КФО, что это?

Расшифровка КФО

08 августа 2014

При ведении бухгалтерского учёта в бюджетном учреждении необходимо помнить о расшифровке КФО.

Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» даётся полное руководство по расшифровке КФО (Кода вида Финансового Обеспечения) для бюджетных и казенных организаций. Необходимо помнить данные положения и пользоваться при ведении бухгалтерского учёта в своей организации.
В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):
для учреждений, организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных средств, финансовых органов соответствующих бюджетов, и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:
1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
3 — средства во временном распоряжении;
4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 — субсидии на иные цели;
6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
7 — средства по обязательному медицинскому страхованию.
Для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):
8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете:
9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

ПОЗВОНИТЕ НАМ ИЛИ ЗАКАЖИТЕ ЗВОНОК СЕЙЧАС И МЫ ВАС БЕСПЛАТНО ПРОКОНСУЛЬТИРУЕМ
ИЛИ ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ НАШИМИ УСЛУГАМИ

Отражение принятых денежных обязательств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Формирование регистров учета принятых денежных обязательств

Журнал по санкционированию

Согласно пункту 314 Инструкции по применению ЕПСБУ учет операций с принятыми учреждением денежными обязательствами осуществляется в Журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением) с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных для соответствующего типа учреждений Инструкцией по применению Плана счетов.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» отражаются в отчете Журнал операций, который позволяет сформировать Журнал по санкционированию по форме 0504071.

Форма 0504071 и порядок ее заполнения установлены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Согласно Методическим указаниям по формированию Журналов операций (пункт 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н) журналы операций (ф. 0504071) формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа.

Для формирования Журнала по санкционированию в настройке параметров отчета Журнал операций следует указать номер журнала — 9.

Следует отметить, что Методические указания по формированию Журналов операций не содержат отдельных указаний по формированию Журнала по санкционированию.

Поскольку по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» установлено ведение учета в разрезе разделов лицевых счетов, отчет можно получать отдельно по определенному лицевому счету (разделу лицевого счета), установив в качестве разделителя операций субконто Разделы лицевых счетов.

Также для журнала № 9 можно установить вывод раздела лицевого счета в графе Наименование, установив в качестве показателя субконто Разделы лицевых счетов.

Журнал операций № 9 по санкционированию можно формировать отдельно по счету 502.12. Для этого счет надо включить в отбор (см. рис. 4).

Рис. 4

Выполненную настройку варианта отчета можно сохранить с помощью кнопки Сохранить настройки отчета для последующего использования. Сохраненную настройку можно применить с помощью кнопки Загрузить настройки отчета.

Журнал учета принятых обязательств

Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в Журнале учета принятых обязательств, в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения. Такая норма содержится в пункте 320 Инструкции по применению ЕПСБУ.

Форма Журнала учета принятых обязательств 0504064 и порядок ее заполнения установлены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

Согласно приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н форма 0504064 называется «Журнал регистрации обязательств».

Согласно Методическим указаниям по формированию регистров учета (пункт 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н) Журнал регистрации обязательств (ф. 0504064) применяется учреждением для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.

В Журнале учета принятых обязательств (ф. 0504064) указывается основание для принятия обязательства (денежных обязательств) (наименование, номер и дата документа), номер счета бухгалтерского учета и сумма (в рублях, в иностранной валюте), дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для формирования Журнала учета принятых обязательств применяется отчет Журнал регистрации обязательств (меню Бухгалтерский учет -> Регламентированные регистры бухгалтерского учета -> Журнал регистрации обязательств).

Журнал регистрации обязательств можно формировать отдельно по счету 502.12. Для этого счет надо включить в отбор (см. рис. 5).,

Рис. 5

В сформированном отчете отражаются основание для принятия денежного обязательства-наименование, дата и номер договора, контракта (элемента справочника Договоры и иные основания для принятия обязательств), номер счета бухгалтерского учета, на котором отражено денежное обязательство, сумма денежного обязательства, дата постановки денежного обязательства на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В качестве суммы принятого денежного обязательства указывается сумма проведенных документов Принятое денежное обязательство, зарегистрированных в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» по данному основанию в периоде формирования данного отчета.

В качестве даты постановки денежного обязательства на учет указывается дата соответствующего документа Принятое денежное обязательство.

Если по основанию для принятия обязательства зарегистрировано более одного документа Принятое денежное обязательство, например, на сумму аванса и на сумму окончательного расчета за поставленные товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги), то будет показана дата первого по времени документа Принятое денежное обязательство.

В качестве даты снятия денежного обязательства с бухгалтерского учета указывается дата кассового выбытия — дата проведения соответствующего документа (документов) Заявка на кассовый расход, Платежное поручение, Кассовое выбытие (рис. 6).

Рис. 6

В графе Примечание указываются даты и суммы документов по исполнению соответствующего денежного обязательства.

Строки графы Примечание программа позволяет расшифровать. Сделать это можно двойным щелчком левой клавиши мыши: открывается соответствующий документ Заявка на кассовый расход, Платежное поручение, Кассовое выбытие.

Также по счету 502.12 можно формировать любые стандартные отчеты.

В программе предусмотрено отражение данных по счету 50202 при автозаполнении регламентированных отчетов «Ф. 0503128, Отчет о принятых бюджетных обязательствах», «Ф. 0503138″, Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности» и «Ф. 0503738, Отчет об обязательствах, принятых учреждением».

Формирование источника финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и ст. 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственными (муниципальными) учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений считаются: автономные, бюджетные и казенные.

Данная норма гражданского законодательства определена основой существования у учреждения различных источников финансового обеспечения, за счет которых учреждение выполняет свои функции (исполняет государственные (муниципальные) функции, оказывает услуги, выполняет работы, совершает действия, ради которых учреждение создано).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», выделяет девять видов источников финансового обеспечения, направляемых на содержание учреждения и другие мероприятия:

а) для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

  • 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
  • 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 — средства во временном распоряжении;
  • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 — субсидии на иные цели;
  • 6 — бюджетные инвестиции;
  • 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

б) для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

  • в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):
  • 8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
  • в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете:
  • 9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Следует отметить, что на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений (казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений) Минфином России разрабатываются и утверждаются:

  • типовой план счетов бюджетного учета для участников бюджетного процесса;
  • типовые планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных (автономных) учреждений.

На основе типового плана счетов бухгалтерского учета учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Номер счета рабочего плана счетов состоит из 26 разрядов, содержащих разряды кодов синтетических счетов Единого плана счетов и разряды кодов аналитических счетов, отражающих специфику деятельности учреждения, в зависимости от правового статуса учреждения (казенные, бюджетные, автономные). Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражаются:

  • в 1 — 17-м разрядах — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18-м разряде — код вида финансового обеспечения;
  • в 24 — 26-м разрядах — аналитический код вида поступлений, выбытий (для казенных и бюджетных учреждений в 24 — 26-м разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений — аналитический код поступлений, выбытий в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности).

Синтетический код счета Единого плана счетов отражается в 19 — 23-м разрядах номера счета рабочего плана счетов.

Таким образом, казенные учреждения формируют рабочий план счетов, состоящий из номера счета 1 — 26-го разрядов, бюджетные учреждения — 18 — 26-го разрядов (с применением КОСГУ), автономные учреждения — 18 — 24-го разрядов (без применения КОСГУ).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенные учреждения к 18-му разряду счета применяют следующие виды финансового обеспечения: 1 — бюджетная деятельность, 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 3 — средства во временном распоряжении.

При анализе правового положения казенного учреждения в свете Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» можно отметить, что виды финансового обеспечения ограничены, поскольку казенное учреждение признается участником бюджетного процесса и несет субсидиарную ответственность со стороны государства.

Таким образом, средства на бюджетную деятельность казенного учреждения — это поступления за счет средств соответствующего бюджета для исполнения государственных (муниципальных) функций казенного учреждения на основании бюджетной сметы, а также источники средств межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ; субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ).

Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» в Приложении к Положению о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) казенными учреждениями, определенными правовыми актами главных распорядителей средств бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения.

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами казенного учреждения. Государственное задание формируется при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Оно утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в отношении казенных учреждений главными распорядителями средств бюджета, в ведении которых они находятся. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания казенным учреждением осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения и осуществляется в виде субсидии. Размер субсидии рассчитывается на основании:

  • нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду);
  • уплаты налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Главные распорядители средств бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения, при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг и нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления казенному учреждению.

Понятие приносящая доход деятельность для некоммерческих организаций дано в ст. 24 Закона N 7-ФЗ. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяются учредительными документами учреждения. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Данное определение, по существу, содержит единственный признак деятельности — получение прибыли от производства товаров и услуг, а также совершение определенных операций (неважно, прибыльных или убыточных).

На основании ст. 41 БК РФ приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) в казенных учреждениях (в бухгалтерском учете отличительный признак «2») относится к неналоговым доходам бюджета:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан.

Также к приносящей доход деятельности можно отнести безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Формулировка «безвозмездные поступления» связана с выделением в гражданском законодательстве из договоров дарения в самостоятельный вид такого договора, как договор пожертвования.

Понятию «безвозмездные поступления» в ст. 41 БК РФ в целом соответствует договор дарения (ст. 572 ГК РФ), который предполагает безвозмездную передачу учреждению имущества в собственность либо освобождение учреждения от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом. Договор дарения относится к двусторонним сделкам, основанным на взаимном согласии сторон, так как предполагает согласие одаряемого принять дар. Необходимо отметить, что при наличии встречных обязательств одаряемого в отношении дарителя (например, оказать услугу) договор не признается дарением, а будет квалифицирован в качестве договора возмездного оказания услуг или иного договора возмездного характера. При этом гражданское законодательство не предусматривает наличие в договоре дарения целей использования подаренного имущества.

Гражданское законодательство (ст. 582 ГК РФ) относит пожертвование к видам дарения, называя отличительным признаком пожертвования назначение дара (общеполезную цель). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, государству (РФ), субъектам РФ, муниципальным образованиям.

Пожертвование юридическому лицу может быть обусловлено жертвователем использованием имущества по определенному назначению. В остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Если назначение (цель) использования имущества определено жертвователем, то использование имущества в других общеполезных целях возможно лишь при получении согласия жертвователя или по решению суда. Указанное правило не соблюдается, если предложение совершить пожертвование было обращено к неопределенному кругу лиц и в собранных средствах нельзя выделить имущество конкретных жертвователей.

На основании ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Средства во временном распоряжении казенного учреждения (в бухгалтерском учете отличительный признак «3») можно выделить в следующие группы:

  • средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества;
  • средства, полученные на ответственное хранение;
  • денежные средства, уплачиваемые работниками учреждения в качестве частичной оплаты стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, полученные от ФСС РФ;
  • денежные средства, вносимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» участниками в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (Письмо Федерального казначейства от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51 «Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации»);
  • денежные средства, поступающие во временное распоряжение подразделений службы судебных приставов (Приказ Минюста России, Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н «Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов»);
  • денежные средства, принадлежащие осужденным, подозреваемым и обвиняемым (Приказ Минюста России от 08.12.2006 N 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний»).

Бюджетные и автономные учреждения к 18-му разряду счета могут применять следующие виды финансового обеспечения:

  • приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • средства во временном распоряжении;
  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • субсидии на иные цели;
  • бюджетные инвестиции;
  • средства по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии со ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

На основании ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Бюджетное и автономное учреждение осуществляет основные виды деятельности в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (в бухгалтерском учете отличительный признак «4»). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований (ст. 69.1 БК РФ), предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности (в бухгалтерском учете отличительный признак «2»), лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

На основании ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (в бухгалтерском учете отличительный признак «5»), в том числе на увеличение стоимости основных средств бюджетного и автономного учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления. В ст. 79 БК РФ рассмотрен порядок предоставления бюджетных инвестиций (в бухгалтерском учете отличительный признак «6») автономному и бюджетному учреждению на увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления.

Раскрывая классификацию источников финансового обеспечения бюджетного учреждения, целесообразно было бы дать характеристику видов поступлений:

  • субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания для выполнения основного вида деятельности;
  • целевая субсидия;
  • бюджетные инвестиции;
  • доходы от основного вида деятельности;
  • доходы от иной самостоятельно осуществляемой деятельности.

Сгруппируем классификацию видов деятельности государственных учреждений с определением формируемых и используемых источников финансового обеспечения на счетах бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных операций считается основой для определения характера совершаемых действий, от которого, в свою очередь, зависит документальное оформление, организация бухгалтерского учета, особенности налогообложения (включая возможность применения налоговых льгот). Поэтому приоритетными классификационными критериями при разграничении хозяйственных операций государственных учреждений избраны:

  • разделение уставной деятельности (совершение действий оказания услуг, выполнения работ, передачи товаров) на основную уставную деятельность (действия и услуги, соответствующие профилю и функциям учреждения, для совершения и оказания которых учреждение создается) и прочую уставную деятельность.

Таким образом, базовыми элементами классификации будут признаваться:

  • совершение действий;
  • оказание услуг;
  • выполнение работ;
  • передача товаров, предусмотренных уставом (включая профильные действия и услуги в рамках основной уставной деятельности, а также иные услуги, работы, товары).

В таблице содержится примерная классификация видов деятельности государственных учреждений в разрезе упомянутых критериев.

Классификация источников финансового обеспечения на счетах бухгалтерского учета

Источники финансового обеспечения Казенные
учреждения
Бюджетные
учреждения
Автономные
учреждения
1 — бюджетная деятельность 130405000 Х Х
2 — приносящая доход деятельность
(собственные доходы учреждения)
240110100 240110100 240110100
3 — средства во временном распоряжении 330401000 330401000 330401000
4 — субсидии на выполнение
государственного (муниципального)
задания
Х 440110130 440110130
5 — субсидии на иные цели Х 540101180 540101180
6 — бюджетные инвестиции Х 640101180 640101180
7 — средства по обязательному
медицинскому страхованию
Х 730308000 730308000

В заключение отметим, что государственные (муниципальные) учреждения нуждаются в создании положений (стандартов) по бухгалтерскому учету для общественного сектора, и прежде всего стандартов по учету источников финансового обеспечения. На основе общих методологических подходов, закрепленных в таких стандартах, легче будет разрабатывать технику ведения бухгалтерского учета.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  3. Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Минюста России от 08.12.2006 N 356.
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
  5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
  7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  9. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.
  10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
  11. Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством РФ: Письмо Федерального казначейства от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51.
  12. О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25 января 2008 г. N 11/15н «Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов»: Приказ Минюста России N 164, Минфина России от 06.08.2008 N 74.

Е.А.Федченко

К. э. н.,

Средства во временном распоряжении

Инструкция по бюджетному учету содержит некоторые типовые операции по учету средств во временном распоряжении. Однако в жизни все несколько сложнее, могут возникнуть не прописанные в законодательстве ситуации. О решении этой проблемы и пойдет речь в данной статье.

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, — это деятельность, связанная с получением средств и их возвратом владельцу или перечислением в доход бюджета. Пример тому — обязанность органов предварительного следствия и дознания по хранению средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества. Это же относится к средствам, полученным на ответственное хранение, к получению заказчиком в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта и т. д. Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке.

Типовые записи

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, обозначается кодом «3».
Для учета денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения, применяют счет 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» (п. 100 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной 30 декабря 2008 г. N 148н, далее — Инструкция N 148н).

Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. N 0504071) на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

В заголовочной части данного документа в обязательном порядке должны быть указаны:

  • дата (за месяц);
  • наименование учреждения и код по ОКПО, структурного подразделения;
  • единица измерения (ОКЕИ или ОКВ).

В содержательной части указываются:

  • дата, номер и наименование документа (выписка органа казначейства, банка);
  • наименование показателя (для сумм в иностранной валюте приводится запись «отражается в рублевом эквиваленте»);
  • номер счета бюджетного учета по дебету и по кредиту;
  • сумма;
  • итоговые суммы по дебету и кредиту счетов бюджетного учета с входящими и исходящими остатками;
  • количество приложений.

Оформляющая часть ф. N 0504071 должна содержать подписи, расшифровки подписей главного бухгалтера и исполнителя (с указанием должности) и дату.
Суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения и подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, отражают на счете 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется на Многографной карточке по каждому получателю в разрезе видов поступлений и направлений использования средств (п. 207 Инструкции N 148н).
В соответствии с приложением 1 к Инструкции N 148н в учете операции со средствами во временном распоряжении оформляются следующими типовыми корреспонденциями.

ДЕБЕТ КИФ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ гКБК 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— поступление средств во временное распоряжение учреждения на лицевой (расчетный) счет;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ гКБК 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— поступление средств во временное распоряжение учреждения в кассу учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ КИФ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— возврат средств, поступивших во временное распоряжение владельцу, или передача по назначению в установленном порядке с лицевого (расчетного) счета;

ДЕБЕТ гКБК 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ КИФ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— возврат средств, поступивших во временное распоряжение владельцу, или передача по назначению в установленном порядке из кассы учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ КИФ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— перечисление денежных средств, находящихся во временном распоряжении, на счет для выплаты наличных денежных средств получателям бюджетных средств;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— получение наличных денежных средств в кассу учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ КИФ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— отражена сдача наличных денежных средств на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— возврат средств, находящихся во временном распоряжении, со счета для выплаты наличных денежных средств получателям бюджетных средств.

Перечисление в бюджет

Особого внимания заслуживает ситуация, когда денежные средства, полученные во временное распоряжение, подлежат перечислению в доход бюджета, а не обратно их владельцу. К примеру, если победитель (участник) аукциона отказывается заключать госконтракт, денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются (п. 2 ст. 38 Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 94-ФЗ). Не возвращаются они в и других случаях, когда победитель (участник) аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

Это происходит, если:

  • победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью 7 статьи 37 Закона N 94-ФЗ или частью 2 этой статьи, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта;
  • аукцион проводился в соответствии с пунктом 6.1 статьи 37 Закона N 94-ФЗ (если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт), и победитель (участник) аукциона не оплатил в установленный срок цену права на заключение контракта.

В указанных случаях счета с кодом «3» закрываются, а перечисление денежных средств отражается по коду «1» — бюджетная деятельность.

Пример 1
Участники аукциона внесли в качестве обеспечения исполнения контракта залоговые суммы по 20 000 руб. безналичным путем. Победитель торгов (участник А) признан уклонившимся от заключения контракта, поэтому контракт был заключен с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта (участник Б). Залог участника А был перечислен в доход бюджета, а залог участника Б возвращен ему в течение трех дней после заключения контракта.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — зачислены денежные средства на счет по учету средств во временном распоряжении от участника А;

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — зачислены денежные средства на счет по учету средств во временном распоряжении от участника Б;

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — возвращена залоговая сумма участнику Б;

ДЕБЕТ 1 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
КРЕДИТ 1 401 01 180
«Прочие доходы»
— 20 000 руб. — начислен доход, подлежащий перечислению в бюджет (на сумму залоговых платежей участника А);

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — списана залоговая сумма участника А;

ДЕБЕТ 1 210 02 180
«Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет прочим доходам»
КРЕДИТ 1 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— 20 000 руб. — отражена сумма средств, поступивших в доход бюджета.

Учреждения соцзащиты

Бухгалтерам учреждений социальной реабилитации, обслуживания инвалидов будет интересен такой момент: как отражать операции по приобретению и передаче продуктов и материальных ценностей обслуживающимся в учреждении людям, приобретенным за их счет? Следует ли применять счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы» или все пропускать через счета со средствами во временном распоряжении?
Продукты, приобретенные работниками соцзащиты за счет средств физических лиц, не могут использоваться в деятельности учреждения. Поэтому применять счета нефинансовых активов в этом случае нельзя.

Пример 2
Работнику стационарного учреждения реабилитации инвалидов со счета со средствами во временном распоряжении выданы деньги на приобретение средств гигиены для клиента в размере 600 руб. Остаток денежных средств в сумме 200 руб. возвращен в кассу учреждения.
В бухгалтерском учете стационара должны быть сделаны следующие проводки (записи делают после того, как в учете будут отражены вышеперечисленные записи по зачислению средств на счет по учету денежных средств во временном распоряжении).

ДЕБЕТ 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— 600 руб. — отражено списание денежных средств со счета;

ДЕБЕТ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— 600 руб. — поступили наличные денежные средства в кассу со счета по учету средств во временном распоряжении;

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— 600 руб. — выданы денежные средства пациента из кассы по доверенности от него работнику учреждения на приобретение предметов гигиены;

ДЕБЕТ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— 200 руб. — возвращен остаток неиспользованных денежных средств в кассу.

Далее следует сделать записи по перечислению денежных средств на счет по учету средств во временном распоряжении:

ДЕБЕТ 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— 200 руб. — денежные средства пациента списаны из кассы;

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступление денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— 200 руб. — деньги пациента зачислены на счет по учету средств во временном распоряжении.

Отчетность

Бюджетная отчетность получателей бюджетных средств составляется в порядке, предусмотренном разделом II Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 13 ноября 2008 г. N 128н (далее — Инструкция 128н).
Учреждения составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам согласно приложению к настоящей Инструкции (п. 1 раздела I Инструкции N 128н). Кроме того, дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетностей могут быть установлены главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств (п. 5 Инструкции N 128н).

Показатели, сформированные по данным счетов 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» и 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение», должны быть отражены в следующих отчетных формах:

  • баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). В графе 6 данного документа отражают показатели деятельности учреждения со средствами, полученными во временное распоряжение, в том числе:
    • по строке 411 — сумма по данным счета увеличений 3 201 02 510 «Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»;
    • по строке 412 — сумма по данным счета уменьшений 3 201 02 610 «Выбытие средств учреждения, полученных во временное распоряжение»;
    • по строке 541 — сумма по данным счета увеличений 3 304 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»;
    • по строке 542 — сумма по данным счета уменьшений 3 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»;
  • показатели деятельности учреждения со средствами, полученными во временное распоряжение, могут быть отражены в приложениях к Пояснительной записке (ф. 050160);
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) заполняются, в том числе, и на основании учетных данных по счету 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение».

Внимание! Поступления, зачисленные на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений», в случае отсутствия возможности определения лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального учреждения, отражаются на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения, открытом органу Федерального казначейства, без указания кода бюджетной классификации Российской Федерации (письмо Федерального казначейства от 20 февраля 2009 г. N 42-7.4-05/5.3-100). Данные поступления подлежат уточнению получателем средств федерального бюджета в течение 10 рабочих дней. Если в течение данного периода предполагаемый получатель указанных средств не представил в письменном виде в орган Федерального казначейства уточняющую информацию, последний на основании оформленной им Заявки на возврат возвращает плательщику указанные средства со счета N 40302.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Д.Д. Хенкеева, В.В. Пименов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *