Комиссия по социальному страхованию

Все компании и предприятия должны отчислять средства в страховые фонды. ФСС – это один из органов, получающих средства. Для работы в сфере социального страхования создается комиссия. Она контролирует исполнение социальных гарантий. На нее возлагается целый ряд функций.

Функции комиссии

Комиссия создается в тех организациях, у которых имеется регистрация в ФСС. Основание ее создания – пункт 11 Постановления Правительства №101 от 12 февраля 1994 года. Комиссия наделяется этими функциями:

  • Принятие решений касательно отдыха и оздоровления сотрудников. Сюда входят направления в санатории, профилактории. Средства могут тратиться как на оплату путевок, так и на содержание профилакториев.
  • Распределение путевок в профилактории с контролем над порядком выдачи.
  • Контроль над числом сотрудников, которые претендуют на санитарно-курортное лечение.
  • Обеспечение выплат по соцстрахованию.
  • Подтверждение прав на пособия, предоставленные по решению администрации.
  • Решение споров, относящихся к сфере социальных пособий.
  • Контроль над санаториями, профилакториями.
  • Контроль над распределением выплат.

Комиссия контролирует выплаты, следит за порядком их выдачи, сроками. Она должна обеспечивать соблюдение закона.

Права и обязанности

Комиссия наделяется этими правами:

  • Контроль над правомерностью осуществляемых выплат (проверки выполняются на основании решения комиссии или жалобы трудового коллектива).
  • Направление запросов, касающихся соцстрахования, в администрацию.
  • Вынесение решений на основании материалов, полученных от администрации.
  • Участие в расследовании несчастных случаев, создание акта по итогам расследования.
  • Принятие участия в мероприятиях, проводимых ФСС.
  • Создание плана оздоровления для работников, которые в нем нуждаются.
  • Запрос у ФСС различных материалов.
  • Направление уведомлений в ФСС при наличии нарушений на предприятии.
  • Отправка в ФСС бумаг, касающихся порядка деятельности комиссии.
  • Создание ежегодного отчета о произведенной деятельности.
  • Рассмотрение жалоб работников в течение 10 суток.
  • Контроль за предоставлением листов нетрудоспособности, выданных профилакторием.
  • Прохождение обучения, организуемого ФСС.
  • Внесение предложений касательно улучшения деятельности ФСС.

Комиссия наделяется также этими обязанностями:

  • Организация ознакомительных процедур, разъяснений, индивидуальных консультаций.
  • Сверка истраченных средств с данными, предоставляемыми ФСС.
  • Создание перечня сотрудников, которые имеют право на материальную помощь.
  • Создание перечня работников, которые болеют.
  • Возмещение истраченных средств, если трата их была нецелесообразной.
  • Создание и ведение реестра застрахованных работников.
  • Проверка качества медицинского обслуживания работников.
  • Обеспечение доступа сотрудников к сведениям.
  • Контроль над правильностью составления документации, касающейся социальной сферы.

Комиссия занимается практически всеми социальными вопросами. Она принимает в том числе и финансовые решения. Для реализации ряда прав комиссии понадобится приказ руководителя.

Особенности создания

Комиссия включает в себя сотрудников, работающих в организации. Для избрания участников нужно назначить общее собрание. Назначаются члены комиссии на основании их добровольного согласия. Как правило, в комиссию входят представители администрации компании, руководители местного профсоюза. Имеет смысл назначать именно их, так как у этих сотрудников есть общие представления о работе с социальным направлением. Их работа будет более эффективной.

Если в компании работает меньше 1000 сотрудников, достаточно общей комиссии. Если же число работников превышает этот лимит, нужно создавать комиссии для каждого подразделения. Управленческий орган формируется на основании приказа руководителя. В него включается эта информация:

  • Название компании.
  • Номер приказа.
  • Дата издания.
  • Ссылка на закон, на основании которого создается комиссия (пункт 11 Положения №101).
  • ФИО и должность всех участников комиссии.
  • Срок функционирования органа.
  • Подпись руководителя.

С документом нужно ознакомить трудовой коллектив. Руководитель может определить права и обязанности участников, дать им различные гарантии.

После назначения комиссии избирается ее председатель. Для его избрания нужно большинство голосов. Основная функция председателя – организация деятельности комиссии, координация всех ее участников.

Создание положения

Еще один документ, на основании которого будет функционировать комиссия, – положение. Разрабатывается оно на базе акта ФСС №556а от 15 июля 1994 года. В положение включаются эти сведения:

  • Число участников.
  • Соотношение представителей профсоюза и администрации.
  • Продолжительность действия комиссии.
  • Порядок принятия решений.
  • Права и обязанности участников.
  • Льготы, предоставляемые участникам комиссии.

Положение нужно для более детального регламентирования деятельности органа.

Особенности функционирования комиссии

Рассмотрим основные особенности деятельности комиссии:

  • Участник комиссии избирается на срок, составляющий 1-3 года.
  • Участники могут переизбираться, но для этого нужно провести собрание коллектива. Для переизбрания нужно большинство голосов присутствующих на собрании.
  • Заседания комиссии организуются раз в месяц. Возможно более частое проведение, если есть подобная нужда.
  • Собрание органа предполагает составление протокола. В нем отражаются принятые решения.
  • Как правило, работа участников в комиссии считается рабочим временем. В это время за сотрудниками сохраняется и ЗП, и место работы.
  • Участник может быть привлечен к работе комиссии в нерабочее время. В это время он продолжает получать среднюю ЗП.
  • Участникам комиссии может полагаться одноразовое вознаграждение от ФСС.

Соответствующие правила содержатся в Типовом положении №556а от 15 июля 1994 года.

Ответственность за отсутствие в компании комиссии

Если на предприятии не организована комиссия, ее функции берет на себя работодатель. То есть он должен исполнять эти обязанности:

  • Контроль над своевременностью отправки страховых взносов.
  • Контроль над выдачей страховых средств.
  • Оформление сопутствующих документов.
  • Ведение перечня сотрудников, нуждающихся в помощи.

Отсутствие комиссии не является нарушением. Однако она обычно создается для снижения нагрузки на руководителя. Если работодатель и не создает комиссию, и не берет на себя ее функции, организацией органа могут заняться сами сотрудники. Работники могут создать не комиссию, а альтернативный орган, на который возлагаются соответствующие функции.

Однако в случае бездействия руководитель понесет административную ответственность. Накладывается она после того, как ФСС направил компании предписание с указанием перечня обнаруженных нарушений. Руководитель не привлекается к ответственности тогда, когда в компании штатом более 1 000 сотрудников есть только одна комиссия. Однако это касается только тех случаев, когда орган справляется со всеми своими функциями. Руководство освобождается от ответственности и тогда, когда комиссии нет в организации со штатом менее 15 работников.

Преимущества создания комиссии

Иногда комиссия может не организовываться. Однако создать ее рекомендуется, так как работа органа выгодна всем представителям компании. Преимущества работы комиссии:

  • Снятие нагрузки с работодателя.
  • Облегчение прохождения проверок ФСС.
  • Получение сотрудниками консультаций.
  • Быстрое решение возникающих конфликтов.
  • Снижение риска возникновения спорных ситуаций.
  • Облегчение расследования несчастных случаев.
  • Систематизация социальной работы.
  • Своевременное получение работниками материальной помощи и путевок в профилактории.
  • Облегчение документооборота.

Работодатель, благодаря работе комиссии, исключит возникновение проблем при проверках. Сотрудники получают бесплатные консультации, своевременную помощь и справедливое расследование ЧП.

ВАЖНО! Создание комиссии – обязательная мера для больших предприятий. Если этого органа не будет, возникнет путаница. Государство достаточно строго контролирует социальную сферу, а потому путаница может привести к проблемам при проверках с последующим привлечением к ответственности.

О создании комиссии по социальному страхованию

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

ПРИКАЗ

от 28 декабря 2006 года N 352

О создании комиссии по социальному страхованию

В целях совершенствования работы по социальному страхованию, а также обеспечения контроля за целевым использованием средств социального страхования и в соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101
приказываю:

1. Создать постоянно действующую комиссию Госстроя по социальному страхованию в составе:

Председатель комиссии:

Бланк В.В.

— заместитель руководителя

Заместитель председателя комиссии:

Волкова Т.Н.

— начальник Финансово-хозяйственного управления

Члены комиссии:

Янькова Т.И.

— заместитель начальника управления — начальник отдела бухгалтерского учета центрального аппарата

Карапоткина И.В.

— ведущий специалист отдела бухгалтерского учета центрального аппарата

Боровлева О.В.

— начальник отдела государственной службы и кадров Управления административной и правовой работы

Родионова Ю.Х.

— начальник юридического отдела Управления административной и правовой работы

2. Утвердить Положение о комиссии по социальному страхованию Росстроя согласно приложению.

Руководитель
С.И.Круглик

Приложение N 1. Положение о комиссии по социальному страхованию Росстроя

Приложение N 1
к приказу
от 28 декабря 2006 года N 352

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о комиссии по социальному страхованию Росстроя (далее — Положение) разработано в соответствии с положением о Фонде социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 и Типовым положением о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, утвержденным Фондом социального страхования Российской Федерации 15.07.94 N 556а и согласованным с Министерством труда Российской Федерации 14.07.94.

1.2. Комиссия по социальному страхованию Росстроя (далее — Комиссия) создана для осуществления практической работы по социальному страхованию в Росстрое.

1.3. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Фонда социального страхования Российской Федерации.

2. Функции комиссии

2.1. Комиссия решает вопросы:
— о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санатории и оздоровительные лагеря для детей и юношества, осуществляет контроль за их использованием;
— о распределении, порядке и условиях выдачи путевок, приобретаемых за счет средств социального страхования;

2.2. Комиссия:
осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию Росстроем;
— проверяет правильность определения администрацией права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии;
— рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками Росстроя.

2.3. Комиссия проводит анализ использования средств социального страхования в Росстрое, вносит предложения руководству Росстроя о снижении заболеваемости, улучшений условий труда, оздоровлению и проведению других мероприятий по социальному страхованию.

3. Права и обязанности комиссии

3.1. Комиссия вправе:
— проводить проверки правильности назначения и выплаты пособий по социальному страхованию Росстроем как по собственной инициативе, так и заявлениям (жалобам) работников Росстроя;
— запрашивать у Росстроя, органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за охраной труда материалы и сведения, необходимые для рассмотрения вопросов, входящих в ее компетенцию, и выносить соответствующие решения;
— принимать участие в выяснении Росстроем, органами государственного надзора и контроля и органами общественного контроля за охраной труда обстоятельств несчастных случаев на производстве, в быту, в пути на работу или с работы и др.;
— участвовать в проведении органами Фонда социального страхования Российской Федерации ревизии (проверок) в целях осуществления контроля за правильным и рациональным расходованием средств социального страхования;
— участвовать в разработке планов оздоровления лиц, направляемых в санатории-профилактории;
— участвовать в осуществлении органами управления здравоохранения контроля за выдачей листков нетрудоспособности лечебно-профилактическими учреждениями, обслуживающими работников Росстроя;
— обращаться в отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации, зарегистрировавшее страхователя отделение (филиал отделения) Фонда, при возникновении спора между комиссией и Росстроем, а также в случаях неисполнения Росстроем решении комиссии;
— получать в отделении (филиале отделения) Фонда нормативные акты и необходимую информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию;
— проходить обучение по вопросам социального страхования, организуемое отделением (филиалом отделения) Фонда;
— вносить в отделение (филиал отделения) Фонда предложения по организации работы по социальному страхованию в Росстрое;
— участвовать в развитии добровольных форм социального страхования работников Росстроя.

3.2. Комиссия обязана:
— в случае установления нарушений действующего законодательства по социальному страхованию информировать руководство Росстроя и отделение (филиал отделения) Фонда;
— представлять материалы о работе комиссии по запросам отделения (филиала отделения) Фонда;
— представлять руководству Росстроя отчет о своей деятельности не реже одного раза в год и по истечении срока полномочий;
— рассматривать в 10-дневный срок заявления (жалобы) работников Росстроя по вопросам социального страхования.

4. Порядок работы комиссии

4.1. Комиссия создается на основании приказа руководителя Росстроя. Председатель и члены комиссии назначаются приказом руководителя Росстроя.

4.2. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию оформляются протоколом.

4.3. На время выполнения обязанностей членов Комиссии, если эти обязанности осуществляются в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности гражданской службы) и денежное содержание.

4.4. По решению отделения (филиала отделения) Фонда членам комиссии может быть выплачено единовременное вознаграждение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

5. Контроль за работой комиссии. Обжалование решений комиссии

5.1. Контроль за работой комиссии осуществляет отделение (филиал отделения) Фонда.

5.2. Решения комиссии могут быть обжалованы в отделение (филиал отделения) Фонда.

Текст документа сверен по:
рассылка

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 9 сентября 2011 г.

Содержание журнала № 18 за 2011 г.Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Если на больничном листе, который вам принесли, есть отметка о нарушении режимап. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (далее — Порядок)), то это основание для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности до МРОТч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»‌ (далее — Закон № 255-ФЗ). Однако нарушение режима могло быть допущено заболевшим работником и по уважительной причине. Обязан ли работодатель в такой ситуации снизить размер пособия и вправе ли ФСС отказать в возмещении расходов на оплату больничного, если он этого не сделает?

Снижать нельзя выплатить

Прежде всего, нужно выяснить причину нарушения режима. Если она уважительная, то можно не снижать размер пособияч. 1 ст. 8 Закона № 255-ФЗ.

Коды видов нарушения режимап. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (далее — Порядок)):

23 — несоблюдение предписанного режима, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача;

24 — несвоевременная явка на прием к врачу;

25 — выход на работу без выписки;

26 — отказ от направления в учреждение медико-социальной экспертизы;

27 — несвоевременная явка в учреждение медико-социальной экспертизы;

28 — другие нарушения.

Уважительность или неуважительность причины нарушения оценивает руководитель организации без какого-либо согласования со своим отделением ФСС. Ведь именно он несет ответственность за правильность начисления и расходования средств обязательного социального страхованияп. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101 (далее — Положение о ФСС РФ). Но если в организации есть комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию, то он обязан учесть ее мнениеп. 11 Положения о ФСС РФ; п. 2.2 Типового положения о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, утв. ФСС РФ 15.07.94 № 556а (далее — Типовое положение). Комиссия (уполномоченный), как правило, избирается на собрании работников организации. Собрание также должно утвердить положение о комиссии, определяющее число членов комиссии, срок ее полномочий и порядок принятия ею решенийпп. 1.1—1.3 Типового положения.

Однако в ФСС нам рассказали, что комиссия может быть создана и в упрощенном порядке.

Из авторитетных источников

ИЛЬЮХИНА Татьяна Митрофановна Начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ

«Если работник написал заявление с просьбой не снижать ему пособие по больничному и объяснил причину нарушения режима, подтвердив ее уважительность документально, целесообразно, чтобы заявление рассмотрела комиссия по социальному страхованиюп. 11 Положения о ФСС РФ; п. 1.1 Типового положения. И даже если в организации не создана постоянно действующая комиссия, ее можно создать специально для конкретного случая. Если же в организации работает всего три-четыре человека, то членов комиссии может назначить и руководитель организации своим приказом. В комиссию могут войти, например, руководитель организации, главный бухгалтер, начальник отдела кадров или начальник подразделения, где работает болевший сотрудникп. 1.2 Типового положения.

Если в состав комиссии входит руководитель организации, то отдельно издавать приказ о назначении пособия в полном объеме не нужно. Если же руководитель в состав комиссии не входит, то ее решения носят рекомендательный характер. И в этом случае решение о признании причины нарушения режима уважительной и о выплате работнику пособия по временной нетрудоспособности в полном объеме принимает руководитель организации”.

Оформляем бумаги

ШАГ 1. Получаем от работника заявление с объяснением причины нарушения режима.

Оно составляется в произвольной форме.

Генеральному директору
ООО «Раздолье»
Савинову Н.Н.
от технолога кондитерского цеха
Нескучной Веры Ивановны

Заявление

Я болела в период с 24 августа по 12 сентября 2011 г., что подтверждается листком временной нетрудоспособности от 24 августа 2011 г. № 000 345 122 452.

Прошу не снижать мне размер пособия по временной нетрудоспособности до МРОТ за период болезни со 2 по 12 сентября 2011 г. в связи с несвоевременной явкой на прием к врачу.

Я не явилась на прием к врачу в установленный им срок 2 сентября 2011 г. в связи с тем, что не могла выйти из дома, поскольку у меня заболел трехлетний ребенок, которому я вызвала врача. Это подтверждается справкой врача от 2 сентября 2011 г.

/ Нескучная В.И. /

13 сентября 2011 г.

ШАГ 2. Избираем уполномоченного по социальному страхованию.

Чтобы решение руководителя о выплате работнику, нарушившему режим, пособия в полном размере было более весомым, целесообразно на общем собрании работников избрать комиссию по социальному страхованию. Но если у вас работает менее 100 человек, вы можете вместо комиссии избрать одного уполномоченного по социальному страхованию.

Протокол общего собрания о его избрании можно оформить так.

Протокол общего собрания работников Общества с ограниченной ответственностью »

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Пособия / больничные листы»:

2020 г.

  1. Детские пособия: индексация-2020, № 4
  2. 50-рублевую компенсацию отменили, № 1

2019 г.

  1. Тест: все о «детских» отпусках, № 9
  2. Детские пособия: индексация-2019, № 4
  3. Уволенный вернулся с больничным, № 3
  4. Папа может, или Детское пособие НЕ маме, № 24
  5. Тест: проверяем «декретные» знания, № 11
  6. Секреты декрета: как оформить, № 10

2018 г.

  1. Электронный больничный на практике, № 6
  2. Выросли максимумы пособий — 2018, № 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *