Лицензирование водопользования

Федеральный закон №99, выпущенный и принятый в 2011 году, установил ряд видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию. К ним относится и водопользование, как один из типов добычи природных ресурсов, которые, по закону, принадлежат государству. Получение лицензии на водопользование имеет свои особенности, о которых следует знать заранее перед тем, как приступать к данной процедуре.

Что входит в понятие

Добыча любых природных ресурсов строго регулируется законодательными актами, так как являются собственностью государства. Только при наличии лицензии разрешается осуществлять какие-либо действия с ними.

Под водопользованием понимается извлечение водных ресурсов из подземных ресурсов для любых целей: коммерческих, производственных или собственных нужд.

Водопользование — это вид деятельности, направленный на извлечение водных ресурсов из подземных источников.

Нужно получить лицензию на геодезические работы? В этой статье вы найдете всю нужную информацию по этому вопросу.

Субъектами водопользования могут выступать как физические, так и юридические лица. В этом смысле нет никаких ограничений со стороны законодательства. Оформление лицензии на такой вид деятельности больше зависит от следующих факторов:

  • условия водопользования;
  • типы скважины для его осуществления;
  • глубина извлечения.

По ст.11 Водного кодекса РФ разрешается оформление договора при добыче водных ресурсов из этих объектов:

  • забор из водных источников, расположенных на поверхности;
  • использование поверхностных водных объектов;
  • использование объектов для энергодобычи.

Договоры водопользования заключаются согласно нормам Водного кодекса РФ и по гл.3 ВК РФ. Процедура оформления лицензии на пользование водными ресурсами регулируется Законом РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1.

Кому и когда нужна лицензия

Не во всех случаях требуется данный разрешительный документ. Только в строго оговоренных по законам РФ случаях он будет нужен:

  • при добыче воды для питьевого водоснабжения граждан;
  • технологическое обеспечение промышленных или сельскохозяйственных объектов;
  • геологическое изучение подземных вод.

Поэтому нужно четко знать, для каких конкретно целей понадобится водопользование. От этого напрямую будет зависеть необходимость оформления лицензии на водоснабжение и водоотведение.

Лицензии оформляются только на определенные виды водопользования.

Есть конкретные случаи, когда не потребуется получение данного документа:

  • общего использования воды;
  • использования водных объектов для плавания малых судов;
  • посадок или взлетов самолетов, но только для одного раза;
  • если требуется водопользование для пожарных нужд;
  • забор воды из единичных скважин и колодцев с использованием бытовых насосов, которые были выполнены собственниками земельного участка, где они расположены (здесь есть еще одно условие: при эксплуатации первого от поверхности водоносного горизонта, если он сам не используется ни для каких целей);
  • эксплуатация обособленных водных объектов (такие объекты могут использоваться только согласно гражданскому и земельному законодательству РФ).

Порядок получения

Чтобы получить разрешительный документ на осуществление подобного вида деятельности, нужно учитывать, что порядок получения лицензии имеет свои особенности:

  • нужно обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов в виде территориальных органов с заявлением, оформленным по форме;
  • в этой гос.структуре проверяется наличие у организации или ИП всего нужного оборудования и соответствия безопасности всех осуществляемых работ нормам, установленным законодательством РФ;
  • документ оформляется на определенного субъекта водопользования и не может передаваться третьим лицам;
  • лицензию разрешено выдавать на уже существующие объекты или только строящиеся;
  • вместе с разрешительным документом нужно оформить договор водопользования.

Полученная лицензия позволит организации или гражданину использовать объект по условиям, установленным договором водопользования, и в срок, определенный законодательством России.

Для получения лицензии нужно обратитья в лицензирующий орган с пакетом документов.

Заявителю нужно собрать следующий пакет документов:

  • заявление на получение лицензии и договора водопользования;
  • заполненная анкета, в которой указываются данные о субъекте водопользования;
  • выписка из ЕГРП или ЕГРЮЛ;
  • свидетельства ИНН и ОГРН;
  • учредительные бумаги;
  • сведения о директоре организации;
  • документы, доказывающие право заявителя на земельный участок, который он решил использоваться для добычи водных ресурсов;
  • ген.план застройки образования вместе с местом нахождения скважин санитарно-охранного зонирования;
  • заключение, выданное Роспотребнадзором, о соответствии всем нормам — санитарным и эпидемиологическим;
  • заключение от геологического надзора;
  • баланс водопотребления и водоотведения;
  • лимит на добычу воды.

Если водопользование связано только с поверхностью водного объекта и предполагается, что по ней будут курсировать суда, то понадобится дополнительно собрать эти документы:

  • техническая информация о тех плавательных средствах, которые будут там эксплуатироваться;
  • разрешение гос.регистра для эксплуатации судов вместе с портами их приписки;
  • все сведения о том, каким образом будет осуществляться вывод всех отбросов, которые появляются на судах;
  • информация о способе контроля за качеством воды.

Как получить лицензию на транспортировку отходов? Об этом можно узнать .

При использовании каких-либо водных объектов для того, чтобы сбрасывать сточные воды, нужно подать также данные бумаги:

  • информация о том, что имеются технические средства для контроля за объемом сбрасываемых отбросов;
  • причины указываемого объема;
  • все данные о составе сточных вод.

При эксплуатации водных ресурсов для добычи торфа или каких-либо других полезных ископаемых потребуется получить лицензию на пользование недрами.

За все сведения, которые указывает заявитель в документах, он несет ответственность за законодательству РФ.

Обращаться нужно в ту гос.структуру, в области которой расположены сами водные объекты. Это могут быть властные органы субъектов РФ или местного самоуправления.

Срок оформления лицензии на водопользование составляет 45 дней.

После того, как все документы были поданы, заявителю потребуется подождать полтора месяца для того, чтобы получить лицензию, и 20 дней — на оформление договора водопользования.

Гос.пошлина на такой вид лицензирования составляет 7 000 руб. К этой сумме следует прибавить все, что вы потратите на оформление документов и уплату налогов. Если вы решите обратиться в юридическую контору, то тогда вам нужно будет также оплатить ее услуги. В этом случае общее число расходов будет весьма высоко.

В выданной лицензии должны содержаться следующие сведения:

  • о водном объекте;
  • о субъекте водопользования;
  • данные о потребителях;
  • цели и методы использования объекта;
  • место, в котором будет происходить забор и сброс воды;
  • лимиты водопользования;
  • перечень обязательств, необходимых для выполнения заявителем перед потребителями воды;
  • период действительности документа;
  • требования по рациональному использованию окружающей среды и т.д.

Срок действия лицензии

Срок действия данного документа начинается строго с даты его регистрацией и составляет от 3 до 25 лет. Он одинаков для физ. и юр.лиц. Это период, установленный законодательством, но он может варьироваться в зависимости от места нахождения объекта водопользования.

Для договора водопользования он составляет меньший срок — 20 лет. Этот срок установлен ст. 14 Водного кодекса РФ.

Могут ли отобрать или аннулировать

Если обладатель лицензии не соблюдает тех условий, по которым и была она ему выдана, то этот разрешительный документ перестанет действовать на срок — до 6 месяцев. Это может произойти и при нарушении водного законодательства РФ в области экологии.

Аннулирование лицензии может произойти в случае нарушения организацией законодательства РФ.

Для того, чтобы она снова стала действовать, нужно устранить все нарушения, которые были обнаружены, и тогда вы сможете снова получить свой разрешительный документ.

Аннулирование может быть осуществлено в случае, если обладатель данного документа не выполнил всех предъявленных к нему требований или продолжает нарушать законодательство РФ.

Лицензию на водопользование нужно получать только в строго оговоренных законодательством случаях. Для ее оформления нужно подать документы в территориальный орган водных ресурсов. Вместе с лицензией нужно также сделать договор водопользования. Ее период действительности — от 3 до 25 лет. Договор же действует только 20 лет.

Ее можно использовать, но при соблюдении законов РФ в области водопользования. Если владелец лицензии их нарушает, то его документ перестает действовать на полгода. При устранении всех ошибок он сможет получить его обратно. В ином случае, у него могут отобрать лицензию.

Интенсивность продуцирования углекислоты, процесс «дыхание» — общий показатель биологической активности почвы. Он также является тестом загрязненности почв. Показатели «дыхания» почв более сглажены по вариантам, т.к. они характеризуют состояние активности всего микронаселения почв.

Сопоставление показателей биологической активности почв естественных и антропогенных ландшафтов свидетельствует о резкой инактивации их в последних. По-видимому, инактивация ферментов в почве вблизи источников загрязнения зависит от степени засоления, содержания солей и загрязнения тяжелыми металлами.

Следует отметить, что в естественных ландшафтах по степени отзывчивости на загрязнение почв гидролитические ферменты расположились в следующий ряд: уреаза — фосфатазы — инвертаза. Окислительно-восстановительные ферменты очень слабо отзываются на процессы загрязнения почв. Согласно полученным результатам, зона сильной инактивации почвенных ферментов определена в радиусе до 5 км от горящего газоконденсатного фонтана.

Список литературы:

3. Розанова Е.П., Кузнецов С.И. Микрофлора нефтяных месторождений. -М.: Наука, 1974. — 150 с.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АУДИТ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

© Умярова Р.М.*

Институт управления экономики и финансов

Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань

В статье рассмотрен механизм управления региональным водохозяйственным комплексом. Определены эколого-экономические аспекты модернизации системы управления водопользованием. В краткой форме излагается пути улучшения эколого-экономической ситуации в

* Студент кафедры Природообустройства и водопользования.

целях улучшения экосистемы водопользования. В качестве модернизации системы управления водопользованием предлагается слияние двух направлений «экология и экономика» в одну систему в качестве «эко-лого-экономический» аудит. Такой подход позволит экономить финансовые средства и стимулирует качественное водопользование. В целом такая модернизация способствует сохранения экосистем на регионе Поволжья.

Ключевые слова регион, муниципальное, водопользование, экологизация, аудит, модернизация, Кабан, Казанка, механизм, экосистема.

Природа богата разнообразием веществ, но среди них основополагающими живого организма является совокупность двух веществ водород + кислород это вода. Источник жизни всего живого на планете вода сосредоточила в себе проблемы ее пользования. Одной из главных проблем это водопользование. Водная проблема и пользование осложняет взаимоотношение людей, общества и государств. Водопользование оказывает кардинальное влияние на процесс изменения экологии. Правильное водопользование может предотвратить возникновение негативных процессов в экологии. Согласна географического положения и особенностей исторического развития Россия имеет достаточное количество водных ресурсов. В связи с этим она не была полностью обеспечена централизованной системой водопользования. На практике более 80 % населения пользуется услугами централизованного водоснабжения и водопользования. При установленном тарифе лишь 50 % себестоимости водоподготовки не охвачены всеми формами совершенствования системы водопользования. Без включения затраты ни на развитие и реконструкцию, совершенствованию системы и технологии водопользования. Несмотря на это за коммунальные услуги в части водопользования достаточно высокие. Поэтому, на мой взгляд, централизованную систему водопользования нужно модернизировать, ибо она стратегическая государственная система. Естественно для модернизации системы водопользования нужна финансовая поддержка, например решение инновационных проблем сектора водопользования. Но кроме этого немаловажную, движущую роль играет аудит и управленческое решение. Экологический аудит водопользования, основанный на экономический механизм представляет многоуровневую систему взаимоотношений между субъектами хозяйств и управлениями. Экономический аудит сосредотачивает в себе из экономических факторов самую главную, жизненно важную задачу рациональное использование и охрана окружающей среды, которые обеспечивают экологическую безопасность предприятий. Эколого-экономический аудит (взаимоотношение двух систем) затрагивает отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Также водопользование нельзя отделить от социально-экономической системы. Объединение этих двух систем управления способствует эффективно решить комплекс задач водопользования. Поэтому я ду-

маю, смешанная система как эколого-экономический аудит соответствует интересам, как государства, так и общества в целом. Такая объединенная система будет способна решить проблемы начиная от муниципального, регионального, государственного и даже глобального масштаба. Она в настоящее время является единственной среди множества экологических систем по формированию экономики водопользования. Проблемы регионального водопользования исходит от эффективности использование водных ресурсов. Наш регион входит волжский бассейн, который является важной в экономическом отношении в России. В особенности благодаря засушливых климатических условий нижней части бассейна Волги объем потребления воды составляет 93 % (2002). Это связано с орошением сельскохозяйственных культур. По статистике в средней Волге орошаемых земель сократилось в 2002 г на 43 %. Каждый регион и муниципальное образование обладает своей спецификой водопользования в зависимости от географического положения и уровня развития сельского хозяйства. В наших условиях больше потребление пресной воды в хозяйстве. Водоснабжение населения сельских районов затруднительно отсутствием централизованного водоснабжения и регулирования. Экономический механизм водопользования представляется в основном виде тарифной платы (налоги, штрафы, взносы и. т.д.). Тарифы не большие, даже не покрывают служебные расходы водопользования без учета расходов на восстановления водных объектов. Экономические реформы, происходящие за последние годы призваны стимулировать плату за пользования. Особенно острой стоит проблемы экономического регулирования пресной воды. Питьевая вода стала объектом обсуждения на конференции Генеральной Ассамблеи ООН в Бразилии 1992 г. В платах и тарифах за водопользования не прописано механизм экономического регулирования. Финансирование водоохранных мероприятий основываются принципам платы лишь за водопользование вместе с тем не рассматривает оплаты за сборы сточных вод они вообще могут не очищать воду. Итак, в проекте ВК РФ нет принцип «загрязнения водных ресурсов, и противоречия в проектах водопользования осложняет механизм урегулирования использования водных ресурсов. Нередко водопользование, основываясь на экономические выгоды, нарушает экологические правила. Нарушение экологии в системе водопользования больше чем на других. Экономический аудит водопользования является малоэффективным и не отвечает требованиям рыночной экономики. Отсутствие экономического аудита наносит ущерб сохранения водных ресурсов и объектов. Бесплановое строительство водохранилищ, плотин и изменение русла рек ведет к истощению и загрязнению водных объектов. Поэтому водопользование должно основываться в первую очередь на экологию. Главной в системе водопользования является экология. В деле формирования водохозяйственных комплексов нужно исходит из принципов профессиональной экспертной оценки экологической модернизации водопользования. Например, в сельской местности

никто не заниматься модернизацией системы водопользования. Реки родники без хозяина и не подвергаются реконструкции, ремонту, строительства водных объектов не говоря уже об очистительных сооружениях, В целях построения и создания эффективных средств водопользования нужна разработка эколого-экономической проверки и контроля за соблюдением правил как физическими, так и юридическими лицами. При комплексном решении этой задачи можно надеяться на успешной реализации проблемы водопользования, на практике. В настоящее время в муниципальных образованиях никто не отвечает за сохранность водных ресурсов. Водоканалы не интересуются вопросами экологии. Для них приоритетом является строительство, а не охрана водных объектов. Таким образом, пока в законном порядке не будет воспринят и установлен эколого-экономический аудит за водопользованием невозможно решить сложные задачи охраны природы и водных ресурсов. При комплексном подходе экологов контролю потенциальных источников загрязнения и размещения запрещенных объектов поблизости водных объектов, возможно, сохранить водные ресурсы в чистом виде. Основной проблемой Российской Федерации в настоящее время это загрязнение воды. Итоги проверки и апробации на чистоту в бассейне реки Волги показывают загрязнение сточными водами не достаточность очистительных сооружений. Поэтому нужна целенаправленная модернизация сети наблюдений за гидрологическим, гидрохимическим и гидробиологическими режимами водных объектов. В целом по стране суммарный водозабор на хозяйственные нужды 3 % среднего многолетнего стока рек. В бассейне реки Волга она составляет 33 % всего водозабора страны это сравнительно допустимый показатель. В системе водопользования большим потенциалом обладают подземные воды превышающими эксплуатации 300 куб.км/год. Вновь открытые месторождения располагают запасом 30 куб. км/ год. В селах пользуются в основном пресной водой созданной природой. Практика показывает большая часть водных ресурсов подвергаются антропогенному воздействию. Наиболее серьёзная проблема это загрязнение воды. Таким образом, целевой функцией экологов является сбор информации по рациональному водопользованию и охраны водных ресурсов. Функцией экономического аудита является многоуровневая система взаимоотношений субъектов между собой и государственными органами. Экономические задачи решает аудит, включая экологические факторы окружающей среды. Сфера действия эколого-экономического аудита способствует формированию социально-экономической системы. Обе системы выполняют одинаковые функции, но в отрыве друг от друга. Отсутствие тесной взаимосвязи тормозит решение проблемы водопользования. Создание единой системы способствует более эффективному урегулированию механических процессов водопользования и экономии финансовых средств.

Список литературы:

1. Экология Казани — Казань: ФЭН, 2005. — 573 с.

3. Минакова Е.А. Подходы к управлению качеством воды района Казанки. Том II. — Казань: 2002. — С. 18-19.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *