Лицензирующие органы

Статья является только информационной. Полный перечень услуг компании смотрите .

В Российской Федерации с целью защиты прав и законных интересов, здоровья и жизни граждан, а также охраны окружающей среды и объектов культурного наследия, осуществления обороны с целью безопасности государства приняты обязательные меры по проведению лицензирования отдельных видов деятельности, которые осуществляются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.

Лицензирование – процедура выдачи соответствующих лицензий на конкретный вид деятельности, подлежащей обязательному лицензированию согласно нормативно-правовым актам, действующим на территории России, а также переоформления лицензий, их приостановка или аннулирование.

Лицензией называется специальный разрешительный документ, который дает право предпринимателям проводить работы или оказывать услуги, составляющие лицензируемые виды деятельности, на законных основаниях. Лицензия может выдаваться лицензирующим органом, как на бумажном бланке, так и в электронном виде, подписанным электронной печатью.

Основным законодательным актом, регулирующим сферу лицензирования деятельности, является Федеральный Закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который утвержден 4 мая 2011 года. В данном Законе указаны основные цели и задачи лицензирования отдельных типов деятельности в России и критерии, по которым следует идентифицировать соответствующий вид проводимых работ или оказываемых услуг населению, а также прописаны основные принципы осуществления процедуры лицензирования, определены виды деятельности, подлежащие лицензированию, порядок и этапы получения лицензии.

Основными принципами проведения лицензирования деятельности в России являются:

  • обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации;
  • определение лицензируемых категорий деятельности Федеральным Законом;
  • указание Федеральными Законами порядка лицензирования отдельных типов деятельности в Российской Федерации;
  • утверждение перечня обязательных требований в области лицензирования;
  • доступность и открытость информации о проведении лицензирования;
  • недопущение незаконно взимаемых платежей с соискателей лицензии или их держателей;
  • соблюдение законности при проведении лицензирования.

Виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию

Лицензированию в Российской Федерации подлежат около пятидесяти видов деятельности, вот только некоторые из них:

  • разработка, проектирование и изготовление шифровальных средств и информационных и телекоммуникационных систем, а также их распространение;
  • проектирование, изготовление, обслуживание и реализация авиационной техники;
  • проектирование, производство, установка, испытание, реализация, обслуживание и ремонт военной техники, вооружения и огнестрельного оружия;
  • хранение и утилизация химического оружия;
  • тушение пожаров;
  • изготовление лекарственных препаратов, а также производство, реализация и обслуживание медицинской техники;
  • перевозка пассажиров и грузов автомобильным, железнодорожным, авиационным, морским и речным транспортом;
  • охранная частная деятельность;
  • оказание услуг связи;
  • космическая деятельность;
  • образовательная деятельность;
  • теле- и радиовещание;
  • фармацевтическая деятельность;
  • проведение экспертиз промышленной безопасности и другие виды деятельности.

Информация, указываемая в заявке на получение лицензии

Лицензирование осуществляют специализированные лицензирующие органы, получившие аккредитацию на проведение соответствующих процедур с последующим оформлением разрешительных документов. Для проведения лицензирования соискателю следует подать заявку, содержащую в себе следующую информацию:

  • полное наименование компании-заявителя;
  • реквизиты, адрес и телефон организации;
  • данные о постановке предпринимателя на учет в налоговые органы и регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • если лицензирование осуществляется на индивидуального предпринимателя, указывается ФИО и регистрационные данные соискателя;
  • вид лицензируемой деятельности;
  • квитанция или другие документы об уплате государственных налоговых пошлин;
  • другие данные.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, получившие лицензию на проведения деятельности, вправе производить работы и оказывать услуги на всей территории Российской Федерации на следующий день после регистрации и получения лицензии. Выданная лицензия на осуществление деятельности не имеет срока действия. Если вам требуется получить лицензию на осуществляемый вид деятельности, обратитесь за помощью к специалистам центра сертификации «Севтест».

    • Лицензирование видов деятельности
    • Лицензирование алкогольной продукции
    • Лицензирование образовательной деятельности
    • Лицензирование медицинской деятельности
    • Лицензирование терминалов, ценных бумаг и банков

4.1. Общий порядок лицензирования

Лицензирование деятельности в области защиты информации представляет собой определенную форму государственного контроля и должно обеспечить не только допуск организаций, соответствующих определенным требованиям и условиям, к осуществлению определенных видов деятельности, но и повышение качества непосредственно мероприятий и услуг по технической защите информации.

Государственная система лицензирования деятельности в области технической защиты информации включает в себя две составляющие:

  • допуск предприятий и организаций к оказанию услуг по защите информации;
  • контроль качества и эффективности оказываемых услуг в процессе их деятельности.

Рассмотрим основные понятия в области лицензирования.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г.

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Срок действия лицензии не может быть более 5 лет. По истечении этого срока лицензия может быть продлена по заявлению лицензиата.

Порядок получения лицензии следующий:

Соискатель лицензии отправляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

  • для юридического лица: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, адреса, где планируется ведение лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юр.лица и данные документа, подтверждающего внесение в реестр юридических лиц РФ.
  • для индивидуального предпринимателя: полное ФИО, место жительства, адреса мест, где планируется ведение лицензируемой деятельности, данные документа, удостоверяющего личность (например, паспорта), государственный регистрационный номер записи о регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
  • ИНН и данные документа, подтверждающего постановку соискателя на учет в налоговом органе.
  • лицензируемый вид деятельности.

К заявлению соискатель должен приложить следующие документы:

  • копии учредительных документов (для юридического лица);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Решение о предоставлении лицензии (или отказе) принимается в срок, не превышающий 5 дней со дня поступления документов. Уведомление о принятии решения вручается или отправляется соискателю в письменной форме. Если решение отрицательное, должны указываться причины отказа и реквизиты акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Соискатель лицензии должен заплатить государственную пошлину за получение лицензии и в течение трех дней после оплаты может получить лицензию.

Причинами отказа в получении лицензии могут быть:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Перечислим пункты, которые должны содержать решение о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии:

  • наименование лицензирующего органа;
  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  • ФИО индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • срок действия лицензии;
  • ИНН;
  • номер лицензии;
  • дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Приостановление действия лицензии осуществляется по решению суда в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий в течение суток со дня принятия судом решение. Действие лицензии возобновляется, если лицензиат уведомляет в письменном виде об устранении нарушений. Если лицензиат не устраняет нарушения в установленный судом срок, лицензирующий орган может обратиться в суд, по решению которого лицензия может быть аннулирована.

Действие лицензии прекращается в следующих случаях:

  • ликвидация юридического или физического лица.
  • окончание срока действия лицензии или принятие решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата.
  • решение суда об аннулировании лицензии.

Лицензирующие органы обязаны вести специальные реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре указывается следующая информация:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 настоящего Федерального закона);
  • срок действия лицензии;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • номер лицензии;
  • дата принятия решения о предоставлении лицензии;
  • сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
  • основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии;
  • основание и дата аннулирования лицензии;
  • основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования;
  • сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;
  • основание и дата прекращения действия лицензии;
  • иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация из реестра лицензий является открытой для физических и юридических лиц. Выписку можно получить за установленную плату в 10 рублей в течение трех дней после подачи заявления.

Перечислим виды деятельности, относящиеся к защите информации, на осуществление которых требуется получение лицензии:

  • деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
  • деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
  • предоставление услуг в области шифрования информации;
  • разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Важным пунктом в контексте данного курса является необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

С целью соблюдения основного принципа лицензирования, а именно, обеспечения на территории РФ единства экономического пространства Правительство РФ наделено определенными полномочиями при осуществлении лицензирования. Президентом РФ определены основные направления внутренней политики:

  • Правительством утверждаются положения о лицензировании, качающиеся конкретных видов деятельности.
  • Им определяются федеральные органы исполнительной власти, которые вправе осуществлять лицензирование конкретных видов деятельности.
  • Правительством устанавливаются виды деятельности, которые должны лицензировать органы исполнительной власти субъектов РФ.

Из сказанного видно, что в проведении лицензирования отдельных видов деятельности важную роль играет Правительство РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом и Конституцией РФ Правительству, как высшему исполнительному органу государственной власти, даны широкие полномочия, распространяющиеся на различные сферы жизнедеятельности российского государства: организации внешней и внутренней политики РФ; регулировании в социально-экономической сфере; обеспечении единства исполнительной власти и координировании деятельности ее органов; формировании целевых федеральных программ и обеспечении их реализации, и т.д.
Ряд полномочий осуществляет Правительство в сфере экономики, в числе которых:

  • Обеспечение свободы деятельности экономической, единства экономического пространства, свободы перемещения услуг, товаров и финансов.
  • Защита отечественных производителей товаров.

В рамках имеющихся полномочий, в соответствии с главными направлениями государственной политики, которые определяет Президент, им определены полномочия и при осуществлении лицензирования, о которых уже говорилось выше.
Важно отметить, что Правительство только утверждает положения, разрабатывают же их федеральные министерства, находящиеся у него в подчинении и имеющие на то полномочия. Например, министерство здравоохранения. Оно занимается разработкой проекта положения, касающегося лицензирования фармацевтической деятельности. Исключение составляет деятельность, которую осуществляют организации оптовой торговли медикаментами, а также, деятельности, касающейся обращения лекарств для животных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *