Контролируемые сделки

Содержание

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним.

По таким сделкам налоговые органы вправе проверить соответствие цен рыночным, а также полноту исчисления и уплаты ряда налогов.

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

  1. по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

  • сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

  • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

  • по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

  • по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

  • При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

    К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

    • организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

    • организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

    Какие налоги попадают под контроль налоговых органов

    На основании НК РФ при проверке контролируемых сделок налоговые органы анализируют полноту исчисления и уплаты следующих налогов:

    • НДФЛ;

    • НДПИ (если одна из сторон сделки является его плательщиком и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

    • НДС (если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика НДС);

    • налога на прибыль организаций.

    Если будет выявлено занижение сумм указанных налогов, налоговые органы произведут корректировки соответствующих налоговых баз.

    Методы определения доходов

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

    • метод сопоставимых рыночных цен;

    • метод цены последующей реализации;

    • затратный метод;

    • метод сопоставимой рентабельности;

    • метод распределения прибыли.

    Допускается использование комбинации двух и более методов.

    При этом, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

    Штрафные санкции

    Согласно НК РФ неуплата (неполная уплата) налогоплательщиком сумм налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа:

    • в размере 20% неуплаченной суммы налога (за налоговые периоды 2014 — 2016 гг.);

    • в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (за налоговые периоды начиная с 2017 г.).

    Самостоятельная корректировка налоговых обязательств при осуществлении контролируемых сделок

    Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

    Корректировку налоговой базы и сумм налогов необходимо произвести по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке:

    • для физических лиц — одновременно с представлением декларации по НДФЛ (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);

    • для организаций — одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

    Налоговый период по НДС — квартал, а по НДПИ — месяц.

    Корректировки по этим налогам отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, а представляются данные декларации одновременно с декларацией по налогу на прибыль организаций (декларацией по НДФЛ).

    Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ — для физлиц) за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта (15 июля) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

    Обязанность, срок и адрес уведомления о контролируемых сделках

    Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

    Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

    Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

    По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

    Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

    Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

    В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

    Что указывается в уведомлении

    Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

    1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

    2. Предметы сделок.

    3. Сведения об участниках сделок:

    • полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);

    • фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;

    • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.

    4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

    Когда я училась в институте, мы немного касались темы контролируемых сделок. Тогда казалось, что это меня не затронет, так как уж очень важно звучит название. Наверное, это удел компаний уровня «Газпрома». Но не зарекайся! На третий год работы мне пришлось подавать уведомление о таких сделках — объем его составил более 40 000 листов. Хорошо, что подавали электронно, иначе везти его пришлось бы на грузовике. Давайте же с вами разберемся, зачем вообще нужно Уведомление и какие основные критерии его подачи.

    Почему контролируют

    Согласно п. ст. 105 НК РФ 20 мая 2020 г. некоторые категории организаций должны подать Уведомление о контролируемых сделках за 2019 г. (форма утверждена приказом ФНС от 06.7.2019 № ММВ-7-13/380@).

    Смысл контроля ФНС всегда один — узнать не занизил ли налогоплательщик сумму налога. Ведь продавая товар взаимозависимому лицу организации могут и не устоять, и продать товар дешевле, чтобы платить меньше, или же дороже купить, чтобы уменьшить налог. Манипуляции касаются не только товаров с высокой стоимостью — если цена мала, но при этом продаются тысячи единиц товара, то такие сделки тоже могут заинтересовать нечестных бизнесменов.

    📌 Реклама Отключить

    Хотя изменение в цене не обязательно свидетельствует о злом умысле. Приведу пример из собственной практики. Согласно Методическим указаниям ФНС, цена товара, установленная в копейках, округляется до целых чисел. Мы ее так и округлили, только мы округлили в сторону увеличения — до 1 рубля, а наш поставщик в сторону уменьшения — до 0. И получилось, что мы в 100 раз завысили цену товара. Это выяснилось, когда наши цены стали сравнивать с ценами других организаций, подающих такие уведомления и каждая ИФНС, проанализировав их на наличие ошибок передала данные в Управление. Управление сравнило цены и выслало в нашу ИФНС запрос, который оформив в Требование уже передала нам наша инспекция.

    Когда я увидела Требование — мне стало не по себе, но созвонившись с инспектором и выяснив причины возникновения вопросов к нам, успокоилась. Инспекторы пошли нам на встречу, так как понятно, что это не схема, а просто неверная трактовка Указаний. ИФНС постановила, что в этом случае нужно округлять до 0, и мы отправили пояснительное письмо. Все завершилось удачно.

    Кого контролируют

    Основное внимание уделяется сделкам между взаимозависимыми или приравненными к ним лицами. Ст. 105.1 НК РФ дает нам перечень лиц, которые считаются взаимозависимыми: или учредители имеют болю 50% в уставном капитале, или одни и те же лица состоят в совете директоров или являются кровными родственниками (опекунами, приемными детьми). Приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами признаются следующие:

    • сделки, совершенные с участием посредников, обязанность которых состоит в том, чтобы свести участников сделки, и не несущие ответственности по контрактным обязательствам;
    • внешнеторговые сделки с товарами мировой биржи;
    • сделки с налоговыми резидентами офшорной зоны.

    Сделки на территории РФ

    Не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Чтобы попасть в перечень контролируемых сделка должна отвечать следующим требованиям:

    1. Сумма сделки должна превышать 1 млрд руб. (п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Обратите внимание: не сумма акта/товарной накладной. А именно сумма сделки, все что было продано/куплено в рамках договора считается одной сделкой.

    2. Организации, заключившие контракт, должны применять разные ставки по налогу на прибыль. Важно здесь то, что разная налоговая ставка должна относиться именно к тому виду деятельности, который указан в контракте. Если организации имеют разные ставки по налогу на прибыль в части одного вида деятельности, но договор заключен в рамках другого вида и ставка налога по ней будет стандартной (20%), то эта сделка не попадает в список контролируемых.

    3. Если заключен контракт на закупку полезных ископаемых у организации, которая является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, который исчисляется в процентной налоговой ставке.

    4. Одна из сторон сделки применяет спецрежимы: ЕСХН, ЕНВД. Тут тоже есть свои особенности. Сделка признается контролируемой если она заключена именно в рамках применяемого спецрежима. Одно дело, если сельхозпроизводитель продал зерно, а другое — если он продал доски со склада. Доски под контролируемые сделки не попадут. Далее: одна из сторон сделки не должна применять спецрежим. Если все участники контракта спецрежимники, контролировать их не будут.

    5. Далее идет экзотика из разряда заключения сделок со «Сколково», организациями по добыче углеводородного сырья и организациями, которые в течение отчетного года делали инвестиционные налоговые вычеты по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ).

    Внешнеэкономическая деятельность

    Тут всего два правила. Первое — сумма сделки должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ), второе — вне зависимости от суммы сделки с офшорными компаниями и сделки по таким товарам, как нефть и продукты ее переработки, черные, цветные и драгоценные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни, будут контролируемыми.

    📌 Реклама Отключить

    Не контролируемые, но могут контролироваться

    Не всегда фортуна стоит к нам лицом и поэтому бывают случаи, что инспектор ФНС решает, что сделка контролируемая, хотя по законодательству — нет. Почему он так может решить? Сумма контракта сильно занижена по сравнению со средней по отрасли. Но тут не обязательно будет злой умысел. Ситуации в бизнесе бывают разные: может предприятие нуждается в деньгах и готово продать товар практически по себестоимости, также организация может быть вновь созданной и ей нужно привлечь клиентов… Поводы могут быть разными, главное — грамотно их отразить в пояснительном письме и помнить, что даже если придется подавать Уведомление, то к налоговым затратам это не приведет, а полученный опыт всегда будет с вами.

    Начиная с 01.01.2012 г. вступил в действие* Федеральный закон №227-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

    *Некоторые положения закона вступают в действие с 01.01.2014г.

    Данным законом введен в действие раздел V.1 Части 1 Налогового кодекса «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

    Новым разделом НК РФ изменены принципы определения цены товаров для целей налогообложения.

    Так, ранее использовавшаяся в этих целях статья 40 Налогового Кодекса «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», в настоящее время действует лишь в отношении сделок, доходы или расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу закона №227-ФЗ.

    📌 Реклама Отключить

    Аналогично обстоит ситуация со статьей 20 Налогового Кодекса «Взаимозависимые лица».

    Внесенные законом №227-ФЗ в Налоговый кодекс новшества повлекли за собой изменение основы определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам.

    Теперь в Налоговом кодексе содержится расширенный перечень взаимозависимых лиц, а так же описан порядок определения прямого и косвенного участия и владения во взаимозависимых компаниях.

    Описаны особенности контролируемых сделок и порядок информирования организациями налоговых органов о проводимых контролируемых сделках.

    В настоящее время налоговые органы разработали проект Приказа «Об утверждении форм и форматов уведомления о контролируемых сделках, предусмотренного пунктом 2 статьей 105 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках и порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», но в законную силу он пока еще не вступил.

    📌 Реклама Отключить

    В статье будут рассмотрены новые методы определения соответствия цен рыночным, признаки взаимозависимости, а так же порядок и сроки информирования налоговых органов о проведении контролируемых сделок.

    ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПРИЗНАКИ В СООТВЕТСТВИИ С НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ

    Взаимозависимыми в целях налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса, признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние:

    • на условия, результаты сделок, совершаемых этими лицами,
    • экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

    При определении взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц.

    Для этого анализируются заключенные между ними соглашением и другие возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами.

    📌 Реклама Отключить

    При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

    Обратите внимание:В соответствии с п.5 ст.105.1 НК РФ, организации и/или физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ.

    Признаки взаимозависимости регламентируются положениями п.2 ст.105.1 Налогового кодекса.

    Однако в соответствии с п.7 ст.105.1 Налогового кодекса, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости в соответствии с п.1 ст.105.1 НК РФ.

    Для целей Налогового кодекса, взаимозависимыми лицами признаются (п.2 ст.105.1 НК РФ):

    📌 Реклама Отключить

    1. Организации

    1.1 Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп.1 п.2 ст.105.1 НК РФ).

    1.2 Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ).

    1.3 Если в организациях по решению одного и того же физического лица* назначены или избраны (пп.5 п.2 ст.105.1 НК РФ):

    • единоличные исполнительные органы организаций,
    • либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа,
    • совета директоров (наблюдательного совета).

    *Совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

    • супругом или супругой,
    • родителями (в том числе усыновителями),
    • детьми (в том числе усыновленными),
    • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
    • опекунами (попечителями),
    • подопечными.

    1.4. Если в организациях одни и те же физические лица* составляют более 50% (пп.6 п.2 ст.105.1 НК РФ): 📌 Реклама Отключить

    • состава коллегиального исполнительного органа,
    • совета директоров (наблюдательного совета).

    *Совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

    • супругом или супругой,
    • родителями (в том числе усыновителями),
    • детьми (в том числе усыновленными),
    • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
    • опекунами (попечителями),
    • подопечными.

    1.5 Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо (пп.8 п.2 ст.105.1 НК РФ).

    2. Физическое лицо и организация

    2.1 Если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 % (пп.2 п.2 ст.105.1 НК РФ).

    3. Организация и лицо

    3.1 Если лицо* имеет полномочия (пп.4 п.2 ст.105.1 НК РФ):

    • По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации.
    • По назначению или избранию не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации.

    *В том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ): 📌 Реклама Отключить

    • супругом или супругой,
    • родителями (в том числе усыновителями),
    • детьми (в том числе усыновленными),
    • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
    • опекунами (попечителями),
    • подопечными.

    3.2 Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа (пп.7 п.2 ст.105.1 НК РФ).

    4. Организации и/или физические лица

    4.1 Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

    5. Физические лица

    5.1 Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

    5.2 Взаимозависимые лица физического лица (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

    • его супруг или супруга,
    • родители (в том числе усыновители),
    • дети (в том числе усыновленные),
    • полнородные и не полнородные братья и сестры,
    • опекун (попечитель),
    • подопечный.

    НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СДЕЛКАХ МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ 📌 Реклама Отключить

    В соответствии с п.1 ст.105.3 Налогового кодекса, если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются:

    • коммерческие,
    • финансовые,

    условия, отличные от условий в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

    Учет для целей налогообложения доходов в соответствии с п.1 ст.105.3 НК РФ, производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.

    Исключение составляют случаи, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку* в соответствии со ст.105.18 Налогового кодекса.

    *Если налоговая инспекция по итогам проверки сделок между взаимозависимыми лицами, доначислит организации налоги исходя из рыночных цен, то российские организации, являющиеся другими сторонами таких сделок, могут применить такие цены при исчислении следующих налогов (п.4 ст.105.3 НК РФ):

    📌 Реклама Отключить

    1. Налога на прибыль организаций.

    2. НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст.227 НК РФ.

    3. Налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах).

    4. НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся налогоплательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

    Такое применение налогоплательщиками рыночных цен, на основании которых было вынесено решение о доначислении налога в соответствии со ст.105.17 НК РФ, признается симметричной корректировкой.

    📌 Реклама Отключить

    При этом, цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы, получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными

    МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

    В соответствии со ст.105.7 Налогового кодекса, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

    • метод сопоставимых рыночных цен;
    • метод цены последующей реализации;
    • затратный метод;
    • метод сопоставимой рентабельности;
    • метод распределения прибыли.

    В соответствии с п.2 ст.105.7, допускается использование комбинации двух и более методов.

    При этом, в соответствии с п.3 ст.105.7, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

    📌 Реклама Отключить

    Исключение составляет определение соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

    В этом случае приоритетным является использование метода цены последующей реализации*.

    *Указанный метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами НМА, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности.

    Метод цены последующей реализации может быть использован также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

    • подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
    • смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

    Применение остальных трех методов допускается, если применение метода сопоставимых рыночных цен: 📌 Реклама Отключить

    • невозможно,
    • не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

    Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене (в порядке, установленном ст.105.9 НК РФ), при наличии на соответствующем рынке:

    • товаров,
    • работ,
    • услуг,

    хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

    При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен ценам, примененным в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной этим налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми.

    📌 Реклама Отключить

    Это возможно при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой (п.3 ст.105.7).

    КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ

    В соответствии с п.1 ст.105.14, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами и сопоставимые с ними сделки.

    1. Сделки с взаимозависимыми лицами

    В соответствии с п.2 ст.105.14 НК РФ, сделка между взаимозависимыми лицами:

    • местом регистрации,
    • местом жительства,
    • местом налогового резидентства,

    всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п.3, п.4, п.6 ст.105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей* (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

    📌 Реклама Отключить

    *В соответствии с п.3 ст.4 закона от 18.07.2011г. №227-ФЗ:

    • за 2012 год — 3 млрд. рублей,
    • за 2013 год — 2 млрд. рублей.

    2. Одна из сторон сделки* является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, подпадающее под этот налог (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

    *В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

    3. Хотя бы одна из сторон сделки* является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов (пп.3 п.2 ст.105.14 НК РФ):

    • систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
    • систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности),

    при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. 📌 Реклама Отключить

    *В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

    4. Хотя бы одна из сторон сделки* освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с пунктом 5.1 ст.284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам (пп.4 п.2 ст.105.14 НК РФ).

    *В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

    5. Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является резидентом такой особой экономической зоны (пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ).

    📌 Реклама Отключить

    В соответствии с п.4 ст.4 закона №227-ФЗ, положение пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ, применяется с 01.01.2014г.

    2. Сделки, приравниваемые к сделкам с взаимозависимыми лицами

    Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения приравниваются:

    1. Совокупность сделок по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, совершаемых с участием или при посредничестве лиц, не являющихся взаимозависимыми с учетом следующих особенностей:

    Указанная совокупность приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием или при посредничестве которых совершается, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

    • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
    • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

    Обратите внимание:В части признания контролируемыми сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или ЕНВД, положения пп.1 п.1 ст.105.14 применяются с 01.01.2014г. 📌 Реклама Отключить

    2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

    Данные сделки признаются контролируемыми:

    2.1. Если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

    2.2 Если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп (п.5 ст.105.14 НК РФ):

    • нефть и товары, выработанные из нефти;
    • черные металлы;
    • цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • драгоценные металлы и драгоценные камни.

    3. Сделки, одной из сторон которых является лицо:

    • местом регистрации,
    • местом жительства,
    • местом налогового резидентства,

    которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утвержденный Приказом Минфина от 13.11.2007г. №108н. 📌 Реклама Отключить

    Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

    Данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

    УВЕДОМЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ

    В соответствии с положениями ст.105.15 Налогового кодекса, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

    📌 Реклама Отключить

    Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган:

    • по месту своего нахождения,
    • по месту своего жительства,
    • по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (крупнейшие налогоплательщики),

    в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

    В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

    Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

    1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

    2. Предметы сделок.

    📌 Реклама Отключить

    3. Сведения об участниках сделок:

    • полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
    • фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;
    • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.

    4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

    Сведения о контролируемых сделках могут быть подготовлены по группе однородных сделок (п.4 ст.105.15).

    Контролируемые сделки 2019: критерии, таблица

    Налогоплательщик обязан проверять, нет ли у него контролируемых сделок. И уведомлять налоговиков, если такая сделка найдется. В этой статье мы расскажем, что такое контролируемые сделки. Критерии по ним на 2019 год приведем в таблице.

    Налогоплательщик обязан проверять, нет ли у него контролируемых сделок. И уведомлять налоговиков, если такая сделка найдется. В этой статье мы расскажем, что такое контролируемые сделки. Критерии по ним на 2019 год приведем в таблице.

    Что такое контролируемые сделки

    Контролируемые сделки находятся под особым вниманием налоговиков. По таким операциям высок риск сговора участников с целью незаконного снижения налогов. Например, продавец и покупатель могут указать в договоре заниженную цену, чтобы уменьшить налоговую базу. Или, наоборот, завысить цену договора, чтобы увеличить долю вычетов по НДС.

    Контролируемыми являются два вида сделок:

    1. Совершаются взаимозависимыми лицами,
    2. Подпадают под критерии, перечисленные в ст.105.14 НК РФ.

    Наличие связи между контрагентами – это не обязательное условие для проверки договора. Например, под контроль ФНС подпадают операции любых лиц с резидентами оффшоров. Захотят налоговики узнать подробности и по сделке, в которую вклинились посредники.

    Организации и предприниматели обязаны проверять сделки на наличие признаков, перечисленных ст.105.14 НК РФ. И если такие признаки обнаружились – сообщать налоговикам.

    Критерии контролируемых сделок: таблица

    Мы составили таблицу с критериями отбора сделок на особый контроль. Проверьте свои договоры, подлежат ли они углубленной проверке налоговиками.

    Таблица. Критерии контролируемых сделок в 2019 году

    Кто участвует в сделкеКакие сделки проверяются на наличие критериевКритерии признания сделок контролируемымиОснование
    Условия или предмет сделки Сумма доходов по сделке за год
    Сделки между взаимозависимыми лицами
    Резиденты РФ Любые сделки с участием взаимозависимых лиц Контрагенты рассчитывают налог на прибыль с применением различных ставок. Исключение – ставки, указанные в п.2-4 ст.284 НК РФ. Рассматриваются ставки, применяемые к видам деятельности, по которым заключена проверяемая сделка Более 1 млрд. руб. пп.1 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
    Предметом договора является добытое полезное ископаемое. Участник договора – добывающая компания. Она исчисляет НДПИ по ставке, установленной в процентах пп.2 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
    Хотя бы одно из участвующих лиц применяет спецрежим ЕНВД или перечисляет единый сельхозналог. Другое участвующее лицо (или одно из других участвующих лиц), не применяет ЕНВД или ЕСХН пп.3 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
    Одно из лиц пользуется освобождением от уплаты налога на прибыль пп.4 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
    Одновременно выполняются два условия:

    1. Одно из участвующих лиц – компания, добывающая или разведывающая недра на новых морских месторождениях (п.1 ст.275.2 НК РФ),
    2. Один из контрагентов:
    • Не добывает или не разведывает недра на новых морских месторождениях,
    • Является добывающей или разведывающей компанией, но не рассчитывает налог на прибыль по ст.275.2 НК РФ
    пп.6 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
    Хотя бы одно из участвующих лиц является резидентом «Сколково» или участником проекта по закону от 29.07.2017г. «Об инновационных научно-технических центрах» и пользуется освобождением от уплаты НДС пп.8 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
    Одно из участвующих лиц пользуется инвестиционным налоговым вычетом пп.9 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
    Одно из лиц является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородов. Доходы или расходы по проверяемому договору влияют на размер налога пп.10 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
    Одно из лиц – нерезидент РФ Любые сделки Все операции Более 60 млн. руб. п.1, п.3 ст.105.14 НК РФ
    Другие сделки
    Любые лица Сделки с участием посредников Продавца и покупателя связывает посредник или цепочка посредников. При этом:

    1. Роль посредника заключается в формальной перепродаже. Никаких дополнительных полезных функций у него нет,
    2. Имеются признаки фиктивности посреднической операции: посредник не задействует никаких ресурсов для проведения операции и не несет предпринимательских рисков
    Более 60 млн. руб. пп.1 п.1, п.7 ст.105.14 НК РФ
    Внешнеторговые контракты Предмет договора – биржевой товар:

    • Нефть и продукты нефтепереработки,
    • Металлы (черные, цветные, драгоценные),
    • Минеральные удобрения,
    • Драгоценные камни.
    пп.2 п.1, п.5, п.7 ст.105.14 НК РФ
    Сделки с резидентами оффшоров Одно из участвующих лиц базируется в оффшорной зоне. Перечень оффшоров приведен в приказе Минфина от 13.11.2007г. № 108н пп.3 п.1, п.7 ст.105.14 НК РФ

    Некоторые сделки не рассматриваются в качестве контролируемых, невзирая на наличие критериев (п.4 ст.105.14 НК РФ):

    • Сделка заключена внутри консолидированной группы налогоплательщиков без участия сторонних организаций. Исключение:
      • Операции с добытыми полезными ископаемыми, по которым НДПИ установлен в процентах,
      • Операции, доходы и расходы от которых влияют на величину налога на дополнительный доход от добычи углеводородов,
    • Все участвующие контрагенты отвечают следующим требованиям:
      • Состоят на учете в ФНС одного и того региона России,
      • Работают без обособленных подразделений. Или имеют их, но только на территории того же субъекта РФ, где находится головной офис,
      • Перечисляют налог на прибыль только в регионе своего присутствия,
      • Ведут прибыльную деятельность. В расчете текущего налога на прибыль нет прошлогодних или более ранних убытков,
      • Не являются взаимозависимыми,
    • Предметом контракта является кредит или депозит на срок до 7 календарных дней,
    • Договор заключен на предоставление поручительства или гарантии,
    • Участники договора – взаимозависимые лица. А его предмет – беспроцентный заем.

    Уведомление о контролируемой сделке

    Если вы обнаружили у себя контролируемой сделку, передайте в ИФНС сообщение по форме КНД 1110025. Постоянно проверять наличие критериев не обязательно. Это можно сделать один раз, по итогам прошедшего года. Инспекторы ждут уведомление до середины мая следующего года. Если контролируемая сделка состоялась в 2019 году, отчитаться без штрафа можно до 20 мая 2020 года.

    Бланк уведомления можно взять из приложения к приказу ФНС от 07.05.2018г. № ММВ-7-13/249. Им же утверждена инструкция по заполнению. Чистый бланк и образец заполнения вы можете скачать по ссылкам, расположенным в начале нашей статьи.

    Новые «кассовые» правила: прямая линия с ФНС

    С 1 июля 2019 года Закон о ККТ действует в новой редакции. Новые правила вызывают разночтения. Редакция «Зарплаты» обратились к специалисту налоговой службы Юлии Александровне Сидненко, советнику государственной гражданской службы РФ 3-го класса, за разъяснениями. Она рассказала, как изменения трактуют налоговики.

    Новые правила для ККТ

    Контролируемые сделки в 2017: критерии, таблица

    Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

    Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств.

    С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

    Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

    В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

    Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

    Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки».

    Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

    Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

    Что такое контролируемые сделки?

    Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

    1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
    2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
    3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

    Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

    Контролируемые сделки Лимит годового оборота
    Внешнеэкономические сделки Между взаимозависимыми лицами Лимит не установлен
    С товаром биржевой торговли 60 млн. руб.
    С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ 60 млн. руб.
    Внутрироссийские сделки Между взаимозависимыми лицами 1 млрд. руб. (с 2016 г.)
    Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0% 60 млн. руб.
    Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль 60 млн. руб.
    Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах 59 млн. руб.
    Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) 100 млн. руб.

    Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

    Вопрос:
    Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

    Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

    Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 — 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки:

    Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

    1. Налог на прибыль организаций.
    2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
    3. НДПИ — если одна из сторон сделки — плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
    4. НДС — если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

    Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)).

    Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

    1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
    2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
    3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
    4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
    5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

    Отправная точка при выборе метода — понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа — исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков.

    Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

    Следующий этап нашего исследования — сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

    Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

    Вы можете получить у нас услуги:

    • — оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
    • — подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
    • — выявить контролируемые сделки.

    Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

    И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

    Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

    Отчет о контролируемых сделках:

    В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

    Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

    Контролируемые сделки на 2018 год: критерии в таблице

    Все люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, сталкиваются с необходимостью поиска «лазеек» для того, чтобы снизить налоговые суммы.

    Договора финансового характера, которые проводятся между контрагентами, не являются в данном случае исключением. Это прекрасно осознают и представители налоговых органов.

    Именно по этой причине они приняли определенные критерии, которые позволяют осуществлять контроль.

    статьи

    • Критерии для оснований
    • Взаимозависящие фирмы по НК РФ
    • Особенности для контрагентов (иностранных)
    • Какие налоги присутствуют в 2018 году
    • Предоставление отчета

    Критерии для оснований

    Сделки контролируемого характера необходимы для того, чтобы предприниматель не смог избежать уплаты налогов в величине, которая была определена. Если произошел сговор участников, количество налогов, путем особых способов уменьшения, будет перечислена в государственный бюджет не во всем объеме.

    Для этого, в процессе заключения, участником будут отражены некорректные данные, которые касаются стоимости товаров или услуг. Указывая фиктивную стоимость, все участники соглашения могут снизить реальное количество денежных средств, требуемых для уплаты налогов.

    В зависимости от выбранной системы налогообложения, она может быть и завышенной. От подобного действия может происходить увеличение базы, которая потом применяется для проведения вычета.

    Во всех случаях изменение цены может негативно влиять на количество налогов. Это также является незаконным.

    Отметим, что несмотря на то, что предприниматели регулярно заключают сделки, далеко не все из них являются интересными для представителей Федеральной налоговой службы.

    Критерии контролируемых сделок уместны в тех ситуациях, где регулярно происходит заключение контрактов между предприятиями, зависящими друг от друга. Все ситуации, подходящие под данный критерий, описаны в статье 105.

    14 Налогового кодекса Российской Федерации. Они могут отличаться между собой спектром действия.

    При этом стоит сказать о том, что под данные критерии также подходят и те сделки, где фирмы являются взаимозависимыми между собой.

    Контролируемыми для налогообложения являются:

    1. Те, которые были осуществлены между лицами, являющимися взаимозависимыми между собой.
    2. Сделки (одна или несколько), которые стали контролируемыми по причине их приравнивания к сделкам зависящих друг от друга лиц.
    3. Те, которые были признаны в суде как контролируемые.

    Таблица контролируемых сделок выглядит следующим образом:

    Сделки контролируемого видаМаксимальный оборот денежных средств (в год)
    Договора внешнеэкономического характера Между лицами, являющимися зависимыми друг от друга Лимит отсутствует
    Проведенные с товаром биржевой торговли 60 миллионов рублей
    С резидентами оффшоров, в соответствии со списком, предложенным в Министерстве Финансов Российской Федерации 60 миллионов рублей
    Договора, проведенные в Российской Федерации Сделки между лицами, являющимися взаимозависящими 1 миллиард рублей (начиная с 2016 года)
    Сделки, между взаимозависящими лицами, в случае если сторона:
    Была освобождена от налогов на прибыль или же использует «нулевую» ставку 60 миллионов рублей
    Резидент, имеющий льготы установленные на налог прибыли 60 миллионов рублей
    Плательщик НДПИ 59 миллионов рублей
    Использует специальный налоговый режим 100 миллионов рублей

    Взаимозависящие фирмы по НК РФ

    К зависимым фирмам, в целях определения контролируемости сделок, относят те, которые соответствуют критериям первого пункта статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

    Читайте так же: Порядок проведения аудита расчетов с подотчетными лицами

    Стоит отметить, что контракты, которые были заключены с их участием, рассматриваются Федеральной налоговой службой в качестве контролируемых, если ситуации соответствуют следующим параметрам:

    1. При подписании отсутствуют «ненужные» лица.
    2. Одна из сторон не имеет статус «Налоговый резидент Российской Федерации».
    3. Оборот за один год в соответствии с контрактом превышает отметку в 60 миллионов рублей.

    Субъектами сделок контролируемого типа могут являться связанные между собой или приравненные к таким:

    1. Налоговые резиденты и нерезиденты Российской Федерации.
    2. Отечественные компании.
    3. Зарубежные компании.

    Необходимо отметить, что под контроль со стороны Федеральной налоговой службы могут попасть не только являющиеся взаимозависимыми, но и другие лица, которые дали представителям налоговой повод в том, чтобы на них обратили внимание.

    К примеру, распространенной является ситуация, когда фирма необоснованно снижает стоимость в контракте. Отметим, что судебные органы власти относятся к проверкам ФНС независимых лиц не очень лояльно.

    Особенности для контрагентов (иностранных)

    В законодательстве России говорится о том, что приобретение акций отечественной компанией через иностранного контрагента – это контролируемая сделка.

    Если отечественная компания и иностранная организация являются между собой взаимосвязанными лицами, то проведенные между ними договора, в том числе и участие представительств иностранных организаций на территории Российской Федерации, относятся к контролируемым, вне зависимости от размера полученного ими дохода.

    В законодательстве говорится про обязанность плательщиков налогов уведомлять ФНС о совершенных в 2018 году сделках контролируемого типа. Отметим, что форма уведомлений и порядок заполнения документа в электронной форме утверждены на законодательном уровне.

    Какие налоги присутствуют в 2018 году

    Достаточно часто представители предпринимательской сферы нашей страны задаются вопросом того, все ли налоги могут попадать под контроль налоговиков? В 2018 году законодательство включает в себя ограниченный список налогов. Их полнота исчислений может контролироваться:

    1. Налогом с прибыли, которая была получена организацией.
    2. Налогом на доходы физлиц, который был уплачен от доходов, полученных предпринимательством или предоставлением частных услуг.
    3. НДПИ. В данном случае в качестве предмета сделки выступают добытые ископаемые. При их добыче налогообложение осуществляется по ставке, которая измеряется в процентах.
    4. Налог на добавленную стоимость. НДС используется если один из участников сделки, не является плательщиком НДС или по определенным причинам освобожден от их уплаты.

    Предоставление отчета

    Уведомление в ФНС должно быть подано до 20 числа 5-го месяца года, который следует после отчетного. За этот год уведомление необходимо предоставить не позднее 20 мая 2018 года.

    В том случае, если документ будет подан до того момента, когда налоговые органы выявили ошибки, плательщик налогов автоматически освобождается от штрафов за то, что предоставил информацию, являющуюся неточной.

    Читайте так же: Денежный поток: формула, управление, виды Документы данного вида могут быть запрошены налоговой службой не раньше, чем 1 июня года, который следует за календарным и, соответственно, в котором были заключены договора контролируемого характера. В рамках проверки запрос на получение документации по сделкам может составлять до трех лет.

    Освобождение от санкций возможно только в том случае, если плательщик предоставляет в ФНС документы, которые обосновывают, почему им был снижен уровень рыночной стоимости на товары (услуги). Отметим, что в данном случае плательщику налогов дается 30 дней на то, чтобы он предоставил запрошенную ФНС документацию.

    Документы для скачивания (бесплатно)

    • Уведомление о контролируемых сделках

    Таким образом, для того чтобы у владельцев бизнеса не возникали проблемы, рекомендуется предварительно позаботиться об обосновании рыночных цен.

    Дело в том, что процесс подготовки таких документов, чаще всего составляет от 3 до 6 недель. В данном случае, на срок подготовки документации серьезно влияет количество, а также сложность сделок, которые были проведены за все время работы.

    Процесс предоставления отчетности по контролируемым сделкам является не самым простым и требует от владельцев бизнеса подробного изучения вопроса. В том случае если он изучен не будет, то при сдаче в Федеральную налоговую службу отчетности существует большая вероятность того, что возникнут проблемы.

    Необходимо отметить, что для недопущения подобных ситуаций рекомендуется взять в штат компании или предприятия бухгалтера с опытом работы, который владеет налоговым законодательством, изучает все нововведения, а также, в связи со своими профессиональными навыками, знает, каким образом решить большинство проблем, возникающих с Федеральной налоговой службой.

    Определение контролируемых сделок представлено в данном видео.

    Контролируемые сделки 2017-2018: критерии, таблица, порядок заполнения уведомления для ФНС

    Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

    Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017

    На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу.

    Характер контролируемой сделки

    Признаки, указывающие на контролируемую сделку

    Сумма сделки для признания ее контролируемой

    Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Сумма цен сделок за год Совокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
    Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложения Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
    Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплаты Совокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
    Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зон Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
    Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыль Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
    Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условиях Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
    Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДС Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
    Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ) Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
    Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лиц Посредник занимается только перепродажей товаров Доход от сделки не имеет значения
    Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
    Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговли В результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы
    Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицами Все удовлетворяющие характеристике сделки Доход от сделки не имеет значения

    Таблица. Критерии контролируемых сделок 2018

    Критерии в 2018 году остались прежними. Ознакомиться с ними вы сможете в таблице, которая представлена выше.

    По контролируемым сделкам, которые пройдут в 2018 году, отчитаться в налоговый орган нужно будет в 2019 году.

    Уведомление о контролируемых сделках включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

    В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

    Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однотипных сделок. Часть данного раздела очень похожа на анкету, в которой нужно выбрать верное утверждение и поставить нужный код. Коды указаны прямо в уведомлении.

    Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

    Количество листов подраздела 1Б должно совпадать с количеством сделок, отмеченных в подразделе 1А. То есть если налогоплательщик составил четыре листа подраздела 1Б, то в подразделе 1А нужно отразить четыре сделки.

    Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

    Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

    Уведомление о контролируемых сделках за 2017 год

    По контролируемым сделкам, которые были в 2017 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2018. Так как срок отчетности выпадает на воскресенье, налогоплательщик вправе направить документ до 21.05.2018 включительно.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *