Критерии аудита

Минфин опубликовал единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов. Документ одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2016 года, протокол № 26.

Если по итогам проверки делается заключение об отсутствии существенных нарушений, то выдается свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы. Критерием невыявления существенных нарушений является соблюдение «в основном» аудиторской организацией закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости, кодекса профессиональной этики аудиторов, а также устава СРО. Еще один критерий — правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и эффективность организации такого контроля достаточны для обеспечения соблюдения организацией (аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. При этом организационных мер для обеспечения качества аудиторских услуг не требуется.

При выявлении существенных устранимых или неустранимых нарушений выдается выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.

Также даны рекомендации по выдаче заключений на случай, когда аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в проверяемом периоде не вели аудиторскую деятельность.

3.1 Критерии оценки эффективности внутреннего аудита

Задача определения эффективности внутреннего аудита нетривиальна, поскольку:

а) результат не всегда измерим количественно;

б) эффективность зависит не только от самих аудиторов, но, в большой степени, от последующих действий заказчиков аудита;

в) играет роль субъективизм оценок.

Для более эффективного функционирования подразделения внутреннего аудита на предприятии необходимо его регламентировать положением об отделе (службе, либо одной штатной единицы). Оно и будет определять место внутреннего аудита в системе управления предприятием, его цели и задачи, независимость, ответственность и отношения с другими функциональными звеньями предприятия, обязанности и полномочия, ограничения и регулирование деятельности.

Для координации своей работы отделу внутреннего аудита необходимо разрабатывать планы и графики работ, как в целом, так и отдельно для каждого специалиста.

В процессе своей деятельности внутренним аудиторам необходимо иметь определенное методическое обеспечение по вопросам аудиторских проверок, которое включает в себя определенную систему приемов и процедур проверки законности и обоснованности, полноты и своевременности, достоверности и реальности операций.

Руководство организации очень тесно контактирует с отделами (службами) внутреннего аудита, следовательно, должностные лица непосредственно участвуют в процессе проверок, используют его результаты в своей деятельности. Поэтому их активное участие имеет большое значение для эффективного функционирования внутреннего аудита на предприятии.

Важным моментом в оценке результатов внутренней аудиторской проверки является разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений и проблем, которые могут возникнуть в будущем, качественную же сторону проверки характеризуют ее полнота, стоимость и эффективность.

Экономическая эффективность достигается посредством предупреждения нарушений своевременного внесения поправок в бухгалтерскую и налоговую отчетность, что приведет к уменьшению, либо исключению, налоговых санкций.

Основным же условием эффективной деятельности внутреннего аудита является его регламентация аудиторскими стандартами, нормами и руководствами. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы представителей аудиторской профессии, независимо от условий проведения аудита. Многие стандарты внешнего аудита можно использовать и внутренним аудиторам, например, планирование аудита, аудиторские доказательства, применимость допущения непрерывности деятельности и др. Но все таки отличительной чертой стандарта является то, что он способствует эффективности управления предприятием. С помощью Положение о службе внутреннего аудита осуществляется регулирование его деятельности (права, обязанности и ответственность) и взаимоотношений с другими подразделениями и специалистами во время проведения аудиторской проверки конкретного участка учета. Положение о службе внутреннего аудита являются основой при проведении аудита и составлении программы проверок, а в случае возникновения спорных ситуаций в процессе аудита или после него они служат аудитору подтверждением правильности выполнения процедур.

Оценка эффективности внутреннего аудита — задача не из легких, но все же данный аспект имеет большое значение, как для заказчиков, так и для исполнителей.

Измерить эффективность функционирования службы внутреннего аудита в количественном выражении не всегда представляется возможным, поэтому для данной оценки необходимо определять как количественные, так и качественные критерии.

Тем не менее, руководитель службы внутреннего аудита имеет полное право давать оценку работы возглавляемого им подразделения используя широкий спектр как количественных, так и качественных показателей, а руководитель предприятия более узкий (порядка шести-семи показателей), либо наоборот, поэтому система показателей оценки эффективности работы службы внутреннего аудита должна учитывать интересы обеих сторон.

Для оценки внутреннего аудита можно использовать следующие показатели:

· процент выполнения плана проверок (отношение фактически выполненных за период аудиторских проверок к запланированному количеству);

· количество проведенных за период проверок в расчете на одного сотрудника службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора);

· количество консультаций за период в расчете на одного работника;

· соблюдение установленных сроков аудита, по разделам и в целом;

· наличие достаточной рабочей документации, обосновывающей выводы аудиторов по разделам аудита;

· экономическая эффективность выполненных рекомендаций;

· профессиональный уровень аудиторов;

· выполнение утвержденного плана аудитов,

· количество аудитов, проведенных в соответствии с бюджетом,

· количество критически важных аудиторских рекомендаций,

· процент выполненных аудиторских рекомендаций,

· количество/частота запросов в службу внутреннего аудита со стороны заказчиков,

· степень удовлетворенность заказчиков аудита.

Помимо оценки эффективности функционирования службы внутреннего аудита, необходимо также уделять внимание повышению качества ее работы. Вопросы повышения качества внутреннего аудита решаются посредством разработки и реализации определенных программ. К мероприятиям, осуществляемым в их рамках можно отнести:

· оценку соблюдения сотрудниками службы внутреннего аудита требований независимости, умения и компетенции, честности и объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

· поручение заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует характеру этих заданий;

· выполнение всех видов работ в соответствии с определенными указаниями и требованиями качества;

· выявление резервов совершенствования деятельности внутренних аудиторов и в целом всей службы внутреннего аудита;

· получение сотрудниками дополнительных консультаций при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах;

· организацию посещения внутренними аудиторами научно-практических конференций и семинаров, с целью получения всесторонних знаний в областях бухгалтерского учета, налогообложения, аудита, финансов и др.;

· оценку работы службы внутреннего аудита сторонними структурами, которыми могут являться авторитетные внешние аудиторы и консультанты.

Внутреннему контролю качества работы внутреннего аудита руководству службы необходимо уделять особое внимание, так как именно этот аспект оказывает доминирующее влияние на эффективность функционирования службы внутреннего аудита в целом. В данном структурном подразделении экономического субъекта необходимо формирование внутренней системы контроля качества аудита, которая будет осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль осуществляется на этапе планирования внутреннего аудита. Текущий внутренний контроль работы исполнителей включает элементы основных указаний и проверки выполненной работы. Последующий контроль состоит в проверке результатов работы, выполненной каждым внутренним аудитором.

Следует отметить, что при условии наличия внутренней системы контроля качества аудита подход к повышению уровня эффективности функционирования службы внутреннего аудита будет результативен и в наибольшей степени поспособствует совершенствованию ее работы.

Комплексный подход к условиям функционирования службы внутреннего аудита помогает обеспечить высокую эффективность всей системы внутреннего контроля на предприятии. В свою очередь, это снижает риск при проведении внешнего аудита, а значит, и затраты на него.

Надежность и эффективность служба внутреннего аудита может оцениваться как «высокая», «средняя» и «низкая», и она оценивается внешним аудитором. Процесс оценки состоит из нескольких этапов: общее знакомство со службой внутреннего аудит, первичная оценка ее надежности и подтверждение достоверности сделанной оценки.

На этапе общего знакомства со службой внутреннего аудита внешний аудитор получает общее представление о службе внутреннего аудита и масштабах деятельности описанного в Положении о службе внутреннего аудит.

Первичная оценка надежности службы внутреннего контроля осуществляется внешним аудитором на основе собственных методик и приемов. При этом внешний аудитор учитывает, что для проверки надежности службы внутреннего аудита нужно изучить учетную и хозяйственную документацию не выборочно, а за весь отчетный период.

Подтверждение достоверности службы внутреннего аудита осуществляется в процессе проверки. Доверяя в определенной степени службе внутреннего аудита предприятия, внешний аудитор в ходе проверки должен проводить процедуры подтверждения ее надежности, используя различные методы и приемы.

На этапе оценки внешним аудитором надежности службы внутреннего аудита, процедуры контроля должны быть направлены на выяснение того, как эта служба предотвращает, выявляет и исправляет ошибки и искажения, возникающие в ходе учета хозяйственных операций.

Все этапы оценки службы внутреннего аудита фиксируются в рабочих документах внешнего аудитора. При этом дается оценка надежности службы внутреннего аудита и обосновывается степень доверия к ней при планировании объема аудиторских процедур.

Информация о работе «Методика проведения внутреннего аудита» Раздел: Бухгалтерский учет и аудит
Количество знаков с пробелами: 169218
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 3

Похожие работы

68595 2 0

… в виде задач и прав СВА, дает нам возможность лучше понять ее место и значение в организации предприятия, а отраженная законодательная и нормативно-правовая база призвана обеспечить единообразное понимание и соблюдение единых принципов контроля в организации. Организация службы внутреннего аудита. 2.1. Структура и состав подразделения службы внутреннего аудита. Структура службы внутреннего …

27112 1 0

… материала. Также можно выбирать несколько независимых решений – значит, предприятие будет производить несколько принципиально разных видов столов. В частности, строя морфологическую таблицу для процесса внутренних аудитов может быть целесообразным выбрать целый набор возможных схем их проведения. Конечно, предложенный метод морфологических таблиц может быть применен в рамках системы управления …

51268 0 0

… : внешний, внутренний, консалтинг, оперативный аудит деятельности руководства, экологический аудит. Глава 2. Внутренний аудит: функции, цели, задачи 2.1 Понятие, функции и этапы внутреннего аудита Внутренний аудит – это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая …

45836 14 0

… изменение частоты появления тех или иных дефектов, появление критических дефектов); — поступление претензий от потребителей по качеству продукции или услуги; Порядок проведения внутреннего аудита -Подготовка к проведению аудита должна включать следующие этапы: — формирование группы аудиторов и разработка плана аудита; — подготовка документов, используемых аудиторами при проведении аудита; — …

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная аудиторская проверка — по решению экономического субъекта. Аудиторская проверка, проводимая по поручению государственных органов, также относится к обязательным аудиторским проверкам.

Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет как свои причины, так и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества.

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность по следующим критериям:

  • · если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • · если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • · если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • · если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • · если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Обязательная аудиторская проверка может проводиться также и по поручению государственных органов дознания и следствия при наличии санкции прокурора. Прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении проверки.

Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявленным прокурором, органом федерального Казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции штрафа с экономического субъекта и штрафа с руководителя экономического субъекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *