Контрольно кассовая техника

ККМ Контрольно-кассовый аппарат «National»

Контрольно-кассовая машина (ККМ) — это инструмент контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки.

Кассовый аппарат — электронный прибор, снабжённый устройством для печатания кассового чека. У этого прибора есть экран, клавиатура и печатающее устройство, которое печатает на специальной бумажной ленте.

Кассовый аппарат используется при расчётах за проданные товары и выполненные услуги. Самая важная часть аппарата — фискальная память, данные из которой нельзя изменить. В фискальной памяти накапливаются данные об операциях, совершённых на данной торговой точке и подлежащих налогообложению.

В Российской Федерации правила использования кассовых аппаратов определяет закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт».

«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее — контрольно-кассовая техника), — контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Основная задача кассового аппарата — фиксировать на бумаге (кассовом чеке) сделку купли-продажи. В зависимости от сложности прибора различают — Контрольно-кассовые машины и Фискальные регистраторы. ККМ — это автономный прибор, на котором оператор (продавец-кассир) набирает сумму покупки и «пробивает» (печатает) чек. ФР — это прибор, которым управляет компьютер, входящий в состав автоматизированного места продавца-кассира»

  • 1 История кассовых аппаратов
  • 2 Классификация ККМ
    • 2.1 По областям применения
    • 2.2 По конструкции
  • 3 Законы о применении Контрольно-кассовой техники
  • 4 Законы о применении ККМ
  • 5 Регистрация ККМ в Инспекции Федеральной Налоговой Службы (ИФНС)

История кассовых аппаратов

13 июля 1875 года Дэвид Браун получил патент на «аппарат для транспортировки товаров, наличных денег и прочих мелких грузов». С этого момента началась эра автоматизации и учета розничных операций. Эта простая система надолго прижилась в магазинах Старого и Нового света, превратившись в такой же ностальгический символ эпохи, каким для советских людей стал, например, автомат с газировкой.

Развитие мегаполисов существенно изменило модель и стиль розничной торговли. В небольших лавочках европейских и американских городов хозяин магазина, как правило, являвшийся и продавцом, знал всех своих клиентов по имени, отпускал товары в кредит, который гасился в конце месяца, и вообще был приятелем и хорошим собеседником, а его предприятие являлось основным источником местных сплетен и новостей. В большом универмаге большого города такая идиллическая картина не могла существовать: клиенты требовали повышенного внимания, деньги — учета, а продавцы — контроля. Аппарат Дэвида Брауна как раз и был создан для осуществления контроля над всеми расчетами в магазине.

Система представляла собой корзинки, подвешенные к веревочной карусели. Продавец-консультант, как его назвали бы теперь, приняв от клиента деньги за товар, отправлял их в корзинке кассиру, который возвращал назад сдачу и товарный чек. В крупном универмаге кассир сидел в центре «паутины», по нитям которой к нему стекалась наличность из разных отделов. Первый опыт внедрения системы, осуществленный в крупнейшем мебельном магазине в Массачусетсе в 1879 году, привел к существенному увеличению объемов продаж, сокращению времени на проведение торговой операции и улучшению контроля за движением средств и остатка товара на складе. Лучшей рекламы и не требовалось — система Брауна стала востребованной всеми крупными магазинами, и заказы посыпались со всех концов США, а позже и Европы.

Вильям Лэмсон, владелец того самого мебельного магазина, купил права на изобретение Дэвида Брауна и в 1882 году создал компанию Lamson Cash Railway Company . Система была столь надежна и неприхотлива, что исправно работала долгие годы: в универмаге Лоунса в Нью-Йорке она верой и правдой прослужила целых сто лет без единого дня простоя до самого закрытия магазина в октябре 1995 года. Ее техническое обслуживание и устранение поломок занимало считаные минуты и выполнялось любым сотрудником магазина с помощью отвертки и пассатижей. Разработки новых версий системы шли постоянно: в начале XX века компания представила скоростные варианты на основе пневматической трубы либо, в версии попроще, на основе катапульты из эластичного материала. Однако самый первый вариант все равно оставался наиболее востребованным.

Изобретенный в 1884 году братьями Ритти кассовый аппарат занял свое законное место в центре инфраструктуры магазина с системой Лэмсона. Он позволял кассиру не только быстрее и правильнее произвести расчет, но и обладал функцией, из-за которой налоговые органы впоследствии сделали его обязательным во всех розничных точках: он сохранял в памяти информацию обо всех платежах. Однако именно кассовый аппарат и стал причиной гибели простого и надежного изобретения Брауна — его возможностей оказалось достаточно, чтобы заменить собой громоздкую систему. В 1950 году компания Лэмсона прекратила производство, однако еще несколько десятилетий многие магазины продолжали пользоваться этим устройством, которое долгие годы было основной частью торговых предприятий по обе стороны Атлантики.

Классификация ККМ

В настоящее время существует классификатор ККМ по областям применения и по конструкции.

По областям применения

  • для торговли;
  • для сферы услуг;
  • для торговли нефтепродуктами;
  • для гостиниц и ресторанов.

По конструкции

  • Автономная ККМ — это кассовая машина, расширение функциональных возможностей которой может достигаться только за счет подключения дополнительных устройств ввода-вывода, управляемых ККМ по размещенным в ней программам. К автономным ККМ относятся и портативные ККМ, имеющие возможность работы без постоянного подключения к электросети.
  • Пассивная системная ККМ — это кассовая машина, имеющая возможность работать в компьютерно—кассовой системе, но не имеющая возможности управлять работой этой системы. Пассивная системная ККМ может использоваться как автономная ККМ.
  • Активная системная ККМ — это кассовая машина, имеющая возможность работать в компьютерно—кассовой системе, управляя при этом работой системы. К активной системной ККМ относится также POS-терминал — ККМ с фискальной памятью, обладающая возможностями персонального компьютера по вводу-выводу, хранению, обработке и отображению информации. Активная системная ККМ может использоваться как пассивная системная или автономная ККМ.
  • Фискальный регистратор — это ККМ, способная работать только в составе компьютерно—кассовой системы, получая данные через канал связи.

Законы о применении Контрольно-кассовой техники

Контрольно-кассовые машины (ККТ, ККМ) относятся к категории электронно-вычислительных машин. Контрольно-кассовая машина согласно абз. 1 раздела I. «Общие положения» «Типовых правил эксплуатации контроьно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением» является «счётно-суммирующим, вычислительным и чекопечатающим устройством». В соответствии с ГОСТ 15971–90 «Системы обработки информации. Термины и определения»: Таб. 1 п. 7. «Вычислительная машина — это совокупность технических средств, создающая возможность проведения обработки информации и получения результата в необходимой форме». Поскольку ККМ служит для обработки информации (выполняет вычислительные функции) и получения результата в необходимой форме (регистрирует на бумажной ленте), она является вычислительной машиной. В соответствии с ГОСТ 15971–90 «Системы обработки информации. Термины и определения»: Таб.1 п.8. «Электронно-вычислительная машина — это вычислительная машина, основные функциональные устройства которой выполнены на электронных компонентах». В состав ККМ входят электронные компоненты — процессор, память данных, память программ, блок питания и так далее. Поскольку все основные функции ККМ осуществляются за счёт указанных электронных компонентов, входящих в ее состав, ККМ является электронно-вычислительной машиной, а следовательно подпадает под действие статей 272, 273, 274 УК РФ.

Законы о применении ККМ

  • Федеральный закон №54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
  • Порядок активизации, замены и хранения ЭКЛЗ. Письмо Управления ФНС России по г.Москве от 20 декабря 2005г. №22–08/94593.
  • Перечень моделей и версий моделей контрольно-кассовых машин, находящихся в Государственном реестре и (или) разрешённых в настоящее время к регистрации в налоговых органах.
  • Постановление Правительства РФ №470 от 23 июля 2007 г. Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, использкемой организациями и индивидуальными предпринимателями.
  • Комментарии к Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 №470
  • Приказ от 5 сентября 2007 г. №351 об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники.
  • Приказ от 18 декабря 2007 г. №135н об утверждении образца знака «сервисное обслуживание».
  • Закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Принят Государственной Думой 25 марта 2009 года № 68783-5)

Регистрация ККМ в Инспекции Федеральной Налоговой Службы (ИФНС)

  • Регистрация в налоговой
  • Снятие с учета
  • Сроки эксплуатации
  • Бланки заявлений

Любые ККМ, до начала использования на точках продаж,необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции (ИФНС) по месту учета организации. Регистрацией занимаются отделы оперативного контроля соответственных территориальных отделений ИФНС. В назначенный день нужно явиться к инспектору налоговой службы вместе с представителем ЦТО и контрольно-кассовой машиной.

Для регистрации ККМ потребуется подготовить следующие документы:

  • 1. Заявление установленной формы
    • (Для предпринимателей — с отметкой об отсутствии задолженностей)
    • Выдается в отделении ИФНС;
    • В заявлении должно быть указаны вид объекта торговли и вид деятельности организации!
  • 2. Договор на обслуживание в ЦТО . (Оригинал и копия.)
    • Предварительно заключается с ЦТО .
  • 3. Технический паспорт ККМ
  • 4. Паспорт ЭКЛЗ
  • 5. Паспорт версии ККМ + ксерокопия
  • 6. Дополнительный лист к паспорту версии ККМ + ксерокопия

(пп. 3-6 входят в комплект ККМ, заполняются представителем ЦТО при заключении договора)

  • 7. Журнал кассира-операциониста, прошнурованный, пронумерованный, скрепленный подписями и печатью организации. (форма КМ-4)
    • Налоговый инспектор заверяет журнал подписью и штампом налогового органа, ставит дату фискализации ККМ.
  • 8. Журнал учета вызовов технических специалистов, прошнурованный, пронумерованный, подписанный (форма КМ-8).
  • 9. Договор аренды помещения или свидетельство на право собственности помещения, где будет установлена ККМ. (Оригинал и копия.)
  • 10. Доверенность на право регистрации ККМ в налоговой инспекции (ИФНС),
    • оформленная в установленном порядке (ст. 185 ГК РФ), и документ, удостоверяющий личность, если регистрацию ККМ будет осуществлять не руководитель организации и не главбух, а другой сотрудник организации;
    • Для представителей ИП необходима нотариально заверенная доверенность.
  • 11. Наличие на корпусе ККМ средств визуального контроля — объёмные голограммы
    • («Государственный реестр 200…»- четыре цифры обозначают год реализации ККМ генеральным поставщиком , идёт в комплекте с ККМ.
    • «Сервисное обслуживание 200…»-четыре цифры обозначают текущий год, в котором ККМ поставлена на сервисное обслуживание в ЦТО , устанавливается при заключении договора с ЦТО ).
  • 12. Самоклеющиеся пломбы.
    • Устанавливаются представителем ЦТО при регистрации в ИФНС.

Ссылки

  • О кассе — информационный портал о контрольно-кассовой технике
  • Форум механиков ККМ
  • Группа компаний ККС — производитель ККТ Samsung
  • Сосенский приборостроительный завод — производитель ККТ «Астра»
  • Калужский завод телеграфной аппаратуры — производитель ККТ «Касби», АМС
  • Incotex — производитель ККТ «Меркурий»
  • Штрих-М — производитель ККТ «Элвес»

Контрольно-кассовая техника (далее ККТ) — это контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. ККТ применяется при осуществлении наличных денежных расчетов с покупателями, а также расчетов с использованием платежных пластиковых карт.

Для верного и однозначного понимания определения ККТ, расшифруем некоторые термины, употребляемые в данном определении.

Итак, контрольно-кассовая машина (Далее ККМ) — это счетно-суммирующее, вычислительное, чекопечатающее устройство, предназначенное для регистрации и учета денежных расчетов, и обеспечивающее хранение информации по указанным расчетам, при выполнении торговых операций или при оказании услуг.

Наличные денежные расчеты — произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Фискальная память — комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов.

Фискальный режим — режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в фискальной памяти;

Электронно-вычислительные машины – приборы, оснащенные логическим, запоминающим и другими устройствами, используемые для расчетов и обработки учетной информации.

На территории Российской Федерации могут применяться только те модели ККТ, которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять его ведение, определяются Правительством Российской Федерации.

Организации торговли и индивидуальные предприниматели, при продаже товаров и получении оплаты за проданный товар, в обязательном порядке должны применять ККТ и выдавать покупателям кассовые чеки. Порядок применения ККТ регулируется Федеральным законом от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». (Далее Закон №54-ФЗ (Приложение №!)).

В соответствии с указанным законом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны:

— зарегистрировать контрольно-кассовую машину в налоговых органах;

— содержать ККТ в исправном состоянии и применять ККТ (при наличии пломбы, установленной в надлежащем порядке), обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

— выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;

— обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ (Приложение №!), беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию;

— производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

В соответствии с положениями статьи 7 Закона №54-ФЗ (Приложение №!), контроль за применением ККТ возложен на подразделения налоговых органов, в функции которых входит:

— осуществление контроля за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона;

— осуществление контроля за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

— проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок;

— проверка выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

— наложение штрафов в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования Закона №54-ФЗ.

Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении ими указанных в статье 7 Закона №54-ФЗ (Приложение №!) контрольных функций.

В торговых организациях разрешается эксплуатация только тех типов ККТ, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке и внесены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Приобретение ККТ оформляется договором купли-продажи ККТ с продавцами, или договором об аренде с владельцем ККТ.

Пользователю, после приобретения ККТ, необходимо:

— заключить договор на техническое обслуживание и ремонт ККТ с Центром технического обслуживания;

— зарегистрировать ККТ в налоговых органах.

Эксплуатация ККТ допускается только после ее постановки на техническое обслуживание в Центре технического обслуживания и регистрации в налоговых органах;

В случае нарушения данного положения налоговые органы имеют право налагать штраф на потребителя как за неиспользование ККТ.

Правила применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением установлены в «Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утверждено Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 (Приложение №!).

Формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ (с приложением Альбома унифицированных форм первичной учетной документации) (Приложение №!), утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

Применение унифицированных форм первичной учетной документации регламентируется «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (утверждено Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации») (Приложение №!).

Требование Закона №54-ФЗ о применении ККТ является обязательным при наличных расчетах не только с населением, но и при расчетах между юридическими лицами. Указанное требование не зависит от того, осуществляется ли реализация товаров постоянно или на разовой основе.

При реализации товаров, покупателям выдается чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККТ, в которых должны содержаться следующие реквизиты:

— наименование торговой организации;

— идентификационный номер организации-налогоплательщика (ИНН);

— заводской номер ККТ;

— порядковый номер чека;

— дата и время покупки;

— стоимость покупки;

— признак фискального режима.

На чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения.

Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью ККТ в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти.

Обратите внимание!

Применение ККТ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению ККТ.

Чеки подлежат гашению одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.

На всех ККТ в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой ККТ ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, хранятся в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность, в смысле компетенции по организации хранения и обеспечению сохранности указанных документов, несет руководитель торговой организации.

Выдаваемые покупателям счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают торговые организации и индивидуальных предпринимателей от применения ККТ. Применение ККТ при осуществлении денежных расчетов является обязательным, независимо от целей приобретения товара. Обязанность применять ККТ распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с покупателями, приобретающими товары для последующей перепродажи.

Государственная регистрация ККТ в налоговых органах

Порядок регистрации ККТ в налоговых органах, утвержден Приказом Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. №ВГ-3-14/36 «Об утверждении порядка регистрации контрольно — кассовых машин в налоговых органах». (Далее Приказ Госналогслужбы №ВГ-3-14/36 (Приложение №!)). В соответствии с указанным документом, организации и индивидуальные предпринимали, осуществляющие торговые операции, подают заявление по месту регистрации ККТ, по форме, приведенной в приложении N 1 к Приказу Госналогслужбы №ВГ-3-14/36. (Приложение №!)

К заявлению прилагаются паспорта на подлежащие регистрации ККМ и договор об их техническом обслуживании и ремонте Центром технического обслуживания или непосредственно предприятием-изготовителем ККТ.

Налоговый орган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, не позднее 5 дней с момента подачи заявления производит регистрацию ККТ. Регистрация производится путем внесения сведений о ККТ в «Книгу учета контрольно-кассовых машин» организаций.

Налоговый орган одновременно с регистрацией ККТ выдает организации Карточку регистрации ККТ в налоговом органе по установленной форме, также возвращает паспорт на регистрируемую ККТ и договор на техническое обслуживание и ремонт.

В случае необходимости замены действующих ККТ другими, либо установки дополнительных машин, пользователь ККТ обязан до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее.

Налоговый орган, получивший заявление организации о замене ККТ, производит в 5-дневный срок регистрацию новых и снятие с учета изымаемых из эксплуатации в данной организации ККТ и выдает организации карточки на вновь зарегистрированные ККТ в соответствии с положениями Порядка регистрации ККТ в налоговых органах (Приложение №!).

Во всех случаях, когда ККТ выбывает из обращения пользователя, она подлежит снятию с учета. Этому также предшествует подача соответствующего заявления в налоговый орган. Налоговый орган, получив заявление, производит снятие ККТ с учета, о чем делается отметка в Карточке регистрации ККТ, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа, ответственного за регистрацию, и скрепляется печатью.

Об окончании установленного срока применения конкретных ККТ налоговые органы уведомляют пользователя ККТ за 30 дней до истечения срока.

По окончании срока применения модели ККТ, указанного в Государственном реестре ККТ, используемой на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета ККТ этих моделей. Карточка регистрации ККТ хранится в организации по месту установки ККТ в течение всего срока ее эксплуатации. Предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением ККТ, и возвращается налоговому органу при снятии ККТ с регистрации.

В налоговом органе Карточка регистрации ККТ хранится в течении трех лет после снятия контрольно — кассовой машины с учета.

Особенности применения ККТ при расчете пластиковыми картами

Любая покупка, осуществленная в организации розничной торговли, фиксируется при помощи контрольно-кассовой техники. И независимо от того, получил ли продавец от покупателя наличные деньги или последний рассчитался пластиковой картой, сумма покупки будет зафиксирована на ККТ.

При этом суммы наличных денежных средств, сданных кассиром-операционистом в конце дня, не будут совпадать с показаниями суммирующего счетчика ККТ. Эти суммы будут расходиться на сумму выручки от продажи товаров с использованием пластиковых карт, ведь при использовании такого вида расчетов торговая организация не получает наличные деньги.

Для учета операций по приходу и расходу наличных денег по каждой контрольно-кассовой технике в торговой организации применяется унифицированная форма первичной учетной документации «Журнал кассира — операциониста». (Форма КМ-4, утвержденная Постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. N 132).

Данный журнал также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.

Сумма выручки, полученной за товары, расчеты за которые произведены с использованием платежных карт, может быть указана в «Журнале кассира — операциониста» в графе 13 «сдано/оплачено по документам». Заполняя кассовую книгу, бухгалтер на эту сумму не выписывает приходный кассовый ордер, поскольку в этом случае организация не получает наличные деньги. Следовательно, на суммы, оплаченные по платежным картам, чек целесообразно пробивать на отдельную секцию ККТ. В этом случае в Z-отчете эти суммы будут отражаться отдельно.

Применение ККТ при расчетах с индивидуальными предпринимателями

У организаций, имеющих в числе контрагентов индивидуальных предпринимателей, часто возникают вопросы о том, как правильно оформить расчеты с ними.

Законодатель, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №54-ФЗ (Приложение №!) предписывает организациям — при осуществлении наличных денежных расчетов (при получении наличных денег) при продаже товара, выполнении работ или оказании услуг в обязательном порядке применять ККТ, и, следовательно, выдавать клиенту (в том числе и индивидуальному предпринимателю) чек, пробитый по ККТ.

При продаже товаров за наличный расчет нужно иметь в виду, что Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 года №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» (Приложение №!), установившее предельный размер наличными деньгами в сумме 60000 (Шестьдесят тысяч) рублей по одной сделке, распространяется не только на расчеты между юридическими лицами. Поэтому, если один из участников сделки является индивидуальным предпринимателем, то не могут быть осуществлены наличные платежи в сумме, превышающей данный лимит. Причем в данном случае не имеет значения, кто кому платит – юридическое лицо предпринимателю или предприниматель юридическому лицу.

Применение ККТ при оплате нефтепродуктов

Предоставление услуг, продажа сопутствующих товаров, отпуск и заправка нефтепродуктами на АЗС осуществляются по наличному и безналичному расчету. Безналичная форма оплаты может быть прямой и косвенной.

Под прямым безналичным расчетом понимается форма оплаты магнитными и чиповыми карточками, с помощью которых денежные суммы переводятся с карты покупателя на счет АЗС.

Под косвенным безналичным расчетом форма оплаты магнитными и чиповыми карточками, талонами, списками и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов.

В практике торговли нефтепродуктами используется два вида пластиковых карточек

имеющих учет литража отпуска нефтепродуктов и имеющих учет денег, расходуемых по мере получения нефтепродуктов.

На большинстве АЗС процесс получения нефтепродуктов, а также сопутствующих товаров и услуг при прямой безналичной оплате представляет собой совокупность этапов:

— проверка наличия на карточке покупателя денежных средств, достаточных для оплаты заказываемого у кассира-оператора количества нефтепродуктов, товаров или услуг АЗС;

— при наличии достаточных денежных средств отпуск покупателю нефтепродукта, сопутствующих товаров, услуг. Платежная карточка на время отпуска нефтепродукта, оказания услуг остается у кассира-оператора АЗС;

— по результатам отпуска при использовании ККТ перевод денежных средств с карточки покупателя на счет АЗС и оформление кассовых чеков продажи. Один чек с фискальным логотипом ККТ передается покупателю, второй чек после его подписи владельцем карточки остается на АЗС для подтверждения согласия владельца карточки с суммой перечисления.

При косвенной безналичной оплате за нефтепродукты величина дозы отпуска устанавливается кассиром-оператором на основании заявки получателя нефтепродукта до начала отпуска. Получатель нефтепродукта обязан выбрать заданную им дозу полностью независимо от фактически свободной емкости бака автомобиля. В противном случае канал управления ТРК будет заблокирован, а топливораздаточная колонка выведена из сети.

Следует напомнить, что в соответствии с Законом №54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники наличные денежные расчеты, при осуществлении торговых операций или оказании услуг, производятся всеми организациями и индивидуальными предпринимателями с обязательным применением ККТ. В связи с этим, при отпуске товаров (оказании услуг) на АЗС как за наличный расчет, так и по пластиковым картам, талонам, должен оформляться чек ККТ независимо от того, кто является плательщиком товаров (услуг) АЗС — физическое или юридическое лицо. Ведь нефтепродукты на АЗС фактически всегда получает физическое лицо — водитель, которому юридическое лицо предоставило право на получение нефтепродукта.

Действующими в настоящее время Техническими требованиями к электронным контрольно-кассовым машинам для сферы торговли нефтепродуктами не предусмотрено формирование отчетных документов контрольно-кассовыми машинами по видам платежных документов.

Если на одной и той же АЗС наряду с использованием талонов (или других видов безналичных расчетов) ведутся расчеты и за наличные денежные средства, отпуск нефтепродуктов без применения ККТ недопустим. Отпуская нефтепродукты населению и за наличные денежные средства, и за талоны, АЗС работают в обоих случаях на одном и том же оборудовании и по единой технологии, то есть оператор должен дать команду с клавиатуры ККТ о начале и величине отпуска независимо от вида оплаты.

Возврат денежных средств по неиспользованным чекам при оплате нефтепродуктов на АЗС осуществляется в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждено Письмом Минфина Российской Федерации от 30 августа 1993 года №104).(Приложение №!).

Возврат денежных средств оформляется актом формы №КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

С помощью ККТ возможно оформить и возврат денежных средств покупателю в случае неполного отпуска нефтепродуктов по талонам.

Как правило, на АЗС применяется один из вариантов регистрации возврата денежных средств с использованием ККТ:

— покупатель предъявляет кассиру неиспользованный чек на оплаченную дозу нефтепродукта. На ККТ оформляется чек возврата на всю денежную сумму неиспользованного чека. Одновременно оформляется новый чек на фактически отпущенное количество нефтепродукта. Последние две операции фиксируются в отделе ККТ, запрограммированном для регистрации возвратов. Покупателю передается чек на фактически отпущенное количество нефтепродукта и денежные средства за недополученную дозу нефтепродукта, а неиспользованный чек и чек возврата актируются по окончании смены. Обратите внимание: чеки обязательно должны иметь одинаковые номера. Очевидным недостатком этого варианта является внесение в фискальную память данных двух чеков — неиспользованного и на фактически отпущенное количество нефтепродукта, что в среднем приводит почти к 10-процентному отличию величин реальной выручки АЗС и выручки по данным фискальной памяти.

— кассир оформляет чек возврата на стоимость недополученной дозы нефтепродукта, который по окончании смены актируется. При возврате денежных средств покупателю за недополученный нефтепродукт в чеке продажи указывается фактически уплаченная покупателем денежная сумма за отпущенный нефтепродукт с подписью кассира и печатью АЗС.

Осуществление денежных расчетов без применения ККТ

Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, но,

во-первых, только, в соответствии с порядком, установленным «Положением по применению ККМ» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин») (Приложение №!);

и, во-вторых, только при условии использования соответствующих этим случаям бланков строгой отчетности («Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники») (Приложение №!).

Обратите внимание!

Законодатель, определив случаи, при которых контрольно-кассовая техника может не применяться, тем не менее, не предусмотрел возможность неприменения ККТ и выдачи квитанций в случае отключения электроэнергии.

Учитывая изложенное, организации и предприниматели в случае отключения электроэнергии:

— должны прекратить торговлю — получать деньги за товар, за услуги;

— принести устные извинения покупателям (клиентам) за доставленные неудобства и объяснить причину (или сделать тоже самое, обеспечив наличие «письменных» объявлений в доступных для клиентов местах).

Аналогичная точка зрения отражена в Письме ФНС России от 19.042005 № 22-3-11/611@ (Приложение №!).

В пункте 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ (Приложение №!) установлен перечень отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

К таким видам деятельности относятся:

— продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

— продажа ценных бумаг;

— продажа лотерейных билетов;

— продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

— обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

— торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

— разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

— продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

— продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

— торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

— торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

— прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

— реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Также, без применения ККТ, осуществлять денежные расчеты могут организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Более подробно с вопросами касающимися применения ККТ Вы можете ознакомиться в книгах авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»: «Кассовые операции и ККТ» и «ККМ от поступления до выбытия».

Применение контрольно-кассовой техники

Все компании и индивидуальные предприниматели, которые занимаются розничной торговлей, отельным бизнесом и оказанием услуг, должны купить и внедрить контрольно-кассовую технику (ККТ), чтобы вести учет финансовых операций — таковы требования федерального закона о контрольно-кассовой технике № ФЗ-54. Если этого не сделать, придется платить штраф в размере 50-100% от суммы, проведенной мимо кассы.

Контрольно-кассовая техника (или онлайн-касса) — это подключенные к интернету компьютерные устройства, которые формируют и передают в налоговые органы через оператора фискальных данных электронные отчеты с финансовыми операциями, а также печатают на бумаге кассовые чеки. Вся информация, хранимая в памяти накопителя онлайн-кассы — это фискальные данные.

В комплектацию ККТ кроме кассового аппарата и принтера чеков могут входить сканеры штрих-кодов, принтеры этикеток, планшеты и ноутбуки. В комплект контрольно-кассовой техники можно включать разные устройства. Каждый предприниматель сам составляет набор с учетом потребностей бизнеса. Посмотреть, какие модели кассовых аппаратов и фискальных накопителей разрешены к эксплуатации в розничной торговле, можно на сайте Федеральной налоговой службы.

Главные плюсы онлайн-касс — это мгновенная передача информации в ФНС (через оператора фискальных данных) и возможность зарегистрировать, перерегистрировать и снять кассовый аппарат с учета удаленно через сайт налоговой службы, без личного посещения отделения налоговой.

Где применяют контрольно-кассовую технику?

Онлайн-кассы нужны всем фирмам и ИП, которые продают продукцию, делают любую работу на заказ или обслуживают клиентов. Но ККТ не нужна тем, кто занят «безкассовыми» работами: продает газеты или лотерейные билеты, мороженое, религиозную литературу, соки или квас в розлив и др.

Также закон разрешает торговать без онлайн-кассы:

  • овощами и фруктами вразвал, свежей рыбой;
  • молоком и маслом в розлив;
  • художественными изделиями, которые созданы в рамках народных промыслов.

Без контрольно-кассового оборудования можно продавать на ярмарке и продуктовом рынке, торговать с тележек и лавок. Если вы вспахиваете огороды, ремонтируете обувь или ювелирные изделия, сидите с детьми или принимаете вторсырье — ККТ тоже не понадобится.

Менять закрытый перечень не вправе ни правительство, ни региональные чиновники. Всем, кто в этот перечень не попадает, установка ККТ необходима по закону.

Законодательство об использовании контрольно-кассовой техники

О необходимости установки контрольно-кассовой техники говорит Указ Президента России N 224 «Об обязательном применении контрольно – кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением», подписанный 16.02.1993 г.

В 2020 году расчеты с применением контрольно кассовой техники регулируются такими законами:

  • ФЗ №54 от 22.05.2003 года — в документе есть перечень тех, кто обязан установить ККТ с передачей данных;
  • ПП РФ №470, подписанное 23.07.2007 г.;
  • Госреестр ККТ — содержит перечень моделей ККТ, которые можно регистрировать в налоговых органах;
  • Классификатор ККТ, которую разрешено устанавливать в России;
  • ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА использования онлайн-касс машин при проведении финансовых операций с населением № 104, вступившие в силу 30.08.1993 года.

Этими законами пользуются проверяющие лица на территории России, поэтому знать их нужно каждому предпринимателю.

Принцип работы онлайн-кассы

Работа контрольно-кассовой техники выглядит так:

  1. Кассир считывает информацию о товаре сканером штрих-кодов.
  2. Пробивается чек.
  3. Данные с чека шифруются и пишутся в память фискального регистратора.
  4. С накопителя данные отправляются или на сервер оператора фискальных данных, или в приложение для автоматизации торговли, которое анализирует бизнес-процессы в организации.
  5. Оператор проверяет фискальные данные и отправляет в налоговый орган.
  6. Принтер чеков печатает чек или покупатель получает его в электронном виде по SMS или на e-mail.

Работа онлайн-кассы занимает несколько секунд. Данные о финансовых операциях хранятся в электронном виде 5 лет. Покупатель может ввести данные из чека на сайте налоговой службы или оператора фискальных данных и предъявить претензию, если найдет расхождения. Для этого в обязательном порядке на каждом бумажном и электронном чеке должен быть QR-код.

Важно! Фискальные накопители нельзя вскрывать и чинить самостоятельно, потому что память может быть повреждена, и налоговые органы признают такие финансовые операции проведенными мимо кассы. Это чревато штрафами. Если фискальный накопитель сломался, его следует отдать производителю или официальному сервисному центру.

Инструкция по регистрации ККТ

После покупки электронной системы фискализации (ККТ с передачей данных) ее нужно зарегистрировать в налоговой. Можно сделать это онлайн или прийти в налоговую лично.

Схема выглядит так:

  1. Выберите оператора фискальных данных и подпишите с ним договор. За посредничество между компанией и налоговой нужно платить +-3000 рублей в год. Оператор не только проверяет фискальные данные перед передачей в налоговую. Он контролирует работу кассиров и фискального накопителя, анализирует продажи разных товаров и составляет отчеты.
  2. Оформите электронную подпись на имя индивидуального предпринимателя или генерального директора ООО.
  3. Зарегистрируйте онлайн-кассу в налоговой. Если у вас есть электронная подпись, это удобно сделать онлайн. Если нет — можно заполнить заявление по образцу и прийти в налоговую лично.

Как зарегистрировать кассу онлайн

Порядок действий следующий:

  1. Зайдите на сайт налоговой в категорию Учёт контрольно-кассовой техники и выберите пункт Зарегистрировать ККТ. Вам нужен пункт Заполнить параметры заявления вручную.
  2. Впишите в форму следующее:
  • адрес точки, где установлена онлайн-касса;
  • модель и уникальный заводской номер контрольно-кассового оборудования и номер фискального накопителя — эта информация есть в паспортах устройств;
  • поставьте галочку, если у онлайн-кассы есть специфика — например, вы собираетесь использовать ККТ только при безналичных расчетах по интернету;
  • оператора фискальных данных, с которым подписан договор.

  1. Отправьте заявление и получите от налоговой карточку с регистрационным номером ККТ.
  2. Выполните фискализацию. Внесите данные об операторе, дату, время и адрес установки оборудования, укажите данные ИП или ООО. Отправьте отчет на печать.
  3. Зайдите на сайт налоговой в личный кабинет. Зайдите в заявку, кликните Завершить регистрацию, выпишите информацию из отчета, кликните Подписать и отправить.

Обратите внимание! Все это нужно сделать в тот же рабочий день, когда вы получили сообщение с регистрационным номером онлайн-кассы.

  1. Напечатайте регистрационную карточку на принтере.
  2. Зайдите на сайт вашего оператора фискальных данных, подключите кассу и активируйте тариф.
  3. Подключите кассовое оборудование к интернету — все новые ККТ позволяют сделать это.

Как подготовить кассира к работе с ККТ?

Чтобы новый продавец научился пользоваться онлайн-кассой, предпринимателю нужно составить несколько документов и выдать их работнику для ознакомления. Составление этих документов — целиком в интересах ИП:

  • инструкция, в которой перечислены права и обязанности кассира;
  • договор полной материальной ответственности;
  • правила использования конкретной модели ККТ, подписанные директором — они всегда должны быть под рукой кассира.

Если сотрудник подпишет все эти документы и получит их на руки, он самостоятельно изучит правила и требования и будет работать почти без ошибок.

Что такое открытие и закрытие смены в онлайн-кассе?

Кассир должен ежесуточно передавать в налоговую информацию о безналичных и наличных расчетах с использованием контрольно-кассовой техники. Для этого в ККТ есть операции «открытие смены» и «закрытие смены». Касса открывается в начале рабочего дня и закрывается в конце, после закрытия техника создает Z-отчет, информация о котором записывается в кассовую книгу компании.

В Z-отчете будет видно, если накопитель заполнится на 99%. Также туда запишется уведомление о чеках, которые не получил оператор фискальных данных и, соответственно, налоговая служба.

Как кассиру открыть смену?

Чтобы открыть смену, кассир должен:

Пока кассир не откроет кассу, принтер не будет печатать чеки. Чтобы начать их печатать, необходимо зайти в «Приходной кассовый ордер», выбрать «Расходный кассовый ордер», найти пункт «Операция по платежным картам» и нажать на «Напечатать чек».

Чтобы посмотреть информацию о чеках, созданных за рабочий день, можно зайти в «Розничные продажи», «Чеки ККМ».

Как кассиру закрыть смену?

Продавец обязан закрывать смену ежедневно — таковы требования ФЗ-54 (п.2 ст. 4.3), описывающему эксплуатацию ККТ. Этот закон запрещает держать кассу открытой дольше 24 часов.

В разных моделях онлайн-касс закрытие смены ведется по-разному. Чтобы уточнить последовательность действий, продавцу нужно изучить инструкцию.

Что случится, если кассир забудет закрыть кассу?

Если кассир не закрыл смену и продолжает печатать чеки, это считается нарушением. Налоговая оштрафует предпринимателя на сумму 1 500-10 000 рублей. Если смена не закрыта, но новых чеков нет — например, кассир не закрыл ее из-за отключенного в здании электричества или ЧП в магазине — нужно сразу сообщить об этом в налоговую. В таком случае предприниматель получит предупреждение и не будет платить штраф.

Закрывать смену можно автоматически, чтобы исключить человеческий фактор. Для этого нужна программа 1С, сконфигурированная под конкретную организацию, ее бизнес-процессы и выбранную систему налогообложения — УСН или ЕНВД.

«Флагман» – это аккредитованный центр, специализирующийся на техобслуживании кассовой техники и автоматизации торговых процессов. Через нашу компанию вы можете заказать любые услуги по автоматизации бизнеса в Ростове-на-Дону, а также приобрести торговое оборудование с установкой на объекте. Чтобы получить подробную информацию, свяжитесь с менеджером по телефону 8 (800) 301-13-39.

Наш каталог
Предалгаем ознакомиться с каталогом основоной продукции нашей компании

Автономная ККМ – это кассовые аппараты, работающие независимо от компьютерной сети. К автономным ККМ относятся и портативные ККМ, имеющие возможность работы без постоянного подключения к электросети. Пассивная системная ККМ – машина, имеющая возможность работать в компьютерно-кассовой системе. Это когда кассовый аппарат может принимать от компьютера сигналы управления на фиксацию продажи и распечатку чека, но не имеет возможности повлиять на работу компьютерной системы. Пассивная системная ККМ может использоваться как автономная ККМ. Активная системная ККМ – кассовый аппарат может принимать от компьютера сигналы управления на фиксацию продажи и распечатку чека, но не имеет возможности повлиять на работу компьютерной системы. К активной системной ККМ относится также POS-терминал – ККМ с фискальной памятью, обладающая возможностями персонального компьютера по вводу-выводу, хранению, обработке и отображению информации. Активная системная ККМ может использоваться как пассивная системная или автономная ККМ. Фискальный регистратор – активная ККМ, не способные работать в отрыве от компьюторно-кассовой системы. По сути, она является «фискальным принтером», поэтому он может работать только в составе компьютеризированной кассовой системы (POS-системы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *