Лицензирование в сфере внешней торговли

К внешней торговле товарами относятся их импорт и экспорт. В первом случае это ввоз товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе, во втором — вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе. При этом перемещение товаров с одной части таможенной территории РФ на другую, если эти части не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами. Интересно, что в некоторых случаях организации, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, должны получить лицензию для ввоза (вывоза) товаров.

В каком случае лицензия обязательна? Как ее получить? Чем грозит отсутствие лицензии? Каков размер госпошлины за ее предоставление? В чем заключаются особенности отражения затрат, связанных с уплатой госпошлины, на счетах бухгалтерского учета? При определении налоговой базы по налогу на прибыль можно ли госпошлину включить в расходы сразу или надо учитывать срок действия полученной лицензии? Ответы на эти и другие вопросы содержатся в данной статье.

Согласно ст. 20 Закона N 164-ФЗ <1> лицензирование в сфере внешней торговли товарами (далее — лицензирование) является одной из мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а именно нетарифного регулирования.

<1> Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Примечание. Нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (п. 17 ст. 2 Закона N 164-ФЗ).

Лицензирование — административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (п. 1 Положения о лицензировании <2>).

<2> Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 N 364.

В некоторых случаях основанием для экспорта и импорта отдельных товаров является лицензия, выдаваемая Министерством экономического развития и торговли РФ <3> через свои территориальные органы. Указанные случаи перечислены в п. 1 ст. 24 Закона N 164-ФЗ. Итак, лицензирование производится в случаях:

  • введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  • реализации разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  • предоставления исключительного права на экспорт и импорт отдельных видов товаров;
  • выполнения Российской Федерацией международных обязательств.

<3> Пункт 3 ст. 13 Закона N 164-ФЗ, пп. 5.3.13 п. 5 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2004 N 443.Обратите внимание: отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ.

Виды лицензий

Участникам внешнеторговой деятельности выдаются следующие лицензии:

  • исключительная. Эта лицензия предоставляет заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом;
  • разовая. Данная лицензия выдается на основании договора (контракта), предметом которого является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве;
  • генеральная. Основанием для ее выдачи является решение Правительства РФ. При наличии генеральной лицензии разрешается экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве.

Срок действия разовой и генеральной лицензий не может превышать года со дня их выдачи. Однако если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия этих лицензий заканчивается 1 января следующего года.

Лицензируемые товары

Экспорт (импорт) каких товаров подлежит лицензированию? Так, в соответствии со ст. 19 Закона N 183-ФЗ <4> подлежат лицензированию внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу.

<4> Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Примечание. Контролируемые товары и технологии — сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 Закона N 183-ФЗ).

К этим товарам и технологиям относятся, например:

  • химикаты, оборудование и технологии, предусматривающие их передачу иностранным лицам (п. 13 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.09.2001 N 686);
  • возбудители заболеваний, токсины, оборудование и технологии, предусматривающие их передачу иностранным лицам (п. 10 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.08.2001 N 634).

Отметим, что контролируемые товары и технологии можно вывезти из РФ без оформления лицензии, если они не передаются иностранному лицу (в частности, для демонстрации на выставках или использования в собственных нуждах). Правда, для этого необходимо выполнить несколько условий: эти товары и технологии должны оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществляющего их вывоз из России, и возвращаться в РФ в установленные сроки.

Обратите внимание: на основании ч. 1 ст. 24 Закона N 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров и технологий, совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий или разрешений на их вывоз из РФ без лицензий, являются обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Порядок оформления лицензии

В п. 5 Положения о лицензировании приведен перечень документов, которые необходимо представить в территориальный орган Минэкономразвития для получения лицензии. Среди них:

  • заявление о предоставлении лицензии по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 06.10.2005 N 251, на бумажном и магнитном носителях;
  • копия договора (контракта), заверенная подписью и печатью заявителя (в случае оформления разовой лицензии);
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная подписью и печатью заявителя;
  • другие документы, если они определены законодательством РФ.

Лицензирующий орган в установленном порядке регистрирует эти документы и в течение 20 дней принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче. Причиной отказа могут быть:

  • неправильное оформление заявления о предоставлении лицензии;
  • сообщение недостоверных сведений;
  • исчерпание квоты (при лицензировании в случае введения временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров).

Уведомление об отказе в выдаче лицензии, содержащее обоснование отказа, направляется заявителю.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании лицензия оформляется на бланке, образец которого приведен в Письме ФТС России от 16.05.2006 N 06-70/16597, в соответствии с Методическими указаниями <5>.

<5> Методические указания по оформлению экспортных и импортных лицензий, утв. Приказом Минэкономразвития России от 22.01.2007 N 14.

Остановимся на графе 1, в которой указывается номер лицензии. Эта графа должна содержать 15 знаков (первые два — буквы, остальные — цифры):

1 — 2 — или «ЛР» при оформлении разовой лицензии, или «ЛГ» — генеральной, или «ЛИ» — исключительной;

3 — код квоты (определяется в соответствии с Приложением N 1 к Методическим указаниям). Например, если квота отсутствует, то ставится «0», если установлена экспортная квота — 1, импортная — 2;

4 — 5 — код категории товара. Эти коды указаны в Приложении N 2 к Методическим указаниям. Так, химическим средствам защиты растений присвоен код 22, лесоматериалам ценных пород — 35, водке и спиртовым напиткам крепостью более 28 градусов — 19, осетровым видам рыб и продукции из них — 33, мясу домашней птицы — 46;

6 — 7 — две последние цифры года;

8 — 10 — трехзначный номер печати, которой заверяется лицензия;

11 — 15 — номер заявления в регистрационном журнале уполномоченного Минэкономразвития.

Другие графы лицензии заполняются аналогично заявлению о предоставлении лицензии (Письмо ФТС России от 09.11.2005 N 06-59/38942).

В случае принятия положительного решения владелец лицензии должен до фактического перемещения товаров через таможенную границу РФ представить ее оригинал в подразделение (осуществляющее контроль ввоза и вывоза лицензируемых товаров и соблюдения мер нетарифного регулирования и экспортного контроля) таможенного органа по месту своего нахождения (п. п. 3, 4 Инструкции <6>). В свою очередь, это подразделение проверяет правильность заполнения лицензии. Если она отвечает установленному порядку заполнения, то регистрируется в Журнале регистрации оригиналов лицензий, в противном случае лицензия к регистрации не принимается.

<6> Инструкция об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров (Приложение к Приказу ГТК России от 15.12.2002 N 1342).

На оборотной стороне оригинала лицензии должностное лицо таможни указывает:

  • номер и срок действия лицензии;
  • наименования и коды таможен, в регионе деятельности которых находятся получатели (отправители) товаров;
  • количество ввозимых или вывозимых товаров напротив наименования соответствующей таможни.

Эти сведения берутся из представленного лицензиатом в отдел таможни заявления, к которому прилагаются копии контрактов (договоров), а также другие документы, позволяющие определить места нахождения получателей (отправителей) и количество товаров, ввозимых (вывозимых) ими. Кроме того, вместе с заявлением представляются копии лицевой стороны оригинала лицензии. Количество копий соответствует числу таможен, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу РФ, через которые будет осуществляться ввоз (вывоз) товаров по данной лицензии.

Заверенные копии лицензии направляются лицензиатом в таможни, которые будут производить таможенное оформление товаров, и в таможни, через пункты пропуска которых будет осуществляться ввоз (вывоз) товаров. Таможням запрещено принимать незаверенные копии лицензий.

Если таможня, в регионе которой находится владелец лицензии, является одновременно и таможней таможенного оформления лицензируемых товаров, то оригинал и копия лицензии представляются только в этот таможенный орган.

Добавим, что в случае получения разовой лицензии на ее владельца возложена обязанность представления в лицензирующий орган фотокопии оригинала лицензии, на котором проставлены отметки таможенных органов РФ о фактическом объеме товара, пропущенного через таможенную границу России. Это необходимо сделать в течение 10 дней после окончания срока действия лицензии.

Переоформление лицензии

В п. 8 Положения о лицензировании указаны случаи, когда в лицензирующий орган нужно обратиться с просьбой о переоформлении лицензии. Это:

  • изменение организационно-правовой формы, наименования или места регистрации заявителя — юридического лица;
  • изменение фамилии, имени, отчества или места жительства заявителя — индивидуального предпринимателя;
  • утрата лицензии.

При наступлении одного из перечисленных случаев лицензиат в течение 15 дней должен представить в территориальный орган Минэкономразвития соответствующее письмо, к которому прилагаются новое заявление (по той же форме) и документы, подтверждающие изменения или утрату лицензии. Переоформленная лицензия выдается в срок до пяти дней с момента регистрации указанных документов.

Приостановление действия лицензии

Лицензирующий орган может принять решение о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании, если лицензиат представит соответствующее заявление или нарушит условия лицензии (п. 11 Положения о лицензировании). Уведомление о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании направляется лицензиату и в Федеральную таможенную службу с указанием причин принятия такого решения. Их же информируют о возобновлении действия лицензии в течение пяти дней с момента принятия этого решения.

Примером аннулирования лицензий является Приказ Минэкономразвития России от 31.07.2006 N 211, согласно которому признаны недействительными лицензии, использовавшиеся для ввоза говядины и свинины в 2005 г. с превышением объемов тарифных квот.

Примечание. Тарифная квота — установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом РФ, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию России в течение определенного периода (п. 1 ст. 36 Закона N 5003-1 <7>).

<7> Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе».

Согласно п. 7 ст. 36 Закона N 5003-1 ввоз товаров на таможенную территорию РФ в рамках тарифных квот осуществляется в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий на ввоз таких товаров. Получение лицензий с нарушением установленных условий и представление их в таможенные органы при выпуске товаров для внутреннего потребления привели к незаконному предоставлению тарифных льгот участникам внешнеэкономической деятельности, не обладающим долями тарифных квот, распределенными в установленном порядке (Приказ Минэкономразвития России от 31.07.2006 N 211).

Госпошлина

Пунктом 13 Положения о лицензировании предусмотрено, что за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, ее предоставление и переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных законодательством РФ.

Как правило, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах (пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

  • за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 руб.;
  • за ее предоставление — 1000 руб.;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 руб.

Размеры сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 114-ФЗ. Так, сбор за закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку спиртосодержащей продукции составляет 250 000 руб. Этот сбор в полном объеме уплачивается юридическим лицом до подачи в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии. В случае получения отказа в выдаче последней либо отзыва заявления уплаченная сумма сбора возвращается за минусом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением представленных документов, в размере, равном 1000 руб. За продление срока действия лицензии сбор взимается в таком же размере, как и за ее выдачу. Сбор за переоформление лицензии, а также за ее утрату составляет 1000 руб. Если действие лицензии приостанавливается или она аннулируется в установленном законодательством порядке, то сумма сбора за выдачу лицензии не возвращается (п. 2 ст. 6 Закона N 114-ФЗ).

К сведению: лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет (п. 17 ст. 19 Закона N 171-ФЗ <8>). Срок продления такой лицензии также не может превышать пяти лет.

<8> Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Бухгалтерский и налоговый учет

В бухгалтерском учете согласно п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 <9> затраты, возникшие в связи с уплатой госпошлины, являются расходами по обычным видам деятельности. При этом расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями. Кроме того, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или устанавливается косвенным путем, они обоснованно распределяются между отчетными периодами.

<9> Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

В нашем случае расходы по уплате госпошлины подлежат признанию в течение срока действия лицензии, отражаются в бухгалтерском учете в качестве расходов будущих периодов и списываются в порядке, утвержденном организацией в приказе об учетной политике (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) (п. 65 Положения по ведению бухучета <10>).

<10> Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Для целей налогообложения прибыли уплаченные суммы госпошлины включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, относятся к прочим расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В свою очередь, государственная пошлина является федеральным сбором (п. 10 ст. 13 НК РФ). Пунктом 1 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что при использовании метода начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. В данном случае моментом осуществления прочих расходов признается дата начисления сбора (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Таким образом, сумму уплаченной госпошлины можно учесть в целях налогообложения прибыли единовременно. Ранее Минфин придерживался такого же мнения (Письмо от 30.11.2005 N 03-03-04/1/399). Однако позже позиция изменилась: в Письме от 22.06.2006 N 03-03-04/1/541 финансисты указали, что данные расходы учитываются равномерно в течение срока действия выданных лицензий. Московские налоговики в Письме от 18.01.2007 N 18-11/3/0413@ отметили, что это право налогоплательщика.

Пример. ООО «Макс-торг» получило генеральную лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции. За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии ООО «Макс-торг» уплатило 1000 руб., за выдачу лицензии — 250 000 руб. Срок действия лицензии составляет 3 года.

Согласно приказу об учетной политике для бухгалтерского учета расходы будущих периодов списываются равномерно. Для учета госпошлины используется субсчет 68-5, налога на прибыль — 68-2.

В целях налогообложения прибыли госпошлина учитывается единовременно.

В бухгалтерском учете ООО «Макс-торг» будут сделаны следующие проводки:

Лицензирование внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль

Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией (далее — лицензии) выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее — лицензирующий орган) на основании заявлений российских участников внешнеэкономической деятельности (далее — заявители).

На осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются разовые или генеральные лицензии.

Разовая лицензия выдается на осуществление внешнеэкономических операций с конкретной контролируемой продукцией по одному договору (контракту, соглашению) с указанием ее количества, страны конечного использования, продавца (отправителя) и покупателя (получателя).

Основанием для выдачи разовой лицензии является заключение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой лицензирующим органом в установленном порядке.

Срок действия разовой лицензии устанавливается исходя из условий и обстоятельств совершения внешнеэкономических операций, но не более одного года с даты предоставления лицензии.

Генеральная лицензия выдается на осуществление внешнеэкономических операций с определенным видом контролируемой продукции с указанием ее предельного количества и страны конечного использования без определения конкретного покупателя (получателя).

Для получения лицензии заявитель представляет с сопроводительным письмом в лицензирующий орган:

заявление о предоставлении лицензии установленной формы;

документ, содержащий точные сведения о контролируемой продукции с приложением (при необходимости) копий документов, подтверждающих ее технические характеристики и область применения;

документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.

Заявление о предоставлении лицензии подписывается заявителем (для юридического лица — руководителем организации или уполномоченным им лицом).

Внесение изменений в заявление, а также подчистки и исправления не допускаются.

К заявлению о предоставлении разовой лицензии прилагаются:

а) копии учредительных документов — для юридического лица;

б) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

копия документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

копия документа, удостоверяющего личность, и документ, содержащий сведения о месте работы и занимаемой должности, — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

в) копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

г) копия договора (контракта, соглашения) с иностранным заказчиком (поставщиком) со всеми приложениями, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, или иного документа, подтверждающего намерения сторон (с указанием даты выдачи копии договора и места нахождения его оригинала);

д) копия лицензии на осуществление деятельности, связанной с обращением (использованием) контролируемой продукции, предоставленной ее изготовителю (потребителю), — в случае, если лицензирование такой деятельности предусмотрено законодательством Российской Федерации;

е) документ, содержащий данные о том, является ли контролируемая продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну, — в случае передачи контролируемой продукции иностранному лицу.

Документы (копии документов), представленные для получения лицензии, заверяются подписью и печатью (при ее наличии) заявителя.

Документы (копии документов) на иностранных языках представляются с приложением заверенных надлежащим образом их переводов на русский язык.

Каждый документ (копия документа), состоящий из двух и более листов, прошивается и пронумеровывается, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись.

Выдача лицензии осуществляется в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения при условии представления заявителем документа, подтверждающего внесение платы за выдачу (предоставление) лицензии.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) заявителю в письменной форме с указанием причин отказа.

Лицензия выдается заявителю в одном экземпляре и не подлежит передаче другим лицам.

В случае реорганизации заявителя — юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства заявителя — физического лица владелец лицензии — юридическое лицо (его правопреемник) или физическое лицо обязаны обратиться в лицензирующий орган для переоформления лицензии с приложением нового заявления. Переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом в течение 5 рабочих дней с даты регистрации соответствующего обращения.

Срок действия разовой лицензии может быть продлен на срок, необходимый для завершения выполнения участником внешнеэкономической деятельности своих обязательств по внешнеэкономической сделке, но не более чем на один календарный год.

Продление срока действия разовой лицензии осуществляется на основании мотивированного письменного обращения владельца лицензии, представленного в лицензирующий орган не позднее чем за 5 дней до истечения срока действия лицензии.

Продление срока действия разовой лицензии осуществляется лицензирующим органом в течение 3 рабочих дней с даты регистрации соответствующего обращения и оформляется в виде писем лицензирующего органа владельцу лицензии и в таможенный орган Российской Федерации, в который представлен оригинал лицензии. Указанные письма являются неотъемлемой частью лицензии.

Лицензии, срок действия которых истек, продлению не подлежат.

Получение лицензий в области внешнеэкономических операций

Срок

Входящие документы

Копии учредительных документов — для юридического лица

Копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

Копия документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

Копия документа, удостоверяющего личность, и документ, содержащий сведения о месте работы и занимаемой должности, — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

Копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

Копия договора (контракта, соглашения) с иностранным заказчиком (поставщиком) со всеми приложениями, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, или иного документа, подтверждающего намерения сторон (с указанием даты выдачи копии договора и места нахождения его оригинала)

Копия лицензии на осуществление деятельности, связанной с обращением (использованием) контролируемой продукции, предоставленной ее изготовителю (потребителю), — в случае, если лицензирование такой деятельности предусмотрено законодательством Российской Федерации

Документ, содержащий данные о том, является ли контролируемая продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну, — в случае передачи контролируемой продукции иностранному лицу

Понятие лицензирования

Определение 1

Лицензирование сферы внешней торговли — процесс регулирования государством ввоза и вывоза из него определённой продукции путем выдачи лицензий.

Также лицензирование можно определить как административную процедуру регулировки внешнеторговой операции, которая осуществляется посредством выдачи документов, дающих разрешение на экспорт или импорт некоторых видов продукции.

Лицензии представляют собой официальные документы, разрешения, которые выдаются уполномоченными Федеральными органами исполнительной власти для осуществления экспортных (импортных) операций на протяжении какого-либо срока в отношении какого-либо вида товаров.

Лицензирование имеет место в следующих ситуациях:

  • Приведение временных количественных ограничений в экспорте и импорте какого-либо вида продукции,
  • В процессе реализации разрешительного порядка экспортных или импортных операций, оказывающих неблагоприятное воздействие на безопасность страны, жизнь или здоровье человека, имущества юридических и физических лиц, государственно-муниципального имущества, окружающую среду.
  • Получение исключительного права экспорта или импорта какого-либо вида товара,
  • Выполнение Российской Федерацией обязательств по международной торговле.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Лицензирование в сфере внешней торговли 440 руб.
  • Реферат Лицензирование в сфере внешней торговли 220 руб.
  • Контрольная работа Лицензирование в сфере внешней торговли 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В процессе осуществления вышеназванных ситуаций, основанием экспортных или импортных операций является лицензия, которая выдается уполномоченным органом. В случае отсутствие лицензии, появляется основания в отказе при выпуске продукции таможенными органами Российской Федерации. Банк выданных лицензий ведется и формируется уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.

Регулирование внешней торговли

Регулирование внешнеторговой деятельности происходит посредством Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Этот закон устанавливает порядок получения лицензии в сфере внешней торговли, а также система формирования и ведения банка лицензии, выдаваемый государством.

Положением о порядке лицензирования экспортно-импортных сделок определяется порядок лицензирования во внешней торговле продукцией. Данным положением регулируется осуществление лицензирования внешнеторговой сферы, но данное положение не распространено на выдачу лицензий продукции военного назначения, которая подлежит дополнительному лицензированию и тщательному контролю со стороны государства. Вопросы лицензирования экспорта и импорта продукции военного назначения регулируются указом Президента Российской Федерации от 01 декабря 2000 года № 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества РФ и иностранных государств».

Предложения по совершенствованию торговой политики в нашей стране, государственное регулирование внешней торговли, процесс осуществления международных договорных отношений в процессе осуществления внешнеэкономических связей, осуществляется под руководством уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, наделенных Правительством РФ правом государственной регулировки деятельности внешней торговли.

Замечание 1

Перечень всей продукции и товаров, которые подлежат лицензированию, устанавливается Президентом и Правительством Российской Федерации посредством соответствующих указов и постановлений.

Существуют Федеральные органы исполнительной власти, которые наделены правом регулирования деятельности внешней торговли, выдающие лицензии на экспорт или импорт отдельной продукции при осуществлении внешней торговли (ФНС, Служба технического и экспортного контроля).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *