Классификация интеллектуальной собственности

ТЕМА 3. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Человек как биосоциальное существо

Человек – это биосоциальное существо, обладающее разумом, членораздельной речью и способностью трудиться

Биологическое — принадлежит к высшим млекопитающим (анатомия, биология), как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, эффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, многообразно меняются.

Социальное — не мыслим вне общество, именно общество делает человека ЧЕЛОВЕКОМ. Природные задатки подавляются или купируются обществом! Социальная сущность Ч проявляется: способность и готовность человека к труду, сознание и разум, свобода и ответственность. С помощью общества происходит социализация личности. Важно: человек осознает свою социальную сущность и ему требуются удовлетворение ценностей духовных!

Антропогенез – процесс становления и развития человека

Социогенез – процесс становления и развития чел. Общества

Социализация – процесс усвоения человеком ценностей данного общества в ходе воспитания и самовоспитания. В результате процесса социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе. Процесс социализации длится всю жизнь.

Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность

Индивид – это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Индивидуальность – своеобразное сочетание специфических характеристик человека, как природных, психологических, биологических, так и общественных, не повторяющихся не в ком другом. Индивидуальность – уникальность человеческой особи. Выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Личность — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость.

как личности:

— становится личностью тогда, когда он достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысливает себя как субъект социальных отношений, осознающий свою индивидуальность и свое места в обществе;

— способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

— человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека.

— определяется содержанием мировоззрения человека; степенью целостности мировоззрения и убеждений; содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

Итог: Личность: степень развитости может быть различная. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические способности мозга, органов чувств, двигательного аппарата, функциональные особенности организма, лежащие в основе развития способностей.

Способности – устойчивые свойства людей, которые определяют их успех в деятельности. Природные задатки развиваются в способности, только при условии соц. жизни чел. Два фактора развития: наследственность и воспитание.

Общие: которые проявляют себя в различных видах деятельности

Специальные: в опред. видах деятельности.

Деятельность человека

Сущность деятельности и ее классификация

Под деятельностью в науке понимают специфическую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания.

Социальная деятельность — это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства — экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации.

Классификация деятельности: по объектам и результатам

Пояснение к схеме:

1. Практическая деятельность – направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества, создание необходимых вещей для удовлетворения потребностей людей

М-П – преобразование природы

С-П – преобразование общества

2. Духовная деятельность: изменение сознания людей, связана с созданием идей, образов, научных и нравственных ценностей.

Познавательная: отражение действительности в худ и научных образах (в сознании), в мифах, религиозных учения. Результат: получение знаний.

Цен — ориентировочная: развертывается на двух уровнях — на уровне обыденного сознания и на теоретическом уровне, где она выступает в форме идеологии.

Прогонст – планир и предвид. возможных изменений действительности

Структура деятельности

Структура деятельности

Цель – то, к чему стремятся, то, что надо осуществить. Это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Конечный результат деятельности человека, предварительное идеальное представление о котором и желание его достигнуть предопределяет выбор соответствующих средств и последовательность специфических действий для его достижения.

Средства достижения цели. Средства — это и приемы, способы действий, и деньги, и орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, которыми владеет субъект деятельности, тем больше возможностей осуществлять эту деятельность, выбирая подходящие средства. Личные, финансовые и временные ресурсы. Ресурсы, знания и навыки

Отличия человеческой деятельности от деятельности животных

Человек

Другие живые существа

Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды

Приспособление к существующим природным условиям

Не только целесообразность, но и целеполагание. Способность выходить за рамки опыта

Целесообразное поведение, направляемое инстинктом

Мотивы деятельности человека

Мотив – психологическое явление, то, что побуждает человека к деятельности и ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и пр. Мотивы рождаются на основе осознания потребностей и интересов в связи с убеждениями и установками.

Мотивы имеют в своей основе:

— Потребность – один из мотивов деятельности. Это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности Потребности превращаются в мотив, когда личность осознает, в чем они состоят, на что направлены, как их можно удовлетворить.

— Интерес – один из мотивов деятельности. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социальные институты, учреждения в обществе, от которых зависит распределение материальных и духовных благ. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. (Интерес фермеров, студентов и пр.)

— Установка социальная – один из мотивов деятельности, состояние готовности, предрасположенности личности к активности в определенной ситуации. Социальные установки характеризуются как ценностное отношение к социальному объекту психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. Например: установка на честный труд.

— Убеждение – один из мотивов деятельности; устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь, совершая определенные действия и поступки. Например: брать чужое не хорошо.

Классификация потребностей

Схема 1. Потребности

Схема 2. «Потребности по Маслоу»

Пояснения к схеме 2. «Потребности по Маслоу:

1. Первые два типа потребностей А. Маслоу называл первичными (врожденными), а три других — вторичными (приобретенными).

2. Мотивирующей силой обладают только неудовлетворенные потребности,

3. Низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие — в неодинаковой.

4. По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.

5. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Классификация действий

Схема 3. Классификация действий по М. веберу. (в зависимости от мотивов)

Пояснения к схеме:

1.– продуманная цель, рационально поставленная.

2. Ценностно-рациональные действия не имеют какой-либо

цели и являются самоценными.

3. Аффективные – действия под влиянием эмоций

4. Традиционные — Основано на длительной привычке, автоматическое действие

Основные виды деятельности: творческая, учение, игра и труд.

Виды деятельности различаются по конечным результатам {продукту деятельности), по организации, по осо­бенностям мотивации.

Основные параметры

Творческая

Учение

Игра

Труд

Характеристика

1.Вид деятельности порождающие нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например новый результат, новая цель, новый путь или новые средства и пр.) или итог создания субъективно нового

2. Это компонент какой-л деятельности и сама деятельность.

3. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

4. В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности – духовно-личностный аспекта. Творческий человек всегда работает над собой – субъективно-объективный фактор Например, имея перед собой одну и ту же техническую задачу (объективный фактор), один человек решит ее на уровне изобретения, другой — на уровне рационализаторского предложения, третий получит тривиальное, давно известное решение (субъективный фактор).

6. Большая роль воображения, фантазии, бессознательного, интуиции (однако опир. на опыт, знания)

1 Деятельность человека, заключающаяся в усвоении знаний и овладении умениями и навыками.

2. Осуществляемой в условиях, где устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы

3. В учении все подчинено развитию личности. В этом его основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей.

1.Деятельность осуществляемая в условных ситуациях

2.Позволяет с одной стороны, осуществлять реальное действие, с другой, носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке.

3.Для игры характерно выполнение определенных условий и ролей.

1.Вид деятельности, в которой реализуется сознательно поставленная цель — создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей.

2. С точки зрения социологии — это относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемый людьми, объединенными в производственной организации.

Цель

1. Различные: решение задачи и пр.

2.Через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

3. Человек стремится найти себя, свою личность

4. Связь с игрой

5. Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

1. Приобретение знаний, умений и навыков

1.Очень часто важна не цель игры, а сам процесс игры

2.Воспитание и обучение

3. Победа и др.

4. Развитие различных навыков и пр.

5. Одна игра может способствовать достижению сразу нескольких целей

1. Создание материальных и духовных ценностей

Результаты

1.Создание чего-то нового.

2. Продукт зависит от вида творч — худ, научного или техн (и др.)

1. Это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества.

1.Усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

2.Самоотражение, самообучение и дальнейшего развития человека.

3., Познание окружающего мира.

4. Формирование личностных качеств, представлений.

5. Прочее

1. Создание материальных и духовных ценностей

Деятельность и общение

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека, обмен эмоциями и идеями

Соотношение понятий «деятельность» и «общение» (три точки зрения):

1. общение = деятельность (обладает всеми признаками),

2. Общение – есть противоположное понятие, поскольку общение есть условие деятельности, но не сама деятельность

3. Общение находится в тесной во взаимосвязи с деятельностью, но является самостоятельным явлением.

Итог: Углубление знаний о структуре деятельности в случае общения возможно, поскольку общение предполагает наличие основных элементов любой деятельности и одновременно каждый из этих элементов обладает известной спецификой.

Специфика общения:

1. Субъект — объект: Так, взаимный, обоюдный характер общения приводит к тому, что обе стороны в нем обладают признаками активного субъекта (в науке это своеобразие определяется термином «субъект-субъектные отношения» в отличие от субъект-объектных отношений, где четко выделяется активная и пассивная сторона взаимодействия).

2. Цель общения — средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребности.

3. Средства общения: вербальные и не вербальные (жесты, интонации, мимика).

Виды общения:

— между двумя реальными субъектами

— реальный субъект и иллюзорный партнер (человек – животное);

— реальный субъект и воображаемый партнер (внутренний диалог, человек – Бог);

— два воображаемых партнера (литературные герои).

Структура общения

1. Коммуникативная сторона общения:

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.- процесс обмена информацией.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

Характеристика человеческой коммуникации (отличие от информационных систем):

1. В коммуникативном процессе происходит не просто дви­жение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. Это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых выступает в диалоговом общении как активный субъект, предполагает в результате налаживание совместной деятельности. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

2. Обмен информацией обязательно предполагает психологи­ческое воздействие на партнера по общению в целях измене­ния его поведения. Эффективность коммуникации опреде­ляется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информа­цией возможно лишь при условии, что оба участника обще­ния обладают единой или схожей системой кодиривания и декодирования, то есть «все должны изъясняться на одном языке». Но даже зная значение одних и тех не слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профес­сиональных особенностях общающихся. Коммуникатор (тот, кто передает информацию) созна­тельно ориентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации реципиентами (теми, кто воспри­нимает информацию). Передается информация вербальными или невербальными средствами. Для осмысленного восприя­тия информации реципиент декодирует ее. Для общения необходимы не только единая лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

4. В процессе человеческой коммуникации периодически воз­растают коммуникативные барьеры, которые носят соци­альный и психологический характер.

2. Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В ходе общения для участников чрезвычайно важно не только обме­няться информацией, но и организовать «обмен действиями”, спла­нировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревши­ми в голове другого, которая и делает дея­тельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая” сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие”, можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организа­цию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

3. Перцептивная сторона общения (лат. perceptio — восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Диалог и общение

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), то есть когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть и происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Однако коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.

Здесь должно быть обеспечено правильное понимание передаваемой информации. Умение точно выражать свои мысли и умение слушать — составляю­щие коммуникативной стороны общения. Неумелое выраже­ние мыслей приводит к неправильному пониманию сказанно­го. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой инфор­мации.

Опубликовано в журнале Отечественные записки, номер 1, 2005

Оригинал статьи, другие материалы по этой проблематике и новые поступления смотрите на сайте «Отечественных записок».

Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная собственность и авторское право. Критерием их разграничения служит предмет, являющийся продуктом интеллектуальной деятельности. Понятие промышленной собственности иногда ошибочно трактуют как относящееся к движимой и недвижимой собственности, используемой в промышленном производстве. Так, иногда к этой категории пытаются отнести заводы, станки и машины для производства промышленной продукции. На самом же деле промышленная собственность является одним из видов интеллектуальной собственности и распространяется на произведения, созданные человеком в научно-технической сфере. Наиболее характерными объектами промышленной собственности являются полезные модели, промышленные образцы, изобретения. К промышленной собственности относятся также товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования мест происхождения товаров.

К другой категории объектов интеллектуальной собственности относится авторское право. В данном случае речь идет о праве на такие продукты интеллектуальной деятельности, как произведения искусства, в том числе литературные и музыкальные, произведения кинематографии, а также научные произведения, к которым относятся, в частности, программы для ЭВМ.

В англосаксонском праве категория авторского права охватывается термином copyright. Смысл данного термина отчасти отражен в его языковой форме: только автор художественного произведения либо его правопреемник вправе дать разрешение на изготовление копий произведения, например, книги или кинофильма.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению отдельных видов интеллектуальной собственности, назовем основные источники правового регулирования данных отношений. Таковыми являются федеральные законы: «О товарных знаках», «Патентный закон», «Об авторском праве и смежных правах».

Правовая природа интеллектуальной собственности

Смысл интеллектуальной собственности состоит в том, что лицо, обладающее исключительным правом на изобретение, полезную модель и промышленный образец, вправе использовать его по своему усмотрению. В частности, патентообладатель имеет право запретить использование изобретения, на которое выдан патент, другим лицам без его разрешения.

В настоящее время в России достаточно широкое распространение получила теория исключительных прав. Основу исключительного права составляет запретительная функция, позволяющая патентообладателю исключить несанкционированное использование запатентованного им изобретения каким бы то ни было третьим лицом. В России эта теория более века тому назад была разработана в трудах цивилиста Александра Александровича Пиленко (1873–1948). Его юридические построения сводились к следующему. Сущность права, защищенного патентом, заключается в том, что носитель этого права может запретить всем третьим лицам:

  • подражать запатентованному изобретению;
  • самостоятельно создавать то же изобретение;
  • заявлять такое же к патентованию.

Упомянутые выше правомочия создаются только выдачей патента, поскольку до выдачи изобретатель ими не располагает.

Поскольку в большинстве случаев патентоведы выделяют в исключительном праве его запретительную функцию, придавая ей главную роль, правомочие по распоряжению запатентованным изобретением становится дополнительным к праву запрета. Вместе с тем в патентных законодательствах большинства государств, в том числе и в Патентном законе РФ (ст. 10), исключительное право сформулировано как «исключительное право на использование изобретения». При этом термин «использование» употребляется в патентном праве в более широком смысле, чем в гражданском обороте, обозначая не только правомочие пользования изобретением, но и распоряжения им.

Обладатель исключительного права получает защиту на основании государственного акта, например патента, выдаваемого патентным ведомством. Таким образом, право интеллектуальной собственности не подпадает под регулирование антимонопольного законодательства, устанавливающего запрет на ограничение конкуренции. Таким образом, исключительное право представляет собой некий вид легальной монополии.

В этой связи становится понятным содержание на первый взгляд противоречивого положения, закрепленного во французском патентном законодательстве. Исключительное право на использование изобретения начинает действовать в этой стране с момента подачи заявки (ст. L. 613.1 Кодекса интеллектуальной собственности). Речь идет именно о положительной функции исключительного права, вступающей в действие с даты подачи заявки. Запретительная функция исключительного права вступает в действие значительно позже, с даты публикации сведений о выдаче патента, когда третьим лицам становится известно о чужой патентной монополии.

Фирменное наименование

Одним из наиболее актуальных вопросов в области права интеллектуальной собственности остается вопрос о правовой охране фирменных наименований — один из самых сложных и запутанных как в правовой литературе, так и в законодательстве.

Как уже было упомянуто выше, фирменное наименование относится к объектам промышленной собственности. Правовому регулированию фирменного наименования посвящена ст. 54 ГК РФ. Кроме данной статьи в Гражданском кодексе не так много иных положений, регулирующих фирменное наименование. Согласно п. 4 этой статьи, коммерческие юридические лица должны иметь фирменные наименования. Регистрация фирменного наименования предоставляет исключительное право на его использование. Порядок регистрации и использования фирменных наименований должен определяться отдельным законом или иными правовыми актами.

Из вышеизложенного следуют два предварительных вывода: разработчики, а затем и законодатель определили фирменное наименование как фирменное наименование юридического лица и придали регистрации фирменного наименование правоустанавливающее значение.

Иными словами, фирменное наименование призвано индивидуализировать юридическое лицо, собственника предприятия, а не само предприятие. Об этом также свидетельствует упоминание фирменного наименования в ряде статей ГК (ст. 69, 82, 87, 95, 96, 107), которые определяют соответственно основные положения о юридических лицах, являющих ся коммерческими организациями — собственниками имущества. Таким образом, очевидно, что фирменное наименование принципиально отличается от товарного знака, индивидуализирующего продукцию или даже предприятие как объект права, а не его субъект.

Представляет интерес зарубежный опыт, связанный с правовой охраной фирменных наименований. Целесообразно рассмотреть его на примере французской практики, поскольку она была определяющей при составлении текста Парижской конвенции.

Во Франции никогда не существовало особых формальностей, связанных с регистрацией как условием возникновения исключительного права на фирменное наименование. Такое право приобретается в этой стране путем первого публичного использования фирменного наименования. При этом публичным использованием фирменного наименования не признается регистрация коммерческой организации в Реестре торговли и товариществ, хотя фирменное наименование, используемое этой организацией, упоминается при такой регистрации.

Далее. Между наименованием юридического лица и фирменным наименованием предприятия, собственником которого является это юридическое лицо, делается принципиальное разграничение. Наименованием юридического лица считается название, которое индивидуализирует юридическое лицо как самостоятельный субъект права, обладающий совокупностью прав и обязанностей. Наименование служит для юридического лица тем же, чем для физического лица его имя, т. е. личным (неимущественным) правом, которое не может быть предметом оборота.

Фирменное наименование — название, которым физическое или юридическое лицо обозначает предприятие и которое оно использует для идентификации своих отношений с клиентурой. Поэтому фирменное наименование, являясь объектом промышленной собственности, может передаваться, т. е. быть предметом оборота, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает. Именно в таком смысле используется понятие «фирменное наименование» (nom commercial, trade name) в тексте ст. 8 Парижской конвенции, а также в законодательстве многих государств.

Следует особо подчеркнуть, что в большинстве промышленно развитых стран право на фирменное наименование возникает из факта использования этого наименования, а последующая его регистрация в реестре компаний лишь закрепляет ранее возникшее право (Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ, Япония).

Сочетание двух оснований предоставления охраны фирменному наименованию — факта приобретения известности на рынке в процессе использования фирменного наименования и факта его регистрации — характерно, например, для законов Мексики, Перу, Испании. При этом регистрация фирменных наименований имеет факультативный характер — она производится в специальных реестрах в патентных ведомствах на десятилетний срок с возможностью возобновления регистрации на последующие десятилетние периоды. Сведения о регистрации фирменных наименований (воспроизведение регистрируемого обозначения, место расположения предприятия и род его деятельности и др.) публикуются для всеобщего сведения в официальных бюллетенях.

В России субъектами права на фирменное наименование признаются только юридические лица (причем только коммерческие организации). Представляется необходимым (и это соответствует мировой практике) различать наименование и фирменное наименование юридического лица. Первое ассоциируется с личным неимущественным правом и является средством индивидуализации юридического лица в целом как организации, наделенной обособленным имуществом и выступающей в имущественных и личных неимущественных отношениях от своего имени. Второе есть объект промышленной собственности, т. е. имущественного права. Фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо как участника гражданского оборота, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Оно призвано отличать предпринимательскую деятельность одного юридического лица от идентичной или сходной предпринимательской деятельности другого юридического лица.

Часто наименование и фирменное наименование юридического лица совпадают. Главное здесь то, какую функциональную нагрузку несет то или иное наименование.

В целом по такому принципу построена ст. 54 ГК, где говорится о наименовании юридического лица и фирменном наименовании юридического лица, являющегося коммерческой организацией.

Такой подход снимает некоторые противоречия, существующие между отдельными статьями ГК. Речь идет в первую очередь о ст. 132. В ней сказано, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания). Термин «предприятие» используется в этой статье как один из объектов гражданских прав. Между тем ГК РФ, определяя разновидности и особенности юридических лиц в качестве субъектов гражданских прав, не называет такой формы, как предприятие (за исключением унитарного предприятия).

Кроме того, в ст. 1027 предусмотрена возможность выдачи разрешения на использование фирменного наименования в составе комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии. Примечательно, что сторонами по такому договору могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Следовательно, субъектом права на фирменное наименование могут быть не только коммерческие организации, как это указано в п. 4 ст. 54, но и граждане — индивидуальные предприниматели.

Представляется, что необходимо внести соответствующие изменения в ряд статей ГК РФ.

Так, п. 1 ст. 23, где говорится, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, целесообразно дополнить следующими словами: «и использовать фирменное наименование для индивидуализации своей предпринимательской деятельности».

Товарный знак и его правовая охрана

Товарный знак выступает объектом интеллектуальной собственности, выполняющим функцию индивидуализации товаров или услуг.

Защита и организация правовой охраны товарных знаков на сегодняшний день представляют собой довольно актуальную задачу. В этой связи элементарные знания в области охраны товарных знаков будут нелишними для потребителей и непрофессионалов в данной области. Ниже приведем некоторую информацию, касающуюся защиты товарных знаков, которая может представлять интерес для широкого круга читателей.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров.

Таким образом, законодательство защищает не только интересы изготовителя товаров от недобросовестной конкуренции, но также интересы потребителя, не допуская возможности маркировки однородных товаров разных изготовите лей тождественными или сходными знаками, что привело бы к дезориентации потребителя.

В то же время закон не предусматривает запрета на регистрацию разными лицами тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков в отношении неоднородных товаров, т. е. таких товаров, в силу собственных различий которых даже при маркировке их тождественными товарными знаками потребитель не будет введен в заблуждение относительно товара или изготовителя.

По определению, однородный — это «относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый», т. е. выполняющий ту же функцию. Под однородными товарами и услугами следует понимать товары и услуги, относящиеся к одному и тому же роду и виду, не обладающие различительными признаками и создающие у потребителя представление о принадлежности их к одному изготовителю. Родовое понятие является более общим по отношению к видовому, поэтому такие понятия, как осветительное устройство и лампа накаливания или мебель и мебель кухонная относятся друг к другу как категории род — вид. В этой связи важно отметить, что при определении признака однородности/неоднородности товаров в качестве критерия выступает принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия реализации товаров, круг потребителей и другие признаки.

Чаще всего основанием для признания товаров однородными является их принадлежность к одной и той же родовой или видовой группе. Например, однородными товарами являются «пальто, платье, блузки, юбки, жакеты, брюки, пиджаки», т. к. все эти товары относятся к одной родовой группе «одежда». Однако неоднородными товарами должны быть признаны «соковыжималки бытовые электрические и неэлектрические», хотя они и относятся к одному виду товаров, но все же имеют ряд существенных различий. Соковыжималка бытовая электрическая представляет собой сложный трудоемкий прибор. Она продается в специальных магазинах бытовой техники или в соответствующих хозяйственных отделах универмагов, тогда как соковыжималка бытовая неэлектрическая — это более простое устройство. Она продается чаще всего в хозяйственных магазинах в отделах мелкой кухонной утвари. Кроме того, эти товары имеют разную стоимость (электрическая соковыжималка является более дорогостоящим товаром, чем неэлектрическая).

При определении назначения товара следует принимать во внимание область его применения и цель применения. Например, следует признать однородными товарами химические продукты для сельского хозяйства и средства для уничтожения вредителей сельского хозяйства. Данные товары имеют одинаковую область применения (сельское хозяйство) и могут относиться к общей родовой группе (химические товары). В то же время не могут быть признаны однородными сельскохозяйственные машины и сельскохозяйственные ручные инструменты, т. к. эти товары относятся к разным родовым группам. Они отличаются также по своей стоимости, условиям сбыта.

Однородными товарами являются дезинфицирующие мыла и дезинфицирующие средства для гигиенических целей, т. к. они имеют одинаковую цель применения (дезинфекция) и могут относиться к одной и той же родовой группе (химические товары). Однако аппараты для дезинфекции не могут быть признаны однородными с указанными выше товарами, т. к. относятся к другой родовой группе (приборы, технические устройства).

Однородными могут быть признаны товары, изготовленные из одного вида материала, хотя и относящиеся к разному роду (виду). Например, следует считать однородными такие товары, как «портсигары и портмоне из благородных металлов», несмотря на принадлежность их к разным видам товаров. Данные товары изготавливаются из одного вида материала — благородного металла (этот материал является очень дорогим, он редко применяется в производстве). Оба вида товара обладают высокой стоимостью и реализуются одинаковым образом (в ювелирных магазинах или ювелирных отделах универмагов).

В то же время нельзя признать однородными «резиновые шланги и резиновую пляжную обувь». В отличие от благородных металлов резина является дешевым, широко используемым материалом. В данном случае при определении однородности должны учитываться другие признаки (вид товара, цель его применения, условия сбыта товара).

Одним из вспомогательных признаков однородности товаров являются условия реализации товаров. Так, например, краскам, лакам сопутствуют в торговле средства для чистки, полировки.

В рамках рассматриваемого признака следует учитывать также каналы реализации изделий. Для изделий, продаваемых через розничную сеть, опасность смешения товарных знаков выше, чем для изделий, распространяемых в соответствии с заключенными договорами. В зависимости от круга потребителей товары разделяются на две группы: товары широкого потребления и товары производственно-технического назначения. При оценке степени однородности товаров широкого потребления (таких как косметические и гигиенические изделия, продукты питания, домашняя утварь, одежда, обувь, винно-водочные и табачные изделия и т. п.) должен применяться более строгий подход. Покупатели таких товаров часто смешивают обозначения, заявляемые в качестве товарных знаков.

В отношении товаров производственно-технического назначения опасность смешения может быть меньшей, т. к. эти товары предназначены для ограниченного круга потребителей-специалистов, которым, как правило, хорошо известны изготовители продукции в соответствующей отрасли. К товарам такого рода относятся станки, сырьевые материалы, приборы, стройматериалы и т. п.

Различные критерии однородности применяются к товарам в зависимости от того, предназначены ли они для длительного пользования или краткосрочного. При покупке изделий длительного пользования или дорогостоящих, например автомобилей, холодильников, бытовых электроприборов, мебели и т. п., покупатели бывают особенно внимательны и возможность смешения здесь невелика.

Напротив, в отношении товаров краткосрочного пользования или дешевых внимание покупателей значительно ослабляется, а риск смешения соответственно увеличивается.

В соответствии с абзацами 1, 4 ст. 6 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида. Иными словами, правовая охрана таких обозначений не допускается, поскольку они не соответствуют основному требованию, предъявляемому к товарным знакам, — не обладают способностью различать однородные товары разных юридических или физических лиц.

Кроме того, регистрация в качестве товарного знака подобного обозначения лишила бы многочисленных производителей, не являющихся владельцами данного товарного знака, возможности свободно использовать это обозначение при маркировке соответствующей продукции, в рекламе и т. д.

Под обозначением, вошедшим во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, понимается обозначение, которое в результате длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало видовым понятием. Примеры таких обозначений: целлофан, термос, ланолин, вазелин, сахарин, целлулоид, эскалатор, примус, граммофон, магнитофон, линолеум, нейлон и т. п.

Обозначение становится видовым названием (наименованием) товара в том случае, когда оно прочно входит в обиход не только широких кругов потребителей, но и специалистов соответствующих отраслей производства, представителей торговых кругов, причем среди двух последних категорий использование обозначения в качестве названия (наименования) товара не носит узкоспециального или жаргонного характера. В сознании всех перечисленных категорий возникает устойчивая связь между товаром, обладающим определенными признаками, свойствами, качествами, и тем обозначением, которое используется в качестве его названия (наименования).

Сказанное выше можно рассмотреть на примере слова «эскимо»: это слово вызывает в сознании устойчивую ассоциацию с определенным видом мороженого — общеизвестной формы и глазированного шоколадом, поэтому оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для мороженого, т. к. будет прямо указывать на вид товара.

Справку подготовили Николай Зорин, Юлия Нестерчук

Белов В. В. Интеллектуальная собственность. М., 1997. С. 11.
Пиленко А. Право изобретателя (привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве). Т. 1. СПб., 1902. С. 345.
Белов В. В. Указ. соч. С. 15.
Еременко В. И. Об интеллектуальной собственности в гражданском кодексе РФ // Законодательство и экономика. 2002. № 5.
Еременко В. И. Указ. соч.
Конвенция по охране промышленной собственности. Заключена в г. Париже 20.03.1883. Изменения вносились в 1900, 1911, 1925, 1934, 1958, 1967, 1979 годах. Россия участвует в Конвенции с 1965 года.
Еременко В. И. Указ. соч.
Еременко В. И. Указ. соч.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство «Азъ», 1992.

К объектам интеллектуальной собственности (ОИС) относят результаты интеллектуальной деятельности, которым может быть предоставлена правовая охрана в соответствии с Гражданским кодексом РФ, часть 4 «Интеллектуальные права и средства индивидуализации»

ГК РФ регулирует институт авторских прав, смежных прав, систему коллективного управления авторскими и смежными правами, патентное право, обозначения, другие виды интеллектуальных прав а также устанавливает средства защиты прав.

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Объекты интеллектуальной собственности состоят из результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

К результаты интеллектуальной деятельности относятся:

— Художественные, литературные и научные произведения, программное обеспечение (ПО) — объекты авторского права.

— Исполнения артистов и дирижеров, постановки режиссеров, передачи по кабелю и в эфир,, фонограммы, базы данных — объекты смежных правам.

— Изобретения, промышленные образцы, полезные модели – объекты патентного права

Новыми (часто называемыми также нетрадиционными) объектами промышленной собственности являются селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

К средствам индивидуализации относятся: знаки обслуживания, товарные знаки, фирменные наименования, коммерческие обозначения, наименования мест происхождения товаров

В отличие от других объектов интеллектуальной собственности средства индивидуализации не признаются результатами интеллектуальной деятельности, они лишь приравниваются к ним по своему правовому режиму.

Основная функция этих средств индивидуализации заключается в предоставлении ими возможности для каждого участника гражданского оборота назвать себя, свою продукцию, свои услуги собственным оригинальным именем, создать неповторимый имидж.

  • Патент на объекты интеллектуальной собственности в России

Краткая характеристика объектов интеллектуальной собственности

1. Произведения науки, литературы и искусства

1.1. Литературные произведения

Данный термин в отечественном законодательстве обозначает любое произведение с четким выражением мыслей, образов и чувств посредством слова в оригинальной композиции и оригинального изложения. Сюда входят не только литературно-художественные, но также учебные, научные, публицистические и прочие работы, в частности:

— Речи, лекции, доклады и иные устные выступления

— Письма, дневники, личные заметки

— Интервью

— Переводы

— Программы для ЭВМ

1.2. Драматические произведения

К данным объектам интеллектуальной собственности относятся все жанровые разновидности драматических произведений в разных формах объективного выражения и методах сценического воплощения.

1.3. Музыкальные произведения

Признаваться музыкальным будет произведение, в рамках которого выражаются художественные образы при помощи звуков. Восприниматься музыкальные произведения могут на слух во время исполнения либо с помощью технических устройств, включая магнитофонные записи, компактные диски и пр.

1.4. Сценарные произведения

Сценарии, по которым ставятся фильмы, массовые представления, спектакли и пр.

1.5. Аудиовизуальные произведения

Широкий круг теле-, кино- и видео- произведений, рассчитанных на одновременное зрительское и слуховое восприятие аудиторией. Относятся к данной категории видео-, телефильмы, вне зависимости от назначения и жанра, исполнения, также диафильмы, слайд-фильмы, прочие теле- и кинопроизведения.

Практически любые аудиовизуальные произведения являются органическим объединением различных видов искусств в общее единое художественное целое.

1.6. Произведения изобразительного и декоративного искусства

Учитывая обилие существующих технических способов и форм выражения творческой мысли, практически невозможно четко очертить круг декоративных и изобразительных произведений. Важнейшая особенность произведения изобразительного искусства заключается в неразрывной связи с материальными носителями, в которых были воплощены. Часто последние существуют лишь в единичном экземпляре – следовательно, особенно важно для них разграничить право собственности на скульптуру либо картину как вещь и авторское право в отношении самого произведения.

— Копии произведений изобразительного искусства

Допускается снятие копий с исходных произведений искусства только с согласия автора либо правопреемников. В определенных случаях требуется и согласие собственника, к примеру, музея. Для копирования некоторых произведений изобразительного искусства, в частности, скульптуры в публичном месте, для которой уже истекли сроки охраны, какое-либо разрешение не требуется.

— Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна

Характерная черта таких произведений – утилитарность и художественность исполнения. Объединяют художественные и практические задачи. Могут быть не только уникальными, в единичном варианте, но также массовыми.

2. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы

2.1. Изобретения

Техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

2.2. Полезные модели

Полезные модели иногда называют малыми изобретениями. В отличие от изобретения к полезной модели не предъявляется требование изобретательского уровня. Это означает, что полезной моделью может быть признано любое устройство, даже вполне очевидное для специалиста, но, тем не менее, нигде не описанное и не применяющееся на практике, то есть обладающее мировой новизной.

2.3. Промышленные образцы

Художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид

3. Фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров (средства индивидуализации).

3.1. Фирменные наименования

Фирменное наименование – это уникальное обозначение услуги, работы, товара, предприятия или организации.

3.2. Товарный знак

Товарный знак — это средство индивидуализации товаров, т.е. обозначение, с помощью которого товар можно выделить из числа однородных. Понятия «товарный знак и торговая марка» являются синонимами.

  • Незаконное использование товарного знака

3.3. Знак обслуживания

Обозначение, с помощью которого услуга одних физических либо юридических лиц отличается от других. В отношении знаков обслуживания в отечественном законодательстве выдвигаются требования, аналогичные товарным знакам.

3.4. Наименование мест происхождения товара

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

4. Коммерческая тайна

Коммерческая тайна определяется как информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, любая информация, несанкционированное распространение которой может нанести ущерб ее законному владельцу (коммерческому предприятию или частному предпринимателю), который принял меры для ее защиты (ввел режим «коммерческой тайны»). При этом перечень сведений, которые не могут быть коммерческой тайной, установлен законом.

5. Топология интегральной микросхемы

Топология интегральной микросхемы является пространственно-геометрическим расположением совокупности элементов, связей между ними, зафиксированным на материальном носителе. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие

6. Селекционные достижения

Результат творческой деятельности в области создания биологически новых объектов с определенными свойствами. Объектами интеллектуальных прав на селекционные достижения признаются сорта растений и породы животных, которые прошли регистрацию в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

7. Секреты производства (ноу-хау)

Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Какие различают права на объекты интеллектуальной собственности

Интеллектуальные права могут быть 3 видов:

исключительное право, т.е. право использовать объекты интеллектуальной собственности в любой форме и любыми способами. Одновременно исключительное право включает возможность запрещать всем третьим лицам осуществлять использование интеллектуальной собственности без согласия правообладателя.

Исключительное право возникает на все объекты интеллектуальной собственности.

личные неимущественные права, то есть . права гражданина-автора объекта интеллектуальной собственности, которые возникают только в случаях, предусмотренных законом.

-иные права. Относятся к данной группе права, разнородные по своей природе. Основной особенностью таких прав становится невозможность отнесения их ни к 1-й, ни ко 2-й категории. Примерами могут служить право доступа, право следования.

  • Передача интеллектуальной собственности на международный уровень

Когда возможна передача прав на объекты интеллектуальной собственности

Нельзя передать интеллектуальную собственность как таковую, поскольку она не является материальным объектом. Можно передавать лишь права на нее, особенно в случае с исключительным правом.

Распоряжаться исключительным правом можно в следующих формах:

— Отчуждение исключительного права – передача в полном объеме от одного лица к другому. При этом предыдущий правообладатель полностью утрачивает юридическую возможность использовать объект ИС.

— Предоставление права пользования на основе лицензионного договора. За обладателем при этом сохраняется исключительное право, но лицензиат получает право пользования в ограниченном объеме, который прописан лицензионным договором.

В свою очередь лицензия может быть исключительной и простой (неисключительной). В первом случае правообладатель утрачивает право заключать лицензионные договоры с другими лицами, во втором случае это право у него остается.

Как происходит защита прав на интеллектуальную собственность

Способы защиты интеллектуальной собственности и порядок осуществления защиты зависят от специфики конкретного объекта ИС и могут осуществляться в следующих формах:

— признание права

— пресечение нарушения

— возмещение убытков

— изъятие контрафактной продукции

— публикация решения суда.

Как происходит оценка прав интеллектуальной собственности

В основном потребность в оценке прав интеллектуальной собственности возникает в бизнесе. В основе стоимости (ценности) объекта интеллектуальной собственности лежит его способность приносить доход своему владельцу. Если объект обладает такой способностью, то он обладает и стоимостью, которую можно оценить.

Доход от объекта ИС генерируется в процессе его коммерческого использования, поэтому из всего многообразия объектов интеллектуальной собственности наиболее часто подлежат оценке товарные знаки и знаки обслуживания, изобретения, полезные модели, ноу-хау, программы для ЭВМ.

В зависимости от текущего использования объекта ИС и его потенциала могут применяться следующие способы оценки:

1. Если объект интеллектуальной собственности уже используется в коммерческих целях, то его оценка будет основана на реальных данных о его коммерческой эффективности. В качестве показателей эффективности могут выступать, например, выручка от продаж товаров (услуг), произведенных с использованием оцениваемого объекта ИС, или экономия на затратах при производстве товаров (услуг), обусловленная использованием объекта ИС.

2. Если объект интеллектуальной собственности еще не используется в коммерческих целях, но имеет обоснованный потенциал коммерческого использования, то его оценка будет основана на прогнозируемых показателях.

3. Если объект интеллектуальной собственности не используется в коммерческих целях и не имеет потенциала коммерческого использования в обозримом будущем, то его оценка проводится затратными методами, то есть определяется величиной затрат на его создание.

Какие различают сферы спроса на объекты интеллектуальной собственности

Сферы спроса на объекты интеллектуальной собственности выделены в 3 основных блоках:

— Корпоративные сделки, включающие превращение ЗАО в открытые общества, приватизацию предприятий, вклады в уставный фонд.

— Свободная купля-продажа патентов и лицензий;

— Принудительное лицензирование, возмещение через суд либо арбитраж ущерба в результате нарушения исключительных прав.

Преобладание спроса на определенный вид услуг по оценке либо защите прав интеллектуальной собственности в существенной мере зависит от преимуществ субъекта рыночной экономики, которые он получит при владении объектами интеллектуальной собственности.

Наибольший спрос на оценку объектов интеллектуальной собственности отмечается для случаев внесения нематериальных активов в уставный капитал (более 50%).

Обычно передача прав интеллектуальной собственности предусмотрена не отдельно, а вместе с другими услугами либо правами, которые в совокупности позволяют достичь монополии по производству определенного нового продукта либо использованию новой технологии.

  • Международное пиратство. Как с ним борется бизнес и ICC

Почему так необходима охрана объектов интеллектуальной собственности

Имеется ряд неоспоримых доводов. Во-первых, развитие и благосостояние человечества зависит от его возможности создавать новые технические изобретения и культурные ценности. Во-вторых, правовая охрана этих изобретений и ценностей содействует привлечению дополнительных ресурсов, что ведет к дальнейшему развитию инновационной деятельности. В-третьих, содействие развитию и охране интеллектуальной собственности вызывает бурный экономический рост, создает новые рабочие места и новые отрасли промышленности и повышает качество человеческой жизни.

УДК 159.923

СТРУКТУРА И ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Марина Михайловна Мишина, кандидат психологических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета; Миусская площадь, Москва, Россия, 125993; e-mail: mishinamm@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена феномену интеллектуальной деятельности личности. В работе представлена психологическая структура этой деятельности, которая включает качественные характеристики функционального единства показателей следующих компонентов: когнитивного, мотивационного, эмоционального, регулятивного и результативного. На основе эмпирического исследования различий структурной организации интеллектуальной деятельности личности выявлено преобладание определенного уровня развития компонентов изучаемого феномена у разных ее типов.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность личности, структура, тип; когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный, результативный компоненты структуры.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большое внимание уделяется поиску путей обеспечения конкурентоспособности специалистов, что возможно при условии достижения ими высокого уровня интеллектуального развития. Опыт преуспевающих стран свидетельствует о том, что экономическим достижениям предшествует высокий национальный интеллект. Современные научные исследования показывают связь между образовательной системой страны и ее национальной конкурентоспособностью. В связи с этим назрела необходимость совершенствования образовательной системы в соответствии с потребностями опережающего социально-экономического развития России и перехода к новому технологическому укладу в экономике. Это актуализирует насущность обращения к проблеме проявления и развития феномена интеллектуальной деятельности личности в студенческой среде. Психология, в контексте данной проблемы, позволяет системно выявить совокупность детерминант и средств, обеспечивающих продуктивное развитие исследуемого феномена .

Необходимость решения проблемы феномена интеллектуальной деятельности личности в современном российском обществе обусловлена рядом противоречий между:

• объективной потребностью в повышении национального интеллекта в связи с переходом к новому технологическому укладу в современной экономике и отсутствием стратегии развития феномена интеллектуальной деятельности личности в образовательной системе;

• постоянно растущим уровнем требований, предъявляемых к личности, характеру интеллектуальной деятельности в современных условиях, и отстающим от него уровнем ее продуктивности;

• уровнем интеллектуального потенциала личности и степенью его реализации в интеллектуальной деятельности;

• усложнением структуры феномена интеллектуальной деятельности личности и психологическими барьерами его проявления.

Интеллектуальная деятельность личности имеет многокомпонентное строение, основными характеристиками которой являются сущностные признаки, отражающие ее содержательную (целостность, полипредметность, осознанность, субъектность, смыслоо-бразование, целеобразование, рефлексивность, понимание, интеллектуальная активность, творчество, адаптация, социальность, применение знаний) и процессуальную (поэтапность, динамичность, регулятивность, продуктивность) стороны, а также проявление показателей структурных компонентов изучаемого феномена.

Интеллектуальная деятельность личности — динамическая смысловая система взаимодействия субъекта с самим собой, другими людьми, окружающим миром и информацией. В процессе этого взаимодействия происходит проявление интеллектуальной активности, напряженности и действий; адаптация к новым условиям проблемных ситуаций, решение теоретических и практических задач; понимание сложных и абстрактных идей, аналогий, обобщений, собственных ценностных ориентаций, смыслов и эмоций, а также эмоций других людей; преобразование интеллектуальных действий в операции через анализ, синтез, рациональную и интуитивную трансформацию знаний; генерация новой информации .

Психологическая структура интеллектуальной деятельности личности включает качественные характеристики функционального единства показателей следующих компонентов: когнитивного (дополнение предложений, исключение слова, аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение и обобщение, рациональный и интуитивный подходы к решению проблемы, практический план способностей, теоретический план способностей, полезависимость, по-ленезависимость), мотивационного (цели в жизни, смысловая наполненность жизни, результат жизни, локус контроля, ценности общения, самомотивация, осмысленность жизни, абстрактные, конкретные и индивидуалистические ценности, ценности дела, самоутверждения и принятия других людей, вера, осознанность жизненных предназначений, гармоничность жизненных предназначений), эмоционального (эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, эмпатия, распознавание эмоций других людей, интегративный уровень, экспрессивность, чувствительность, эмоциональная стабильность, склонность к доминированию), регулятивного (тревожность, интеллектуальная напряженность, конкретная концептуализация, абстрактная концептуализация, толерантность (нетолерантность) к нереалистическому опыту, смелость, социальная желательность) и результативного (успешность выполнения совокупности всех тестовых заданий).

Совокупность параметров оценки и показателей компонентов отражает уровни развития интеллектуальной деятельности личности, которые имеют различную степень интеграции меж- и внутрикомпонентных связей в зависимости от типологии и соотношения показателей исследуемого феномена. В изучаемой выборке наиболее выражен средний уровень развития интеллектуальной деятельности личности .

Теоретическая модель интеллектуальной деятельности личности состоит из когнитивного, мотивационного, эмоционального, регулятивного и результативного компонентов и включает меж- и внутрикомпонентные связи, определяющие степень их интегри-рованности, содержание структурной организации, уровни и типологию изучаемого феномена. Совокупность социально-психологических механизмов и функций отражается во включенности в процесс, связи с другими субъектными феноменами; проявляется в интеллектуальной активности, адаптации, сознательном управлении компонентным составом при разрешении внутренних противоречий в процессе смысло- и целеобра-зования, абстрактного и конкретного познания, а также преобразования реальной действительности.

К параметрам оценки проявления феномена интеллектуальной деятельности личности мы отнесли: полипредметность, направленность, задачу, позицию, средства и результат. показателей, отражающих дифференциацию уровней (низкого, среднего, высокого) его развития.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Типологизация, классификация, систематизация, научно-категориальный анализ, психологическое моделирование, контент-анализ, беседа, формирующий эксперимент. Применялись методики диагностики структуры интеллекта (Р. Амтхауэр в адаптации Э. Ф. Замбацявичене), эмоционального интеллекта (Н. Холл), личностной (Е. Е. Туник) и социальной креативности (Дж. Гилфорд и М. Салливан в адаптации Е. С. Михайловой), самооценки творческого потенциала, опросник 16-PF Р. Кеттела и тесты: «Сила интуиции» (Е. П. Ильин); «Индивидуальный стиль когнитивного поведения» (О. Н. Манолова), «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Жизненное предназначение» (О. И. Мотков). В работе были использованы методы статистической обработки и анализа эмпирических данных (t-критерий Стьюдента, факторный и дисперсионный анализ, сравнение групп по методу Г. Шеффе и методу Тюке). Обработка данных проводилась на основе пакета программ MS Excel, SPSS 14.0.

В исследовании приняли участие 748 человек (145 мужчин и 603 женщины в возрасте от 18 до 53 лет) — представители российского студенчества, обучающиеся на гуманитарных факультетах по очной и очно-заочной формам в Российском государственном гуманитарном университете в г. Москве и в подмосковных филиалах (Балашиха, Домодедово, Дмитров, Павловский Посад, Железнодорожный, Фрязино, Воскресенск, Кашира); в Московском государственном областном университете; в Столичной финансово-гуманитарной академии (г. Москва), из них 713 человек — при проведении формирующего эксперимента продуктивности интеллектуальной деятельности в разновозрастной студенческой среде.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В структуре интеллектуальной деятельности личности (n = 748) наблюдаются тесные корреляционные межкомпонентные взаимосвязи на достоверно значимом уровне (p < 0,01) между когнитивным и результативным компонентами и между мотивационным и результативным компонентами.

Обнаружена отрицательная корреляционная взаимосвязь (p < 0,05) между эмоциональным и регулятивным компонентами интеллектуальной деятельности личности. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень развития эмоционального компонента интеллектуальной деятельности личности, тем ниже уровень ее регулятивного компонента.

Выявлены межкомпонентные связи интеллектуальной деятельности личности (p< 0,01) между следующими показателями: самомотивация мотивационного компонента и эмоциональная стабильность эмоционального компонента; разнонаправленность жизненных предназначений мотивационного компонента и смелость регулятивного компонента; отрицательная взаимосвязь между показателями: эмпатия эмоционального компонента и нетолерантность регулятивного компонента. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем ниже уровень нетолерантности. Показатель регулятивного компонента: «смелость» связан с показателем мотивационного компонента «разнонаправленность». Показатель результативного компонента «успешность выполнения тестовых заданий» связан с показателем «смелость регулятивного компонента».

Выявлены значимые корреляционные внутрикомпонентные связи (p < 0,01) внутри:

• когнитивного компонента: достоверно значимая связь между показателями: пространственное обобщение и числовые ряды, пространственное обобщение и исключение слова, арифметические задачи и практический план способностей, теоретический план способностей и пространственное воображение; значимая отрицательная взаимосвязь между показателями: числовые ряды и обобщение; пространственное воображение и числовые ряды; пространственное воображение и аналогии;

• мотивационного компонента: достоверно значимая связь (р < 0,05) между показателями: цели в жизни и однонаправленность жизненных предназначений, самомотивация и внутренний локус контроля, однонаправленность жизненных предназначений и внешний локус контроля; отрицательная взаимосвязь на достоверно значимом уровне (р < 0,05) между показателями: ценности общения и разнонаправленность жизненных предназначений;

• эмоционального компонента: достоверно значимая связь между показателями: эмоциональная стабильность и эмоциональная осведомленность, чувствительность и склонность к доминированию, эмоциональная осведомленность и эмоциональная стабильность, чувствительность и склонность к доминированию, отрицательная взаимосвязь (р < 0,05) между показателями: экспрессивность и эмоциональная стабильность, т. е. чем выше уровень экспрессивности, тем ниже эмоциональная стабильность;

• регулятивного компонента: достоверно значимая связь (р < 0,05) между показателями: абстрактная концептуализация и неуверенность; показатель «смелость» отрицательно связан с показателем «социальная желательность», т. е. чем выше уровень смелости, тем ниже социальная желательность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корреляционная плеяда меж- и внутрикомпонентных связей структуры операционального типа интеллектуальной деятельности личности разновозрастной выборки студентов (п = 77) имеет положительную внутрикомпонентную связь (р < 0,01) следующих показателей когнитивного компонента: дополнение предложений и исключение слова, обобщение и пространственное обобщение, арифметические задачи и числовые ряды, а также отрицательную связь (р < 0,01) показателей когнитивного компонента: интуитивный подход к решению проблемы и полезависимость, рациональный подход к решению проблемы и практический план способностей. Выявлены положительные межкомпонентные связи (р < 0,01) таких показателей когнитивного и мотивационного компонентов, как исключение слова и цели в жизни, арифметические задачи и вера, интуитивный подход к решению проблемы и внешний локус контроля, а также отрицательные связи показателей когнитивного и эмоционального компонентов: дополнение предложений, эмоциональная стабильность (р < 0,01), конкретные ценности и практический план способностей (р < 0,05).

Обнаружена положительная межкомпонентная связь (р < 0,01) показателей когнитивного и эмоционального компонентов: аналогии и управление своими эмоциями, любознательность и эмпатия, теоретический план способностей и экспрессивность, а также тесная положительная межкомпонентная связь (р < 0,01) показателей когнитивного и регулятивного компонентов: поленезависимость и нетолерантность к нереалистическому опыту; показателей эмоционального и регулятивного компонентов: эмоциональная осведомленность и тревожность, склонность к доминированию и напряженность; показателей когнитивного и результативного компонентов: интуитивный подход к решению проблемы и успешность выполнения тестовых заданий, пространственное обобщение и успешность выполнения тестовых заданий.

В результате исследования особенностей проявления феномена интеллектуальной деятельности личности было установлено, что в изучаемой выборке студентов преобладает средний уровень развития интеллектуальной деятельности личности. Сравнительный анализ уровней развития изучаемого феномена показал, что в возрастной выборке от 22 до 35 лет уровень развития показателей выше, чем в выборках от 18 до 21 года и от 36 до 53 лет. Высокий уровень развития интеллектуальной деятельности личности в изучаемой выборке разновозрастных студентов соответствует 12,2%, средний — 54,1% и низкий -23,7%, в мужской подвыборке — 17,7%; 68,4% и 13,9%, в женской подвыборке —15,7%; 77,8% и 6,5% соответственно. В возрастной подвыборке от 18 до 21 года высокий уровень развития изучаемого феномена соответствует 14,4%, средний — 74,4% и низкий — 10,9%; от 22 до 35 лет — 11,7%; 74,4% и 13,9%; от 36 до 53 лет — 18,3%; 66,0% и 15,7% соответственно. Высокий уровень развития имеют следующие показатели когнитивного компонента: исключение понятий, аналогии, пространственное воображение и практический план способностей; низкий уровень развития — у таких его показателей, как интуитивный подход к решению проблемы и обобщение.

На основе эмпирического исследования различий структурной организации интеллектуальной деятельности выделены типы: операциональный, аксиологический, экстравер-тированный, эмоциональный, гармоничный, конкретный, абстрактный, интеллектуально-выносливый и генерирующий, дающие целостное представление о доминировании соотношения определенных показателей компонентов ее структуры. У операционального, аксиологического и генерирующего типов преобладает высокий уровень развития изучаемого феномена.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проявление интеллектуальной деятельности личности как системного образования изучено на основе совокупности методологических принципов и подходов, методов и конкретных методик, позволяющих выявить сущностные признаки, структурную организацию с особенностями внутри- и межкомпонентных связей, которые определяются по выделенным критериям и показателям.

Интеллектуальная деятельность личности представляет собой активность субъекта познания, побуждаемую и направляемую адекватными мотивами совершенствования, связанными с ее содержанием. На разных этапах онтогенеза предмет потребности в конкретных условиях направляет связь человека с миром, в результате чего происходит сознательное и целенаправленное изменение себя и мира. Интеллектуальная деятельность личности как ценность в системе культуры выступает интегративным образованием личности, отражает ее качественные характеристики, обеспечивает ее адаптацию в студенческой среде. Студенческую среду следует рассматривать как сложное явление социального порядка, которое, изменяясь качественно и количественно, служит средством управления процессом становления личности будущего профессионала.

ЛИТЕРАТУРА

. Агапов В.С. Изучение профессионального Я личности в когнитивной психологии / В.С. Агапов // Акмеология. 2011. № 3. С. 71-78.

. Зазыкин В.Г. Акмеология карьеры // Акмеология. 2010. № 3 (35). С. 32-34.

. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. № 3. 2011. С. 5-12.

. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация основание акмеологического развития. М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2010.

. Мишина М.М. Феномен интеллектуальной деятельности личности (теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде) : монография / М.М. Мишина. М.: ИИУ МГОУ, 2013.

. Мишина Е.И. Становление профессионального Я // Акмеология. 2007. № 3. С. 57-61.

ORIENTATION IN ORGANIZATIONAL TEAM BEHAVIOR

Marina M. Mishina, Ph.D., Associate Professor ofPsychology Department;

Russian State University for the Humanities, 6 Miusskaya Square, Moscow,

125993, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. Agapov V.S. Professional I-personal research in cognitive psychology / V.S. Agapov // Acmeology 2011. № 3. P. 71-78.

. Zazikin V.G. Career acmeology // Acmeology. 2010. № 3 (35). P. 32-34.

. Derkach A.A. Rol’ organizacionnoj sredy v stanovlenii lichnosti professionala // Akmeologija. № 3. 2011. Р. 5-12.

. Derkach A.A., Sajko Je.V. Samorealizacija osnovanie akmeologicheskogo razvitija. M.:MPSI; Voronezh: Modjek, 2010.

. MishinaМ.М. Basic principles of system concept of person intellectual activity / М.М. Mishina // Acmeology. 2013. № 2 (46). Р. 35-40.

(МПК, МКПО, МКТУ)

Классификация объектов промышленной собственности (МПК, МКПО, МКТУ) –система упорядочения патентной документации, направленная на распределение технических решений по тематическим рубрикам и расстановку информации в строгой последовательности.

Международная патентная классификация (МПК) — документ в области стандартизации описания и поиска документов, связанных с изобретениями и полезными моделями.

Разделы МПК обозначаются заглавными буквами латинского алфавита:

Раздел А – Удовлетворение жизненных потребностей человека

Раздел В – Различные технологические процессы, транспортирование

Раздел С – Химия, металлургия

Раздел D – Текстиль, бумага

Раздел E – Строительство, горное дело

Раздел F – Механика, освещение, отопление; двигатели и насосы, оружие и боеприпасы, взрывные работы

Раздел G –Физика

Раздел H – Электричество

Внутри разделов могут быть выделены подразделы, объединяющие родственные области техники. Подразделы какими-либо индексами не обозначаются.

Например, раздел А содержит следующие подразделы: сельское хозяйство; пищевые продукты; табак; предметы личного и домашнего обихода; здоровье; развлечение.

Следующий иерархический уровень – классы, они обозначены двузначными арабскими цифрами (от 01 до 99).

Третий уровень иерархии МПК — подклассы, которые указывают латинскими буквами от A до Z.

Каждый подкласс разбит на группы и подгруппы, они представлены арабскими цифрами, причём группа отделяется от подгруппы косой чертой. Сочетание обозначений всех этих рубрик составляет индекс МПК, содержащий индексы раздела, класса, подкласса и основной группы или подгруппы.

Например, G 03 B 9/08.

Международная классификация промышленных образцов (МКПО) — двухступенчатая классификация изделий (содержит две рубрики – классы и подклассы, которые обозначаются арабскими цифрами) построена по предметному принципу согласно алфавитному перечню промышленных образцов. Все изделия, которые подпадают под правовую охрану в качестве промышленных образцов, разделены на 32 класса и 223 подкласса. Алфавитный перечень изделий включает 6600 наименований.

МКПО состоит из трёх частей.

Часть I. Перечень классов и подклассов с примечаниями, уточняющими их содержание.

Часть II. В пределах каждого подкласса приведены наименования входящих в данный подкласс изделий.

Часть III.Алфавитно-предметный указатель (АПУ) названий изделий.

Например: 14-01 Устройства для записи или воспроизведения звука или изображения.

Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) – одноступенчатая классификация товаров и услуг. Номера классов МКТУ применяются при регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, указываются в официальных документах и публикациях о регистрации знаков.

МКТУ состоит из двух частей:

Часть I. Алфавитный перечень товаров и услуг. Тексты рубрик расположены в алфавитном порядке, после каждой рубрики указаны номера классов товаров и услуг.

Часть II. Перечень классов товаров и услуг. Состоит из 34 классов товаров и 11 классов услуг.

С содержанием опубликованных в Интернет текстов международных классификаций объектов промышленной собственности (МПК, МКПО и МКТУ) можно ознакомиться на Web-сайте Российского агентства по патентам и товарным знакам по адресу http://www.fips.ru/

Литература:1,3, 39

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 2072. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *