Легализация преступных доходов

Сущность процесса легализации незаконных доходов заключается во введении теневых капиталов в легальный оборот преимущественно через банковские учреждения, предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Практически всегда мегарегулятор может отследить возникшие проблемы в кредитной организации, но на особом контроле стоит вопрос о вовлечении банка в процесс легализации незаконных доходов. В этом случае особое внимание уделяется таким вопросам как

— несвоевременная отправка сведений в Росфинмониторинг, согласно требованиям по обязательному контролю или отказ от данной процедуры;

— изменение руководящего состава;

— ограниченная клиентская база;

— увеличение просроченной задолженности;

— увеличение количества безнадежных ссуд;

— неисполнение платежных поручений;

— пограничные значения нормативов ликвидности и достаточности капитала;

— потеря деловой репутации (большое количество жалоб от заемщиков, негативная информация в СМИ).

Понятно, что доходы, полученные преступным путем и размещенные в банковской системе, угрожают ее устойчивости и интересам вкладчиков и кредиторов.

Основные цели отмывания доходов следующие: извлечь пользу от доходов, полученных в результате преступной деятельности, избежать обнаружения правоохранительными органами, замаскировать преступное происхождение имущества, сохранить контроль над имуществом.

Швейцарский ученый Цюнд А. в 1989 году создал модель круговорота отмывания денег, сравнив ее с круговоротом воды — после выполнения полного цикла практически происходит стирка «грязных денег» с последующим их внедрением в узаконенный бизнес.

Самая простая и самая быстрая по обороту схема, которая применяется для отмывания нерегулярных и небольших доходов — это двухфазная модель отмывания денег .

Двухфазная модель отмывания денег представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Двухфазная модель отмывания денег

Однако процесс отмывания денег принимает различные формы, и единой модели отмывания денег нет, но наиболее распространенной является трехфазная модель отмывания денег , представленная на рисунке 2.

Рис. 2. Трехфазная модель отмывания денег

Размещение — это первая фаза «отмывания» денег, которая характеризуется взносом наличных денег на счета, покупкой дорогостоящих товаров, собственности или бизнес-активов.

Коммерческие банки используются для отмывания незаконных доходов путем размещения и перевода средств за рубеж и их легализации как иностранных инвестиций.

С этой целью используются следующие банковские операции:

— за рубежом неофициально создаются представительства банков;

— осуществляются денежно-валютные операции;

— открываются счета, которые обслуживаются при помощи пластиковых карт;

— применяют метод дробления (структурирования) денежных средств;

— заключаются договора со страховыми компаниями о совместной деятельности;

— гасятся полученные на легальной основе кредиты денежными средствами от преступной деятельности.

Все чаще используются банки, которые зарегистрированы в странах группы повышенного риска. В России для отмывания доходов, полученных преступным путем, стали применяться и нефинансовые структуры. В этом случае преступные доходы смешиваются с легальными и отражаются в выручке. Для этой цели создаются фиктивные предприятия, организовывается мнимая хозяйственная деятельность и отражаются незаконные доходы. Доходы, полученные преступным путем, могут быть легче всего выявлены именно на этом этапе посредством банковского контроля.

Расслоение — это запутывание следов. На этой стадии происходит сокрытие или искажение реального источника и владельца средств с помощью проведения ряда финансовых операций, которые нарушают связь между деньгами и их криминальным происхождением.

Интеграция — это завершающий этап легализации, когда незаконные средства вкладываются в высокорентабельные сферы предпринимательской деятельности и все финансовые операции выглядят как законные. Иными словами, денежные средства полученные преступным путем возвращаются в экономику как законные.

В целом стоит отметить, что трехфазная модель представляет собой упрощенную модель и не отражает процесс отмывания преступных доходов полностью.

Эксперты ООН используют, как правило, четырехфазную модель отмывания денег . При этом стадии легализации, следующие: перечисление на счета подставных лиц наличных денег с целью освобождения от них; распределение наличности путем скупки высоколиквидных платежных документов; маскировка следов совершения преступлений; интеграция.

Эта модель изображена на рисунке 3.

Рис. 3. Четырехфазная модель отмывания незаконных доходов

Также стоит отметить, что по степени сложности методы отмывания преступных доходов различаются в зависимости от следующих факторов:

— места совершения и вида преступления;

— наличия доступа к технологиям;

— располагаемых активов;

— структуры и уровня организации преступной компании;

— профессиональных навыков и знаний легализаторов;

— привлечения финансовых экспертов для разработки и применения схем легализации преступных доходов.

В России существует несколько сотен различных криминальных экономических схем отмывания денежных средств и иного имущества, однако единая принятая классификация таких схем на данный момент еще не разработана, несмотря на предпринимаемые Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) попытки в данной сфере.

Так, среди наиболее часто встречающихся схем легализации доходов, полученных преступным путем, можно выделить следующие:

— с применением счетов физических лиц;

— с использованием простых и переводных банковских векселей;

— с построением кредитных схем (получение кредита под залог преступного имущества и перечисление кредитных средств в офшорную зону);

— с использованием импорта услуг.

В связи с тем, что схемы имеют тенденцию усложняться и трансформироваться Банк России выпустил Письмо № 236-Т от 31 декабря 2014 г. «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», в котором для кредитных организаций указаны дополнительные признаки операций, совершаемых в целях легализации преступных доходов:

— денежные средства зачисляются на счет клиента несколькими физическими лицами большим количеством с последующим списанием;

— операции проводятся ежедневно на протяжении длительного времени;

— налоговая нагрузка клиента является минимальной;

— со счета в бюджетную систему РФ уплата налогов не осуществляется или происходит в незначительных размерах.

Анализ схем и моделей легализации доходов, полученных преступным путем, должен привести к усовершенствованию системы банковского сектора в области ПОД/ФТ.

Для того чтобы своевременно распознавать схемы, модели легализации незаконных доходов, в банковской системе необходимо создать такую автоматизированную банковскую систему (АБС), которая будет обучена не только выявлять случаи мошенничества и отмывания денег, но и предлагать новые механизмы для их расследования. Отлаженная система, встроенная в АБС с помощью механизмов документооборота и делопроизводства, предоставит возможность настраивать систему на определение порядка изучения событий ответственным за ПОД/ФТ лицам.

Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» пользователь АБС может наложить ограничение по времени на производимые им расследования. В этом случае сотрудник банка должен получить уведомление на электронную почту, которое будет создано автоматически системой, с указанием заданий и поручений в рамках проводимого расследования. Для последующего анализа все действия пользователей и системы фиксируются и протоколы хранятся в АБС.

В заключение стоит отметить, что только оперативное реагирование на использование многоуровневых схем и на изменения действующего законодательства сможет помочь провести достойное расследование и определить истинный источник происхождения легализуемых доходов. Вопрос стоит таким образом, что уже сегодня необходимо позаботиться о финансовом благополучии и благосостоянии, нет необходимости ждать со стороны Банка России ужесточения надзора, для этого необходимо повышать культуру рисков в кредитной системе, используя продвинутые технологии АБС, в том числе и международный опыт в этой области.

Литература:

2. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (редакция от 21.07.2014) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166223/

3. Письмо 236-Т от 31 декабря 2014 г. «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173222/

4. Бекряшев А. Теневая экономика и экономическая преступность — Режим доступа. — http://newasp.omskreg.ru/bekryash/contents.htm

5. Зимин О. В. «Современные способы, экономические схемы и классификация моделей легализации (отмывания) преступных доходов» //Законодательство и экономика. — 2007. — № 8. — С. 29–36

Как известно «отмывание» денег – это целая индустрия криминального бизнеса. Однако большинство об этом знают больше понаслышке и из криминальных детективов. А толком, что это из себя представляет и какую ответственность влечет, мало кто понимает.

Понятие, история правоприменения

В упрощенном виде, отмывание денег, полученных преступным путем, — это процедура придания вида законности источнику нелегальных денежных средств, полученных от преступной деятельности. То есть от теневого преступного бизнеса, такого как наркотрафик или торговля оружием. Коррупционные схемы получения взяток тоже требуют последующей легализации таких преступных доходов.

Из этого перечня не исключены и иные виды преступных доходов. В истории России практика отмывания преступных доходов является совершенно новым видом правоотношений, правоприменение в сфере которых только формируется, что связано прежде всего со спецификой товарно-денежных отношений в советский период, в котором легальный оборот крупных денежных средств в частном секторе был вообще невозможен. Хотя криминальный бизнес все же существовал.

И когда брали подпольных советских миллионеров, громкие дела которых стали яркими моментами в истории советской криминалистики, то у них обнаруживались крупные денежные средства запрятанные самым тривиальным способом в домашнюю мебель и утварь или еще где. Вспомните знаменитый советский фильм «Прохиндиада или бег на месте» про такого же субъекта, который среди ночи заказывал такси на кладбище, чтобы отрыть запрятанные капиталы, поддавшись на развод других жуликов.

Сейчас же уже нет никакой необходимости прятать свои незаконные сбережения под матрасом или на кладбище. Пришедшие времена рыночной экономики позволили владеть крупными капиталами на законной основе, при условии законности их получения. И вот тут то и встает вопрос об их источнике. Все банковские операции строго учитываются, и по ним банк дает отчет по требованию фискальных органов.

Именно легализация преступных доходов в России и является самой сутью этой криминальной операции, которая стала сейчас просто видом криминальной индустрии. Гораздо больший опыт с которой имеют иные страны с длительной историей развития бизнеса, такие как США, в которой в 80-х годах и возник этот термин.

Формулировку понятию «отмывание денег» дала президентская комиссия США по борьбе с организованной преступностью, определив ее как «отмывание преступных доходов» — процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов. Затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение.

Как видно из источника происхождения данного понятия, оно возникло как следствие преступности организованной, то есть целого криминального бизнеса, который требовал себе соответствующую особую финансовую систему обращения денежных средств для возможности свободного распоряжения ими. Организованная преступность в этой сфере достигла такого масштаба, что вышла на международный уровень, потребовав международного правового регулирования мер борьбы с ней. Это привело к тому, что в Венской конвенции ООН 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» была предусмотрена отдельная статья о легализации доходов от преступной деятельности.

В статье 3 документа под легализацией понималось:

  • конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;
  • сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
  • приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
  • участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью легализации преступных доходов или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении.

В дальнейшем была принята Конвенция Совета Европы №141 от 8 ноября 1990г., которая расширила отмывание «грязных» денег, рассматривая ее не только как доходы от наркотрафика, но и иных видов преступной деятельности. Статьей 6 этой конвенции были даны наиболее широкие примеры действий при легализации преступных доходов:

  • преступления — любые, предусмотренные уголовным законодательством;
  • преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;
  • правонарушения;
  • преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

В дальнейшем Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег в Страсбурге дала расширенное определение отмыванию денег, которое звучит так: «отмывание денежных средств и иного имущества — это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, различных правонарушений, либо помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систему (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом используются в экономической деятельности и в результате возвращаются владельцу в ином воспроизведенном виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств.

Юридическая квалификация и борьба с отмыванием в России

За отмывание денег российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность статьями 174, 174.1 УК РФ, где дано четкое определение понятия состава преступления: «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом».

И то же самое, если это делается самим лицом, получившим преступные доходы. За отмывание денег, в зависимости от их размера и способа легализации, предусмотрены различные виды наказаний. Но видно, что самую большую общественную опасность имеют действия лиц, совершенные организованной группой или в особо крупном размере. То есть, когда такое отмывание превращается в самостоятельный преступный бизнес.

Превращение такого рода махинаций с «грязными» деньгами для их легализации привело к принятию отдельного закона для борьбы с ними. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ ввел определенные формы контроля за оборотом финансовых средств, позволяющие выявлять легализацию преступных доходов и иных активов сомнительного происхождения.

В качестве мер, направленных на противодействие легализации преступных доходов, Законом предусмотрено:

  • организация и осуществление внутреннего контроля;
  • обязательный контроль;
  • запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
  • иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Для отмывания денежных средств изобретены различные «хитроумные» схемы и способы. Эксперты ООН к моделям таких операция относят трехфазовые и четырехфазовые. Трехфазовая состоит из первоначального размещения «грязных» денег в финансовом секторе экономике (рlасеment).

И этот этап самый рискованный, потому как предполагает большую возможность для выявление легализации преступных доходов. Размещение происходит в кредитных учреждениях или сфере торговли. Потом расслоение (layering), то есть непосредственный отрыв денежных средств от их источника формирования путем совершения многочисленных финансовых операций, которые делают затруднительным установление источника их первоначального образования.

Интеграция (integration) — эта стадия конечного перехода денежных средств в легальное владение выгодоприобретателя таких операций. В процессе интеграции денежные средства возвращаются в экономику уже под видом обычных легальных средств, когда в банковском секторе уже не возникает вопросов об их возникновении.

Четырехфазовая модель более сложная и предусматривает сеть третьих лиц, через которые проходят финансовые средства, для придания законности их происхождения, а также возможный вывод за границу.

Существует также и двухступенчатая модель отмывания средств. Она самая простая, так как предусматривает только введение нелегальных средств в финансовый сектор и их легализацию.

Судебная практика

В целях оптимизации судебной практики Верховным судом России было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 32. В пункте 1 данного постановления Верховный суд обратил внимание судов на то, что предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, являются не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых является признак легализации преступных доходов, например, хищения, получения взятки, но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление, например, за убийство по найму, либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте.

При этом вывод суда, рассматривающего уголовное дело по статье 174 или статье 174.1 УК РФ о преступном характере приобретения имущества, владению, пользованию или распоряжению которым виновный стремится придать правомерный вид, наряду с иными материалами уголовного дела может основываться на:

  1. Обвинительном приговоре по делу о конкретном преступлении, предусмотренном одной из статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
  2. Постановлении органа предварительного расследования или суда о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) за совершение основного преступления, в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в связи с недостижением лицом возраста уголовной ответственности, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, а также по основаниям, предусмотренным статьей 25.1 или статьей 28.1 УПК РФ, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава основного преступления, и органом предварительного расследования или судом дана им соответствующая оценка.
  3. Постановлении органа предварительного расследования о приостановлении дознания или предварительного следствия в связи с неустановлением на момент рассмотрения уголовного дела лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого за основное преступление, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава такого преступления, и органом предварительного расследования дана им соответствующая оценка.

Какие-то предположения в данном случае недопустимы. Сами по себе сомнения легальности денежных средств без установления их реального криминального источника получения, что должно быть подтверждено вышеуказанными актами юстиции, не может являться основанием для вывода об их отмывании и не должно повлечь за собой уголовную ответственность.

Это очень ценное указание Верховного суда РФ, которое ограничивает возможность правоохранительных органов использовать уголовное преследование по данной статье, как форму давления на бизнес, что могло иметь распространение без четких указаний высшей судебной инстанции.

Однако это также не должно являться препятствием для борьбы с нелегальной сферой криминального отмывания денег, в которой учитывая новые электронные финансовые инструменты, появляется все больше возможностей и способов для совершения таких действий. Это и побудило 7 марта 2019 г. Пленум Верховного суда внести в вышеуказанное постановление изменения, приравняв к безналичным денежным активам также и электронные деньги и виртуальные активы (криптовалюты).

И если раньше преступники могли облегченно вести операции по отмыванию денежных средств путем сделок с криптовалютой, биткоинов, то теперь это никак не спасает их от уголовной ответственности.

Мир меняется. Со все большим усложнением электронного обращения денежных средств, все больше изобретается способов легализации денежных средств, полученных от преступных доходов. Это автоматически обуславливает и соответствующее изменение правоприменительной и судебной практики по таким делам.

Юрист сайта Правовед.RU Златкин Алексей

Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями;

операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся:

обязательные процедуры внутреннего контроля;

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

страховые и лизинговые компании;

организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;

ломбарды.

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации и подлежит опубликованию;

3) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию;

4) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия;

5) иные сделки с движимым имуществом:

помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

3. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Статья 7. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1) идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад), по предъявляемым документам;

2) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

3) представлять в уполномоченный орган по его письменному запросу информацию, указанную в подпункте 2 настоящего пункта, как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением документов и информации, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Разработка правил внутреннего контроля осуществляется с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций — Центральным банком Российской Федерации.

3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящей статье, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет.

5. Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации.

6. Работники организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц.

7. Порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций — Центральным банком Российской Федерации.

8. Представление в уполномоченный орган сведений и документов работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

9. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 8. Уполномоченный орган

Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую или коммерческую тайну, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Представление информации и документов

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном Центральным банком Российской Федерации с уполномоченным органом.

Предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и Центральным банком Российской Федерации в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

Положения настоящей статьи не распространяются на информацию и документы, полученные указанными в настоящей статье органами при исполнении установленных законодательством Российской Федерации надзорных функций.

Глава IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 10. Обмен информацией и правовая помощь

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничают с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.

Уполномоченный орган и иные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.

Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, предоставляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, предоставивших ее, в целях, не указанных в запросе.

Органы государственной власти Российской Федерации направляют в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и дают ответы на запросы, сделанные указанными компетентными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, направившие запрос, обеспечивают конфиденциальность предоставленной информации и используют ее только в целях, указанных в запросе.

Органы государственной власти Российской Федерации. осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов, полученных преступным путем, а также о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении доходов, полученных преступным путем, наложении ареста на имущество, об изъятии имущества, в том числе проводят экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, осуществляют вручение и пересылку документов.

Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами признаются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем.

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации признаются и исполняются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) о конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем, или эквивалентного им имущества.

Конфискованные доходы, полученные преступным путем, или эквивалентное им имущество могут быть переданы полностью или частично иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

Статья 12. Выдача и транзитная перевозка

Решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, принимается на основании обязательств Российской Федерации, вытекающих из международного договора Российской Федерации. В том же порядке принимается решение о транзитной перевозке указанных лиц по территории Российской Федерации.

В случае, если у Российской Федерации нет соответствующего договора с иностранным государством, которое запрашивает выдачу, указанные лица могут быть выданы за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, при условии соблюдения принципа взаимности.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 15. Обжалование действий уполномоченного органа и его должностных лиц

Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном законом порядке.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 года.

Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом до вступления его в силу.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Понятие легализации доходов, полученных преступным путем, раскрывается в статье 3 федерального закона «О противодействии…».

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных определенными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, например, невозвращение средств в иностранной валюте из-за границы.

Вопрос 16. Содержание понятия «независимость аудиторов и аудиторских организаций» соответственно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности»

Независимость аудитора — один из принципов аудита, заключающийся в обязательном отсутствии при формировании мнения аудитора его финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности относительно аудируемого лица, превышающей договорные отношения на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны: собственников или руководителей аудиторской организации, в которой работает аудитор.

Требования к аудитору в части обеспечения независимости и определяющие ее критерии регламентируются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Аудит не может осуществляться:

  • 1. аудиторами, аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состоят в близком родстве с данными лицами;
  • 2. аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
  • 3. аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;
  • 4. аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *