Концептуальные основы проекта

Понятие концепции и концептуальных основ образования

До конца XVIII и даже до 20-х годов XIX века понятие концепция вообще не употреблялось. Вместо него использовалось понятие теория, теоретическая идея. Эти два понятия считались синонимами. Потом появились различия.

В настоящее время понятие «концепция» имеет несколько вариантов смысловых значений, возникших на основе теоретического и практического освоения мира.

По толковому словарю Ожегова термин концепция (лат. – понимание, система) – это определенный способ понимания, трактовки каких–либо явлений, основная точка зрения, системный замысел, руководящая идея .

По мнению Шмырева Н.А., Губанова М.И. концепция – это логическая последовательность, связанность понятий теории или уровень понятийной проработанности содержания теории. Если иерархия основных понятий или концептов теории выстроена достаточно точно, то можно говорить о её концептуальной зрелости .

Здесь понятия «концепция» и «теория» практически тождественны, потому что теория – это тоже логически последовательная связь понятий.

Начиная со второй половины XIX века, понятием «концепция» стали обозначать различные этапы формирования теории или теоретического мышления, вкладывая в него разное содержание.

Крецан З.В. считает, что концепция – это основной замысел исследования (на базе осознания проблемы), ведущий к построению гипотезы и теории. Данная сторона развития теории и сейчас сохраняется в понятии концепции. Иными словами, чтобы построить какую-то концепцию, необходимо, прежде всего, понять её ведущий замысел на основе проблемы. А проблема – это знание об определённом незнании. Замысел осознаётся тогда, когда осознается проблема. А проблема связана с потребностью, т.е. с нуждой в её решении. Проблема – выражение потребности; она столкновение противоречия знания и незнания. Вопрос – это еще не проблема. Вопрос бывает и риторическим, в котором уже заранее заключен ответ. Осознанный проблемный замысел называют в этом смысле концепцией, хотя здесь только начало ее становления .

По мнению Л.М. Фридмана концепция – это определённый подход, основание выбора направления(ий) исследовательской или иной деятельности, реализации замысла. Здесь уже начинается методология осуществления концепции, потому что подход, способ действия – это уже и осознание метода действия. Данное понимание концепции сохраняется и сейчас, когда мы говорим о выборе основных направлений деятельности, основных направлений реализации своего замысла. Эти направления мы должны четко фиксировать при разработке концепции предмета, концепции развития школы, системы образования и т.д. .

В настоящее время во многих сферах деятельности концепцией стали называть целостное, упорядоченное, осмысленное знание о любом сложном предмете или системе, о тенденциях и направлениях его (её) развития, основных способах, этапах его (её) теоретического и практического освоения. Следовательно, по смыслу теперь понятие «концепции» шире понятия «теории». В объём этого понятия (концепции) включается и целостное знание об этапах, этапных средствах управляемого преобразования предмета или системы для достижения ряда поставленных целей. Поэтому понятие «концепции» легко сопрягается с понятием «реформы» какой-либо системы, стратегией и тактикой ее реализации. Cейчас строятся концепции применительно к любым областям сложной деятельности: концепция организационной деятельности, управленческой деятельности, образовательной деятельности или системы, концепция какой-либо реформы, которая проводится в стране и т.д. Как правило, такие сложные системные концепции строятся на базе множества теорий, а не одной теории, то есть они обобщают в себе сложную систему знания и опыт практического управления этими большими системами .

Итак, переход к концепции или хотя бы осознания потребности в том, чтобы построить концепцию предмета или образовательной политики, это запрос времени, потребность времени, это сигнал того, что мы уже не удовлетворены старым способом действия, знания, в котором у нас доминирует только внешнее сознание с заученными способами функционирования, обучения. Переход к концепции требует деятельности внутреннего рефлексивного уровня сознания.

Употребление этого слова стало частым в общественной практике. Слово «концепция» стало распространенным. Даже еще не разбираясь в деталях, можно говорить, что концепция – это некий обдуманный, осмысленный способ деятельности на основе общей идеи .

Во второй половине XX века, на этапе соединения науки и техники, т.е. с развитием научно–технического прогресса (раньше наука и техника развивались относительно независимо друг от друга), на этапе превращения науки в непосредственную производительную силу возникла потребность обозначить понятием «концепция» – любую планомерно организованную деятельность (теоретическую или практическую), направленную на управление преобразованием какой-либо сложной системы.

Необходимый момент концепции – продуманный, последовательный набор решаемых задач в соответствии с целями реализации замысла, а также выбор средств и способов доказательства идеи, гипотезы. Ничто не мешает применить это и к практической деятельности, потому что может быть теоретическая концепция, а может быть концепция практической деятельности или перехода от теории к практике .

Концепция строится на основе цели и дерева целей. На их основе строятся программы и проекты деятельности. Это значит, что есть некая основная цель, которая вытекает из ключевой идеи, а на пути к ней строятся промежуточные цели и задачи, которые необходимо решить, чтобы реализовать эту основную идею. Соответственно, для каждой цели подбираются свои средства и методы ее реализации.

Следующий уровень развития и употребления понятия «концепция» – концепция осмысления или интерпретации идеи (проблемы), т.е. здесь имеется в виду не только определение понятий, интерпретации отдельных положений, идей внутри теории (или в практической деятельности), но и определение реальных условий, рамок осуществимости, применяемости идей и концепции в целом, способов понимания, утверждения концепции.

Любая концепция имеет определенную структуру. В ней всегда есть основная, решаемая проблема, ведущий замысел, ключевая системная идея и цели, которые определяют направления деятельности, связь основных понятий и связь практических средств с этими понятиями и целями. Само собой разумеется, в концепции всегда выделяются определенные объекты и субъекты деятельности .

На основе развертывания ключевой системной идеи подбираются средства, методы, определяются ресурсы деятельности.

Концепция включает в себя понимание смысла деятельности, идеалов, понимание цели, которые преследует субъект, понимание всех средств, которые он использует. Здесь выделены только самые основные компоненты, кроме этого могут быть учтены ещё рефлексия и соотношения результатов деятельности с целями, целей с потребностями – все то, что присуще любой деятельности.

Концепция образования включает в себя несколько уровней и форм проявления.

Первый – это всеобщий уровень – концепция новой системы образования в мире, мировой системы образования.

Итак, первый – всеобщий уровень – концепция развития системы образования в целом. Мы должны её осмыслить, понять, потому что понимать что-либо – это соотносить любой акт своей деятельности с контекстом общей системы, в которой мы работаем, действуем.

Второй уровень – конкретизация этой концепции системы образования на федеральном, региональном и школьном уровнях.

Очевидно следует выделить особенности региональных моделей реформы образования.

Следующий уровень – концепция развития школы. Она строится в соответствии с избранным направлением и этапами всеобщей (мировой) и общей (федеральной) концепций. А на этапе реформирования образования – в соответствии с концепцией реформы. Таким образом, каждая более общая концепция является контекстом для нижележащей. Внутришкольная концепция обязательно предусматривает реформирование образовательных областей и предметных дисциплин .

Следует обратить внимание на то, что главное в концепции – не набор идей и не набор понятий. В каждой науке множество понятий. Главное в ней – ключевая идея, которая связывает все понятия данной науки в одну систему. Все понятия этой науки или данной теории отражены в ключевом понятии и в зародыше там содержатся. Ключевая идея имеет тем самым конкретно–всеобщий характер.

Ключевая идея в концепции – это всегда идея, имеющая конкретно–всеобщий характер, на которую «нанизываются» все остальные идеи и через которую связываются все другие понятия. Это имеет отношение не только к науке. В образовательном процессе будет всё то же самое.

Существует также понятие «ядро концепции», оно сохранялось в познавательном процессе до сих пор и означает ключевую, основную или руководящую идею концепции. Это фундамент всего, основополагающая идея, позволяющая раскрыть весь замысел, реализовать, раскрутить его целиком, осознанно, до конца.

Всякая наука и ее теория имеет концептуальное содержание – концепт (от лат. conceptus) – содержание понятия. Вместе с тем, в каждой теории есть ключевая идея и определенный способ понимания предмета, то есть ее концепция. Задача учителя заключается в том, чтобы осмыслить вместе с учеником и концепции всех теорий, и их концептуальное содержание. Кроме того, учитель должен выстроить педагогическую концепцию своей дисциплины как средство воспитания .

Концепция образования базируется на основе Федеральнго закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 5 данного закона говорится, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной

адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья .

Инклюзивное образование используется для описания процесса обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, где для этого созданы специальные условия (социальные, организационные, педагогические, нормативно–правовые и др.). Концепция образования – это понимание, основная точка зрения, руководящая идея в области образования; ведущий замысел, конструктивный принцип. Концепция в целом – это системная форма теоретического и практического освоения сложного предмета в процессе программно-целевого управления его преобразованием. Это определённый способ понимания, трактовки каких–либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, технической и других видах деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи; способ понимания, различения и трактовки каких–либо явлений .

Таким образом, чтобы внедрить инклюзивное образование следует разработать концепцию инклюзивного образования, раскрыть ее смысл.

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле — каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края — Пермского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 — 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру — городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать — значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной — городом Кунгуром в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

— Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

— Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

— Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

— Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

— Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

— Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

2 года

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кунгура.

Прогнозируемый результат.

— Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

— Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

— Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

— Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

— Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап — подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап — основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по городу,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на первый год осуществления проекта

Дата Тема Связь с другими видами деятельности
Сентябрь Моя малая Родина — изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»
Октябрь День рождение города — прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, — выставка детского рисунка «Мой любимый город»
Ноябрь История возникновения города — изготовление альбома «Природа моего края», — оформление стенда «Кунгур теперь и прежде»
Декабрь Знакомство с гербом города — изодеятельность — «Нарисуй герб семьи», — знакомство с флагом, гербом и гимном России — изготовление макета стеллы
Январь Экскурсия по городу — изготовление макета города, — дидактическая игра «Путешествие по городу»
Февраль Они прославили наш город — игры «Рыбаки», «Магазин сувениров», — беседа о важности труда всех людей
Март Папа, мама, я — Кунгурская семья(викторина) — дидактическая игра «Край, в котором мы живём», — заучивание стихотворений о Кунгуре
Апрель Кунгур — спортивный — спортивный фестиваль «Белый медвежонок», — выставка детского рисунка «Мы любим спорт»
Май Боевая слава города — изготовление праздничных открыток, — встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей), — беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на второй год осуществления проекта

Дата Тема Связь с другими видами деятельности
Сентябрь Наша родина в России — чтение стихов о Пермском крае, — рассматривание географической карты — рассказ об особенностях климата, природы, животного мира
Октябрь Мой город, дороже которого нет — прогулки по городу Кунгуре, — рассказы о достопримечательностях г.Кунгура, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе, — звание «Почетный гражданин», — изготовление альбома совместно с родителями «Мой город — моя судьба», — чтение стихов о родном городе, прослушивание песен
Ноябрь Площадь — изготовление коллажа «Гостиный двор», — история возникновения площади «Раньше и теперь»: Герб города
Декабрь Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн России. Герб Кунгура. — чтение стихов о Родине, — прослушивание песен, — закрашивание изображения герба Кунгура
Январь Дружная семья — изготовление фотоальбома «Семейные традиции»
Февраль Кто такие саамы и где они живут — посещение Краеведческого музея,
Март Кунгур — спортивный — история проведения соревнований, — спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья»
Апрель Вот моя улица — экскурсия по микрорайону, — знакомство с улицами:
Май Кунгур — город рыбаков — рассказ о труде рыбаков, — чтение стихов, рассказов, — посещение Краеведческого музея, выставок

III этап — итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Приложение 1

Литература.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *