14.46.1 КоАП РФ).

Таким образом, хорошо видно, что для любого продавца гораздо выгоднее внимательно и ответственно отнестись к Вашей жалобе, которую Вы записали ему в Книгу отзывов и предложений в магазине, чем дожидаться внеплановых внезапных проверок государственных надзорных органов или органов общественного контроля по жалобам потребителей. Ведь эти проверки могут не только подтвердить обоснованность Вашей конкретной жалобы, но и попутно показать наличие и других правонарушений, допускаемых данным продавцом.

← Вернуться

Что регулирует Закон «О защите прав потребителей»

Закон №2300-1 содержит четыре главы и 46 статей, посвященных следующим аспектам:

  • Разъяснения прав потребителей;
  • Требования к качеству товаров;
  • Обязанности изготовителей и продавцов товаров;
  • Ответственность продавцов и изготовителей;
  • Регулирование дистанционной торговли;
  • Сроки устранения обнаруженных недостатков в выполненной работе;
  • Особенности защиты прав потребителей со стороны органов власти.

Таким образом, покупатели могут пожаловаться за нарушение Закона, если им не была представлена информация о товаре, продана продукция ненадлежащего качества и по другим причинам, попадающим под действие данного нормативно-правового акта.

Изготовители, в свою очередь, должны соблюдать ряд требований:

  • Использовать при изготовлении продукции только безопасные ингредиенты и материалы;
  • Руководствоваться требованиями ГОСТов;
  • Представлять контрагентам достоверную информацию о товарах;
  • Получать сертификаты и лицензии, если этого требует законодательство.

Особенности товарооборота также регулируются законодательством, и продавцы вправе устанавливать только допустимую наценку. Также в их обязанности входит:

  • Предоставление полной информации о продукции конечному покупателю;
  • Своевременный возврат денег за товары ненадлежащего качества;
  • Проведение экспертизы при возврате за свой счет, если был продан технически сложный товар с «браком»;
  • Выдача покупателям кассовых чеков или накладных.

Важно! Некоторые считают, что при отсутствии чека нельзя вернуть товар ненадлежащего качества, но это не так. Согласно ст. 18 Закона №2300-1, отсутствие подобного документа не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя.

Если клиент понимает, что его права нарушены, он может пожаловаться в Роспотребнадзор. Именно эта организация отвечает за соблюдение норм законодательства в сфере услуг и торговли. При необходимости после проведения проверки материалы дела могут быть переданы в суд или прокуратуру, если инспектор обнаружит в нарушении признаки уголовно наказуемого деяния.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение Закона №2300-1

Ст. 43 Закона определяет несколько видов ответственности за нарушения в зависимости от степени тяжести: гражданско-правовую, административную и уголовную.

Рассмотрим варианты гражданской ответственности более подробно:

Меры

Нарушение

Основание

Взыскание неустойки или пени Нарушение сроков, указанных в договоре с покупателем Ст. 23 Закона №2300-1
Истребование штрафа и неустойки Отказ от выполнения правомерных требований клиента Ст. 13 Закона №2300-1
Компенсация морального ущерба Причинение нравственного и морального вреда покупателю Ст. 15 Закона №2300-1
Возмещение убытков Оказание услуги или продажа некачественного товара, если это повлекло убытки у покупателя Ст. 13 Закона №2300-1
Возмещение ущерба имуществу Предоставление недостоверной информации о товаре и иное деяние, повлекшее нанесение вреда имуществу потребителя ст. 1095 ГК РФ
Замена товара на аналогичный, возврат денег, замена продукции на товар такой же марки Продажа некачественного товара, если впоследствии обнаруживаются недостатки Ст. 18 Закона №2300-1
Бесплатное устранение дефектов или оплата работы другого лица над ними, а также соразмерное уменьшение стоимости Некачественное оказание услуги или продажа продукции с «браком» Ст. 18 и 29 Закона №2300-1
Повторное выполнение работы или бесплатное изготовление аналогичной вещи Наличие недостатков у товара или оказанной услуги Ст. 29 Закона №2300-1

Чтобы разобраться с вопросом привлечения к гражданско-правовой ответственности, достаточно ознакомиться с практическим примером:

Савельев Р.Н. приобрел в магазине кроссовки стоимостью 10 000 руб. Через три дня он заметил дефект в подошве и отправился к продавцу, чтобы поменять товар. Обувь не является сложной продукцией, поэтому в данной ситуации ему должны были вернуть деньги или заменить товар на аналогичный.

Продавец не выполнил просьбу Савельева Р.Н., несмотря на то, что тот обратился практически сразу же после покупки и представил все чеки. Тогда гражданин написал претензионное письмо на имя руководителя магазина, но в указанный срок ответа не поступила, действия по удовлетворению требований покупателя не произведены.

Получив устный отказ, Савельев Р.Н. составил письменную жалобу в Роспотребнадзор. Ответ поступил через 10 дней, и спустя неделю была проведена проверка по обращению.

В результате руководитель магазина был привлечен к гражданско-правовой ответственности: на него составили предписание об устранении нарушений в определенный срок.

Ответственность по КоАП РФ подразумевает более серьезные правонарушения, чем по ГК РФ. Здесь действуют следующие нормы:

Статья

Описание

Санкции

Ст. 14.4 Продажа продукции ненадлежащего качества либо оказание услуг, нарушающих требования законодательства Штрафы до 30 000 руб. в зависимости от формы деятельности продавца
Ст. 14.5 Реализация товаров при отсутствии информации о производителе Штрафы до 40 000 руб.
Ст. 14.7 Обман покупателей (обмен, обвес, обсчет) Штрафы до 50 000 руб.
Ст. 14.8 Непредставление информации об изготовителе, продавце, режиме работы, отказ в предоставлении полагающихся льгот
Ст. 14.15 Несоблюдение правил реализации отдельных видов продукции Штрафы до 30 000 руб.

Привлечение к ответственности по КоАП РФ осуществляется путем оформления Постановления Роспотребнадзора. Также вопрос может решаться через суд.

Применение норм УК РФ выполняется только при наличии обстоятельств, повлекших причинение вреда здоровью или крупного ущерба имуществу потребителя. Например:

Статья Пояснение

Санкции

Ст. 236 Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, если это повлекло массовые заболевания или отравления Штраф до 80 000 руб. или в размере заработка за 8 месяцев, обязательные работы до 300 часов, лишение права занимать конкретные должности на срок до трех лет, исправительные работы или ограничение свободы до 1 года
Ст. 238 Изготовление, перевозка, продажа продукции или оказание услуг, не отвечающих критериям безопасности Штраф до 300 000 руб. Возможны и иные меры – лишение свободы, принудительные работы или ограничение свободы до двух лет, обязательные работы до 360 месяцев
Ст. 238.1 Ввоз в РФ, производство или реализации несертифицированных медпрепаратов Принудительные работы или лишение свободы до 5 лет, штраф до 2 000 000 руб., запрет на занятие определенных должностей до трех лет

Как снизить сумму взыскания

Согласно законодательству, перед обращением в суд потребитель должен попытаться урегулировать ситуацию мирным путем.

Если продавец нарушает его права и отказывается удовлетворять законные требования, по решению суда ему придется выплатить не только суммы взыскания истцу, но и штраф в размере 50% от нее.

Основанием для снижения суммы взыскания может послужить:

  • Добровольное удовлетворение требований истца после подачи иска. В данном случае штраф не взимается.
  • Уменьшение суммы взыскания судом. Следовательно, размер штрафа тоже снизится.

Если в ходе судебных разбирательств интересы истца представляли органы местной власти, 50%-ная неустойка в равных долях распределяется между ними. 25% получает истец, и еще 25% – муниципалитет.

Налогообложение

Согласно п.7 «Обзора практики судебных дел…», утвержденного Президиумом ВС РФ 21.10.2015 года, неустойка приравнивается к получению прибыли, поэтому истец после принятия судом положительного решения и перечисления ответчиком денег должен уплатить 13% НДФЛ.

Таким образом, под штрафами за нарушение Закона №2300-1 следует понимать санкции, предусмотренные КоАП, ГК или УК РФ, а также взыскание неустойки в размере, равном половине стоимости, присужденной для возврата истцу. Не облагается налогом только компенсация морального вреда, в остальных случаях придется уплачивать НДФЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *