Концессионное соглашение

Концессия (концессионное соглашение) — это форма государственно-частного партнёрства, в ходе которого происходит вовлечение частного сектора в целях повышения эффективности использования государственной собственности или привлечение бизнеса в сферу оказания услуг, которые обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

При такой форме сотрудничества происходит создание или осуществляется реконструкция за счет средств инвестора (или — совместно с концедентом) объектов, как правило, недвижимого имущества находящихся в государственной собственности

В ходе осуществления такого партнерства чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект недвижимости на возмездной основе, получая доход в свою пользу.

Объекты концессионного соглашения

Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Отметим, что вопреки распространенному заблуждению, объекты исключительных прав не могут являться объектом концессионного соглашения.

Типы концессионных соглашений

В международной практике выделяются следующие типы концессионных соглашений:

  • BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». При такой форме партнерства концессионер сначала строит объект, который потом передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства. Далее происходит передача построенного объекта концендентом в эксплуатацию концессионеру;

  • BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». При такой форме концессионного соглашения концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, в основном на праве собственности, в течение установленного срока действия соглашения. По истечении срока действия договоренностей объект передаётся концессионером государству;

  • ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача». При такой форме сотрудничества осуществляется владение и пользование концессионером построенным им объектом на праве частной собственности в течение определённого срока действия соглашения. По истечении срока действия соглашения объект переходит в собственность государства;

  • ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление». В такой ситуации концессионер сначала строит объект и затем осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности. При этом срок действия владения и управления не ограничивается;

  • BBO (Buy — Build — Operate) — «Покупка — строительство — управление». При такой форме партнерства государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления. Таким образом, продажа объекта проводится в целях восстановления или расширения существующего объекта..

Законодательное регулирование концессионных соглашений в Российской Федерации

В соответствии с федеральным законом «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения.

В свою очередь, концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный этим соглашением. Концедентом выступает Российская Федерация, либо субъект федерации, либо муниципальное образование. Концессионером может быть индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо.

Концессионер вкладывая средства в проект по концессионному договору, получает объект договора после его ввода в эксплуатацию и регистрации на него прав в качестве недвижимого имущества в управление (эксплуатацию) на платной основе с целью возмещения инвестиций. Доход от эксплуатации объекта соглашения, в зависимости от договоренности сторон, получает либо концессионер, либо концедент.

В первом случае инвестиции инвестора окупаются за счет эксплуатации объекта на платной основе, во втором — за счет платы концедента (бюджетных субсидий).

Отметим, что из перечисленных выше типов концессионных соглашений закон «О концессионных соглашениях» предусматривает только тип — BOT («Строительство — управление — передача»). При этом фактически используется тип — BTO («Строительство — передача — управление»).

Таким образом, в соответствии с условиями концессионного соглашения, концессионер – концессионер (хозяйствующий субъект) принимает на себя обязательство за собственные средства построить или реконструировать объект недвижимого имущества.

При этом в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет построен или реконструирован, концессионер получает такое недвижимое имущество на определенный срок во владение и пользование от концедента с условием выплаты концеденту соответствующих платежей — концессионной платы.

Юридическая природа концессионного соглашения

Отметим, что данный договор считается смешанным договором, так как концессионное соглашение включает в себя элементы других договоров, такие как элементы договора строительного подряда и элементы договора аренды.

Таким образом, концессионное соглашение предполагает наличие нескольких сделок, которые осуществляются в строго определенной последовательности.

На первом этапе концедент предоставляет концессионеру недвижимое имущество. Таким имуществом может быть: земельный участок или объект строительства (здание или сооружение).

В зависимости от вида предоставленного недвижимого имущества и условий концессионного соглашения, концессионер принимает на себя обязательство построить на земельном участке здание или сооружение либо осуществить реконструкцию уже имеющегося объект недвижимого имущества.

На следующем этапе концессионер в своих целях использует построенный или реконструированный объект недвижимого имущества в течение всего срока, установленного договором.

По своей юридической природе концессионное соглашение является:

  1. Консенсуальным договором. То есть концессионное соглашение вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания договора.

  2. Срочным договором. То есть концессионное соглашение всегда заключается на определенный срок.

  3. Взаимным договором. Согласно условиям концессионного соглашения обе стороны договора имеют права и несут обязанности.

  4. Возмездным договором. Условия сделки предполагают наличие материальной выгоды в результате исполнения концессионного соглашения у каждой из сторон.

  5. Двусторонним договором. Условия сделки предполагают необходимость выражения согласованной воли обеих сторон для заключения договора, а также наличие прав и обязанностей двух равноправных сторон.

Существенные условия концессионного соглашения

Для концессионных соглашений законодательством предусмотрены определенные условия, по которым должно быть достигнуто согласие сторон, при отсутствии которых договор не может считаться заключенным. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» называет такие условия существенными и относит к ним следующие условия:

  • Предмет концессионного соглашения;

  • Объект концессионного соглашения (его описание и состав);

  • Цели и срок использования объекта соглашения;

  • Порядок предоставления концессионеру недвижимого имущества, которое предназначено для осуществления деятельности, определенной соглашением сторон;

  • Обязанности сторон по осуществлению деятельности, которая предусмотрена соглашением;

  • Срок концессионного соглашения;

  • Иные существенные условия, предусмотренные законодательством.

Отметим, что перечень существенных условий является открытым.

Кроме существенных условий договора действующее законодательство устанавливает другие условия концессионного соглашения, которые в большинстве случаев предусматриваются в концессионном соглашении.

Такой перечень условий не является исчерпывающим, это означает, что стороны концессионного соглашения по своей воле могут включить в концессионное соглашение и иные условия. К ним относятся:

  • Порядок установления и изменения цен за выполненные работы, оказанные услуги и произведенную продукцию.

  • Объемы выполнения работ, оказания услуг, производства продукции при осуществлении деятельности, которая предусмотрена концессионным соглашением.

  • Обязанности концессионера по реализации выполненных работ, оказанных услуг, произведенных товаров на внутреннем рынке в течение срока, предусмотренного соглашением сторон.

  • Объем денежных средств, который подлежит инвестированию со стороны концессионера в процесс создания либо реконструкции объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения.

  • Срок сдачи в эксплуатацию объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения, с предусмотренными в договоре техническими и экономическими показателями.

Срок концессионного соглашения

Концессионное соглашение является срочным договором.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается соглашением сторон, с учетом срока возведения или реконструкции объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения, а также с учетом суммы денежных средств, инвестируемых в создание или реконструкцию такого объекта недвижимости.

Кроме этого, учитывается срок окупаемости инвестированных денежных средств и другие обязательства сторон по договору.

Ответственность сторон концессионного соглашения

Концессионер несет ответственность перед концедентом при возведении либо реконструкции объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения за допущенное нарушение:

  • требований, предусмотренных договором;

  • технических регламентов;

  • требований проектной документации;

  • иных обязательных требований.

При нарушении установленных концессионным соглашением требований концедент вправе требовать от концессионера устранения такого нарушения безвозмездно и в сроки, установленные концедентом.

Концедент также вправе потребовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если:

  • такие нарушения являются существенными;

  • или нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок.

Отметим, что за качество возведенного или реконструированного объекта недвижимого объекта концессионер несет ответственность перед концедентом в течение срока, предусмотренного концессионным соглашением.

Если же такой срок не установлен, то в этом случае концессионер несет ответственность перед концедентом в течение 5 лет с момента передачи объекта недвижимости.

В 2005 году в России появился инструмент, позволяющий привлекать частный капитал в экономику страны в результате принятия Закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Что это такое? Речь идет о договоре, в котором одна из сторон, выступающая в виде концессионера, создает или реконструирует имущество, принадлежащее другой стороне — концеденту, а также эксплуатирует соответствующий объект. Концедент, в свою очередь, обязан предоставить концессионеру данное имущество во владение и пользование на установленный срок. Из статьи вы узнаете следующую информацию о концессионных соглашениях: что это такое, о правах и обязанностях сторон, об объектах и других значимых моментах договора.

Основные цели

Цель закона №115-ФЗ состоит в привлечении инвестиционных средств в российскую экономику, успешного пользования имущественными активами (как государственными, так и региональными, а также муниципальными) посредством заключения концессионных соглашений и увеличения качества товаров и услуг, установления соответствующих прав и гарантий. Договор подписывается после проведения конкурса, кроме случаев, указанных в законе.

Стороны

В качестве сторон соглашения выступают концедент и концессионер. В ФЗ «О концессионных соглашениях» даются следующие определения:

  • Концедент — это государство в лице Правительства России или уполномоченной государственной, региональной либо муниципальной структуры. Одни права осуществляются согласно федеральным законам и другими правовыми актами РФ, другие — региональными законами, третьи — муниципальными. Концедент обязан уведомить концессионера о соответствующих структурах и лицах, которые осуществляют соответствующие права и обязанности.
  • Концессионером является ИП, юрлицо или объединение без образования юрлица. Последние могут функционировать по договору о совместной деятельности или простого товарищества.

Концессионное соглашение представляет собой договор, в котором присутствуют элементы разных договоров, согласно федеральным законам. Поэтому в их отношении действуют разные гражданские законы, содержащие элементы концессионного соглашения.

Объект

К объектам концессионного соглашения относится недвижимое имущество в следующем составе:

  • Авто, ж/д, водного, воздушного и трубопроводного транспорта.
  • Гидротехнических и энергетических сооружений.
  • Объектов образования, культуры, здравоохранения, спорта и другого социального назначения.

Виды

Рассмотрим, какие типы концессионных соглашений встречаются в международной практике:

  • Строительство — управление — передача. В данном случае концессионер возводит объект, а затем эксплуатирует его. После этого осуществляется передача государству.
  • Строительство — передача — управление. При этом концессионер выполняет строительные работы и передает объект государству. А уже после этого объект снова передается концессионеру для эксплуатации.
  • Строительство — владение — управление. Концессионер осуществляет строительство, а затем эксплуатирует объект по праву собственности в том случае, если соглашением не установлен ограничивающий срок.
  • Строительство — владение — управление — передача. Строительство, а затем пользование выполняется в течение установленного срока, после которого объект передается в собственность государства.
  • Покупка — строительство — управление. В этом случае осуществляется продажа объекта, после которого осуществляется его расширение или восстановление. Государство идет на этот шаг в том случае, если частный сектор лучше справится с усовершенствованием объекта.

Что кому принадлежит?

Собственностью концессионера являются доходы и продукция, которые получены в ходе деятельности, согласно концессионному соглашению. В отношении объектов на концессионера возлагается риск случайной гибели или повреждения. Также договор может предусматривать обязанность осуществления соответствующего страхования.

Движимое имущество, которое образовано или куплено концессионером при выполнении соглашения, — это его собственность, за исключением случаев предусмотренных условиями документа. Объекты недвижимости, возведенные концессионером с согласия концедента при выполнении деятельности, не являются объектом заключенного договора и принадлежат концессионеру. Если же недвижимость была построена без согласия концедента, то она также не является объектом соглашения, не передается концессионеру, но является собственностью концедента и его стоимость не может быть компенсирована. На результаты интеллектуальной деятельности, которые концессионер получил за свой счет, концедент имеет исключительные права.

Конкурс

Заключение концессионного соглашения осуществляется посредством проведения конкурса, который бывает открытым и закрытым. В первом случае заявки вправе подавать все желающие, в то время как во втором — только те, кому были направлены соответствующие приглашения.

Закрытый конкурс проводится в отношении объекта, данные о котором являются государственной тайной или имеют стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства. Информация об открытом конкурсе размещается в Интернете.

Договор заключается в письменной форме и регистрируется уполномоченным органом. Пошлина за государственную регистрацию составляет 1 тыс. руб., а при внесении изменений в концессионное соглашение — 20% от размера госпошлины, которая была внесена за регистрацию.

Плата и сроки

При выполнении соглашения концессионер вносит плату, размер которой, так же, как форма, порядок и сроки, указываются в документе. Плата может устанавливаться в следующей форме:

  • В твердой сумме. При этом платежи вносятся регулярно или единовременно.
  • В установленной доле доходов или продукции, которая получается при осуществлении деятельности.
  • Передаче имущества, принадлежащего концессионеру, в пользу концедента.

Согласно Закону №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», плата может вноситься в разных формах.

Сроки предоставляются достаточные для того, чтобы вернуть вложенные средства и получить прибыль. В мировой практике данный срок, как правило, связывают с продолжительностью жизненного цикла главных активов.

Права и обязанности концессионера

При исполнении концессионного соглашения в отношении объектов у концессионера появляются следующие права:

  • При согласии концедента передавать объект соглашения третьим лицам в пользование в течение срока не больше того, что предусмотрен соглашением, если последние обязуются исполнять обязательства по концессионному соглашению.
  • Исполнять соглашение самостоятельно или с привлечением иных лиц.
  • Пользоваться исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности безвозмездно, согласно условиям договора.

Помимо прав, Закон «О концессионных соглашениях» возлагает на концессионера ряд обязанностей, в частности:

  • Образовывать и реконструировать объект соглашения, а также использовать его.
  • Эксплуатировать соответствующий объект в порядке, установленном соглашением.
  • Выполнять деятельность, не прекращая ее без согласия концедента.
  • Давать возможность потребителям получать определенные товары и услуги.
  • Предоставлять им льготы, которые установлены законом.
  • Сохранять объект соглашения в исправном состоянии, при необходимости проводить текущий и капитальный ремонт.

Гарантии концессионеру

При работе с объектами концессионного соглашения концессионер получает гарантии того, что его права и интересы будут защищены. При незаконных действиях госорганов, региональных или местных структур он вправе получить возмещение понесенных убытков.

Концессионеры, включая иностранных юрлиц, имеют равные права по закону. Установленный правовой режим исключает какие-либо дискриминации и другие меры, препятствующие свободному распоряжению инвестициями. Если в течение периода действия соглашения вводятся нормы, которые ухудшают положение концессионера настолько, что он лишается того, на что мог рассчитывать при подписании соглашения, стороны изменяют положения документа, чтобы обеспечить соблюдение интересов концессионера.

Согласно ФЗ «О концессионных соглашениях», правительство утверждает типовые формы об объектах, которые поименованы в нем.

Прекращение

Концессионное соглашение прекращается в следующих случаях:

  • После окончания периода действия сторон.
  • По соглашению.
  • При досрочном расторжении договора.

После этого концессионер передает объект концеденту. Объект должен иметь пригодное состояние для деятельности, быть не обремененным правами трех лиц.

Преимущества

Заключение концессионного соглашения выгодно как концессионеру, так и концеденту. Среди самых значимых моментов документа выделяются следующие:

  • Соглашение избавляет от финансовой нагрузки государство, так как концессионер берет на себя все расходы, касающиеся управления, содержания и ремонта объектов.
  • Правоотношения носят долгосрочный, жесткий, стабильный и устроенный характер.
  • Соглашение позволяет привлечь частные инвестиции без утери стратегического контроля над самыми важными объектами.

Исходя из этого, можно заключить следующий интерес государства:

  • Перекладывание расходов на частных инвесторов с целью повышения эффективности объекта.
  • Заполнение бюджета в результате получения льготных платежей.
  • Решение проблем социального и экономического характера.

Частные инвесторы, в свою очередь, получают:

  • Государственные активы в долгосрочное пользование.
  • Надежное инвестирование, благодаря гарантиям со стороны государства.
  • В отдельных случаях (например, при концессионном соглашении теплоснабжения) государство продолжает дополнительно вносить плату, если качество обслуживания при этом улучшается.
  • Концессионер может стать больше в результате увеличения производительности, а также роста прибыли.

Концессия и аренда

Отличие концессионного договора от аренды заключается в том, что в первом случае предметом могут являться, к примеру, земли лесного фонда без наличия инфраструктуры. Поэтому потребуется вложение немалых средств для осуществления установленной деятельности. Среди прочих обязанностей инвестор обязан создавать инфраструктуру. При этом не все лесоматериалы поступают в собственность концессионера. Определенная часть остается в собственности РФ.

Кроме того, согласно ФЗ «О концессионных соглашениях» пользование предоставляется максимум на 49 лет на безвозмездной основе. Решение об этом принимают госорганы субъекта РФ.

Концессия и франчайзинг

Разобравшись с тем, концессионные соглашения — что это такое, нетрудно выявить схожие черты с франчайзингом. По сути, концессию иногда называют прототипом франчайзинга. Именно последний договор в настоящее время является наиболее популярным в странах с развитой экономикой (особенно в США и Англии).

В России одним из первых франчайзингов считают производство пепси-колы. Если в 2002 г. подобных компаний насчитывалось всего несколько десятков, то к 2007 г. их было уже более 600. Однако ввиду того, что необходимой правовой базы пока нет, франчайзинг не сильно развивается в нашей стране.

Из статьи мы узнали, какое значение играют в экономике страны концессионные соглашения. Что это такое? Концессия — это инструмент, при помощи которого государство может пополнить бюджет и улучшить состояние объектов, с одной стороны, а также надежный объект для инвестиций частного сектора, с другой стороны.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О концессионных соглашениях Принят Государственной Думой 6 июля 2005 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6245; Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3582; Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3601; Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4594; Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015; Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7359; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130; Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2330; Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 438-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7003; Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3386; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266; Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 45, ст. 6208; Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6724; Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 11; Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 80; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208; Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 30, ст. 4457; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4828; Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 87; Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 63-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 15, ст. 2034; Федерального закона от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3956; Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 261-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст. 4850; Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5105; Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 525-ФЗ) Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. 2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266). Статья 2. Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях 1. Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Статья 3. Концессионное соглашение 1. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (в ред. Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3956). 1-1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона (часть 1-1 введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208). 1-2. В случае, если объектом концессионного соглашения наряду с иными объектами концессионного соглашения являются объекты, предусмотренные пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение и прекращение концессионного соглашения в части, относящейся к таким объектам, осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4-1 настоящего Федерального закона (часть 1-2 введена Федеральным законом от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3956). 2. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения. 3. В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. 4. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208). 4-1. Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи (часть 4-1 введена Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436). 5. Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается. 6. Передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается. 7. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. 8. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436). 9. Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее — иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266). 10. Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером с согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концедента, и стоимость такого имущества возмещению не подлежит (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126). 11. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением. 12. Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное. 13. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266). 13-1. (Часть 13-1 введена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266; утратила силу на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208) 14. Концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 15. Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество. Срок подачи документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения, не может превышать один месяц с даты ввода данного объекта в эксплуатацию. Ответственность концессионера за нарушение этого срока определяется концессионным соглашением (в ред. Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130). 16. Объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126). 17. Обращение взыскания по долгам концессионера на его права в отношении объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества не допускается (часть 17 введена Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126). Статья 4. Объекты концессионного соглашения 1. Объектами концессионного соглашения являются (в ред. Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436): 1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные

Если госзаказчик заключает договор с частной компанией — это называется концессионное соглашение с государством. 115 ФЗ регулирует такое сотрудничество.

Вот как это выглядит — у администрации города есть здание, но нет денег на ремонт. Администрация заключает договор со строительной компанией — компания реставрирует здание и арендует в нем офис на сумму ремонта. Если аренда стоит 100 000 рублей в месяц, а ремонт обошелся в 1 200 000 рублей, компания получает офис на год. Чтобы работать по этой схеме, нужна банковская гарантия.

Зачем нужна банковская гарантия в концессионных соглашениях

Чтобы заключить концессионное соглашение с государством, компания участвует в тендере. По условиям госзакупок компания предоставляет заказчику банковскую гарантию. Если компания нарушает договор, банк выплачивает заказчику деньги. В тендере нельзя участвовать без этого документа.

Заказчик сам устанавливает срок действия и размер банковской гарантии по концессионному соглашению. Срок действия — время, в течение которого заказчик может обратиться в банк за выплатой. Размер — сумма, которую компенсирует банк.

Банковская гарантия по 115 ФЗ может быть только безотзывной. Это означает, что банк не имеет права отказаться от обязательств — документ действует до конца ремонтных работ плюс один месяц на случай доработок. Если компания заканчивает ремонт раньше срока, гарантию можно прекратить. Для этого заказчик, банк и исполнитель подписывают соглашение.

Как получить банковскую гарантию для концессионного соглашения

Чтобы получить гарантию, компания обращается в банк — в отделение или через сайт. Банк выдает гарантию, если компания:

  • последний год получает прибыль;
  • имеет деньги или опыт работы с государственными заказчиками;
  • платит налоги вовремя;
  • не числится в реестре недобросовестных поставщиков;
  • в основном работает в России.

Компания платит банку комиссию 1,5% — 5% от суммы гарантии.

Банковская гарантия обязательна в концессионных соглашениях. Чтобы получить гарантию, нужно показать банку надежность. Подобрать банк

25.08.2016 Культура..

Что такое «концессионное соглашение»? Для чего нужны «концессионные соглашения» и в чем их польза для экономики муниципального образования?

Совет депутатов нашего муниципального образования 16 августа текущего года, в соответствии Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», уставом муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, своим решением утвердил Положение о концессионных соглашениях в отношении имущества МО «Светогорское городское поселение». Что такое «концессионное соглашение»? Для чего нужны «концессионные соглашения» и в чем их польза для экономики муниципального образования?

Вот что говорит об этом Марчук Е. В. в своей статье «Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки»:

«Управление муниципальной собственностью является основой социально-экономического развития местного самоуправления. Рациональное и эффективное использование находящихся в распоряжении органов местного самоуправления активов позволяет решать текущие задачи развития территории. Главная цель управления муниципальной собственностью — обеспечение максимальной пользы жителям муниципального образования. В условиях возрастающих потребностей общества и недостаточности финансовых ресурсов муниципальных образований для обеспечения этих потребностей, повышение эффективности использования муниципальной собственности приобретает особую актуальность. Привлечение частных инвестиций в муниципальную экономику при условии сохранения муниципальной собственности на основные фонды позволяет решить задачи социально — экономического характера, стоящие перед органами местного самоуправления. Одной из таких форм государственно-частного партнерства является концессия.»

«Концессия муниципальной собственности является, несомненно, перспективным способом решения задач и проблем социально-экономического развития муниципального образования за счет привлечения бизнеса. Можно выделить следующие преимущества концессии для органов местного самоуправления: привлечение частных инвестиций, снижение расходов бюджета муниципального образования, обеспечение эффективного использования муниципального имущества, сохранение целевого назначения имущества, решение социальных задач за счет средств частных партнеров, наличие возможности выбора инвестора посредством проведения конкурса; планирование и контроль за его деятельностью, привлечение профессиональных и опытных инвесторов для решения муниципальных задач, создание новых рабочих мест, обеспечение поступлений в бюджет муниципального образования, получение обществом более качественных услуг, передача рисков частным инвесторам, возможность возникновения права муниципальной собственности на движимое\недвижимое имущество, созданное или приобретенное концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением, возможность поступления в муниципальную собственность части продукции и/или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. Основным преимуществом концессионного соглашения является условие непременного инвестирования средств в объект соглашения, при сохранении имущества в муниципальной собственности, то есть данный вид соглашения выступает как альтернатива приватизации».

Целями утвержденного советом депутатов Положения являются привлечение инвестиций в экономику муниципального образования, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в собственности муниципального образования, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Положение регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

В Положении используются следующие определения:

концессионное соглашение – договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, в соответствии с условиями которого одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности;

объект концессионного соглашения — недвижимое имущество или недвижимое и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, находящееся в собственности МО «Светогорское городское поселение» и свободное от прав третьих лиц (за исключением, установленных законом о концессионных соглашениях), которое может быть объектом концессионных соглашений в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях;

концедент – муниципальное образование «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, от имени которого выступает администрация МО «Светогорское городское поселение»;

концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующее без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору совместной деятельности) два и более указанных юридических лица;

концессионная плата – предусмотренная концессионным соглашением плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

реконструкция объекта концессионного соглашения – мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Объектом концессионного соглашения могут выступать:

1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

2) объекты трубопроводного транспорта;

3) гидротехнические сооружения;

4) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

5) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий поселения, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан;

6) транспорт общего пользования;

7) объекты культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Обязательства по концессионному соглашению имеют двусторонний характер. Передача прав и обязанностей по концессионному соглашению третьим лицам запрещена.

При исполнении концессионного соглашения концессионер вправе:

1) передавать с согласия концедента в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения, объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению, при условии соблюдения такими лицами обязательств концессионера по концессионному соглашению. При этом концессионер несет ответственность за действия таких лиц как за свои собственные. Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения прав пользования третьих лиц объектом концессионного соглашения и (или) иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом;

2) исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением в соответствии с условиями концессионного соглашения других лиц. При этом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные;

3) пользоваться на безвозмездной основе в порядке, установленном концессионным соглашением, и при соблюдении установленных этим соглашением условий конфиденциальности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, в целях исполнения своих обязательств по концессионному соглашению.

При исполнении концессионного соглашения концессионер обязан:

1) осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации);

2) использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;

3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 закона о концессионных соглашениях;

4) обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;

5) предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;

6) поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением;

7) заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении концессионного соглашения, а также оплачивать указанные энергетические ресурсы.

Концессионер несет ответственность перед концедентом за допущенное при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения нарушение требований, установленных концессионным соглашением, и (или) требований технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований к качеству созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения.

В случае, если допущено нарушение требований, концедент вправе потребовать от концессионера безвозмездного устранения такого нарушения в установленный концедентом разумный срок.

Концедент вправе потребовать от концессионера возмещения причиненных убытков в случае, если нарушение требований, не было устранено в установленный концедентом разумный срок или является существенным.

Ответственность за качество объекта концессионного соглашения концессионер несет перед концедентом в течение срока, установленного концессионным соглашением, или, если такой срок не установлен, в течение пяти лет со дня передачи этого объекта концеденту. В случае, если срок, установленный концессионным соглашением, составляет менее чем пять лет и нарушение требований к качеству созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения обнаружено по истечении данного срока, но в течение пяти лет со дня передачи этого объекта концеденту, концессионер несет ответственность перед концедентом при условии, что концедент докажет, что такое нарушение было допущено до дня передачи этого объекта концеденту или по причинам, возникшим до дня передачи.

Контроль за исполнением концессионером условий концессионного соглашения в части исполнения минимальных технико-экономических показателей осуществляет отраслевой орган администрации МО «Светогорское городское поселение».

Более подробно с Положением о концессионных соглашениях вы можете ознакомиться на сайте в разделе решений совета депутатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *