Корпоративное управление в непубличных компаниях

УДК 658.114.5:334.722.8 (045)

Корпоративное управление в непубличных компаниях согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ

БАТАЕВА БЭЛА САИДОВНА, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Корпоративное управление» Финансового университета E-mail: bataeva_bela@fromru.com

Аннотация. В статье рассматриваются организационно-правовые формы российских корпораций в связи с изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации от 2014 г., согласно которым упраздняются закрытые и открытые акционерные общества (АО) (они должны быть перерегистрированы в публичные и непубличные акционерные общества). Согласно новой классификации с 1 сентября 2014 г. юридические лица делятся на унитарные и корпоративные по принципу членства. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (правом членства) и формируют их высший орган, являются корпоративными организациями (корпорациями). К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих .

По новым правилам корпорации, в свою очередь, делятся на публичные и непубличные: публичные АО схожи с существовавшими ранее ОАО; к непубличным отнесены ЗАО, ОАО и ООО. Деление основано на наличии или отсутствии листинга на фондовой бирже. По сути, коммерческие непубличные корпорации — это частные компании, принадлежащие ограниченному кругу лиц. В статье отдельное внимание уделяется режимам правового регулирования для публичных и непубличных обществ. Публичные корпорации в вопросах создания и организации органов корпоративного управления четко следуют требованиям корпоративного законодательства. В непубличных обществах участники корпорации имеют право выбора и возможность устанавливать правила поведения: выбирают самостоятельно вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета; определяют необходимость создания коллегиальных исполнительных органов, введения независимых директоров и создания комитетов в составе совета директоров исходя из принципа целесообразности и пр. Освещаются нововведения Гражданского кодекса Российской Федерации. Относительно корпоративного управления в непубличных обществах нововведения касаются: правомочности определения объема полномочий участников иным способом, кроме как пропорционально их долям в уставном капитале; необходимость удостоверения решений непубличного общества нотариусом и др. И в публичных, и в непубличных обществах предусмотрена возможность назначения нескольких единоличных исполнительных органов.

В статье также дается экспертное видение относительно наиболее вероятных направлений развития корпоративного управления в непубличных российских компаниях на ближайшую перспективу. Ключевые слова: корпоративное управление, публичные компании, непубличные/частные компании, семейные компании, партнерские компании, акционерные общества.

Corporate Management in Non-Public Companies Under the Changes in the Civil Code of the Russian Federation

Прошедший 2014 г. ознаменовался значительными событиями, повлиявшими на корпоративное управление. Были приняты поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), установившие четкое деление между двумя типами хозяйственных обществ, и новый Кодекс корпоративного управления1. Эти нововведения в силу своего недавнего возникновения еще не получили осмысления в научной литературе и определили необходимость написания данной статьи.

Организационно-правовые формы непубличных компаний. В мае 2014 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации2,

1 URL: http://www.nand.ru/professional-information/corporate-governance-code/ (дата обращения: 05.03.2015).

2 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162608/ (дата обращения: 05.03.2015).

которые вступили в силу с 01.09.2014. Согласно изменениям принята новая классификация юридических лиц, которые подразделяются на коммерческие и некоммерческие. В ст. 50 ГК РФ сказано, что «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий» (гл. 4 «Юридические лица», § 1). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости и пр. Создание юридических лиц в формах, не поименованных в ГК РФ, с сентября 2014 г. стало невозможно.

Юридические лица по новой классификации делятся на унитарные и корпоративные (гл. 4,

ст. 65 ГК РФ). К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих .

Согласно новым правилам хозяйственные общества, относящиеся к корпорациям, делятся на публичные и непубличные. Деление основано на наличии или отсутствии листинга на фондовой бирже. Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ «публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным» .

Иными словами, новая редакция устраняет деление обществ на закрытые (ЗАО) и открытые акционерные общества (ОАО), из числа возможных форм хозяйственных обществ исключается общество с дополнительной ответственностью (ОДО)3. Публичные АО схожи с существовавшими ранее ОАО. ЗАО, ОАО и ООО отнесены к непубличным корпорациям в соответствии с п. 2 ст. 66.3 ГК РФ. Состав непубличных корпораций разнообразен, к ним относятся коммерческие и некоммерческие организации. По сути, коммерческие непубличные корпорации — это частные компании, принадлежащие ограниченному кругу лиц.

Новая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает разные режимы правового регулирования для публичных и непубличных обществ. Публичные общества регулируются императивными нормами, а непубличные — диспозитными. Это означает, что у публичных обществ незначительная свобода в выборе внутрикорпоративной самоорганизации. В непубличных обществах участники

3 Пока в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не внесены поправки, в нем прописана прежняя классификация: закрытые и открытые общества.

корпорации имеют право выбора и возможность устанавливать правила поведения. Они могут по своему усмотрению выбирать вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, создавать коллегиальные исполнительные органы, им не нужно вводить независимых директоров и создавать комитеты в составе совета директоров и т. д. Непубличные компании не подпадают под требование регулятора. Вопросы распределения прибыли и другие важные вопросы в непубличных компаниях остаются в компетенции общего собрания, однако усложняется порядок заверения решений общего собрания акционеров. Согласно новым поправкам ч. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ необходимо нотариальное удостоверение протоколов общих собраний, если иное не указано в уставе общества.

У непубличных корпораций ограниченный и фиксированный состав участников (участие в хозяйственных обществах, не торгующихся на бирже, основано на акциях, участие в ООО — на доле в уставном капитале). Возможность контролировать состав своих участников в них реализуется с помощью специальных механизмов (например, преимущественное право покупки доли, получение согласия других участников на переход доли участника к третьим лицам).

Изменения в ЗАО, ОАО и ООО в соответствии с п. 2 ст. 66.3 «Публичные и непубличные общества» Гражданского кодекса Российской Федерации. Публичные АО (ПАО) должны зафиксировать свою новую форму в уставных документах и ЕГРЮЛ путем прибавления к наименованию организации слова «публичное». Организации, получившие статус «непубличных», будут просто именоваться как «акционерное общество».

ЗАО и ОАО меняются на публичные и непубличные акционерные общества следующим образом:

• «в наименовании ЗАО исключить слово «закрытое», оставив только «акционерное общество»;

• в наименовании ОАО заменить слово «открытое» на «публичное»;

• наименование ОДО изменить на ООО;

• уведомить контрагентов об изменении наименования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• заменить печать;

• внести изменения в трудовые договоры, лицензии;

• переоформить банковский счет компании;

• внести изменения везде, где фигурировало старое наименование» .

Однако изменениям подвергаются не только названия. В отношении всех публичных и непубличных АО устанавливаются следующие общие требования:

• «обязанность передать ведение реестра независимым регистраторам, вне зависимости от количества акционеров (ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой ГК РФ»);

• для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общество должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ);

• обязательная регистрация ценных бумаг;

• необходимость раскрывать информацию о деятельности общества (для публичных компаний уровень транспарентности выше);

• наличие контроля за деятельностью общества со стороны госрегулятора (Центробанка РФ)» .

К ОДО, созданным ранее, применяются положения ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87-90, 92-94), а к ЗАО — нормы гл. 4 ГК РФ об акционерных обществах.

Особенности в области корпоративного управления публичных и непубличных компаний. Согласно новым правилам существенно отличаются полномочия участников публичных и непубличных обществ. В разъяснениях относительно изменений ГК РФ приведен перечень действий, которые правомочны совершать участники непубличных обществ и неправомочны — участники публичных обществ:

• «определять объем полномочий участников иным способом, кроме как пропорционально их долям в уставном капитале (п. 1 ст. 66 ГК РФ);

• предусматривать в уставе порядок управления обществом, отличающийся от установленного законом (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ);

• требовать через суд исключения другого участника общества из его состава (п. 1 ст. 67 ГК РФ);

• ограничивать число, суммарную номинальную стоимость акций или максимальное число голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ, п. 5 ст. 99 ГК РФ);

• предусматривать в уставе необходимость получения согласия на отчуждение акций (п. 1 ст. 67.2 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ);

• предусматривать в уставе преимущественное право приобретения акций, кроме дополнительно выпускаемых акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ, п. 3 ст. 100 ГК РФ)» .

Еще одним нововведением ГК РФ является возможность назначения в обществе нескольких единоличных исполнительных органов (п. 1 ст. 53 ГК РФ; п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). В п. 3. ст. 65.3 сказано: «в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т. п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий п. 1 ст. 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.). К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления».

Поскольку в ГК РФ не сказано, как распределяются полномочия между несколькими лицами, представляющими совместно один исполнительный орган, или несколькими исполнительными органами, эксперты рекомендуют предусмотреть компетенции каждого директора в уставе общества. В случае совместного причинения убытков все директора будут нести солидарную ответственность по аналогии с коллегиальным органом управления (п. 4 ст. 53.1 ГК РФ). Введение нескольких директоров основано на западном опыте, например Германии, где назначение нескольких директоров является обязательным.

Важное отличие касается и необходимости удостоверения решений непубличного общества нотариусом. Согласно п. 3 ст. 67.1 ГК РФ «решение и состав общего собрания участников общества удостоверяются лицом, осуществляющим

ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии» . Для непубличного общества предусмотрено два варианта удостоверения решения и состава общего собрания участников: «путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии» . С этой целью к 1 сентября 2014 г. Федеральная нотариальная палата подготовила Пособие по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии. В непубличных АО, состоящих из одного лица, нотариальное заверение не требуется согласно разъяснению Банка России (п. 5 письма Банка России от 18 августа 2014 г. № 06-52/6680).

Изменения коснулись и статуса директора. Если раньше директор считался органом общества, то теперь он считается представителем общества (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

Практика корпоративного управления в непубличных корпорациях. В настоящее время непубличные корпорации составляют подавляющее большинство российских компаний (непубличные АО и ООО составляют до 95% от общего числа коммерческих организаций). В стране тысячи непубличных крупных (с оборотом более 150 млн долл.) и средних (с оборотом более 10 млн долл.) компаний, тогда как публичных лишь несколько десятков. Примерами непубличных российских корпораций являются ОАО «РЖД», ОАО «СУЭК», ОАО «ОХК «Уралхим», ООО УК «Металлоинвест», АО МХК «ЕвроХим», АО «Техснабэкспорт» и многие другие. Эксперты выделяют непубличные компании с государственным участием (так называемые квазипубличные компании) и частные компании (включающие партнерские, семейные и родовые).

Структура владения непубличных компаний очень разнообразна. В одной из самых крупных непубличных компаний ОАО «РЖД» 100% акций принадлежит Российской Федерации, а полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации. В частной корпорации ОАО «СУЭК» основной владелец по состоянию на май 2014 г. — предприниматель А. И. Мельниченко, он же председатель совета директоров. В другой частной компании из приведенного выше

списка — ОАО «ОХК «Уралхим», по данным газеты «Ведомости», 86% акций принадлежит основному акционеру, председателю Совета директоров Д. А. Мазепину, 7% находится во владении А. Же-ребцова и еще 7% распределено между топ-менеджерами.

Среди непубличных компаний в западной практике, помимо компаний с государственным участием, выделяют частные, партнерские, семейные (родовые). Вопрос о необходимости корпоративного управления в непубличных компаниях до сих пор является дискуссионным. Существует мнение о том, что для непубличных компаний корпоративное управление не нужно, так как они не обладают такими признаками корпорации, как «открытость» (отсутствие уставных ограничений для акционеров на продажу акций), «публичность» (ценные бумаги обращаются на бирже и общество раскрывает информацию) и «распыленность владения». Как было показано выше, непубличные компании имеют возможность контроля состава участников.

По мнению некоторых экспертов, корпоративное управление станет особенно актуально в ближайшие годы в связи с предстоящей сменой собственников в непубличных корпорациях, созданных на заре перестройки 20 лет назад. Данные компании условно можно разделить на две группы: первую группу составляют компании, которыми владеют несколько партнеров, вторую группу — компании с существенным концентрированным владением.

В первой группе компаний существует необходимость выстраивания системы корпоративного управления в связи с проблемами передачи бизнеса их наследникам. Поскольку невелика вероятность того, что дети партнеров будут тоже работать как партнеры, для таких компаний вероятны три стратегии развития: трансформация в семейные компании; превращение в публичные компании и размывание доли владения владельцев-основателей; продажа. В последнем случае полученный капитал может быть направлен «в частные инвестиционные фонды, не претендующие на определение стратегии компаний» .

Вторую группу составляют компании с существенным концентрированным владением, в которых необходимо отделить бизнес от собственника в связи с предстоящим его уходом от активной деятельности. Для них возможны две стратегии: трансформация в семейные компании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

или преобразование в публичную корпорацию и продажу части акций за счет IPO .

Реализация любой из указанных выше стратегий подразумевает улучшение системы корпоративного управления, повышение прозрачности и управляемости в целом. Придется выстраивать понятную структуру владения, прозрачную бухгалтерию, проводить добросовестный аудит, чтобы получить справедливую оценку компании. В противном случае при продаже компания может быть продана только с большой скидкой.

Программы совершенствования корпоративного управления для непубличных компаний, предлагаемые консалтинговыми фирмами, в упрощенном виде содержат следующие меры:

• улучшение показателей, имеющих наибольшее влияние на стоимость бизнеса; включение этих показателей в виде KPI в программы мотивации менеджмента;

• трансформация структуры владения в более прозрачную с целью снижения рисков, связанных со структурой владения и организации внутреннего контроля;

• управленческая реструктуризация, разделение функций владения и управления.

Для непубличных корпораций особенно важно достижение баланса в разделении полномочий между собственниками и менеджерами. Процедура принятия решений должна, с одной стороны, ограничивать зависимость операционной деятельности компании от вмешательства собственников, а с другой — гарантировать принятие стратегических решений только с их согласия. Цель данных изменений заключается в снижении конфликтов на уровне собственников и риска ухудшения положения корпорации при выходе какого-либо собственника из бизнеса .

Актуальные вопросы исследований корпоративного управления в непубличных компаниях. В публичных компаниях в области корпоративного управления приоритетными являются проблемы следующего характера: квалификация директоров и способность тратить время на подготовку к заседаниям; оценка эффективности деятельности совета директоров; определение важнейших KPI для оценки вклада и мотивации менеджмента и директоров; границы открытости; достижение баланса между различными типами собственников. Для непубличных компаний приоритетными являются следующие вопросы: моделирование системы корпоративного

управления, организация внутреннего контроля, компетенции директоров, использование долговых инструментов финансирования в виде облигаций (рублевых и еврооблигаций, инфраструктурных облигаций), определение справедливой стоимости компании и многие другие.

В заключение следует отметить, что, на наш взгляд, стратегия перевода компаний с концентрированной собственностью в семейные менее привлекательна в России, чем продажа бизнеса. В условиях нестабильности прав собственности сегодняшние собственники не могут быть уверены в сохранении владения будущими поколениями. Во многих случаях успех определяется близостью к власти, административным ресурсом, который может меняться при смене власти (в стране, регионе, городе и пр.) и при смене владельцев. В условиях санкций в связи с событиями на Украине серьезно осложнился и поиск стратегического инвестора, чаще иностранного, желающего при выходе на российский рынок приобрести готовую компанию. Однако корпоративное управление остается важным фактором повышения стоимости непубличной компании, поэтому интерес к нему будет повышаться.

Литература

content&view=article&id=336: corporate-governance&catid=41: announce&Itemid=208 (дата обращения: 05.03.2015).

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА БИЗНЕСА»

25-26 мая 2015 г. Подкомитетом по корпоративному управлению и менеджменту Комитета по промышленному развитию ТПП РФ совместно с ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» проведена XI Международная научно-практическая конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса». Информационным партнером мероприятия выступил журнал «Управленческие науки».

На конференции были обсуждены следующие актуальные вопросы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Интеграция корпоративной социальной ответственности в систему корпоративного управления.

• Партнерство гражданского общества, бизнеса и власти в развитии территорий присутствия компаний.

• Нововведения в корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности.

• Социальное инвестирование, методы оценки результатов корпоративного социального инвестирования.

• Инновационные технологии решения социальных проблем в рамках межсекторного социального партнерства.

К участию в мероприятии были приглашены представители отечественного делового и экспертного сообщества, территориальных ТПП, федеральных и региональных органов государственной власти, средств массовой информации и все заинтересованные лица.

Наиболее интересные доклады будут опубликованы в журнале «Управленческие науки».

На уровне фирмы как целого в фирмах-корпорациях объектом уп­равления выступает корпорация и соответственно осуществляется кор­поративное управление, субъектами которого могут быть только учас­тники корпорации (общее собрание) или избранные ими корпоратив­ные органы управления.

Состав и полномочия высших органов корпоративного управления определяются организационно-правовой формой фирмы, должны соот­ветствовать законодательным нормам и определяются корпоративными актами, принимаемыми на собрании учредителей или акционеров.

Корпоративное управление — это комплекс действий, направленных на осуществление миссии фирмы и достижение целей, поставленных перед ней. Вопросы, подлежащие решению на уровне корпорации, рег­ламентируются в учредительных документах фирмы, определяющих компетенцию собрания учредителей и исполнительных органов. К компетенции общего собрания относятся вопросы назначения на высшие исполнительные должности корпорации, а также важнейшие вопросы, от­носящиеся к управлению имуществом общества формирование филиалов, крупные сделки с недвижимостью, инвестиционные проекты и та К компе­тенции корпоративного управления относятся также внутрикорпоративные вопросы: распределение прибыли, эмиссия акций, продажа и ликвидация фирмы, слияние с другой фирмой, изменение размера уставного капитала и другие вопросы управления корпоративными финансами.

Корпоративные органы управления общества с ограниченной ответственностью.

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственнос­тью» определяет следующие корпоративные органы управления ООО: общее собрание участников общества, совет директоров (наблюдатель­ный совет), единоличный исполнительный орган (генеральный дирек­тор, президент и др.), коллегиальный исполнительный орган (правле­ние, дирекция и др.), ревизионная комиссия (ревизор). Закон предус­матривает четыре возможные модели управления ООО.

При выборе структуры корпоративного управления ООО необхо­димо учесть следующее:

  1. Закон предусматривает обязательное наличие в ООО общего со­брания и единоличного исполнительного органа. Остальные органы управления, показанные на рис. 5.4, могут формироваться по инициа­тиве общего собрания участников.

  2. Модель а) усиливает компетенцию председателя совета ди­ректоров и ослабляет влияние генерального директора (по закону эти дол­жности не может занимать одно и то же лицо, а число членов правления в совете директоров не должно превышать четверти состава правления). Рекомендуется в случае наличия среди участников юридических лиц, наиболее заинтересованных в контроле над деятельностью ООО.

  3. Модель б) значительно усиливает влияние генерального директора, т.к. позволяет беспрепятственно вводить в совет директо­ров представителей исполнительного уровня, зависящих от директора.

  4. Модели в) и г) рекомендуются для ООО с небольшим количеством участников. При этом модель г) наиболее подходит для малого и сред­ него предпринимательства и делает директора подконтрольным толь­ко общему собранию.

Выбор структуры корпоративного управления происходит при со­здании ООО, когда объемы компетенции участников могут быть суже­ны (расширены) за счет единоличного исполнительного органа. К ис­ключительной компетенции общего собрания участников относятся:

  • определение основных направлений деятельности ООО;

  • изменение устава и размера уставного капитала;

  • внесение изменений в учредительный договор;

  • образование исполнительных органов ООО, утверждение его пол­номочий;

  • избрание ревизионной комиссии (ревизора);

— утверждение годовых отчетов и годового баланса;

— распределение чистой прибыли;

  • утверждение внутренних документов;

  • эмиссионная деятельность;

  • назначение аудиторской проверки;

  • реорганизация и ликвидация ООО;

  • создание филиалов и представительств;

  • принятие в общество новых участников;

  • совершение крупных сделок;

  • избрание совета директоров.

Исполнительными органами хозяйственного общества являются:

— единоличный исполнительный орган, функции которого могут исполнять директор (генеральный директор) или управляющая организация (управляющий);

— коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция).

Хозяйственное общество в обязательном порядке должно иметь единоличный исполнительный орган. Это его волеизъявляющий орган, в лице которого общество проявляет себя во вне, приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности. Коллегиальный исполнительный орган и в акционерном обществе, и в обществе с ограниченной ответственностью может образовываться по усмотрению самого общества.

Компетенция исполнительных органов

Целью деятельности исполнительных органов является обеспечение прибыльности и конкурентоспособности общества, его финансово-экономической устойчивости, обеспечение прав и законных интересов акционеров, трудовых прав и социальных гарантий работников.

К компетенции исполнительных органов общества относятся все вопросы руководства его текущей деятельностью, за исключением отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или совета директоров общества, если уставом общества предусмотрено его образование.

Исполнительные органы подотчетны совету директоров общества и общему собранию акционеров (участников).

Правилом, определяемым принципом остаточной компетенции, является следующее: при наличии в обществе одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов в уставе общества должна быть определена компетенция коллегиального исполнительного органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, выполняет также функции председателя коллегиального исполнительного органа.

Единоличный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган хозяйственного общества может быть представлен как директором — физическим лицом, так и управляющей организацией, которая по договору с обществом выполняет функции единоличного исполнительного органа. Право принять решение о выборе модели управления законодатель отдает самому обществу, не обусловливая этот выбор никакими обстоятельствами.

Несмотря на то что традиционным способом реализации полномочий единоличного исполнительного органа является избрание (назначение) директора, все более широкое распространение в российском бизнесе получают случаи привлечения для этих целей управляющей организации. В связи с наличием в механизме передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации определенных особенностей эта модель управления будет рассмотрена отдельно — в следующем разделе этого параграфа.

Образование единоличного исполнительного органа

Образование единоличного исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий в акционерном обществе находится в альтернативной компетенции общего собрания и совета директоров. Согласно законодательству образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (пп. 8 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью избирается общим собранием участников (п. 1 ст. 40 Закона об ООО).

Приостановление полномочий единоличного исполнительного органа

В Законе об АО (с момента внесения в него изменений Законом N 120-ФЗ) предусмотрен механизм приостановления полномочий единоличного исполнительного органа, который имеет значение для случая, когда в соответствии с уставом общества образование и прекращение полномочий единоличного исполнительного органа осуществляется общим собранием акционеров.

Совет директоров акционерного общества вправе принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа. Одновременно с этим решением совет директоров общества должен принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий и образовании нового единоличного исполнительного органа общества.

Право совета директоров на принятие решения о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа напрямую вытекает из Закона об АО для случая, если единоличный исполнительный орган по каким-либо причинам не может выполнять свои обязанности. По усмотрению самого совета директоров полномочия единоличного исполнительного органа могут быть прекращены, только если такое право предоставлено совету директоров уставом. И в первом, и во втором случаях соответствующее решение совет директоров принимает большинством в три четверти голосов членов совета, без учета голосов выбывших членов. Устанавливая такой порядок принятия решения, законодатель придает значение этому важному для общества вопросу, по сути, дающему совету директоров право досрочно отстранить законно избранный общим собранием единоличный исполнительный орган и образовать временный исполнительный орган, который будет иметь все полномочия, определенные законом для единоличного исполнительного органа, если только его компетенция не будет ограничена уставом общества (п. 4 ст. 69 Закона об АО).

Компетенция единоличного исполнительного органа

Компетенция единоличного исполнительного органа остаточная, т.е. этот орган может осуществлять любые полномочия, за исключением отнесенных законодательством и уставом общества к компетенции общего собрания акционеров и совета директоров.

Уставы хозяйственных обществ, как правило, содержат широкий и не закрытый перечень вопросов, которые относятся к ведению единоличного исполнительного органа. Как правило, единоличный исполнительный орган хозяйственного общества:

— представляет совету директоров годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность о деятельности общества, а также предложения по распределению прибыли; информирует совет директоров о текущей производственно-хозяйственной деятельности общества;

— возглавляет деятельность правления общества (если такой орган образуется в обществе), в том числе созывает заседания правления, определяет их повестку дня в пределах компетенции, установленной уставом для правления, и председательствует на заседаниях правления;

— заключает от имени общества сделки;

— открывает расчетные и иные счета в российских и иностранных банках;

— организует учет, обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности общества в налоговые органы и органы государственной статистики;

— определяет сведения, составляющие коммерческую тайну общества;

— утверждает организационную структуру и штатное расписание общества;

— обеспечивает подбор, расстановку, обучение, аттестацию, повышение квалификации персонала общества и рациональное использование трудовых ресурсов;

— принимает на работу и увольняет с работы работников общества, применяет к ним меры поощрения и налагает взыскания;

— обеспечивает работникам здоровые и безопасные условия труда;

— в пределах своей компетенции утверждает внутренние документы общества;

— самостоятельно решает все вопросы, возникающие в текущей производственно-хозяйственной деятельности общества.

Директор действует от имени общества без доверенности.

Права и обязанности единоличного исполнительного органа, порядок его деятельности определяются федеральными законами, иными правовыми актами, уставом, внутренними документами общества, а также договором, заключаемым им с обществом.

Представляется, что указанный договор имеет комплексный характер, сочетая нормы гражданского и трудового законодательства в соответствии со сферой правового регулирования.

Особенности передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации

Полномочия исполнительного органа хозяйственного общества могут быть переданы по договору управляющей организации или управляющему. Управляющей организацией может быть коммерческая организация любой организационно-правовой формы; управляющим — физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя.

Возросшая в последние годы востребованность такого способа реализации компетенции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества обусловлена рядом причин, среди которых можно назвать повышение профессионализации управления текущей деятельностью общества вследствие наличия в управляющей организации компетентных в соответствующей сфере специалистов. Привлечение управляющей организации особенно актуально для холдингов, когда функции управляющей организации передаются либо самому основному обществу, либо подконтрольной ему организации. В этом случае основное общество получает возможность оперативного контроля за деятельностью дочерних обществ через механизмы непосредственного административного воздействия. Преимуществом передачи функций единоличного исполнительного органа дочерних обществ управляющей организации является достигаемая этим экономия управленческих расходов для холдингового объединения в целом, поскольку одна управляющая организация может выполнять функции единоличного исполнительного органа нескольких дочерних обществ.

Важнейшей особенностью передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации является сочетание обязательственных и корпоративных отношений, поскольку управляющая организация выступает как бы в двух ролях: с одной стороны, как сторона по гражданско-правовому договору, а с другой — как участник внутрикорпоративных отношений.

Процедура передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации отличается от избрания (назначения) директора хозяйственного общества. Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества управляющей организации может быть принято общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (п. 1 ст. 69 Закона об АО). В ООО этот вопрос также относится к компетенции общего собрания (пп. 4 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Следует заметить, что Закон об АО, в отличие от Закона об ООО, не требует закрепления в уставе общества права передавать функции единоличного исполнительного органа управляющей организации. Решение об избрании (назначении) конкретной управляющей организации принимает общее собрание или совет директоров хозяйственного общества, в зависимости от того, какому органу уставом общества предоставлено полномочие по образованию единоличного исполнительного органа.

Между хозяйственным обществом и управляющей организацией заключается договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Существенными условиями договора по усмотрению сторон могут быть:

— цели и задачи, стоящие перед управляющей организацией;

— ее права и обязанности, а также права и обязанности управляемого общества, базирующиеся на распределении функций между управляющей и управляемой организациями;

— порядок осуществления управляющей организацией функций исполнительного органа, включая предоставление доверенностей;

— отчетность управляющей организации перед органами управления управляемого общества — советом директоров и общим собранием акционеров (участников), а также отчетность, предоставляемая должностными лицами управляемого общества управляющей организации;

— стоимость и порядок оплаты услуг; срок действия договора;

— основания для досрочного прекращения договора и компенсации управляющей организации убытков вследствие его досрочного прекращения при отсутствии в действиях (бездействии) управляющей организации вины;

— ответственность сторон за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств.

Каким образом управляющая организация может реализовывать предоставленные ей полномочия? Внесение изменений в Закон об АО Законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ обеспечивает единообразие в понимании этого вопроса. Согласно указанному Закону общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию в соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ. То есть от имени управляемого общества без доверенности будет действовать единоличный исполнительный орган управляющей организации.

Коллегиальный исполнительный орган

Коллегиальный исполнительный орган может образовываться по усмотрению самого хозяйственного общества. В акционерном обществе образование этого органа осуществляется общим собранием акционеров или советом директоров, в зависимости от предусмотренного уставом (пп. 8 п. 1 ст. 48, пп. 9 п. 1 ст. 65 Закона об АО), в обществе с ограниченной ответственностью избрание коллегиального исполнительного органа относится к компетенции общего собрания участников (п. 1 ст. 41 Закона об ООО).

Количество членов правления, срок их полномочий, компетенция коллегиального исполнительного органа определяются уставом общества. Сроки, порядок созыва и проведения заседаний коллегиального исполнительного органа, а также порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами.

Компетенция коллегиального исполнительного органа не должна дублировать полномочия единоличного исполнительного органа. Так, например, если в компетенцию единоличного и коллегиального органов входит полномочие по утверждению внутренних документов общества, то принятие конкретных документов должно быть разграничено (например, директор утверждает положения об аттестации работников, правила внутреннего трудового распорядка, а правление — положения о материальном стимулировании персонала, о предоставлении работникам дополнительных льгот и т.д.).

При наличии в хозяйственном обществе коллегиального исполнительного органа зачастую он служит механизмом ограничения полномочий единоличного исполнительного органа. Так, в компетенцию коллегиального органа передаются полномочия по утверждению наиболее важных сделок — по предмету (например, с недвижимым имуществом, основными средствами и прочими ценными активами) или по сумме — в размере, определенной стоимости активов общества, более низком, чем это требуется для признания сделки крупной, но значительном, чтобы предоставить возможность ее заключения непосредственно единоличному исполнительному органу общества. Обычно цена таких сделок варьируется от 5 до 10% балансовой стоимости активов хозяйственного общества.

В компетенцию правления очень часто включаются вопросы об утверждении оперативных финансово-хозяйственных планов общества и отчетов об их исполнении, разработка методических документов по осуществлению бизнес-процессов.

Членом коллегиального исполнительного органа является физическое лицо, которое может не быть акционером или участником хозяйственного общества. Традиционно члены коллегиального исполнительного органа выполняют какую-либо трудовую функцию в обществе, находятся на руководящих должностях.

Функции председателя коллегиального исполнительного органа общества выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (п. 2 ст. 70 Закона об АО).

Коллегиальный исполнительный орган принимает решения на своих заседаниях. Кворум для проведения заседания коллегиального исполнительного органа определяется уставом и внутренними документами общества, а для акционерного общества он не должен составлять менее половины числа избранных членов коллегиального исполнительного органа. В случае если количество членов коллегиального исполнительного органа общества становится менее количества, составляющего указанный кворум, совет директоров общества обязан принять решение об образовании временного коллегиального исполнительного органа общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания коллегиального исполнительного органа общества или, если в соответствии с уставом общества это отнесено к его компетенции, образовать коллегиальный исполнительный орган общества.

Каждый член коллегиального исполнительного органа имеет при голосовании один голос и не может передавать его иному лицу, в том числе другому члену этого органа. Это правило обусловлено индивидуальной ответственностью каждого члена правления за результат своей деятельности (ст. 71 Закона об АО, ст. 44 Закона об ООО).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *