Квалификационные категории

Методики: Виды, категории и программы детских садов

Перед многими из родителей стоит вопрос: в какой детский сад лучше отдать ребенка? В настоящее время родителям сориентироваться довольно сложно: различные образовательные программы, новые направления работы, даже названия дошкольных учреждений стали отличаться друг от друга. Раньше было все намного проще — везде одинаковая оплата, стандартная программа. Критерий был один — удаленность от дома. Сегодня же многие родители интересуются у инспекторов, заведующих, старших воспитателей, по какой (или каким) программам работает тот или иной садик, и, получив ответ, хотят знать, чем одна программа отличается от другой, какая подойдет им и их малышам.

Начнем с названия учреждения. Каждое дошкольнoe образовательное учреждение (ДОУ) имеет тип, вид и категорию.

Виды ДОУ

— Детский сад;

— Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интелектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

— Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

— Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

— Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

— Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Категории ДОУ

Категория ДОУ определяется в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.) работает.

I категория — это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.

II категория — это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт по одному иоли нескольким направлениям его деятельности

III категория — это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Самая большая группа детских садов — это ДОУ II категории:
— общеразвивающего вида;
— компенсирующего вида (специальные, т. е. для детей с нарушениями речи, зрения, слуха. интeллектуального развития, с ДЦП);
— присмотра и оздоровления ( для детей с ослабленным здоровьем);
— комбинированного вида (имеются общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы)

В ДОУ разных категорий отличаются друг от друга платой за содержание ребенка, чем выше категория, тем, соответственно, выше и оплата. За все хорошее надо платить. Это нормально, когда все является действительно хорошим.

Таким образом, узнав у инспектора или у заведующей определенного (устраившего Вас территориально) ДОУ, какой категории и вида этот сад — Вы узнали официальные характеристики данного детского сада. Теперь Вы должны узнать у Ваших соседей, друзей, чьи дете посещают или посещали данный конкретный садик, что за люди там работают. Кстати, заведующая тоже может просветить Вас на этот счет, она познакомит с квалификационными категориями воспитателей и узких специалистов (психолога, музыкальных работников, инструктора по физической культуре, логопедов). Но Ваши знакомые расскажут, какой специалист «хороший и добрый», а какой — «плохой и злой», какие результаты в школе выдают их дети после окончания детского сада. Неплохо бы поговорить с воспитателями лично, составить свое родительское мнение.

Программы ДОУ

Программы подразделяются на комплексные (включают все основные направления развития ребенка) и парциальные (включает одно или несколько направлений развития), целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Программа основывается на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитатние в соответсвии с возрастными особеностями, подготовка к школе. Давая воспитателю достаточно жесткие предписания относительно организации деятельности детей в целом, программа не выделяет приоритетных целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует педагога на индивидуальные различия и учет детской активности, скорее представляя ребенка как среднестатистическую единицу.

2. Программа «Развитие» (одобрена Министерством образования РФ) пользуется большой популярностью в практике. Разработана научным коллективомт под руководством Л.А. Венгера и имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В ее основе лежит концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте и концепция Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями. Приоритетная цель программы — развитие умственных способностей детей. Отличием от других программ являются критерии продвижения детей — освоение соответствующих способов деятельности, а не простое накопление знаний и умений.

3. «Радуга» Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, т. Гризик, Е.Соловьева и др. (Институт общих проблем образования Минобразования России). Эта программа, как и традиционная (под ред. М.А.Васильевой), выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. Своеобразие программы сосотоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами — введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, «обволакивающих» почти все занятия. В данной программе ощущается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. По задачам почти не отличается от традиционной. Особо следует отметить, что авторы «Радуги» не рекомендуют соединять ее с другими программами и привлекать к работе в детском саду специалистов-предметников

4. Программа «Детство» (разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена — В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.). Осовные цели: обеспечение здорового образа жизни, начальная социализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям , ведущим сферам бытия — миру людей, предметов, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний. «Детство» — программа с выраженной гуманистической направленностью. Содержание знаний освобождено от идеологичности и центрировано на человеке (человек как творец предметного мира, человек как неотъемлемая часть и в то же время «Хранитель» природного мира). Дано также новое для дошкольных программ содержание, связанное с развитием социально-нравственных представлений, осознанием ребенком себя как представителя определенной возрастной группы и отличия от других возрастных категорий.

5. Программа «Золотой ключик» (авторский коллектив под руководством Г.Г. Кравцова) основывается на концепции Л.С. Выготского о единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития и возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. Основная цель программы — достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Это единство достигается уподоблением детского центра семье — через разновозрастную организацию групп (3 — 10 лет). Содержание образования организовано по четырем направлениям: развитие представлений о пространстве, времени, овладение способами работы с материалами, развитие рефлексии (способности анализировать свои действия).

6. Программа «Дом радости» (авторы -Н.М. Крылова, В.Т. Иванова, г. Пермь) по сути представляет собой методически-сценарное приложение к «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду». авторы дают подробнейшее описание жизни воспитателя и детей в детском саду на каждый день. В отличие от традиционной российской программы делается акцент на индивидуальных обучающих занятиях с детьми, которые, наряду с фронтальными, по мнению авторов, могут обеспечить индивидуальный подход к детям. Кроме того, предлагается использовать сюжетное обрамление для всех моментов жизни детей (не только для усиления мотивации на занятиях, как в программе «Радуга»). В результате вся жизнь детского сада предстает как жестко регламентированный процесс; сценарий не оставляет свободного обраховательного пространства ни для детей, ни для воспитателей.

7. «Семицветик». Авторы: Ашиков В.И., Ашикова С.Г., педагоги дополнительного образования Центра детского творчества г. Троицка Московской области. Комплексная программа культурно-экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста. Цель: обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и грганизации детской деятельности. Программа реализуется на основе широкого использования интерактивных аудиовизуальных средств, комплекса авторских слайд-фильмов и композиций.

8. «В пространстве игры» Иваницкая И.М., доцент кафедры режиссуры Краснодарской академии культуры. Комплексная программа непрерывного театрально-зстетического образования. Цель: развитие у детей базовых, культурно-эстетических и этических качеств. Строится на основе широкого использования приемов театральной педагогики и специализированных методик художественного воспитания.

9. «Маленький Эмо и Большой Настройщик». Ражников В.Г., доктор психологических наук, поэт, музыкант. Цель: приобщить ребенка к полноценной эмоционально-эстетической культуре; помочь ребенку взглянуть на мир глазами поэта, художника, музыканта; научить сочинять и исполнять простейшие, но полноценные художественные произведения.

10. «Наш дом — природа». Рыжова Н. А., зав. лабораторией экологии Тамбовского института повышения квалификации работников образования, кандидат биологических наук. Программа экологического образования и воспитания старших дошкольников. Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.

11. «Паутинка». Васякина Ж. Л., методист по дошкольному воспитанию Детского экологического центра Управления образования Северо-Западного округа г. Москвы. Программа экологического воспитания и обучения дошкольников. Цель: формирование у дошкольников «планетарного мышления», образа совершенных экосреды и экоотношений. Программма строится на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и конкретных игровых действий.

12. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторский коллектив: Стеркина Р. (Минобразование России), Авдеева Н. (Институт человука РАН), Князева О. (Институт педагогических инноваций РАО). Цель: научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

13. «Малыш» В. Петрова, музыкальный руководитель-консультант дошкольного образовательного учреждения № 817 г. Москвы. Цель: развитие музыкальных способностей детей третьего года жизни во всех доступных им видах деятельности, приобщение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной культуры и высоких духовных ценностей.

14. «Кроха» Авторский коллектив: Г. Григорьева, Д. Сергеева, Н. Кочетова, И.Чиркова (Нижегородский институт развития образования). Программа для работы с детьми раннего возраста. Цель: комплексное развитие, воспитатние и обучение детей в возрасте до трех лет. Разработана в духе гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Предусматривает разноуровненвый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. Своеобразие программы — в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (в том числе включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до адаптации детей к поступлению в дошкольное образоватедбное учреждение.

«Рабочие и служащие» – словосочетание, часто встречающееся в официальных документах, новостных сообщениях, но мы редко задумываемся о том, чем же отличаются эти категории трудящихся.

Средняя заработная плата: 38000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 57% Оплачиваемость 43% Конкуренция 66% Входной барьер 62% Перспективы 54% В российском трудовом законодательстве под терминами «рабочий» и «служащий» в общем понимаются граждане, которые выполняют разного рода работу на государственных, общественных и частных предприятиях или в учреждениях и организациях, не обладая статусом члена (например, акционера или соучредителя) производственно-кооперативной организации, использующей их труд. Тем не менее есть и частности, которые отличают рабочих от служащих.

Кто такие рабочие и служащие

В Общероссийском классификаторе профессий и должностей все наемные сотрудники организаций и предприятий разных форм собственности дифференцируются на рабочих и служащих. Между этими категориями есть принципиальная разница.

Рабочие – это люди, принимающие непосредственное участие в производстве материальных ценностей. Также они занимаются перевозкой пассажиров и грузов, ремонтными работами, обслуживанием поддержанием оборудования, оказанием сервисных услуг и т. д.

Их профессиональная обязанность – это физический труд, за который они получают оплату в основном на сдельно-премиальной основе в соответствии с утвержденными тарифными разрядами (от 2 до 8). Результат труда рабочего можно «пощупать руками», точно измерить и посчитать.

Служащие – это сотрудники, выполняющие работу нефизического характера, для занятия которой необходима профессиональная подготовка разных уровней (ее получают в ссузах и вузах, на курсах). Заняты такие работники в самых разных сферах экономики:

За свою работу они получают вознаграждение в виде должностного оклада, предусмотренного законодательством, а также дополнительных надбавок и премий. Результат труда служащих, как правило, нельзя точно измерить, его можно только оценить теоретически и довольно субъективно, принимая в расчет успехи подразделения (организации) или качество выполнения какой-то задачи.

Рабочие в основном трудятся в цехах предприятий, на строительных площадках, в поле, на кухне, в шахтах, животноводческих фермах и т. д. Служащие выполняют свои задачи в офисах, аудиториях, классах, больничных палатах. На производстве они в основном исполняют руководящие и контролирующие функции.

Профессии категории «служащие»

Уточним: формулировка «профессии служащих» не совсем корректна, правильнее говорить о должностях – именно такая дифференциация принята в официальном классификаторе.

В любом случае Перечень профессий служащих очень широк. При этом все должности делятся на три основные категории:

  • Руководители. Это те, кого сейчас принято называть топ-менеджерами: директора, начальники, заведующие, управляющие и их заместители. Кроме того, в эту группу входят главные специалисты по отдельным направлениям: главный экономист, главный агроном, главный инженер, а также государственные инспектора.
  • Специалисты. Это сотрудники, занимающиеся экономической, инженерно-технической и другой деятельностью. Например, механики, администраторы, редакторы, юристы, преподаватели, психологи, бухгалтеры. Также в эту подгруппу причисляют их ассистентов и помощников.
  • Линейные сотрудники. Это представители разных профессий, которые занимаются хозяйственным обслуживанием, контролем и учетом, подготовкой документов и отчетов. К этой категории относятся кассиры, архивариусы, деловоды, табельщики, секретари, дежурные, коменданты и др.

Служащими считаются и работники государственных или муниципальных органов (чиновники в общепринятом понимании). Основная задача госслужащего – это обеспечение соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, ее субъектов, а также защита интересов и прав граждан.

Следует отдельно отметить и специальные структуры, выполняющие стратегически важные для страны задачи. В первую очередь, речь идет о Вооруженных силах и военизированных организациях (полиция, МЧС). Основную массу сотрудников там составляют служащие.

На каких специальностях и где лучше учиться

Рабочие профессии получают в средних специальных учебных заведениях (ссузах) – техникумах и колледжах – или в учебных центрах. Служащим (руководителям и специалистам) нужна более высокая квалификация и, соответственно, высшее образование. В принципе после учебы по любому направлению в вузе выпускник приходит на предприятия, в организации и компании на одну из должностей служащих. Работать можно по специальности, указанной в дипломе, либо устроиться на госслужбу, где на многих должностях достаточно иметь любое высшее образование.

Поступать можно в университет любого профиля: гуманитарный, технический или классический. Для этого необходимо сдавать обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике, а также по предметам, имеющим отношение к будущей специальности (история, биология, химия, обществознание, физика и др.). В колледжи берут по конкурсу школьных аттестатов за 9 или 11 класс.

Кому подходит

Рабочие профессии больше подходят людям, которые имеют склонность к выполнению тех или иных работ руками. В служащие идут те, кому больше нравится умственный или творческий труд без физических нагрузок. В целом, от сотрудников на службе требуются такие личные качества:

  • высокая квалификация в своей сфере деятельности;
  • знание законодательства и отраслевых подзаконных актов;
  • ответственность;
  • аналитический склад ума;
  • склонность к новаторству и рационализаторству;
  • общая эрудированность;
  • умение принимать правильные и своевременные решения.

Поскольку многие служащие выполняют руководящие функции, им не помешают организаторские способности, знание трудового законодательства, норм охраны труда и противопожарной безопасности.

Сколько получают

Заработная плата зависит от региона, организации, должности, квалификации и трудового стажа. Например, в одном и том же банке оплата труда служащих может отличаться в несколько раз (самый низкооплачиваемый – охранник, на противоположном полюсе – руководитель направления, директор). На государственной службе чиновникам высшего ранга платят больше, чем во многих отраслях экономики.

Еще десяток лет назад служащие получали в целом больше рабочих, сейчас же ситуация начинает меняться. Высококвалифицированные рабочие в дефиците, поэтому работодатели готовы платить сварщику, экскаваторщику, токарю или промышленному альпинисту, гораздо больше, чем рядовому офисному сотруднику. Кроме того, рабочие часто трудятся вахтовым методом в отдаленных регионах, где при расчете зарплат применяются специальные «северные» надбавки.

Как построить карьеру

С точки зрения продвижения по карьерной лестнице у служащих больше вариантов. Имея высшее образование и показав себя ценным сотрудником, можно претендовать на руководящие должности в компании или на производственном предприятии. Рост рабочего чаще всего ограничивается повышением квалификационного разряда, а чтобы сделать карьеру, нужно поступать в вуз.

Перспективы профессий служащих

В быстро меняющемся современном мире профессии постоянно появляются и исчезают. Человеку, который думает о своем будущем, необходимо искать специальность, которая будет актуальна на рынке труда в течение длительного времени (учитель, строитель или фармацевт, например).

Один из современных трендов – это профессии на стыке, казалось бы, несовместимого – своего рода гуманитарные технологи или технологичные гуманитарии. К таким новым специальностям относятся:

  • системный биотехнолог – специалист по замене морально и технически устаревших решений в разных отраслях новыми биотехнологичными продуктами. К примеру, он поможет транспортным компаниям перестроиться на работу на биотопливе вместо дизельного горючего, а строительным – заменить бетон и цемент инновационными биоматериалами;
  • архитектор медоборудования – специалист одновременно в области инженерной и компьютерной графики, электроники, материаловедения, обладающий развитым пространственным мышлением, разбирающийся в анатомии и физиологии человека, биосовместимости материалов и приборов, к тому же эксперт по медицинской и технической безопасности;
  • оператор кросс-логистики – профессионал, в обязанности которого входит разработка оптимального способа перевозки людей и доставки грузов разными видами транспорта. Также одна из его задач – перераспределений нагрузки на транспортные сети;
  • IT-проповедник – специалист, к религии никакого отношения не имеющий. Его задача состоит в общении с потенциальными конечными пользователями IT-продуктов и продвижению новых цифровых решений среди тех, кто консервативно настроен и скептически относится к передовым технологиям.

Поэтому при наличии соответствующих способностей стоит получить высшее образование по нескольким профилям – новые профессии пока еще только формируются, но уже в ближайшие годы остро потребуются кросс-функциональные специалисты, способные работать на должностях служащих «нового поколения», а офисный планктон, перекладывающий бумажки с места на место, отправится в утиль (или на переквалификацию).

Алексей Кузнецов

В образовательной сфере предъявляются суровые требования к нанимаемым работникам. Инструкции для персонала, преодоление подводных камней при получении должности в учреждениях образования и перечень должностей станут темами нижеизложенного материала. В образовательном учреждении любого типа устанавливаются высокие квалификационные требования относительно соискателей. О требованиях в 2020 году также будут приведены сведения.

Единый тарификационный справочник должностей в образовании (ЕТКС)

Ст. 143 ТК РФ гласит, что при выполнении работником требований ЕТКС, у него есть законные основания на присвоение тарифного разряда, а также тарификации его работы. Ниже, перечислен список того, что в себя данный справочник содержит:

  1. Квалификационные характеристики должностей (КХД).
  2. Расшифровки должностных обязанностей.
  3. Требования к уровню знаний.

В контексте данной статьи, будет особо внимательно рассмотрен пункт номер 1 вышеприведенного списка.

В России ЕТКС имеет второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования. Его курирует Минздравсоцразвития РФ.

Раздел КХД

Квалификационная характеристика должностей работников образования претерпевает изменения по мере введения поправок и постановлений. Версию, актуальную на 2020 год, можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений используется в сферах:

  1. Регуляции трудовых отношений.
  2. Создания прогрессирующей системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования любой формы собственности.

На базе КХД разрабатываются должностные инструкции, этому содействует находящийся в нем перечень должностей педагогических работников. При их составлении возможны ссылки на иные перечни, которые включают особенности отдельных ОУ. Они учитывают разнообразие и различия каждой должности.

Предприятия стремятся к развитию и рентабельности. Это обуславливает то, что для отдельных работников допускается закрепление за ними доп. обязанностей из смежных сфер. Это может происходить и без окончания спец. подготовки.

Лица, которые справляются со своими обязанностями, но не дотягивают по стажу до определенной должности, могут быть на нее назначены. Решение о назначении должна вынести аттестационная комиссия, опираясь на квалификационные требования к работникам образования

В структуре КХ выделяют 3 раздела (по должностям):

  • Трудовые функции и обязанности, которые вверяются работникам. Общий перечень данных требований к персоналу образует раздел «Должностные обязанности» (ДО).
  • Должен знать (ДЗ) – этот раздел включает знания, способствующие эффективному выполнению должностных обязанностей для конкретной должности (вкл. методологию, законодательство и узкопрофильные знания);
  • Стаж работы и профподготовка относятся к разделу ТК (Требования к квалификации).

Должности работников сферы образования 2020 года с пояснениями

Существует 3 уровня должностей:

  1. Руководители.
  2. Педагоги.
  3. Вспомогательный персонал.

Раздел 1. Руководители

Многие должности в школе подразумевают наличие у сотрудников дополнительных навыков. Рассмотрим параметры руководящих должностей.

Руководитель

В должности руководителей ОУ входят: директора, заведующие и начальники.

ДО: Управлять вверенным им учреждением образования в рамках законов РФ.

ДЗ: Тенденции отечественной системы образования; свод законов (в рамках сферы своей работы).

ТК: От 5 лет стажа работы руководителем в области педагогики. Диплом ВУЗа по специальностям: «Менеджмент», «Управление персоналом».

Заместитель руководителя

ДО: Занимается распределением объема работ между пед.работниками. Следит за выполнением задач, которые стоят в повседневной деятельности УО.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Принципы работы с законодательной базой. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: Стаж работы руководителем – от 5 лет. Успешное окончание ВУЗа по специальностям, связанным с управлением персоналом.

Руководитель структурного подразделения

ДО: Организует труд в следующих отделах: секции, кабинеты и лаборатории. Планирует постановку наиболее перспективных целевых задач для данных подразделений.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: Диплом ВУЗа. Специальность, которая соответствует интересам отдела. Не менее 3 лет работы по выбранному профилю.

Старший мастер

ДО: Оказывает помощь учащимся в выборе профессии. Отвечает за то, чтобы выполнялся план практических занятий.

ДЗ: Тенденции профильной сферы. Уметь обращаться со сводом законов.

ТК: Высшее образование (ВО) смежное с выбранной профессией. Стаж работы по ней – от 2 лет.

Раздел 2. Перечень должностей педагогических работников

Рассмотрим, кто относится к специалистам в образовании среди работников школьных и дошкольных УО.

Учитель

ДО: Непосредственная работа с учащимися. Обучать и воспитывать. Проводить внеклассную работу по формированию внутреннего состояния, навыков адаптации к социуму.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу и учебную программу.

ТК: Опыт работы не имеет значения. Образование: высшее или среднее в области педагогики, либо из научной сферы излагаемого на занятиях предмета.

Преподаватель

ДО: Соответствовать стандартам образования, принятым на уровне федераций. Организовывать и контролировать самообучение учеников. Использовать в учебном процессе индивидуальные программы.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: ВО или СО по «Образованию и педагогике». Стаж не в приоритете.

Педагог-организатор

ДО: Работать над формированием «личности» у учеников. Способствовать формированию и своевременному раскрытию у них талантов. Проводить анкетирования и опросы о вкусах и предпочтениях в области культуры.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: Образование не ниже среднего. Специальность должна быть связана с педагогикой либо, с организаторской деятельностью. Стаж не важен.

Социальный педагог

ДО: Воплощение на практике программ, касающихся становления ученика как личности, общеобразовательного процесса и соц. защиты.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как работать с «тяжелыми» детьми, снимать стресс и действовать в критических ситуациях.

ТК: Образование среднее и выше. Иметь специальность из области педагогики или социальной педагогики. Стаж не важен.

Учитель-дефектолог, логопед

ДО: Работать с учащимися, у которых присутствуют изъяны в развитии. Используя навыки и методики, корректировать их недостатки.

ДЗ: Пути развития, по которым идет российская система образования. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Помимо этого профильные методички.

ТК: Выпускник ВУЗа с дипломом «учитель-дефектолог».

Педагог-психолог

ДО: Работать над тем, чтобы в учебное время у учеников не возникало эмоциональных напряжений, конфликтных состояний и нервных срывов.

ДЗ: Направления развития сферы отечественного образования. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как пользоваться знаниями, полученными из учебных пособий и методичек по психологии, сексологии, психотерапии и т.д.

ТК: Образование не ниже среднего, соответствующее данной профессии.

Воспитатель

ДО: Работать по линии воспитания учеников в УО, в особенности, учреждениях дошкольного образования (ДОУ). Влиять на правильное формирование нравов, которые приняты в цивилизованном обществе. Способствовать личностной реализации детей.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу

ТК: Высшее или среднее образование по специальности «Педагогика» (в т.ч. социальная).

Тьютор

ДО: Работать с детьми по стимулированию у них интереса к познанию в индивидуальном порядке.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Методики организации свободного времени у учащихся.

ТЗ: Диплом ВУЗа по профилю «Образование и педагогика». Проработать учителем не менее 2 лет.

Педагог-библиотекарь

ДО: Способствовать реализации учебных программ для всех ступеней общего образования. Принимать в ней непосредственное участие.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Пособия по организации работы в библиотеке.

ТК: ВО по данной специальности. Стаж работы не имеет значения.

Старший вожатый

ДО: Вникать в потребности детей, знать их возможности. Содействовать прививанию им добросовестности и развитию самодеятельности, при этом соблюдать принцип «наличия личного желания» у учеников.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Технологии организации досуга.

ТК: Образование не ниже среднего. Стаж работы не важен.

Педагог дополнительного образования

ДО: При помощи специально разработанных программ осуществлять всестороннее развитие учащихся.

ДЗ: Направления развития, которые определены законодательством РФ. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как правильно организовать кружок или секцию.

ТК: ВО или СО по специальности «Педагог».

Музыкальный руководитель

ДО: Определять способности у учеников к музыке. Развивать их музыкальный вкус.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Методики, касающиеся тем музыкального воспитания, детской моторики и развития музыкальных способностей.

ТК: ВО или СО по педагогическому делу. Проф. навыки в музыке. Требования относительно стажа отсутствуют.

Концертмейстер

ДО: Отвечает за разработку и внедрение тематических программ и планов. Курирует проф. и спец. дисциплины.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Владение методикой проведения репетиционных и основных уроков.

ТК: Профильный диплом (музыкального училища, консерватории). Виртуозная игра на инструменте.

Методист

ДО: Делает анализ учебно-методической и воспитательной работы. На основе полученных данных составляет планы, которые позволяют улучить положительный эффект от занятий.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Базовые методики обработки информационных материалов и их систематизации.

ТК: ВО по специальности. Стаж — от 2 лет.

Инструктор по труду

ДО: Проводит занятия, которые позволяют ученикам овладеть навыками, которые помогут им в труде. Проводит предварительный инструктаж перед практическими занятиями.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Различные инструкции по безопасности труда. Принципы повышения мастерства.

ТК: ВО или СО по специальности, которая соответствует данной профессии. Без требований касаемо стажа работы.

Руководитель физического воспитания

ДО: Отвечает за своевременное согласно учебному плану проведение занятий по физ.воспитанию.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Техника безопасности при проведении спортивных занятий. Методики проведения уроков физкультуры.

ТК: ВО в сфере спорта.

Инструктор по физ.культуре

ДО: Проведение и организация активного досуга у учеников.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Уметь методично проводить тренировки в игровых спортивных дисциплинах. ТБ на спортивных состязаниях.

ТК: Спортивное образование. Требования к стажу не предъявляются.

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

ДО: Обучение ОБЖ.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как обезопасить себя и окружающих при катаклизмах, авариях и ЧС природного характера. Принципы первой медпомощи.

ТК: ВО или СО по профилю «Образование и педагогика», «Гражданская оборона».

Раздел 3. Учебно-вспомогательный персонал

Продолжает перечень должностей в образовательном учреждении список сотрудников, которым не обязательно иметь профильный диплом педагога.

Дежурный по режиму

ДО: Контроль над соблюдением внутреннего распорядка учениками, внутри УО и за его стенами.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Конвенцию о правах ребенка. Приемы педагогики и психологии.

ТК: ВО или СО с дополнительной специальностью. Требования к стажу отсутствуют.

Вожатый

ДО: Развивает детский коллектив в различных средних и дошкольных учреждениях образования. Например, в ДОУ работает с детьми самого раннего возраста.

ДЗ: Пути, по которым движется сфера образования, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: СО, курсы педагогики. Требований относительно стажа нет.

Помощник воспитателя

ДО: Оказывает помощь в составлении и осуществлении распорядка дня воспитанников.

ДЗ: Направления развития сферы, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Познания в области физиологии детей. Умение общаться со «сложными» и замкнутыми детьми.

ТК: Среднее образование. Курсы по направлению «педагогика».

Секретарь учебной части

ДО: Получение и распределение в места назначения поступающей корреспонденции. Занимается делопроизводством и оформлением документов.

ДЗ: Направления развития сферы, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: СО в сфере делопроизводства. Отсутствуют требования к стажу.

Диспетчер образовательного учреждения

ДО: Помогает разрабатывать учебный план. Координирует внутренние структурные подразделения ОУ.

ДЗ: Направления развития сферы образования, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Профильные методические материалы.

ТК: СО по специальности «организация труда».

Как видно, многие должности в школе подразумевают наличия у сотрудников дополнительных навыков. Данный список рабочих мест в учреждении образования поможет производить более детальную разборку кадров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Категория «специалисты» — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий. Квалификационным требованием к должности является наличие высшего профессионального образования.

Категория «обеспечивающие специалисты» — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов, замещаемые без ограничения срока полномочий. Наличие высшего профессионального образования является квалификационным требованием для занятия должности главной и ведущей групп должностей, для старшей и младшей групп требуется наличие среднего профессионального образования соответствующего направлению деятельности.

Это должности профессиональной государственной службы и они представляют наиболее массовую и стабильную по составу группу служащих. Профессиональные должностные лица обладают более значительным и длительным опытом конкретной работы. По своей сути это административные должности, которые замещаются без ограничения срока, в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной необходимости иметь стаж государственной службы. Участвовать в конкурсе на вакантную должность — право каждого гражданина России.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  • 1. высшие должности гражданской службы;
  • 2. главные должности гражданской службы;
  • 3. ведущие должности гражданской службы;
  • 4. старшие должности гражданской службы;
  • 5. младшие должности гражданской службы.

Соотношение между категориями и группами должностей гражданской службы (рис. 1.):

Рисунок 1. Соотношение категорий и групп должностей государственной гражданской службы

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Квалификационным требованием является стаж и опыт работы. Так, Указом Президента РФ «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы на специальности для федеральных государственных гражданских служащих» от 27.09.2005 г. № 1131 установлены требования к стажу и опыту работы по специальности для замещения:

  • а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности;
  • б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
  • в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
  • г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу;

Этим указом было рекомендовано органам государственной власти субъектов Федерации установить требования к стажу и опыту работы по специальности по соответствующим государственным должностям государственной службы и в аппаратах органов государственной власти субъектов Федерации с учетом положений данного акта.

Помимо сказанного, можно еще отметить, каким образом в России осуществляется цифровая кодификация должностей гражданской службы. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей государственной гражданской службы» установлено, что в регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской службы в Реестре первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела Реестра, третья цифра — категории должности («руководители» — 1, «помощники (советники)» — 2, «специалисты» — 3, «обеспечивающие специалисты» — 4), четвертая цифра — группе должностей (высшая — 1, главная — 2, ведущая — 3, старшая — 4, младшая — 5), пятая, шестая и седьмая цифры — порядковому номеру должности в разделе реестра.

Например, регистрационный номер (код) 01-3-3-041 содержит следующую информацию: 01 означает, что это должность в Администрации Президента РФ; 3 — это должность категории «специалисты»; следующая цифра 3 указывает на то, что эта должность включена в ведущую группу; 041 — ее порядковый номер в Реестре.

Гражданские служащие различаются не только по категориям и группам, но еще и по классным чинам (ст. 11 Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ). Они присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационного экзамена. Всего в гражданской службе имеется пять классных чинов и по три класса в каждом классном чине (это можно увидеть на вышеприведенном рисунке 1). Именно за классные чины гражданских служащих нередко называют «чиновниками».

Классные чины гражданской службы:

  • 1. действительные государственные советники РФ 1, 2 или 3 класса;
  • 2. государственные советники РФ 1, 2 или 3 класса;
  • 3. советники государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса;
  • 4. референты государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса;
  • 5. секретари государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин действительного государственного советника РФ 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин государственного советника РФ 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин советника государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин референта государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса.

Высшим классным чинам государственных должностей федеральной гражданской службы является действительный государственный советник РФ 1 класса, низшим — секретарь гражданской службы РФ 3 класса.

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» и Указу Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» установлены следующие условия присвоения и сохранения классных чинов:

1. Последовательное присвоение классного чина по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине после присвоения их впервые.

В соответствии с Указом Президента «О порядке присвоения и сохранения классных чинов» классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы.

Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее, чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

При прохождении гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

  • а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса — не менее одного года;
  • б) в классных чинах советника государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, государственного советника РФ 3 и 2 класса — не менее двух лет.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника РФ 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы РФ 1 класса, референта государственной гражданской службы РФ 1 класса, советника государственной гражданской службы РФ 1 класса и государственного советника РФ 1 класса сроки не устанавливаются.

Таким образом, на государственной гражданской службе созданы условия для карьерного роста государственных гражданских служащих.

Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а также должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

2. Присвоение классного чина в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы.

Классный чин гражданским служащим присваивается не только как обязательное приложение к должности, но и как признание действительных заслуг на основе установленных квалификационных процедур, и, прежде всего, квалификационного экзамена. Классный чин — это показатель соответствия профессионализма гражданского служащего квалификационным требованиям замещаемой должности в пределах группы должностей.

  • 3. Досрочное присвоение в качестве поощрения очередного классного чина на одну ступень выше классного чина, предусмотренного для замещаемой должности федеральной государственной службы. Очередное присвоение классного чина производится на основании результатов квалификационного экзамена или аттестации. Внеочередное присвоение классного чина гражданскому служащему может производиться по ходатайству его непосредственного руководителя (представителя нанимателя) на основании результатов квалификационного экзамена за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, выполнении заданий особой важности и сложности по истечении не менее половины срока пребывания гражданского служащего в предыдущем классном чине. Внеочередное присвоение гражданскому служащему классного чина может производиться не более одного раза в течение периода его службы на государственных должностях гражданской службы каждой группы государственных должностей гражданской службы.
  • 4. Сохранение присвоенного классного чина при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы.

Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

5. Лишение присвоенного классного чина возможно по решению суда.

Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством РФ.

Присвоение классных чинов. Классные чины действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ. При этом классные чины в тех федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ — по представлению руководителей этих органов; в иных федеральных органах исполнительной власти — по представлению Правительства РФ; и в прочих федеральных государственных органах или их аппаратах — также по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим: а) в федеральных органах исполнительной власти Правительством РФ; б) в иных федеральных государственных органах руководителями этих органов.

Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *